Налогообложение государственных и муниципальных учреждений курсовая

Опубликовано: 16.05.2024

Облагается НДС в части, которая лишь опосредованно связана с образовательными услугами. При этом предусмотрен ряд льгот по обложению НДС для образовательных учреждений. Так, не подлежат налогообложению услуги по обучению детей в общеобразовательных учреждениях дошкольного образования (детских садах), кружках и секциях, продукты питания, реализуемые столовыми образовательных организаций; услуги… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Налогообложение государственных и муниципальных организаций ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические и правовые основы налогообложения в РФ
    • 1. 1. Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • 1. 2. Налоговая политика на современном этапе
    • 1. 3. Модель налогового регулирования
  • 2. Особенности налогообложения государственных и муниципальных организаций
    • 2. 1. Учреждения, относящиеся к государственным и муниципальным
    • 2. 2. Налоги, взимаемые с государственных (муниципальных) учреждений
  • 3. Совершенствование режима налогообложения образовательных учреждений по НДС
  • Заключение
  • Список использованных источников

Учреждение, используя данное право, может, например, сдать в аренду имущество и получать от этой деятельности арендные платежи. Тогда у государственного (муниципального) учреждения образуется доход, облагаемый НДС. При этом обязанность уплаты налога возлагается только на бюджетные и автономные учреждения. Если казенные учреждения предоставляют на территории Российской Федерации в аренду федеральное имущество, имущество субъекта РФ или муниципальное имущество, налог на добавленную стоимость должен уплатить арендатор. В этом случае налоговый агент (арендатор государственного (муниципального) имущества) рассчитывает налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту имущества, которая определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Арендатор должен исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Таким образом, при исчислении налога на прибыль бюджетных и автономных учреждений следует иметь в виду, что финансовое обеспечение их деятельности в рамках выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанные доходы имеют целевой характер и предусмотрены на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Согласно Налоговому кодексу РФ средства целевого финансирования, полученные в виде субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям, не учитываются при определении налоговой базы. При этом учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Вместе с тем, как отмечалось выше, доходы бюджетных и автономных учреждений могут формироваться не только за счет средств целевого финансирования. Данные учреждения могут также оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату. В этом случае исчисление и уплата налога на прибыль осуществляется в соответствии с общими требованиями гл. 25 НК РФ. При этом суммы произведенных расходов и доходы, полученные от приносящей доход деятельности, включаются в расчет налоговой базы.

А с суммы, образовавшейся в итоге разницы между доходами и расходами, бюджетные и автономные учреждения и уплачивают налог на прибыль. В результате деятельности казенного учреждения налогооблагаемая база по налогу на прибыль не возникает, следовательно, у такого учреждения обязанность по уплате налога на прибыль отсутствует. Несмотря на то что казенные учреждения могут осуществлять деятельность, приносящую доход, все полученные средства от такой деятельности перечисляются в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы, полученные в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) в рамках целевого финансирования, доведенных до казенных учреждений в установленном порядке. Также в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, и расходы казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).Особенностью в отношении уплаты налога на имущество организаций и земельного налога является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения фактически уплачивают эти налоги не из собственных денежных средств. Плательщиком в данном случае выступают государство — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения. В соответствии с Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Таким образом, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на имущество, а также расходы на уплату земельного налога включаются в сумму субсидии.

А казенное учреждение уплачивает указанные налоги за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на эти цели. Однако зачастую большинство учреждений не обладают каким-либо имуществом в собственности или на условиях ограниченного вещного права. В связи с этим получается, что данные учреждения фактически освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога, поскольку государство, рассчитывая и выделяя им субсидии (лимиты бюджетных обязательств) на выполнение государственного задания, изначально закладывает в эту сумму расходы по уплате данных налогов. Следовательно, посредством государственных (муниципальных) учреждений государство само уплачивает налог на имущество и земельный налог. Также необходимо отметить разницу в применении специальных налоговых режимов государственными (муниципальными) учреждениями. Так, казенные и бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения, а также единый сельскохозяйственный налог. При этом для автономных учреждений возможность применения упрощенной системы налогообложения сохраняется. Однако по-прежнему автономные учреждения не вправе применять систему налогообложения в виде единого сельхозналога. Далее рассмотрим перспективы обложения НДС образовательных учреждений.

3. Совершенствование режима налогообложения образовательных учреждений по НДСОбразовательная деятельность является важнейшим инфраструктурным элементом экономики, обеспечивая различные отрасли квалифицированными кадрами и содействуя развитию, как материального производства, так и сферы услуг. Это обусловливает отличительные особенности налогообложения образовательных учреждений. С одной стороны, как всякие экономические субъекты, эти учреждения являются налогоплательщиками и должны содействовать наполнению государственного бюджета. С другой стороны, особая экономическая и социальная важность данной сферы побуждает государство предоставлять образовательным учреждениям различные льготы, чтобы стимулировать их деятельность и исключить необходимость прямого или косвенного повышения стоимости услуг для компенсации налоговых расходов. Поэтому проблема установления оптимального налогообложения образовательных учреждений является достаточно актуальной. Особенно это касается обложения НДС, поскольку прибыль не является основной уставной целью образовательного учреждения, и, соответственно, налог на прибыль здесь не имеет такого экономического значения, как для коммерческих предприятий. В настоящее время решение указанной дилеммы обложения образовательных учреждений НДС выглядит следующим образом. Согласно пункту статьи 149 Налогового кодекса РФ, не подлежит налогообложению по НДС предоставление «услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений». Таким образом, деятельность образовательного учреждения:

не облагается НДС в той части, в которой она непосредственно связана с предоставлением образовательной услуги;

— облагается НДС в части, которая лишь опосредованно связана с образовательными услугами. При этом предусмотрен ряд льгот по обложению НДС для образовательных учреждений. Так, не подлежат налогообложению услуги по обучению детей в общеобразовательных учреждениях дошкольного образования (детских садах), кружках и секциях, продукты питания, реализуемые столовыми образовательных организаций; услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации образовательных программ и т. д. При этом консультационные услуги, сдача помещений в аренду, реализация товаров и услуг, как собственного производства, так и покупных, подлежат обложению НДС на общих основаниях. Следствием данного режима налогообложения является, в первую очередь, необходимость ведения раздельного учёта НДС — по тем операциям, которые подлежат обложению данным налогам, и по операциям, которые от него освобождены. Однако данная сложность носит технический характер и при использовании современных программных продуктов может быть легко преодолена. Более важными являются другие особенности обложения НДС, которые могут опосредованно, но достаточно серьёзно оказать негативное воздействие на качество образовательных услуг. Основная проблема состоит в том, что полное обложение НДС товаров и услуг, реализуемых образовательными учреждениями, вступает в противоречие с курсом на интеграцию науки, образования и производства, необходимость которого многократно подтверждалась как на официальном уровне, так и различными специалистами. Такая интеграция должна сопровождаться развитием малых инновационных предприятий при вузах, которые, с одной стороны, используют научные разработки, созданные в ходе осуществления образовательного процесса, с другой стороны — содействуют получению студентами практического профессионального опыта уже в период обучения. Отсутствие льгот по НДС является фактором, побуждающим такие предприятия к повышению цен, ограничивает возможности роста спроса на их продукцию, их выручки и прибыли.

Как следствие, деятельность таких предприятий во многих случаях становится экономически невыгодной, что затрудняет разработку и внедрение инноваций, снижает возможности получения студентами полезного профессионального опыта во время обучения в вузе, использование технологических и научных достижений в учебном процессе. В связи с этим представляется целесообразным установить льготный режим налогообложения по ставке 10% по НДС для товаров и услуг, реализуемых малыми инновационными предприятиями при вузах. В то же время государство не должно допустить существенного сокращения поступлений в бюджет по НДС за счет деятельности образовательных учреждений. Ввиду больших масштабов этой деятельности, поступления по НДС от учреждений сферы образования являются важной доходной строкой бюджета. Поэтому представляется возможным установить полное обложение НДС для ряда дополнительных образовательных услуг и программ профессиональной переподготовки, которые не являются профильными для данного учреждения, хотя и указаны в лицензии. Это, с одной стороны, в определенной степени компенсирует предоставление предлагаемых налоговых льгот, с другой — не должно привести к существенному оттоку потенциальных потребителей образовательных услуг, поскольку они не являются основными для соответствующего учреждения. Предложенные рекомендации могут оказать стимулирующее воздействие на деятельность образовательных учреждений, особенно в сфере высшего профессионального образования, и в то же время не должны негативно сказаться на объемах поступлений средств в бюджет за счёт НДС. Заключение

Реформирование в бюджетной сфере естественным образом повлияло на налогообложение государственных (муниципальных) учреждений. Отличительной особенностью бюджетных учреждений нового типа является то, что они обладают как расширенным объемом прав, так и расширенным объемом обязанностей. Эти организации уплачивают все основные налоги, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Налогообложение автономных учреждений незначительно отличается от бюджетных, однако особенностью здесь является право на применение упрощенной системы налогообложения. Говоря о казенных учреждениях, следует отметить, что они не уплачивают налог на прибыль ввиду отсутствия налогооблагаемой базы. Также в отличие от бюджетных и автономных учреждений казенные освобождаются от уплаты госпошлины. Поэтому государственным (муниципальным) учреждениям в своей деятельности необходимо строго соблюдать требования принятых федеральных законов. Список использованных источников

Александров И. М. Налоги и налогообложение. М.: Дашков и К. 2007. С. 313Алиев Б. Х. Основные направления налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе // Финансы и кредит. 2012. №

28. С.10−14Васильев Д. Особенности исчисления НДС образовательными учреждениями // Практическая бухгалтерия. 2009. № 5Васильева Л.

А. Особенности налогообложения. [Электронный ресурс] //

http://bujet.ru/article/181 716.phpВасильева Л. А. Особенности налогообложения учреждений в связи с изменением их правового статуса. URL:

http://bujet.ru/article/181 716.phpГуреев В. И. Российское налоговое право. М.: Экономика, 1997

Дадашев А [6, https://referat.bookap.info].

3. Налоговая политика государства: цели, структура, перспектива // Все для бухгалтера. 2006. № 16. C. 20. Климов А. В. Новые формы и статус бюджетных учреждений. [Электронный ресурс] //

http://www.buhgalteria.ruКнязев В. Г. Налоговая политика государства. М.: ИНФРА-М. 2011. С. 55Куницын Д. В. Особенности исчисления и уплаты НДС образовательными учреждениями. URL:

http://www.safbd.ru/magazine/article/osobennosti-ischisleniya-i-uplaty-nds-obra-zovatelnymi-uchrezhdeniyami Кучеров И. И. Налоговое право России. М.: ЮрИнфо

Р. 2011. С. 26Майбуров И. А. Налоговая политика. Теория и практика: учеб. для магистров / И.

А. Майбуров. М., 2010. 519 сМайбуров И. А. Теория и история налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.

С. 434Налоги и налогообложение: учебник / под ред. М. В. Романовского , О. В. Врублевской . СПб: Питер. 2009. 528 с. Налоговая политика. Теория и практика: учеб. для магистрантов / под ред.

Майбурова И.А. М.: Юнити-Дана. 2010. С. 10−12Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: от 31.

07.1998 г. № 146-ФЗПансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика.

2005.С. 50. Сергеева А. Учет платы за пользование общежитием // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 9.Сердюков А. Э. Теоретические основы налоговой политики современной России. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004

Специфика расчета НДС в сфере образования. URL:

http://www.nalogros.ru/articles/2013/10/nds_v_sfere_obrazovaniya.htmlТюпакова Н. Н. Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика: монография / Н. Н. Тюпакова . Краснодар: Куб

ГАУ, 2012. 345 с. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях"Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях"Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"Ченина И. В. Особенности исчисления НДС образовательными учреждениями. URL:

Государственные (муниципальные) учреждения: особенности налогообложения

В целях реализации положения Закона N 83-ФЗ [1] бюджетные учреждения изменяют в 2012 году свою организационно-правовую форму и становятся казенными, бюджетными (нового типа) и автономными учреждениями.

Источниками финансового обеспечения при этом, наряду с государственными средствами (бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидиями на иные цели, бюджетными инвестициями) являются и средства, получаемые от приносящей доход деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Казенные, бюджетные, автономные учреждения: сходства и различия

Основания для сравнения

РФ, субъект РФ или муниципальное образование

Достижение целей создания учреждения

Услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры

Бюджетная смета учреждения

Задание учредителя, план финансово-хозяйственной деятельности

Финансовое обеспечение из бюджета

В соответствии с бюджетной сметой

- в соответствии с заданием учредителя,

- на содержание имущества,

- на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами,

- на осуществление мероприятий в соответствии с нормативно-правовыми актами

В виде субсидий в соответствии с заданиями учредителя

Приносящая доход деятельность

Определена как неналоговые доходы бюджета [2, п. 3 ст. 41]

Согласно ст. 19 НК РФ [5] государственные (муниципальные) учреждения (как любые организации в РФ) являются плательщиками налогов. На основании части второй НК РФ учреждения должны уплачивать следующие налоги (табл. 2):

Таблица 2. Налоги, уплачиваемы казенными, бюджетными и автономными учреждениями

Виды налогов и сборов

Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, выполняет обязанности налогового агента [5, ст. 161] и уплачивает налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации [5, ст. 151]

Налог на прибыль

Не учитывает доходы от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств

Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств

Налог на доходы физических лиц

Признается налоговым агентом

Налог на имущество

Признается плательщиком, если не предусмотрены налоговые льготы законами субъектов Российской Федерации [5, ст. 372]

Уплачивает с земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования [5, п. 1 ст. 388], если налог установлен в соответствии с Кодексом нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований [5, п. 1 ст. 387]. При установлении налога нормативно-правовые органы муниципальных образований могут предусматривать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков

Уплачивает в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования [5, ст. 356]

Уплачивает, за исключением отдельных льгот, предусмотренных ст. 333.35 НК РФ

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Прямого указания на запрет применения НК РФ не содержит

Упрощенная система налогообложения

Ограничений по применению нет, кроме общих условий по ограничениям [5, ст. 346.12]

Примечание. Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Примечание. Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Примечание. Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ все организации признаются плательщиками НДС, за исключением тех, которые получили освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика [5, ст. 145, 145.1].

В то же время выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не признается объектом обложения НДС [5, подп. 4.1 п. 2 ст. 146].

Кроме того, многие операции по реализации товаров (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности учреждений не подлежат налогообложению в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ (учебные услуги, медицинские услуги, услуги по социальному обслуживанию населению, услуги в сфере культуры и искусства и др.). В то же время имеются и исключения. Например, услуги в сфере образования не подлежат обложению НДС по реализации учебных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. При этом реализация товаров (работ, услуг), произведенных (приобретенных) учебными мастерскими, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса [5, подп. 14 п. 2 ст. 149].

Налог на прибыль

В целях уплаты налога на прибыль доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав и внереализационные доходы [5, ст. 249, 250].

Изначально учреждения являются плательщиками налога на прибыль. Исключение сделано для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов [5, ст. 246.1].

Но в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому, в частности, относятся:

- лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенные в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям;

- лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенные до 1 июля 2012 г. в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств;

- средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций также не являются доходами, подлежащими налогообложению [5, подп. 33.1 ст. 251, введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ].

На основании п. 1 ст. 333.17 НК РФ организации являются плательщиками государственной пошлины. Но, кроме прямого указания в ст. 335.35 НК РФ на освобождение от уплаты государственной пошлины казенными учреждениями, отдельные виды бюджетных и автономных учреждений также освобождены от ее уплаты, например государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки - за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении.

Согласно ст. 346.26 НК РФ ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения. В перечне видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, не только торговля и общественное питание, но и оказание ветеринарных и бытовых услуг, а также услуг по временному размещению и проживанию.

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон Рос. Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ (с изм. и доп.).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп.).

3. О некоммерческих организациях: федер. закон Рос. Федерации от 12 янв. 1996 г. N 7-ФЗ (с изм. и доп.).

4. Об автономных учреждениях: федер. закон Рос. Федерации от 3 нояб. 2006 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп.).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и вторая от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).

член комитета ИБП России по бухучету

в государственных (муниципальных) учреждениях

"Налоговая политика и практика", N 4, апрель 2012 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Налоговая политика и практика"

Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.

Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32

Пример готовой курсовой работы по предмету: Государственное и муниципальное управление

Введение 3

1. Теоретические и правовые основы налогообложения в РФ 4

1.1. Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе 4

1.2. Налоговая политика на современном этапе 6

1.3. Модель налогового регулирования 9

2. Особенности налогообложения государственных и муниципальных организаций 13

2.1. Учреждения, относящиеся к государственным и муниципальным 13

2.2. Налоги, взимаемые с государственных (муниципальных) учреждений 15

3. Совершенствование режима налогообложения образовательных учреждений по НДС 29

Список использованных источников 34

Выдержка из текста

Действующая система налогообложения не предусматривает специального подхода к порядку налогообложения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений.Настоящая работа посвящена вопросам анализа особенностей налогообложения государственных и муниципальных учреждений образования. Особенности налогообложения государственных и муниципальных организаций.

Они являются важным связующим процессом в организации. В полном смысле это утверждение можно отнести к коммуникациям в системе государственного и муниципального управления, которые включают в себя коммуникации внутри государственного органа, внутри системы государственного и муниципального управления, систему взаимодействия между властью и обществом.

Целью данной курсовой работы является выявление основных методов разработки и выбора управленческих решений, которые могут быть использованы специалистами государственных и муниципальных организаций при принятии решений в целях развития организации.

В настоящее время представляет значительный интерес множество зарубежных исследований по совершенствованию системы управления налоговыми органами на государственном и региональном уровнях. Научные выводы и практические рекомендации ряда зарубежных ученых успешно внедряются в отечественной практике, однако применение зарубежного опыта в России объективно осложнено спецификой процессов преобразования в экономике и своеобразием социально-экономических условий как страны в целом, так и ее регионов.

Новизна исследования заключается в том, что функционировании государственного аппарата происходит в динамичной социально-экономической и политической среде, а следовательно, в состоянии меняющихся требований к работе госудаственных органов со стороны общества. Анализ компетенций, изучаемых на направлении подготовки «Государственное и муниципальное управление», а также выявление наиболее актуальных и востребованных навыков являются малоизученными в современных научных исследованиях, однако необходимыми для эффективной работы государственных органов вопросами.

В представленной работе рассмотрена сущность и порядок финансирования государственных и муниципальных учреждений на примере бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский клинический кожно-венерологический диспансер».

На основе изучения теоретико-методических основ управления человеческими ресурсами проанализировать систему менеджмента-персонала МУП «Городецпассажиравтотранс», выявив ее достоинства и недостатки;

3. На сколько процентов понижаются ставки налога на прибыль некоммерческих организаций, определенных в качестве налогоплательщиков этого налога при наличии в составе работающих не менее

5. процентов инвалидов?

При налогообложении сделок по реализации или иного выбытия ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, который облагается по ставке иной, чем предусмотрена пунктом 1 статьи

28. Налогового Кодекса, приходящегося на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.

Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию контрактной системы в сфере закупок в условиях совершенствования системы государственного управления.

3) НДС, на прибыль организаций, на доходы физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года.

Рассмотрим последствия налогообложения имущества физических лиц. В городе Курске подняли налог на имущество физических лиц, а в городе Белгороде его снизили. Каковы краткосрочные и долгосрочные эффекты для следующих людей?

Список использованных источников

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение. М.: Дашков и К. 2007. С. 313

2. Алиев Б.Х. Основные направления налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе // Финансы и кредит. 2012. № 28. С.10-14

3. Васильев Д. Особенности исчисления НДС образовательными учреждениями // Практическая бухгалтерия. 2009. № 5

4. Васильева Л. А. Особенности налогообложения. [Электронный ресурс]

// http://bujet.ru/ — URL: http://bujet.ru/article/181716.php

5. Васильева Л.А. Особенности налогообложения учреждений в связи с изменением их правового статуса. URL: http://bujet.ru/article/181716.php

6. Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.: Экономика, 1997.

7. Дадашев А.3. Налоговая политика государства: цели, структура, перспектива // Все для бухгалтера. 2006. № 16. C. 20.

8. Климов А. В. Новые формы и статус бюджетных учреждений. [Электронный ресурс]

9. Князев В.Г. Налоговая политика государства. М.: ИНФРА-М. 2011. С. 55

10. Куницын Д.В. Особенности исчисления и уплаты НДС образовательными учреждениями. URL: http://www.safbd.ru/magazine/article/osobennosti-ischisleniya-i-uplaty-nds-obra-zovatelnymi-uchrezhdeniyami

11. Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: ЮрИнфоР. 2011. С. 26

12. Майбуров И.А. Налоговая политика. Теория и практика: учеб. для магистров / И. А. Майбуров. М., 2010. 519 с

13. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. С. 434

14. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб: Питер. 2009. 528 с.

15. Налоговая политика. Теория и практика: учеб. для магистрантов / под ред. Майбурова И.А. М.: Юнити-Дана. 2010. С. 10-12

16. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 : от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ

17. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика. 2005.С. 50.

18. Сергеева А. Учет платы за пользование общежитием // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 9.

19. Сердюков А.Э. Теоретические основы налоговой политики современной России. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

20. Специфика расчета НДС в сфере образования. URL: http://www.nalogros.ru/articles/2013/10/nds_v_sfere_obrazovaniya.html

21. Тюпакова Н. Н. Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика: монография / Н. Н. Тюпакова. Краснодар: КубГАУ, 2012. 345 с.

22. Федеральный закон от

1. января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

23. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

24. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

25. Ченина И.В. Особенности исчисления НДС образовательными учреждениями. URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/335741/.

26. Шудегов В.Е. Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России. URL: vsip.mgopu.ru/data/1763.doc

27. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998.

Правовой статус

В гражданско-правовом смысле казенные учреждения – это вид юридического лица 1 . Казенное учреждение – это один из трех типов 2 государственных (муниципальных) учреждений.

Учреждение 3 – это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником.

Унитарное юридическое лицо 4 – это такое юридическое лицо, учредитель которого не является его участником.

Некоммерческая организация 5 – это такая организация, которая не имеет своей целью получение прибыли.

Казенное учреждение – это зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо, при регистрации которого указана организационно-правовая форма (ОПФ) – казенное учреждение.

Большая часть органов власти также зарегистрированы как юридические лица в форме казенных учреждений.

Под органами власти мы имеем в виду:

- органы местного самоуправления (ОМС);
- органы государственной власти субъектов РФ (ОГВС);
- федеральные органы государственной власти (ФОГВ).

Имущество казенного учреждения

Казенное учреждение не имеет никакого собственного имущества. Собственником имущества является публично-правовое образование (ППО), которое создало казенное учреждение.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование – все это публично-правовые образования.

Все имущество закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления, кроме земельных участков. Земельные участки закрепляют за казенными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Казенное учреждение владеет и пользуется имуществом, которое за ним закреплено. Казенное учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться имуществом. Состав права «распоряжения» имуществом законодательно не установлен. Обычно под правом «распоряжаться имуществом» имеют в виду право отчуждать имущество или передавать имущество в безвозмездное пользование или в аренду. Ничего этого казенное учреждение не имеет права делать без разрешения собственника имущества. Собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование – осуществляет свои права собственника имущества через соответствующие уполномоченные органы. 6 Обычно ППО своими нормативно-правовыми актами устанавливают общие для всех учреждений правила в отношении имущества ППО.

Таким образом, правила распоряжения имуществом и разрешения на отдельные акты распоряжения имуществом для каждого конкретного казенного учреждения могут быть установлены:

- общими нормами Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ;
- законодательством соответствующего ППО об имуществе ППО;
- распоряжениями уполномоченных органов ППО по управлению имуществом.

Учетная политика казенного учреждения не может устанавливать правила распоряжения имуществом. Потому что учетная политика устанавливает правила ведения учета.

Ответственность казенного учреждения

Казенное учреждение по своим обязательствам отвечает только денежными средствами 7 , которые есть в его распоряжении. При недостатке этих средств ответственность несет собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование. Ввиду установленных особенностей финансового обеспечения казенного учреждения в распоряжении казенного учреждения могут быть только наличные денежные средства в кассе.

Особенности функционирования казенного учреждения

Наименование казенного учреждения может 8 включать в себя слово «казенное», но это не обязательно.

Казенное учреждение, как и любая некоммерческая организация, должно иметь печать 9 с наименованием.

Учредительным документом казенного учреждения является устав или положение.

Устав казенного учреждения также должен содержать 10 :

- наименование учреждения;
- указание на тип учреждения – казенное;
- сведения о собственнике его имущества – публично-правовом образовании;
- исчерпывающий перечень 11 видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Основной деятельностью казенного учреждения признают деятельность, непосредственно направленную на достижение целей, ради которой оно создано.

Казенное учреждение, которое не является органом государственной власти, органом местного самоуправления, не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Изменение типа казенного учреждения на бюджетный или автономный, а также изменение типа бюджетного или автономного учреждения на казенный не является реорганизацией 12 . То есть не требует выполнения действий, выполняемых 13 при реорганизации юридических лиц. В случае изменения типа учреждения с/на казенное необходимо внести изменения в учредительные документы. При изменении типа учреждения нет необходимости заново получать лицензии и аккредитации, даже если при этом изменяют наименование.

При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе 14 требовать досрочного исполнения обязательств перед ним либо прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

Для обеспечения открытости и доступности информации о деятельности казенных учреждений на официальном сайте 15 для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет казенное учреждение обязано размещать 16 17 :

- учредительные документы казенного учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
- свидетельство о государственной регистрации казенного учреждения;
- решение учредителя о создании казенного учреждения;
- решение учредителя о назначении руководителя казенного учреждения;
- положения о филиалах, представительствах казенного учреждения;
- годовую бухгалтерскую отчетность казенного учреждения;
- сведения о проведенных в отношении казенного учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
- отчет о результатах деятельности казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- бюджетную смету казенного учреждения, которую составляют, утверждают и ведут в порядке 18 , установленном бюджетным законодательством РФ.

Казенные учреждения: финансовое обеспечение

С точки зрения бюджетного законодательства казенное учреждение «находится в ведении 19 » органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

При этом, Бюджетный кодекс РФ:

- не разъясняет, что означает термин «находится в ведении»;
- не учитывает, что подавляющее большинство главных распорядителей бюджетных средств также имеют организационно-правовую форму казенных учреждений.

Финансовое обеспечение 20 деятельности казенного учреждения осуществляют:

- за счет средств соответствующего бюджета;
- на основании бюджетной сметы.

При этом у казенного учреждения нет никаких собственных денежных средств, потому что безналичные расчеты казенное учреждение производит через лицевые счета, которые открывает либо орган Казначейства, либо финансовый орган публично-правового образования. Непосредственного доступа к банковскому расчетному счету у казенного учреждения нет.

Казенное учреждение имеет право 21 осуществлять приносящую доход деятельность, только если такая деятельность предусмотрена учредительными документами. При этом весь доход от такой деятельности казенное учреждение обязано направлять в доход бюджета.

Последовательность финансового обеспечения казенного учреждения следующая 22 .

1. Казенному учреждению «доводят бюджетные ассигнования», то есть сообщают, какие суммы денежных средств казенное учреждение сможет израсходовать в течение соответствующего года на соответствующие цели.

  • Бюджетные ассигнования казенному учреждению доводит, то есть сообщает, либо финансовый орган, либо главный распорядитель бюджетных средств. Это зависит от функции казенного учреждения в бюджетном процессе.
  • Все бюджетные показатели отнесены к конкретному году, так как исполнение бюджета, то есть расходование бюджетных средств, имеет границы календарного года. Так как обычно бюджеты публично-правовых образований составляют на трехлетний период, бюджетные ассигнования казенным учреждениям доводят также на три года, отдельной суммой на каждый год. В некоторых публично-правовых образованиях бюджетные ассигнования детализируют поквартально.
  • Целевое назначение бюджетных ассигнований обозначают соответствующими кодами бюджетной классификации. То есть казенному учреждению сообщают не общую сумму разрешенных расходов на год, а большое количество сумм с указанием кода, обозначающего целевое (допустимое) направление расхода средств.

2. Казенному учреждению «доводят лимиты бюджетных обязательств», то есть сообщают, в каких размерах на какие цели учреждение может в течение соответствующего года заключать договоры или иным способом обещать кому-то что-то выплатить.

В большинстве случаев суммы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств совпадают.

3. В пределах лимитов бюджетных обязательств казенное учреждение может «принимать обязательства» в течение соответствующего года, то есть заключать договоры на соответствующие цели или иным образом обещать кому-либо произвести выплаты.

Для обеспечения своей деятельности казенное учреждение может принимать бюджетные обязательства, то есть обещать произвести выплаты, также и по оплате труда, по уплате налогов, по иным выплатам юридическим и физическим лицам, не связанным с приобретением товаров, работ, услуг, по выплатам по решению судов, по перечислениям другим бюджетам, по другим выплатам.

Каждое бюджетное обязательство, принятое казенным учреждением, уменьшает свободный остаток лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

4. Каждая выплата денежных средств казенным учреждением происходит во исполнение принятого ранее бюджетного обязательства.

5. Когда у казенного учреждения возникает необходимость произвести выплату, казенное учреждение направляет соответствующий документ 23 в адрес органа Казначейства или финансового органа в зависимости от того, где казенному учреждению открыт лицевой счет. В установленных случаях, например при закупке товаров, работ, услуг, казенное учреждение подтверждает бюджетное обязательство, по которому желает произвести платеж, соответствующими документами – счетами, накладными, договорами и т.д. Орган Казначейства (финансовый орган) проверяет Заявку на кассовый расход (и приложенные к ней документы) и или принимает ее к исполнению, или отклоняет. Если Заявка на кассовый расход принята, далее орган Казначейства (финансовый орган) производит перечисление указанной суммы с расчетного счета бюджета.

6. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в этом же году, эти средства орган Казначейства (финансовый орган) принимает и учитывает как уменьшение расходов казенного учреждения в текущем году. В результате казенное учреждение в текущем году может расходовать эти средства исключительно на те же самые цели.

7. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в следующие годы, эти средства следует считать доходами. Этими средствами в текущем году казенное учреждение не имеет права распоряжаться, их необходимо направлять в доход бюджета.

Казенные учреждения: учет и отчетность

Порядок ведения учета казенными учреждениями регламентирован:

- Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- нормативно-правовыми актами Минфина России;
- учетной политикой самого казенного учреждения.

Свою учетную политику казенное учреждение принимает самостоятельно, но при этом обязано согласовать те положения учетной политики, которые решают вопросы, не регламентированные законодательством об учете. Согласовывать такие положения необходимо с учредителем и финансовым органом.

Нормативно-правовые акты Минфина России, которые регламентируют порядок ведения учета казенными учреждениями (по состоянию на сентябрь 2020 г.):

стандарт «Концептуальные основы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н)

стандарт «Основные средства»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 258н)

стандарт «Обесценение активов»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 259н)

стандарт «Представление отчетности»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 260н)

стандарт «Курсы валют»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н)

стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н)

стандарт «События после отчетной даты»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н)

стандарт «Отчет о движении денежных средств»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н)

стандарт «Бюджетная информация в отчетности»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 37н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н)

стандарт «Непроизведенные активы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы» (утв. приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 34н)

стандарт «Информация о связанных сторонах»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 277н)

стандарт «Долгосрочные договоры»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 145н)

стандарт «Концессионные соглашения»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 146н)

Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н)

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н)

Некоторые особенности ведения учета казенными учреждениями по сравнению с бюджетными и автономными учреждениями:

1) полный номер счета учета для казенных учреждений (26 знаков) включает в себя полный код бюджетной классификации (17 знаков) – кроме счетов учета, для которых предписано применять упрощенный код с нулевыми значениями в отдельных позициях;

2) в учете казенных учреждений возможно только два кода источника финансового обеспечения: «1» – средства бюджета и «3» – средства во временном распоряжении;

3) так как казенные учреждения не имеют (кроме некоторых особых случаев) в своем распоряжении безналичных денежных средств, так как казенное учреждение расходует средства бюджета и доходы направляет в доход бюджета, то весь расход безналичных средств казенное учреждение отражает в учете по кредиту счета 30405, а весь доход – по дебету счета 21002. Никакого остатка денег у казенного учреждения нет ни в учете, ни на лицевом счете;

4) в учете казенных учреждений в особом разделе учета «санкционирование» (счета 50000) используют специальные счета учета групп 50300 «Бюджетные ассигнования» и 50100 «Лимиты бюджетных обязательств».

Порядок составления отчетности казенными учреждениями регламентирован специальным нормативно-правовым актом:

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н)

Налогообложение доходов казенных учреждений

В части НДС для казенных учреждений установлена следующая льгота: объектом обложения НДС не признают 24 доходы казенных учреждений от выполнения работ, оказания услуг. Но не установлено никакой льготы на случай, когда казенное учреждение получает доход от продажи.

В части налога на прибыль для казенных учреждений установлено, что:

- финансовое обеспечение казенного учреждения в форме бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) классифицировано 25 как целевые средства, не подлежащие обложению налогом на прибыль;
- доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежащие перечислению в бюджетную систему, не учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Но при этом Налоговый кодекс РФ не освобождает казенные учреждения от обязанности включать в налоговую базу по налогу на прибыль внереализационные доходы, например:

- стоимость материальных ценностей, принятых к учету в результате демонтажа;
- доходы от принятия к учету неучтенного имущества, выявленного при инвентаризации;
- доходы от возмещения недостач в натуральной форме;
- доходы от списания невостребованной кредиторской задолженности;
- целевые поступления, использованные не по целевому назначению;
- целевые поступления, для которых не организован обособленный учет целевого расходования.

На практике бухгалтеры казенных учреждений не учитывают такие доходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Но основания для такого решения в Налоговом кодексе РФ отсутствуют.

Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.

Что такое автономное учреждение

В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:

  • образовательные услуги;
  • научные исследования;

  • культуры;
  • система здравоохранения;
  • развитие спорта;
  • СМИ;
  • соцзащита физических лиц;
  • занятость трудоспособного населения.
  • СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.

    Особенности и характеристика учреждений автономного типа

    Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

    В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

    1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
    2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
    3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
    4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
    5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
    6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
    7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.

    ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

    Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

    ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

    Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

    • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
    • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
    • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
    • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.

    Классификация автономных учреждений

    Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:

    • новые организации, создаваемые сразу в форме автономных учреждений;
    • преобразованные организации, регистрируемые на основе казенной или бюджетной структуры путем изменения их типа.

    В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.

    Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.

    Система управления

    Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

    • руководителем;
    • коллективом наблюдательного совета;
    • общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).

    Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

    Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

    Список функций наблюдательного совета:

    • формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
    • согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
    • разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
    • обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
    • анализ перспективности сделок с недвижимостью;
    • формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
    • принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
    • инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
    • утверждает проекты отчетности и положение о закупках.

    Бухгалтерский учет и налогообложение

    Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

    • средств в форме субсидий и субвенций;
    • доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
    • недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
    • объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.

    Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

    • приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
    • методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
    • алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
    • особенности организации документооборота;
    • рекомендации по систематизации информации;
    • формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
    • инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.

    КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

    Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

    • по ресурсам, получаемым из казны;
    • по внебюджетным средствам.

    Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

    КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

    Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

    Читайте также: