Налогообложение электронной коммерции в сша

Опубликовано: 05.05.2024


Сегодня все больше и больше продавцов хотят выйти на своих клиентов онлайн. Ожидается, что компании электронной коммерции получит рост на 265% — с $ 1,3 трлн в 2014 году до $4,9 трлн в 2021 году.

Лучшие онлайн-площадки в мире продали в 2019 году на $2,03 трлн. Продажи на сайтах marketplace, таких как Alibaba, Amazon, eBay и других, составили 58% глобальных веб-продаж в 2019 году, согласно анализу Digital Commerce 360. Рост рынка продаж электронной коммерции является работой многих крупных онлайн площадок.

Ключевые выводы:

  • $2,03 трлн, потраченные по всему миру на топ-100 онлайн-рынков в 2019 году
  • Валовые продажи товаров в прошлом году выросли на 22%
  • 60 торговых площадок базируются в США, и они увеличили продажи на 18% в 2019 году
  • 54 из 100 лучших торговых площадок запущенны в период после 2011 года.

Лучшие торговые площадки в США:

  • Amazon
  • Best Buy
  • eBay
  • Etsy
  • Jet

Рост электронной коммерции продолжится в 2020 году, а глобальные онлайн-продажи, как ожидается, увеличатся почти на 19%.

Если вы хотите продавать свои товары на рынке США через Е-commerce. Мы подготовили для Вас информацию, как начать бизнес и зарегистрировать компанию в США.

Требуется ли регистрация компании в США для продажи товаров на Amazon, eBay, Shopify, Etsy и других маркетплейсах?

Вам не нужно быть гражданином Соединенных Штатов, чтобы продавать на Amazon, но как только вы продадите 50 или более товаров на рынке США, вам нужно будет иметь соответствующий налоговый идентификатор. Однако, если вы продаете через программу Amazon FBA (Fulfillment by Amazon), то вам нужно будет создать компанию в Соединенных Штатах, прежде чем вы начнете работу.

Открыв компанию в США, вы можете импортировать и локально распространять продукты, например, через Amazon fulfillment center (FBA) – даже если вы находитесь за границей.

Для использования программы Amazon FBA продавцы должны предоставить номер социального страхования (SSN), индивидуальный идентификационный номер налогоплательщика (ITIN) или идентификационный номер работодателя (EIN). Поскольку SSN применим только к гражданам США, нерезидентам для продолжения работы требуется сертификат EIN или ITIN.

Я хочу продавать с помощью Amazon FBA из своей страны, какую форму собственности LLC или Корпорацию мне выбрать?

У обоих форм LLC and Corp C есть хорошие и плохие моменты. Для нерезидента, который будет управлять компанией за пределами Америки и редко будет посещать США, то LLC может быть лучшим выбором.

С налоговой точки зрения, члены LLC будут объектом налога на прибыль, станут американскими налогоплательщиками и должны будут получить ITIN в США для подачи налоговых отчетов и оплаты налогов.

Корпорация С в США. Акционеры американской корпорации подвергаются двойному налогообложению, поскольку корпорация платит налог на прибыль корпорации со своей чистой прибыли, а затем, возможно, должна будет вычесть удерживаемый налог на дивиденды, направляемые ее акционерам.

Какой штат в США лучшего всего подойдет для регистрации компании на Amazon?

Любой из 50-ти штатов в США подойдет для торговли на Амазон, Shopify, Etsy, eBay и т.д.. Однако, существуют штаты с нулевым налогообложением и минимальной годовой стоимостью обслуживания, такие как: Вайоминг, Флорида (LLC), Невада и Делавэр (LLC). Это одни из самых популярных штатов для регистрации компании, с видом деятельности онлайн-торговля и ИТ бизнес в США.

Нужно ли мне посетить США во время регистрации компании?

Сам процесс формирования компании может быть осуществлен удаленно. Не существует требования, личного присутствия для открытия компании.

Нужна ли мне виза для открытия компании в США?

Нет, вам не нужна виза для регистрации бизнеса в США, но процесс регистрации не дает вам права на поездку в страну.

Что означает, что я должен платить налоги в США от деятельности в США. Как это работает, когда я живу за границей?

Доход от ваших продаж в США будет облагаться налогом на федеральном уровне. При форме LLC, как физическое лицо вы, скорее всего, будете подавать налоговую форму IRS 1040NR. Сколько налогов вы будете платить, будет частично зависеть от того, существует ли налоговое соглашение между вашей страной и США. Вам необходимо будет получить индивидуальный идентификационный номер налогоплательщика (ITIN).

Если вы будете владеть американской Корпорацией, доход от ваших продаж в США будет облагаться налогом на федеральном уровне. Компания должна будет получить идентификационный номер работодателя (EIN) и подать форму налогового отчета 1120.

Налог с продаж sales tax. Это обязанность на уровне штата, и каждый штат устанавливает свои собственные правила о том, следует ли иметь такой налог, сколько взимать, как часто его выплачивать, с кого его взимать и как его рассчитать. Для расчета, мы рекомендуем воспользоваться сервисом TaxJar.

Нужно ли мне посетить банк в Соединенных Штатах, чтобы открыть счет?

Да, однозначно. Федеральный закон США требует, чтобы банки имели процесс идентификации личности, чтобы знать, кто их клиент, и основной способ, которым это делается, заключается в том, чтобы банкир встретился с новым клиентом лично в самом банке.

Единственное законное исключение из этого правила, о котором мы знаем, — это банк Силиконовой долины (SVB) в партнерстве с Stripe. SVB, однако, известен тем, что очень избирательно относится к тому, кого он будет принимать в качестве клиентов.

Существуют так же онлайн банк, как Payoneer, который имеет интеграцию с Amazon и многими другими онлайн площадками.

Добрый день. Я гражданин Российской федерации. Планирую открыть организацию в США. Сфера деятельности, продажа на рынке США онлайн через различные интернет площадки Amazon, eBay и другие, товарами из китая. Вопрос: должен ли я как гражданин Российской Федерации выплачивать какие то налоговые исчисление в Российскую федерацию.

Добрый день. Да, в случае получения дохода, как резидент РФ Вы обязаны будете оплачивать налоги в РФ. При этом, если Вы зарегистрируете за рубежом именно организацию, то, в зависимости от доли в ней и порядка участия, должны будете уведомлять ФНС об участии в иностранной организации и КИК.

Все остальное, в том числе структуру построения бизнеса и оптимизацию налогов, нужно рассматривать более детально

При необходимости детального разбора вопроса можете писать в чат( кнопочка рядом с фото юриста https://pravoved.ru/lawyer/162. )для индивидуальной консультации (платно)

С уважением Евгений Беляев

Действительно у многих, кто получает доход от продажи товаров на площадке Ebay (часто это касается и продаж на площадке Etsy, а также любых иных случаев получения дохода на paypal) возникают сложности с пониманием того, как именно они должны платить налоги с учетом всех особенностей ebay и paypal, как все должно быть оформлено и т.п.Особенно эта проблема становится актуальной в свете изменений с 01.04.2020 г., в соответствии с которыми в налоговую будет уходить информация об открытии/закрытии всех счетов в paypal (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).Здесь сразу поясню (иногда у клиентов бывают сомнения на этот счет), что налог с дохода от продажи товаров на ebay платить нужно обязательно – по российским законом налог платится с любого дохода (ст. 217 НК РФ), в том числе получение дохода от продаж на ebay не является исключением.

Помимо организационных вопросов, связанных с непониманием как легализовать доход от продаж на Ebay, как правило возникают 3 основных вопроса, которые часто ставят моих клиентов в ступор, но каждый из которых в большинстве случаев является решаемым:

1. Очень часто при продажах на ebay у клиента фактическим доходом является только небольшой процент от продаж (так как клиент несет много расходов на покупку товаров, которые перепродает на ebay, на доставку, на комиссию Ebay и paypal), но при этом не имеет возможности поставить большую часть затрат официально себе в расходы, чтобы платить налог с разницы между доходом и расходом (обычно это связано с тем, что товар закупается без подтверждающих документов). То есть клиент за год «наторговал» на ebay на большую сумму, однако фактически из этой суммы его доход совсем небольшой. В такой ситуации если он будет платить налоги со всего оборота налоги могут «съесть» значительную часть прибыли.

2. Также часто проблемы возникают с тем, что paypal не разрешает использовать обычные счета в предпринимательской деятельности – см «Соглашение c пользователем в отношении услуг PayPal», раздел «Личные счета» (это не относится к корпоративным счетам, но у корпоративных есть свои ограничения, которые часто являются критическими, а именно они позволяют получать деньги не от всех покупателей, поэтому многие вынуждены использовать обычные счета для получения денег от продаж на ebay). Если оборот небольшой, вероятность вопросов со стороны paypal минимальная и обычно проблем не возникает. Но как только обороты становятся более-менее крупными и регулярными (такими, чтобы paypal мог однозначно понять, что операции связаны с предпринимательской деятельностью), начинают возникать проблемы, а именно paypal начинает присылать запросы в рамках 115-ФЗ с требованиями предоставить подтверждение об уплате налогов, разъяснить происхождение денежных средств, предоставить подтверждающие документы и т.п. Причем если у Вас нормальные обороты обойти подобные запросы будет очень сложно и как следствие у Вас есть хороший шанс на то, что рано или поздно paypal просто заблокирует Вам счет и включит в черный список со всеми вытекающими последствиями.

3. В продолжение пункта №2 можно отметить, что часто проблемы возникают уже на стадии вывода денег из paypal. Даже если paypal закроет глаза на Ваши операции, большую часть денег Вам все равно нужно будет как-то вывести – обычно на банковскую карту и здесь уже подключается сам банк. Если Вы будете регулярно выводить крупные суммы денег и еще и не платить при этом налоги – блокировка карты Вашим банком практически обеспечена (не факт, что это произойдет сразу при крупных операциях (зависит в том числе от того, какой банк), но рано или поздно Вам придет запрос по 115-ФЗ и тут уже будет риск попасть в черный список ЦБ, вследствие чего все другие банки будут видеть Вас в этом списке и может случиться такое, что Вам уже ни один банк не захочет открыть даже обычную банковскую карточку).

Помимо указанных «проблем» часто непонимание вызывают еще следующие организационно-правовые аспекты:

А) Как быть с отсутствием договоров, актов и иных документов, подтверждающих правоотношения с покупателями – как на это реагирует налоговая и банки.

Б) Как отчитываться с учетом расхождения сумм (которое возникает из-за удержаний комиссий ebay и paypal, а также конвертации по курсу paypal), поскольку изначально на paypal приходит одна сумма, а на момент вывода она уже отличается.

В) Как отчитываться с учетом того, что деньги поступают в долларах – в каком порядке и на какой момент нужно считать доход.

Г) Как быть с законом об онлайн кассах (ККТ) при продаже товаров на ebay (нужна ли онлайн-касса (кстати нужна она не во всех случаях, а там, где нужна можно все автоматизировать, чтобы все происходило без Вашего участия и вообще не занимало времени), как ее установить, как выбивать чеки и когда, поскольку оплата приходит на paypal долларах, а чеки выбиваются в рублях.

Д) С какой периодичностью и как именно безопасно выводить деньги из paypal – при несоблюдении требований можно получить блокировку от банка по 115-ФЗ.

Е) Какую выбрать систему налогообложения, чтобы налоги не «съели» большую часть прибыли – в первую очередь это касается ситуаций, когда Ваш доход – лишь небольшая часть об общего оборота.

Ж) Как вести КУДиР, как максимально упростить эту процедуру.

С учетом изложенного, на первый взгляд может показаться, что количество нюансов при отчетности с доходов от продаж на ebay слишком большое и если этим заниматься, то значительная часть времени будет уходить на заполнение и сдачу всяких бумажек, однако тут нужно учитывать, что:

— на самом деле ничего сложного и ресурсозатратного в легализации дохода с продаж на ebay нет. Никакого сложного учета нет, нужно будет только 1 раз разобраться в этом вопросе и далее спокойно работать, никакой кучи бумаг вести или куда-то сдавать не нужно будет, а при желании можно вообще автоматизировать все процессы.— как уже было указано выше с 01.04.2020 г. информация о Ваших счетах в paypal будет уходить в налоговую, поэтому теперь риски того, что налоговая выявит Ваши обороты и предъявит Вам претензии значительно выше.

— последствия «обнаружения» налоговой Ваших оборотов могут быть значительно более серьезными, чем потраченное время на корректное правовое оформление деятельности в соответствии с законом. В частности, стоит помимо штрафов и пеней помнить об уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ за Незаконную предпринимательскую деятельность (риск появляется, как только Ваши обороты в совокупности дойдут до цифры 2 млн. 250 т.р.) и по ст. 198 УК РФ за Уклонение от уплаты налогов (риск появляется, если Ваши обороты за 3 года подряд дойдут примерно до цифры 6 млн. 900 т.р.).

Что касается непосредственно вариантов легализации дохода, то их несколько:

1. Как ИП. В рамках данного варианта существует достаточно много «подвариантов», используются разные способы работы и т.д. В двух словах все не опишешь. Как правило если доходы более-менее нормальные данный вариант является оптимальным.

2. Как самозанятый (подходит далеко не для всех случаев работы с ebay, нужно разбирать индивидуально. ). При небольших оборотах и при соответствии условиям применения данного налогового режима вариант может представлять интерес, поскольку он позволяет полностью минимизировать любые формальные процедуры (хотя их и в случае с ИП немного, но у самозанятого их еще меньше) – не будет вообще никаких деклараций, учета и т.п.

3. Как физ. лицо – данный вариант мы обычно применяем в следующих ситуациях:

3.1. Когда деятельность уже ведется определенное время, но ИП зарегистрировано не было и при этом мы с клиентом принимаем решение о необходимости отчитаться о прошлых доходах – в части прошлых периодов остается только вариант в качестве физ. лица.

3.2. Когда у клиента по определенным причинам нет пока возможности открыть ИП (такое бывает редко, но тем не менее встречается).

3.3. Речь идет о небольшом и пока непостоянном доходе, и клиент пока не знает, как у него дела пойдут дальше и как следствие стоит ли «заморачиваться» с открытием ИП.Отмечу, что во всех 3-х вариантах легализации с учетом того, как построена система работы paypal, много нюансов по 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001. Очень важно соблюдать ряд требований, в том числе в случае, когда Вы платите все налоги, чтобы к Вам не было претензий ни со стороны paypal, ни со стороны банков.Если говорить о том, что дает клиенту легализация, то хотелось бы отметить, что помимо стандартной «возможности спать спокойно» без опасений о том, что налоговая предъявит к Вам претензии, доначислит налоги, штрафы, а при более-менее нормальных оборотах без опасений быть привлеченным к уголовной ответственности, легализация также позволяет:

1. Быть спокойным в отношениях с банками. Как я указывал выше – даже при легализации дохода и оплате налогов все равно нужно соблюдать определенные критерии, чтобы не получить блокировку, но здесь речь не об этом. Каждый раз, когда Вы проводите более-менее крупные суммы через банк, даже если они никак не связаны с выводом денег с paypal (оформляете вклад, снимаете крупные суммы с любой карты или со счета, вносите/снимаете деньги с брокерского счета, обмениваете в банке более-менее крупные суммы валюты, покупаете недвижимость, автомобиль или любые иные крупные покупки, переводите крупные суммы денежных средств родственникам или знакомым) – Вы несете определенный риск получения запроса из банка о происхождении денежных средств (риск запроса зависит от конкретного банка, от суммы операции, их общего количества и общей суммы в месяц и т.п.). Если у Вас нет официального дохода – банк может заморозить Ваши операции, что повлечет за собой весьма серьезные проблемы.

Например, есть такая практика, когда приносишь в банк вклад. Сотрудники банка с улыбкой без всяких вопросов принимают у Вас деньги. Далее проходит условно год (срок вклада) и наступает время забирать вклад. И тут все и начинается – Вы приходите забирать вклад, а банк спрашивает у Вас мол где документы, подтверждающие законность происхождения денежных средств. Вы конечно можете махать шашкой и ругаться, мол Вы же изначально не спрашивали и т.п., однако дело в том, что банки пользуются нормами 115-ФЗ, в соответствии с которыми, когда Вы вносите деньги на счет/карту/во вклад банка, то банк здесь ничего проверять не должен (за исключением вкладов в пользу третьих лиц), так как здесь не может быть отмывания денежных средств, а когда Вы снимаете деньги со счета/карты/вклада, то у банка уже появляется право проверить легальность происхождения данных денег.

Аналогичным образом банк может отказать в снятии денежных средств со счета/карты. Варианта тут 2 – либо не проводить никаких крупных операций (а также не проводить регулярных операций мелкими суммами, если в совокупности суммы таких переводов становятся приличными), либо иметь подтверждение легальности происхождения денежных средств – для второго Вам нужно легализовать свои доходы.

2. На уровне налоговой спокойно приобретать недвижимость, автомобили, иные регистрируемые покупки, оформлять спокойно вклады в любых суммах, а также вносить/выводить с брокерского счета любые суммы денег. В первом пункте речь шла о том, что банк может запросить у Вас документы о происхождении денежных средств, однако тут речь уже о налоговой. Если даже Вы не проводили через банк крупных операций или Вам все-таки удалось обойти систему банка, нужно помнить о том, что, обойдя банк, Вы еще не обошли налоговую.

Как правило, если говорить о более-менее серьезных доходах, то рано или поздно они приведут к приобретению регистрируемых покупок (квартиры, авто и т.п.) – и в этих случаях шанс на то, что налоговая выявит Ваши доходы значительно выше. ГИБДД и Росреестр передают информацию в налоговые органы о покупках для целей контроля уплаты транспортного налога и налога на имущество, при этом налоговый инспектор при получении информации о приобретениях вполне может поинтересоваться откуда деньги на такие покупки и если официального подтвержденного дохода не будет, то могут возникнуть к Вам вопросы, в том числе налоговая может запросить информацию уже обо всех движениях на paypal и Ваших банковских картах со всеми вытекающими последствиями.Тоже самое может произойти и при оформлении крупных вкладов, поскольку банки обязаны уведомлять налоговую об открытии/закрытии гражданином как счетов, так и вкладов (а с апреля 2020 г. еще и о электронных кошельках в платежных системах, в том числе paypal).

Отмечу, что, если что-то останется непонятным более подробную устную или письменную консультацию по наиболее оптимальной схеме легализации дохода от продажи товаров на ebay (а также etsy) в Вашем случае, в том числе с конкретными примерами из моей личной практики и с описанием каждого варианта Вы всегда можете получить, обратившись ко мне в чат (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 21.10.2019 2019-10-21

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Басалыко, В. М. Налогообложение субъектов электронной коммерческой деятельности / В. М. Басалыко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63204/ (дата обращения: 21.05.2021).

На сегодняшний день все большее значение приобретает электронная коммерция. Все чаще предприниматели обращаются к продаже товаров посредством сети Интернет. Однако, в отличие от иностранных государств, Российская Федерация не спешит модернизировать правовые механизмы налогообложения субъектов электронной коммерции.

Начнём с самого главного. В российском законодательстве в принципе отсутствует понятие электронной коммерции. В зарубежной практике существуют разнообразные подходы раскрытию термина. Так, Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принимает такой способ заключения торговых сделок, при котором используются различные электронные средства передачи данных. Подобным образом данное определение расшифровывается в законодательстве США. В нём электронная коммерция это особый способ осуществления торговых операций через сеть интернет.

Мировая практика по-разному подходит к закреплению данного термина. Одни страны включают него финансовые и коммерческие транзакции, которые происходят в электронном виде, другие стараются отграничить категории, например электронной торговли розничными продажами для потребителей и рынок оптовой торговли. Однако, анализируя сходные черты электронной коммерции за рубежом, можно сделать вывод, что ключевым элементом соответствующих правоотношений является осуществление предпринимательской деятельности посредством использования сети Интернет. То есть, Интернет понимается, как инструмент связи с контрагентами.

Ещё одной сложностью в совершенствовании законодательства, касающегося электронной коммерции, является то, что Интернет-торговля зачастую носит трансграничный характер. Это означает, что отсутствие физических границ — одна из ключевых её особенностей. Во многих случаях, покупка и поставка товаров или услуг не привязаны к определённому месту, определённому государству. Часто возникают вопросы, по каким правилам тогда необходимо регулировать такие сделки. Интересно то, что единого подхода к этой проблеме нет не только в нашем государстве, но и в целом в мире.

Проблемы налогообложения электронной коммерции возникают также в части администрирования прямых налогов, как правило, они связаны с определением постоянного представительства, так и в части косвенных налогов, в основном связанных с расчетом и уплатой НДС.

В 2002-м году европейский Союз ввёл правила, согласно которым все операции, осуществляемые цифровом пространстве, должны быть приравнены к услугам и подлежать налогообложению по месту нахождения покупателя.

Регламент уплаты НДС, который действует в европейском Союзе, устанавливает ряд требований для определения местонахождения клиента. Например, те услуги, которые представляются через мобильные сети, предполагают, что местонахождение клиента определяется по коду страны на номере телефона, который был использован для получения данной услуги.

Для упрощения налогового администрирования НДС в 2015 г. в ЕС был введен специальный механизм, называемый Mini one Stop Shop (далее — MOSS), позволяющий налогоплательщикам, осуществляющим трансграничные операции внутри ЕС, не регистрироваться в каждой юрисдикции, а сдавать отчетность по НДС только в одном государстве, в котором у них находится постоянный офис.

Основной задачей механизма описанного выше можно назвать снижение административной нагрузки на налогоплательщиков. Однако в настоящее время механизм работает не полностью. Все потому, что механизм не является обязательным, таким образом, не все государства его используют и принимают во внимание.

Помимо этого, Европейском союзе существует большой риск двойного налогообложения, так как правила аудита НДС не согласовано. Таким образом, если национальные налоговые органы не согласны по каким-либо пунктам, субъект подвергается налогообложению двойном размере.

Что касается Российской федерации, в области налогового администрирования электронной коммерции все уже достигнуты определённые успехи, речь идёт о введении статьи 174.2 в НК РФ. В данной статье говорится, что реализация цифровых услуг облагается НДС по месту нахождения покупателя. При этом чтобы местом реализации считалась территории РФ, должны быть выполнены названные в законе условия.

Все же налоговое администрирование, точнее его законодательное совершенствование, нужно развивать. В настоящее время у налоговых органов даже нет необходимого оборудования, для того чтобы они могли оценить реальные объемы продаж на рынке электронной коммерции. Это очень важно, так как электронная коммерция с каждым годом будет только набирать обороты.

Таким образом, Российская Федерация только начинает развивать законодательство области электронной коммерции. Правила налогообложения зарубежных интернет компаний постепенно приносят результат, но этого явно недостаточно.

Необходимо продолжать совершенствовать законодательство с учётом зарубежной практики. Очень важно закрепить ряд основополагающих понятий в законодательстве, как минимум термины «электронная коммерция», «цифровой товар», «цифровая поставка».

Очень важно начать внедрять и использовать механизмы, которые успешно показали себя в практике зарубежных стран и начать формировать единую концепцию в международной среде. Можно начать с создания единого законодательства в части налогообложения электронной торговли внутри ЕАЭС, а также разработать систему по автоматическому обмену информацией о счетах и переводах налогоплательщиков.

Ну и конечно, нужно обеспечить наши налоговые органы всем необходимым оборудованием для того, чтобы разработать специализированное программное обеспечение для налоговых органов, которое позволит отслеживать все транзакции, совершаемые налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в цифровом пространстве, что позволит повысить качество налогового администрирования и снизит количество злоупотреблений со стороны налогоплательщиков.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
  3. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1996 год. Т. XXVII. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1998. С. 319–323. // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
  4. Головченко О.Н // Налогообложение субъектов электронной коммерческой деятельности «Финансовое право», 2019, N 2
  5. Ем А. В. Налог на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме: проблемы администрирования // Налоги. 2017. N 6. С. 7–12.
  6. Хаванова И. А. Виртуальное и реальное: теория потоков в контексте налогово-правового регулирования // Финансовое право. 2017. N 4. С. 35–40.

«В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернете и те, кто вышел из бизнеса», - Билл Гейтс. Данная цитата как нельзя лучше отражает реалии современной экономики. Применение интернет-технологий расширяет возможности бизнеса, и сегодня мы видим, как интернет осваивает экономическое пространство. По средствам современных технологий люди продают товары и зарабатывают деньги, а значит и Интернет-операции должны подлежать налогообложению. Как это сделать? Нет ли здесь противоречий? Какие формы контроля Интернет- пространства существуют и какие у них недостатки? На данные вопросы мы постарались ответить в своем исследовании.

Из определения цифровой экономики как формы ведения хозяйственной деятельности информационного общества, которая характеризует совокупность отношений, складывающихся в системе цифрового производства товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления, следует выделение следующих отраслей:

– Электронная торговля (e-trade) – интернет-магазины;

– Электронные деньги (e-cash) – виртуальные денежные средства;

– Электронный маркетинг (e-marketing) – рынок интернет-рекламы;

– Электронный банкинг (e-banking) – системы интернет-банкинга;

– Электронные страховые услуги (e-insurance).

Подробней мы остановимся на рассмотрении электронной коммерции, т.к. данный вид цифровой экономики распространен по всему миру и начинает создавать все более серьезную конкуренцию традиционному бизнесу.

Следует знать, что рынок электронной коммерции подразделяется на три сектора:

1. Сектор «Business-to-Business» (В2В) – операции между предприятиями;

2. Розничный сектор «Business-to-consumer» (В2С) – операции между конечными потребителями товаров/услуг и предприятиями;

3. «Consumer-to-consumer» (C2C), к которому относятся операции, совершаемые между собой конечными потребителями [2].

Ввиду специфики Интернет-торговли даже передовые страны несут налоговые потери, а законодатели и налоговики поставлены в тупик, системам налогообложения может быть нанесен ущерб такого масштаба, что это может привести к ситуации, когда правительства не смогут удовлетворить законные требования своих граждан на социальные услуги.

Например, Вильям Фокс и Дональд Брюс, профессора University of Tennessee, оценивали потери США от нераспространения на Интернет- торговлю "налога на пользование" в 80-95 миллиардов долларов [1]. Россия не стала исключением, отечественные предприниматели оценили качества Интернета как нового бизнес-пространства, с помощью которого можно уходить от налогообложения.

По данным исследовательского агентства Data Insight, оборот Интернет-торговли в России за 2014 год составил порядка 380 млрд. руб., т.е. 3,9% всего российского розничного оборота [1]. Темпы роста онлайн- торговли в 6-8 раз превышают темпы роста реальной торговли. К 2016 году, по прогнозам Data Insight, объем рынка онлайн-торговли в России вырастет в 2,5 раза, покупки в сети будут совершать 13-15 млн. россиян на сумму, примерно равную 50 млрд. руб. в месяц. Годовой оборот Интернет-торговли в России по тому же прогнозу составит 690 миллиардов рублей [1]. Россия может оказаться среди тех стран, которые в ближайшие годы понесут огромные налоговые потери, если существующая система налогообложения не будет адаптирована к условиям Интернет-коммерции.

Однако все основные проблемы налогообложения электронной коммерции в России во многом схожи с проблемами налогообложения электронной коммерции в США и в ЕС:

Первая проблема касается налогообложения цифровой (нематериальной) продукции и онлайн-услуг в сегменте В2С и С2С. Электронную коммерцию сложно контролировать – личность и местонахождение покупателя сейчас можно установить зачастую только по данным банковской карты, а если оплата производится через электронную платежную систему, такую, как Web-money, то это вообще невозможно.

Проблема неспособности налоговых органов проследить в данном случае электронные сделки остается нерешенной для всех государств. Нехватка надежных технологий создает ситуацию, когда возможности для уклонения от налогов кажутся бесконечными. Поэтому без развития новых технологий, которые позволят налоговым органам идентифицировать и отслеживать сделки в киберпространстве, не обойтись [2].

Кроме того, происходит кардинальное изменение в механизмах оплаты. Например, некоторые интернет-пользователи на своих сайтах или блогах размещают реквизит Яндекс-кошелька и предлагают оплатить, с формулировкой: «если понравилось». В данном случае оплата происходит исключительно по желанию потребителя, а значит отвергается фундаментальный принцип традиционной оплаты – обязательность [2]. Если такие и подобные принципы получат распространение, авторы смогут зарабатывать без «подушевого налогообложения» социальных групп, что повлечет за собой абсолютную анархию в системе налогообложения.

Вторая проблема для России заключается в неполноценности российского налогового законодательства для регулирования налогообложения электронной коммерции, а именно:

– в российском законодательстве на сегодняшний день определение электронной коммерции, Интернет-торговли или других соответствующих определений пока не закреплено, хотя сами термины неоднократно употреблялись в официальных документах [2];

– в российском законодательстве отсутствует классификация цифровых продуктов, т.е. не определено, относить их к товарам или к услугам.

Разграничение цифровых продуктов на продажу товаров или поставку услуг имеет огромное значение, потому что, так же, как и в США и ЕС, в России установлена дифференцированная ставка для этих двух типов сделок. В частности, существуют проблемы относительно экспорта и импорта цифровых продуктов [2]. Если цифровые продукты считать товарами, то, согласно общим правилам, импорт должен подвергнуться обложению НДС по ставке 18%, тогда как экспорт не будет облагаться.

Чтобы отрегулировать налогообложение цифровых товаров, необходимо внести изменения в статьи 38 и 146 российского Налогового кодекса, которые касаются соответственно объектов налогообложения вообще и объектов для взимания НДС, в частности.

Отсутствие возможности определения личности покупателей, их местоположения и статуса (бизнес или потребитель) для того, чтобы проследить электронную сделку еще остается нерешенной и в США, и в ЕС [2]. Пока надлежащее решение не найдено, все доступные средства, такие как самостоятельное декларирование покупателя, расчетный счет, IP-адрес и электронная подпись должны использоваться в качестве временного решения этой проблемы.

Большинство стран самостоятельно занимается разработкой законодательства для налогообложения электронной коммерции, но пока значимого результата это не дает, поскольку Интернет является базой для международной торговли, для эффективного регулирования которой необходимы международные правила [3]. Единственным решением данной проблемы видится унификация налогового законодательства. Большие надежды в этой сфере возлагаются на международные организации – ОЭСР и ВТО.

Единственную идею, которую обсудили и единодушно отвергли правительства во всем мире, включая США и ЕС, – идею введения новых налогов на электронную коммерцию. Потому Россия должна следовать за международной тенденцией и отрегулировать налогообложение электронной коммерции в пределах структуры существующих налогов, не создавая новые.

Однако некоторые налоговые новации в сфере Интернет-коммерции в развитых странах все-таки происходят. Во Франции Парламент внес дополнительную доходную статью в проект бюджета на 2011 год – налог за рекламные объявления, размещенные в Интернете, в размере 1%. Нововведение, касающееся налога на Интернет-рекламу, рекламные агентства восприняли без особого энтузиазма [3].

Думается, что концепция электронной коммерции как общественного блага, основанного на объективной тенденции роста обобществления сфер распределения, обмена и потребления единого воспроизводственного процесса, является наиболее продуктивной основой формирующейся теории налогообложения Интернет-торговли.

TheruleecommerceatUSA

TheruleecommerceatUSA

Опыт регулирования рынка электронной коммерции в США

В 2020 году в Палату представителей США был внесен законопроект «О блокировке нелегальных предложений на платформах электронной коммерции путем проверки на предмет подделок по Закону об электронной торговле».

Законодательный акт разработан и лоббируется инициативной группой, в которую вошли:

В чём суть инициативы?

По мнению авторов проекта, с развитием Интернет-торговли с 1990-х годов значительно возросло количество махинаций, связанных с товарами и услугами, предлагаемыми через онлайн-платформы. Так как изжить контрафакт не представляется возможным, решать проблему следует через повышение ответственности площадок электронной коммерции за продажу некачественных товаров и услуг, представляющих потенциальную опасность для потребителей. А именно товаров, которые могут стать причиной летального исхода, спровоцировать аллергическую реакцию, изготовлены с нарушением отраслевых требований.

Выше указанный законодательный проект предполагает, что интернет-магазины обяжут самостоятельно проверять всех поставщиков, а в случаях, когда проданные товары станут причиной травм или ущерба (не по вине потребителя), на них будет возложена юридическая ответственность. Избежать подобной участи смогут торговые площадки, активно борющиеся с контрафактом.

Углубимся в Закон о безопасном Интернет-магазине

Этим Законом вносятся поправки в Закон о товарных знаках 1946 года. Под его действие попадут только контрафактные товары, представляющие реальную угрозу для здоровья.

Ответственность с интернет-магазина снимается в том случае, если до продажи контрафакта торговая площадка удовлетворяла ниже изложенным требованиям либо если продавец, предоставивший некачественный товар, уже был привлечён к ответственности в судебном порядке.

Требования, которым должна удовлетворять торговая интернет-площадка:

  • Личность продавца, его место нахождение и все контактные данные подтверждены юридически.
  • Подлинность продукции проверил сторонний продавец.
  • На площадке используются реальные изображения товаров либо имеется разрешение на размещение официальных изображений продукции в рекламных целях.
  • На площадке технически предусмотрена возможность быстрого удаления поддельных товаров.
  • Площадка не сотрудничает с продавцами, уличёнными в продаже поддельных товаров более 3-х раз.
  • Площадка обязана предоставлять по запросу в соответствующие органы информацию о проведённой проверке продавца (личные данные, фактический адрес и т.п.).
  • На площадке размещена информация о фактическом место расположении продавца и производственных мощностей, на которых был изготовлен предложенный товар.
  • Площадка внедрена система для проверки продавцов, чтобы исключить повторную регистрацию под другим именем и с другими данными тех, кто уже ранее был забанен за продажу контрафакта.
  • Площадка внедряет систему контроля качества для выявления контрафактного товара до его публичного размещения для продажи.
  • До начала продаж продавец/ производитель товара заключает с коммерческой платформой соглашение о том, что на продажу предоставляются только оригинальные товары и даёт согласие на привлечение себя к юридической ответственности в судах США в случае предъявления претензий к товару.

Некоторые торговые площадки, такие как Amazon, уже частично отвечают этим требованиям. У других площадок могут возникнуть финансовые трудности из-за необходимости инвестировать в технологические системы проверки и защиты от контрафакта.

Предварительный прогноз того, что данный закон вступит в силу, не превышает 3%. Но в связи с ростом киберпреступности в период пандемии COVID-19, ситуация может измениться, и законопроект таки будет ратифицирован.

Читайте также: