Налогообложение филиала в украине

Опубликовано: 16.05.2024

19 февраля 2020 Пригодится для: Предприниматели

Когда будете регистрировать ФЛП, можете сразу подать заявление на упрощённую систему, или ничего не подавать — и тогда будете работать на общей.


На выбор ФЛП — общая система и упрощёнка. На упрощённой системе можно выбрать одну из четырёх групп. На 4-й работают ФЛП-фермеры.


Группы единого налога для ФЛП

Виды деятельности

Когда человек регистрируется предпринимателем, он приблизительно или на сто процентов знает, чем будет заниматься.

На общей системе вы можете выбрать любой КВЭД и работать по нему без ограничений. С упрощёнкой всё не так.

Есть виды деятельности, которыми нельзя заниматься на едином налоге в принципе и на конкретных группах в частности.

Перечислять все ограничения в рамках статьи нецелесообразно, но можете ознакомиться с разрешёнными видами деятельности в прикреплённых файлах.

Работники

На ОС и 3-й группе ЕН нет ограничений. ФЛП-фермерам на 4-й группе и ФЛП на 1-й запрещено нанимать работников.

На 2-й группе можно, но не больше 10 одновременно.

Если вы уже на этапе регистрации бизнеса знаете — будете работать самостоятельно или придётся нанять людей, учтите это при выборе группы ЕН.

Кому будете продавать свои товары и предоставлять услуги

Ограничения по статусу контрагента есть только на 1-й и 2-й группах ЕН:

  • 1-я группа — мало что можно, только торговать в розницу с торговых мест на рынках и предоставлять бытовые услуги только населению;
  • 2-я группа: вы можете предоставлять услуги только населению и единщикам — это могут быть ФЛП и ЮЛ. Если речь о торговле, производстве — можете продавать свои товары СПД на ОС, иностранным контрагентам.
  • На общей системе и на 3-й группе можете продавать товары, оказывать услуги, выполнять работы для кого угодно.

Если собираетесь работать с компаниями, которые уплачивают НДС, лучше зарегистрироваться на 3-ю группу с НДС или на ОС.

Как вести учёт

На упрощённой системе учитывают только доходы, а на общей — доходы и расходы.

ФЛП-единщик. Регистрирует и ведёт книгу учёта доходов. Каждый день, когда получаете предпринимательский доход, общую сумму за день вписываете в книгу. Наличные и безналичные поступления разными строками. Когда дохода нет — книгу не заполняете. Предпринимательские расходы никак не учитываете.


Всё, что нужно знать предпринимателю о книге учёта доходов

Сумму дохода из книги переносите в декларацию по единому налогу.

ФЛП-общесистемщик. В книгу учёта доходов и расходов вы записываете:

  1. Доходы. Наличные и безналичные, в натуральной форме (когда услугу вам оплатили продукцией или вы получили её по бартеру).
  2. Расходы на ведение деятельности, и тут важный момент — речь только о тех расходах, что связаны с получением дохода, они должны подтверждаться первичными документами (п. 177.4 НКУ), реквизиты таких документов тоже указывают, в графе 5.

Вам выгодно зарегистрироваться общесистемщиком, если будет много подтверждённых расходов — плата аренду, горючее, оплаты поставщикам, зарплаты работников, реклама, связь.


Книга учёта доходов и расходов ФЛП-общесистемщика

Исходя из данных в книге, вы рассчитываете чистый доход: доход за отчётный период минус расходы. С чистого дохода уплачиваете ЕСВ Единый социальный взнос , НДФЛ Налог на доходы физических лиц , ВС Военный сбор .

У нас есть хорошая статья о расходах ФЛП на общей системе, там мы расписали, на какие расходы можно уменьшить налогооблагаемый доход, а на какие нет.

С 01.01.2021 г. использовать РРО должны все предприниматели, кроме 1-й группы ЕН и тех, кто работает исключительно с безналичными оплатами.


Как предпринимателям использовать РРО в 2020 году

Как работать сейчас. 1-я группа ЕН — без РРО.

2–4-я группы — используют, если:

  1. Торгуют подакцизными товарами, на едином налоге это пиво.
  2. Торгуют технически сложными бытовыми товарами, подлежащими гарантийному ремонту, в том числе и б/у. Перечень таких товаров есть в Постановлении Кабмина № 231.
  3. Продают лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
  4. Доход в течение года превысил 1 млн грн и вы ФЛП на 2-й или 3-й группе.

ФЛП на ОС. Используют РРО. Исключение — случаи, когда РРО можно не использовать, а вести расчётные книжки и КУРО, если годовой оборот расчётных операций не превышает 500 тыс. грн в год, они приведены в Перечне № 1336.


Когда ФЛП используют КУРО

Если занимаетесь торговлей подакцизными товарами, такими как алкоголь, сигареты, нефтепродукты, сжиженный газ и пр. (ст. 215 НКУ), — без РРО вам даже лицензию на такую торговлю не выдадут.

Как платить налоги

На общей системе с чистого дохода (доходы минус расходы) вам надо уплачивать НДФЛ 18% и военный сбор — 1,5%.


Предприниматель на общей системе

Чистый доход может быть с минусом или его вообще может не быть, значит и налоги вам платить не надо.

На упрощённой системе ФЛП платят единый налог. Сколько и как часто:

1-я группа. Платят фиксированную сумму в течение года, раз в месяц. Ставка — 10% от прожиточного минимума, в 2020 году это 210,2 грн в месяц. Но может быть и меньше.

Ставку ЕН для 1–2-й групп устанавливают местные советы в зависимости от вида деятельности.


Как платить единый налог

2-я группа — максимальная ставка 20% от минимальной зарплаты, в 2020 году это 944,6 грн в месяц.

3-я группа: если вы неплательщик НДС — 5% от предпринимательского дохода, 3% от дохода — у плательщиков НДС. Платить надо раз в квартал.

Обратите внимание, что единым налогом на этой группе облагается вся выручка ФЛП, а не чистый доход (доходы минус расходы).

Если нет дохода, то и единый налог уплачивать не придётся.

ЕСВ предпринимателя

Единый соцвзнос за себя ФЛП платят и на общей системе, и на упрощёнке. Но это могут быть разные суммы, и вот почему.


Как предпринимателю платить ЕСВ за себя

ФЛП-единщик. Раз в квартал обязан уплачивать ЕСВ, как минимум минимальный платёж — 3117,18 грн в квартал, можно платить и помесячно, тогда получится 1039,06 грн/мес. Это 22% от минимальной зарплаты.

ЕСВ вы уплачиваете, даже если не ведёте предпринимательскую деятельность и не получаете доход.

ФЛП на общей системе. Обязаны уплачивать ЕСВ с чистого дохода по ставке 22%. Но не меньше минимального платежа — 3117,18 грн в квартал, или 1039,06 грн в месяц. То есть, если чистый доход в каком-то месяце будет меньше минималки, ЕСВ за этот месяц вы всё равно рассчитываете с минимальной зарплаты.

За месяцы без дохода, по мнению налоговиков, ЕСВ тоже надо уплачивать. Правда, есть судебные решения, которые подтверждают право ФЛП не уплачивать ЕСВ, если он не ведёт деятельность и нет дохода.

Ещё зарегистрирован, но пока не принят законопроект № 2190-1, согласно которому предлагается уточнить п. 2 ч. 1 ст. 7 ЗУ «О ЕСВ» относительно базы начисления ЕСВ в части добровольной уплаты взноса ФЛП без деятельности: если такой плательщик не получал доход (прибыль) в квартале или отдельном месяце, он не платит ЕСВ и имеет право самостоятельно определить базу начисления.

А также законопроектом планируют освободить от уплаты ЕСВ за себя ФЛП, если они работают по трудовому договору и получают зарплату в сумме не меньше минималки.

Отчётность после регистрации

ФЛП на ОС. После того как зарегистрировали ФЛП или перешли на ОС с единого налога, первый раз надо подать декларацию за первый квартал работы на ОС (пп. 177.5.2 НКУ). Срок подачи: 40 календарных дней после окончания такого квартала.

До 11 мая включительно надо подать декларацию, если зарегистрировались в первом квартале.

1–2-я группы ЕН. Считается, что плательщиком этих групп ФЛП становится с 1-го числа месяца. То есть, если 17 февраля зарегистрировали ФЛП и подали заявление на упрощёнку, единщиком станете только с 1 марта. А в период с 17 по 29 февраля вы считаетесь ФЛП на общей системе, и, если в этот период получите доход, уплатить с него налоги и отчитаться в ГНС вы обязаны по правилам, которые действуют для ФЛП-общесистемщиков.

Подаёте декларацию об имущественном состоянии и доходах в сроки для подачи квартальной отчётности — в течение 40 дней после окончания квартала, в котором зарегистрировали ФЛП.

Если без дела пересидели дни до того, как стать единщиком, дохода не получали, декларацию всё равно подаёте, просто с нулевыми показателями (консультация в ЗІР, подкатегория 104.09).

Когда сдавать отчётность за себя

На общей системе раз в год подаёте декларацию об имущественном состоянии и доходах.

На упрощённой — декларацию по единому налогу:

  • 1–2-я группы — раз в год. Год закончился — и в течение 60 дней надо успеть подать декларацию. За 2019 год отчитаться надо до 2 марта включительно, за 2020 год — до 1 марта 2021 года.
  • 3-я группа — отчитывается раз в квартал, в течение 40 дней после окончания предыдущего квартала.

Отчётность по ЕСВ. На едином налоге и на ОС отчёт по форме № Д5 вы подаёте раз в год, за прошлый год отчитываетесь в текущем, срок подачи — в течение 40 дней после окончания года, за 2020 год подать отчёт надо до 9 февраля 2021 года включительно.

Как перейти на другую систему налогообложения

Менять систему налогообложения можно раз в год, а переходить с одной группы единого налога на другую — хоть каждый квартал.

Если промахнётесь изначально с системой или группой ЕН, всё можно изменить.


Переход: с общей системы на упрощённую, с единого налога на ОС

На новой группе, системе начинаете работать с начала квартала, перейти в середине квартала нельзя.

Переход по заявлению, сроки подачи чётко прописаны в Налоговом кодексе:

  1. С общей системы на упрощённую — надо успеть подать заявление не позднее чем за 15 дней до начала квартала. На что обратить внимание: чтобы объём дохода, виды деятельности, количество работников соответствовало правилам работы на выбранной группе.
  2. С упрощённой на общую — подаёте заявление об отказе от упрощёнки не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового квартала.

Когда предприниматель становится налоговым агентом

Тут для единщиков и общесистемщиков действуют единые правила: с момента, когда вы выплатили доход физлицу, вы становитесь его налоговым агентом.


Когда ФЛП платят НДФЛ и военный сбор

Вы можете быть налоговым агентом у своих работников, у исполнителей, которые выполняют для вас работы или оказывают услуги по договорам ГПХ.

Ваши обязанности как налогового агента: с дохода, который выплачиваете физлицу, удержать и уплатить НДФЛ и военный сбор. И отразить эти выплаты в квартальном расчёте по форме 1ДФ.

В расчёте № 1ДФ вы также показываете выплаты контрагентам-предпринимателям, но налоги за них не удерживаете.

Жизнь филиалов, а, следовательно, и их бухгалтеров, похожа на жизнь взрослого ребенка, живущего с родителями. Если родители любящие, дееспособные, да еще и богатые, то это одно, а если себялюбивые, немощные да еще и бедные, то другое. Хорошо, что у бухгалтера, в случае с филиалом, есть возможность выбора.

Общие положения

Филиал - это обособленное подразделение юрлица, которое размещено за пределами местонахождения такого юрлица и на которое возложены обязанности по осуществлению всех тех же функций или части функций, которые выполняет юрлицо (п. 1 ст. 95 ГКУ). Как видим, приведенное определение не совсем точно характеризует суть термина "филиал", и поэтому необходимо обратиться к иным положениям ГКУ и, кроме того, рассмотреть некоторые статьи ХКУ. Учитывая требования указанных кодексов, можно выделить несколько основных аспектов, дополняющих изложенное нами уточнениями.

1. Филиал создается юрлицом, а сам при этом таковым не является (п. 3 ст. 95 ГКУ). Другими словами, филиалы не имеют статуса юрлица и осуществляют свою деятельность исключительно в рамках принятого юрлицом "Положения о филиале" (далее - Положение), которое последним и утверждается (подписывается руководителем юрлица и заверяется его печатью). При этом для осуществления указанных в Положении функций юрлицо выделяет филиалу часть своего имущества. Руководители филиалов утверждаются на эту должность юрлицом и управляют указанным филиалом на основании полученной от юрлица доверенности (п. 4 ст. 95 ГКУ).

2. Филиал не подлежит государственной регистрации 1 (п. 17 ст. 58 ХКУ) 2 . Другими словами, юрлицо только уведомляет орган госрегистрации о создании филиала методом внесения дополнительной информации (о филиале) в свою регистрационную карточку. Указанные данные о филиалах (его полное название, местонахождение, основные виды деятельности, Ф.И.О. руководителя и пр.) используются органом госрегистрации для включения их в Единый государственный реестр (в т.ч. филиалу присваивается идентификационный код) 3 .

Проанализировав указанные нами нормы ГКУ и ХКУ, юрлицу, которое создает филиал 4 , становится "как будто" все понятно, но не стоит спешить, ведь законодатели при принятии нормативных актов, разъясняющих положения статей кодексов, иногда все понимают по-своему. Например, в отличие от требований ГКУ, в п. 2 ст. 28 Закона № 755 указано, что руководитель филиала может управлять им без доверенности. Для этого юрлицу, которое создает филиал, всего лишь нужно внести данные о руководителе такого филиала (Ф.И.О. руководителя, его идентификационный код) в Единый государственный реестр. После этого руководитель филиала имеет право осуществлять определенные Положением юридические действия от имени юрлица, при этом доверенность ему не нужна.

Кроме того, если Положением на руководителя филиала не возложены функции, связанные с подписанием договоров, он все равно может это делать, не нарушая при этом действующее законодательство. Такой вывод можно сделать, прочитав упомянутый уже нами п. 2 ст. 28 Закона № 755, где сказано, что лицо, данные о котором внесены в Единый государственный реестр, может подписывать договора от имени юрлица. Таким "лицом" может быть руководитель филиала. Таким образом, Закон № 755 дает право филиалу осуществлять те юридические действия, которые в соответствии с требованиями ГКУ имеет право осуществлять только юрлицо, а не указанный филиал. Кроме того, если проанализировать другие нормативные документы 5 , то будет понятно, что филиалы могут иметь: текущие счета в банках; отдельный от юрлица баланс (т.е. самостоятельный); печать с названием филиала и идентификационным кодом и т.д.

Другими словами, филиал, не являясь юрлицом, может иметь все характеристики и полномочия юрлица. При этом между юрлицом и филиалом существует только одно отличие - юрлицо осуществляет свою деятельность после госрегистрации (т.е. внесения данных о себе в Единый государственный реестр) и получения такого статуса (т.е. юрлица), а филиал - после внесения данных о нем юрлицом в Единый государственный реестр и утверждения Положения.

Что касается налогового учета, то порядок его ведения филиалом зависит от указанного юрлицом в Положении. При этом Положение должно содержать только те нормы налогового учета, которые определены законодательными актами. В наших же публикациях мы уделим больше внимание ситуациям, при которых:

- некоторые (или частично) общегосударственные налоги (в частности, налог на прибыль и НДС) за филиал уплачивает в бюджет создавшее его юрлицо;

- филиал самостоятельно уплачивает в бюджет некоторые общегосударственные налоги (в частности, налог на прибыль и НДС) и ведет налоговый учет.

Кроме того, при рассмотрении этих ситуаций, следует обратить внимание на то, что филиал, даже если юрлицо приняло решение о самостоятельной уплате налога на прибыль, может уплачивать в бюджет некоторые начисленные ими местные и общегосударственные налоги. Все указанные ситуации будут рассмотрены нами в следующих публикациях. Сегодня же обратим внимание на те аспекты, которые регулируют порядок постановки на учет филиала в налоговой службе.

Порядок регистрации филиалов в налоговой службе регулируется Инструкцией ГНАУ № 80. В соответствии с п. 4.2 ст. 4 Инструкции ГНАУ № 80, филиалы должны на протяжении 20 дней после внесения их в ЕГРПОУ 6 обратиться в ГНИ по своему местонахождению для постановки их на учет. Это касается только тех филиалов 7 , которые 8 :

1) размещены на территории иной, чем создавшее их юрлицо, территориальной общины (например, в другом районе города, области, в другом городе, области и пр.);

2) имеют свои расчетные счета в банках, ведут отдельный от юрлиц бухгалтерский учет своей деятельности, уполномочены юрлицом составлять отдельный баланс 9 и размещены отдельно от создавшего их юрлица в рамках одной территориальной общины (например, в одном районе города или области, пр.).

Другими словами, если филиал находится отдельно от создавшего его юрлица, но в рамках одной территориальной общины (в одном районе города или области и т.д. или же на одной территории с юрлицом (в одном здании, на территории одного завода и т.д.), и при этом не имеет своего текущего счета в банке и своей печати, не выделен юрлицом на отдельный баланс, ему не нужно становиться на учет в ГНИ. Вместе с тем указанные филиалы могут составлять некоторые первичные документы (вести аналитический учет по филиалу). Например, это касается ситуации, когда филиал занимается производством продукции с запасов, выданных в цех с собственного склада. То есть кладовщик филиала ведет документы складского учета (карточку складского учета и/или журнал складского учета и т.д.), мастер цеха может составлять накладные-требования на внутреннее перемещение запасов и т.д. При этом обобщение информации о движении запасов и других материальных ценностей как внутри филиала, так и между филиалом и юрлицом, осуществляется бухгалтерией создавшего филиал юрлица (в частности, с использованием счета 683 "Внутрихозяйственные расчеты").

Но вернемся к филиалам, которые должны регистрироваться в ГНИ. Для этого им нужно подать в налоговую службу по своему местонахождению следующие документы 10 :

- заявление по форме №1-ОПП (приложение № 1 к Инструкции ГНАУ № 80);

- копию уставных документов создавшего филиал юрлица, заверенные нотариусом;

- копию справки о взятии на учет (по форме № 4-ОПП) создавшего филиал юрлица (приложение № 4 к Инструкции ГНАУ № 80);

- копию решения юрлица о созданни филиала;

- копию Положения о филиале, принятого создавшим филиал юрлицом;

- копию справки о внесении филиала в ЕГРПОУ, где указан идентификационный код филиала.

ГНИ на протяжении двух дней после получения указанных документов должна "взять" на учет филиал (естественно, если все поданные документы соответствуют требованиям действующего законодательства). Подтверждением этого является справка по форме № 4-ОПП (приложение № 4 к Инструкции ГНАУ № 80), которая выдается филиалу. Отметим, что юрлицам, создающим филиалы, рекомендуется хранить выданные органами регистрации документы (в том числе, справку по форме № 4-ОПП) у себя. Филиалу же можно оставить заверенные в нотариальном порядке копии. Это связано вот с чем. В случае ликвидации филиала справку по форме 4-ОПП следует сдавать ГНИ. Но это невозможно осуществить, если обособленный филиал находится в другом городе, районе, пр., а его руководитель, имея у себя оригинал формы 4-ОПП, осуществляет деятельность с нарушением Положения и отказывается ликвидировать филиал. Юрлицо в таком случае вынуждено обращаться в суд с вопросом о ликвидации филиала, так как принятого им решения о ликвидации филиала недостаточно для снятия его с учета в ГНИ.

После взятия на учет в ГНИ филиала по его местонахождению, указанная ГНИ уведомляет об этом ГНИ, в которой пребывает на учете юрлицо, создавшее филиал (на протяжении 10 дней со дня взятия на учет филиала методом отправления уведомления по форме № 17-ОПП). Кроме того, указанное уведомление отправляется ГНИ по месту учета юрлица не только при регистрации его филиала. В соответствии с п. 4.27 Инструкции ГНАУ № 80 уведомление по форме № 17-ОПП направляется и в случае смены местонахождения филиала (если новое местонахождение находится в другом административном районе), отнесении филиала к категории больших налогоплательщиков 11 или исключении филиала из этой категории.

1 По местонахождению в государственной администрации.

2 Об этом также идет речь в п. 4 ст. 4 Закона № 755.

3 Полный перечень информации о филиалах, который вносится в Единый государственный реестр, приведен в ст. 28 Закона № 755.

4 Количество филиалов, которые может иметь юрлицо, не определено законодательными актами Украины. Поэтому их может быть много, главное, чтобы не нарушалось монопольное законодательство.

5 Этих документов очень много, поэтому они будут рассмотрены нами в дальнейшем, непосредственно при описании того или иного вопроса темы "Филиалы".

6 Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины.

7 Естественно, эти филиалы, как мы уже указали выше, не должны при этом иметь статуса юрлиц.

8 В соответствии с пп. 2.2.1 п. 2.2 ст. 2 Инструкции ГНАУ № 80.

9 Законом № 996 юрлицу дано право выделять на отдельный баланс филиалы, которые в этом случае обязаны вести отдельный бухгалтерский учет, показатели которого включаются в финансовую отчетность указанного юрлица. Кроме того, главный бухгалтер юрлица отвечает за проверку состояния бухгалтерского и налогового учета филиалов.

10 В соответствии с п. 4.8 ст. 4 Инструкции ГНАУ № 80.

11 Большие налогоплательщики определяются по критериям, приведенным в пп. 1.2 Инструкции ГНАУ № 80.

Нормативная база

1. ГКУ - Гражданский кодекс Украины.

2. ХКУ - Хозяйственный кодекс Украины.

3. Закон № 755 - Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" № 755-IV от 15.05.2003 г.

4. Закон № 996 - Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" № 996-ХІV от 16.07.1999 г.

5. Инструкция ГНАУ № 80 - Инструкция ГНАУ № 80 от 19.02.1998 г. "Об утверждении Инструкции о порядке учета плательщиков налогов" .

Евгений Губа, ООО Аудиторская фирма «Инсайт»

НДС. Формальности существования
Налоговый учет
Идея написания этой статьи изначально состояла в том, чтобы написать о правилах перехода плательщика НДС с сокращенной Декларации по НДС на обычную, полную. Но со вступлением в силу норм Закона № 2505 возникла существенная проблема: а имеет ли Декларация.

Отпускные в Налоговом учете
№ 24 (16.6.2008) :: Налоговый учет
Отпуск может быть разный: ежегодный, дополнительный, социальный, оплачиваемый или нет. Как его предоставить вы уже знаете. Теперь рассмотрим, как рассчитать с отпускных налоги.

Интернет-магазин
№ 22 (2.6.2008) :: Налоговый учет
В прошлом номере мы рассмотрели общие требования к дистанционной торговле и один из ее видов, а именно торговлю по каталогам. В данной публикации рассмотрим «усовершенствованный» метод торговли на расстоянии — торговлю через Интернет-магазин.

Группы, виды и формы налогообложения предприятий, организаций. Оптимизация и принципы налогообложения. Как выбрать общую или упрощенную систему налогообложения бизнеса. Изменения в Налоговый Кодекс Украины согласно налоговой реформе.

  1. Системы налогообложения в Украине
  2. Упрощенная или общая система налогообложения субъектов малого предпринимательства: оцениваем преимущества и недостатки
  3. Переход на упрощенную систему налогообложения
  4. Налоговое законодательство. Налоговый Кодекс
  5. Стоимость юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса
  6. Какие налоги платит юридическое лицо в Украине:
    1. НДС
    2. Налог на прибыль
    3. Акцизный налог
    4. Единый налог
    5. ЕСВ
    6. Налог на репатриацию
    7. Рентная плата

Видео путеводитель

Системы налогообложения в Украине

Система налогообложения - совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты и взносов в государственные целевые фонды, взимаемых в установленном Налоговым кодексом порядке.

В Украине устанавливаются общегосударственные и местные налоги и сборы.

К общегосударственным относятся:

  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • экологический налог;
  • рентная плата;
  • пошлина.

К местным налогам относятся:

  • налог на имущество;
  • единый налог.

К местным сборам относятся:

  • сбор за места для парковки транспортных средств;
  • туристический сбор.

В Украине наряду с общей системой налогообложения, действует упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности - особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов, , на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных Налоговым Кодексом, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.

Юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, установленным Налоговым Кодексом, и регистрируется плательщиком единого налога.

Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по таким налогам и сборам:

  1. налог на прибыль предприятий;
  2. налог на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности плательщика единого налога первой - четвертой группы (физического лица) и обложенных единым налогом;
  3. налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого физическими лицами и юридическими лицами, избравшими ставку единого налога, определенную подпунктом 1 пункта 293.3 статьи 293 НКУ (3% +НДС), а также уплачиваемого плательщиками единого налога четвертой группы;
  4. налога на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются плательщиками единого налога первой - третьей групп для осуществления хозяйственной деятельности и плательщиками единого налога четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства;
  5. рентной платы за специальное использование воды плательщиками единого налога четвертой группы.

Упрощенная или общая система налогообложения субъектов малого предпринимательства: оцениваем преимущества и недостатки

Физическое лицо – предприниматель, упрощенная система налогообложения

Преимуществом является простота учета. Требования к упрощенцам установлены НКУ.

Ставки фиксированного налога невысоки.Ставки единого налога для плательщиков первой группы устанавливаются в процентах к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, второй группы - в процентах к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин для физических лиц - предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета на календарный месяц:

1) для первой группы плательщиков единого налога - в пределах до 10 процентов размера прожиточного минимума;

2) для второй группы плательщиков единого налога - в пределах до 20 процентов размера минимальной заработной платы.

Процентная ставка единого налога для плательщиков третьей группы устанавливается в размере:

1) 3 процента дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость;

2) 5 процентов дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Предприниматель – упрощенец не освобождается от уплаты единого социального взноса, предусмотренного Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» в размере не ниже минимального (22% от минимальной заработной платы).

Физическое лицо – предприниматель, общая система налогообложения

Предприниматель – неупрощенец является плательщиком подоходного налога по ставке, определенным в пункте 167.1 статьи 167 Налогового Кодекса Украины (18%).

Безусловным плюсом является то, что налогом облагается чистый доход, за вычетом документально подтвержденных затрат от предпринимательской деятельности физического лица.Следует отметить, что к таким затратам относятся только те, которые непосредственно связанны с хозяйственной деятельностью предпринимателя. Перечень таких затрат установлен п.177.4 ст.177 НКУ.

Не включаются в состав расходов предпринимателя:

  • расходы, не связанные с осуществлением хозяйственной деятельности таким физическим лицом - предпринимателем;
  • расходы на приобретение, самостоятельное изготовление основных средств и расходы на приобретение нематериальных активов, подлежащих амортизации;
  • расходы на приобретение и содержание основных средств двойного назначения;
  • документально не подтвержденные расходы.

Ставки ЕСВ для предпринимателя – неупрощенца такие же, как и для единщика. Однако базой для начисления ЕСВ в данном случае будет чистый, облагаемый налогом доход. При этом, минимальный размер отчислений установлен на том же уровне, что и для единщиков.

Самым негативным моментом для этой системы налогообложения является необходимость оплачивать подоходный налог авансом ежеквартально.

Авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с фактическими данными, указанными в Книге учета доходов и расходов, каждого календарного квартала и уплачиваются в бюджет до 20 числа месяца, следующего за каждым календарным кварталом (до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября). Авансовый платеж за четвертый календарный квартал не рассчитывается и не уплачивается. Если результатом расчета авансового платежа за соответствующий календарный квартал является отрицательное значение, то авансовый платеж за такой период не уплачивается.

К минусам можно отнести также необходимость использования регистраторов расчетных операции (РРО) в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Физические лица - предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Форма Книги учета доходов и расходов и порядок ее ведения утверждены Приказом Министерства доходов и сборов.

ФЛП на общей системе налогообложения подают годовую налоговую декларацию в течение 40 календарных дней, которые наступают за последним днем отчетного года.

Юридическое лицо, упрощенная система налогообложения

Компания с объемом годовой выручки до 5 млн. гривен может избрать один из двух вариантов единого налога:

  • 3% от выручки + НДС;
  • 5% от выручки.

Юридические лица – единоналожники также не освобождаются от уплаты единого социального взноса. Размер ЕСВ составит 22% от фонда оплаты труда.

Основной минус этого варианта налогообложения очевиден: базой налогообложения является весь объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), не уменьшенный на стоимость затрат производства. Поэтому такой способ налогообложения, при всей своей простоте, может быть выгоден лишь для очень ограниченного круга представителей малого бизнеса.

Юридическое лицо, общая система налогообложения

Если субъект малого предпринимательства – юридическое лицо избрало общую систему налогообложения, то кроме налога на прибыль он может являться также плательщиком таких налогов, как НДС, земельный налог, акцизный налог, экологический налог, рентная плата.

Базовая ставка налога на прибыль составляет 18%.

Налогообложению подлежит чистая прибыль, уменьшенная на сумму затрат, однако некоторые из видов затрат не учитываются при определении размера облагаемой налогом прибыли или учитываются лишь частично.

Что касается единого социального взноса, то он составит 22% фонда оплаты труда.

Таким образом, ни один из описанных способов налогообложения не имеет однозначного преимущества над другими. Экономически самым выгодным остается фиксированный налог, оплачиваемый физическим лицом – предпринимателем. Однако в этом случае есть ограничения по видам деятельности, годовому объему выручки и количеству наемных сотрудников.

Переход на упрощенную систему налогообложения

Для избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения субъект хозяйствования подает в контролирующий орган заявление.

Заявление подается по выбору налогоплательщика, одним из следующих способов:

  1. лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  2. направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  3. средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством;
  4. государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации, подаваемого для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя . Электронная копия заявления, изготовленная путем сканирования, передается государственным регистратором в контролирующий орган одновременно со сведениями заявления о государственной регистрации на проведение государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя согласно Закону Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований "

Зарегистрированные в установленном порядке физические лица - предприниматели, которые до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для первой или второй группы, считаются плательщиками единого налога с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла государственная регистрация.

Зарегистрированные в установленном законом порядке субъекты хозяйствования, которые в течение 10 дней со дня государственной регистрации подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для третьей группы, которая не предусматривает уплату налога на добавленную стоимость, считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации.

Субъект хозяйствования, который является плательщиком других налогов и сборов, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года

Налоговое законодательство. Налоговый Кодекс

Налоговое законодательство Украины состоит из Конституции Украины; Налогового Кодекса; Таможенного кодекса Украины и других законов по вопросам таможенного дела в части регулирования правоотношений, возникающих в связи с налогообложением пошлиной операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины; действующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании и во исполнение Налогового Кодекса и законов по вопросам таможенного дела; решений Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым Кодексом.

Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, применяются правила международного договора.

Налоговый кодекс Украины является основным кодифицированным актом в сфере налогообложения и регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время администрирования налогов, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Общегосударственные, местные налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено Налоговым Кодексом, уплате не подлежат.

Основные принципы налогового законодательства Украины

  • всеобщность налогообложения - каждое лицо обязано уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, плательщиком которых оно является соответствии с положениями Налогового Кодекса;
  • равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;
  • неотвратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства;
  • презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;
  • фискальная достаточность - установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями;
  • социальная справедливость - установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;
  • экономичность налогообложения - установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование;
  • нейтральность налогообложения - установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика;
  • стабильность - изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;
  • равномерность и удобство уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;
  • единый подход к установлению налогов и сборов - определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.
Поиск юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса

Особенности деятельности, налогообложения и отчетности

Иностранная компания может вести бизнес в нашей стране различными способами, основным из которых является организация представительства. Чаще всего представительство нерезидента используют для:

  • приобретения, владения и последующей продажи недвижимости;
  • торговли отечественными ценными бумагами;
  • предоставления различных услуг;
  • ведения рекламной, культурной, развлекательной и прочей деятельности.

Представительство можно также использовать и для обычных торговых операций. В таком случае с точки зрения налогов оно приравнивается к украинскому юридическому лицу.

Законодательное определение представительства нерезидента

Украинский закон о внешнеэкономической деятельности определяет представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности как учреждение или лицо, которое представляет интересы иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине и имеет на это соответствующие полномочия, оформленные надлежащим образом.

В отечественном Налоговом кодексе понятие "постоянное представительство" получило более развернутое определение (приблизительно такое же обычно используется в договорах об устранении двойного налогообложения):

Постоянное представительство - это постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, а именно:

  • место управления;
  • филиал;
  • офис;
  • фабрика;
  • мастерская;
  • установка или сооружение для разведки природных ресурсов;
  • шахта;
  • нефтяная или газовая скважина;
  • карьер или любое иное место добычи природных ресурсов;
  • склад или помещение, используемое для доставки товаров;
  • сервер.

В целях налогообложения под термином "постоянное представительство" также подразумевается:

  • строительная площадка, строительный, сборочный или монтажный объект или связанная с ними надзорная деятельность, если продолжительность работ, связанных с такой площадкой, объектом или деятельностью, превышает 6 месяцев;
  • оказание услуг нерезидентом (кроме услуг предоставления персонала), в том числе консультационных, через сотрудников или иной персонал, нанятый им для этих целей, при условии, что такая деятельность осуществляется (в рамках одного проекта или проекта, связанного с ним) в Украине в течение периода или периодов, общая продолжительность которых составляет более 6 месяцев в любом 12-месячном периоде;
  • резиденты, уполномоченные:

- действовать от имени исключительно такого нерезидента (проведение переговоров о существенных условиях и/или заключение договоров (контрактов) от имени этого нерезидента), что приводит к возникновению у этого нерезидента гражданских прав и обязанностей; и/или

- содержать (хранить) запасы товаров, принадлежащих нерезиденту, со склада которых проводится поставка товара от имени нерезидента, кроме резидентов, которые имеют статус "склада временного хранения" или "таможенного лицензионного склада".

При этом к нерезидентам Налоговый кодекс относит (ст. 14.1.122. НКУ):

  • иностранные компании, организации, образованные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализованные) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине;
  • физические лица, не являющиеся резидентами Украины.

Непостоянное представительство

Признание представительства нерезидента "непостоянным" позволит полностью избежать налогообложения украинской прибыли.

Налоговый кодекс Украины не содержит прямого определения "непостоянного представительства". Однако в том же п. 14.1.193 НКУ указано, что:

Постоянным представительством не является:

  • использование зданий или сооружений исключительно с целью хранения, демонстрации или доставки товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту;
  • хранение запасов товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту, исключительно с целью хранения или демонстрации;
  • хранение запасов товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту, исключительно с целью переработки другим предприятием;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно с целью закупки товаров или изделий, или для сбора информации для нерезидента;
  • направление в распоряжение лица физических лиц в рамках выполнения договоров об услугах предоставления персонала;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно с целью осуществления для нерезидента любой иной деятельности, которая имеет подготовительный или вспомогательный характер.

Эти условия можно охарактеризовать как признаки, позволяющие относить представительство нерезидента к разряду "непостоянных", то есть некоммерческих.

Одним из главных моментов, которые следует помнить: непостоянное представительство нерезидента не может осуществлять ту же деятельность, что и его материнская компания, поскольку носит вспомогательный характер.

В качестве доказательства такого характера деятельности нерезидент может предоставить должным образом оформленные документы представительства:

  • положение о представительстве, которое должно содержать основные сведения о непостоянном представительстве: цели его создания, функции, задачи, права на имущество, порядок проведения аудита материнской компанией, полномочия главы представительства, а также может иметь описания политики представительства (например, политики конфиденциальности или политики благотворительности);
  • договоры нерезидента с украинскими резидентами, в которых всегда нужно указывать "правильное" место их подписания (желательно указывать адрес офиса нерезидента за пределами Украины).

Вся документация непостоянного представительства должна доказывать "вспомогательность" и отсутствие коммерческого характера его деятельности. В офисе не должны находиться товары и учетная документация, которые при проверке могут доказать другую сторону деятельности представительства и в результате оно будет вынуждено регистрироваться как "постоянное".

Кроме того, банковский счет представительства (счет типа "П" либо типа "Н") явно указывает на возможность (либо невозможность) ведения предпринимательской деятельности. Расчетный счет типа "Н" открывается для непостоянных представительств. Этот счет не разрешается использовать для зачисления какой-либо выручки - он предназначен в основном для получения от юридического лица-нерезидента средств на содержание представительства.

Постановка на учет и регистрация представительства

Для осуществления своей деятельности представительство нерезидента нужно зарегистрировать и поставить на учет в следующих государственных органах:

И хотя по смыслу вышеуказанной Инструкции регистрация необходима лишь для "непостоянных представительств", которые не осуществляют хозяйственной деятельности на территории Украины, на практике такую регистрацию требуют от всех представительств.

Для регистрации необходимо подать следующие документы:

1. Заявление с просьбой зарегистрировать представительство компании, в котором нужно указать:

  • наименование компании-нерезидента;
  • дату основания компании;
  • организационно-правовую форму компании;
  • сферу деятельности компании;
  • страну происхождения компании;
  • юридический адрес компании;
  • контактные данные компании;
  • цель открытия представительства;
  • сферу деятельности представительства;
  • населенный пункт, в котором открывается представительство;
  • если будут филиалы представительства, то нужно указать где именно;
  • количество сотрудников иностранной компании;
  • количество иностранцев, которые будут в нем работать;
  • наименование банка с указанием номера текущего счета;
  • информацию о деловых отношениях с украинскими контрагентами и перспективы развития сотрудничества.

2. Выписку из торгового (или банковского) реестра страны происхождения и местонахождения компании-нерезидента.

3. Справку из банка, в котором открыт текущий счет компании-нерезидента.

4. Доверенность на осуществление представительских функций в Украине.

Все документы должны быть нотариально заверены по месту их выдачи, легализованы и переведены на украинский язык. При подаче документов взимается государственный сбор в размере 2,5 тыс. долларов США. По окончании процесса регистрации Министерство выдает "Свидетельство открытия представительства".

Постановка на учет в налоговых органах

Постановка на учет в налоговых органах необходима только для представительств, которые получают доходы из источников на территории Украины либо обязаны уплачивать иные налоги и сборы (например, налоги на заработную плату или земельный налог). Таким образом, некоторые виды "непостоянных" представительств от этой обязанности могут быть освобождены.

Что касается "постоянных представительств", то постановка на налоговый учет для них обязательна. Такое представительство приравнивается к украинскому юридическому лицу и до начала своей деятельности обязано встать на учет как плательщик налога на прибыль.

Процедура постановки постоянного представительства на налоговый учет определяется Порядком учета налогоплательщиков, утвержденного приказом Министерства Финансов Украины от 09.12.2011 № 1588.

Осуществление постоянным представительством хозяйственной деятельности без предварительной постановки на учет в налоговом органе приравнивается к уклонению от налогов (п. 133.3 НКУ) и влечет соответствующие санкции. В таких случаях составляется акт, который направляется в компетентный орган иностранного государства для организации мер взыскания.

Такая регистрация необходима только при использовании наемного труда в Украине. Персонал на работу в представительство принимается в соответствии с отечественным законодательством о труде.

На взаимоотношения работодателя и работников распространяются все правила украинского трудового законодательства, за исключением одного положения - трудовые книжки работников должно вести не представительство, а довольно специфическое учреждение под названием "Генеральная дирекция по обслуживанию иностранных представительств" (сокр. ГДИП).

В соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Министерства труда, Министерства юстиции и Министерства социальной защиты Украины от 29.07.1993 № 58, трудовые книжки граждан, которые работают по трудовым договорам в иностранных представительствах, хранятся:

  • в Киеве - в Генеральной дирекции Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств;
  • в областях - в управлениях внешних отношений и внешнеэкономической деятельности облгосадминистраций или на предприятиях, определенных областными государственными администрациями.

Эти организации делают отметки в трудовых книжках о принятии на работу и об увольнении с работы в соответствии с трудовыми договорами. В противном случае записи, сделанные в трудовых книжках самим представительством, будут считаться недействительными.

Особенности налогообложения представительства

Налог на прибыль

Пункт 133.2.2. НКУ устанавливает, что плательщиком налога на прибыль является постоянное представительство нерезидента, которое получает доход, источники которого имеют украинское происхождение или которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении нерезидентов.

Таким образом, прибыль постоянного представительства облагается налогом на общих основаниях (как прибыль украинской компании-резидента), в то время как непостоянное представительство налог на полученную в Украине прибыль в некоторых случаях платить не обязано. То есть, именно "постоянство" представительства является определяющим критерием для налогообложения.

В целях налогообложения постоянное представительство приравнивается к плательщику налога, осуществляющему деятельность независимо от нерезидента. Если прибыль представительства не учитывается нерезидентом отдельно, то сумма такой прибыли определяется на основании обособленного баланса, согласованного с налоговым органом, или косвенным путем с применением коэффициента.

По состоянию на начало 2016 года размер основного налога на прибыль установлен на уровне 18%. Некоторые доходы нерезидента облагаются по особым ставкам - от 0% до 20% (п. 141.4 НКУ). Эти ставки могут быть меньше в отношении нерезидентов из стран, с которыми заключены договоры об устранении двойного налогообложения.

Налоги с зарплат сотрудников представительства

Налогообложение зарплат сотрудников представительства осуществляется на общих основаниях:

  • единый социальный взнос в размере 22% с фонда заработной платы в Пенсионный фонд;
  • налог на доходы физлиц в размере от 18%;
  • военный сбор в размере 1,5%.

Представительство как работодатель является налоговым агентом относительно своего персонала, то есть платит соответствующие налоги, удерживая их из зарплаты.

Налоговая и финансовая отчетность представительств

Представительства, которые осуществляют налогооблагаемую деятельность в Украине, обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с местным законодательством, подавать в налоговые органы по месту своей регистрации налоговую и финансовую отчетность.

Постоянные представительства нерезидентов, как плательщики налога на прибыль в Украине, рассчитывают налоговые обязательства в соответствии с Порядком расчета налоговых обязательств нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Украины через постоянное представительство, утвержденным приказом Министерства Финансов Украины от 13.06.2016 № 544.

Постоянные представительства подают одну из следующих форм отчетности по налогу на прибыль:

  • расчет налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль нерезидента, осуществляющего деятельность на территории Украины через постоянное представительство, на основании составления обособленного баланса финансово-хозяйственной деятельности;
  • если нерезидент не имеет возможности путем прямого подсчета определить налогооблагаемую прибыль, полученную через постоянное представительство в Украине, то она рассчитывается как разность между доходами и расходами постоянного представительства с применением коэффициента 0,7;
  • представительства, которые выплачивают доходы нерезидентам и применяют правила налогообложения, установленные международными договорами Украины (и, в частности, имеют право на освобождение от налогообложения отдельных видов дохода), в обязательном порядке заполняют и представляют в орган государственной налоговой службы сведения о доходах, освобожденных от налогообложения на основании международных договоров.

Кроме того, если представительство использует наемный труд, то оно обязано предоставлять отчеты об удержанном подоходном налоге и о взносах в фонды государственного социального страхования.

Использование представительств оффшорных компаний

"Обычные" (не оффшорные) иностранные компании используют свои некоммерческие представительства для ведения маркетинговой и рекламной деятельности.

Представительства, созданные оффшорами, применяются для других целей, например:

  • для владения недвижимостью и другими активами, которые расположены на территории Украины;
  • для заключения и сопровождения контрактов, особенно в случае экспорта;
  • иностранные разработчики программного обеспечения могут создавать представительства для управления штатом программистов.

Отдельно следует отметить, что налоговые последствия ведения деятельности через представительство в случае импорта и экспорта существенно различаются.

  • экспортеры более свободны в использовании представительств, поскольку в этом случае источники прибыли расположены за пределами Украины, и если расчеты такого нерезидента не ведутся через счета представительства, то украинские налоговые органы не смогут определить базу налогообложения;
  • если же нерезидент занят импортом в Украину, то его источники прибыли расположены в Украине, и если сделки осуществляются через представительство, то он обязан платить с этих доходов украинские налоги.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

Источник: Журнал "Бухгалтер Крыма"

На вопрос отвечает Н. К. Сенин, эксперт журнала «Бухгалтер Крыма»

Вопрос:

Мы приобретаем товары и услуги у физических лиц. Некоторые из них постоянно проживают на территории Крыма, другие – на Украине. Все они до 18.03.2014 согласно законодательству Украины приобрели статус предпринимателя, который сохраняют до настоящего времени. Наше предприятие перерегистрировалось в соответствии с законодательством РФ. Должны ли мы при выплате денежных средств за приобретенные товары и услуги удержать из доходов данных предпринимателей НДФЛ?

В силу ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. При этом объектом налого­обложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

  1. от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ, – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
  2. от источников в РФ, – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (ст. 209 НК РФ).
На основании п. 9 Постановления Государственного совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2010-6/14 «Об утверждении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период» независимо от времени фактического нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих 18.03.2014, налоговыми резидентами РФ на указанную дату и до 01.01.2015 признаются все физические лица, имевшие постоянное место жительства в Автономной Республике Крым (Республике Крым) и оставшиеся на постоянное жительство в РФ, а также военнослужащие Вооруженных Сил РФ и иных органов, в которых предусмотрена военная служба, которые до 18.03.2014 проходили военную службу в Автономной Республике Крым (Республике Крым), вне зависимости от их гражданства.

Аналогичное положение имеется в ст. 16 Закона города Севастополя от 18.04.2014 № 2‑ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» (далее – Закон № 2‑ЗС).

Исходя из ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. То есть данные лица становятся налоговыми агентами. Причем есть исключения, когда налоговый агент не исчисляет, не удерживает и не уплачивает налог с полученного дохода. Это случаи, когда исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ. В частности, такой порядок предусмотрен п. 1 ст. 227 НК РФ для физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть для ИП – по суммам доходов, полученных от осуществления обозначенной деятельности.

ФЛП является предпринимателем, но не с точки зрения российского законодательства, ведь в таком качестве он зарегистрирован другим государством – Украиной. Например, в Письме Минфина России от 03.09.2012 № 03‑04‑06/4-266 сказано, что если физическое лицо – гражданин Республики Беларусь не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством РФ, оно не может рассматриваться в качестве индивидуального предпринимателя в целях применения НК РФ. Определяющим является даже не наличие гражданства, а факт отсутствия регистрации в качестве предпринимателя, произведенной по российскому законодательству. Следовательно, при выплате дохода ФЛП российская организация или предприниматель остаются налоговыми агентами.

Причем если выплата производится в адрес ФЛП, место проживания которого находится на территории Украины, то нужно учитывать нормы НК РФ об избежании двойного налогообложения. В силу ст. 232 НК РФ с физического лица – иностранца не взимается НДФЛ, если между РФ и другим государством имеется договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

Поэтому надо иметь в виду Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.1995 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» (далее – Соглашение). На основании ст. 14 названного документа доход, получаемый резидентом одного договаривающегося государства (в данном случае – Украины) от оказания профессиональных услуг или другой деятельности независимого характера, может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве (РФ), только если выполняется одно из условий:

  • обозначенный резидент располагает в этом другом государстве (РФ) постоянной базой, используемой им для целей осуществления своей деятельности, и доход относится к постоянной базе;
  • доход выплачивается из источников в этом другом государстве (РФ).
В то же время в Письме ФНС России от 11.02.2009 №3‑5‑03/142@ указывается, что исходя из пп. «д» п. 1 ст. 3 Соглашения в каждом из договаривающихся государств индивидуальные предприниматели другого договаривающегося государства должны рассматриваться в качестве предприятия (см. также Письмо Минфина России от 06.12.2010 № 03‑08‑05).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только данное предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное в нем постоянное представительство.

Из пункта 1 ст. 5 Соглашения следует, что для целей его применения выражение «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве. Под ним могут пониматься место управления, филиал (отделение), контора, фабрика, мастерская, шахта (рудник, нефтяная или газовая скважина, карьер, установка, сооружение или любое другое место разведки или добычи природных ресурсов), склад или иное сооружение, используемое для продажи товаров.

Если имеются признаки постоянного представительства, то доход от деятельности, относящейся к этому представительству, облагается, в рассматриваемом случае – в РФ. В другом случае доход ФЛП будет полностью облагаться налоговыми органами Украины. Но на основании п. 2 ст. 232 НК РФ такой украинский предприниматель должен представить официальное подтверждение того, что он является резидентом Украины, и документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть предоставлено и до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий.

Порядок подтверждения статуса налогового резидента Украины приведен в Письме Государственной налоговой администрации Украины от 21.02.2013 № 2094/5/12-1016. Согласно ему порядок выдачи и форма справки, подтверждающей статус налогового резидента Украины, утверждены Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2002 № 173. Названным приказом установлено, что справку-подтверждение статуса налогового резидента Украины выдает на своем бланке государственная налоговая инспекция по месту жительства физического лица за подписью начальника инспекции.

Подтверждение статуса налогового резидента предоставляется налоговому агенту в оригинале либо в нотариально заверенной копии с проставлением на таком подтверждении апостиля (Письмо ФНС России от 09.09.2008 № 3‑5‑04/497). Если подтверждение составлено на украинском языке, то необходим нотариально заверенный перевод (Письмо Минфина России от 13.10.2009 № 03‑08‑05).

В любом случае, для того чтобы налоговый агент уже при выплате дохода ФЛП, осуществляющему деятельность без признаков создания постоянного представительства, имел право не удерживать НДФЛ, он в этот момент должен иметь представленное обозначенным ФЛП подтверждение резидентства Украины. В ином случае он должен удержать налог, а ФЛП – самостоятельно обратиться в налоговые органы РФ за возвратом налога. Нет единого мнения, кто должен представить в российские налоговые органы поименованное подтверждение и соответствующий комплект документов: сам ФЛП или налоговый агент, когда будет отчитываться по формам 2‑НДФЛ. Вероятно, во избежание риска лучше это сделать и ФЛП, и налоговому агенту (см. письма Минфина России от 29.08.2014 № 03‑04‑06/43394, от 23.05.2014 № 03‑04‑05/24803).

Действие выданного подтверждения не зависит от количества и регулярности выплат физическому лицу и вида доходов, полученных от источников в РФ, и распространяется на календарный год, в котором оно выдано (Письмо Минфина России от 30.11.2010 № 03‑04‑06/2-275).

Что касается ФЛП, проживающего в Крыму или Севастополе, которому выплачивают доход предприятие или ИП, уже зарегистрированные по российскому законодательству, надо иметь в виду следующее. Согласно п. 20 Постановления Государственного совета Республики Крым от 21.05.2014 № 2150-6/14 «Об утверждении Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период» с 18.03.2014 доходы юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, созданных согласно законодательству Украины, местом нахождения которых является территория Республики Крым, полученные от лиц, признаваемых в соответствии с законодательством РФ налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций и НДФЛ, не признаются соответственно доходами иностранных организаций и доходами физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Причем налогоплательщик должен предоставить налоговому агенту сведения о его постановке на учет в налоговых органах на территории Республики Крым. В этом случае налоговый агент не удерживает налог при выплате дохода.

Аналогичное положение имеется в п. 5.5 ст. 23 Закона № 2‑ЗС. Данная норма сохранит свое действие в течение переходного периода.

Читайте также: