Налоги в странах латинской америки

Опубликовано: 09.05.2024

Бразилия по праву считается одним из самых развитых государств Латинской Америки в 2021 году, что подтверждается и её развитой налоговой системой. Она включает в себя сразу несколько уровней, позволяющих сделать процедуру сбора налогов максимально эффективной. Это подтверждает тот факт, что собранные платежи составляют порядка 40 % от ВВП.

Налоги в Бразилии

Основные разновидности сборов

Местная налоговая система имеет сложную структуру и состоит из трех основных уровней. Первый составляют федеральные сборы, которые устанавливаются для всех жителей страны. Второй уровень представляется муниципальными налогами, размер которых индивидуален для каждой из областей государства.

Третьим уровнем можно считать налоги и сборы, установленные властями местных штатов, а также прочих административных единиц. Общее число сборов, которые требуется оплачивать физическим и юридическим лицам, составляет порядка 18. При этом оно постоянно меняется, что вызвано введением новых и отменой старых налогов.

Среди самых распространенных являются налоги на следующее:

  • Соцстрахование граждан — 8 %.
  • Поддержание федеральных служб, соцпрограмм.
  • Соцобеспечение.
  • Прибыль — около 15 %.
  • Финансовые транзакции.

Вышеназванные сборы относятся к категории федеральных. При этом налогообложению в Бразилии подлежат не только денежные средства, но и служебный транспорт, жилье, а также прочее подобное имущество.

Средние ставки налогов в разных странах мира

Кто признается резидентом?

Налоговое резидентство Бразилии не пользуется большой популярностью среди предпринимателей. Ведь местная фискальная нагрузка заметно выше, чем у многих других государств данного региона, расположенных по соседству.

Законодательство страны предусматривает ряд правил и условий, при соблюдении которых гражданин другого государства может считаться налоговым резидентом Бразилии. При этом критерии значительно различаются в зависимости от статуса лица, которое претендует на подобное звание.

Если это компания, она должна быть основана на территории страны, а также осуществлять в ней свою основную деятельность. При этом физическое лицо может приобрести подобный статус при условии наличия визы для постоянного пребывания.

Однако предусмотрена возможность налогового резидентства и лиц с временными разрешениями на въезд, но только при действующем контракте на работу.

Если подобный документ у физического лица отсутствует, он всё равно может претендовать на резидентство, если проживает легально на территории страны не менее 183 дней за последние — 365.

Основные сборы

Местное законодательство предусматривает множество различных сборов и налогов. Однако существуют наиболее распространенные и значимые среди них. Помимо вышеупомянутого перечня федеральных взносов, это НДС, который устанавливается властями каждого отдельного штата.

Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС

Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС

Величина подобного рода ставки может колебаться от 17 до 25 %, в зависимости от местонахождения предприятия. А также в штатах действуют местные налоги, которые составляют не менее 5 % от ставки, установленной на федеральном уровне. Для упрощения уплаты сборов компаниями правительство ввело единый налог.

Он позволяет тем, у кого доход менее 1,37 млн долларов США, платить 4–17,42 % от общей прибыли, вместо внушительного перечня сборов. Подобное нововведение стало действовать на территории страны в 2007 году и позволило значительно снизить налоговую нагрузку на представителей бизнеса.

На данный момент для налоговой политики Бразилии характерным является плавное увеличение нагрузки на предпринимателей и трудоустроенных граждан. Это компенсируется ростом социальных пособий, пенсий и прочих государственных выплат.

О пенсии в Бразилии можете узнать из статьи на нашем сайте.

CPF: что это, для чего нужен?

Лица, которые планируют регулярно платить налоги в Бразилии, нередко сталкиваются с понятием CPF. Подобная аббревиатура является местным аналогом ИНН — подобный номер необходим для постановки лица на налоговый учет. Кроме того, это основной документ, который требуется предъявлять при совершении большинства операций.

Бразильский CPF

Чаще всего CPF нужен при следующем:

  • Открытии счетов в банках.
  • Приобретении, регистрации имущества.
  • Поступлении в образовательные учреждения, трудоустройстве.

Получить подобный документ может не только местный гражданин, но и турист, который находится в стране по оформленной визе. Для этого, потребуется:

  1. Посетить посольство либо ближайшее почтовое отделение.
  2. Представить загранпаспорт, подтверждение проживания в стране (например, счет за отель).
  3. Заполнить анкету, указав имена родителей (они будут внесены в документ).
  4. Оплатить взнос (примерно 1,5 $ США).
  5. Посетить местный филиал налоговой службы с чеком-квитанцией об оплате пошлины, загранпаспортом, заполненной анкетой.
  6. Получить пластиковую карточку CPF с индивидуальным номером.

После выполнения подобных манипуляций турист сможет получить данный документ, который потребуется предъявлять вместе с загранпаспортом при совершении различных покупок, прочих финансовых операций.

Поскольку все необходимые данные представители банков и других учреждений могут проверить через базы данных, для выполнения большинства операций потребуется лишь продиктовать указанный на карте код.

Подобный документ является лишь подтверждением регистрации туриста/гражданина в местной налоговой службе и не дает права на трудоустройство, а также постоянное проживание.

Узнайте о способах иммиграции в Бразилию из статьи на нашем сайте.

кандидат экономических наук

научный сотрудник, НИФИ Минфина России

127006, Россия, г. Москва, Настасьинский пер., 3/2

PhD in Economics

Senior Researcher of the Tax Policy Center under the Financial Research Institute

127006, Russia, g. Moscow, ul. Nastas'inskii Per., 3/2, of. -

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: В странах Латинской Америки в конце прошлого века происходило сокращение роли подоходных налогов, что привело к искажению структуры налоговых поступлений в пользу косвенных налогов и к росту социального неравенства. С 2007 г. в ряде стран региона проведены реформы по возврату к прогрессивному налогообложению доходов граждан, благодаря которым удалось увеличить долю подоходных налогов в бюджете и повернуть повышательный тренд растущего неравенства. В статье рассматриваются меры, принятых в рамках этих реформ, оцениваются их итоги и анализируются уроки, которые можно извлечь из успешного опыта преобразований. При обработке информации использовались общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, также методы группировки, сравнения, табличного представления данных. Установлено, что положительный результат реформ выразился в абсолютном росте поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога и в снижении неравенства в регионе. Особый успех реформа имела в Уругвае: по ее результатам в структуре налоговых доходов суммарная доля налогов на товары и услуги снизилась с 70 до 50 процентов, доля подоходных налогов возросла с 10 до 35 процентов, а коэффициент Джини снизился на 2 пункта.


Ключевые слова: подоходные налоги, индивидуальный подоходный налог, прогрессивное налогообложение, социальное неравенство, налоговая реформа, Латинская Америка, мировой опыт, Вашингтонский консенсус, прямые налоги, структура налоговых доходов

Abstract: In Latin America at the end of the last century, there was a reduction in the role of income taxes, which led to a distortion of the structure of tax revenues in favor of indirect taxes and an increase in social inequality. Since 2007, reforms have been carried out in a number of countries in the region to return to the progressive taxation of citizens' incomes, thanks to which they managed to increase the share of income taxes in the budget and reverse the upward trend of growing inequality. The author of the article discusses the measures taken in the framework of these reforms, evaluates their results and analyzes the lessons that can be learned from the successful experience of transformations. In her research the author has applied such methods as analysis, synthesis, induction, deduction, also methods of grouping, comparison and tabular presentation of data. It has been established that the positive result of the reforms was expressed in the absolute growth of incomes to the budget of the individual income tax and in the reduction of inequality in the region. The reform was particularly successful in Uruguay: according to its results in the structure of tax revenues, the total share of taxes on goods and services decreased from 70 to 50 percent, the share of income taxes increased from 10 to 35 percent and the Gini coefficient decreased by 2 points.

Washington Consensus, worldwide experience, Latin America, tax reform, social inequality, progressive taxation, personal income taxation, income taxes, direct taxes, tax revenues structure

Введение

Продолжающаяся полемика экономистов о том, какое налогообложение индивидуальных доходов – прогрессивное или пропорциональное – справедливо, делает востребованным анализ сложившейся в разных странах практики. В публикациях отечественных специалистов на эту тему обращается внимание, как правило, на следующие наблюдения:

· в мире с 1980 г. происходит всеобщее снижение степени структурной прогрессивности подоходного налога, получила популярность плоская шкала [18] ;

· в странах с плоской шкалой и низкой значимостью (менее 10 процентов налоговых поступлений бюджета) подоходного налога, к которым относятся, помимо России, Чехия, Словакия, Украина, статус-кво успешно сохраняется десятилетиями или же попытки установления прогрессии потерпели неудачу [4] ;

· в странах с прогрессивной шкалой и средней и высокой значимостью подоходного налога несмотря на отдельные повышения максимальных ставок после кризиса 2008-09 гг. (как утверждается, зачастую вводившиеся в популистских целях) значимость подоходного налога снижалась [4] .

По поводу вышеперечисленных выводов следует сделать два комментария. Во-первых, заметим, что мировая практика формировалась под влиянием смены теоретических взглядов на соотношение фискальной и стимулирующей ролей подоходного налогообложения. Так, в годы после Второй мировой войны считалось, что налогообложение – мощный инструмент мобилизации доходов и прогрессивная шкала стратегически важна для улучшенного распределения доходов, что привело к установлению высоких налоговых ставок. Кризис 1970-х гг. подвел почву для сомнений в эффективности налогов с точки зрения их воздействия на перераспределение доходов и корректировки провалов рынка. Мэйнстримом стало мнение о том, что налоги сдерживают экономический рост, прогрессивная шкала негативно влияет на стимулы, и поэтому законодатель должен стремиться снизить их предельные ставки [7] , что было сформулировано в политике Вашингтонского консенсуса, рекомендованной в конце XX века МВФ и Всемирным банком в кризисных странах. Такие идеи нашли особенную поддержку в странах, где налоговые методы снижения неравенства были малоэффективны в связи с преобладанием теневого сектора экономики и слабым налоговым администрированием [13] .

Таким образом, наблюдаемые в конце прошлого века в мире существенное снижение ставок и распространение налоговых льгот стали результатом господства соответствующих теоретических воззрений. Однако уже в 2010-х гг., когда налоговые ставки повсеместно достигли минимумов, темпы экономического роста замедлились, а технологический прогресс, глобализация и иные факторы ускорили рост неравенства [1] , тема прогрессивного налогообложения вплоть до установления конфискационно высоких налоговых ставок как эффективного инструмента выравнивания доходов вновь заняла свое место в обсуждениях исследователей [2, 5, 16] . Заметим, аналогичные рекомендации по установлению прогрессивной шкалы налогообложения в целях снижения неравенства в развивающихся странах дает сегодня и МВФ [12] .

Второй комментарий касается недостаточно освещенных в отечественных публикациях успешных случаев увеличения значимости подоходного налога, которые бы иллюстрировали контртенденцию в развитии теории в последние годы – возврата к прогрессивному налогообложению. В этом плане интересным представляется опыт Латинской Америки: как и большинство стран мира, страны региона в 1980-х гг. проводили политику снижения налогов; однако в отличие от остального мира и несмотря на ограничения, присущие развивающимся странам, в 2000-х гг. ряду стран удалось увеличить долю подоходного налога в общих налоговых поступлениях и повернуть тренд растущего неравенства в том числе за счет роста прогрессивности налогообложения доходов.

1. Тенденции в налоговых доходах стран Латинской Америки, 1990-2007 гг.

Налоговые системы стран региона традиционно характеризуются низкой значимостью прямых налогов – в 2015 г. доля подоходных налогов в структуре поступлений бюджетов в среднем по региону составили 27,4 процентов в сравнении с 34,1 процентами в странах ОЭСР (рисунок 1). При этом значимость индивидуального подоходного налога в сравнении со странами ОЭСР еще ниже: его доля в сумме налоговых поступлений в странах Латинской Америки составляет 9,5 процентов, или 2,2 процента ВВП, в то время как в странах ОЭСР на него приходится 24,4 процента (8,4 процентов ВВП); в структуре прямых налогов более 55 процентов приходятся на налоги с корпоративного сектора, и 32 процента – на физические лица, а в странах Европейского союза эти показатели составляют соответственно 72 и 26 процентов.

С другой стороны, регион отличает высокая значимость налогов на потребление: налог на добавленную стоимость формирует 28,6 процентов налоговых поступлений (6,3 процентов ВВП) в отличие от стран ОЭСР, где он обеспечивает 20,0 процентов поступлений (6,7 процентов ВВП).

Рисунок 1. Структура налоговых доходов в странах Латинской Америки и ОЭСР, 2015, % от совокупных налоговых доходов (слева) и % от ВВП (справа)

Источник: OECD, et al. (2018), Revenue Statistics in Latin America and the Caribbean 2018, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/rev_lat_car-2018-en-fr.

Такое положение – наглядный пример применения на практике доктрины Вашингтонского консенсуса, под влиянием которой в 1980-90 гг. в регионе наблюдались следующие тенденции:

· происходило упрощение индивидуального подоходного налога, выразившееся в сокращении максимальной ставки (с 50,9 процентов в 1985 до 26,6 процентов в 2016) и в росте минимальной ставки;

· база подоходного налога сужалась вследствие большого количества освобождений и вычетов, необлагаемых минимумов и упрощенных налоговых режимов и т.д., вводившихся с различными целями (привлечения прямых иностранных инвестиций, стимулирования сбережений, поддержания финансовых рынков, развития недоразвитых территорий, развития экспорта, индустриализации, создания рабочих мест, трансфера технологий, защиты экологии, диверсификации экономики и создания человеческого капитала), что также сглаживало «комплексную прогрессию» [3] ] налога; если в развитых странах налог по максимальной ставке взимается с доходов физических лиц, превышающих от 3 до 4 подушевых ВВП, то в Латинской Америке этот порог сегодня в среднем составляет 7,3 подушевых ВВП, кроме того, и сами налоговые ставки в регионе ниже [15] ;

· снижались ставки корпоративного налога на прибыль, так как в условиях роста открытости экономики в высоких ставках виделась причина оттока капитала и низкой привлекательности прямых иностранных инвестиций, что стало основным фактором снижения значимости прямых налогов в бюджетах большинства стран к 1990 г. до минимума – 3,4%;

· налоги на международную торговлю были заменены налогами на внутреннее потребление, так как преобладало мнение, что первые ведут к искажению распределения ресурсов, а НДС со ставками от 10 до 20 процентов считался надежным источником государственных доходов и вытеснил другие налоги на товары и услуги; его средняя по региону ставка выросла с первоначальных 11,3 до 14,4 процентов к 2000 г. [14] .

Вопреки ожиданиям эти меры не стали экономическими стимулами и лишь привели к тому, что доля налоговых доходов в ВВП упала до минимума, а сокращение бюджетного дефицита в некоторых странах стало достигаться за счет оптимизации расходов на инфраструктуру и человеческий капитал.

Низкий уровень налоговой дисциплины тоже внес вклад в сокращение поступлений бюджетов – по некоторым оценкам, уровень уклонения от уплаты индивидуального подоходного налога сегодня составляет около 50 процентов, для корпоративного налога на прибыль он выше, а для НДС – ниже [15] . Индивидуальный подоходный налог взимается с занятых в официальном секторе – 60 процентов доходов бюджетов поступают за счет заработной платы, а самозанятые имеют больше возможностей для уклонения.

Неудивительно, что изменение соотношения прямых и косвенных налогов в пользу первых негативно отразилось на уровне неравенства располагаемых доходов, так как бремя сместилось с наиболее богатых на остальное население – иными словами, налоговая система стала регрессивной [8] . Поэтому перераспределительный эффект от налогов в регионе незначительный: благодаря им уровень неравенства доходов сокращается лишь на 2 пункта коэффициента Джини, в то время как в странах Европы этот показатель составляет 12 пунктов.

Другим вызовом для большинства стран Латинской Америки является низкая доля среднего класса в формировании налоговых поступлений: 88 процентов подоходного налога поступают от самого богатого дециля населения, в ЕС этот показатель в два раза ниже – 40 процентов. При этом в 2014 г. средняя эффективная ставка налогообложения доходов верхнего дециля составила 4,8 процента от совокупного дохода по сравнению с 21,3 процентом в странах Европы. Основным фактором является то, что доходы от капитала облагаются по ставке меньшей чем заработная плата или не облагаются вовсе. Таким образом, в странах региона не сформирована система обмена, когда граждане получают лучшие общественные блага в обмен на уплату большей суммы налогов.

2. Реформы налогообложения после 2007 г.

Неудачи экономической политики 1990-х обусловили развитие в 2000-х в противовес ей феномена «левого поворота», ключевыми задачами которого среди прочих ставилось достижение социальной справедливости. За 2010-2015 гг. в регионе были реализованы 51 налоговая поправка и 17 налоговых реформ. В 75 процентах эти меры касались подоходных налогов и предполагали изменение структуры ставок – как правило, их повышение, а также расширение налоговой базы за счет включения в нее доходов от прироста капитала и дивидендов (ранее доходы с капитала не подлежали налогообложению). Образцом для череды реформ подоходных налогов стала скандинавская модель так называемой «двойной системы»: сочетания прогрессивной шкалы на трудовые доходы и относительно низкой плоской шкалы на доходы с капитала [6] . В частности, осуществлены реформы:

· в 2007 в Уругвае на замену нескольких шедулярных налогов введен единый прогрессивный налог с шестью ставками от 0 до 25 процентов (в 2012 максимальная ставка возросла до 30 процентов) и с единой ставкой налога на доход с капитала в размере 12 процентов; также произошли объединение корпоративных налогов в единый налог с пониженной ставкой (с 30 процентов до 25); снижены ставки НДС, сокращены налоги с продаж и устранены освобождения по НДС для отдельных услуг;

· в Эквадоре в 2007-2008 гг. введены новые верхние ставки подоходного налога в размере 30 и 35 процентов, а в конституции страны появилось прямое указание на приоритет прямых прогрессивных налогов;

· в Перу в 2009 установлена система подоходного налогообложения со ставками налога на трудовые доходы от 0 до 30 процентов и налога на доходы с капитала 5 процентов;

· впоследствии и другие страны – Чили, Колумбия, Мексика – повысили налоговые ставки и отменили освобождения.

В большинстве стран был снижен порог доходов, начиная с которого применяется максимальная ставка подоходного налога: если в 1985 в среднем по региону он составлял 138 ВВП на душу населения, а в 2001 – 22, то в 2009 – 11 [14] . Примечательно, что установление прогрессии происходило во время повышения мировых цен на сырье – как утверждают некоторые авторы, это было тактически верным шагом, так как в этот период благодаря сырьевым доходам власти становились менее зависимыми от деловых элит, что позволяло им проводить реформы, непопулярные для населения с наибольшими доходами [19] .

Также в многих странах был сокращен перечень налоговых льгот, введенных в 1990-х в целях привлечения зарубежных инвесторов, эффективность которых оказалась низкой. Так как эти меры не могли затронуть неформальный сектор экономики, вводились упрощенные режимы для малого бизнеса, включая режимы вмененного дохода на основе показателей оборота, численности персонала и др., заменившие ряд налогов. В нескольких странах (Бразилии, Венесуэле, Мексике и Аргентине) введен налог на финансовые транзакции, ставший источником доходов бюджета в размере от 0,28 до 1,89 процента ВВП (Coelho 2009). Реформы мало затронули сферу имущественных, косвенных налогов и налогов на международную торговлю, кроме случаев введения налогов на потребление предметов роскоши, как в Аргентине, Уругвае, Эквадоре. Наконец, в большинстве стран региона были проведены реформы, позволившие снизить издержки сбора налогов и повысить уровень налогового администрирования благодаря технологическим инновациям.

3. Результаты реформ индивидуального подоходного налогообложения

В XXI веке уровень собираемости подоходных налогов в Латинской Америке существенно вырос: за последнее десятилетие поступления от налогов на доходы, прибыль и прирост капитала практически утроились с 2 процентов ВВП до 6 процентов в 2016 г., а за 2010-2016 гг. доля поступлений к ВВП по шести странам региона, по которым доступна история наблюдений, в два раза превысила показатель за 1990-1994 гг. (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура налоговых доходов в Латинской Америке, 1990-2016

Источник: OECD, et al. (2018), Revenue Statistics in Latin America and the Caribbean 2018, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/rev_lat_car-2018-en-fr.

В 2005-2009 гг. рост достигался в основном за счет корпоративного налога на прибыль компаний добывающих отраслей на фоне глобального сырьевого бума, и в целом его поступления носят циклический характер. Однако с 2010 г. произошел рост поступлений индивидуального подоходного налога, что было вызвано реформами, направленными на расширение налоговой базы, в том числе ростом нагрузки на доходы с капитала. Начиная с 2012 г. темп роста поступлений индивидуального подоходного налога опередил темп роста поступлений корпоративного налога, а наибольшего уровня первые достигли в 2015 г. (2,2 процента ВВП по данным девяти стран) и остались на этом же уровне в 2016 г.

Рисунок 3. Структура и динамика подоходных налогов в среднем по отдельным странам Латинской Америки, 1990-2016 (Аргентина, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Колумбия, Панама, Перу, Уругвай, Чили)

Источник: ОЭСР, 2018

Положительный результат реформ выразился не только в абсолютном росте поступлений, но и в снижении неравенства, так как рост прогрессивности индивидуального подоходного налогообложения способствовал перераспределению доходов [11] . Так, имеются исследования, подтверждающие, что в 2000-х наблюдался рост разницы между коэффициентом Джини до и после налогообложения, известной как индекс Рейнольдса-Смоленского (таблица 1).

Таблица 1. Изменение индекса Рейнольдса-Смоленского в Латинской Америке в результате реформ

По мере того как из-за пандемии коронавируса рушатся экономики, многие правительства на разных континентах всё чаще стали говорить о налоге на богатство для состоятельных лиц, чтобы компенсировать бюджетные убытки. Миллионеры, со своей стороны, живущие в Латинской Америке, стали срочно менять налоговое резидентство и переезжать в другие страны.

Латинская Америка

Латинская Америка планирует увеличить налоги для богатых

Многие годы Латинская Америка считалась благосклонной к состоятельным лицам, в результате чего этот регион насчитывает более 1400 частных лиц с состоянием около 30 млн. долларов США и около 100 миллиардеров. Последнее время этот регион всё чаще называют самым неравноправным и бедным.

Коронавирусный кризис внёс свои коррективы в политическую риторику стран Латинской Америки, где частные активы состоятельных лиц стали объектом внимания. На данный момент минимум восемь стран Латинской Америки рассматривают вопрос внедрения налога на богатство, так как считают, что в трудное время для страны состоятельные люди должны больше платить налогов.

Несмотря на то, что идея налога на богатство не нова, всё больше правительств хотят закрыть «дыры» в своих бюджетах, которые появились вследствие COVID-19. Внезапно политики заговорили о проблеме неравенства и решили переложить все проблемы на плечи миллионеров и лиц с высоким доходом.

В то же время правительства и политики не выносят на широкое обсуждение показатель роста коррупции в Латинской Америке, который значительно вырос в период пандемии. Мошенничество среди должностных лиц проявляется на разных уровнях, начиная от Аргентины до Панамы.

Воровство среди чиновников проявляется в завышении закупочных цен на маски, медицинские принадлежности и аппараты ИВЛ, и плавно переходит на взятки при их распределении.

Аргументируя бедственным положением населения в период пандемии, нехваткой финансов на медицину, чиновники и политики обвиняют состоятельных людей в несправедливо низких налогах на богатство и тут же пытаются «отщипнуть» себе часть.

По словам главного эксперта Roberto de Michele, из Межамериканского Банка Развития в Вашингтоне, из выделяемых средств на здравоохранение в странах мира теряется в размере от 10 до 25% вследствие коррупции. Что касается имиджа чиновников Латинской Америки, то они входят в число самых коррумпированных в мире.

Долгое время вопрос налога на богатство в латиноамериканском регионе не поднимался. Но в период экономических трудностей, вызванных пандемией, оппозиционные политики в разных странах Латинской Америки решили заработать политические дивиденды на кризисе.

В большинстве своём налоговые предложения, по применению налога на богатство, отчаянно подвигают представители партий, которые в прошлом были при власти, и таким образом пытаются «понравится избирателю». Между тем налог на богатство, в той или иной мере, сегодня уже применяется в Аргентине, Колумбии и Уругвае.

Так парламентарии Эквадора, в прошлом представители команды бывшего президента страны, выступали за введение налога в размере 0,9% на активы физических лиц, которые превышают 1 млн. долларов США.

Однако правительство при поддержке правящей коалиции не поддержало это предложение. Также подобные предложения по введению налога на богатство обсуждаются в настоящее время в Перу, Бразилии, Парагвае, Чили и Боливии.

Например, в Мексике, как заявляют представители компаний Wal-Mart de Mexico и Fomento Economico Mexicano SAB, начался типичный «фискальный терроризм».

Так налоговый прокурор, при поддержке Администрации Президента Мексики, запугивая бизнесменов уголовным производством, вынудил эти компании в течение месяца выплатить различных налогов на сумму более 1 млрд. долларов США.

В свою очередь прокурор не считает, что он превышает свои полномочия, а просто использует закон, который в 2019 году был принят в Мексике. Данный закон позволяет заключать в места лишения свободы лиц, обвиняемых в налоговом мошенничестве.

Выход из кризисной ситуации – изменение налогового резидентства

Исходя из сложившейся ситуации в период кризиса COVD-19, многие миллионеры из стран Латинской Америки стали переезжать в другие государства, с целью изменения своего налогового резидентства. В частности, богатые выезжают из Аргентины, Бразилии, Мексики и Чили.

Среди стран латиноамериканского региона, в которые готовы переехать богатые люди, называют Панаму и Уругвай, в этих странах существует благоприятное отношение к состоятельным эмигрантам. Те лица, которые решили совсем покинуть регион, в большинстве случаев направляются в Португалию.

Если для сравнения обратить внимание на Европу, то налог на богатство применяется в Швейцарии, Норвегии, а также в Испании, где он был «заморожен» с 2008 года и вступил в силу с 2020 года.

В то же время многие эксперты считают, что сторонники прогрессивного налога на богатство в Латинской Америке совсем не учитывают опыт Европы, а вернее не учатся на ошибках.

Начиная с 1990 года, более десятка европейских стран, которые применяли налог на богатство, а это: Австрия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Люксембург и Швеция вскоре отказались него.

Ряд независимых экспертов считает, что введение налога на богатство не будет способствовать экономическому росту страны, кроме этого, его применение только ухудшит экономику, вследствие оттока капитала в другие юрисдикции. По данным ОЭСР, размер государственных доходов стран, которые использовали налог на богатство, составил всего 0,2% ВВП.

Например, во Франции, когда страна стала применять налог на богатство, в период с 2000 по 2012 год, страну покинуло около 42 000 миллионеров. Большинство из них переехало в соседнюю Бельгию, где нет налога на богатство, хотя страна является высоконалоговой юрисдикцией.

Так один из французских экономистов, подсчитал, что Франция, которая получала от налога на богатство 3,5 млрд. евро ежегодно, также ежегодно теряла 7 млрд. евро, теряя поступления от других налогов, которые могли бы платить богатые люди.

Почему состоятельные лица выбирают налоговое резидентство Уругвая и Панамы?

Состоятельные лица, проживающие в высоконалоговых странах Латинской Америки, выбирают Уругвай и Панаму для переезда, чтобы оградить свои активы от налогового произвола и надёжней их защитить. Ещё эти страны выбирают те, кто привык жить в комфортном климате Латинской Америки, и не хочет менять регион.

Преимущества Уругвая

Как и многие страны мира Уругвай терпит экономические потери, вследствие пандемии коронавируса, однако в отличие от других государств идёт по пути привлечения состоятельных инвесторов, предлагая налоговые льготы.

Уругвай не является «налоговым убежищем» и соответствует всем требования ОЭСР. Налоговые резиденты страны не платят налог с иностранных доходов и налоги на иностранные активы, исходя из территориальной системы налогообложения.

Физические лица (налоговые резиденты) оплачивают налоги с доходов, полученных в Уругвае по ставкам от 7% до 25%. Налог на имущество (недвижимость в Уругвае) взимается ежегодно с резидентов по ставкам от 0,3% до 0,6%, а с нерезидентов в пределах от 0,7% до 1,5%.

Желающие получить налоговое резидентство Уругвая, могут воспользоваться новым Указом президента, который изменяет минимальный период проживания для статуса налогового резидента Уругвая с 183 дней до 60 дней. Также освобождение от уплаты НДФЛ предоставляется сроком на 10 лет, а не на пять, как было раньше.

Начиная с 1 июля 2020 года иностранцы, вложив не менее 378 000 USD в недвижимость или не менее 1 млн. 620 тыс. долларов США в уругвайский бизнес, создав 15 рабочих мест, могут получить налоговое резидентство, при условии проживания в стране не менее 60 дней.

Многие состоятельные инвесторы выбирают Уругвай для проживания за его экономическую и политическую стабильность. Более 90% населения страны имеет испанское, итальянское и французское происхождение.

Наиболее популярные места для проживания среди иностранцев в Уругвае – это столица Монтевидео и курортный город Пунта-дель-Эсте на побережье Атлантического океана.

Также причиной выбора является мягкий тёплый климат страны, где никогда не случаются ураганы и торнадо. Температура летом (декабрь, январь февраль) составляет около 27°-28°C, а зимой в пределах 7°-10°C.

В Уругвае нет валютного контроля, а юрисдикция имеет высокую международную репутацию и стабильную банковскую систему. Самые привлекательные сферы для иностранных инвестиций в Уругвае:

  • Это сектор недвижимости в городах: Пунта-дель-Эсте, Хосе Игнасио, Монтевидео и Колония-дель-Сакраменто.
  • Международная торговля. Выход на рынок МЕРКОСУР, где Уругвай имеет соглашения о свободной торговле с Аргентиной, Парагваем и Бразилией.
  • Наличие экономических зон свободной торговли, в которых работающие операторы освобождены от государственных налогов и таможенных пошлин, за исключением социальных выплат работникам. Самые известные свободные зоны Уругвая – это World Trade Center Free Zone, Aguada Park, Science Park и Zone America.

Таким образом получение налогового резидентства и ПМЖ Уругвая будет выгодно тем инвесторам, которые хотят сберечь и увеличить свои международные активы, а также сократить на них налоговую нагрузку.

Консультации о ВНЖ, пенсиях и резиденстве в Панаме

Преимущества Панамы

Панама, как и Уругвай применяет территориальный принцип налогообложения, имеет стабильную политическую и экономическую обстановку уже долгие годы. Страна имеет выгодное географическое расположение, находясь в центре двух американских континентов.

Панама использует это преимущество, благодаря Панамскому каналу, который позволяет сократить морской путь судам, направляющимся из Америки в Азию. Страна официально использует американский доллар в своей экономике и не осуществляет валютный контроль.

Иностранный капитал может без ограничений поступать в страну и свободно может выводиться инвесторами в любое государство. Банковский сектор Панамы представляют около 80 международных банков с высокой капитализацией, который называют Центром финансовых услуг Центральной Америки.

Законодательство Панамы не признаёт вердикты иностранных судов по отношению к панамским гражданам и резидентам. Также в правовом поле имеет первостепенное значение защита прав частной собственности и конфиденциальности, независимо от гражданства и национальности.

Панама Сити – столица страны, является современным мегаполисом с великолепной инфраструктурой, дорогами и высококачественным Интернетом, которую часто сравнивают с Сингапуром и пророчат успешное будущее.

В отличие от многих Карибских стран, которые предлагают экономическое гражданство или ПМЖ, Панама – это та страна, где удобно не только вести бизнес и инвестировать, но и комфортно проживать.

Панама – это страна, имеющая огромное количество экзотических пляжей, которые расположены на тропических побережьях Тихого океана и Карибского моря. Если кому-то климат этой страны, при средней температуре в году 29°C -30°C, покажется очень влажным, то в Панаме есть более прохладные горные районы.

Панама достаточно уверенно чувствует себя в экономическом плане, и в отличие от Карибских стран не продаёт гражданство иностранцам, но предлагает выгодные условия получения ВНЖ и ПМЖ. Для получения проживания в стране существует много различных государственных инвестиционных программ (Виз).

Наиболее популярными среди иностранцев считаются: Виза дружественных стран, Пенсионная виза, Виза экономического инвестора и Бизнес-Виза. Условия визовых программ отличаются в зависимости от выбранной программы.

Например, минимальный размер инвестиций в недвижимость или в открытие срочного депозита в панамском банке составляет 300 000 USD. В то же время для граждан одной из 50 стран, прописанных в Визе дружественных стран, размер минимальных вложений гораздо ниже.

Как уже было сказано государство не облагает налогом мировые доходы своих резидентов и граждан. Получение налогового резидентства Панамы иностранцем требует нахождения в стране не менее 183 дней в году.

Особый интерес инвесторов в Панаме проявляется в следующих сферах:

  • Сектор недвижимости. Представляет интерес в сегменте, как жилой, так и коммерческой недвижимости. В Панаме широкий выбор новой элитной недвижимости, которая отвечает последним мировым стандартам качества и комфортности. При этом её стоимость гораздо ниже цен, существующих на рынках США или Европы.
  • Международная торговля. Наличие Свободных Экономических Зон, которые предоставляют работающим в них компания налоговые льготы и стимулы. В основном все зоны расположены вблизи Панамского канала, имеют всю необходимую складскую, производственную и логистическую инфраструктуру.
  • Сфера финансовых услуг.
  • Туристический сектор экономики.

Если Вы хотите избежать правовой неопределённости в своей стране, намерены диверсифицировать активы или Вас не устраивают высокие налоги, то Вам стоит обратить внимание на Уругвай или Панаму. Даже при всех существующих минусах, эти две страны имеют больше плюсов.

Наша компания Offshore Pro Group всегда поможет в реализации Ваших планов. Обращайтесь к нам по электронной почте, и обсудим все вопросы. Мы не только предоставим консультации, но и на практике окажем все необходимые услуги.

Почему богатые люди стали переезжать из Латинской Америки в другие страны?

Многие страны Латинской Америки, вследствие экономического кризиса, вызванного распространением COVID-19, намерены изменить налоговое законодательство, чтобы взимать налог на богатство.
В результате в последнее время миллионеры, да и просто богатые люди переезжают в низконалоговые или оффшорные юрисдикции, с целью получения налогового резидентства.

Чем привлекателен Уругвай для налоговых резидентов?

Уругвай – это страна с устойчивой экономикой и политической системой. Государство не взимает налоги с мировых доходов и активов, и не ограничивает иностранный капитал.
Налоговое резидентство иностранец может получить, если в течение 60 дней будет проживать на территории Уругвая, вложит в недвижимость минимум 380 000 USD или 1,62 млн. USD в бизнес. Получившие налоговое резидентство иностранцы освобождаются от налога на доходы физических лиц сроком на 10 лет.

Чем привлекательна Панама для налоговых резидентов?

Панама не облагает налогом доходы граждан и резидентов, имеющих иностранное происхождение. Налоги взимаются на территориальном уровне, при этом нет налога на богатство, дарение или завещание.
Несмотря на то, что для получения налогового резидентства требуется находиться в стране не менее 183 дней в году, Панама имеет ряд других преимуществ:
Официальная денежная единица – доллар США.
Тёплый тропический климат 365 дней в году.
Обилие экзотичных пляжей на двух океанах.
Широкий выбор и приемлемые цены на элитную недвижимость.
Низкие финансовые требования к получению резидентства.
Строгие законы защиты частной собственности.

Развернуть все записи Свернуть все записи


Западная Европа

Западная Европа вряд ли может похвастаться обилием офшорных зон, однако же Гернси, Джерси, Остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Монако, Андорра и Лихтенштейн вполне являются классическими и традиционными представителями офшорных зон. Да и Швейцарию с некоторой натяжкой продолжают относить к оффшорам

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Австрия, GmbH 25% 20% Обычная ставка 25-55% 25%/0%/20% Да Нет Нет
Испания, S.L. 25% 21% Обычная ставка 19-47% 19%/19%/24% Да Нет Нет
Италия, SrL 24% 22% Обычная ставка 23-43% 26%/26%/30% Да Нет Нет
Лихтенштейн, Anstalt 12,5% 7,7% Обычная ставка 2,5-22,4% Нет Да Нет Нет
Люксембург, S.A.R.L. 24,94% 17% Обычная ставка 8-42% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Австрия, AG 25% 20% Обычная ставка 25-55% 25%/0%/20% Да Да Нет
Великобритания, Ltd 19% 20% Обычная ставка 20-45% 0%/20%/20% Да Да Нет
Андорра 10% 4.5% Обычная ставка 5-10% 0%/5%/10% Да Нет Нет
Бельгия 25% 21% Обычная ставка 25-50% 30%/30%/30% Да Нет Нет
Великобритания, LLP 19% 20% Обычная ставка 20-45% 0%/20%/20% Да Нет Нет
Германия Около 30% 19% Обычная ставка 14% - 45% 25%/0%/15% Да Нет Нет
Греция 24% 24% Обычная ставка 9-44% 5%/15%/20% Да Да Нет
Дания 22% 25% Обычная ставка от 36% до 51% 22%/22%/22% Да Нет Нет
Ирландия 12,5%/25% 23% 33% 20%/40% 25%/20%/20% Да Да Нет
Исландия 20% 24% Обычная ставка 33-46% 20%/12%/20% Да Нет Да
Испания, S.A. 25% 21% Обычная ставка 19-47% 19%/19%/24% Да Нет Нет
Италия, SAS 24% 22% Обычная ставка 23-43% 26%/26%/30% Да Нет Нет
Кампионе-д’Италия 24% 8% Обычная ставка 43% 26%/26%/30% Да Нет Нет
Кипр 12.5% 19% Обычная ставка 20-35% 0%/0%/10% Да Да Нет
Лихтенштейн, AG 12,5% 7,7% Обычная ставка 2,5-22,4% Нет Да Да Нет
Люксембург, S.A. 24,94% 17% Обычная ставка 8-42% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Мадейра 21% 23% Нет 14,5-48% 25%/25%/25% Да Нет Нет
Мальта 35% 18% Обычная ставка 0-35% Нет Да Нет Нет
Монако 33.33% 20% Обычная ставка Нет Нет Да Нет Нет
Нидерланды, B.V. 25% 21% Обычная ставка 9,45-49,5% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Португалия 21% 23% Обычная ставка 14,5-48% 25%/25%/25% Да Нет Нет
Финляндия 20% 24% Обычная ставка 0-31.25% 20%/0%/20% Да Нет Нет
Швейцария, GmbH 11,9-21,6% 7,7% Обычная ставка 0-48% 35%/35%/0% Да Нет Нет
Швеция, Private LLC 20,6% 25% Обычная ставка 20-52% 30%/0%/20,6% Да Нет Нет
Шотландия, LP 20% 45% Нет Да Нет нет
Нидерланды, N.V. 25% 21% Обычная ставка 9,45-49,5% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Швеция, Public LLC 20,6% 25% Обычная ставка 20-52% 30%/0%/20,6% Да Нет Нет


Восточная Европа и Прибалтика

Пожалуй, лишь Венгрия среди стран восточной Европы может похвастаться статусом оффшорной зоны, да и то помятуя о ее доевропейском прошлом. Тогда, до вступления в ЕС, Венгрия практиковала режим офшорного налогообложения компаний, не ведущих деятельность в стране. Однако же и Словакия начинает проявлять признаки, по которым ее можно использовать для целей международного налогового планирования, хотя оффшорной зоной ее никак не назовешь. Однако, упорному предпринимателю при надлежащей консультации могут открыться оффшорные тайты вовсе неофшорной зоны.

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Венгрия 9% + 2% 27% Обычная ставка 15% 0%/0%/0% Да Нет Нет
Латвия 20% 21% Обычная ставка 20-31% 0%/0%/0% Да Нет Нет
Словакия 21% 20% Обычная ставка 19-25% 0%/19%/19% Да Нет Нет
Чехия 19% 21% Обычная ставка 15-23% 15%/15%/15% Да Нет Нет
Эстония 20% 20% Обычная ставка 20% 0%/0%/10% Да Нет Нет


Ближний Восток

Объединенные Арабские Эмираты, будучи рассмотренными отдельно (Дубаи, Шарджа, Джабаль-Али и др) представляют собой классические оффшорные зоны, где-то осложненные обременением в виде необходимости аренды складских или офисных помещений, что делает их больше похожими на Свободные Экономические Зоны, нежели на оффшорные зоны

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Зарегистрировать оффшорную компанию в СЭЗ Dubai South Нет 5% Нет Нет Нет Да Да Нет
Зарегистрировать оффшорную компанию во фризоне RAKEZ Рас-эль-Хайма Нет 5% Нет Нет Нет Да Да Нет
Турция 20% 18% Обычная ставка 15-40% 15%/20%/0-18% Да Нет Нет


Южная и Юго-Восточная Азия

Вектор интереса к оффшорам постепенно смещается из Европы в Азию. Именно здесь на сегодняшний день находится второе по плотности локазизации «скопление» оффшорных зон. Гонконг и Макао, хотя и относятся по юрисдикции к Китаю, однако по всем признакам продолжают считаться к оффшорным зонам. Сингапур (Юго-Азиатская Швейцария) – сейчас не менее популярная оффшорная зона чем ее западноевропейский прообраз

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Китай, WFOE 25% 13% Обычная ставка 3-45% 10%/10%/10% Да Да Да
Гонконг 0%/16,5% Нет Нет 2-17% 0%/0%/30% Да Да Нет
Индия 25,17% 18% Обычная ставка 5-30% 20%/20%/10% Да Да Да
Китай, RO 25% 13% Обычная ставка 3-45% 10%/10%/10% Да Да Да
Макао 12% Нет Обычная ставка 7-12% Нет Да Да Нет
Сингапур 17% 7% Нет 2-22% 0%/10%/15% Да Да Нет
Таиланд 20% 10% Обычная ставка 0-35% 10%/15%/15% Да Да Да
Тайвань, Company Limited by Shares 20% 5% Обычная ставка 5-40% 21%/20%/15% Да Да Есть некоторые меры валютного контроля
Тайвань, Limited Company 20% 5% Обычная ставка 5-40% 21%/20%/15% Да Да Есть некоторые меры валютного контроля


США, Канада, Южная и Латинская Америка

Карибское побережье Латинской Америки, Мексиканский залив, Ост-Индские острова, «наветренные» и «подветренные» острова – не единственные названия Карибского региона, где сосредоточено около половины всех оффшорных зон мира. Сложность североамериканского налогового законодательства, а также некомпетентность ряда оффшор-провайдеров позволяли относить некоторые штаты США к офшорным зонам. Делавэр и Невада, Вайоминг и Вашингтон далеко не столь просты, чтобы предоставлять оффшорные льготы «направо и налево».


Другие

Как всегда в любой классификации встречается категория объектов, не попавших ни в какую прочую категорию. Итак, раздел «Другие» включает в себя оффшорные зоны Африки и Индийского Океана к востоку от Африканского побережья

Налоги в Чили

Крупнейшие латиноамериканские страны в последнее время часто сравнивают с Россией, неизменно находя многочисленные сходства, которые действительно есть. В сфере налогообложения они, безусловно, связаны с тем, что в течение, как минимум, целого столетия к югу от Рио Гранде периоды авторитарного правления, характеризовавшиеся усилением роли государства в экономике, сменялись демократическими режимами, исповедовавшими, как правило, либеральные и неолиберальные модели экономического развития.

В результате, на сегодняшний день практически общепризнано, что система налогового законодательства крупнейшей латиноамериканской страны (Бразилии) чрезвычайно сложна, громоздка и запутана, а сама проблема давно назревшей налоговой реформы вызывает там, пожалуй, наиболее острые споры, в которые вовлечены буквально все слои общества.
Однако нет правил без исключений. Чили по уровню проработки налогового законодательства, организации деятельности налоговых органов, технической оснащенности процесса сбора налогов и взаимодействия соответствующих служб с налогоплательщиками, по оценкам международных экспертов, на порядок опережает не только развивающиеся, но и ряд стран Западной Европы.

Структура налогообложения в Чили характеризуется небольшим количеством прямых и косвенных налогов и минимальным числом налоговых льгот, которые распространяются на экспортеров.

Чилийская система подоходного налогообложения включает:

  • налог на доход от предпринимательской деятельности – налог первой категории (Impuesto de Primera Categoría, IPC). Ставка подоходного налога «первой категории» единая – 17%. Для некоторых видов деятельности по выбору налогоплательщика налоговая база может исчисляться как вмененный доход (для малого бизнеса, семейных предприятий, фермерских хозяйств, мелких шахт и наземных перевозок). Филиалы или постоянные представительства иностранных компаний или физических лиц подлежат обложению IPC от полученного дохода, как и любая чилийская компания. При распределении или переводе доходов за рубеж уплачивается дополнительный налог на нерезидентов.
  • налог на зарплату и вознаграждения – единый налог второй категории (Impuesto Unico de Seguda Categoría, IUSC) – имеет прогрессивную шкалу: от 0% до 40%. Налог начисляется на зарплату и связанные с исполнением трудовых обязанностей компенсации за вычетом платежей на соцстрахование. Он удерживается работодателем. Налогоплательщики, не имевшие в налоговом году иных видов доходов, не обязаны представлять налоговую декларацию
  • налог на совокупный доход физических лиц – глобальный сопутствующий налог (Impuesto Global Complimentario, IGC) – имеет прогрессивную шкалу с теми же налоговыми ставками, что и IUSC. Он рассчитывается, исходя из годовой налоговой базы, и применяется к доходам, полученным из всех источников, которые включаются в налоговую базу.
  • налог на доходы нерезидентов – дополнительный налог (Impuesto Adicional, IA) – применяется к вознаграждениям или переводам дохода за рубеж или в общем случае к доходам, полученным от источника в Чили нерезидентами либо лицами, не имеющими постоянного места жительства в Чили. Обязанность по уплате налога лежит на нерезидентах, но он удерживается у источника дохода по ставке 35% (за исключением специальных случаев). Удержание является окончательным, и налогоплательщик-нерезидент не обязан подавать налоговую декларацию.

Налоговая служба вправе проверить любую налоговую декларацию в течение трех лет с момента ее представления налогоплательщиком. Для доходов, подлежащих обязательному декларированию, если соответствующая декларация не была подана или была фальсифицирована, вышеуказанный срок проверки составляет шесть лет.

Налоги в Чили

Основные положения по предупреждению уклонения от уплаты налогов отражены в Законе № 19738 «Меры по борьбе с уклонением от налогов» (Normas para combater la evasion tributaria) от 19 июня 2001г.

Результаты, достигнутые в борьбе с уклонением от уплаты налогов, стали одним из аргументов, позволяющих многим аналитикам считать, что Чили готова к участию в оффшорном бизнесе. Эта тема появилась в чилийской печати совсем недавно и пока развивается лишь в теоретическом плане, то есть ограничивается дискуссиями на академическом уровне. Однако вполне возможно, что в скором времени в стране появятся оффшорные зоны.

Некогда Россия позаимствовала у Чили удобную и эффективную пенсионную реформу. Однако экзотическая страна может служить примером не только в этом. Здесь удобная система налогообложения малого и среднего бизнеса и созданы все условия для привлечения иностранных инвестиций.

Чили – страна, которая во многом своей всемирной славой обязана бывшему диктатору Аугусто Пиночету. Чилийского антигероя обвинили во всех смертных грехах: и в коррупции, и в мошенничестве, и в уклонении от уплаты налогов, и в финансовых махинациях с банковскими счетами за границей. Его имя долгое время не исчезало из заголовков мировой прессы. Однако налоговые скандалы не пугают ни 90-летнего Пиночета, ни тех, кто хотел бы обосноваться в Чили или завести там свой бизнес. Ведь это единственное государство Латинской Америки, где на протяжении трех последних десятилетий наблюдается беспрерывный экономический рост. Но местное правительство не останавливается на достигнутом и ведет активную политику по превращению Чили в офшорную зону. И, кроме того, власти делают все возможное, чтобы привлечь в страну иностранную рабочую силу и обеспечить всем наилучшие условия труда.

Предъявите рекомендательные письма

Процент безработицы в Чили значительно ниже, чем в преуспевающих Канаде и США. И хотя законы Чили требуют, чтобы 85 процентов сотрудников компании были гражданами страны, это правило не распространяется на компании, где работают 25 и меньше сотрудников. Поэтому эмигрантам здесь всегда рады.

Конечно, в Чили проще всего найти работу несложную, например разнорабочего. Для этого достаточно пройтись по улицам Сантьяго, столицы Чили, где расположены маленькие кафе, магазинчики со всеми необходимыми товарами, киоски, и просто предложить свои услуги, обращаясь напрямую к хозяину. Местные жители могут позволить себе постоянно тратить деньги на рестораны и многочисленные покупки, поэтому торговля и сфера обслуживания здесь процветают.

Бухгалтерам и другим специалистам с определенной квалификацией найти работу сразу в день приезда не получится. Потому что каждому бухгалтеру необходимо сдать квалификационные экзамены на знание государственного языка. И хотя практически весь персонал многочисленных компаний Чили говорит на английском, чтобы получить работу, необходимо пройти тест по испанскому. Найти подходящие курсы не составит труда. В этом помогут специализированные бизнес-издания, в которых сосредоточена вся необходимая информация. В Чили огромное количество печатных деловых СМИ. Газеты могут также сориентировать на рынке труда и рассказать о вакансиях. Хотя поговорка «Кто владеет информацией, тот владеет всем» в деле трудоустройства русского бухгалтера в Чили не действует. «Личные связи и хорошие рекомендации – залог вашего успеха», – говорят местные руководители. Если специалист приехал, к примеру, из России, то ему необходимо иметь при себе рекомендательные письма от работодателя, переведенные на английский или испанский язык. Чилийцы, хотя и доброжелательный по натуре народ, однако бумаге доверяют больше, чем словам. Поэтому чем больше у вас всевозможных документов – дипломов, аттестатов, свидетельств и сертификатов, тем больше возможность получить заветную должность и обосноваться в этой экзотической стране.

Почем труд в Чили?

Заработную плату в Чили платят один раз в неделю. Эта практика распространена на всем континенте. Причем при первом собеседовании специалисту предлагают сумму, рассчитанную на испытательный срок. Это своего рода правило, которого придерживаются все чилийские работодатели. Зарплаты для бухгалтеров с высшим образованием колеблются от тысячи долларов и выше. Эти же пределы остаются, если вы выступаете как независимый специалист. Если же квалификации у бухгалтера не хватает и заработок составляет ниже 500 долларов в месяц, то подоходный налог вообще не нужно платить. А вот специалист, получающий зарплату в 3 раза больше – 1500 долларов в месяц, уже платит 5 процентов с разницы между 1500 и необлагаемыми 500. С каждых дополнительно заработанных 500 долларов в месяц налоговая ставка возрастает на 5 процентов.

Клиенту – «вершки», а налоговой – «корешки»

Налоги в Чили

Мелкий и средний бизнес в Чили, как правило, обходится без бухгалтера. Предпринимателю необходимо зарегистрироваться в местном муниципалитете и получить в налоговой специальные «billetas». Это квитанции вроде чеков, которые компания должна выписывать каждому клиенту, оставляя себе корешок. На исходе месяца со всеми корешками предприниматель направляется в налоговую, где ему считают налоги, которые фирма будет обязана заплатить. Традиционно эта сумма составляет 15 процентов – налог на прибыль и 18 процентов – налог на добавленную стоимость.

А вот бизнесу покрупнее без бухгалтера уже не обойтись. Как только компания открывается, она обязана зарегистрироваться во Внутренней службе доходов и получить номер налогоплательщика. Без этого номера бизнес будет считаться нелегальным. Затем в той же службе через месяц нужно написать декларацию, что-то вроде заявления, в котором необходимо описать то, чем будет заниматься компания и каким капиталом будет «ворочать». На подготовку этого документа Внутренней службе доходов потребуется два месяца. Когда он будет готов, бухгалтеру необходимо заняться оформлением лицензии – это обязательное условие, которое стоит перед бизнесом в Чили. Разрешение на работу можно получить в соответствующем муниципалитете, в котором налогоплательщик имеет офис, фабрику, склад. Ежегодным муниципалитетным сбором облагается любая деятельность, а вот некоторые виды бизнеса, например эксплуатация леса, добыча угля, сельское хозяйство и разведение крупного рогатого скота, требуют еще и специального секторного разрешения.

После того как предприятие прошло эти четыре этапа становления, оно начинает платить налоги. Сегодня бюджет страны в основном формируют налоги на корпоративный и личный доходы, НДС, импортные пошлины и гербовые сборы по ценным бумагам.

Льготы налоговым законодательством Чили тоже предусмотрены, но действуют они только для иностранных компаний, которые инвестируют в определенные виды ценных бумаг. Они могут быть освобождены от ведения полной бухгалтерской отчетности и от сдачи ежегодной налоговой декларации. Это лишний раз подтверждает тот факт, что Чили всеми способами пытается привлечь иностранный капитал в страну.

Бухгалтерам упростили работу

Электронный переворот, который охватил уже все регионы России, не так давно накрыл и латиноамериканский континент. Теперь и чилийские налоговики могут похвастаться обновленной системой обработки счетов-фактур. Она позволяет бухгалтерам в Чили работать с налоговой документацией в электронном виде. Раньше приходилось прибегать к документированию всех сделок, причем с обязательным штампом налогового ведомства. Согласно местному законодательству, налоговая документация по коммерческим операциям должна иметь вид счет-фактуры, быть оформлена на бумаге и проштампована в налоговой инспекции. Таким образом чилийские инспекторы раньше отслеживали все операции налогоплательщиков.

Сами инспекторы признают неудобство старой системы, тем более что по тому же законодательству налоговую документацию плательщик обязан хранить шесть лет и предъявлять проверяющему органу по первому требованию. Проект рассчитан на поэтапное внедрение «электроники».

Читайте также: