Налогообложение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сша

Опубликовано: 15.05.2024


В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации всреднесрочной перспективепозиция Правительства РФ в отношении введения специальных налоговых режимов может трактоваться как налоговое стимулирование сферы малого и среднего бизнеса и сельхозпроизводства. То есть предпочтение отдается регулирующему аспекту, а организационный аспект рассматривается как побочный.

Совмещение разных систем налогообложения

Применяемый налоговый режим

Другие налоговые режимы

ни с УСН, ни с ЕСХН

ни с ОСН, ни с ЕСХН

ни с ОСН, ни с УСН

В соответствии с действующим на сегодня налоговым законодательством на территории Российской Федерации функционируют упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции и, с 1 января 2013 года – патентная система налогообложения.

Однако большинство субъектов специальных налоговых режимов уплачивают налоги по общепринятой налоговой системе, т.е. находятся на общем режиме налогообложения, используя некоторые льготы, отличающиеся по регионам [1].

Более подробно о проблемах и особенностях развития и функционирования специальных налоговых режимов в России мы остановимся ниже, а сейчас рассмотрим практику функционирования специальных налоговых режимов на международном уровне.

Следует отметить, что в сложившейся международной практике специальные налоговые режимы применяются в отношении малого бизнеса, который играет в экономике зарубежных стран более весомое значение, чем в России. Так, доля малого бизнеса в ВВП США, Японии в 2015 году составляла более 50 %, в ЕС – около 70 %, в КНР, Бразилии – около 60 %, а в России лишь 12 %.

Такое развитие малый бизнес в экономически развитых странах получил благодаря эффективности системы налогообложения, целостному налоговому законодательству и государственным налоговым льготам.

Для развития малого бизнеса в России полезен зарубежный опыт налогообложения малого и среднего бизнеса.

В российской практике предоставления государственных налоговых льгот применяются следующие подходы:

1. Установление различных прямых льгот по традиционным видам налогообложения, в том числе по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

2. Введение льгот в виде специальных налоговых режимов. Недаром, их иногда называют льготными режимами.

Что касается первого подхода, для малого предпринимательства существует ряд прямых льгот в виде уменьшения ставки налогообложения прибыли организаций. При этом данное уменьшение не часто напрямую называют налоговой льготой. В различных странах снижение налоговой ставки обложения прибыли представляет собой часть налоговой политики государства, а не налоговую льготу. В этой связи, полезен анализ зарубежного опыта льготирования.

Опыт налогообложения малого бизнеса во Франции имеет сходные черты с практикой налогообложения в России начала 90-х годов XX века. Здесь два первых года работы малого предприятия являются льготным периодом в части освобождения от налогов, подлежащих уплате в местный бюджет. Если же предприятие функционирует в, так называемой, депрессивной зоне, то не уплачиваются взносы в фонды социального обеспечения.

В наилучшем положении в Европе оказались предприятия малого бизнеса в Германии. В частности, во время мирового финансового кризиса государством для поддержки предприятий были снижены различные налоги и отчисления (ставка налога на прибыль уменьшилась с 39 % до 30 %>, отчисления в фонд безработицы – с 6,5 % до 3,3 %).

В налогообложении малого бизнеса за рубежом отслеживается интересная, с точки зрения опыта, зависимость: при увеличении доли стоимости рыночных продуктов малого и среднего бизнеса в ВВП сокращается разрыв в ставке налога на прибыль крупных и малых предприятий.

Удельный вес стоимости рыночных продуктов малого бизнеса в ВВП России ничтожен, но, если субъекты малого предпринимательства используют традиционную систему налогообложения, то они вынуждены платить налог на прибыль по тем же ставкам, что и крупные предприятия [2].

При использовании упрощенной системы налогообложения в России могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с партнерами, уплачивающими НДС, что повлечет за собой дополнительные издержки, а, значит, приведет к потере доходов. Таких сложностей нет в зарубежной практике налогообложения малого бизнеса, а в России это негативно сказывается на целевой направленности введения данного специального налогового режима.

Уменьшение налоговых ставок обложения прибыли оказывает стимулирующий эффект для развития бизнеса, поскольку дает преимущества в части получения дохода от коммерческой деятельности.

Специальные налоговые режимы в основном используются на практике в форме упрощенного или вмененного налогообложения, иногда они сочетаются, усиливая регулирующий и фискальный эффекты в отдельных странах.

Во многих странах предприятиями малого бизнеса применяются упрощенные модели налогообложения, среди них можно выделить модель вмененного налога, которая имеет различные модификации.

Одной из таких можно назвать модель аккордного налога. Самой простой формой вмененного налога является фиксированная сумма налога, которая устанавливается в зависимости от вида экономической деятельности. Такой способ налогообложения применяется в Монголии, Гане, и ряде других стран. Особый подход при налогообложении доходов малого бизнеса состоит в том, что устанавливаются регулярные выплаты, в зависимости от стоимости собственного капитала хозяйствующего субъекта, который применяется в Боливии. В Албании налогоплательщики уплачивают налог на малые предприятия и освобождаются от уплаты НДС, если их оборот не превышает установленного предела, равного 2 млн. лек (это около 21 тыс. долл. США).

Более сложная система вмененного налога установлена в Венгрии для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которая предусматривает применение прогрессивных налоговых ставок. На систему вмененного налога имеют право перейти индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли, если валовая выручка за предыдущий год не превышает 15 млн. форинтов, при этом налог они исчисляют по ставке 13 %; при осуществлении деятельности в иных сферах, допустимый предел валовой выручки составляет 3 млн. форинтов, ставка налога установлена в размере 20 % от валовой выручки. У лиц, осуществляющих розничную торговлю продуктами питания, бытовой химией, парфюмерией и другими товарами, продающимися в специализированных магазинах, облагаемый доход составляет 7 % от валовой выручки.

В Турции для некоторых категорий субъектов малого бизнеса, установлена система налогообложения, которая освобождает их от обязанности ведения бухгалтерского учета. Данный режим применяют налогоплательщики, годовой доход которых не превышает 732 млн. турецких лир, а также лица определенных профессий, доходы которых определить достаточно трудно. Облагаемый доход исчисляется по многим критериям, в зависимости от вида деятельности, а также некоторых показателей жизненного уровня. Налоговая ставка установлена в размере 25 % от вмененного дохода. Кроме того, существует минимальная сумма налога, размер которой определяют специальные комиссии каждого региона. К примеру, в зависимости от вида сельскохозяйственной культуры, минимальный налог уплачивают фермеры. Вмененный налог исчисляют также казино, которые определяют сумму налога исходя из количества игорных столов и игровых автоматов [3].

К торговым предприятиям Франции, годовая выручка которых не превышает 500 тыс. евро и предприятий, оказывающих услуги с оборотом не более 150 тыс. евро, применяется контрактный налог, но определение его величины и исчисление налоговой базы представляет собой довольно сложную процедуру. Для этого налогоплательщик представляет основную информацию о своей деятельности: данные о годовом обороте, стоимости запасов, о количестве занятых работников, количестве автомобилей, находящихся в его собственности, стоимости приобретенных товаров и услуг, после чего происходит обсуждение вопроса с налоговым инспектором, в ходе которого определяется налоговое обязательство субъекта. Согласованная сумма дохода, оценку которого производит налоговая администрация, применяется два года текущий и последующий.

Если рассматривать специальные налоговые режимы стран СНГ, то можно отметить, что, в основном, в этих странах применяется упрощенная система налогообложения.

К примеру, в Армении, Туркмении, Кыргызстане субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог вместо совокупности определенных законодательством этих стран налогов: налога на прибыль, НДС. Объектом налогообложения, как правило, считается оборот по реализации продукции, выручка от реализации товаров (работ, услуг) и прочие доходы. Применять упрощенную систему налогообложения не могут страховые организации, инвестиционные фонды, предприятия, занятые производством подакцизной продукции, банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие. При этом в Армении, Казахстане установлены дифференцированные ставки налога, в основе определения которых лежит объем дохода в отчетном периоде. В Туркмении, Кыргызстане и Беларуси ставки дифференцированы в зависимости от вида осуществляемой налогоплательщиком деятельности.

Оригинальный специальный налоговый режим в виде патента работает в Казахстане. Здесь приобретается разовый талон, дающий право на осуществление определенного вида деятельности в разовом режиме. В основном это касается розничной торговли. Разовый талон обеспечивает платеж в бюджет индивидуального подоходного налога. Объектом обложения признается доход, полученный при осуществлении деятельности в конкретной местности.

Такой специальный налоговый режим используют индивидуальные налогоплательщики при не постоянно осуществляемой деятельности.

Если при этом не используется наемный труд, то подобного рода плательщики, приобретающие разовый талон, освобождаются от социального налога и не подлежат регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, мировой опыт функционирования особых режимов налогообложения показывает, что их применение преследует различные цели и обстоятельства, а также зависит от налоговой и юридической грамотности налогоплательщиков, возможности налогового контроля и принуждения, степени коррумпированности властей и прочего.

В работе, на основании исследования форм и видов специальных налоговых режимов как в России, так и за рубежом, в историческом и современном аспектах их функционирования установлено, что они нашли свое применение в разные периоды существования государств, находящихся на различных уровнях экономического развития. Они присутствуют в налоговых системах как развитых стран, так и в странах с развивающимися экономиками [4].

В ходе исследования установлена закономерность наличия позитивных факторов применения СНР за рубежом.

sams1.tiff

Рис. 1. Факторы СНР позитивно влияющие на налоговые системы зарубежных стран

В целом, исследование зарубежной практики применения специальных режимов налогообложения установило, что их роль в зарубежных странах невелика и применяются они не столько для поддержки малого бизнеса, сколько для развития экономически отсталых территорий, разрешения политических противоречий, этнических и других проблем, а также выявлена тенденция элиминирования СНР к общему режиму налогообложения в высокоразвитых странах.

Особенностью применения специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации и ряде стран СНГ являются другие экономические предпосылки – предоставление особых налоговых условий предпринимателям в видах деятельности, реальный оборот которых трудно контролировать, что абсолютно логично в развивающейся экономике, обеспечивая максимальный фискальный эффект для бюджетов определенного уровня. В свою очередь, единой проблемой специальных налоговых режимов как для российской, так для зарубежной практик, является сложность и необъективность определения налоговой базы, а для России характерно отсутствие альтернативных методов её определения и расчета (по косвенным признакам или стоимости активов).

Таким образом, анализ истории становления и современной практики функционирования специальных режимов налогообложения, воплотивших в жизнь теорию единого налога, показывает, что он реализовался в налоговых системах, как за рубежом, так и в России.

Несмотря на упрощение методик налогообложения при специальных налоговых режимах, могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с администрированием налогов, которые не всегда позволяют получить ощутимый экономический эффект, а иногда они превышают прирост налоговых поступлений.

Библиографическая ссылка на статью:
Маккаева Р.С., Атамазова А.А. Развитие малого и среднего предпринимательства в США // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75742 (дата обращения: 20.05.2021).

Большую роль в развитии экономики любого государства играет малое и среднее предпринимательство. Одним из выделяющихся стран в сфере малого и среднего предпринимательства приято считать Соединенные Штаты Америки. Являясь одним из крупнейших экономических держав, государство США сумело развить не только крупный бизнес, но и малое предпринимательство. Президентом США Кэлвину Кулиджу в 1920-годы были сказаны следующие слова: «Дело Америки – это бизнес». Благодаря малому бизнесу США сумело освоить многие производства, а так же большинство изобретений и открытый произошли в результате работ малого предпринимательства. В данной стране 52% работающего населения заняты в сфере малого и среднего бизнеса. В небольших предприятиях насчитывается порядком 19,6 миллионов сотрудников. Для большинства работников малый бизнес является шансом выйти в крупный бизнес. В малом бизнеса так же успешно работают и женщины, многие из них являются руководителями (более 9 миллион) и ежегодно зарабатывают более 3,6 трл.$. Благодаря гибкой политике в производственной и кадров сфере, многие предприниматели малого бизнеса достигают успеха в своей деятельности. На данный момент в США более 7 млн. предприятий, на каждой из которых менее 500 наемных работников. Помимо этого в США так же действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий. В этой стране в год регистрируется около 600 тыс. предприятий, как правило, большинство из них ликвидируется. Это связано с тем, что многие владельцы предприятий остро реагируют на динамику спроса и если возникает возможность преуспеть в другой сфере, они закрывают старый бизнес и открывают новый. Американцы обладают особенностью быстро перестраиваться и зачастую даже прогоревший бизнес они воспринимают началом нового. Большинство американских предпринимателей открывают бизнес только на собственные средства. И лишь небольшой процент (10%) малых компаний стартует на базе заемного капитала. По статистическим данным, которые предоставляются ассоциацией малого бизнеса США, большинство успешных компаний создавались на базе офиса на дому, стартовые затраты которых не превышали 25 тыс. долларов. В США приято утверждение, что без развитого малого бизнеса невозможна экономика страны. Малому предпринимательству, в свою очередь, необходима постоянная поддержка со стороны государства. Огромную поддержку малому предпринимательству в США оказывает Администрация малого бизнеса (АМБ). В частности данная организация помогает в вопросе обучения, консультации, защиты интересов, но помимо этого, АМП оказывает и материальную поддержку малым предпринимательствам. Одной из преимуществ США является увеличение франчайзингом, и в этом принято считать главную силу американской экономики. Первые франчайзинговые сети в США появились в ХIХ веке, благодаря таким компаниям, как «Зингер» и «Дженерал моторс». На данное время число франчайзингов увеличилось до 2000, а число получателей франшизы составляет около 600 000. Франшинзодатели значительно упростили создание бизнеса для начинающих. От начинающего предпринимателя франшизодатель требует внести лишь 50% стоимости готового бизнеса, а оставшиеся 50% предпринимателю разрешается погасить в течении 20 лет. Помимо этого предпринимателю предоставляется идеальное место для открытия своего бизнеса, обученные сотрудники и менеджеры, которые будут курировать новый бизнес в течении первого года. Малые компании в США имеют особенность выглядеть довольно крупно и упитанно. В этой стране малыми предпринимательствами считаются любые компании, в которой задействовано от 1 до 1500 человек, а годовая прибыль составляет 15 млн.$. Одной из самых главных преимуществ американских предпринимателей является помощь правительства в госзаказах. Это позволяет малым компаниям принимать участие в аукционах и комиссиях по распределению государственных закупок и заказов. На закупки правительство США тратит 700 млдр.$ в год. Так же малому бизнесу в США оказывается финансовое содействие в случае кризисных ситуаций и осуществляется государственная программа гарантирования аренды и страхования строительных порядков. Программа «гарантирования аренды» осуществляется по отношению малых предпринимательств, сталкивающихся с проблемой поиска помещения. На данное время в США можно насчитать более 20 млн. малых компаний, так же ежегодно открывается не менее 1 млн. новых. На наш взгляд это связано с поддержкой со стороны правительства, которое обеспечило благоприятные условия для развития предпринимательства. Осознавая важность предпринимательской деятельности для экономики страны, правительство США прикладывает всевозможные усилия для ее успешного развития.

Библиографический список

  1. Агафонов А.Ю. Тенденции развития финансовой поддержки малого бизнеса // ЭПОС. – 2010. – №4. – С. 59-63.
  2. Кулапина Г. Интеллектуальное обслуживание предпринимательства в сфере малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – №5. – С. 87-94. 17. Курбанов Т.Х
  3. Русяева Е. Разработка программных продуктов для малого предпринимательства: анализ методологических подходов // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – №4. – С. 102-110.
  4. Тихомирова О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – №3. – С. 79-86.
  5. Чернобродова Л.А. Институциональное обеспечение формирования и развития малого инновационного предпринимательства // ЭПОС. – 2011. – №2. – С. 43-49.

Количество просмотров публикации: Please wait

Автор статьи: Евгений Смирнов
Евгений Смирнов

Сравнение налогов в Америке и России

В России на медстраховку наемного работника бизнесмен отчисляет 5,1% от оклада, в США – более чем втрое меньше – 1,45%.

Система налогообложения бизнеса в США представляет собой сложный комплекс правовых норм, собранных в главном фискальном законе страны – «Кодексе внутренних доходов США». Согласно закону, все юридические лица и частные предприниматели, зарегистрированные на территории США, обязаны платить налоги. Американская фискальная система предусматривает 3 уровня налогообложения:

  • федеральные налоги;
  • налоги штатов;
  • местные налоги.

Федеральное налогообложение малого бизнеса и корпораций одинаково во всех штатах. Но муниципальные налоги и налоги штатов устанавливаются местными властями и не должны противоречить федеральному законодательству. Для США нормальным явлением есть то, что жители одних штатов платят меньше налогов и сборов, чем, к примеру, жители Нью-Йорка, где действуют одни из самых высоких ставок.

Калькулятор

Как правило, более высокие местные налоги объясняются повышенной экономической привлекательностью конкретного региона. Налоги для организаций, зарегистрированных в Нью-Йорке, выше, однако в этом штате покупательная способность населения тоже выше, а значит и доходы местных компаний превышают среднестатистический уровень. Учитывая то, что основным фискальным принципом США является справедливое распределение налогового бремени среди компаний с низкими и высокими доходами, такое положение вещей воспринимается как рациональное и не подвергается критике. Богатые платят больше – бедные пользуются налоговыми льготами.

Налогообложение физических и юридических лиц

Базовыми налогами, связанными с предпринимательской деятельностью, в США являются:

  • подоходный налог;
  • налог на прибыль корпораций.

Рассмотрим каждый из них отдельно.

Подоходный налог

Подоходный налог – один из наиболее весомых источников фискальных поступлений в федеральный бюджет США. Этот налог уплачивается всеми гражданами, которые живут и получают доход на территории страны, в том числе индивидуальными предпринимателями. Налог рассчитывается в процентном соотношении к сумме валового дохода, который включает все доходы, полученные лицом за конкретный период. Если говорить в контексте индивидуального предпринимательства, то в базу налогообложения включается:

  • доход от предпринимательской деятельности;
  • доход от ценных бумаг;
  • доходы, полученные из других источников.

Деньги Америки

База налогообложения может быть снижена за счет разрешенных льгот и деловых издержек на получение дохода. К последним могут быть отнесены издержки на покупку и обслуживание капитальных активов, таких как земля, недвижимость, оборудование, а также текущие производственные расходы. После вычета разрешенных льгот и деловых издержек, остается сумма, которая именуется чистым доходом плательщика.

Налоговая база может быть дополнительно уменьшена за счет необлагаемого налогом минимального дохода, который для разных категорий граждан варьируется в зависимости от семейного и социального статуса (одинокие люди, главы семей с иждивенцами, супружеские пары, пожилые люди, инвалиды). Из базы налогообложения также вычитаются благотворительные взносы, уплаченные местные налоги и налоги штата, алименты, проценты по ипотеке и т. п. После всех вычетов остается так называемый налогооблагаемый доход.

Ставка федерального подоходного налога в США составляет от 15 до 39%, в зависимости от размера прибыли. К примеру, компания, годовой доход которой не превышает 50 000 долларов, платит федеральный подоходный налог в размере 15%. Юридические лица, чей годовой доход составляет от 100 000 до 335 000 долларов, платят налог в размере 22 250 долларов + 39% от каждого доллара свыше 100 000. В то же время компании с годовым доходом от 18 333 333 долларов платят корпоративных подоходный налог в размере 35%. Такая система обеспечивает справедливое налогообложение малого бизнеса и, так называемых «локомотивов» американской экономики.

Фискальное законодательство США, если говорить о подоходном налоге, предусматривает множество льгот и возможностей снизить базу налогообложения. Этот механизм сложный и направлен на справедливое перераспределение фискальной нагрузки между более платежеспособными и менее платежеспособными налогоплательщиками. Подоходный налог относится к федеральным налогам, но может также взиматься в отдельных административно-территориальных единицах, однако в гораздо меньшем объеме, чем на федеральном уровне.

Фактически, налог на малый бизнес представлен в США именно подоходным налогом. Индивидуальный предприниматель как самозанятое лицо также должен производить дополнительные отчисления в фонды социального страхования – то, что за наемных работников делают работодатели.

Налог на доходы корпораций

Корпоративный налог уплачивается американскими компаниями со всех доходов, полученных как в пределах страны, так и заграницей. Учитывая то, что международные корпорации вынуждены также платить налоги в тех странах, в которых ведут свой бизнес, фискальная система США предусматривает механизм защиты от двойного налогообложения. Компании-плательщику возмещаются налоги, уплаченные за границей, в лимитах установленной налоговой ставки.

Налог на доходы корпораций взимается и на федеральном уровне, и на уровне штатов. Уплата налога осуществляется вместе с предоставлением годового отчета, крайний срок подачи которого – 15 марта следующего за отчетным года.

Корпорация, зарегистрированная в США, должна встать на налоговый учет в федеральную фискальную службу Internal Revenue Service. Важно понимать, что под категорию «корпорация» попадает далеко не каждое юридическое лицо.

В американской фискальной практике юридические лица разделяются на такие категории, как товарищества (partnership) и корпорации (corporation). Товарищества являются аналогом российских обществ с ограниченной ответственностью и не являются плательщиками налога на доходы корпораций. Участники товарищества (аналог – учредители) распределяют между собой доход компании и каждый по отдельности уплачивают подоходный налог.

Что касается корпораций, то юридические лица этой организационной формы уплачивают налог на доход корпораций, фискальной базой для которого является прибыль компании. В то же время доходы акционеров, распределенные в качестве дивидендов, также подлежат налогообложению. Являясь частными лицами, акционеры (каждый по отдельности) декларируют свой доход в виде дивидендов и уплачивают подоходный налог.

Ставка налога на прибыль в Америке не является фиксированной для всех. Налог на доходы корпораций предусматривает льготный режим для отдельных плательщиков. Так, в законе предусмотрено два варианта налогообложения корпораций, относящихся к категории малого или среднего бизнеса. Корпорации-плательщики делятся на две категории: S-корпорации и C-корпорации.

Для того чтобы воспользоваться налоговым режимом, предусмотренным для S-корпораций, юридическое лицо должно соответствовать следующим критериям:

  • являться американской компанией;
  • иметь в составе акционеров не более 35 граждан США или резидентов;
  • все акционеры-резиденты должны соответствовать параметрам, описанным в подглаве «S»;
  • не являться филиалом другой корпорации;
  • эмитировать только один тип акций и не являться владельцем более 80% акций другой компании;
  • не являться банком, страховой компанией, кредитной или строительной организацией.

ноут, калькулятор

Если корпорация не соответствует всем вышеперечисленным условиям, тогда её доходы подлежат налогообложению в соответствии с режимом «С». Базой налогообложения для таких компаний выступает валовая выручка от такой деятельности, как:

  • продажа товаров и услуг;
  • получение дивидендов;
  • получение рентных платежей;
  • продажа ценных бумаг;
  • другая коммерческая деятельность.

При этом база налогообложения уменьшается на сумму предусмотренных законом скидок, которые могут быть обычными и специальными. К обычным скидкам относятся:

  • выплата заработной платы работникам;
  • налоги местного уровня и уровня штата;
  • платежи в фонд соцстрахования;
  • рентные платежи;
  • издержки на ремонт и амортизацию;
  • издержки на научно-исследовательскую деятельность;
  • рекламные расходы;
  • выплаты процентов за пользование кредитными средствами;
  • безнадежные долги.

К специальным скидкам относятся:

  • расходы на некоторые виды деятельности компаний, которые государство признает социально-необходимыми и стратегически важными;
  • издержки на мероприятия и технологии, связанные с охраной природы;
  • чистые операционные убытки.

Также в налоговую базу не включается от 85 до 100% от суммы полученных дивидендов, что тоже является специальной скидкой.

Калькулятор

Налог на доходы корпораций рассчитывается на чистую прибыль за вычетом предусмотренных законом льгот. Важно то, что в первые 3 года своей деятельности корпорации освобождаются от уплаты этого налога, и только с 4-го года налоги взимаются на федеральном, штатном и местном уровнях.

Налогообложение нерезидентов

Если юридическое лицо было зарегистрировано согласно законодательству США, тогда оно является налоговым резидентом. Прибыль компаний-резидентов облагается налогом для юрлиц вне зависимости от того, получена ли прибыль на территории США или за её пределами. Если головная компания-резидент имеет дочерние подразделения в других странах, которые возвращают прибыль головной компании, то эта прибыль в обязательном порядке подлежит налогообложению.

Налогообложение нерезидентов США осуществляется по следующему принципу. Если иностранная компания получает прибыль в результате ведения предпринимательской деятельности на территории США, то эта прибыль подлежит налогообложению. При этом налогом облагается прибыль от любой финансовой или торговой деятельности. Так же как и американские компании, нерезиденты имеют право на ряд налоговых скидок, предусмотренных законом.

Налогообложение пассивных доходов

Среди американских компаний довольно распространенной практикой является владение одной компанией акциями других компаний. В этом случае юридическое лицо-владелец акций, получая дивиденды, обязано заплатить с них налоги. Поскольку общий налог включает федеральный налог и налог штата, то конечная ставка разнится в зависимости от места регистрации налогоплательщика.


Также в США практикуется налог на прирост капитала. Доходы, получаемые от прироста капитала, в обязательном порядке включаются в прибыль и подлежат налогообложению. В процессе расчета размера дохода от прироста капитала учитываются также капитализационные убытки. Это позволяет американским компаниям использовать убыточную деятельность для того, чтобы уменьшать базу налогообложения в последующих отчетных периодах. Согласно закону, делать это можно в течение 20 лет.

НДС в США

Многих предпринимателей, особенно выходцев с постсоветского пространства, интересует, сколько процентов составляет НДС в Америке. Сразу надо отметить – НДС в США на федеральном уровне не применяется. Тем не менее, в США существует некий аналог НДС на уровне штатов и называется он налогом с продаж. Ставка этого налога зависит от таких параметров, как:

  • Штат. Каждая территориальная единица устанавливает свой налог с продаж в зависимости от экономической специфики региона.
  • Товар. Как правило, редкая продукция, которая не распространена широко, облагается в США большим налогом с продаж, чем популярные товары широкого потребления.
  • Производитель. Импортная продукция, как правило, облагается налогом с продаж по более высокой ставке.

Отличием налога с продаж от привычного НДС заключается в том, что он не включается в стоимость товара и платится покупателем отдельно, в размере, предусмотренном законодательством конкретного штата.

Сравнительная таблица налогов США и РФ

Ниже приведена сравнительная таблица, по которой можно в общих чертах понять, чем принципиально отличаются системы налогообложения в США и РФ.

Самые низкие налоги в США

Калькулятор

Для того чтобы определить наиболее привлекательные с точки зрения налогообложения американские штаты, предлагаем ознакомиться с нижеприведенной таблицей. В качестве критериев привлекательности были выбраны такие параметры:

Выводы

Налоговая система США построена на простых и понятных принципах справедливого распределения доходов. Тем не менее, сама система сложная, и чтобы разобраться в специфике налогообложения конкретной компании, необходим тщательный анализ фискального законодательства, поскольку налогоплательщики в США дифференцируются по множеству принципов.

Основным источником налоговых поступлений в бюджет страны является федеральный налог США. Налоги штатов и муниципальные налоги могут сильно отличаться. Для индивидуальных предпринимателей и компаний, не являющихся корпорациями, основу налогового бремени составляет подоходный налог. Корпорации платят налог на прибыль, размер которого зависит от многих факторов.

Налог на прибыль в США в 2018 году признан одним из самых высоких в мире. Но благоприятная бизнес-среда дает возможность компаниям выстраивать эффективные и прибыльные бизнес-модели, даже с учетом жесткой фискальной политики.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:50, реферат

Описание работы

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Основе предпринимательства.doc

Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Организации производства и экономики недвижимости

Для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется радом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам); исключением лишних звеньев управления и т.д. теплые окна века в Санкт-Петербурге Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Налогообложение малого предпринимательства в США

Система государственной поддержки малого предпринимательства в США основана на предоставлении налоговых льгот малому предпринимательству, в том числе сокращения ставки корпораци-онного налога, льгот в виде налогового кредита на расширение исследовательских работ, ускоренные нормы амортизации для малых предприятий и другие.

В некоторых странах помимо общих критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании.

Общие критерии применяются к тем субъектам малого бизнеса, которые заинтересованы в получении льготных кредитов, но они фактически не затрагивают налоговые льготы. Так, в США Администрация по делам малого бизнеса, созданная в 1953г. для оказания помощи руководителям малых предприятий в повышении их управленческой квалификации и получении ссуд, считает бизнес малым, если предприятие не доминирует в своей области деятельности и вместе с отделениями нанимает не более 500 человек. Однако специальными льготами на государственном уровне такие предприятия не наделены. Одновременно Налоговый кодекс США предусматривает льготы для так называемых S-корпораций, которые должны соответствовать гораздо более жестким критериям (таблица 1). S-корпорации впервые появились в 1958г. как альтернатива обыкновенным корпорациям в соответствии с подразделом «S» Правил Налогового управления США. В настоящее время они являются одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм малого бизнеса.

Так, в США на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога в 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки — в 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. (до начала реформы 1986 года таких ставок было четыре).

Причем, в том случае, если объем продаж на малых предприятиях не превышает 200 000 долл., для них установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы (2000 г. — 20 000 долл., 2001—2002 гг. — 24 000 долл., а с 2003 г. — 25 000 долл.).

Применение более низкой ставки корпорационного налога для малых предприятий широко распространено во многих промышленно развитых государствах, при этом межстрановые различия достаточно велики. Так, если в США наименьшая ставка составляет 15%, а наивысшая — 34%, то во Франции такой резкой прогрессивности нет: ставка для малых предприятий — 33,3%, для крупных и средних корпораций — 36%; в Канаде и Великобритании для малого бизнеса используются ставки 22% и 20% соответственно против стандартных ставок 43% и 30%. В России в настоящее время действует единая ставка по налогу на прибыль для всех видов организаций — 24% (рис. 2).

Для малого предпринимательства сокращенные ставки налога на прибыль имеют большое значение, так как увеличивают объем и норму прибыли этих предприятий, способствуя тем самым их развитию. Так, в США норма прибыли малого предпринимательства в течении последних трех десятилетий зачастую превышала среднекорпорационную норму прибыли (иногда в 1,5—2 раза).

Рассматривая ставки налога на прибыль, также необходимо подчеркнуть, что в западных странах государственную политику стимулирования малого предпринимательства проводят, как правило, с учетом приоритетности главных направлений, в частности сферы производства. В результате, ставки налога на прибыль предпринимателя, который занимается производственной деятельностью, существенно отличаются от ставок в сфере коммерческого посредничества (в США они достигают 90-95% независимо от категории фирмы). Такой механизм стимулирует перелив капитала в производство. Российская же налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника. И пока не будет устранен этот парадокс, переток капитала малого бизнеса из производства в сферу обращения не прекратится.

На малый бизнес распространяются и специальные налоговые льготы, например, ”бонус первого года”, когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы.

Вклад малого предпринимательства в экономику США

США - страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый бизнес.

Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

К категории малого бизнеса американцы относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, в массиве малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

Сегодня в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в МБ. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. МП и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы МП очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся истоки живучести всего американского бизнеса.

По результатам опросов, от 80% до 90% жителей США позитивно оценивают роль МБ. И это неудивительно: ежегодно в сфере малого предпринимательства создается три из каждых четырех новых рабочих мест. Кроме того, малые предприятия помогают насытить и разнообразить потребительский рынок страны - на оплату товаров и услуг американцы ежегодно тратят около 8 трлн. долл.

Налоговая политика различных стран имеет свои особенности, которая обусловлена как историческим развитием государства, так и современными эконмическими и политическими особенностями. Это проявляется в различии по видам и структуре налогов, их ставкам, способом взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, масштабом и количеством предоставляемых налоговых льгот.

Рассмотрим налоговую политику в отношении МСБ в отдельных странах, которая так же может проявляться в виде налоговой поддержки МСБ. В ряде зарубежных стран, законодательство не предполагает особых или специальных режимов налогообложения в сфере МСБ. При этом в рамках общей системы налогообложения МСБ предоставляются преференции и льготы, такие как пониженные ставки налогов, освобождение от авансовых платежей, вычеты расходов, связанных с инвестициями, упрощенную отчетность и другие. [1]

К странам, в которых МСБ пользуются общим режимом налогообложения, прежде всего, относятся Великобритания и США.

Великобритании МСБ пользуется определенными налоговыми преимуществами:

1) Освобождение от уплаты налоговых авансовых платежей, если суммарные годовые налоговые обязательства не превышают 500 фунтов стерлингов. При этом предприятие в следующем году просто оплачивает сумму налоговых обязательств.

2) Упрощение налоговой отчетности. Если доход предприятия не превышает 15 тыс. фунтов стерлингов, оно представляет упрощенную налоговую декларацию без указания подробных данных о своей деятельности и размерах активов.

3) МСБ могут не регистрироваться в качестве плательщиков НДС.

4) Прогрессивная шкала налоговых ставок по налогу на прибыль. Кроме того, порядок амортизации зданий и оборудования позволяет на 25% снижать стоимость их приобретения, а в некоторых случаях и до 40%. Последняя льгота может применяться при соблюдении предприятиями двух любых условий из трех: годовой оборот – не более 11,2 млн. ф.ст., стоимость активов – до 5,6 млн. ф.ст., численность работников – до 250 человек. [3]

В США также действует прогрессивная шкала ставок корпорационного налога (налога на прибыль) в зависимости от суммы полученной прибыли и широко применяются инвестиционные льготы. В частности, не облагаются налогом инвестиции до 75 тыс. долл. Собственники МСБ, владеющие совокупными валовыми активами на сумму до 50 млн. долл., освобождаются от налога на доходы от прироста капитала, например, полученного от продажи акций. МСБ предоставляется право сокращать общую сумму обязательств по налогу на прибыль в зависимости от срока службы приобретаемого оборудования (от 7% его стоимости при сроке службы более 7 лет до 2,33% при сроке до 3 лет). [2]

Среди стран, где применяются специальные налоговые режимы для МСБ, можно назвать Францию и Испанию.

Упрощенный режим налогообложения для МСБ во Франции достаточно близок к общей системе налогообложения. Для МСБ установлены предельные значения годового оборота. Вместо ежемесячной отчетности, предприятия сдают декларацию за календарный год и вносят поквартальные авансовые платежи в размере 25% от суммы налога, указанной в декларации за предыдущий год. При этом предприятия в форме юридических лиц с годовым оборотом до 7,6 млн. евро (без НДС), у которых 75% капитала принадлежит физическим лицам, уплачивают налог на прибыль по сниженной ставке 19% в отличие от 33% для крупных предприятий. Дополнительным условием применения пониженной ставки является необходимость реинвестирования налога, уплачиваемого по этой ставке в развитие предприятия и в течение последующих трех лет направлять на инвестиционные цели не меньшую долю прибыли. [2]

В Испании субъекты МСБ могут использовать три схемы налогообложения:

1) Общее налогообложение. Налог на прибыль при годовом обороте более 624тыс. евро.

2) Упрощенная систему налогообложения. Оборот не превышает 624 тыс. евро. Данная система предусматривает более простой порядок амортизации по укрупненным группам активов и включение в состав расходов неподтвержденных документально сумм в размере до 5% от разницы между фактическим доходом и расходами.

3) Схема модульного налогообложения по типу обложения вмененного дохода для мелких предпринимателей в Испании. Предприниматели не ведут многие книги учета. Они должны хранить документы, подтверждающие произведенные расходы, и иметь вспомогательную документацию по применяемым модулям или показателям. Единым базовым показателем, по которому установлены пороговые значения, является численность работников (от 5 до 15 человек). Платежи налогов осуществляются поквартально. [2]

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что доля МСБ (по количеству предприятий) в России существенно ниже чем в странах Европейского союза и США. Вклад малого и среднего бизнеса в обеспечении занятости в отдельных странах наглядно представлен на рисунке 1.

Вклад сектора малого и среднего бизнеса в ВВП в большинстве развитых стран колеблется в интервале от 50-60%. В России вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны существенно ниже – 21% ВВП. (Рисунок 2)

Таким образом, Россия отстает от стран ЕС по показателю доли малого и среднего бизнеса в ВВП – 2,8 раза, по показателю обеспеченностями рабочими местами в 2,5 раза. [4]

Аналогичные представленным на рисунках 1 и 2 показателям данные по европейским странам бывшего «социалистического лагеря» за 2015 год представлены в таблице 1. [4]

Таблица 1 Вклад малого и среднего бизнеса в обеспечении занятости и в ВВП европейских стран бывшего «социалистического лагеря»

Доля занятых в малом и

среднем бизнесе от общего числа занятых на всех предприятиях страны, %

Читайте также: