Налоги в системе государственного регулирования предпринимательства

Опубликовано: 12.05.2024

Организация собственного бизнеса — непростая задача, требующая не только финансовых вложений, но и грамотного подхода к воплощению задуманного. Открывая свое дело, необходимо основательно продумать каждый шаг на пути к получению прибыли. И в первую очередь, следует разобраться, какую систему (вид) налогообложения лучше выбрать для ИП, как определить налоговые режимы, которые окажутся наиболее выгодными.

выбор налогообложения для ип при регистрации

Общие характеристики бизнес-сферы

Если произвести непредвзятую оценку нынешней предпринимательской среды, станет очевидным, что она не является особо востребованной сферой деятельности для бизнесменов. Согласно статистическим данным, порядка 3% граждан Российской Федерации даже в отдаленной перспективе не планируют получать статус индивидуального предпринимателя. А если обратиться к результатам социологических исследований, проводимых в 2018-2019 гг., можно убедиться, что число желающих открыть собственное дело снизилось на 2%.

На сегодняшний день ситуация только усугубляется. Все меньше людей интересуются возможностью организовать свой бизнес в сфере малого и среднего предпринимательства. Кроме того, 20% из тех, кто уже работает в этом качестве, не строят планов по расширению и формированию дополнительных рабочих мест. Данный показатель вдвое меньше, чем был представлен итогами 2018 г. Да, статистика действительно малообещающая, но с ней в любом случае столкнется каждый, кто захочет узнать, какие бывают виды налогов, формы и режим систем налогообложения для ИП.

Тем не менее не все так плохо. За последние два года около 35% нынешних бизнесменов зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей из-за роста безработицы и сопутствующих сложностей с трудоустройством. Однако основной отличительной чертой ведения частного дела является особенное отношение человека к собственному бизнесу. Воспринимать его нужно не в виде работы, а в роли призвания. С таким подходом развернутая деятельность сможет стать успешным предприятием, приносящим своему владельцу стабильный доход.

по какой системе налогообложения работают ип

Особенности

Открытие собственного бизнес-проекта в любом случае сопряжено с определенными проблемами. При осуществлении деятельности предприниматели сталкиваются не только с трудностями взаимоотношений с контрагентами, необходимостью выплачивать зарплату сотрудникам, переполненностью рынков сбыта, но и с сопутствующими налоговыми рисками.

Стоя перед выбором системы налогообложения при регистрации для ИП, в особенности, изучая, какие типы есть и что конкретно станет оптимальным вариантом, важно понимать — сложности неизбежны, но преодолимы. В этом плане частникам играет на руку возможность самостоятельно определять схему, по которой предстоит выплачивать налоги. Законодательством для этого выделены одна общая и несколько спецсистем.

Начиная с 2016 года частные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию, вправе осуществлять уплату по выбранному из утвержденных режимов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Поэтому к выбору предстоит подходить максимально ответственно.

Налоговое обложение для ИП: какие виды существуют, их условия

В соответствии с положением, прописанным в статье 227 НК РФ, частники обязаны самостоятельно рассчитывать сумму налогов на доходные средства физлиц от предпринимательства и платить в указанный срок. Но если бизнесмен-предприниматель по собственной инициативе переходит на упрощенку (упрощенную систему), по закону он больше не обязан уплачивать подоходный. В качестве исключения выступает единственная категория сборов, которая устанавливается на прибыль согласно 2, 4 и 5 пунктам ст. 224.

Частные предприниматели выплачивают государству утвержденную сумму неналоговых начислений за 12 месяцев. При этом непосредственный размер полученных доходов не имеет значения. База и объект обложения в данном случае также не определяется. При расчете величины взносов за основу берется стоимость страхового периода, равного году. В такой ситуации важно понимать, что задействование тарифов заниженного уровня и отсутствие проведения проплаты НДФЛ способны вызвать повышенный интерес со стороны проверяющих органов. Что вполне разумно, вдруг частник получает прибыль в больших объемах, а в государственную казну отчисляет недостаточно.

какой вид налога выбрать для ип

Если соответствием получаемых доходных средств и выплачиваемых налогов начинают интересоваться компетентные органы — самое время обратиться к налоговой оптимизации с помощью опытного юриста-налоговика. Только так удастся избежать конфликта и говорить при этом об экономической выгоде предприятия.

Для российской экономики такое понятие, как государственное регулирование малого бизнеса, еще мало известно, мало изучено и совсем не проверено на практике. Сегодня Правительство РФ только занимается планированием и разработкой мер по оказанию всесторонней помощи российскому предпринимателю. Предполагается, что именно эти меры смогут дать малому бизнесу окрепнуть.

Суть государственного регулирования

Ни одна из успешных мировых экономических систем не подразумевает того, что государство полностью пускает на самотек правоприобретательную деятельность своих субъектов хозяйствования и позволяет им работать, не определив систему управления основными бизнес-процессами.

Процессы, которые не обходятся без регулирования со стороны государства:

  • регистрация разных состояний бизнеса (открытие, ликвидация, изменение организационных форм и т. д.);
  • сбор налогов;
  • защита прав и интересов, возникающих у разных субъектов в процессе реализации предпринимателями своих прав на ведение хозяйственной деятельности.

Определяя пути регуляции бизнес-процессов, в которые включены представители малого бизнеса, правительство берет на себя обязанность оказывать содействие хозяевам небольших предпринимательских инициатив, поскольку они:

  • нуждаются в простых и понятных регистрационных процедурах, на выполнение которых не нужно тратить много средств и времени;
  • нуждаются в недорогих и качественных консультационных услугах;
  • в связи с маленькими оборотами не могут платить большие налоги и налоги, которые сложно администрируются;
  • не могут вести сложный финансовый учет;
  • нуждаются в дополнительных правовых рычагах, которые позволили бы мелким предприятиям быть представленными на всех рынках наравне с крупными и средними.

Решив эти проблемы небольших предприятий, государство может рассчитывать на то, что затраты на изготовление конечного продукта такими предприятиями будут минимизированы, что, в свою очередь, позволит наполнить потребительские рынки качественными товарами по приемлемой цене.

Так исторически сложилось, что снижение затрат на производство продукции – это единственный доступный российскому мелкому предпринимателю путь выхода на рынки с дешевым продуктом.

Законодательство

Действующий закон о малом бизнесе (ФЗ-209) представляет собой не только ряд декларативных норм, но и определяет порядок осуществления многих процедур, связанных с получением предпринимателями некоторых государственных преференций.

Критерии хозяйствующих субъектов, подпадающих под определение представителей малого бизнеса, установлены достаточно четкие:

  • по количеству работающих лиц – до ста человек;
  • по объему выручки – до 800 млн руб.

Если по отчетности предприятия нельзя определить его годовую выручку или ее получение не является основной целью деятельности юридического лица (например, некоммерческие организации), тогда для определения стоимости материальных средств, которыми владеет такое юридическое лицо, берется балансовая стоимость его основных и нематериальных активов. В данном случае такая стоимость тоже не должна превышать 800 млн руб.

Малые предприятия могут быть как казенными (государственными или муниципальными), так и полностью частными. Есть ряд ограничений по условиям организации и функционирования малых предприятий с государственным участием. Подробнее суть этих ограничений изложена в тексте ФЗ 209.

Законом определено, что, утверждая меры наибольшего благоприятствования небольшим предпринимательским начинаниям, государство ставит перед собой следующие задачи:

  • обеспечение роста количества малых предприятий;
  • утверждение правовых режимов, которые позволят создать здоровую конкурентную среду между всеми участниками рынка;
  • создание условий для прироста доли тех товаров и услуг, которые производятся небольшими субъектами предпринимательской деятельности.

Постановка перспективных задач подкреплена конкретными правовыми механизмами, которые прописаны в законах о малом бизнесе.

Меры по регулированию

Государственное регулирование деятельности малого бизнеса, направленное на решение поставленных в ФЗ-209 задач, осуществляется с использованием следующих механизмов:

  • создание специальных реестров, в которых отражены подробные сведения о представителях мелкого и среднего бизнеса;
  • наделение конкретных органов государственной и местной власти полномочиями в сфере оказания помощи небольшим предприятиям, а также определение форм взаимодействия разных уровней власти в вопросах содействия предпринимателям;
  • формирование инфраструктурных системных учреждений, которые бы проводили утвержденные государственные программы по содействию мелкому бизнесу (обучение, консультирование, защита интересов и т.д.);
  • организация выставочной работы и привлечение представителей мелкого предпринимательства к участию в выставках и конкурсах на всех уровнях;
  • имущественная и финансовая поддержка, которая реализовывается через систему федеральных и региональных адресных программ по предоставлению субъектам малого предпринимательства недорогих производственных помещений, финансовых ресурсов, грантов, дотаций и субсидий.

Для координации усилий государственных и муниципальных органов, а также для предоставления предпринимателям площадки, в рамках которой можно было бы обозначить свои планы, высказывать претензии, проводить исследования и принимать стратегические решения, ФЗ-209 определил правовую базу для создания Федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства в России.

Фактически в область ведения корпорации, которая сейчас находится в процессе становления, перейдут все вопросы, связанные с реализацией существующей государственной программы регулирования деятельности малых и средних предприятий.

Фонд помощи малому бизнесу: Видео

021515 1709 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на предпринимательскую деятельность экономических субъектов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства, Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лип);

в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль под качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. Тем не менее разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Таким образом, государство, выступая важнейшим субъектом предпринимательской деятельности, должно выступать гарантом эффективной и правовой деятельности предпринимательства в условиях рынка. Свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности государство выполняет, используя разнообразные методы и формы воздействия – административные, правые, фискальные. Деятельность государства в области регулирования предпринимательства базируются обширнейшей нормативно-правовой базе, начиная с Основного закона страны – Конституции и Федеральных законов и закачивая региональными правовым актами, регулирующими деятельность экономических субъектов на региональном уровне.

Следует понимать, что государственная политика в отношении предпринимательской деятельности может быть эффективной только при условии ее соответствия внутренней логике и мотивам развития самого предпринимательства. Она, эта политика, должна содействовать (по сути, в основном снимать препоны) саморазвитию бизнеса, реализации предпринимательского потенциала россиян.

Эти цели достижимы только при глубокой реформе самого государства, прежде всего исполнительной власти, серьезном перераспределении налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в пользу регионов и местного самоуправления, выращивании институтов, которые могут обеспечить косвенную селективную поддержку наиболее перспективных групп (молодежного, инновационного малого бизнеса) малых предприятий.

В заключении следует отметить, что уровень развития предпринимательства в нашей стране, как и уровень рыночной экономики, находится на своем начальном этапе. Лишь в последнее десять лет предпринимательство как экономическая деятельность стала заново зарождаться. Данный путь очень тернист и долог. Существующие на этом пути проблемы настоятельно требуют принять следующие неотложные меры с целью создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, которые могут быть сформулированы в следующих положениях: продолжение Налоговой реформы, базирующейся на действующем Налоговом кодекс РФ; оптимизация правого поля для бизнеса путем принятия соответствующих законодательных актов; разработка и реальное претворение в жизнь государственных программ по поддержке предпринимательства; снижение и оптимизации налоговой базы для предприятий малого и среднего бизнеса; ликвидация административно-чиновничего барьера на пути развития бизнеса; борьба с коррупцией и чиновничьем произволом; снижение излишнего государственно-разрешительного контроля за действием предпринимательства.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководитель собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный анализ и макроэкономический анализ, проводимые специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов консалтинговых организаций.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками среднесрочных или долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:



Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальных проблемных вопросов, касающихся государственного регулирования российского малого бизнеса. Рассмотрено понятие малого предпринимательства, его риски и преимущества перед другими видами экономической деятельности. Также внимание уделено законодательной базе, существующей в РФ на сегодняшний день; подробно освещены проблемы, связанные с ведением малого бизнеса.

Наверняка сегодня очень сложно представить себе такое государство в мире, где полностью отсутствует какая-либо частнопредпринимательская деятельность. Такая деятельность в современных торгово-денежных отношениях выступая одним из «локомотивов» мировой рыночной экономики, способствует стабильному и полноценному развитию общества и государства. От того, насколько высок уровень развития предпринимательства в стране, зависит ее конкурентоспособность на международной арене, общий экономический тонус.

Какой же вид экономической деятельности в России можно считать малым предпринимательством? Рассматриваемая в данной статье деятельность осуществляется, прежде всего, таким субъектом, чей юридический статус подходит либо под индивидуального предпринимателя, либо под малое предприятие (с определённой численностью работников, прибыли). Такая деятельность ведется субъектом от своего имени, он несет за нее личную ответственность, осуществляя ее на свой страх и риск. [1]

Основным фактором, определяющим экономическую деятельность малого предпринимателя, является доход от такой деятельности, т.е. здесь присутствует экономический интерес субъекта. Но такая деятельность не является бесконтрольной и неподотчетной и, соответственно, функция государства в регулировании предпринимательства заключается в том, чтобы часть полученных предпринимателем доходов изъять. Формами изъятия могут быть налоги, иные обязательные платежи, в соответствии с законом. Это делается с целью обеспечить экономические интересы государства и общества. Но если же интерес государства и общества не совпадают с интересами субъекта предпринимательской деятельности, то это приводит к довольно плачевным последствиям в экономике. Этим обусловлена первостепенная необходимость в учете экономических интересов предпринимателей.

Обратимся к существующей на сегодня в России действительности в сфере малого бизнеса. Очевидно, что на данный момент ситуация складывается довольно непростая: государство при осуществлении регулирования данного сектора экономики часто «переусердствует», применяя излишние ограничительные меры, но при этом какую-либо поддержку на развитие своего дела начинающему предпринимателю получить очень проблематично.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что именно сейчас мы наблюдаем недостаток подходов, применяемых государством при регулировании сферы малого бизнеса, что говорит о назревшей необходимости в поиске наиболее оптимальных вариантов решения имеющейся проблемы.

Поскольку предметом нашего рассмотрения является именно государственное регулирование малого предпринимательства, то далее речь будет идти исключительно о нем. Отметим, что множество стран мира (как развитых, так и с развивающейся экономикой), используют регулирование малого бизнеса со стороны государства. Это является причиной существенного прироста ВВП в экономику страны: от 50 до 90% в отдельных странах. [2] Главным и бесспорным преимуществом регулирования предпринимательства именно со стороны государства, является наличие четких гарантий для владельцев бизнеса по защите их вложений от возможных потерь, а также возможность свободно осуществлять управление созданной организацией. Ключевым преимуществом малого предпринимательства стоит, пожалуй, считать и быструю окупаемость бизнеса, т.е. прибыль будет получена значительно быстрее, чем от крупного предприятия.

Начиная собственную деятельность, предприниматель встречает на своем пути противоречие экономических интересов. Несмотря на то, что в России сейчас со стороны Правительства оказывается поддержка в виде льгот по кредитованию, упрощения процедуры регистрации, различных консультативных услуг субъектам, решившим начать свое дело, практически каждый предприниматель вынужден уже на начальном этапе своей деятельности неси непосильные расходы: высокие налоги, траты на реализацию выпускаемого продукта, зарплата работникам и пр. В совокупности, все перечисленные обстоятельства, в большей степени будут способствовать не тому, чтобы предприниматель стремился получить как можно больше прибыли, а тому, чтобы как можно меньше уплачивать всевозможных издержек. И здесь уже могут применяться все средства – в рамках закона, так и «в обход». В конечном итоге, дело может доходить до крайностей: получается, что само государство «подталкивает» предпринимателя нарушить закон, следовательно, многие из нарушителей несут предусмотренную законом ответственность, а это неминуемо приводит к стремительному сокращению числа субъектов, ведущих малый бизнес.

Если говорить о формах малого предпринимательства, то в России самой распространенной и доступной является индивидуальное предпринимательство, т.е. деятельность осуществляется гражданином (физическим лицом), без образования юридического лица. Такой вид деятельности получил широкое распространение даже несмотря на то, что вся ответственность за доходы, расходы, возможные убытки, полностью лежит на владельце бизнеса.

В последние годы правительством активно ведется работа по поиску новых возможностей и условий для создания целого слоя малого бизнеса в стране, однако пока что мы не можем говорить о результативности таких мер: ситуация с малым бизнесом в России далека от приемлемого уровня, который требуется для поддержки экономического сектора [5].

Однако, если анализировать ситуацию в большинстве развитых экономически странах (в основном, европейских), то здесь малый бизнес – неотъемлемая составляющая экономического сегмента: он способствует формированию конкурентоспособности, создает социально-экономические условия для занятости населения, сглаживая социальное расслоение в обществе [3].

Ярким примером положительной динамики малого бизнеса в Европе можно назвать Европейский Союз, государства которого имеют более 15 млн. предприятий в самых различных отраслях, кроме сельского хозяйства. Особенностью большинства предприятий Евросоюза является их малочисленность: это либо предприятия с единственным владельцем, либо с несколькими его родственниками. Численность работников на оставшихся предприятиях не превышает 10 человек. Именно за счет данных предприятий в странах Евросоюза обеспечивается 25% экономического оборота, а также третья часть рабочих мест. [4]

Велико значение предприятий малого бизнеса и в том, что небольшие сегменты рынка, благодаря им, начинают функционировать намного успешней. Кроме того, небольшое предприятие значительно легче адаптировать к новым условиям, изменениям в техническом прогрессе, легче внедрить инновационные разработки и технологии. А это, в свою очередь, позволяет «идти в ногу» не только со временем, но и со вкусами потребителя, подстраиваясь под его нужды, что дает малым предприятиям огромное преимущество над крупными, гораздо менее мобильными в этом плане [7].

Эффективность функционирования каждого предприятия напрямую зависит от того, насколько развиты необходимые базы его деятельности: правовая, техническая, финансовая и т.д. Это свидетельствует о важности формирования предпосылок в отечественной экономике, которые будут способствовать максимально полному и эффективному использованию тех преимуществ, которые несет в себе малый бизнес, а также устранению существующих пробелов и недостатков. Каковы же преимущества малого бизнеса? Рассмотрим их далее.

Во-первых, происходит формирование так называемого «среднего класса», за счет того, что число собственников производств растет (ранее уже нами было сказано о том, что каждый владелец малого бизнеса – собственник имущества малого предприятия, индивидуальный предприниматель). Кроме того, уменьшается разрыв между социальными слоями населения: происходит сглаживание в доходах граждан за счет возросшего числа населения, которое становится экономически активным.

Во-вторых, как следствие повышения экономической активности населения страны, сокращается число безработных граждан, т.е. во многих сферах создаются новые рабочие места (например, в сфере торговли, оказания услуг). Как следствие, повышается возможность самореализации личности: наиболее активные и способные могут себя попробовать как раз в малом бизнесе.

В-третьих, решается вопрос повышения квалификации работников: люди, не имеющие высшего образования (либо соответствующего образования по необходимой специальности), получают возможность самообучения и профессиональной подготовки непосредственно в процессе работы.

В-четвертых, на предприятиях малого бизнеса имеется реальная возможность внедрять определенные новшества в процесс производства, осваивать новые технологии, и, как следствие – легкое освоение новых ниш в предпринимательстве, там, где на начальных этапах отсутствует серьезная конкуренция, ведь очень часто крупнейшие компании просто «закрывают глаза» на какие-нибудь незначительные, по их мнению, отрасли, которые не могут принести серьезный доход.

В-пятых, развитие малых предприятий наилучшим образом способствует пресечению и уничтожению монополии того или иного производителя, что положительно влияет на поддержание конкуренции.

В-шестых, функционирование малого предприятия способно эффективно задействовать невостребованные ресурсы: материальные, природные и другие, с целью их дальнейшего эффективного использования в производстве.

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о безусловной важности малого бизнеса в экономике страны, ведь он работает сразу по многим направлениям: это и расширение производства, и быстрое внедрение новых технологий, и решение проблем с безработицей, а также минимизация затрат при расширении различных видов производств.

Но любая деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательства: и крупного, и среднего, и малого, обязательно нуждается в законодательном регулировании со стороны государства. В Российской Федерации ведущими нормативными актами, нормы которых регулируют предпринимательскую деятельность, в т.ч., и малый бизнес, являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон, принятый 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Положения настоящего Закона начали применяться с 1 января 2008 г., т.е. с момента его вступления в юридическую силу, а те из них, которые непосредственно затрагивают полномочия Правительства РФ в том, чтобы устанавливать пределы значений выручки и стоимости активов предприятия малого бизнеса, применяются с 1 января 2010 г. [6].

Вышеназванный закон регламентирует четкие критерии, в соответствии с которыми то или иное предприятие можно относить к малому, либо среднему или крупному бизнесу. Такими критериями являются: объем выручки от деятельности предприятия, которая исчисляется за отчетный период; также сюда входит балансовая стоимость активов, и численность штата организации. Размеры, которые не должны превышать названные показатели, устанавливает Правительство РФ.

Цели и основные принципы политики, проводимой государством в отношении развития субъектов малого бизнеса, закреплены в вышеупомянутом Федеральном законе. Закона также закрепляет поддержку данных субъектов. Она может быть выражена в форме проведения консультаций, предоставления финансовых субсидий, иногда предоставляется имущество для целей предпринимательства; также поддержка может быть информационной, инновационной, затрагивать такой важный аспект, как подготовка и переквалификация требуемых кадров и т.п.

Государство осуществляет свою политику в отношении субъектов малого предпринимательства через введение специальных режимов налогообложения (налоговых льгот), предоставление льгот по приватизации имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, налоговых деклараций.

Первое, что на наш взгляд, заслуживает особого внимания – это законодательная база, которая, увы, на сегодняшний день далека от совершенства и нестабильна. Сложность заключается в том, что правила, по которым предприятия должны осуществлять свою экономическую деятельность, слишком часто меняются, а предпринимателям довольно затруднительно практически непрерывно отслеживать законодательную базу с целью получения информации о свежей редакции законов и иных положений. Кроме того, постоянные изменения очень часто оказываются непродуманными, и, как следствие – не работают, что указывает на наличие пробелов в законодательстве. А те законы, которые уже вступили в силу, часто не выполняются на практике: так, например, не были до сих введены в действие налоговые льготы, предусмотренные для научных организаций, аспирантов и докторов наук.

Вторым, не менее губительным моментом, стоит считать то, что налоговая и финансовая системы в России на сегодня далеки от совершенства. Чрезмерно высокие ставки налогов, строгое ограничение перечня льгот, касающихся деятельности ИП. Такое положение дел приводит к тому, что даже законно начавшие свою деятельность субъекта малого предпринимательства вынуждены искать всевозможные способы уклониться от уплаты налогов. Относительно финансовой и кредитной сфер, также имеются существенные недоработки: так, Положение о Федеральном Фонде поддержки малого предпринимательства устанавливает правила для целевого использования денежных средств: т.е. они должны использоваться исключительно для финансирования и кредитования Федеральной программы, а также отдельных программ малого предпринимательства. Но по итогам проведенных проверок установлена весьма низкая эффективность от использования выделенных средств: отсутствовал четкий, регламентированный законодательством, порядок их расходования, что приводило очень часто к их нецелевому использованию.

И, наконец, третьим проблемным аспектом, является то, что в настоящее время в России нет четко налаженной системы поддержки малого предпринимательства со стороны государства и общества.

Но и вышеперечисленный список существующих проблем – далеко не полный. Возникновение сложностей, препятствий начинается еще на стадии организации (создания) субъекта малого бизнеса. Среди самых актуальных большинство предпринимателей выделяют следующие проблемы:
- невозможность найти свободную, неконкурентную нишу на рынке;
- довольно узкие возможности для поиска партнеров по бизнесу: как правило, редко кто хочет рисковать;
- отсутствие или довольно скромный стартовый капитал;
- возникновение трудностей в процессе регистрации субъекта предпринимательства и его постановки на учет в налоговых органах.

В заключение отметим, что существование малого бизнеса в России сильно осложняет слабая государственная поддержка. А для того, чтобы успешно развиваться в экономическом плане, государство должно заботиться об источниках, пополняющих его экономику. Таким образом, для решения многих проблем, связанных с организацией малого предпринимательства в РФ, в первую очередь, необходимо сделать максимально доступной для граждан организацию своей собственной деятельности. И на сегодня разработка и принятие мер по эффективному регулированию малого бизнеса – важный приоритет государства.

Список литературы
1. Босчаева, З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З.Н. Босчаева. - М.: Экономика, 2012. - 254 c.
2. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе : учебник для бакалавров / Л. П. Гаврилов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 372 с.
3. Иванова, Р. М. История российского предпринимательства : учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. М. Иванова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с.
4. Инновационное предпринимательство : учебник и практикум для СПО / В. Я. Горфинкель [и др.] ; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 523 с.
5. Казакевич, Т. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса : учеб. пособие для вузов / Т. А. Казакевич. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 185 с.
6. Каменнова, М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 282 с.
7. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности : учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Е. Е. Кузьмина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 417 с.
8. Сергеев, А.П. Основы бизнеса (предпринимательства) (для бакалавров) / А.П. Сергеев. - М.: КноРус, 2013. - 440 c.

021515 1709 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на предпринимательскую деятельность экономических субъектов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства, Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лип);

в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль под качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. Тем не менее разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Таким образом, государство, выступая важнейшим субъектом предпринимательской деятельности, должно выступать гарантом эффективной и правовой деятельности предпринимательства в условиях рынка. Свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности государство выполняет, используя разнообразные методы и формы воздействия – административные, правые, фискальные. Деятельность государства в области регулирования предпринимательства базируются обширнейшей нормативно-правовой базе, начиная с Основного закона страны – Конституции и Федеральных законов и закачивая региональными правовым актами, регулирующими деятельность экономических субъектов на региональном уровне.

Следует понимать, что государственная политика в отношении предпринимательской деятельности может быть эффективной только при условии ее соответствия внутренней логике и мотивам развития самого предпринимательства. Она, эта политика, должна содействовать (по сути, в основном снимать препоны) саморазвитию бизнеса, реализации предпринимательского потенциала россиян.

Эти цели достижимы только при глубокой реформе самого государства, прежде всего исполнительной власти, серьезном перераспределении налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в пользу регионов и местного самоуправления, выращивании институтов, которые могут обеспечить косвенную селективную поддержку наиболее перспективных групп (молодежного, инновационного малого бизнеса) малых предприятий.

В заключении следует отметить, что уровень развития предпринимательства в нашей стране, как и уровень рыночной экономики, находится на своем начальном этапе. Лишь в последнее десять лет предпринимательство как экономическая деятельность стала заново зарождаться. Данный путь очень тернист и долог. Существующие на этом пути проблемы настоятельно требуют принять следующие неотложные меры с целью создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, которые могут быть сформулированы в следующих положениях: продолжение Налоговой реформы, базирующейся на действующем Налоговом кодекс РФ; оптимизация правого поля для бизнеса путем принятия соответствующих законодательных актов; разработка и реальное претворение в жизнь государственных программ по поддержке предпринимательства; снижение и оптимизации налоговой базы для предприятий малого и среднего бизнеса; ликвидация административно-чиновничего барьера на пути развития бизнеса; борьба с коррупцией и чиновничьем произволом; снижение излишнего государственно-разрешительного контроля за действием предпринимательства.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководитель собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный анализ и макроэкономический анализ, проводимые специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов консалтинговых организаций.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками среднесрочных или долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:

Читайте также: