Роль таможенных пошлин в бюджете рф

Опубликовано: 26.04.2024

Таможенные пошлины - это платежи, которые участвуют в процессе регулирования государством внешнеэкономических связей. Они во многом определяют положение страны в международной системе разделения труда, её экономическое состояние, обеспечивают значительную часть доходов страны. На протяжении всей истории страны таможенным платежам уделялось большое значение, что можно заметить и по сей день.

Федеральный бюджет - это центральный элемент бюджетной системы страны. Таможенные сборы - это часть системы, с помощью которой осуществляется пополнение федерального бюджета. Изучая опыт передовых стран, можно отметить, что система таможенных платежей - это главное условие сильного и развитого государства. Обеспечение уплаты таможенных платежей является гарантией постоянного пополнения казны страны, а также условием существования сильного государства.

Для детального анализа изучим таможенную ситуацию на протяжении нескольких последних лет. В 2011 году таможенные сборы способствовали поступлению в федеральный бюджет страны 5845,7 млрд. рублей, а в 2013 году эта сумма составила 6505 млрд. рублей, а в 2015 году эта сумма уменьшилась до 4910,7 рублей. Необходимо заметить, что в 2015 году произошло сильное сокращение объемов декларирования. Одной из главных причин этого стало сокращение объема производства многих товаров, разорение крупных фирм, а также ухудшение внешнеполитической ситуации, введение санкций на ряд товаров. Неурегулированная система таможенных уплат в России также наносит ущерб отечественным производителям.

Многостороннее таможенно-правовое регулирование дополняется налогово-правовым регулированием, что не только обеспечивает эффективность поступлений доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан.

При проведении государством политики по регулированию импорта необходимо учитывать, что импорт удовлетворяет потребность населения и избавляет от дефицита той или иной продукции. За этот период импорт стал преобладать в стране, ситуация поменялась только после того, как произошла девальвация рубля, что способствовало снижению конкурентоспособности зарубежных товаров. В этом случае рекомендуется усилить внешнеэкономическую политику по импорту с целью поддержки отечественного производителя.

При этом в целях обеспечения защиты от импортной интервенции следует всесторонне поддерживать отечественных производителей, а именно, необходимы: государственная поддержка промышленных предприятий в виде налоговых льгот и льготных кредитов;

  • регулирование цен на продукцию естественных монополий;
  • государственная поддержка прикладных исследований и приоритетных направлений в области фундаментальных исследований;
  • жесткий финансовый и валютный контроль за деятельностью предприятий, занимающихся ВЭД;
  • реформы в таможенной политике по отмене всех импортных льгот по уплате таможенных пошлин по товарам, которые Россия способна производить сама, с одновременным снижением пошлин на сырье для российских производителей, которое невозможно произвести в России.

Как отмечает М.Е. Верстова, «таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы по своей сути представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, охраняются принудительной силой государства» . В связи с этим можно сказать, что таможенные платежи являются неотъемлемой частью обязательных платежей государства, а их применение возможно в силу самого факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Но, тем не менее все это не даёт гарантии того, что финансовая система страны может находиться под угрозой. Сложившаяся тенденция профицита бюджета и наличие социальных обязательств государства обусловили рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2008 г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляла экспортная пошлина.

Таким образом, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации.

На таможенную службу возлагаются обязанности по пополнению федерального бюджета страны, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Для того, чтобы спрогнозировать сумму поступающих средств в местную казну необходимо проводить планирование на государственном уровне и планирование внутри системы, устанавливая определенные контрольные показатели, которые должны быть достигнуты по истечении определенного отрезка времени.

Основной причиной такого глобального снижения являлись санкции, который были введены в ряде стран, а также нестабильный курс валюты и падение цены на топливо. После событий, произошедших на Украине, Российская экономика потерпела убытки. Многие российские предприниматели испытывали трудности со сбытом товара, а ухудшающиеся события лишь обострили обстановку. В связи с этим ужесточилась ситуация пополнения внутреннего бюджета страны за счет внешнеэкономической деятельности.

Но несмотря на экономическую обстановку наблюдаются рост объемов продаж по определенной группе товаров и в определенные государства, а именно:

  • в страны дальнего зарубежья производится отправка железа, пластмассы, удобрений, средства наземного транспорта;
  • в страны СНГ происходит поставка пшеницы, подсолнечного масла, удобрений, а также пластмассы.

С точки зрения бюджетного планирования, определение источников доходной части федерального бюджета и планирование их величин является первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойной жизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направлены на экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации.

Заметим, что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономического развития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства с десятизначным числом.

Все цели по стратегическому развитию страны прописываются в послании Президента РФ. Они должны отражаться в бюджете государства, с помощь которого в стране осуществляются различные цели, в том числе и осуществляется повышение качества жизни населения, обеспечивается обороноспособность и осуществляется национальная безопасность. С помощью федерального бюджета происходит повышение экономического роста страны, решаются ряд социальных проблем.

Следует отметить, что экономика страны находится в шатком состоянии, которое связано с острой политической обстановкой в мире, а именно финансовый кризис, санкции, военные действия, девальвация рубля, инфляция, присоединение Крыма, который требует постоянного капиталовложения. Всё это ставит внешнеторговую деятельность России под угрозу.

Таким образом, таможенные платежи являются основным источником пополнения федерального бюджета страны. Его роль является ведущей среди иных источников. Что бы обеспечить постоянное пополнения федерального бюджета через данную систему, необходимо структурировать и качественно проработать всю систему таможенных сборов.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 1079 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.
Цель курсовой работы - рассмотреть виды таможенных платежей и показать их роль в формировании доходов федерального бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1 ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………………….…………4
1. Понятие и значение таможенных платежей…………………………………4
2. Классификация таможенных платежей…………………………………..…7
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА НАЧИСЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ…………………………………………………………………..…11
2.1 Роль таможенных пошлин в пополнении федерального бюджета……. 11
2.2Объем налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ……………………………………………………………………..12
2.3 Значение таможенных сборов в объеме таможенных платежей ….……15
2.4. Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы……………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..….39

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ………….…3

ГЛАВА 1 ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………… ….…………4

1. Понятие и значение таможенных платежей…………………………… ……4

2. Классификация таможенных платежей…………………………………..…7

ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА НАЧИСЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ………………………………………………………… ………..…11

2.1 Роль таможенных пошлин в пополнении федерального бюджета……. 11

2.2Объем налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ……………………………………………… ……………………..12

2.3 Значение таможенных сборов в объеме таможенных платежей ….……15

2.4. Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы……………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………… …………………..….39

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Предприятие, желающее “раздвинуть” рамки своей хозяйственной деятельности за территорию Российской Федерации, сталкивается с такими вопросами, как правила экспорта-импорта товаров и услуг, порядок валютных операций при экспорте-импорте, процедура выхода на мировой рынок. Немаловажную роль здесь играют и вопросы, связанные с порядком налогообложения внешнеэкономической деятельности. От государства в данной ситуации требуется создание таких условий функционирования, которые бы способствовали реализации целей внешнеэкономической политики страны.

Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Цель курсовой работы - рассмотреть виды таможенных платежей и показать их роль в формировании доходов федерального бюджета.

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

1.1 Понятие и значение таможенных платежей

Статья 70 ТКТС к таможенным платежам относятся:

Ввозная таможенная пошлина

Вывозная таможенная пошлина

Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза

Акциз (акцизы), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза

Таможенные сборы

Международные грузоперевозки имеют огромное значение для экономического развития любой страны, активно ведущей внешнеторговые операции. Внешняя торговля и международные грузоперевозки существенно повышают экономическую активность внутри страны, способствуют созданию новых рабочих мест и росту ВВП. Кроме этого, внешнеторговые операции и международные грузоперевозки играют огромную роль в наполнении государственного бюджета большинства стран. Не является исключением и Россия, в которой таможня традиционно является одним из основных источников наполнения бюджета. В настоящее время таможенные платежи составляют основную часть поступлений в государственный бюджет нашей страны. Кроме этого, таможенные платежи также имеют большое значение, как один из эффективных инструментов внутренней и внешней экономической политики государства. С помощью регулирования размера и применения определенных видов таможенных платежей государство имеет возможность оказывать влияние на формирование экономической ситуации, структуры и объемов внешней торговли.

Учитывая огромное значение таможенных платежей, вполне понятно, что государство всегда уделяет им особое внимание. Это касается, как полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, так и формированию их структуры. В настоящее время применяется большое количество видов таможенных платежей.

Основным видом таможенных платежей, безусловно, являются ввозные пошлины. Именно они составляют основу поступлений в бюджет, которые дает отечественная таможня. В большинстве случаев размер ввозной пошлины исчисляется согласно Таможенного тарифа, в зависимости от таможенной стоимости груза. Также размер ввозной пошлины может определяться в размере определенной суммы за единицу упаковки или веса груза. Кроме этого, может применяться комбинированный метод, при котором размер пошлины определяется, в зависимости от таможенной стоимости, но не менее определенной суммы за единицу груза. Размер ввозной пошлины может устанавливаться, в зависимости от страны происхождения груза, а также – в зависимости от экономической ситуации в конкретный момент времени. Что касается вывозных пошлин, то в мировой практике они встречаются значительно реже и, в большинстве случаев, носят регуляторный характер. В нашей стране вывозные пошлины могут применяться при экспорте товаров сырьевой группы, и в частности – энергоносителей. Одним из важных видов таможенных платежей, подлежащих уплате при импорте товаров, является налог на добавленную стоимость. В соответствии с Налоговым кодексом ввоз товаров на таможенную территорию РФ облагается НДС. Базой для исчисления налога является таможенная стоимость товара. Также налоговая база включает размер уплаченной ввозной пошлины и акциза. При ввозе на территорию РФ подакцизных товаров еще одним видом обязательных таможенных платежей является акциз. Налоговая база для определения размера акцизного платежа может определяться, исходя из размера таможенной стоимости груза и уплаченной таможенной пошлины, либо исходя из объема груза в натуральном выражении. Таможенный сбор является обязательным видом таможенных платежей, который подлежит уплате, как при экспортных, так и при импортных внешнеторговых операциях, независимо от товарной категории грузов. Сбор представляет собой своеобразную плату, которую взимают таможенные органы за совершение комплекса действий, включающих таможенное оформление, хранение и сопровождение грузов.

Ответственность за своевременную и полную уплату таможенных платежей возлагается на декларанта, осуществляющего таможенное оформление грузов и, в конечном итоге, на собственника груза. Необходимо отметить, что размер таможенных платежей при совершении внешнеторговых операций одного типа может быть разным. Сумма платежей, которые придется уплатить владельцу груза, осуществляющему международные грузоперевозки, в значительной степени зависит от квалификации лица, отвечающего за таможенное оформление. Совершенно очевидно, что таможенные органы всегда стремятся взыскать максимальный объем платежей, прибегая к завышению базы их исчисления и другим способам. В этой связи достаточно часто возникает много спорных моментов. Использование услуг квалифицированного и ответственного таможенного брокера, в большинстве случаев, позволяет участнику ВЭД, осуществляющему грузоперевозки, уплачивать наиболее рациональный объем таможенных платежей с гарантией отсутствия санкций со стороны государства.

Код вида платежа

Название вида платежа

Ввозная таможенная пошлина

Ввозная таможенная пошлина на бензин моторный и тяжелые дистилляты

Вывозная таможенная пошлина

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость

Акцизный сбор на бензин моторный и тяжелые дистилляты

Таможенный сбор за нахождение товаров и иных предметов под таможенным контролем

Таможенный сбор за таможенное оформление товаров и иных предметов в зонах таможенного контроля на территориях и в помещениях предприятий, хранящих такие товары и иные предметы, или вне рабочего времени, установленного для таможни.

Таможенный сбор за таможенное оформление товаров и иных предметов

Таможенный сбор за таможенное оформление товаров и иных предметов в соответствии с режимом временного ввоза (вывоза)

Таможенный сбор за таможенное оформление товаров и иных предметов в соответствии с режимом транзита

Таможенный сбор за таможенное оформление товаров и иных предметов в соответствии с режимом таможенного склада

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Предварительное информирование таможенных органов (Афонин П.Н., Хрунова А.Л.) // Экономические отношения. № 1 / 2017

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 11:35, реферат

Описание работы

Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика таможенных платежей в РФ 5
Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета 13
Заключение 19
Список использованных источников 21

Работа содержит 1 файл

Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета.doc

Для определения размера таможенной пошлины немаловажное значение имеет таможенная стоимость товара. Правильное определение таможенной стоимости является гарантией реализации конституционного принципа равного и справедливого налогообложения. Величина таможенной стоимости зависит от компонентов, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости, и метода ее определения. 10

Выбор ставки ввозной таможенной пошлины зависит также от страны происхождения товаров. Сведения о стране происхождения заявляются при декларировании товаров таможенным органам.

В целях защиты экономических интересов государств-членов таможенного союза к ввозимым на таможенную территорию таможенного союза товарам в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах могут временно применяться особые пошлины: 1) специальная пошлина; 2) антидемпинговая пошлина; 3) компенсационная пошлина 11 .

В Российской Федерации порядок проведения расследования и введения данных видов пошлин определен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Данные виды пошлин вводятся только после расследования, проводимого в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию России и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики.

Полномочия по проведению расследования возложены на Минэкономразвития России. Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозных таможенных пошлин.

Антидемпинговая пошлина - применяется при введении меры по противодействию демпинговому импорту.

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

При этом в целом ставки таможенных пошлин являются едиными. Это означает, что, во-первых, ставки едины на всей таможенной территории таможенного союза, а во-вторых, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу таможенного союза, видов сделок и других факторов. Однако допускаются исключения из закрепленного правила. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преференциях).

Тарифные преференции – это льготы по таможенному тарифу при осуществлении торговых отношений государств-членов таможенного союза с иностранными государствами – предоставляются в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин либо снижения ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.

Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система таможенного союза, определяется равным образом как для наименее развитых (с полным освобождением от таможенной пошлины), так и для развивающихся (со снижением ставки пошлины) стран. Преференциями пользуются также страны СНГ, заключившие с РФ Соглашения о свободной торговле.

Система тарифных преференций основана на ряде межгосударственных политических соглашений между Россией и странами, экономика которых, поддерживается Российской Федерацией. Преференциальные льготы на отдельные виды товаров, произведенных или глубоко переработанных в таких странах, предоставляются в виде полного освобождения от таможенных пошлин, или значительного снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Приоритет финансовых целей предопределяет установленный статьей 34 НК РФ статус таможенных органов, которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Система учета и собираемости таможенных платежей от внешнеторговых операций более надежна и существенно менее сложна по сравнению с системой внутреннего налогообложения.

Таможенные платежи, взимаемые таможенными органами, формируя казну государства, выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Фискальная функция заключается в образовании денежных фондов, регулятивная функция отражает способность государства через таможенно-тарифное регулирование и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства. 12 В литературе отмечалось, что к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина 13 , налог, сбор. Так, А.Н. Козырин отмечает, что цель взимания таможенной пошлины, как и других таможенных платежей (косвенных налогов и сборов), заключается в «мобилизации финансовых ресурсов для материального обеспечения государственной деятельности» 14 .

Многостороннее таможенно-правовое регулирование дополняется налогово-правовым регулированием, что не только обеспечивает эффективность поступлений доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан.

Федеральным законом № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 15 с 1 октября 2009 года до 30 июня 2010 года предусмотрен переход на уплату плательщиками таможенных и иных платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, и закрытие счетов таможенных органов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности.

В случаях, когда участник внешнеэкономической деятельности активно осуществляет внешнеторговые операции, для упрощения его работы предусмотрена авансовая форма оплаты таможенных платежей. Доходы государства от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными. Фискальные платежи предполагают «удовлетворение публичных интересов за счет принудительного изъятия государством денежных средств, находящихся в частной собственности у физических лиц и организаций либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у государственных юридических лиц». 16 Фискальные платежи включаются в состав фискальных доходов. Следовательно, финансовые ресурсы, образующиеся в результате деятельности системы таможенных органов и направляемые в бюджет государства для удовлетворения публичных интересов, следует считать таможенными фискальными доходами.

Следует отметить, что все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей государству, они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

Как отмечает М.Е. Верстова, «таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы по своей сути представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, охраняются принудительной силой государства» 17 . Следовательно, таможенные платежи являются неотъемлемой частью системы обязательных платежей, а их применение возможно в силу самого факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 1991–2008 гг. их доля в федеральном бюджете возросла с 10 до 50,5%, что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.

Однако это не дает оснований полагать, что финансовому положению страны ничто не угрожает. Сложившаяся тенденция профицита бюджета и наличие социальных обязательств государства обусловили рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2008 г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляла экспортная пошлина. 18

Таким образом, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования.

На таможенную службу возложена обязанность по наполнению доходной части федерального бюджета, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Прогнозирование таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет в виде налоговых и неналоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент для осуществления планирования — планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и планирования внутри системы (контрольные показатели).

Финансово-экономический кризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от ВЭД.

Сравним: В 2009 году в федеральный бюджет перечислено 3 трлн. 519,8 млрд. руб., что составляет 101,4 % от установленного таможенным органам задания. По сравнению с 2008 г. платежей перечислено на 1 трлн. 144,4 млрд. руб. меньше. По итогам 2010 года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 4 трлн. 329,8 млрд. рублей, что составило 105,68 процента от прогнозируемой суммы доходов бюджета, администрируемых таможенными органами. 19

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2010 году составил 625,4 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 33,3%, в том числе экспорт – 396,4 млрд. долларов США (повышение на 31,4%), импорт – 228,9 млрд. долларов США (повышение на 36,8%). Cальдо торгового баланса составило 167,4 млрд. долларов США, что на 33,1 млрд. долларов США больше, чем в 2009 году.

Импорт России за 2010 г. составил $ 228,9 млрд. и увеличился по сравнению с 2009 г. на 36,8%. Снижение импорта из стран СНГ составило 44,8%. Уменьшение стоимостных объемов импорта обусловлено сокращением физических объемов импорта при сохранении уровня цен прошлого года.

С точки зрения бюджетного планирования, определение источников доходной части федерального бюджета и планирование их величин является первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойной жизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направлены на экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации. Заметим, что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономического развития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства с десятизначным числом. 20

Стратегические цели развития нашей страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации, должны отражаться в бюджете государства, являющемся инструментом реализации таких стратегических целей, как повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности государства, создание условий для экономического роста в целях решения социальных проблем и занятие достойного места страны в мировом сообществе.

Мировой финансово-экономический кризис вызвал резкое падение мировых цен на основные товары российского экспорта, что обострило проблему сбалансированности внешнеторгового сальдо, прежде всего в торговле со странами Запада, сузило налогооблагаемую базу для сбора таможенных платежей. Это создало реальную угрозу сокращения валютных резервов и в конечном итоге отразилось на сбалансированности федерального бюджета в 2009 г. Это вынудило Россию обратиться к внешним заимствованиям с вытекающими негативными последствиями.

Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения России насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов взимались пошлины.

* «Тамга» - наложение на товар клейма, печати, разрешающих дальнейший провоз и продажу данного товара.

На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная монополия внешней торговли сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь базирующемуся на применении таможенных налогов и сборов.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую.

Таможенные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств на/с таможенной территории РФ.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по части взимания таможенных налогов и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом РФ. В экономической литературе принято условное деление таможенных налогов и сборов на две группы: основные и факультативные [12, с. 347]. К основным таможенным платежам относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы за таможенное оформление, а к факультативным – таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; платежи, взимаемые по единым ставкам, и др.

Следует отметить, что понятие «таможенные платежи» значительно уже, чем «платежи, предусмотренные таможенным законодательством», которые помимо таможенных включают такие обязательные платежи, осуществляемые в сфере ВЭД, как средства от реализации конфискатов, проценты за предоставление отсрочки или рассрочки таможенных платежей и др. Классификация таможенных платежей, предусмотренных таможенным законодательством, приведена на рис. 11.1. Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги – НДС, таможенная пошлина, акциз, и обязательные платежи неналогового характера – различные таможенные сборы, платы и др.

Классификация таможенных платежей, предусмотренных в законопроекте нового Таможенного кодекса РФ, в зависимости от их налоговой природы приведена на рис.

С 2000 г. все средства от взимания таможенных платежей поступают в федеральный бюджет*. В настоящее время в России таможенные доходы составляют от 25 до 40 % доходов федерального бюджета. В федеральном бюджете на 2000 г. учтены таможенные платежи в следующих размерах: НДС – 102 617,8 млн руб., акцизы на товары ввозимые – 3831,6 млн руб., ввозные таможенные пошлины – 87 488,0 млн руб., вывозные таможенные пошлины – 84 495,2 млн руб. Таким образом, основным источником таможенных доходов являются таможенные пошлины, о роли которых в формировании доходной части федерального бюджета за период 1995-2000 гг. позволяют судить данные, приведенные в табл. 11.1.

* В соответствии с Федеральным законом от 31.12.99 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» был упразднен Фонд развития таможенной системы, в который до 2000 г. поступали таможенные платежи неналогового характера.

Таким образом, в современной России таможенные платежи представляют особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление, которые имеют существенное значение с фискальной точки зрения. Общепризнанным классическим инструментом налогового регулирования ВЭД является таможенная пошлина, более подробному изучению которой посвящены следующие параграфы главы.

Читайте также: