Налогообложение иностранных работников в 2021 году

Опубликовано: 14.05.2024

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Если в штат сотрудников компании входят иностранцы, бухгалтеру по расчету заработной платы следует уделять особое внимание этой категории граждан. Расчет зарплаты, НДФЛ и страховых взносов имеет для них свои особенности. О начислениях, выплатах и удержаниях из заработка иностранных работников пойдет речь в этой статье.

Резидент — нерезидент?

В первую очередь при расчете зарплаты иностранцам нужно определить является он резидентом или нерезидентом РФ: от этого зависит ставка взимания НДФЛ, а также разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ), и применение налоговых вычетов по НДФЛ (так, в соответствии с п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ нерезиденту вычеты не предоставляются).

В первую очередь необходимо установить, какое время иностранец находится в России. Подойдут любые документы, подтверждающие пребывание работника в стране, с отметкой погранслужбы:

  • заграничный паспорт;
  • дипломатический документ;
  • служебное свидетельство;
  • паспорт моряка;
  • миграционная карта;
  • проездной документ беженца и т.п.

Если иностранец не подтвердил период нахождения на территории страны, взимать налог с его заработка нужно по ставкам, применяющимся при расчете зарплаты нерезидентам.

Чтобы узнать статус получателя дохода, необходимо вычислить количество дней (календарных), в течение которых гражданин фактически находился на территории нашей страны за двенадцать месяцев, следующих подряд.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Данный порядок изложен в п. 2 ст. 207 НК РФ. Но есть и исключения:

  • военнослужащие РФ, осуществляющие выполнение поставленных задач за пределами нашей страны (либо служащие за границей),
  • работники органов госвласти и ОМСУ, находящиеся в зарубежной командировке.

Указанные категории являются резидентами Российской Федерации. Количество дней, которые они находятся в нашей стране, значения не имеет (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Как удерживать НДФЛ с иностранцев

Применяются следующие ставки:

  • 13 % НДФЛ начисляется резиденту.
  • 30 % взимается с нерезидентов, если нет исключений (п. 3 ст. 224 НК РФ).

В качестве исключения по ставке 13% облагаются доходы (ст. 73 Договора о ЕАЭС, п. 3 ст. 224 НК РФ):

  • граждан государств-членов ЕАЭС;
  • высококвалифицированных специалистов (только доходы от трудовой деятельности);
  • беженцев и лиц, получивших временное убежище;
  • временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих на основании патента;
  • участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;
  • членов экипажей судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации.

Если статус сотрудника-иностранца в течение года изменится, НДФЛ нужно пересчитать исходя из нового статуса работника (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Свои тонкости есть при расчете НДФЛ иностранцев на патенте. На период его действия применяется ставка 13%. Если срок действия патента истек, налог на доходы будет исчисляться исходя из статуса иностранного работника. Резидент продолжит уплачивать 13%, нерезидент — 30%.

Взносы во внебюджетные фонды с зарплаты иностранного сотрудника

Законы 125-ФЗ от 24.07.1998 г. и 255-ФЗ от 27.07.2010 г. предусматривают страхование каждого гражданина с первого дня его пребывания в России путем добровольного медицинского страхования. При устройстве иностранца на работу вступает в силу ТК РФ, который запрещает найм без оформления договора о ДМС.

Отчисления в Пенсионный фонд также обязательны почти для всех иностранцев. Исключением являются временно работающие на территории РФ высококвалифицированные эксперты.

Удержания в ФСС от несчастных случаев также являются обязательными.

Отличия взимания НДФЛ и страховых взносов представлены в таблице:

Отличия взимания НДФЛ и страховых взносов

Особенности и пример расчета отчислений с заработка иностранного работника

Основная сложность для бухгалтера-расчетчика заключается в правильном отслеживании смены статуса иностранного работника с нерезидента на резидента, с временного пребывания — на проживание.

Если сменилось положение временного пребывания на статус временного проживания, тариф взносов в ПФ не меняется. А вот взносы в соцстрах и ОМС поменяются на 2,9 и 5,1% соответственно. При этом нужно разделить доходы работника до изменения статуса и после.

Временно пребывающий в России работник-иностранец работает по патенту. Его заработок составляет 40 000 рублей. 25 марта 2019 года сотрудник получил разрешение на временное проживание.

Для расчета страховых взносов за март 2019 года распределим доходы на 2 периода: с 1 по 24 марта (15 раб. дн.), с 25 по 31 марта (5 раб. дн.).

Количество рабочих дней в марте — 20.

Рассчитаем заработок сотрудника до смены статуса:
40 000/ 20 дн. * 15 дн. = 30 000 руб.

Найдем доходы иностранного работника в период после получения разрешение на временное проживание:
40 000/20 дн. * 5 дн. = 10 000 руб.

Размер страховых взносов до получения разрешения:
В ПФР: 30 000 * 22% = 6 600 руб.
В ФСС: 30 000* 1,8% = 540 руб.

На ОМС взносы не взимаются.

Размер взносов после смены статуса:
В ПФР: 10 000 *22% = 2 200 руб.
В ФСС: 10 000 * 2,9% = 290 руб.
В ФОМС: 10 000* 5,1% = 510 руб.

Общая сумма страховых взносов иностранца за март 2019 года составит:
В ПФР: 6 600 + 2 200 = 8 800 руб.
В ФСС: 540 + 290 = 830 руб.
ФОМС: 510 руб.

Выплатить заработную плату иностранному работнику, временно пребывающему или временно проживающему в РФ, можно только в безналичной форме.

Постоянно проживающему в РФ иностранному работнику зарплату можно выплатить как в наличной форме, так и в безналичной.

Главное при расчете зарплаты иностранным гражданам — определить, какие налоги и взносы нужно удержать в зависимости от правового статуса и времени пребывания в РФ.

Знать все тонкости вопроса важно для соблюдения норм трудового, миграционного, валютного и налогового законодательства.

Просчеты бухгалтеров ведут к недостаточным или излишним выплатам, ошибкам в начислении налогов, что грозит штрафами и доначислениями.

Эксперты 1C-WiseAdvice досконально разбираются в вопросах расчета зарплаты и налогообложения иностранных работников, кроме того:

  • всегда в курсе последних изменений в законодательстве,
  • используют систему контроля качества расчетов, что исключает вероятность ошибок,
  • несут ответственность за качество учета.

Если по нашей вине возникнут ошибки, мы компенсируем штрафы и доначисления в полном объеме, что подтверждает полис страхования профессиональной ответственности с покрытием до 70 млн рублей.


Иностранные работники из «безвизовых» стран, временно пребывающие в России, обязаны получать патенты для работы у работодателей: организаций, ИП, или физических лиц (Федеральный закон от 24.11.14 № 357-ФЗ).

До 2015 года по патентам работали только мигранты, которые оказывали физическим лицам услуги непредпринимательского характера (няни, домработницы, водители и т п.)

Подробнее о патенте для иностранных работников из безвизовых стран читайте здесь.

Аванс по НДФЛ за иностранцев

С 2015 г. действует новая редакция ст. 227.1 НК РФ, регламентирующая начисление и уплату НДФЛ иностранными гражданами.

Иностранный гражданин при получении или продлении патента уплачивает НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей. Сумма платежа рассчитывается по формуле (п. 2 ст. 227.1 НК РФ):

1 200 рублей × коэффициент дефлятор × региональный коэффициент, где:

  • коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год — 1,864 в 2021 году.
  • коэффициент, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта РФ. Если региональный коэффициент не установлен субъектом РФ, то он приравнивается к 1. Например, в Москве коэффициент на 2021 год установлен в размере 2,3878.

Таким образом, минимальная цена патента для иностранных граждан в 2021 году составит 1 200 × 1,864 = 2 237 рублей в месяц. Тут следует помнить о правиле округления до целых рублей — суммы до 50 копеек отбрасываются, а суммы более 50 копеек округляются до рубля.

Если патент выдали в 2020 году, а закончится он уже в 2021 году, то НДФЛ не придется пересчитывать с учетом повышенного коэффициента дефлятора (письма ФНС от 27.01.2016 № БС-4-11/1052, Минфина от 19.03.2018 № 03-04-07/17158).

Организация или предприниматель может оплатить патент за иностранца, это не запрещено. При этом порядок зачета фиксированных авансовых платежей у налогового агента не изменяется. Однако такой платеж будет признан доходом иностранца с патентом, поэтому с него нужно будет удержать НДФЛ и перечислить в бюджет.

Порядок уплаты НДФЛ работодателем за иностранцев

абз. 1 п. 6 ст. 227.1 НК РФ

Работодатель, налоговый агент, рассчитывает НДФЛ в общем порядке, но при его удержании из доходов работника зачитывает уже уплаченные им в соответствующем налоговом периоде авансовые платежи (п. 5 и 6 ст. 227.1 НК РФ).

Доходы временно пребывающих граждан с патентом, полученные от работы по трудовому договору, облагаются НДФЛ по ставке 13 % или 15 % после превышения суммы в 5 млн рублей (Письмо Минфина РФ от 16.03.2016 № 03-04-05/14470 ).

Для зачета авансовых платежей нужны:

  • Заявление работника на уменьшение НДФЛ на сумму фиксированного авансового платежа в произвольной форме;
  • Документы, подтверждающие уплату авансовых платежей (квитанции об уплате);
  • Уведомление из ИФНС, подтверждающее право на уменьшение суммы НДФЛ на сумму уплаченных авансовых платежей.

Чтобы получить уведомление от налоговой, работодатель обращается в инспекцию с заявлением по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.11.2015 № ММВ-7-11/512 . Каждый налоговый период надо будет получать новое уведомление и на каждого иностранца оно должно быть свое.

абз. 2 и 3 п. 6 ст. 227.1 НК РФ

Уменьшить НДФЛ на сумму фиксированного авансового платежа в течение налогового периода может только один работодатель по выбору налогоплательщика. Этот момент контролирует ИФНС, выдавая уведомление только одному налоговому агенту в течение налогового периода.

Если уплаченные суммы авансовых платежей за период действия патента в соответствующем налоговом периоде превышают сумму исчисленного налоговым агентом НДФЛ за этот период, то сумма такого превышения не является излишне удержанным налогом и не подлежит ни возврату, ни зачету.

Как отразить уменьшение НДФЛ в учете и отчетности

Такое уменьшение работодатель должен показать в расчете 6-НДФЛ и приложении к нему (бывшей справке 2-НДФЛ). В расчете 6-НДФЛ сумма фиксированного авансового платежа указывается в Разделе 2 по строке 150 и соответствующем поле раздела 2 приложения к нему. Сумма в этих строках не должна быть больше суммы исчисленного НДФЛ.

В бухгалтерском учете для удержания НДФЛ мы используем проводку Дт 70 Кт 68-НДФЛ, а для перечисления в бюджет — Дт 68-НДФЛ Кт 51. Обе эти проводки должны быть составлены на сумму разницы между начисленным за период НДФЛ и суммой уплаченного фиксированного авансового платежа.

Пример. М. М. Дихтяренко в марте 2021 года купил патент на работу в Москве в течение полугода. Фиксированный авансовый платеж составил 32 046 рублей (1 200 рублей × 1,864 × 2,3878 × 6 месяцев).

25 марта иностранец устроился на работу с окладом 70 000 рублей. Он сразу написал заявление на уменьшение НДФЛ на сумму авансового платежа, работодатель направил своей заявление в ИФНС и получил уведомление о праве уменьшения налога. Уже с доходов за март НДФЛ можно будет уменьшить на сумму фиксированного платежа. Рассчитаем сумму налога к удержанию:

Март. Зарплата за отработанные 5 дней составит 15 217 рубля. НДФЛ — 1 978. Работодатель может не удерживать налог, так как он полностью покрывается фиксированным платежом. Остаток авансового платежа 30 068 рублей.

Апрель. Зарплата составит 70 000 рублей, НДФЛ — 9 100 рублей. НДФЛ по-прежнему можно не удерживать. Остаток авансового платежа 20 968 рублей. В мае и июне ситуация аналогичная.

К июлю остаток авансового платежа составит 2 768 рублей. Он уже не покрывает НДФЛ, поэтому работодатель уплатит налог в бюджет.

Июль. Зарплата составит 70 000 рублей, НДФЛ — 9 100 рублей НДФЛ к удержанию равен 6 332 рубля (9 100 — 2 768).

Получается, что с марта по июнь бухгалтер выплачивал Дихтяренко зарплату в полном размере, не удерживая налог. Первое удержание произойдет в июле. Для этого в учете нужны проводки:

Суть операции Проводка Сумма
Начисляем зарплату Дт 20 Кт 70 70 000 рублей
Удерживаем НДФЛ Дт 70 Кт 68-НДФЛ 6 332 рубля
Платим НДФЛ в бюджет Дт 68-НДФЛ Кт 51 6 332 рубля
Выплачиваем зарплату Дт 70 Кт 51 63 668 рублей

Уплата НДФЛ за иностранцев, работающих по патенту в 2021 году

Согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ работодатель, принявший на работу иностранца с патентом, вправе уменьшить НДФЛ, исчисленный с его доходов, на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных таким работником за период действия патента. При этом уменьшить налог можно только в том случае, если получит от налогового органа уведомление о подтверждении права на такое уменьшение. Для получения уведомления работодатель должен подать в налоговый орган соответствующее заявление.

Более подробно можно прочитать в этой статье.

Попробуйте поработать в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для ведения бухучета, расчета зарплаты и отправки отчетности через интернет.

Налог на доходы физических лиц с доходов иностранцев платится по ставкам, которые зависят от статуса налогового резидента.

Если работник в течение последовательных 12 календарных месяцев находился на территории РФ не менее 183 дней – он резидент, если нет - то НЕ резидент.
Следовательно, если иностранец только прибыл на территорию РФ, он не имеет статуса резидента.

Для граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызской республики предусмотрено особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ или статья "Договора о Евразийском экономическом союзе", на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Для иностранцев, работающих по патенту, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Иностранцы на патенте уплачивают фиксированные авансовые платежи по НДФЛ самостоятельно.
При этом, они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

В этом случае организация обязана запросить соответствующее уведомление из своей налоговой инспекции.
Порядок действий приведен в статье 227.1 НК РФ.

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.


В общем случае размер страховых взносов зависит от категории иностранного гражданина по 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: временно пребывающий / временно проживающий / постоянно проживающий.

Определения данных понятий приведены в 115-ФЗ (статья 2, пункт 1).

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (статья 425 НК РФ, пункт 2):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

К страховым взносам применяется регрессивная ставка: доходы больше – ставка меньше. С начала года взносы на доходы каждого сотрудника начисляются по максимальным ставкам, которые предусмотрены для каждой категории работника, а затем, когда сумма доходов нарастающим итогом достигнет определенных пороговых значений, тарифы снижаются.

В 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Примечание: иностранные граждане из стран членов ЕАЭС, являющиеся ВКС, рассматриваются отдельно, в следующем пункте.


такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Тарифы в ПФ и на социальное страхование такие же, как и с выплат гражданам РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС), но исключение составляют взносы на ОПС по временно пребывающим специалистам из стран ЕАЭС. Их начислять не нужно (Письмо Минфина России от 12.07.2017 N 03-15-06/44430, Минтруда России от 18.11.2015 N 17-3/В-560):

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Взносы не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - не начисляются
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).


Взнос зависит от вида деятельности компании и может составлять от 0,2% до 8,5%. От гражданства и статуса работника размер взноса не зависит вообще. Начисляется со всех доходов иностранцев, независимо от наличия или отсутствия вида на жительство, разрешения на временное проживание или статуса ВКС.

Основание: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"



Штраф для должностных лиц от 25 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 250 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, части 1 и 2.

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4

Штраф для должностных лиц от 35 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 3

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4


Есть два мнения относительно того, нужно ли уведомлять МВД о заключении/расторжении договора с гражданином Белоруссии.

Первое мнение: нужно уведомлять.
Относительно граждан Белоруссии и Казахстана есть письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н "О вопросах трудоустройства иностранных граждан", где приведен развернутый ответ на поставленный вопрос: "Следует ли уведомлять органы ФМС России о заключении (расторжении) трудовых договоров с гражданами Беларуси и Казахстана? В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Примечание к письму: В письме 2015 года речь идет о ФМС, а не о МВД, так как ранее эти функции выполняла ФМС, но в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба России упразднена с 01 июля 2016 года.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 1823 “Об установлении на 2021 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности” (документ не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить на 2021 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):

а) выращивание овощей (код 01.13.1) - в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

б) лесоводство и лесозаготовки (код 02) - в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

в) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (код 16) - в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

г) строительство (раздел F) - в размере 80 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

д) торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) - в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

е) торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) - в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

ж) торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) - в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

з) торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) - в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

и) торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) - в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

к) торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) - в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

л) торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) - в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

м) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) - в размере 24 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

н) деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) - в размере 24 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

о) управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32) - в размере 70 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

п) деятельность по обслуживанию зданий и территорий (код 81) - в размере 70 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

р) деятельность в области спорта прочая (код 93.19) - в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

2. Установить, что подпункт "г" пункта 1 настоящего постановления распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Амурской области и г. Москвы.

3. Установить на 2021 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Республики Дагестан деятельность в сфере строительства (раздел F), в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

4. Хозяйствующим субъектам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, до 1 января 2021 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Обзор документа

Правительство определило допустимую долю иностранных работников, которые могут быть задействованы в отдельных отраслях в 2021 г. Так, для сферы выращивания овощей, лесоводства и лесозаготовки, оптовой торговли пиломатериалами это 50% от общей численности штата, для розничной продажи алкоголя и сигарет в специализированных магазинах - 15%. Сохранен запрет привлекать иностранцев к розничной торговле лекарствами в аптеках, а также к торговле в нестационарных торговых объектах и на рынках, вне магазинов и палаток.

80% ограничение доли иностранных работников в строительстве не коснется только Бурятии, Амурской области и г. Москвы. А для Дагестана это ограничение составит 50%.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Иностранные работники


Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, трудоустраивать иностранцев наниматели и заказчики работ вправе при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Сами иностранцы трудиться в России могут только по достижении 18 лет и при наличии разрешения на работу или патента.

Этот порядок не применяется, если иностранец обладает определенным статусом:

  • постоянно или временно проживает в России, то есть имеет вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • въехал в РФ в безвизовом порядке;
  • является высококвалифицированным специалистом;
  • участвует в Госпрограмме по переселению в РФ бывших соотечественников;
  • работает в зарубежном дипломатическом представительстве, консульстве на территории России, является сотрудником международной организации или частными домработником этих лиц;
  • работает в зарубежном юрлице, которое занимается монтажом, сервисным и гарантийным обслуживанием поставленного в РФ оборудования;
  • работает аккредитованным в РФ журналистом,
  • учится в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работает в свободное время;
  • приглашен в РФ в качестве научного или педагогического работника для определенных целей;
  • приглашен в РФ с деловой, гуманитарной целью или для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью;
  • въехал на 30 суток на гастроли;
  • приглашен в РФ в качестве медицинского, педагогического или научного работника;
  • имеет статус беженца;
  • получил временное убежище и в некоторых других случаях.

Таким образом, получать разрешение на привлечение к труду иностранных работников требуется только в отношении визовых иностранцев, временно пребывающих на территории РФ. Именно об этой категории лиц речь пойдет в нашей статье.

Для получения работодателем указанного разрешения нужно, чтобы его потребность в иностранной рабочей силе была учтена при определении правительством квот на въезд в Россию иностранцев в целях работы. Для этого перед получением разрешения надо подать в органы занятости заявку о необходимости привлечения иностранных работников. Порядок представления работодателями заявок определен Приказом Минтруда России от 23.01.2014 № 27н. В случае одобрения заявки наниматель может перейти к следующему этапу и обратиться за получением разрешения на привлечение иностранных работников.

Непосредственно сам порядок получения разрешения определен Приказом МВД России от 01.08.2020 № 541. Им утвержден Регламент предоставления госуслуги по выдаче разрешений Управлением по вопросам миграции МВД РФ и его территориальными подразделениями.

Для получения разрешения работодатель должен подать в подразделение по вопросам миграции заявление по форме, утвержденной Приказом МВД России от 19.06.2017 № 392 (пункт 37 Регламента). Также заявитель вправе представить:

  • копию паспорта, выписку из ЕГРИП (для ИП);
  • выписку из ЕГРЮЛ (для юрлиц);
  • подтверждение факта госрегистрации юрлица в РФ (для иностранной фирмы);
  • платежку об уплате госпошлины (пункты 65- 65.1.4 Регламента).

Подать заявление можно в электронном виде, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае приложенные к нему документы представляются на бумажном носителе при получении разрешения.

Следует учитывать, что органы миграции будут проверять, подавалась ли заявка о потребности в иностранных рабочих. Разрешение выдается только при наличии заключения о привлечении и использовании иностранных работников от регионального органа службы занятости (пункт 3 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).

Порядок выдачи этого заключения определен Приказом Минтруда России от 24.10.2014 № 795н. Им установлено, что заключение предоставляется на основании запроса органа миграции. Решение о нецелесообразности привлечения иностранных работников может быть принято органом занятости, если в регистре нет сведений о потребности работодателя в иностранных работниках, потому что он эти сведения не подавал; или на учете в ЦЗН стоят россияне, чьи профессии подходят под вакансию, предоставляемую иностранцу, а также в других случаях.

Поступление отрицательного ответа из органа занятости является причиной для отказа в выдаче разрешения на привлечение иностранных работников (пункт 71 Регламента).

В случае положительного заключения срок оформления разрешения составит 30 календарных дней со дня поступления документов, в том числе через госуслуги (пункт 26 Регламента). При этом допускается продление срока выдачи разрешения еще до 30 рабочих дней, если требуется проведение дополнительной проверки документов (пункт 27 Регламента).

Госпошлина за получение разрешения уплачивается в размере 10 тыс. рублей за каждого зарубежного работника (подпункт 23 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ).

Получение разрешения возможно только на бумаге, выдача документа в электронном виде не допускается (пункт 25 Регламента). Срок действия разрешения составляет один год (пункт 4 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).

Размер квоты на иностранных работников на 2021 год

Для трудоустройства в России визовых иностранцев действуют квоты. Их размер ежегодно утверждается правительством с учетом демографической ситуации в регионах и возможностей субъекта обустроить приезжих (статья 18 Закона № 115-ФЗ).

На 2021 год квоты на выдачу визовым иностранцам приглашений на въезд в страну для работы и разрешений на работу определены постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2020 г. № 1902. Согласно документу, в следующем году может быть выдано 101 871 приглашение и столько же рабочих разрешений.

Эти квоты не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей (пункт 2 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Кроме того, на основании пункта 5 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ правительство вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, привлекаемых к труду в различных экономических отраслях. Этот показатель определяется с учетом потребности рынка труда в конкретном субъекте РФ и необходимости первоочередного трудоустройства граждан РФ.

Такие квоты на 2021 год утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1823. Согласно документу в следующем году ограничения на иностранную рабочую силу в различных отраслях экономики в процентах от общего числа сотрудников составят:

  • в сфере выращивание овощей (код 01.13.1) — 50%;
  • лесоводство и лесозаготовки (код 02) — 50%;
  • обработка дерева, производство деревянных, пробковых и соломенных изделий, за исключением мебели (код 16) — 50 %;
  • строительство (раздел F) — 80 % (не распространяется на Республику Бурятия, Амурскую область и Москву, в Дагестане квота составляет 50 %),
  • оптовая торговля древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) — 50 %;
  • оптовая торговля пиломатериалами (код 46.73.2) — 50%;
  • розничная торговля алкоголем в спецмагазинах и табаком (коды 47.25.1, 47.26) — по 15 %;
  • розничная торговля лекарствами в аптеках (код 47.73), на рынках и в нестационарных торговых объектах (код 47.8), прочая розничная торговля вне магазинов, палаток и рынков (код 47.99) — 0%;
  • деятельность прочего сухопутного пассажирского и автомобильного транспорта (коды 49.3, 49.41) — 24 %;
  • управление недвижимостью за вознаграждение или по договору (код 68.32) — 70 %;
  • обслуживание зданий и территорий (код 81) — 70 %;
  • деятельность в области спорта прочая (код 93.19) — 25 %.

Работодатели, у которых количество иностранных рабочих превышает установленные квоты, обязаны привести численность в соответствие с допустимой долей, то есть уволить лишних сотрудников.

За невыполнение этого требования статьей 18.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Штраф для граждан составляет от 2 до 4 тыс. рублей, для должностных лиц — от 45 до 50 тыс. руб., для организации — от 800 тыс. до 1 млн руб. или приостановка деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Порядок привлечения иностранного работника

Чтобы иностранец из визовой страны смог въехать в Россию для работы, ему нужно получить визу. Основанием для ее выдачи является приглашение на въезд для осуществления трудовой деятельности от работодателя (часть 1 статьи 25 Закона № 115-ФЗ).

Приглашение иностранного работника в целях трудоустройства выдается уполномоченным подразделением МВД по ходатайству работодателя или заказчика работ (пункт 2 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).

При выдаче приглашений и разрешений на работу учитывается количество квот, определенное правительством.

Регламентом предоставления госуслуги по оформлению приглашений на въезд, утвержденным Приказом МВД России от 29.09.2020 № 677, установлено, что для получения приглашения в подразделение МВД по вопросам миграции работодателем подается:

  • ходатайство в двух экземплярах. Также ходатайство можно подать в электронном виде через портал госуслуг. Его форма приведена в приложении к Регламенту;

При подаче бумажного ходатайства российская организация, иностранная компания, ИП должны обращаться в подразделение по вопросам миграции по месту постановки на учет в налоговом органе. Граждане — работодатели подают ходатайство по месту жительства или месту пребывания (п. 75, 76 Регламента).

  • копия паспорта иностранца, срок действия которого не должен истекать раньше шести месяцев с даты окончания срока пребывания. Также срок действия паспорта не должен истекать раньше, чем через 1,5 года с даты начала предполагаемого срока пребывания;
  • Гарантийное письмо от приглашающей стороны о том, что она берет на себя обязательства по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранца;
  • Документы для оформления иностранцу разрешения на работу в России. Разрешение на работу выдадут одновременно с приглашением (подпункт 2 пункта 2 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).

Помимо этих документов работодатель вправе представить копию разрешения на привлечение иностранных работников, разрешение от ФСБ на въезд иностранца на территорию с особым режимом, подтверждение оплаты госпошлины и другие документы в зависимости от конкретной ситуации. Но их отсутствие не является причиной для отказа в выдаче приглашения (пункт 35 Регламента).

Вместе с тем, отказать в оформлении приглашения могут, если исчерпана квота, установленная Правительством РФ (пункт 37.8 Регламента).

Размер госпошлины за оформления приглашения для иностранца составляет 800 рублей за каждого приглашенного человека (подпункт 17 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ).

Если основания для отказа в выдаче приглашения отсутствуют, общий срок рассмотрения документов составляет не более 20 рабочих дней с даты регистрации ходатайства (пункт 25.4 Регламента).

Приглашение, оформленное на бланке, выдается в день обращения за ним, а приглашение в электронной форме направляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения (пункт 26 Регламента).

Заключение договора с иностранным работником

Помимо общих документов, которые предоставляются при трудоустройстве (статья 65 ТК РФ), иностранцам также нужно предъявить специальные документы. Их перечень приведен в статье 327. 3 ТК РФ. Для временно пребывающих в РФ визовых иностранцев это:

  • действующий в РФ договор (полис) ДМС. Этот документ не нужен, если работодатель оплачивает ДМС сотрудникам. Медицинские полиса должны обеспечивать оказание первичной медико-санитарной помощи и неотложной специализированной медпомощи;
  • Разрешение на работу (может быть представлено позднее, если трудовой договор необходим для выдачи этого разрешения).

В отношении предусмотренного статьей 65 ТК РФ общего перечня документов следует отметить, что визовый иностранец должен иметь документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ на временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ, оказание услуг распространяется обязательное пенсионное страхование. Если у иностранца нет индивидуального лицевого счета, то нанимателю нужно подать сведения в ПФР для открытия ему ИЛС.

Кроме того, если у иностранца нет трудовой книжки, работодатель должен оформить ему этот документ. С 2021 года при первичном трудоустройстве трудовые книжки оформляться не будут, а сведения о трудовой деятельности станут вести в электронном виде (часть 8 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ). То есть на трудоустроенных иностранцев по аналогии с российскими работниками нужно будет подавать сведения о трудовой деятельности в ПФР.

Сам трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, помимо общих сведений, предусмотренных частью 1 статьи 57 ТК РФ, также должен содержать сведения, указанные в статье 327.2 ТК РФ.

Это информация о разрешении на работу и сведения о полисе ДМС или договоре между нанимателем и медорганизацией на оказание платных медуслуг сотруднику. Если разрешение еще не получено, то указанные сведения вносятся в трудовой договор позднее (часть 3 статьи 57 ТК РФ).

Кроме того, заключить трудовой договор можно только с иностранцем, достигшим возраста 18 лет (пункт 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ).

Уведомление о привлечении иностранных работников

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона № 115 — ФЗ работодатели, привлекающие иностранную рабочую силу, обязаны уведомлять миграционные органы о заключении с иностранным работником трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о расторжении договора. Уведомление подается не позже трех рабочих дней с даты оформления или прекращения договора.

Уведомить подразделение МВД по вопросам миграции нужно даже в том случае, если трудовой договор с иностранцем не оформлен в письменной форме. На такой подход обратил внимание Верховный суд РФ в постановлении от 14.07.2010 № 25-АД10-6.

Сейчас уведомление подается в порядке и по формам, приведенным в Приказе МВД России от 04.06.2019 № 363. С 2021 года в силу вступит Приказ МВД России от 30.07.2020 № 536, которым утвержден новый порядок и формы уведомления о заключении трудового договора с иностранцем. Существенных изменений в процедуре не произойдет.

Уведомление подается на всех привлеченных иностранцев, с которыми подписан трудовой договор.

Его можно подать лично в территориальный орган МВД, по почте с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронном виде через портал госуслуг. В Последнем случае уведомление заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исполнение требования об уведомлении МВД о приеме на работу иностранца важно, поскольку за его несоблюдение установлен штраф в существенном размере. Согласно части 3 статьи 18.15 КоАП РФ за неуведомление или нарушение порядка и формы уведомления должностное лицо оштрафуют на сумму от 35 до 50 тыс. рублей, а организацию на сумму от 400 до 800 тыс. руб., либо деятельность компании могут приостановить на срок от 14 до 90 суток.

Налоги за иностранных работников в 2021

НДФЛ

Ставка НДФЛ, по которой будет удерживаться налог, зависит от того, является ли иностранный рабочий налоговым резидентом. Если иностранец резидент, то есть пребывал в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то налог будет удерживаться по общей ставке 13% (пункт 2 статьи 207, пункты 1,3 статьи 224 НК РФ).

Отметим, что в 2020 году гражданин признается налоговым резидентом, если находился в России от 90 до 182 дней, то есть меньше общего периода, и при условии подачи заявления в инспекцию.

С доходов иностранцев — нерезидентов налог удерживается по ставке 30 % (пункт 3 статьи 224 НК РФ).
Если в начале года иностранный работник не был налоговым резидентом, но в течение года этот статус приобрел, то НДФЛ пересчитывается по ставке 13%.

Налоговые вычеты по НДФЛ положены только иностранцам — налоговым резидентам РФ (пункт 3 статьи 210 НК РФ).

Страховые взносы

Взносы на пенсионное страхование и на случай производственного травматизма с выплат иностранным рабочим начисляются в общем порядке и по общеустановленным тарифам (подпункт 15 пункта 1 статьи 422 НК РФ, пункт 1 статьи 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, статья 5 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Взносы на ВНиМ уплачиваются по общим правилам, но только в пределах установленной предельной величины базы и по спецставке 1,8% (подпункт 2 пункта 2 статьи 425 НК РФ).

Взносы на ОМС не уплачиваются (статья 10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Читайте также: