Каким образом по общему правилу принудительно взыскивается пеня за неуплату налога

Опубликовано: 12.05.2024

Ответ 3: с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в судебном порядке; с организаций и индивидуальных предпринимателей - во внесудебном порядке.

Ключ: пункт 2 ст. 45 НК РФ: взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ (внесудебный порядок). Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ (судебный порядок).

Каким образом по общему правилу принудительно взыскивается пеня за неуплату налога?

Ответ 3: с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в судебном порядке; с организаций и индивидуальных предпринимателей - во внесудебном порядке.

Ключ: пункт 2 ст. 45 НК РФ: взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ (внесудебный порядок). Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ (судебный порядок). В соответствии с п. 8 ст. 45, п. 9 ст. 46 НК РФ, п. 8 ст. 47 НК РФ, п. 1 ст. 48 НК РФ пеня взыскивается по тем же правилам, что и сам налог.

192. Достоверная информация о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога (либо о наличии облагаемого налогом имущества) может быть получена налоговым органом:

ответ 1: от самого налогоплательщика; в результате налоговых проверок; от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговые органы.

Ключ: достоверная информация о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога (либо о наличии облагаемого налогом имущества) может быть получена налоговым органом только из трех источников: от самого налогоплательщика (в т.ч. через налоговую декларацию); от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговые органы (в т.ч. от органов ГИБДД - об автомобилях, облагаемых транспортным налогом, - п. 4 ст. 85 НК РФ); в результате налоговых проверок (в т.ч. путем анализа документов о деятельности налогоплательщика).

Может ли налоговый орган, обязанный исчислять в соответствии с законодательством конкретный налог, требовать от налогоплательщика уплаты этого налога до направления налогового уведомления?

Ответ 2: не может.

Ключ: пункт 4 ст. 57 НК РФ: в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Поскольку обязанность по уплате любого налога является следствием действий самого налогоплательщика (либо нахождения налогоплательщика в правовом состоянии, являющемся следствием его действий), более корректным будет утверждение: налоговый орган, обязанный исчислить в соответствии с законодательством конкретный налог, не может требовать от налогоплательщика уплаты этого налога до направления налогового уведомления.

При взыскании налога на имущество организаций с ООО какая последовательность действий налогового органа является правильной?

Ответ 3: направление требования об уплате налога - принятие решения о взыскании налога за счет средств на счетах в банках - принятие решения о взыскании налога за счет имущества.

Ключ: налог на имущество организаций исчисляется самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, ст. 382 НК РФ), вследствие чего налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ) налогоплательщику не направляется. Кроме того, с ООО такой налог взыскивается по общему правилу во внесудебном порядке. Первым шагом при взыскании любого налога будет направление требования (ст. ст. 69, 70 НК РФ). При неисполнении требования налоговый орган может принять решение о взыскании налога за счет средств на счетах в банках (ст. 46 НК РФ). Если денежных средств недостаточно, налоговый орган принимает решение о взыскании налога за счет имущества (ст. 47 НК РФ).

Для взыскания налога на имущество физических лиц с лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, какая последовательность действий налогового органа является правильной?

Ответ 2: направление налогового уведомления - направление требования об уплате налога - направление в суд искового заявления.

Ключ: налог на имущество физических лиц исчисляется только налоговым органом (п. 1 ст. 408 НК РФ), вследствие чего налогоплательщику предварительно направляется налоговое уведомление (п. 2 ст. 52, п. 2 ст. 409 НК РФ) с расчетом данного налога для его добровольной уплаты. Первым шагом при взыскании любого налога будет направление требования (ст. ст. 69, 70 НК РФ). С физического лица без статуса индивидуального предпринимателя налог взыскивается только в судебном порядке (ст. 48 НК РФ).

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 267 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы


Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. На контролеров возложены обязанности по применению мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Вручение требования как начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога

Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки

  • из денежных средств на банковском счете налогоплательщика;
  • за счет его имущества.
Взыскание посредством списания средств с банковского счета

Из положений ст. 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Сначала налоговый орган выносит решение о взыскании. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Иными словами, срок равен двум месяцам с момента истечения времени, отведенного налоговым законодательством для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после его вынесения. На основании п. 3 ст. 46 НК РФ в случае невозможности вручения налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Затем на основании данного документа налоговики направляют в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручение на перечисление сумм налога в бюджет. Оно должно содержать указание на те банковские счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. При этом взыскание налога может осуществляться как с рублевых расчетных (текущих), так и с валютных счетов (при недостаточности средств на рублевых).

По установленным правилам поручение на перечисление налога банк исполняет не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов).

Если в день получения банком поручения на счете недостаточно денежных средств или они отсутствуют, то поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счет.

К сведению: поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению кредитной организацией в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ следует: очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются они в добровольном или принудительном порядке. Так, платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика (в добровольном порядке), – в пятую. Данный вывод основан на правовой позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 21.03.2016 № 307-КГ16-960, и поддержан контролирующими органами – письма ФНС России от 11.07.2016 № ГД-4-8/12408, Минфина России от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207.

Как указал Пленум ВАС (п. 54 Постановления от 30.07.2013 № 57), вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Для получения указанных сведений и обеспечения в последующем возможности взыскания средств с соответствующих счетов инспекция вправе на основании п. 2 ст. 76 НК РФ вынести решения о приостановлении операций по известным ей счетам (но не ранее вынесения решения о взыскании налога). Получив данное решение, банк в силу п. 5 ст. 76 НК РФ обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств на счете, операции по которому приостановлены.

Если поручения на перечисление суммы налога в бюджет предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога.

Взыскание за счет имущества налогоплательщика

Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ.

К сведению: налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет его денежных средств (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). В связи с этим невынесение инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Взыскание в судебном порядке

Обратите внимание: названные сроки может восстановить суд, если арбитры сочтут причины, по которым они были пропущены, объективными.

Таким образом, в судебном порядке взыскание недоимки производится, если пропущен срок принятия решения о взыскании налога:

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;
  • за счет его имущества.
В первом из указанных случаев заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Во втором – в течение двух лет после истечения срока его исполнения.

На основании изложенного порядок взыскания с налогоплательщика недоимки регламентирован нормами налогового законодательства и имеет конкретные сроки, по истечении которых налоговая инспекция утрачивает право на взыскание налоговой задолженности.

Утрата права на взыскание недоимки

Суды, в свою очередь, указывают: пропуск налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам и не дает права списать их в силу положений ст. 59 НК РФ. Однако утрата инспекцией возможности взыскания задолженности перед бюджетом не означает, что налогоплательщик исполнил свои обязанности по уплате платежей в бюджет в соответствии со ст. 45 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 № 09АП-57139/2014 по делу № А40-131455/14).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных ст. 59 НК РФ. Так, пп. 4 п. 1 данной статьи определено, что одним из этих оснований является принятие судебного акта.

К сведению: в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию (п. 2.4 Порядка списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию).

Судебный акт после вступления в законную силу является основанием для исключения инспекцией соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, согласно данным которого проводится сверка расчетов с бюджетом. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов (как и пеней, штрафов) в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В отсутствие же судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, недоимка не признается безнадежной к взысканию, даже если налоговым органом пропущены установленные НК РФ сроки взыскания налога.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Причем такое право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 № Ф03-4261/2016 по делу № А59-684/2016).

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения. Нормы данного документа не предусматривают информацию об утрате возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом в принудительном порядке, поскольку срок их взыскания истек.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Оно может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если налоговики пропустят данный срок, то есть время для судебного взыскания недоимки: шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика. А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.


  • Способы взыскания налога, сбора, пени
  • Взыскание налогов: этапы
  • Требование об уплате налога
  • Решение о взыскании налога
  • Решение вынесено — готовьте деньги
  • Давность взыскания налоговых санкций
  • Итоги

Способы взыскания налога, сбора, пени

Если налогоплательщик не исполняет свои налоговые обязанности добровольно, налоговики вправе принудить его рассчитаться с бюджетом. Для этого они начинают процедуру взыскания. Способы пополнить казну им предоставляются следующие:

  • за счет денег на счетах налогоплательщика в банках и электронных ДС (ст. 46 НК РФ);
  • за счет его имущества (ст. 47 НК РФ).

Переход от одного этапа к другому возможен только тогда, когда предыдущий способ не сработал (за небольшими исключениями).

Что делать, если вы самостоятельно обнаружили недоимку по налогам, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Дальше мы рассмотрим, как проходит самый первый и самый распространенный на практике этап взыскания — за счет денежных средств. Говорить мы будем о взыскании налогов с бизнес-субъектов. Принудительное взыскание налогов с обычных «физиков» прописано в НК РФ отдельно и имеет свои правила (ст. 48 НК РФ).

Взыскание налогов: этапы

Схематично процесс взыскания налогов со счета в банке выглядит так:

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Требование об уплате налога

При выявлении у налогоплательщика недоимки по налогам инспекция направляет ему требование об оплате задолженности. Порядок оформления и вручения требования описан в ст. 69 НК РФ. А его форма утверждена приказом ФНС от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@.

Оплатить требование налогоплательщик должен в течение 8 рабочих дней после его получения, если более длительный срок не указан в самом требовании. Если в установленный срок долг не погашен, ИФНС начинает процедуру взыскания.

ВАЖНО! Если требование не выставлялось, списывать налоги инкассо налоговики не вправе.

Решение о взыскании налога

Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

ВАЖНО! Решение о взыскании, вынесенное за пределами указанного двухмесячного срока, недействительно и исполнению не подлежит. Проверяйте соблюдение контролерами сроков. Если срок нарушен, можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Решение вынесено — готовьте деньги

После вынесения решения о взыскании инспекция оформляет поручение на списание и перечисление задолженности в бюджет и направляет его в банк. Поручения могут выставляться к нескольким счетам, но в пределах суммы взыскиваемой недоимки (п. 54 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Взыскание производят последовательно: с рублевых счетов, с валютных счетов, со счетов в драгметаллах, за счет электронных денежных средств. Каждый следующий вид счета подключается при недостаточности средств на предыдущем. Запрещено взыскание налога со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума.

Срок, в который должно быть направлено поручение, НК РФ не установлен. Но Президиум ВАС РФ разъяснял, что и с решением, и с поручением налоговики должны уложиться в двухмесячный срок, отведенный на вынесение решения (постановление от 04.02.2014 № 13114/13). Так что и здесь нужно следить за сроками.
Списать деньги банк должен в следующие сроки:

  • с рублевых счетов — не позднее следующего операционного дня после получения поручения;
  • с валютных и счетов в драгметаллах — не позднее двух операционных дней.

Если денег не хватает, поручение пойдет в картотеку, и списывать деньги банк будет по мере их зачисления на счет, соблюдая установленную гражданским законодательством очередность (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Списание продолжится до полного исполнения поручения или его приостановления либо отзыва налоговиками.

Давность взыскания налоговых санкций

Взыскание налоговых санкций (штрафов) и пеней производится по тем же правилам, о которых мы говорили выше, и в те же сроки:

  • 8 рабочих дней на оплату требования;
  • 2 месяца на вынесение налоговиками решения о взыскании и направление в банк инкассового поручения (или 6 месяцев на обращение в суд, если с решением они опоздали);
  • 1-2 операционных дня на исполнение поручения банком.

По истечении установленных сроков право на взыскание налогов контролеры утрачивают.

Как считается срок давности для наложения штрафа, узнайте здесь.

Итоги

У налоговиков есть способ воздействия на тех, кто не платит налоги добровольно, — принудительное взыскание. Но НК РФ не только предоставляет им такое право, но и требует соблюдать определенную процедуру и сроки. Контролируйте их действия, ведь если они отступят от правил, взыскание можно оспорить.

На вопросы читателей отвечает ООО «НК Ваш налоговый представитель»
Телефоны в Екатеринбурге: 378-33-29, 378-33-56, 213-59-35

Нашей организации были начислены пени за неуплату налогов в срок и штрафы по акту проверки в 1996 году. С того времени они не оплачены. Никаких отсрочек платежа по данным начислениями не представлялось.

Существует ли срок исковой давности по таким начислениям, и имеет ли ИМНС право снять их с организации в бесспорном порядке в настоящее время?

Порядок принудительного взыскания налоговым органом сумм налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика — организации определен ст. 46 НК РФ.

Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ допускает в отношении организаций бесспорное взыскание недоимки по налогам, но только в пределах указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения 60-дневного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговому органу предоставляется право обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся суммы налога, то есть устанавливается судебный порядок взыскания.

В то же время п. 3 ст. 46 НК РФ не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 12) разъяснено, что судам при рассмотрении таких дел следует исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

Таким образом, исковое заявление о взыскании недоимки с юридического лица может быть подано налоговым органом в Арбитражный суд в течение шести месяцев с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

При этом судом было указано, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению.

В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Что касается штрафных санкций, то ст. 115 НК РФ установлен 6-месячный срок давности для обращения налоговым органом с иском в суд о их взыскании, исчисляемый со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Исходя из вышеизложенного, налоговый орган лишен права взыскать недоимку по налогу и сумму штрафных санкций по акту проверки 1996 года.

Следует отметить, что несмотря на невозможность взыскания налоговым органом образовавшейся в 1996 г. недоимки, основания для ее списания у налогового органа также отсутствуют.

Так, ст. 59 НК РФ установлено, что недоимка, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

– по федеральным налогам и сборам – Правительством РФ;

– по региональным и местным налогам и сборам – соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Правительство РФ своим постановлением от 12.02.2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам» определило исчерпывающий перечень оснований для списания, а именно такие, как:

– признание банкротом индивидуального предпринимателя;

– смерть или объявление умершим физического лица.

Арбитражная практика, в основном, исходит из позиции, что признание недоимки безнадежной к взысканию не является обязанностью налоговых органов, так как не перечислена в качестве таковой в ст. 32 НК РФ (постановление ФАС УО от 25.11.2003 г. № Ф09-4021/03-АК, от 07.06.2004 г. № Ф09-2233/04АК).

Более того, в ряде случаев суды вообще отказываются признавать право налогоплательщиков требовать признания налоговым органом недоимки безнадежной и списания ее, поскольку ст. 24 НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах такое право не предусмотрено (постановление ФАС УО от 18.09.2003 г. № Ф09-3010/03-АК, от 18.09.2003 г. № Ф09-3042/03АК).

Но следует учитывать, что если на сегодняшний день отменен налог, по которому налоговый орган в 1996 г. произвел доначисление, и соответствующий акт законодательства о налогах и сборах, отменивший этот налог, имеет обратную силу, то согласно п. 4 ст. 5 НК РФ у организации отсутствует обязанность по уплате этого налога.

Указанные, а также иные обстоятельства, влияющие на правомерность факта отражения на лицевом счете налогоплательщика суммы недоимки по налогам (сборам), могут явиться основаниями для признания судом незаконным бездействия налогового органа, выраженном в отказе налогоплательщику в ее списании (постановление ФАС УО от 18.06.2003 г. № Ф09-1712/03-АК).

В отношении списания задолженности по налоговым санкциям, начисленным до 01.01.1999 г., необходимо отметить, что согласно ст. 32.2 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российкой Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в ред. от 23.12.2003 г.) в случае невозможности взыскания сумм налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса РФ взимались в бесспорном порядке, и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999 г., такие суммы признаются безнадежными к взысканию и списываются в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 59 НК РФ.

Зам. директора ООО «НК Ваш налоговый представитель» Д.В. Меркушев

© ООО «НК Ваш налоговый представитель»

1. как с физических лиц, так и с организаций – в судебном порядке.

2. с физических лиц (в том числе с индивидуальных предпринимателей) – в судебном порядке; с организаций – во внесудебном порядке.

3. с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями – в судебном порядке; с организаций и индивидуальных предпринимателей – во внесудебном порядке.

187. Достоверная информация о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога (либо о наличии облагаемого налогом имущества) может быть получена налоговым органом:

1. от самого налогоплательщика; в результате налоговых проверок; от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговые органы.

2. от самого налогоплательщика; в результате налоговых проверок; от органов прокуратуры и МВД.

3. в результате налоговых проверок; от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговые органы.

188. Может ли налоговый орган, обязанный исчислять в соответствии с законодательством конкретный налог, требовать от налогоплательщика уплаты этого налога до направления налогового уведомления?

1. может, без ограничений.

3. может, если налогоплательщику ранее направлялось требование об уплате налога.

189. При взыскании налога на имущество организаций с ооо, какая последовательность действий налогового органа является правильной?

1. направление налогового уведомления – направление требования об уплате налога – направление в суд искового заявления.

2. направление требования об уплате налога – принятие решения о взыскании налога за счет имущества – принятие решения о взыскании налога за счет средств на счетах в банках.

3. направление требования об уплате налога – принятие решения о взыскании налога за счет средств на счетах в банках – принятие решения о взыскании налога за счет имущества.

190. Для взыскания налога на имущество физических лиц с лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, какая последовательность действий налогового органа является правильной?

1. направление требования об уплате налога – принятие решения о взыскании налога за счет средств на счетах в банках – принятие решения о взыскании налога за счет имущества.

2. направление налогового уведомления – направление требования об уплате налога – направление в суд искового заявления.

3. направление в суд искового заявления – направление требования об уплате налога.

191. Какой меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога не предусматривает НК РФ?

1. обращение взыскания на денежные средства налогоплательщика.

2. обращение взыскания на иное имущество налогоплательщика.

3. обращение взыскания на денежные средства законных представителей налогоплательщика.

192. Как обозначается в НК РФ документ, направляемый налогоплательщику налоговым органом для инициирования процедур принудительного взыскания налога?

1. налоговое уведомление.

2. требование об уплате налога.

3. решение о взыскании налога.

193. Срок на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах организации (индивидуального предпринимателя) в банках, с момента истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате налога, составляет:

194. Срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с момента истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате налога, составляет:

1. 1 год при условии, что задолженность превышает 1500 руб.

2. 3 года без дополнительных условий.

3. 6 месяцев при условии, что задолженность превышает 1500 руб.

1. заявление о вынесении судебного приказа, либо исковое заявление.

2. исковое заявление, либо заявление о признании факта неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей.

3. заявление о принудительном приводе налогоплательщика в налоговый орган.

196. Налоговый орган принял решение о взыскании налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя (ст. 47 НК РФ). В этом случае налоговый орган:

1. самостоятельно исполняет данное решение путем ареста и реализации имущества налогоплательщика на торгах.

2. передает данное решение органам МВД, которые обеспечивают его принудительное исполнение.

3. принимает соответствующее постановление и передает его судебному приставу– исполнителю, который обеспечивает его принудительное исполнение.

197. Налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания налога, поскольку пропустил сроки на его взыскание. В этом случае обязанность по уплате налога:

1. прекращается в момент, когда срок становится пропущенным.

2. приостанавливается до момента предъявления прокурором в суд заявления в защиту публичных интересов (о взыскании налога).

3. сохраняется, но может быть списана налоговым органом.

198. Налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания налога, поскольку пропустил сроки на его взыскание. Налогоплательщик, тем не менее, налог уплатил. В этом случае налогоплательщик:

1. имеет право на возврат налога, поскольку он является излишне уплаченным.

2. не имеет права на возврат налога.

3. имеет право на возврат налога, поскольку он является излишне взысканным.

199. Налоговый контроль, в соответствии с НК РФ, является в основном:

200. Основной формой налогового контроля налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) является:

1. выездная (камеральная) налоговая проверка.

2. получение объяснений.

3. осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

201. Какие виды налоговых проверок налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) предусмотрены в НК РФ?

1. сплошная, выборочная.

2. выездная, камеральная.

3. документальная, фактическая.

202. Решение о проведении камеральной налоговой проверки:

1. принимается руководителем налогового органа либо его заместителем.

2. принимается судом (общей юрисдикции – в отношении физических лиц, арбитражным – в отношении организаций).

3. не предусмотрено НК РФ.

203. Камеральная налоговая проверка проводится:

1. на территории (в помещении) налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента).

2. по месту нахождения налогового органа.

3. в зале судебного заседания, с фиксацией результатов в протоколе судебного заседания.

204. В порядке камеральной налоговой проверки налогоплательщика проверяются:

1. переданные органами казначейства перечни налогоплательщиков, снизивших объемы налоговых выплат в бюджеты всех уровней.

2. поступившие из службы судебных приставов акты об исполнении постановлений налоговых органов об обращении взыскания на имущество налогоплательщиков.

3. налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком.

205. Какой предельный срок может продолжаться камеральная налоговая проверка?

1. 60 дней со дня приятия решения о ее проведении.

2. 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

3. срок камеральной налоговой проверки не ограничивается по времени.

206. В какой срок в общем случае должен быть составлен акт камеральной налоговой проверки?

1. при проведении камеральной налоговой проверки акт проверки не составляется.

2. не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной проверке.

3. в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

207. Отметьте правильную последовательность действий налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщика:

1. получение от налогоплательщика налоговой декларации – принятие решения о проведении проверки – фактическое проведение проверки – составление акта проверки.

2. получение от налогоплательщика налоговой декларации – фактическое проведение проверки – составление акта проверки.

3. принятие решения о проведении проверки – фактическое проведение проверки – составление акта проверки – составление справки о проверке.

208. Налоговый орган за пределами 3–х месячного срока на проведение камеральной проверки истребовал у налогоплательщика документы. Налогоплательщик отказался их представить. В этом случае налоговый орган:

1. имеет право привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ, поскольку срок на проведение камеральной проверки не является пресекательным.

2. в течение года с момента отказа может обратиться в суд с иском об обязании налогоплательщика представить истребуемые документы.

3. может проверять только те документы, которые ранее были представлены в его распоряжение налогоплательщиком.

209. Решение о проведении выездной налоговой проверки:

1. принимается руководителем налогового органа либо его заместителем.

2. НК РФ не предусмотрено.

3. принимается начальником отдела выездных налоговых проверок соответствующего налогового органа.

210. Выездная налоговая проверка налогоплательщика, по общему правилу, проводится:

1. на территории (в помещении) налогоплательщика.

2. по месту нахождения налогового органа.

3. по месту осуществления налогоплательщиком облагаемой деятельности.

211. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться:

1. с любыми документами, затребованными налоговым органом.

2. с документами, обосновывающими законность предпринимательской деятельности налогоплательщика.

3. с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

212. Какой стандартный срок установлен для проведения выездной налоговой проверки?

1. 3 месяца со дня, когда началось ее фактическое осуществление и до дня составления справки о проведенной проверке.

2. срок выездной налоговой проверки не ограничивается по времени.

3. 2 месяца со дня приятия решения о ее проведении и до дня составления справки о проведенной проверке.

213. Какой временной период в общем случае может быть охвачен выездной налоговой проверкой?

1. любой временной период по усмотрению налогового органа.

2. только три календарных года, предшествовавшие дате вынесения решения о проведении проверки.

3. три календарных года, предшествовавшие году, в котором вынесено решение о проведении проверки, а также прошедший период года, в котором вынесено это решение.

214. Какой документ в соответствии с НК РФ фиксирует факт окончания выездной налоговой проверки?

1. справка о проведенной проверке, составленная проверяющим.

2. журнал проведенных проверок с отметкой проверяющего о завершении проверки.

3. решение руководителя (его заместителя) налогового органа об окончании проверки.

215. В справке о проведенной выездной налоговой проверке фиксируются:

1. результаты проверки.

2. рекомендации по итогам проверки.

3. предмет проверки и сроки ее проведения.

216. В какой срок в общем случае должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

1. в течение 2 месяцев со дня выявления налоговых правонарушений.

2. в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.

3. при проведении выездной налоговой проверки акт проверки не составляется.

217. Отметьте правильную последовательность действий налогового органа при проведении выездной налоговой проверки:

1. фактическое проведение проверки – принятие решения о проведении проверки – составление справки о проверке – составление акта проверки.

2. принятие решения о проведении проверки – фактическое проведение проверки – составление акта проверки – составление справки о проверке.

3. принятие решения о проведении проверки – фактическое проведение проверки – составление справки о проверке – составление акта проверки.

218. Вправе ли суд признать решение о назначении выездной налоговой проверки недействительным по основанию нецелесообразности ее проведения (декларации плательщика не вызывали нареканий, проверка существенно затруднит хозяйственную деятельность и т.д.)?

1. вправе, поскольку контрольные действия налогового органа не могут затруднять хозяйственную деятельность налогоплательщика.

2. не вправе, поскольку решение налогового органа о проведении выездной налоговой проверки не подлежит обжалованию в суде.

3. не вправе, поскольку суд не может оценивать целесообразность назначения налоговым органом выездной налоговой проверки.

219. Подписание акта проверки проверенным налогоплательщиком означает:

1. согласие налогоплательщика с выводами проверяющих, изложенными в акте.

2. подтверждение факта ознакомления с актом проверки.

3. подтверждение факта получения акта проверки.

220. Проверенный налогоплательщик, не согласный с выводами проверяющих, изложенными в акте проверки, вправе:

1. представить в вышестоящий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

2. представить в налоговый орган, проводивший проверку, письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

3. представить в прокуратуру письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

221. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан:

1. известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

2. рассмотреть материалы налоговой проверки только в присутствии лица, в отношении которого проводилась эта проверка.

3. вынести решение по результатам налоговой проверки только в присутствии лица, в отношении которого проводилась эта проверка.

222. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не известил о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Указанное обстоятельство:

1. не имеет правового значения, поскольку проверенное лицо не лишено права оспорить в суде решение налогового органа по результатам проверки.

2. может быть признано судом основанием для отмены решения налогового органа по результатам проверки, если данное нарушение повлекло принятие незаконного решения.

3. является безусловным основанием для отмены решения налогового органа по результатам проверки.

Читайте также: