Налоги в смешанной экономике

Опубликовано: 15.05.2024

Содержание статьи:

  1. Что такое смешанная экономика

  2. Признаки смешанной экономики

  3. Примеры

  4. Смешанная экономика: плюсы и минусы

В наше время стран, в которых бы присутствовал только один вид экономических отношений, практически не осталось. За последние сто лет за счет активных процессов переплетения и объединения отличающихся друг от друга цивилизационных образований сформировался совершенно новый тип экономики — смешанный.

Исходя из названия, можно предположить, что речь идет о смешении элементов всех других экономик — традиционной, плановой и рыночной. И это действительно так, но в то же время в данном виде экономических взаимоотношений присутствуют и свои уникальные особенности, которые мы и разберем в данной статье.

Что такое смешанная экономика

Признаки смешанной экономики

Смешанная экономика: плюсы и минусы

Что такое смешанная экономика

Смешанная экономика — это гибридная система экономических отношений, для которой характерно сосуществование частной, государственной и корпоративной коммерции. Все перечисленные категории участников этой системы могут иметь в собственности производственные объекты, предоставлять услуги, нанимать рабочую силу, заключать договора с другими субъектами и предпринимать прочие действия в качестве равноправных игроков рынка.

Основы смешанной экономики впервые были теоретически выведены в 30-х годах ХХ века англичанином Джоном Кейнсом и впоследствии были частично использованы президентом США Рузвельтом во времена экономического кризиса.

Само понятие экономики смешанного типа было впервые сформулировано и введено в оборот в 60-х годах американцем Полом Самуэльсоном, который опирался на труды Кейнса.

Более развернуто о том, что такое смешанная экономика, рассказано в видео ниже:

Признаки смешанной экономики

Чаще всего определить, что экономика государства относится к смешанному типу, можно по следующим признакам:

В стране поощряется предпринимательская деятельность, а для ее стимулирования применяются субсидии, дотации и прочие поощрения, направленные на повышение экономической эффективности;

Субъекты предпринимательства могут свободно принимать финансовые решения, но итоговое перераспределение доходов осуществляется под государственным контролем (налоговые, лицензионные, отраслевые сборы и пр.);

Пропорционально сосуществуют разные формы собственности (частная, государственная, корпоративная);

Государство занимает господствующее положение только в нескольких сферах повышенной для страны важности (ядерная энергетика, военная отрасль, таможня и т. п.).

Присутствует здоровая рыночная конкуренция и антимонопольное регулирование;

Финансирование общественной инфраструктуры по большей части осуществляется государством (школы, детсады, библиотеки, больницы и т. д.). Частное образование и медицина в стране тоже присутствуют и широко распространены;

Рынок ориентируется на потребительский спрос, при этом государство тоже может выступать клиентом частного производственного сектора и таким образом влиять на ценообразование;

Государство регулирует национальную экономику, ориентируясь на защиту прав потребителей, борьбу с безработицей и повышение уровня социальных гарантий для населения.

Примеры

??
Большая часть современных экономик стран носит смешанный характер за счет присутствия как государственного, так и частного производства услуг и товаров.

Основная разница между ними обычно заключается в степени присутствия государственного регулирования рынков. Несколько десятилетий после Второй мировой войны в экономиках западных стран роль государства активно усиливалась. Но с начала 80-х стала наблюдаться обратная тенденция.

Например, в немецкой модели смешанной экономики государство создает социальные и правовые условия для частной коммерции, но конкретные экономические цели не устанавливаются — это происходит естественным путем вследствие принимаемых участниками рынка решений.

Японская модель смешанной экономики представляет собой регулируемый государством корпоративный капитализм, для кого характерно программирование экономических и инвестиционных целей, сопряженное с социальными гарантиями для всех участников этой системы. Также акцент делается на сохранение национальных традиций и обычаев наряду с внедрением опыта других стран.

В Швеции экономика построена по смешанной социал-демократической модели. В ее основе лежит отведение государству роли верховной демократически избранной силы, которой делегируются все регуляционные полномочия в социально-экономической сфере. Глобальной целью в этой системе является установление социального равноправия и обеспечение гражданских прав. Для этого государство стремится обеспечивать экономическую стабильность и перераспределение доходов путем создания общественных фондов потребления.

При этом существенные концептуальные различия между смешанным и рыночным типами экономических отношений практически стираются. То же самое сейчас происходит и в большинстве других западных и развивающихся стран — по сути, смешанная экономика в них является той же самой рыночной с усиленной ролью государства в ее регулировании.

??
Что касается России, последние 30 лет здесь наблюдаются предпосылки к переходу от командной к смешанной экономике.

Но процесс идет очень медленно, поскольку не выполняются основные условия для формирования такой системы. В частности, должно произойти отстранение государственной власти от влияния на хозяйственную деятельность предприятий и обеспечение должного уровня социальных гарантий и защищенности граждан, но с этим в РФ пока что дела обстоят не очень хорошо.

Смешанная экономика: плюсы и минусы

Экономика смешанного типа является естественной формой развития рыночных отношений современного общества.

??
Она может быть достаточно эффективной за счет предоставления свободы действий частному предпринимательскому сектору, дополненной государственным регулированием в некоторых вопросах.

За счет этого в развитых странах со смешанной экономикой наблюдается высокий уровень трудовой занятости населения и социальных гарантий для него (пенсия, страховка, субсидия).

Кроме того, взаимная интеграция частных и общественных начал в экономике дает следующие преимущества:

Устраняется или минимизируется проблема монополий и дефицита товаров;

Экономика развивается вплоть до того уровня, на котором сможет удовлетворять все основные потребности населения страны;

Предприниматели обретают относительную финансовую свободу;

Для стимуляции инфраструктуры и производства значительные ресурсы направляются на развитие достижений научно-технического прогресса;

Развивается демократический социализм.

Как и любая другая из существующих в мире экономик, на практике смешанная не является идеальной и может характеризоваться следующими недостатками:

Доходы внутри страны распределяются неравномерно, вследствие чего сохраняется социальное расслоение населения;

Влияние государства может тормозить развитие производственного предпринимательства, в частности ограничивать освоение новых рынков сбыта из-за чего возможен застой имеющихся в стране производственных фондов;

Модели развития экономики одних стран не работают при прямом переносе в другие, поскольку в каждому отдельном случае требуется планирование с учетом национальной специфики.

Что такое деньги. Виды и функции денег

Как заработать в интернете: 24 проверенных способа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Налоговая (фискальная) политика- часть экономической политики государства, направлена на формирование в большей степени доходной части государственного бюджета, а потом на друге цели. Арсенал инструментов проведения такой политики называется налоговой системой. Эти инструменты можно подразделить на группы: способы определения налогооблагаемой базы (виды налогов), налоговые ставки, налоговые льготы, способы взимания и распределения налогов.
Налоговая политика отражает меру государственного вмешательства в экономику, что в основном определяется масштабами ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет, и степенью воздействия налоговых мер на размещение ресурсов в частном секторе экономики.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

kursach.docx

2.2. Функции правительства в смешанной экономике. ……………………………….……. 7

После мирового экономического кризиса в экономике, как науке, изменилось понимание о роли государства в экономике. Началось это еще в XIX веке, когда государство взяло на себя ответственность за функционирование образования, здравоохранения и пенсионной системы. Государство должно было обладать большими средствами для выполнения этой роли, и получить такие средства можно было только через налогообложение.

Существуют два ярко выраженных типа экономических систем – рыночная и командная. Но в настоящее время у большинства стран экономика является смешанной. Смешанная экономика – это экономика, включающая в себя частую и государственную.
В частный сектор входят частные фирмы, принимающие решения самостоятельно, а государственный состоит из министерств, местных органов власти, государственных предприятий, фондов и организаций. Вложения в эти организации осуществляет государство, которое получает средства, прежде всего из налогов.

Таким образом, можно сказать, что частный сектор удовлетворяет потребности отдельных людей, а государство берет ответственность за предоставление благ, которые не производит частный сектор (общественных благ).

Соотношение долей частного и государственного сектора в экономике для каждой страны разное. В Великобритании, к примеру, три четверти продукции производиться в частном секторе, а четверть в государственном и правительство несет ответственность за ее выпуск. А в США участие государства в экономике гораздо меньше, чем в Великобритании, но пи этом в США нет главных частных автомагистралей, а основную массу пассажирских железнодорожных перевозок в США осуществляет созданная и субсидируемая государством компания «Амтрак», хотя в начале XX века все железные дороги находились в частной собственности. Почтовая служба в США также является государственным предприятием.

В теории проблема соотношения долей обоих секторов является предметом постоянных дискуссий экономистов, придерживающихся либеральных взглядов и экономистов, стоящих на позициях усиления роли государственного регулирования.

При этом необходимо учитывать, что для поддержания экономического роста необходимо постоянное приращение капитала. Приращение происходит в обоих секторах. Главный инвестор современного мира в государственный сектор это само государство.

В развитых странах деятельность правительства направлена на достижение экономических целей, таких как:

Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг или более высокий уровень жизни.

Под ней понимается необходимость обеспечить работой всех, кто желает и способен работать.

    1. Экономическая эффективность.

Необходимо получать максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

    1. Стабильный уровень цен.

Необходимо избегать значительного повышения или понижения общего уровня цен.

    1. Экономическая свобода.

Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

    1. Справедливое распределение доходов.

Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие «купаются» в роскоши.

    1. Экономическая обеспеченность.

Следует обеспечить существование хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и др. иждивенцев.

Стремление к поддержанию разумного баланса своей международной торговли и международных финансовых сделок.

Общественные блага-товары и услуги, которые не могут быть предоставлены одним лицам, без предоставления их другим лицам и поэтому не могут потребляться индивидуально. Неспособность рынка создавать общественные блага вытекает из свойств самих общественных благ. Эти блага являются неделимыми и не подпадают под действие принципа исключительности, то есть люди, не обладающие средствами для оплаты этих благ, не могут быть исключены из числа их потребителей. В таких условиях частные производители лишены возможности извлекать выгоды и производства и продажи общественных благ, поскольку если человек может пользоваться каким-либо благом бесплатно, он не станет платить за него деньги. Поэтому рыночные производители не занимаются производством общественных благ.

Общественные блага разнообразны. К ним относят оборону, судебную систему, правопорядок, некоторые элементы транспортной системы (железные дороги, автодороги, система дорожных знаков и т.п.), здравоохранение, государственный жилищный фонд, образование. Обеспечение государством бесплатного посещения музеев, парков, создание и поддержание коммунальной инфраструктуры также является общественным благом. Производство и потребление этих благ приносит столь большие внешние выгоды обществу, что государство берет их производство в свои руки.

Поскольку общественные блага не могут приобретаться и потребляться индивидуально, их потребление определяется решением государственных органов. Виды производимых общественных благ, объемы их производства, определяются государством. Перераспределение ресурсов из сферы производства индивидуальных благ в сферу производства общественных благ осуществляется за счет налогообложения. Государство, облагая налогами предприятия и население, автоматически снижает их спрос на блага индивидуального потребления и получает средства на приобретение общественных благ. Благодаря этому ресурсы переходят из частного сектора в производство общественных благ.

Функции правительства в смешанной экономике

История показала, что свободное функционирование рыночной экономики приводит к целому ряду последствий, неблагоприятных для общества. Так, рыночная экономика склонна к неустойчивости. Состояние равновесия достигается через бесчисленные колебания вокруг равновесного уровня. Это привод к возникновению излишков или дефицита товаров, спекулятивным операциям, разорению одних и чрезмерному обогащению других. Также весьма чувствительны для общества спады производства, сопровождающиеся безработицей, или, наоборот, периоды повышенной экономической активности, приводящие к инфляции.

Непредсказуемость рыночной среды привод к нестабильности экономического развития. Кризисы и депрессии приводят к большим потерям: производственные ресурсы используются не полностью, возникает значительная безработица, и т.п.

Рыночная экономика постоянно усиливает неравенство в распределении доходов между различными категориями участников экономического процесса. Рынок приносит наиболее высокие доходы владельцам тех ресурсов, которые являются более редкими по сравнению с другими. Поэтому владельцам капитала, земли и предпринимательских способностей имеют преимущество по сравнению с владельцами одной рабочей силы. Наемные работники получают значительно меньшую долю общественного дохода, чем владельцы средств производства и природных ресурсов, а также высокопрофессиональные управляющие. Разрыв в доходах между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями возрастает. Большую роль в этом процессе играет право наследования, позволяющее сохранять богатства, накопленные в предыдущих поколениях. Следовательно, рыночная система приводит к неэффективному распределению ресурсов. К тому же, усиление экономического неравенства может привести к социальному конфликту.

Вышеперечисленные причины приводят к тому, что государство вынуждено осуществлять регулирование рыночной экономики в интересах общества. Правительству приходится брать ответственность за нормальное состояние экономической системы общества и сглаживать отрицательные последствия функционирования рынка.

Государство берет на себя ряд важнейших функций: эффективности (размещения ресурсов), экономической стабильности и справедливости (перераспределение дохода).

Правительство заботиться о том, чтобы ресурсы в экономике использовались эффективно. Это значит, что оно стремится не допускать необоснованных экономических потерь и направлять ресурсы на решение общественно значимых задач. Эта функция включает в себя:

    1. Создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы для эффективной экономической деятельности.
    2. Ограничение и борьба с монополизмом.
    3. Государство принимает меры, позволяющие обеспечить возмещение внешних издержек и оплату внешних выгод, а также меры для обеспечения общества необходимыми общественными благами

Функция экономической стабилизации.

Государство стремится обеспечить стабильность экономического развития и сгладить циклические колебания, возникающие в экономике. К этой функции относятся все меры государства, направленные на поддержание стабильного роста производства, сохранения уровня цен и занятости, сокращения продолжительности кризисов и депрессий. Главными целями политики стабилизации является борьба с безработицей путем поддержания необходимого уровня совокупных расходов и борьба с инфляцией путем поддержания стабильности денежного обращения.

Государство стремится не допускать увеличение разрыва в доходах между наиболее и наименее обеспеченными слоями общества. Правительство берет на себя задачу ограничения и сокращения этого неравенства за счет высокого налогообложения наиболее обеспеченных слоев населения и выплат пособий малоимущим. Государство создает систему социальной защиты малоимущих: пенсии, медицинское страхование, пособия детям, инвалидам и другим категориям нуждающихся, организации общественных работ. Правительство устанавливает минимальные ставки заработной платы, поддерживает уровень цен в низко доходных отраслях производства или поддерживает их дотациями. Кроме того, государство финансирует целые отрасли и группы населения, исключенных из рыночного распределения доходов: государственный аппарат, армия, бюджетные организации (наука, здравоохранение, образование и т.п)

Реализуя эти функции (большей частью через направленную налогово-бюджетную политику), государство в значительной степени изменяет характер экономических процессов. Государственное вмешательство делает рыночную экономику более стабильной, предсказуемо и социально ориентированной. Негативные последствия функционирования рынка становятся менее болезненными для общества.

Как уже отмечалось ранее, государство в смешанной экономике использует преимущественно финансовые инструменты (налоги).

Налоговая (фискальная) политика- часть экономической политики государства, направлена на формирование в большей степени доходной части государственного бюджета, а потом на друге цели. Арсенал инструментов проведения такой политики называется налоговой системой. Эти инструменты можно подразделить на группы: способы определения налогооблагаемой базы (виды налогов), налоговые ставки, налоговые льготы, способы взимания и распределения налогов.

Налоговая политика отражает меру государственного вмешательства в экономику, что в основном определяется масштабами ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет, и степенью воздействия налоговых мер на размещение ресурсов в частном секторе экономики. Однако, взимая налоги необходимо учитывать их влияние на экономику. Еще английский философ-материалист Френсис Бекон писал, что налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество: примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до некоторой степени субсидии в Англии. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке а, о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа. Пусть государства, стремящиеся к могуществу, не дают слишком расплодиться знати и дворянству, ибо простой народ становится при этом тупым и забитым и работает только на господ. Нечто подобное бывает с лесными посадками: если саженцы слишком густы, никогда не получим мы чистого подлеска, а одни лишь кустарники.

Цели налоговой политики

Основная цель налогов – обеспечить средствами государство для финансирования государственных расходов (в том числе, для производства общественных благ). Но помимо обеспечения финансирования государственных расходов существуют еще и экономические и социальные цели налоговой политики. В связи с этим обстоятельством выделяют следующие цели налоговой политики:

    1. Стимулирование экономического роста, путем воздействуя на такие факторы экономического роста как инвестиции, человеческий капитал, технологии, фундаментальные и прикладные исследования, инфраструктуру экономики, через предоставление инвестиционных налоговых льгот и субсидий.
    2. Воздействие на размещение ресурсов, учет общественных выгод и издержек.
    3. Общее регулирование экономики, особенно в области занятости и борьбы с инфляцией (воздействие на структуру экономики и экономическую конъюнктуру).
    4. Перераспределение дохода (сглаживание неравенства в доходах).

Основное понятие

Смешанная экономика — это система, в которой частные производители и государственные предприятия работают в тандеме в экономике. В смешанной системе индивидуальным предпринимателям, предприятиям и корпорациям разрешается преследовать свои наилучшие интересы на рынке, в то время как правительственным или общественным программам, организациям и предприятиям в равной степени разрешается предоставлять услуги и т. п. на рынке, а также вмешиваться в такие области как торговля или налоги.

Тем не менее смешанная система — это не то же самое, что экономика с ограниченным доступом, потому что правительство борется за ограниченные ресурсы на рынке и может контролировать и вводить санкции в отношении корпораций или предприятий в частном секторе. Кроме того, эта система действительно следит за уровнем прибыли и может помешать распределению ресурсов.

Согласно неоклассической теории, она менее эффективна, чем чисто свободные рынки. Но сторонники государственного вмешательства утверждают, что базовые условия, необходимые для эффективности на свободных рынках (равная информация и рациональные участники рынка), не могут быть достигнуты в практическом применении.

Большинство современных экономик имеют синтез двух или более экономических систем. Государственный сектор работает вместе с частным, но может конкурировать за те же ограниченные ресурсы. Смешанные экономические системы не блокируют частный сектор от извлечения прибыли, но регулируют бизнес и могут национализировать отрасли, предоставляющие общественное благо.

Например, экономика России является смешанной, поскольку она оставляет право собственности на средства производства в основном в частных руках, но включает такие элементы как субсидии для сельского хозяйства, регулирование производства и частичное или полное государственное владение некоторыми отраслями такими как доставка писем и национальная оборона.

Фактически все известные исторические и современные экономики находятся где-то на континууме смешанных систем. И чистый социализм, и чистый свободный рынок представляют только теоретические модели.

Характеристики смешанной экономики

У данной системы есть некоторые особенности и характерные черты. Основные признаки смешанной экономики:

  1. Сосуществование частного и государственного секторов. Определённые отрасли находятся в государственном секторе, а некоторые отрасли — в частном. Индивидуальные предприниматели и фирмы владеют отраслями частного сектора.
  2. Прибыль является основным мотивом отраслей частного сектора. В государственном секторе отрасли принадлежат и управляются правительством. У общественных отраслей промышленности будет мотив получения прибыли, но также и для продвижения социального обеспечения.
  3. Полная экономическая свобода. Это означает, что потребитель может свободно покупать любой товар, который ему нравится.
  4. Частная собственность разрешена. Однако следует помнить, что должно быть равное оптимальное распределение богатства и доходов. Необходимо обеспечить, чтобы прибыль и имущество не концентрировались в нескольких карманах.
  5. Плановая экономика. Вся экономическая структура подлежит планированию правительством. Комиссия решает задачи, осуществляет распределение ресурсов и т. д.
  6. Проверка экономического неравенства. В этой системе правительство принимает несколько мер по сокращению разрыва между богатыми и бедными путём прогрессивного налогообложения доходов и богатства. Малоимущим предоставляются субсидии, а также возможности трудоустройства. Другие меры такие как пенсия по старости, бесплатные медицинское обслуживание и образование также предпринимаются для повышения уровня жизни бедных людей. Следовательно, всё это помогает уменьшить экономическое неравенство.
  7. Контроль над монополиями. В рамках этой системы правительство предпринимает огромные инициативы по контролю над монопольными практиками среди частных предпринимателей посредством эффективных законодательных мер.

Преимущества и недостатки

Хотя, безусловно, есть много сторонников данного типа экономической системы (и многочисленных преимуществ, которые она предоставляет), есть у неё и критики. Плюсы и минусы смешанной экономики:

  1. Одним из очевидных преимуществ является то, что аспект рыночной экономики позволяет определять цены товаров в зависимости от спроса и предложения. Кроме того, ресурсы, товары и услуги направляются туда, где они наиболее полезны.
  2. Ещё одним преимуществом данной системы является её капиталистический подход к вознаграждению наиболее трудящихся или наиболее эффективных предприятий на рынке. Предоставляя псевдосвободный рынок, смешанная система позволяет изготовителям с самой высокой прибылью подниматься наверх и продолжать производить и генерировать капитал, что, в свою очередь, даёт потребителям лучшие цены.
  3. Допуская конкуренцию, она также способствует созданию и развитию среды инноваций и эффективности, заставляя компании конкурировать за производство многообразия более качественных продуктов или услуг для потребителей, что, в свою очередь, принесёт пользу как потребителям, так и рынку. Таким образом наиболее эффективными производителями являются те, которые получают прибыль и капитал для продолжения создания и внедрения экономически эффективных способов удовлетворения потребностей потребителей.
  4. Ещё одно огромное преимущество заключается в том, что эта система по-прежнему сосредоточена на таких областях как аэрокосмическая, оборонная промышленность и технологии, которыми рыночная экономика может пренебречь. Таким образом роль государства в смешанной экономике заключается в эффективной разработке продуктов и программ в этих областях, позволяя частным предприятиям сосредоточиться на многих других секторах.
  5. Более сильное государственное присутствие в экономике гарантирует, что малые предприятия не будут находиться вне конкуренции из-за крупных конгломератов, и предотвращает широко распространённые монополии, которые могут создавать барьеры для входа на определённые рынки.

Однако, как считают экономисты, смешанная система ни в коем случае не является идеальной. Наряду с многочисленными достоинствами, существуют и минусы:

  1. Несмотря на то что правительство часто ходатайствует о том, чтобы мелкие компании боролись с конкуренцией, это не всегда эффективно, а более чистые аспекты рыночной экономики могут усложнить конкуренцию для производителей, если они не являются одними из самых успешных.
  2. Ограниченность вмешательства правительства может нанести вред производителям, как и чрезмерное влияние. Некоторые утверждают, что смешанная система позволяет правительству самостоятельно монополизировать определённые отрасли (например, оборонную), а субсидируемые государством производители, по существу, отвечают за этот сектор, что может создать для страны больший долг и замедлить экономический прогресс.
  3. Ещё одна важная проблема — в смешанной модели преобладает государственная защита такая как налоговые льготы или субсидии, или, возможно, наиболее спорная из всех мер по спасению. Некоторые крупные корпорации могут получить особый режим от правительства, что может нарушить естественный поток экономики.

Особенности и отличия

Множество экономических систем используют различные аспекты рынка и правительства — будь то полное государственное вмешательство или процессы свободного рынка. Сравнение систем кратко можно изложить следующим образом:

  1. Рыночная. В то время как смешанная система сочетает свободный рынок с планированием и вмешательством центрального правительства, рыночная полагается исключительно на свободный рынок (и правила спроса и предложения) для регулирования экономики. По этой причине мотивы прибыли, стимулы и капитализм являются движущими факторами экономики. Примеры рыночной экономики включают Новую Зеландию и Швейцарию.
  2. Командно-административная. Командная экономика управляется исключительно государственным регулированием, определяя цены, производителей и ресурсы товаров. По этой причине, в отличие от смешанной экономической системы, в командной практически нет конкуренции. Примером является Северная Корея и Куба, которые идентифицируют себя как коммунистические страны и контролируют большую часть (если не всю) экономической деятельности.
  3. Традиционная. Несмотря на то что традиционная экономика является гораздо менее распространённой, чем смешанная или рыночная, это системы, функции которых основываются на обычаях и традициях для определения экономической деятельности таких как бартер и сельское хозяйство и сбор средств. Большинство традиционных экономик в 2019 году можно найти на развивающихся рынках или в государствах таких как страны Африки или Ближнего Востока. Традиционная экономика часто фокусируется на производстве и распределении с точки зрения того, что необходимо (и часто не создаёт излишек товаров). По этим причинам она была в значительной степени заменена смешанной или рыночной системами в ​​основных экономических державах в мире.

Таблица сравнения характеристик разных экономических систем.

Критерии сравнения. Рыночная система. Традиционная система. Командная система.
Производимые товары. Востребованные товары. Проблемы производства решаются, согласно устоявшимся традициям. Блага для всего общества.
Потребители. Для потребителя конкретного товара. Для многообразия потребителей.
Способ производства. Решает предприниматель, ориентируясь на получение прибыли. Решают только центральные органы власти в государстве.
Право собственности. Общество. Преобладает частная собственность, присутствует государственная и групповая. Преобладает государственная собственность.
Роль государства в экономике. Государства ещё нет или его роль заключается в сохранении традиций. Отводится роль «ночного сторожа» -охрана границ государства и правопорядка внутри страны. Все определяющие вопросы решаются на государственном уровне.

Яркий пример

Один из наиболее ярких примеров смешанной системы — США. Как подробно изложено в Конституции, в начале своего существования данная страна разработала экономическую систему, которая защищала права собственности и предотвращала вмешательство властных структур в деловую практику.

США продолжают придерживаться данной экономической системы, и, согласно индексу, показатель экономической свободы составляет 75,7, что является 17-м свободным показателем в индексе 2018 года.

Америка использует смешанную экономику, имея большой частный сектор и свободный рынок, который обеспечивает достаточную конкуренцию и использует эффективность и инновации для производства продуктов, а также централизованное государственное планирование в определённых областях таких как здравоохранение или налогообложение корпораций (среди прочих возможностей) и управление торговлей. Другие страны со смешанной экономикой — это Франции ​​и Великобритания, которые сочетают смесь государственного вмешательства и свободных рынков.

Смешанная экономика: понятие, особенности, преимущества и недостатки

Смешанная экономика: понятие, особенности, преимущества и недостатки


Смешанная экономика — это тип экономической организации общества, сочетающий в себе элементы рыночной и командной экономики. Большинство современных экономических систем являются смешанными.

Для понимания сущности смешанной экономики следует прежде уяснить, что собой представляют рыночная и командная экономики.

Рыночная экономика — это метод экономической организации, в котором экономические решения принимаются через взаимодействие спроса и предложения, а роль правительства — это роль стороннего наблюдателя, который просто следит за тем, чтобы никто не нарушал правила.

С другой стороны, в командной экономике государство – это все: и производитель всех товаров, и владелец всех средств производства (земли и капитала), и работодатель всех людей, и генеральный управляющий всех предприятий.

Особенности

Смешанная экономика сочетает в себе черты рыночной экономики и командной экономики, в силу чего способна сохранить их преимущества и избежать их ловушек.

Особенности

Популярность смешанных экономик объясняется тем фактом, что как чисто рыночная экономика, так и чисто командная экономика оказываются обреченными экономическими структурами.

Например, в условиях невмешательства государства в экономику отсутствие государственного надзора может означать серьезную деградацию окружающей среды, безудержную эксплуатацию работников, чрезмерное перепроизводство, очень плохую координацию элементов экономической системы.

Точно так же чисто командная экономика — это бюрократический монолит, который убивает все стимулы для технологических инноваций, приводящих к стагнации, посягает на свободу людей, концентрирует власть в руках очень немногих.

Пример

Соединенные Штаты являются хорошим примером смешанной экономики. С одной стороны, он допускает и обеспечивает соблюдение всех прав частной собственности, таких как патенты, авторские права и так далее.

Пример

С другой стороны, это необходимая среда, социальное обеспечение и антимонопольное законодательство для обеспечения равных условий игры.

Преимущества

Поскольку смешанная экономика сочетает в себе положительные черты как рыночной экономики, так и командной экономики, она является наиболее популярной, потому что:

  1. Позволяет рыночным силам определять вопрос распределения ресурсов, не позволяя слишком крупным участникам рынка эксплуатировать потребителей или других участников.
  2. Позволяет правительству принимать законы и издавать нормативные акты, чтобы заставить компании платить за негативные внешние эффекты своих решений, тем самым спасая человечество от экологической катастрофы и других негативных последствий.
  3. Дает правительству широкие полномочия (в форме возможности принятия антимонопольных законов) по предотвращению монополизации отраслей, а в некоторых случаях даже принудительно дробить компании, чтобы стимулировать конкуренцию.
  4. Дает правительствам право использовать тарифы и экономические санкции для поощрения глобального благосостояния, то есть путем наказания режимов/стран, имеющих детский труд, неэффективные механизмы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма и так далее.
  5. Обязывает правительства защищать основные права человека своих граждан, то есть их свободу, неприкосновенность частной жизни и прочие.
  6. Позволяет правительствам повышать налоги и принимать другие политические меры, чтобы создать сеть безопасности для экономически уязвимых сограждан и таким образом компенсировать неравенство в доходах и богатстве.
  7. Смешанная экономика позволяет правительству использовать фискальную политику и денежно-кредитную политику в качестве инструмента для смягчения экономических циклов.

Недостатки

Несмотря на значительную гибкость, допускаемую как частными предприятиями, так и государством в условиях смешанной экономики, некоторые недостатки все же проявляются, например:

  1. Попытка правительства устранить экономические диспропорции может привести к чрезмерному долгу и неприемлемому дефициту бюджета.
  2. Если налоги будут чрезмерно высокими, это может привести к бегству капитала из страны в страны с низкими налогами или в «налоговые гавани», что в долгосрочной перспективе нанесет ущерб экономике страны за счет снижения уровня производства и занятости.
  3. Значительная свобода действий со стороны правительства может стимулировать лоббирование различными слоями общества собственных интересов с целью склонить политику в свою пользу.
  4. Вмешательство правительства во избежание систематических кризисов может привести к синдрому «слишком большой, чтобы обанкротиться», когда компании идут на чрезмерный риск, зная, что их все равно выручат.

Рыночная экономика показала свою высокую эффективность. При этом у неё существуют серьёзные недостатки: безработица, расслоение богатых и бедных и немало других. Бизнес не может самостоятельно обеспечить выполнение рыночных правил. Установить нужные требования и следить за их выполнением может только государство. Практически все страны с развитой экономикой имеют оба типа экономического регулирования.

1. Что такое смешанная экономика простыми словами

Принято разделять 2 подхода какой должны быть экономика:

  1. Рыночной;
  2. Под государственным регулированием;

Имеются аргументы в пользу того или другого решения. На самом деле в чистом виде рыночная экономика существовать не может — государство обязательно предъявляет бизнесу те или иные требования.

Чисто плановой экономики не было даже при социализме — определённая частная инициатива в очень незначительной степени всё же допускалась или проявлялась неофициальным образом. В реальной жизни рыночная и плановая экономики существуют одновременно.

В разных странах их соотношение является различным. Там, где вмешательство государства является минимальным, экономика является рыночной. В тех странах, где командный стиль руководства играет существенную роль, но не преобладает, экономика является смешанной. Это относится, в частности, к Швеции и Японии. Существуют страны, в которых плановая экономика полностью преобладает — к ним, например, относится Северная Корея, но они не могут похвастаться значительными успехами в развитии.

2. Особенности смешанной экономики

Смешанная экономика основана на частной собственности. Хотя рыночные отношения тесно переплетаются с деятельностью государственных предприятий, тем не менее они играют преобладающую роль. Каждый из этих компонентов играет важную роль в жизни страны.

Частная инициатива позволяет проявлять высокую экономическую эффективность, а государственное регулирование перераспределяет доходы так, чтобы заботиться о развитии страны и компенсировать возможные проблемы, которые характерны для рыночной экономики.

Смешанная экономика способствует решению следующих задач:

  1. Обеспечение трудоустройства граждан. Если по каким-то причинам такой возможности нет, то государство применяет меры для социальной защиты населения.
  2. Сочетание частной инициативы и государственного контроля обеспечивает оптимальное значение имеющихся ресурсов и производственных мощностей.
  3. Обеспечение относительно стабильного уровня цен на большинство товаров. При возникновении проблемных ситуаций в экономике государство принимает меры по их исправлению или компенсации их последствий.
  4. Обеспечивается стабильная ситуация того, что рост оплаты труда соответствует возрастанию производительности.
  5. Происходит управление платёжным балансом и устранение возможных нарушений соотношения между приходной и расходной частью.

Каждая часть хозяйственного механизма привносит свои важные особенности в экономическую жизнь:

  1. Решения в частном секторе принимаются на основе спроса и предложения. В его деятельности правительство устанавливает правила, следит за их выполнением, но не вмешивается в деятельность.
  2. В государственном секторе решения принимаются планово: при этом в первую очередь учитываются государственные интересы, а не экономические.

Частная инициатива обуславливает высокую эффективность развития. При этом ей присущи недостатки объективного характера: безработица, разрушение окружающей среды, обнищание определённых социальных слоёв и другие. Государство уделяет внимание таким проблемам и стремится смягчить их.

Командная экономика в чистом виде является, как показала история, недостаточно эффективной. Фактически с течением времени она становится всё более забюрократизированной. Это препятствует возникновению и проведению в жизнь научных и технологических инноваций. Препятствует росту производительности труда, оптимальному использованию имеющихся ресурсов.

3. Плюсы и минусы

  • Здесь одновременно обеспечивается высокая эффективность и проявляется реальная забота об обеспечении основных потребностей граждан страны.
  • Отсутствует монополизм государства, что даёт простор для частной инициативы и ограничивает проблемы с образованием цен и снижением качества товаров и услуг таких производителей.
  • Не возникает дефицит, когда деньги у населения есть, а купить нужные товары затруднительно. При смешанной экономике это будет рассматриваться как возможность для развития бизнеса.
  • Обеспечивается оптимальное распределение ресурсов за счёт того, что на это процесс влияют рыночные силы. Отсутствие монополий исключает тех, кто может силой изменить ситуацию в свою пользу.
  • Государство в значительной степени контролирует вред, который может приносить хозяйственная деятельность предприятий. Оно может установить для них необходимые правила, а также получать от них дополнительные выплаты для компенсации таких проблем.
  • В хозяйственной жизни есть не только место для конкуренции, но и для заботы о гражданах. Государственное управление обеспечивает социальную ориентированность экономики.
  • Отсутствует застой. Сочетание двух типов экономической жизни способствует эффективному развитию.

  • В такой экономики остаются все проблемы капиталистического строя: безработица, усиление расслоения между богатыми и бедными, инфляция. Они смягчены, но продолжают существовать.
  • Остаются риски неэффективного использования имеющихся ресурсов.
  • Существование большого государственного сектора экономики снижает её эффективность и приводит к ухудшению качества товаров и услуг.
  • Рыночная экономика осваивает новые рынки сбыта недостаточно высокими темпами.
  • Возможности государства по регулированию экономики не являются безграничными. Их применение может привести к возникновению существенного дефицита бюджета и государственного долга.
  • Субсидирование важных для существования страны компаний приводит к их неэффективности. Уверенность в том, что их убытки всё равно будут оплачены, приводит к недостатку инициативы и стремления самому решать свои проблемы.

Поскольку развитие экономики является циклическим, время от времени возникают кризисы, которые можно смягчать за счёт наличия двух типов хозяйствования.

4. Модели смешанной экономики

Существуют несколько видов смешанной экономики. Они обладают такими особенностями:

  1. Неолиберальная модель . Государство стремится развить положительные стороны рынка. Оно обеспечивает наилучшие условия для частного сектора, пресекая негативные явления. Роль государства состоит в принятии соответствующих законов, сборе налогов и контроле над соблюдением правил хозяйственной деятельности.
  2. Неоэтатистская модель . В определённом смысле представляет собой противоположность неолиберальной. Здесь проводится масштабная национализация компаний. Их развитие под государственным управлением является основным направлением государственных усилий.
  3. Модель согласованного действия . Обеспечивает гармоничное сочетание частного и государственного секторов в той степени, насколько это возможно. При этом налажены рабочие и плодотворные отношения между правительством, работодателями и профсоюзами. К таким странам, например, относят Швецию, Бельгию, Австрия и Голландию.

Также принято разделять модели развития в соответствии с национальными признаками:

  1. В американской модели смешанной экономики государство старается предоставить бизнесу максимальную свободу в рамках требований, относящихся к обеспечению свободной конкуренции. Основные усилия направлены на процветание бизнеса. Экономическая активность поощряется, если она происходит при соблюдении установленных правил.
  2. В европейской модели значительно большее внимание уделяется социальному обеспечению населения. Примером такой страны является Германия, в которой организована действенная социальная система.
  3. В японской экономике значительную роль играют патриархальные традиции. При этом стратегическое управление хозяйственной жизнью страны осуществляет государство. Национальная экономика продемонстрировала высокие темпы развития.

Обычно совместная работа различных типов хозяйствования формируется исторически, в соответствии с особенностями и традициями страны. Современное устройство сложилось в конце XX века.

Наличие только одного сектора экономики имеет серьёзные недостатки. Однако при гармоническом сочетании рыночной и командной экономики часто можно наблюдать значительный экономический рост. В такой ситуации государство обеспечивает регулирование хозяйственной деятельности, а частный бизнес способствует росту экономической эффективности.

Читайте также: