Получение требований от налоговой в электронном виде

Опубликовано: 14.05.2024

Порядок направления требований устанавливается следующими приказами ФНС:

  • от 27 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/200@;
  • от 15 апреля 2015 г. N ММВ-7-2/149@;
  • от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168@.

В соответствии со статьей 23 п. 5.1 НК РФ в редакции статьи 10 134-ФЗ от 28.06.2013, налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

В электронном виде могут передаваться:

1. Документы, которые используются налоговым органом при реализации своих полномочий. Например, решения, принимаемые в ходе налогового контроля; уведомления о вызове налогоплательщика; решения о возмещении НДС и акцизов;

2. Требования по предоставлению документов (информации). Например, документы о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте;

3. Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Просмотреть полный список документов можно в Приложении к Приказу ФНС РФ от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@.

Порядок документооборота

1. Налоговый орган формирует и отправляет требование в электронном виде (например, в формате PDF).

2. Спецоператор формирует « Подтверждение даты отправки » , в котором фиксируется дата направления требования в электронном виде. Данное подтверждение передается в адрес ИФНС и налогоплательщика.

3. После получения требования налогоплательщик передает в адрес ИФНС « Квитанцию о приеме » или « Уведомление об отказе » .

« Квитанция о приеме » – документ, подтверждающий факт получения требования (но не обязательно согласия с ним). Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией.

Если налогоплательщик, который обязан обеспечить получение требований в электронном виде, не отправит квитанцию о получении требования в срок, то ФНС может заблокировать счета такого налогоплательщика.

« Уведомление об отказе » формируется в следующих случаях:

  • требование направлено данному налогоплательщику ошибочно (предназначался другому адресату);
  • требование не соответствует установленному формату;
  • в требовании отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа.

Налогоплательщик обязан ознакомиться с требованием ФНС и выполнить его в сроки, установленные в поступившем документе. В случае несогласия с требованием налогоплательщику следует обратиться в инспекцию, выставившую его.

Требования в Контур.Экстерн

Для просмотра требований необходимо:

1. На главной странице Контур.Экстерн перейти в меню « Новое», выделить раздел « Требования » и нажать ссылку « Все требования » .


Чтобы вовремя отслеживать поступление требований от налоговых органов, рекомендуется настроить уведомления на электронную почту или мобильный телефон о новых входящих документах в Контур.Экстерн.


2. Кликнуть по названию поступившего документа. В открывшейся странице будут содержаться следующие данные:

  • « Файлы требований » — в рамках одного документооборота ИФНС может выслать несколько типов документов. Для их просмотра необходимо нажать на название требования и сохранить предложенный файл. Файл сохраняется в формате PDF и может быть открыт с помощью программы Adobe Reader.
  • Ссылка «К витанция о приеме » либо « Уведомление об отказе » .
  • Ссылка « Сохранить все документы и подписи » при нажатии на которую сохраняются требования, подписи к ним, а также «Описание требования»— файл, представляющий собой xml-структуру и содержащий служебную информацию о составе документооборота.



Если поступает требование о представлении документов, то после отправки квитанции о приеме становится активной кнопка «Ответить на требование » . Подробная инструкция по подготовке и отправке ответа на требование содержится в следующей инструкции.



После отправки квитанции о приеме/ уведомления об отказе статус документооборота меняется на « Обработан » . Как только документ будет получен ИФНС, статус будет изменен на « Документооборот завершен » .

Если организация не является прямым адресатом требования (например, при отправке отчетности за организации на обслуживании), то требование можно переслать на электронную почту представителю организации, которой предназначалось требование. Для этого следует нажать на кнопку « Переслать требование на электронную почту » .



На странице документооборота по требованию есть возможность оставить комментарий. Для этого нажмите на нопку «Комментировать» и введите ваш комментарий. Затем нажмите на кнопку «Сохранить».


Комментарий можно будет увидеть на странице списка всех требований, что ускорит и облегчит работу с большими объемами требований.


Номер требования будет виден в списке, если номер распознался автоматически или был проставлен вручную на странице документооборота требования.


Искать требования можно не только по статусу, но и по номеру. Для этого в строке "№ требования" укажите нужный вам номер и нажмите на клавишу «Enter» или на кнопку «Найти документы» внизу страницы.

Екатерина Костакова

С 2017 года отвечать на требования можно только в электронном виде. Ответ на требование, направленный в инспекцию в бумажном виде, считается непредставленным. ФНС может потребовать пояснения по сведениям из декларации по НДС, когда в ней обнаружены ошибки. Порядок действий зависит от вида требования.

Что изменилось с 2017 года

С 1 января плательщикам, которые представляют декларацию по НДС в электронной форме, запрещено направлять пояснения на бумаге. Изменения в п. 3 ст. 88 НК РФ внес Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ (о штрафах за нарушение этого требования читайте на стр. 12–13). В целях реализации этих требований Приказом от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ ФНС России утвердила формат направления пояснений к декларации по НДС в электронной форме. Он предусматривает возможность включения в ответ пояснений по контрольным соотношениям, пояснений по сделкам, не включенным в книгу продаж, а также любых других пояснений в произвольной форме.

Как отвечать на требования

Не сошлись контрольные соотношения

Значение НДС в разделе 9 должно быть равно сумме определенных строк разделов 2–6. Эти контрольные соотношения декларации сразу же проверяются электронной системой ФНС. Если значения не совпадают, то налогоплательщику в течение 1–2 дней после отправки декларации будет автоматически направлено требование представить пояснения в виде PDF-файла. В требовании будет указан номер контрольного соотношения и суть его нарушения, то есть сведения, которые налогоплательщик ошибочно указал в декларации.

С 01.01.2017 ответ на такое требование должен направляться в электронном виде, содержать номер контрольного соотношения и произвольное пояснение того, почему оно не сходится.


Снижайте налоговые риски — отвечайте на требования в Контур.НДС+

Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС (письмо ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@ в ред. письма ФНС России от 06.04.2017 № СД-4-3/6467@), разделы 8–9:

  • Сумма налога, подлежащая вычету, исчисленная по всем разделам НД (стр. 190 разд. 3 + ((стр. 030 + стр. 040) всех разд. 4) + (стр. 080 + стр. 090) разд. 5) + ((стр. 060 + ст. 090 + стр. 150) разд. 6), должна быть равна сумме налога по книге покупок с учетом корректировок (стр. 190 разд. 8 + (стр. 190 прил. 1 к разд. 8 — стр. 005 прил. 1 к разд. 8)). Допустима погрешность на 1.
  • Сумма налога, подлежащая вычету, исчисленная по всем разделам НД (стр. 190 разд. 3 + ((стр. 030 +стр. 040) всех разд. 4) + (стр. 080 + стр. 090) разд. 5) + ((стр. 060 + ст. 090 + стр. 150) разд. 6), должна быть равна сумме налога по книге покупок с учетом корректировок (стр. 190 разд. 8 + стр. 190 прил. 1 к разд. 8). Допустима погрешность на 1.
  • Общая сумма налога, исчисленная по всем разделам НД (стр. 118 гр. 5 разд. 3 + (стр. 050 + стр. 130 разд. 6) + сумма стр. 060 по всем листам разд. 2 + сумма стр. 050 разд. 4 + стр. 080 разд. 4), должна быть равна сумме налога по ставке 18 и 10 % по книге продаж с учетом корректировок ((стр. 260 + стр. 270) разд. 9 + (стр. 340 прил. 1 к разд. 9 + стр. 350 прил. 1 к разд. 9 — стр. 050 прил. 1 к разд. 9 — стр. 060 прил. 1 к разд. 9)). Допустима погрешность на 1.
  • Общая сумма налога, исчисленная по всем разделам НД (стр. 118 гр. 5 разд. 3 + (стр. 050 + стр. 130 разд. 6) + сумма стр. 060 по всем листам разд. 2 + сумма стр. 050 разд. 4 + стр. 080 разд. 4), должна быть равна сумме налога по ставке 18 и 10 % по книге продаж с учетом корректировок ((стр. 260 + стр. 270) разд. 9 + (стр. 340 прил. 1 к разд. 9 + стр. 350 прил. 1 к разд. 9)). Допустима погрешность на 1.
  • Сумма налога, предъявленная покупателю (сумма строк 070), должна быть равна сумме налога, исчисленной к уплате в бюджет (стр. 030 разд. 1).
  • Итоговая сумма налога по книге покупок (стр. 005) должна соответствовать аналогичному показателю в разд. 8 (стр. 190).
  • Итоговая стоимость продаж по книге продаж (без налога) по ставке 18 % (стр. 020) должна соответствовать аналогичному показателю в разд. 9 (стр. 230).
  • Итоговая стоимость продаж по книге продаж (без налога) по ставке 10 % (стр. 030) должна соответствовать аналогичному показателю в разд. 9 (стр. 240).
  • Итоговая стоимость продаж по книге продаж (без налога) по ставке 0 % (стр. 040) должна соответствовать аналогичному показателю в разд. 9 (стр. 250).
  • Итоговая сумма налога по книге продаж по ставке 18 % (стр. 050) должна соответствовать аналогичному показателю в разд. 9 (стр. 260).
  • Стоимость продаж, освобождаемых от НДС по книге продаж (стр. 070), должна соответствовать аналогичному показателю в разд. 9 (стр. 280).
  • Итоговая сумма налога по книге продаж по ставке 10 % (стр. 060) должна соответствовать аналогичному показателю в разд. 9 (стр. 270).
  • Сумма налога, подлежащая вычету, исчисленная по всем разделам НД (стр. 190 разд. 3 + ((стр. 030 +стр. 040) всех разд. 4) + (стр. 080 + стр. 090) разд. 5) + ((стр. 060 + стр. 090 + стр. 150) разд. 6), должна быть равна сумме налога по книге покупок с учетом корректировок (стр. 190 разд. 8 + (стр. 190 прил. 1 к разд. 8 — стр. 005 прил. 1 к разд. 8)). Допустима погрешность на 1.
  • Общая сумма налога, исчисленная по всем разделам НД (стр. 118 гр. 5 разд. 3 + (стр. 050 + стр. 130 разд. 6) + сумма стр. 060 по всем листам разд. 2 + сумма стр. 050 разд. 4 + стр. 080 разд. 4), должна быть равна сумме налога по ставке 18 и 10 % по книге продаж с учетом корректировок ((стр. 260 + стр. 270) разд. 9 + (стр. 340 прил. 1 к разд. 9 + стр. 350 прил. 1 к разд. 9 — стр. 050 прил. 1 к разд. 9 — стр. 060 прил. 1 к разд. 9)). Допустима погрешность на 1.

Обнаружены расхождения с контрагентами

По каждой операции в отчете налогоплательщика ищется контрагент, затем информация из декларации покупателя и продавца сопоставляется. Если она не сходится, то система ФНС направит требования о представлении пояснения этого факта как налогоплательщику, так его и контрагенту. Такие пояснения приходят в течение двух недель после сдачи отчетности в формате PDF и XML с указанием спорных счетов-фактур. О том, какого плана обнаружены расхождения, можно узнать по коду ошибки (всего их четыре):

  • Код ошибки 1 означает, что в налоговой декларации контрагента отсутствует запись об операции; контрагент не отчитался по НДС за аналогичный период; в налоговой декларации контрагента приведены нулевые показатели; ошибки, допущенные в отчете, не дают возможности идентифицировать счет-фактуру и сопоставить ее с данными декларации контрагента.
  • Код ошибки 2 означает, что данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» и разделом 9 «Сведения из книги продаж» налоговой декларации за отчетный период имеют расхождения. Это может случиться, если к вычету была принята сумма налога по авансовым счетам-фактурам, исчисленным ранее. В этом случае необходимы пояснения по авансам.
  • Код ошибки 3 означает, что данные по операциям между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» налоговой декларации, предоставленной в налоговый орган, не соответствуют друг другу. Это может произойти, например, при занесении в декларацию сведений о посреднических операциях.
  • Код ошибки 4 указывает на допущенную ошибку в любой графе декларации (номер графы с возможно допущенной ошибкой будет указан в скобках).


Запишитесь на онлайн-курс «НДС для практиков» и работайте с НДС без ошибок. Скидка специально для читателей журнала «Я бухгалтер»

Операция отсутствует в книге продаж

Покупатель отразил операцию в книге покупок, а у продавца в книге продаж ее нет. В этом случае ФНС направит продавцу требование о представлении пояснения. Такие требования приходят в течение двух недель в формате PDF-файла с данными покупателя, номером и датой счета-фактуры. Чтобы ответить на них, проверьте, имела ли место спорная сделка на самом деле. Здесь может быть несколько вариантов:

  1. Сделка была, но продавец допустил ошибку, поэтому сведения не совпали с данными из декларации покупателя. В этом случае счет-фактуру нужно включить в таблицу, поясняющую расхождения, указать дату, номер счета-фактуры и ИНН контрагента.
  2. Сделки не было. Покупатель отразил в декларации счет-фактуру, который продавец ему не выставлял. В этом случае в своем пояснении продавец включает спорный счет-фактуру в таблицу с данными о неподтвержденных сделках, указав его реквизиты и ИНН покупателя. Далее ФНС будет запрашивать пояснения у покупателя.
  3. Сделка была, но продавец ошибочно не включил ее в книгу продаж. В такой ситуации нужно оформить дополнительный лист книги продаж, включить в него забытый счет-фактуру, пересчитать налог и представить уточненную декларацию.

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Способы направления требования

Требование налогового органа о представлении документов

Налоговому органу предоставлена возможность передачи документов по его усмотрению следующими способами (п.4 ст. 31 НК РФ):

  • вручение непосредственно под расписку лицу, которому они адресованы, или его представителю;
  • направление по почте заказным письмом. Считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота. Датой получения считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 6, 12, 13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168);
  • передача через личный кабинет налогоплательщика (действует с 01.01.2015, Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ). Датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Нюансы направления требования по ТКС.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде по ТКС утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок).

Требование о представлении документов, направленное в электронном виде по ТКС, считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью) налогоплательщика. Напоминаем, что датой получения требования считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 6, 12, 13 Порядка).

Если не представить квитанцию в срок, налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня истечения шестидневного срока вправе приостановить операции по счетам в банке и переводам его электронных денежных средств (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 21.04.2015 № 03-02-08/22548).

Способы предоставления документов

Документы от налогоплательщика в налоговый орган

Истребуемые документы (информация) могут быть представлены в налоговый орган следующими способами (п. 2 ст. 93 и абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ):

  • лично или через представителя,
  • направлены по почте заказным письмом;
  • по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в порядке, установленном ФНС России.

Способ представления истребуемых документов (информации) определяется налогоплательщиком самостоятельно в рамках НК РФ (письмо ФНС России от 25.11.2014 N ЕД-4-2/24315).

НК РФ установлены следующие формы представления истребуемых документов:

  • на бумажном носителе в виде заверенных проверяемым лицом копий;
  • в электронной форме по установленным ФНС России форматам.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Заверенная копия документа — это копия, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (п. 25 ГОСТ Р 7.0.8-2013). При заверении соответствия копии документа ниже реквизита «Подпись» необходимо проставить (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003):

  • заверительную надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • личную подпись;
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилию);
  • дату заверения.

А вот заверять надпись на копии печатью необязательно, даже если организация не отказалась от ее использования (Письмо ФНС от 5 августа 2015 г. № БС-4-17/13706@). Также не требуется нотариально удостоверять копии документов (п. 2 ст. 93 НК).

Согласно позиции Минфина и ФНС при представлении в налоговый орган многостраничного документа необходимо отдельно заверять каждую страницу такого документа либо прошить все страницы, пронумеровать их и заверить всю подшивку. При этом объем подшивки не должен превышать 150 листов (Письма Минфина от 29.10. 2015 № 03-02-РЗ/62336, ФНС от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@). При этом прошивать вместе разные документы и заверять всю пачку не следует (Письма Минфина от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849, ФНС 02.10.2012 г. № АС-4-2/16459).

Подготовленные для налогового органа документы необходимо сопроводить письмом в двух экземплярах с описью представляемых документов. На своем экземпляре сопроводительного письма (описи) необходимо поставить отметку налогового органа о принятии документов для получения письменного доказательства предоставления документов инспекции.

Особенности представление документов в электронной форме

Порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Представление документов в электронной форме допускается только тогда, когда они составлены по форматам, установленным ФНС России.

Обращаем внимание, что в настоящее время ФНС России установлены форматы следующих документов:

  • счет-фактура, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, в том числе дополнительные листы к ним (приказ ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@);
  • документ о передаче результатов работ (документ об оказании услуг) (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@;
  • документ о передаче товаров при торговых операциях (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@);
  • опись документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС (приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@).

Приказами ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ и от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@ утверждены новые форматы:

  • счета-фактуры и документа об отгрузке и об изменении стоимости товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, применяемого при расчетах по НДС и (или) при оформлении фактов хозяйственной жизни;
  • корректировочного счета-фактуры и документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость и (или) при подтверждении факта изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

С 02.06.2016 года исключена возможность выбора налогоплательщиком способа представления документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным ФНС России.

Представление таких документов осуществляется только по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (абз. 3 п. 2 ст. 93 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Представление документов в виде сканированных копий

В настоящее время возможность представления документов в виде сканированных копий установлена не для всех документов. В виде скан-образов допускается представлять только:

  • договоры (соглашения, контракт), в том числе дополнений (изменений);
  • спецификации (калькуляции, расчета) цены (стоимости);
  • акта приемки-сдачи работ (услуг);
  • счета-фактуры, в том числе корректировочного;
  • товарно-транспортной накладной;
  • товарной накладной (ТОРГ-12);
  • грузовой таможенной декларации/транзитной декларации, в том числе добавочных листов к ним;
  • отчет о выполненных НИОКР.

Указанный перечень документов является исчерпывающим, непоименованные документы можно представить в налоговый орган только в виде бумажных копий (письма ФНС от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@, от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421).

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным ФНС России (абз. 4 п. 2 ст. 93 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Обращаем внимание, что при представлении истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по ТКС, они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя (абз. 5 п. 2 ст. 93 НК РФ).

В заключение

В настоящее время наблюдается ужесточение налогового контроля. Данный факт подтверждает и официальная отчетность налоговых органов. Так, несмотря на то, что по информации ФНС России в 2015 году число выездных налоговых проверок снизилось на 14% (с 35,8 тысяч до 30,6 тысяч), эффективность одной выездной проверки за год выросла на 8% и составила почти 9 млн. руб., а уровень взыскания доначисленных сумм возрос до 60%.

Хочется обратить особое внимание на то, что именно с истребования документов (информации) начинается налоговый контроль за деятельностью налогоплательщика и очень важно с самого начала выстроить верную тактику поведения. Поэтому, как показывает практика, чем раньше организация обращается к профессионалам для сопровождения налоговой проверки, тем успешнее получается отстоять законные права и интересы компании.

В заключение хотелось бы отметить, что нюансов по истребованию документов (информации) в рамках налогового контроля очень много, данной статье охвачена только небольшая их часть. В следующих наших статьях рассмотрим не менее важные моменты, связанные с требованиями налогового органа (повторное представление документов, ответственность и возможность ее смягчения и пр.).


Виды требований

Требования бывают разные. Хочется добавить: плохие и хорошие, но к требованиям налогового органа второе сравнение как-то не подходит. Можно сказать, что требования бывают нормальные, плохие и очень плохие.

К «нормальным» относятся требования по предоставлению документов, направленных на проведение камеральных и встречных проверок. Как правило, налоговая инспекция запрашивает очень большое количество документов, в том числе и те, которые не имеет права требовать. И вот тут-то, если внимательно изучить требование, на некоторые пункты можно и не отвечать.

К «плохим» можно отнести требования, направленные в рамках назначенной выездной налоговой проверки. Тут и так ясно: выездная налоговая проверка — это серьезно и надолго. Поэтому на такие требования отвечать нужно всегда. В противном случае проверяющие могут посчитать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены на другие и произвести выемку оригиналов.

«Очень плохие» — требования, связанные с уплатой налогов, пеней и штрафов. Если налоговая инспекция прислала такое требование, то и так понятно — у организации не было средств вовремя заплатить налоги или она не платила их специально. И в том и в другом случае вряд ли у вас все хорошо с бизнесом. Если не готовы заплатить долги добровольно — в перспективе блокировка расчетного счета и списание налогов в принудительном порядке.

Теперь рассмотрим каждый вид требований подробнее.

Требования в рамках камеральной проверки

Что запрашивает инспекция:

Документы в дополнение к тем, что подаются вместе с отчетностью .

Например, при проверке декларации по НДС, в которой отражена экспортная отгрузка. Или при проверке декларации по налогу на имущество, в которой отражен зачет уплаченного за рубежом налога. Если проверяющим будет недостаточно предоставленных вместе в декларацией документов, то они вправе потребовать предоставить недостающие для проведения налогового контроля.

Документы, подтверждающие заявленную в декларации или расчете льготу .

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

Например, предприниматель заявил в декларации по УСН ставку 0%. Это льгота, так как она предоставляется определенной категории налогоплательщиков. В таком случае налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на применение пониженной налоговой ставки.

Если же, например, организация применила амортизационную премию по приобретенным основным средствам, или же повышающий коэффициент амортизации, то это не льгота — ведь такой возможностью может воспользоваться любой налогоплательщик. И налоговики не вправе требовать документы по подтверждению правомерности применения обычных положений законодательства.

Подтверждающие документы, если в декларации по НДС заявлена сумма к возмещению.

В этом случае налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы в соответствии со ст. 172 НК РФ, чтобы проверить правомерность применения налоговых вычетов.

Разъяснения и, при необходимости, документы, если в декларации по НДС сведения об отраженных операциях противоречат друг другу или не соответствуют данным о тех же операциях, которые содержатся:

  1. в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, иным лицом, обязанным подать декларацию по НДС в соответствии с главой 21 НК РФ;
  2. в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, для которого в главой 21 НК РФ предусмотрена такая обязанность.

Также при камералке у вас могут запросить документы:

  • подтверждающие пониженные тарифы страховых взносов или необлагаемые выплаты;
  • по заявленным вычетам в декларации по акцизам в связи с возвратом реализованных подакцизных товаров;
  • если представлена уточненная декларация на уменьшение налога, подлежащего к уплате бюджет, в случае, если такая декларация подана через два года и более после окончания срока подачи отчетности;
  • если применили в декларации по НДС вычеты по налогу в рамках системы tax-free. Документы запросят при условии, что сведения в декларации по НДС не соответствуют сведениям, которые есть у налогового органа;
  • если заявлен инвестиционный вычет в декларации по налогу на прибыль;
  • если проводится проверка декларации по налогу на прибыль участника договора инвестиционного товарищества.

В иных случаях налоговый орган не вправе требовать документы, поскольку перечень указанных ситуаций является закрытым и не подлежит расширению. Могут потребовать предоставить только пояснения. При этом налогоплательщик вправе на добровольной основе предоставить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

А что делать, если налоговая инспекция прислала требование о предоставлении документов или пояснений по декларации (расчету) по прошлым отчетным (налоговым) периодам, срок камеральной проверки по которым уже истек? Однозначно — такие требования вне закона и отвечать на них налогоплательщик не обязан.

Если налоговый инспектор желает получить именно пояснения (про предоставление документов по таким запоздалым требованиям вообще речь не идет), то он может вызвать налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений. Обратите внимание — только пояснения. Никакие документы в таком случае налогоплательщик предоставлять не обязан.

Требования в рамках встречных проверок

Основания для направления таких требований всего два:

  1. когда в отношении конкретного контрагента проводится камеральная или выездная налоговая проверка , то требуют предоставить документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика;
  2. вне рамок налоговых проверок — когда могут запросить документы (информацию) по любому контрагенту независимо от того, проводится в отношении него какие —либо мероприятия налогового контроля или не проводятся, но только в части конкретной совершенной сделки.

Когда требование не требование

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приложением № 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.

Требование о предоставлении документов (информации) должно содержать:

  • основание для истребования документов (информации) и срок представления;
  • наименование документа;
  • период, к которому он относится;
  • реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов (при их наличии).

Но бывает, что налоговые органы направляют налогоплательщикам документ, по форме отличающийся от утвержденной формы требования.

Такой документ может называться: информационное письмо, уведомление или сообщение. Учитывая, что НК РФ не установлена форма требования и нет указания о том, что такую форму должна разработать и утвердить налоговая служба, то формально у налогоплательщика нет оснований не исполнять полученный документ. Но только в том случае, если данный документ имеет все обязательные реквизиты, предусмотренные требованием, и указано основание для истребования документов.

Как правило, налоговые органы подобные информационные письма, уведомления или сообщения направляют тогда, когда они уже не вправе запросить документы по обычному требованию . Например, истек срок камеральной проверки. Об этом ранее уже упоминалось. Такой документ организация вправе не исполнять.

Но не рекомендуется совсем оставлять без внимания такое письмо. На него в любом случае нужно ответить. В ответе достаточно указать причины отказа.

Как получают требования

Вручить требование о представлении документов налогоплательщик лично или под расписку налоговый орган обязан только в том случае, проводится проверка непосредственно на территории налогоплательщика.

В остальных случаях требование может быть передано (п. 4 ст. 31 НК РФ):

  • непосредственно под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Проверяющие вправе выбрать любой из перечисленных способов.

Обратите внимание! На поступившие через ТКС требования нужно не только отвечать, но и подтвердить само получение документа. За отсутствие подтверждения вас может ожидать блокировка счета.

В какой срок надо предоставить ответ? А можно продлить?

На требование, направленное в рамках выездной или камеральной проверки, ответ нужно предоставить в течение 10-ти рабочих дней со дня получения требования.

Срок представления документов при встречной проверке:

  • 5 рабочих дней, если в требовании направлено на основании п. 1 ст.93.1 НК РФ,
  • 10 рабочих дней, если требование направлено на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

  • причины, по которым нет возможности представить документы в указанный в требовании срок (например, большое количество истребуемых документов, изготовление копий которых требует много времени);
  • срок, в который налогоплательщик обязуется представить документы.

В течение 2-х дней после получения уведомления налоговый орган примет решение и направит его налогоплательщику.

Как передать ФНС ответ на требование

Истребуемые документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копий (п.2 ст. 93 НК РФ).

Это могут быть бумажные копии. В таком случае каждый документ заверяется надписью «Копия верна», подписью руководителя организации с указанием его должности, а также указывается дата заверения. Печать не обязательна. Также не надо нотариально удостоверять такие копии.

Бумажные копии предоставляются налогоплательщиком лично, через представителя, или по почте письмом с обязательным составлением описи документов.

Подключайте «Астрал Отчет 5.0» — сдавайте отчетность, отправляйте ответы на требования, заполняйте электронные трудовые книжки, работайте с электронными больничными, переключайтесь между разными компаниями когда вам это удобно — даже во время заполнения отчета.

С «Астрал Отчет 5.0 » вы ничего не забудете благодаря системе подсказок и уведомлений. Работать в сервисе можно из любой точки мира, главное, чтобы был доступ в интернет и электронная подпись.

Совершенствование системы администрирования налоговых правоотношений не обходит стороной вопросы дальнейшего распространения электронного документооборота. Одновременно с электронной версией акта сверки появилось и электронное требование об уплате налогов. Чем оно отличается от бумажного документа и изменилось ли что-либо с его появлением, узнаете из этой статьи.

Прежде всего отметим, что получать электронное требование об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов смогут только те налогоплательщики, которые уже наладили «канал двухсторонней связи». В первую очередь это крупнейшие налогоплательщики, они должны отчитываться с декларациями и расчетами строго в электронном виде. Затем в эту категорию попадают организации (не исключено, что и предприниматели), у которых средняя численность работающих сотрудников за предыдущий год превышает 100 человек, в связи с чем у них возникает обязанность представлять налоговую отчетность только по телекоммуникационным каналам связи.

Требование перестало быть только бумажным.

До 2011 года требование представляло собой бумажный документ. Поэтому волноваться приходилось, только если появлялась такая бумажка. Теперь в определении требования об уплате налога выражение «письменное извещение» исправлено, и требование стало просто извещением без указания его формы. Однако об устном извещении речь не идет. Требование должно подтверждаться каким-либо документом о факте его получения. Иначе у налоговиков нет оснований для проведения дальнейших процедур.

Бумажный документ вручается лично под расписку или высылается по почте заказным письмом. В случае направления требования по почте оно считается полученным по истечении шести (рабочих) дней с даты направления заказного письма. И в этом случае закон не устанавливает обязанность иметь подписи налогоплательщиков, доказывающие факт получения требования.

При электронном варианте требование передается в виде файла по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в определенном формате. Естественно, в зашифрованном виде и с применением средств защиты, включая электронно-цифровую подпись (ЭЦП). Форма электронного требования не отличается от бумажного документа.Она введена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/825@.

Для электронного обмена разработан специальный порядок. Он утвержден приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700@.

Проанализируем указанный порядок и расскажем, чем же отличается электронное требование.

Общая схема электронного документооборота

Участников электронного документооборота, как всегда, три: налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), налоговая инспекция и спецоператор связи. Но может быть и больше, если передача файла от отправителя к конечному получателю осуществляется в несколько этапов через другие (промежуточные) налоговые органы.

Напомним, какие технологические электронные документы формируются при работе в этом режиме:

1) подтверждение даты отправки;

2) квитанция о приеме;

3) уведомление об отказе в приеме;

4) извещение о получении электронного документа.

При этом извещение о получении электронного документа по телекоммуникационным каналам связи формируется на каждое требование и каждый технологический электронный документ из указанных выше.

Первоначально требование формируется на бумажном носителе. Не позднее следующего рабочего дня оно дублируется в электронном виде, подписывается электронно-цифровой подписью (ЭЦП) должностного лица налогового органа и направляется по каналам ТКС в адрес налогоплательщика. В налоговом органе фиксируется дата его отправки.

В течение следующего (третьего) рабочего дня налоговики должны получить подтверждение даты отправки, квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика.

Получив уведомление об отказе, в инспекции устраняют указанные в этом уведомлении ошибки и повторяют процедуру направления требования.

Особые правила

Неисполнение требования фактически не ведет к каким-либо штрафам, но налогоплательщик сам заинтересован как можно скорее отписаться в налоговую инспекцию. Если налоговики не получат от организации квитанцию о приеме требования, они направят ей требование повторно, теперь уже на бумажном носителе.

Неисполнение этого требования фактически не ведет к каким-либо штрафам, но налогоплательщик сам заинтересован как можно скорее отписаться в налоговую инспекцию. Если налоговики не получат от организации квитанцию о приеме требования, они направят ей требование повторно, теперь уже на бумажном носителе. Игнорирование такого документа как требование об уплате налога может привести к таким последствиям, как взыскании налоговиками недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, наложение ареста на имущество и пр.

Принять нельзя.

В журнале «Практическая бухгалтерия» № 8 за 2009 мы публиковали статью эксперта «Требование об уплате вне закона». В ней изложены ситуации, когда требование об уплате налогов и сборов теряет свою юридическую силу.

Это произойдет, если:

1. Налоговый орган пропустил установленный срок для направления требования об уплате налогов. Напомним, что статьей 70 Налогового кодекса закреплены такие сроки: не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки или в течение 10 дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки.

2. В представленном требовании не указан период недоимки, нельзя понять, в отношении какой недоимки начислена сумма пеней, дата начала начисления пеней. Требования к оформлению документа изложены в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса и предусматривают обязательное указание сведений о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, о сроке уплаты налога, о сроке исполнения требования, о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, а также должны приводиться подробные данные об основаниях взимания налога и ссылках на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

3. Требование направлено не по той форме. К примеру, физическому лицо направлено требование по форме, предназначенной для юридических лиц. Как подчеркнуто в статье, если налоговая направила налогоплательщику несоответствующую форму требования, получается, что она не разъяснила правовые последствия его неисполнения.

4. Требование содержит общие ссылки на сроки уплаты налогов. В обязательном порядке должен быть указан определенный срок уплаты заявленной недомки по конкретному налогу.

Все перечисленное выше относится к тем обстоятельствам, когда требование об уплате налога становится юридически недействительным.

1. Требование направлено налогоплательщику ошибочно. То есть поступило одному налогоплательщику вместо другого, действительно имеющего указанную недоимку.

2. Документ не соответствует утвержденному формату. Как видно, помимо формы требования имеет значение и его формат. Номер версии настоящего формата 5.01.

3. В электронном требовании отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа. Как известно, вся корреспонденция направляется через спецоператора с использованием электронно-цифровой подписи. Одним из вариантов ее защиты является проверка соответствия ЭЦП.

А как же быть, если до направления налоговиками данного требования организация заплатила указанную в нем задолженность самостоятельно? Оснований признать требование недействительным нет. Но и фактически фирма не должна исполнять требование об уплате недоимки, перечисляя деньги повторно.

Мы уже писали, что, если налоговый орган не получит от налогоплательщика квитанцию о приеме требования, он направит это же требование на бумажном носителе. Вероятно, эта норма основана на том, что требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика. Однако такое положение можно смело распространить не только на квитанцию в приеме, но и на уведомление об отказе в приеме требования. Так как подтверждением ответного действия налогоплательщика на электронное требование равноправно может служить любой из этих двух документов.

Пример

Код по КНД 1167003

Уведомление об отказе в приеме

Получатель документа:

Общество с ограниченной ответственностью «Проект», ИНН/КПП 7606012000/760601001

(наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя

(физического лица), ИНН (при наличии), наименование и код

налогового органа)

Уведомляет, что отправитель документа:

ИФНС по Ленинскому району г.Ярославля, 7606___ ______________________________,

(наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя

(физического лица), ИНН (при наличии), наименование и код

налогового органа)

04.04.2011 в 11.25.56 направил документ (документы)

наименование файла (файлов) _T R 7606012000/760601001_7606015992_20110404_1,

через ____________________________________________________________________,

(наименование и код налогового органа)

для

Общество с ограниченной ответственностью «Проект», ИНН/КПП 7606012000/760601001,

(наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя

(физического лица), ИНН (при наличии))

который поступил 04.04.2011

Данный документ не принят.

Причины отказа: Полная уплата задолженности. П.п. № 145 от 30.03.2011 на сумму 10 242,00 рублей, п.п. № 146 от 30.03.2011 на сумму 153,46 рублей.

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель, физическое лицо, уполномоченный представитель, должностное лицо налогового органа) ______Петров ____/___Петров И.А.___/

Подпись Ф.И.О.

Сроки бывают разные

Согласно статье 70 Налогового кодекса, сроки направления требования об уплате налога и сбора зависят от категории задолженности.

Для обычной недоимки и пеней срок направления требования в адрес налогоплательщика — не позднее трех месяцев. Срок начинается со дня выявления недоимки, которая должна быть зафиксирована налоговиками в специальном документе.

По недоимкам, выявленным в результате налоговой проверки (выездной или камеральной), требование направляется налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения по этой проверке.

Для бумажного и электронного требования сроки их направления должникам формально одинаковые, также как и сроки, которые даются налогоплательщикам для уплаты недоимок. Организация (индивидуальный предприниматель) должна исполнить полученное требование об уплате налога в течение восьми (рабочих) дней с даты его получения. Но нормами позволено продлить период времени для уплаты.

Налоговый кодекс не содержит специальных сроков для электронного требования. Но способ передачи требования в адрес плательщика может иметь немаловажное значение. Именно это следует из письма ФНС России от 9 марта 2011 г. № ЯК-4-8/3612 «О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Как рекомендовано в письме, требования об уплате налога в электронном виде направляются налогоплательщикам (плательщикам сборов) или налоговым агентам по каналам ТКС не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса (в течение трех месяцев со дня выявления недоимки), но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки. На задолженность по результатам проверок данное правило не распространяется.

Выше говорилось, что срок для исполнения требования об уплате налога законодательно установлен восемь рабочих дней, но может быть и продлен. Специалисты ФНС рекомендуют территориальным инспекциям устанавливать по требованиям, направленным организациям (индивидуальным предпринимателям) в электронном виде, срок для уплаты не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, срок должен составлять не менее 30 календарных дней.

Чем объяснить продление сроков, непонятно, ведь электронный документооборот одной из своих целей ставит повышение оперативности действий и сокращение сроков документооборота. Однако, такое новшество только в интересах плательщиков.

И. Акиньшина, редактор-эксперт


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: