Налоги в системе государственного регулирования экономики неоклассическое

Опубликовано: 07.05.2024

неоклассическая школа в теории налогов

Неоклассическая школа в теории налогов отводила государству ограниченную роль в регулировании экономики, считая именно кредитно-денежную политику центрального банка (а не налогово-бюджетную политику государства как у Кейнса) эффективным механизмом экономического равновесия и перераспределения национального дохода. В рамках неоклассической школы получили развитие монетаризм (его идеолог М. Фридман, профессор Чикагского университета считал, что с помощью налогов следует изымать лишнее количество денег из обращения) и теория экономики предложения. Сторонники этой теории выступают за снижение налоговых ставок, отказ от прогрессивного налогообложения, что должно привести к увеличению доходов хозяйствующих субъектов, росту сбережений и инвестиционной активности. В результате увеличивается производство общественного продукта, а вслед за ним растут и налоговые поступления в бюджетную систему.

Экономика предложения возникла на рубеже 70-х и 80-х годов ХХ в. усилиями американских ученых, в числе которых Артур Лаффер, исследовавший взаимосвязи ставки налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет страны.

Дж. М. Кейнс напротив определяющим фактором экономического равновесия считал спрос, увеличение которого следует стимулировать притоком инвестиций путем соответствующей налогово-бюджетной политики и денежно-кредитной политики (в части нормы процента). Учение Кейнса, таким образом, в отличие от экономики предложения ориентировалось на повышение роли государства в системе регулирования экономики.

Неокейнсианцы в лице английских экономистов И. Фишера и Н. Калдора рассматривают налоги как инструмент изъятия средств из потребления, обеспечения роста сбережений и инвестиций. Увеличение налогов на потребление по мнению ученых нацелено на создание механизма стимулирования сбережений и инвестиций.

В современном мире в налоговой системе демократических государств реализуются в основном неоклассические постулаты налогообложения с различными вариациями, учитывающими состояние национальной экономики, уровень народного благосостояния, сбалансированность доходов и расходов государства.

Теория налогообложения, теория экономического предложения , развитая в начале 80-х гг. в США М. Уэйденбаумом, А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лэффером, руководствовалась главной идеей, заключающейся в радикальном сокращении налоговых ставок и понижении тем самым прогрессивности налогообложения, установлении оптимальной границы обложения. Наглядно эта идея представлена Лэффера кривой: рост налоговых ставок поддерживает рост налоговых поступлений лишь до определенного предела, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Когда налоговая ставка достигает определенного уровня, подавляется предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики. И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики, доходы государства увеличиваются за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени. Теория монетаризма , разработанная американским экономистом М. Фридменом (р. 1912), приверженцем идеи свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. Делается также ставка на снижение налогов. Сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой, по мнению монетаристов, позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия. Основная идея неоклассической теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, представлявшие собой синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории. В неокейнсианской теории значительное место отведено налоговым проблемам. Так, английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделять объекты налогообложения по отношению к потреблению (и предлагая облагать в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта) и сбережению (предлагая при этом ограничиваться лишь ставкой процента по вкладу). В результате возникла идея налога на потребление, который являлся одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Считается, что не фиксированный налоге продаж, а налог на потребление, вводимый по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами. В настоящее время не существует какой-либо одной «истинно верной» теории экономического регулирования; есть взаимодействие трех основных концепций: кейнсианство с различными вариациями, теория экономического предложения и монетаризм. Зарубежные налоговые теории отличаются конкретным, прикладным характером, так как положения, разрабатываемые ими, традиционно являются основой фискальной политики и финансового законодательства развитых государств. Теоретические споры ведутся не столько по вопросу о сущности налогов как экономические категории, объективное существование и необходимость которых сомнению не подвергаются, сколько об их роли в экономике. В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и, в основном, затрагивала проблему сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, А. Тривус, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых являются неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки. Однако после революции общепризнанная теория налогов по политическим причинам была подвергнута сильному искажению, что отбросило развитие отечеств, науки на много лет назад. В настоящее время дискуссии о принципах построения налоговой системы стали возрождаться. Они идут по разным направлениям: изучение экономического наследия о налогах, определение места и роли налогов в государственном регулировании экономики, взаимодействие налогов с другими финансовыми рычагами, экономико-математическое моделирование налоговых систем.

Теории неоклассического возрождения

В середине 70-х гг. XX ст. возникли и получили широкое распространение новые теории, предлагавшие свои, отличные от кейнсианских и монетаристских, версии установления экономического равновесия и влияния государства на экономические процессы. В историю экономической науки они вошли под названием "неоклассического возрождения". К ним относятся экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий и неоклассический синтез. Одним из устоев теоретической платформы консервативной экономической политики является экономическая теория предложения, возникшая в середине 70-х гг. в США как практическая концепция, призванная дать ответ на конкретные вопросы экономической жизни и противостоящая академическим теориям, показавшим свою ограниченность. Основателями и пропагандистами данной теории были американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель и М. Фельдстайн. Своим названием эта школа обязана стремлению ее теоретиков противопоставить теоретической системе Кейнса, именуемой ими "экономикой спроса", свою теорию, центральным звеном которой является предложение ресурсов. Следовательно, эта теория предполагает возврат к отвергнутым кейнсианцами неоклассическим принципам. Но фактически она представляет собой приложение основных принципов неоклассики к анализу макроэкономических проблем.

Концепция экономики предложения предполагает пересмотр кейнсианских представлений по трем основным направлениям:

а) причины безработицы,

б) отношение к сбережениям,

в) место и роль государства в экономике.

По первой из названных проблем сторонники экономики предложения отрицают теорию недостаточности эффективного спроса в качестве источника безработицы. Они рекомендуют снижать ее уровень не через стимулирования спроса, что, по их мнению, ведет к инфляции, а через относительное понижение заработной платы. Рост безработицы, полагают они, обеспечит повышение дисциплины труда и умерит требования профсоюзов о повышении заработной платы. По второй проблеме, возражая кейнсианцам, отрицательно относившимся к сбережениям как к фактору, тормозящему рост спроса и препятствующему расширение производства, сторонники экономики предложения рассматривают сбережения как главный источник накопления капитала и выступают за их увеличение. Наконец, по третьей проблеме теоретики экономики предложения выдвигают требование ограничения деятельности государства в экономической сфере и поощрения свободы функционирования частного сектора. Однако у теории экономики предложения есть важная особенность: она не является полным противником государственного регулирования экономики. Более того, многие ее сторонники призывают уделить больше внимания теоретическому обоснованию места и роли государства в экономике. В тоже время они стремятся во-первых, обосновать существенное ограничение масштабов государственного вмешательства в экономику и социальную жизнь, во-вторых, выдвигают такую программу регулирования, которая должна переориентировать воздействие государства со спроса предложение ресурсов. В этих целях они предлагают активно использовать два основных инструмента макроэкономической политики - кредитно-денежное регулирование и бюджет. С точки зрения экономики предложения главная цель экономической политики состоит в повышении долговременных темпов роста экономики без инфляции. Для этого в качестве долгосрочного и безинфляционного экономического роста предлагается использовать такую форму бюджетной политики как сокращение налогов. В этом сторонники данной теории видят главную пружину экономической экспансии, нацеленной на поощрение роста сбережений и на этой основе – роста капиталовложений и производства в целом. Кроме того, снижение налогов, наряду с сокращением социальных пособий, должно, по их мнению, стать побудительной причиной для роста занятости людей. Основная задача экономической политики теоретиками экономики предложения формулируется как определение оптимальных ставок налогообложения, а также налоговых льгот и выплат. Таким образом, основным в теории экономики предложения являются возражения манипулятивной фискальной политике государства, которая, по мнению ее сторонников, отрицательно влияет на деловую активность, поскольку не стимулирует накоплений и инвестиций. Кроме того, она якобы обусловливает нерациональное распределение факторов производства, становится причиной скрытия доходов и в конечном итоге приводит к возникновению теневой экономики. Представители школы экономики предложения, защищая принципы свободного предпринимательства, подняли проблему налогообложения до уровня конкретной экономической политики, обосновывая свои выводы эконометрическими моделями и программами дальнейшего развития экономики. Одним из самых молодых направлений современной экономической теории является концепция рациональных ожиданий, которая получила широкое распространение для построения экономических моделей лишь в 70-е годы прошедшего столетия. Ее виднейшими представителями являются Р. Лукас, Дж. Мут, Т. Сардент и Н. Уоллес /США/. Поскольку эта теория полностью разделяет ряд теоретических положений классической политэкономии ее вторым названием является "новая классическая макроэкономика". Ожидания - это психологическая категория, широко используемая в экономических теориях, относящихся к различным направлениям политической экономии. Ее обычно трактуют как предположения или прогнозы, вытекающие из субъективных мнений хозяйствующих субъектов.

Существуют два подхода к оценке ожиданий: "адаптивные ожидания" и "рациональные ожидания". "Адаптивные ожидания" - это ожидания, опирающиеся на опыт, знание последствий определенных экономических действий, учет прежних ошибок. На этой основе фирмы приспосабливаются к экономическим ситуациям, вырабатывают стратегию поведения. "Рациональные ожидания" базируются на научных прогнозах, которые учитывают функционирование реальных экономических моделей, влияние правительственных решений на макроэкономические показатели, последствия конкретной экономической политики. Одна из центральных идей теории "рациональных ожиданий" состоит в том, что экономические агенты, используя имеющуюся у них информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать самостоятельные решения. Другим основным положением данной теории является идея о том, что рынки товаров и факторов производства являются высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения, в результате чего цены на товары и ресурсы изменяются.Подобная реакция экономических агентов сводит на нет результаты дискретной, стабилизационной политики. Однако они могут принимать неверные решения из-за неадекватной оценки имеющейся информации. Неверная оценка может иметь местом в том случае, когда правительством принимаются неожиданные решения, влияющие на переменные, участвующие в определении совокупного спроса и предложения. Поэтому правительство должно отказаться от конъюнктурной антициклической политики, которая не в состоянии обеспечить длительное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений хозяйствующими субъектами при наличии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь. Не отрицая полностью необходимости участия государства в экономических процессах, сторонники теории "рациональных ожиданий" считают неэффективной любую экономическую политику, как кейнсианскую, так и монетаристскую. Они считают, что для обеспечения общего равновесия необходимо первоначально изменить способ экономического мышления. Они выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми могли бы принимать решение и правительство, и экономические агенты. Это должно обеспечить предсказуемость действий правительства и правильную оценку информации и производителями и потребителями в рыночном хозяйстве. Правительство, вместо решения сиюминутных проблем, должно сосредоточить внимание на долгосрочной экономической политике, структурных условиях общего экономического равновесия.

Обобщающий вывод новой классической макроэкономики формулируется следующим образом: результаты экономической политики во многом определяются субъективными ожиданиями и оценками экономических агентов, на которые можно влиять не только с помощью экономических действий.

Последователями А. Смита стали представители неоклассического направления (приставка НЕО - новый - появилась в результате маржинали- стской революции в экономической теории).

Создание неоклассического направления связано с исследованиями английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924), профессора политэкономии Кембриджского университета, основные научные воззрения которого изложены в книге «Принципы экономикс».

Неоклассическая школа, как и классическая, не отражает необходи-мость государственного воздействия на экономику. Эта необходимость объясняется тем, что деятельность фирмы ограничена «в экономическом пространстве», поэтому фирма не может быть доминирующей силой, она нуждается в созданных государством благоприятных условиях для ее экономических свобод. В условиях соблюдения политических прав, принципа равенства перед законом государство выступает в роли вспомогательного инструмента в реализации предпочтений рядовых граждан.

Государство, во-первых, должно функционировать только в тех сферах, которые вне пределов досягаемости рынка, стоять над экономической деятельностью отдельной коммерческой фирмы, подчиненной власти рын- ка и потребителю.

Подобный подход особенно наглядно, четко показан в книге немецкого экономиста, предшественника маржинализма Иоганна Генриха фон Тюне- на (1783-1850) «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике» (1826). Его книга воспринималась как руководство по рациональному ведению сельского хозяйства, разви-вающееся в условиях «изолированного государства». Изолированное государство с неизбежностью выступает как нечто «вспомогательное» в упрощенной модели И.Г.

Неоклассиков не интересуют вопросы социального развития, исторический аспект анализа. Свою задачу они видят в том, чтобы исследовать, как «экономический человек», фирма, хозяйство будут действовать при неизменных социальных и долговременно устойчивых условиях. Главным мотивом действия человека они считают собственный (эгоистический) интерес. Экономика по-прежнему рассматривается как равновесная и относительно гармоничная система, в которой компетентный эгоизм всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества. В таком случае всякое вмешательство государства в действиях рыночных сил наносит им огромный ущерб, затрудняя достижение индивидуумом, а следовательно, и всем обществом своего оптимума (отметим, что речь идет лишь об условиях свободной конкурен-ции).

Прямое государственное вмешательство в экономику трактуется неоклассиками как разрушение способности рыночной системы к саморегулированию. Возможная степень отступления от этого жесткого принципа понимается различными представителями рассматриваемого направления по-разному. Это зависит от научных взглядов ученого. Поэтому в разное время и в разных условиях видные экономисты неоклассического направления предлагали и конкретные меры государственного регулирования рыночной экономики и в настоящее время все они согласились на таких направлениях государственной деятельности: роль государства должна заключаться в охране закона и порядка; в защите прав собственности; под- держании конкуренции; обеспечении здорового, неинфляционного денеж-ного обращения; осуществлении налоговой политики, стимулирующей предпринимательство.

Существенный вклад в развитие неоклассической теории, главным образом в исследование взаимодействия рынка и государства в экономике, внесли работы 30-х годов немецкого экономиста В. Ойкена, создавшего своеобразный вариант неоклассической теории.

Наиболее эффективное использование преимуществ рыночного хозяйства, отмечал он, - это «полная конкуренция». Однако при всех достоинствах рыночной экономики она обладает и существенным недостатком: сво-бодная конкуренция при стихийном развитии порождает монополию и олигополию. По этой причине культивирование и защита конкуренции, подчеркивал Ойкен, являются главной задачей экономической политики государства. При этом немецкий ученый резко возражал против попыток своих многих коллег определить возможные масштабы государственного вмешательства в экономику. Больше или меньше государственности - при таком подходе, на его взгляд, исчезает сама проблема. Речь идет не о коли-чественной, а о качественной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной техники, крупных городов и скопления людских масс пускать на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процес-сом. Это значит, что государство не планирует и не регулирует экономические процессы, но государство необходимо для формирования элементов экономического порядка, среди коих особое значение имеет установление правовых рамок.

Во второй половине столетия неоклассические взгляды особенно активно развивали ученые Чикагского университета США. Здесь создалась своеобразная школа экономистов - сторонников либеральной экономики и либеральных методов государственной экономической политики. Обращаясь к особо значимой для приверженцев этого направления проблеме защиты конкуренции, чикагские профессора предложили своеобразные кон-цепции конкуренции и монополии, обосновывая идею о наличии «эффекта конкуренции» на любом по структуре рынке (чистой и монополистической конкуренции, олигополии и др.).

Чикагский профессор М. Фридмен, опираясь на свою теорию денег, предложил программу преодоления инфляции. Его теория вошла в исто-рию экономической науки под названием «монетаризм».

В основе концепции Фридмена лежит так называемая количественная теория денег, популярная в неоконсервативной модели у экономистов- неоклассиков еще с начала века. Согласно ей денежная масса, находящаяся в обращении, как известно, оказывает непосредственное влияние на уро-вень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом, а через нее - и хозяйственными процессами, в частности они оказывают значительное влияние на объем производства и занятость.

М. Фридмен жестко отстаивал идею об исключительном значении ста-бильности, устойчивости денег для нормального функционирования экономики. Отклонение от этого правила означает распад всех механизмов, с помощью которых части рыночной экономики образуют единое целое, убеждал он. Стабильный рост запаса денег обеспечивает - с определенным лагом - стабильный рост производства. Отсюда «денежное правило»: государство, Центральный банк обязаны поддерживать устойчивость при-роста денежного запаса, независимо от циклического движения хозяйст-венной конъюнктуры. (Это утверждение прямо противоречит кейнсиан- ским постулатам о прямой пропорциональной зависимости).

Правительствам Фридмен предложил следующую программу преодоления инфляции:

отказ от циклического регулирования количества денег в обращении. Строжайший контроль со стороны центрального правительства за де-нежной массой, не допускающий ее роста более чем на 3-5% в год;

установление (в целях приостановления роста инфляции) высокого банковского процента;

прекращение роста заработной платы (поскольку это ценообразую- щий фактор), для чего следует сохранить безработицу на достаточно высоком уровне.

Предложения монетаристов были высоко оценены правительствами многих стран в период острейшего мирового кризиса 70-х годов, сопровождавшегося неуправляемой, галопирующей инфляцией.

Первыми использовали предложения монетаристов правительства США и Великобритании.

Правительства США и Великобритании стремились также, следуя монетаристской концепции, снизить темпы роста денежной массы путем установления высокого банковского процента. В результате удалось замедлить этот темп. Однако процентные ставки, достигшие в начале 80-х годов очень высоких размеров, вызвали, например, в США, недовольство фермеров, мелких и средних капиталистов. Эта мера не стала популярной и потому, что препятствовала росту деловой активности. В то же время осуще-ствление политики доходов, прежде всего ограничение роста заработной платы (как ценообразующий фактор заработная плата влияет на издержки производства, и происходит согласно неоклассической теории «инфляция издержек») как будто бы приносило позитивные результаты. Гиперинфляция 1970-х - начала 80-х годов бала подавлена. А «денежное правило» М. Фридмена - не допускать прироста денежной массы более чем на 3-5% в год - легло в основу политики международных валютно-финансовых организаций нашего времени. Кредо для денежной политики правительств конца ХХ столетия монетаризм определил как стабильность.

В 70-80-х годах еще одна неоклассическая теория нашла применение на практике государственного регулирования экономики. Ее создателями были американские экономисты А. Лаффер и Дж. Гильдер. Изучая воз-можные зависимости между различными сторонами государственной экономической политики (фискальные, денежные мероприятия, регулирование занятости, заработной платы и др.), они стремились отыскать пути вы-хода из стагнации производства, характерной для тяжелейшего экономического кризиса 70-х годов. Следует обратить внимание на то, что неоклассическое направление выступало господствующим в мировой экономической мысли еще до 30-х гг.

Во-первых, А. Пигу, изучая статичную модель рыночного хозяйства, приходит к выводу: несмотря на высокую эффективность, рыночный механизм не всегда обеспечивает оптимальное использование ресурсов. Среди главных причин несовершенства рынка Пигу называет монополизацию экономики, вызывающую рост крупного производства с последующим установлением контроля над рынком.

Монополия и монополистическая конкуренция через механизм роста цен, сдерживая капиталовложения в производство, снижает уровень на-ционального дохода. В силу этих обстоятельств, считает Пигу, возникает необходимость вмешательства государства в экономику с целью ограничения монополистической силы.

Во-вторых, несовершенства рынка являются следствием его подвер-женности внешнему влиянию в виде внешних эффектов (речь идет о по-ложительных или отрицательных эффектах деятельности отдельных фирм, лиц, не включаемых в издержки производства, но влияющих на других членов общества). И только государство располагает возможностью (через налоги, субсидии) в централизованном порядке компенсировать экономические последствия внешних эффектов. В случае же возникновения моно-полий, полагал Пигу, подобные меры уже неэффективны. Определенную положительную роль играет также государственное предпринимательство. «Государственное предпринимательство необходимо потому, что без него монополистический (или частично монополистический) концерн способен взвинтить цены и поставить тем самым развитие отрасли под свой кон- троль .

В-третьих, А. Пигу объявляет, что рыночная конкуренция не в силах обеспечить оптимум общественного благосостояния (его показатель - «все то, что люди покупают на свои денежные доходы»). Для решения этой задачи государство должно перераспределять национальный доход, так как он распределен неравномерно и поэтому нуждается в воздействии извне. Государству полезно также регулировать цены, использовать субсидии для нужд граждан, прогрессивную систему налогообложения.

И несмотря на то, что Пигу в целом оставался на неоклассической позиции, он:

а) положил начало теории перераспределения национального дохода;

б) выдвинул проблему сочетания экономических частных и общественных интересов.

В 70-80-е гг. ХХ в. вследствие чрезмерного государственного регулирования в предшествующие десятилетия позиции неоклассической школы вновь окрепли.

Последующее развитие теоретических взглядов неоклассиков на экономическую роль государства идет в русле классических традиций и во многом осуществляется на основе устоявшихся принципов.

Достоинства и недостатки экономических систем

Деятельность государства в экономической сфере меняется в ходе развития общества. С усложнением хозяйственных связей более активно стало развиваться и государственное регулирование в экономической сфере. Весь процесс регулирование экономики преследует дну важную цель – повышение уровня благополучие населения государства.
Вмешательство государства в экономические вопросы абсолютно оправдано, ведь оно направлено на решение определенных задач:

  1. Стимулирует экономический рост;
  2. Обеспечение баланса между всеми макроэкономическими показателями. Сюда относится контроль экспорта и импорта и в общем всей внешнеэкономической деятельности;
  3. Контроль показателей инфляции, обеспечение устойчивого положения национальной валюты;
  4. Обеспечение максимальной занятости среди трудоспособного населения;
  5. Поддержка прогрессивной деятельности в регионах и разных отраслях.

Национальная экономика любого государства является сложной многоуровневой системой, которой характерны свои особенности и черты. Любая экономическая система – это комплекс всех процессов в макро- и микроэкономике. Основой экономической системы являются свойственные каждому государству формы собственности, ресурсы, направления хозяйствования, способы регулирования хозяйственной деятельности и т.д.

Эти особенности лежать в основе экономических моделей. Выделяют такие основные модели:

  • Модель чистого капитализма (рыночная экономика в чистом виде);
  • Модель административной (командной) экономики;
  • Традиционная модель;
  • Модель смешанной экономики.

Для модели чистого капитализма характерно наличие частной собственности и права ею распоряжаться, а также наличие собственной свободы для субъектов экономической деятельности. Если присутствует рынок свободной конкуренции, то все вопросы, касаемо регулирования, решаются только через него и ценовую политику. Для современной рыночной экономики характерно активное вмешательство со стороны государства.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К чертам командно-административной экономики относятся:

  • Право общественной собственности на все экономические ресурсы;
  • Присутствие адресного планирования;
  • Централизованное перераспределение экономических ресурсов и капиталовложений;
  • Почти полное отсутствие самостоятельных организаций и предприятий.

Эти все факторы в комплексе приводят к неэффективности функционирования данной модели экономики. Кроме этого на отсутствие положительных показателей влияет отсутствие навыков оперативно адаптироваться к изменениям в экономической сфере и отсутствие развитие технологий. Примером экономики такой модели служит экономика СССР.

Методы ГРЭ и ее формы

Состоит ГРЭ из инструментов управления, способов этого управления, его организации и законодательной базы.

В общем, государственное регулирование представлено такими основными элементами:

  • Социально-экономической составляющей регулирования;
  • Методологической основы регулирования;
  • Организационных аспектов ГРЭ.

Государственная экономическая система является совокупностью отношений в социально-экономической и технико-экономической сферах. Организационный аспект подразумевает взаимное единство в сфере технико-экономических отношений. Проявляется оно в процессе управления сферами и отраслями национального хозяйства. Методологической основой являются принципы, формы и методы, которые задействованы при регулировании и непосредственно инструмент регулирования.

Воздействие государственного субъекта на объект и общие направления этого воздействия называются формой государственного регулирования. Метод – это вариант познания, трансформации объекта, в процессе которого применяются определенные правила и принципы, которые актуальны для процесса регулирования. Методы регулирования напрямую зависят от форм регулирования.


Формы ГРЭ разделяются:

  1. Финансово-кредитная форма
    • Бюджетно-налоговая форма;
    • Кредитно-денежная форма;
  2. Законодательная (правовая) форма;
  3. Административная форма
    • Административно-экономическая форма;
    • Организационно – административная форма.

Все эти формы могут существовать как самостоятельно, так и во взаимодействии. Выбор применяемой формы зависит не только от положения дел в экономике, а и от общественного стоя, основных целей и задач, которые оно преследует на всех этапах своего развития. Наибольшее предпочтение, преимущественно, предоставляется правовой форме регулирования. Ими государственный и общественный строй, обязанности и права хозяйствующих субъектов формируется под действием определенных законом и связанных с их разработкой механизмов.

К инструментам бюджетно-налоговой формы ГРЭ относятся все расходы государства, акцизы и пошлины, субсидии, налоги, льготы. Их применяют соответствующие органы при стимуляции или сдерживании активности в макроэкономике, а также для соблюдения баланса между спросом и предложением. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная формы находятся в тесной взаимосвязи и включают денежную эмиссию, процесс регуляции ключевой ставки, манипуляции с ценными бумагами государства.

Глобализация и интернационализация в экономике стали причиной повышения роли валютно-финансовой деятельности в процессах ГРЭ. Некоторые исследователи выделяют ее в отдельную сферу. Часто ее относят к экономическим методам регулирования, которые идут в комплексе с административными. Инструментами последней выступают планирование, создание нормативной базы, финансирование и ценообразование.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Объекты и субъекты ГРЭ

Субъекты хозяйствование являются и представителями, и исполнителями хозяйственных интересов. Они же выступают субъектами в хозяйственном регулировании. Между всеми субъектами государственного регулирования существует тесная взаимосвязь (прямая и обратная). Прямая связь реализуется с помощью средств массовой информации, также проявляется в советах и консультациях, судовых исках, преобразование личных интересов в экономике в общенациональные. Прямая связь между субъектами ГРЭ также проявляется путем согласование и коррекцию приватных интересов с интересами разных социальных групп.

Обратной связью называется взаимодействие между представителями государства и государственными органами с субъектами хозяйствования называется обратной связью. Проявляется эта связь, в основном, в эффективном государственном регулировании и поддержке политики, которую реализует государство через союзы и ассоциации. Очень хорошо заметна обратная связь при высоких показателях в социальной и экономической сферах.

К объектам государственного регулирования относится условия экономического и социального функционирования государства, регионы, отрасли, сферы, в которых это проявляется. К объектам относятся:

  • Циклы экономики;
  • Региональные хозяйственные структуры и отрасли;
  • Уровень занятости населения;
  • Платежеспособность государства и внешние связи;
  • Цены, их уровень и оправданность;
  • Достижения научно-технического прогресса;
  • Условия для создания и накопления капитала, конкуренция на рынке.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

417 980 оценок star
star
star
star
star

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие «встроенных стабилизаторов» объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), который называется сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле:


,

где МРС – предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

МР налогов = МРг – 1.

Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:

МР налогов = МРС (1 – МРС).

Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.

Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.

Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.

Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Читайте также: