Налоги в лесном секторе

Опубликовано: 06.05.2024


Федеральные налоги и сборы (1) налог на добавленную стоимость (2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья (3) налог на прибыль (доход) организаций (4) налог на доходы от капитала (5) налог на доходы физических лиц (6) единый социальный налог (взнос) (7) государственная пошлина (8) таможенная пошлина и таможенные сборы (9) налог на пользование недрами (10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (13) лесной налог (14) водный налог (15) экологический налог (16) федеральные лицензионные сборы. [c.112]


Лесной налог представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающих лесные подати и арендную плату за сданный участок лесного фонда в аренду. Лесной налог (доход) носит рентный характер, что объясняется естественным различием лесорастительных и транспортных условий в лесном хозяйстве. Будучи доходным источником бюджета, лесной доход призван покрыть расходы государства на воспроизводство древесины. [c.127]

Единый сельскохозяйственный налог заменяет уплату большинства налогов и сборов, предусмотренных ст. 13, 14 и 15 первой части НК РФ, а именно налог на прибыль организаций, ЕСН, за исключением отчислений в пенсионный фонд налог на добычу полезных ископаемых налоги, служащие источниками образования дорожных фондов плата за пользование водными объектами налог на имущество предприятий налог с продаж в случае введения его регионами земельный налог целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образовательных учреждений и другие цели сбор за право использования местной символики налог на рекламу лесной налог и др. [c.245]

Единый сельскохозяйственный налог заменяет уплату налога на прибыль организаций, единого социального налога, за исключением отчислений в пенсионный фонд налога на добычу полезных ископаемых налогов, служащих источниками образования дорожных фондов плату за пользование водными объектами налога на имущество предприятий налога с продаж в случае введения его регионами земельного налога целевых сборов на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образовательных учреждений и другие цели сбора за право использования местной символики налога на рекламу лесного налога и др. [c.264]


При этом для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов несравненно меньше, чем это предусмотрено в Кодексе, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами", лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах, уплачиваемых физическими лицами. Установленный в Кодексе перечень налогов содержит и альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия получают возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по новым скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов, который возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи. [c.11]

Регулирующими доходами для местных бюджетов являлись налог с оборота, подоходный налог с колхозов, потребительской кооперации и общественных организаций, лесной налог, налоги с населения (подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР). В исключительных случаях, если общей суммы закрепленных и всех регулирующих доходов, поступающих на данной территории, для покрытия расходов местных бюджетов было недостаточно, предусматривалось предоставление средств из вышестоящего бюджета в виде дотации. [c.267]

Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т. д. [c.232]

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. К ним относятся налог на имущество предприятий, лесной налог, сбор на нужды образовательных учреждений с юридических лиц. Начиная с 1988 г. субъекты РФ могут своим решением ввести налог с розничных продаж. Максимальные ставки этих налогов (кроме налога с розничных продаж) определяются федеральными законами, а конкретные ставки — решениями законодательной (представительной) власти субъектов РФ. [c.178]

Лесной налог включает систему платежей за пользование лесным фондом. Эта система платежей регулируется Лесным кодексом РФ, принятым Федеральным законом от 29 января 1997 г., и охватывает лесные подати и арендную плату. [c.179]

Лесной налог в соответствии с Федеральным бюджетом РФ на 1998 г. полностью поступал в бюджет субъектов РФ. [c.181]

В зависимости от уровня взимания и распределения налогов они делятся на федеральные, региональные, местные. К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственные пошлины, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог, водный налог экологический налог, федеральные лицензионные сборы. К региональным налогам и сборам относятся налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог на пользователей автодорог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. К местным на- [c.271]

К налогам субъектов РФ относятся налог на имущество предприятий, налог с продаж, лесной налог, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных [c.176]

Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ. [c.162]

Налоги, связанные с использованием природных ресурсов, не включают поземельное налогообложение, налог на воду и лесной налог. Их взимание не относится к прерогативе федеральных органов власти. [c.318]

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Лесной налог Водный налог Экологический налог Федеральные лицензионные сборы [c.281]

ЛЕСНОЙ НАЛОГ е Водный НАЛОГ [c.34]

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ СБОР ЗА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ЛЕСНОЙ НАЛОГ ВОДНЫЙ НАЛОГ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ [c.42]

ЛЕСНОЙ НАЛОГ [ Пользование лесным фондом. [c.45]

К республиканским налогам и налогам краев, областей и автономных образований относятся республиканские платежи за пользование природными ресурсами налог на имущество предприятий лесной налог плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. [c.245]

Развитие существующей системы платежей за лесные ресурсы связано с закреплением на региональном уровне лесного налога, который будет единственным налогом, выплачиваемым всеми предприятиями и физическими лицами, осуществляющими все виды пользования лесным фондом Российской Федерации. [c.118]

Министерство финансов Российской Федерации опубликовало обновленный законопроект о переносе шести квазиналоговых платежей в Налоговый кодекс. Со следующего года экологический сбор, утилизационный сбор, плату за негативное воздействие на окружающую среду, сбор с большегрузных автомобилей, сбор операторов связи и гостиничный сбор планируется определить в разряд налогов.

Предложение Минфина обусловлено необходимостью повышения качества администрирования при его передаче Федеральной налоговой службе РФ и роста собираемости платежей. Вне налоговой системы остается плата за использование лесов (ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации). Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений установлены Постановлением Правительства РФ №310 от 22.05.2007 дифференцированно:

  • по лесотаксовым районам;
  • по породам;
  • по крупности заготовленной древесины (крупная, средняя, мелкая);
  • по расстоянию вывозки из леса к пунктам отгрузки потребителям.

Объектом оценки являются подлежащие заготовке запасы древесины на корню в растущих насаждениях. Именно трудности в проведении оценки древесины по названным выше параметрам привели к отказу налоговых органов от администрирования лесных платежей.

В 2004 году администрирование платы за древесину на корню в части ее сбора было передано территориальным органам федерального органа исполнительной власти в сфере лесных отношений в субъектах Российской Федерации. С введением Лесного кодекса 2006 года обязанности по сбору лесных платежей перешли органам государственной власти субъектов Российской Федерации по негласному соглашению с федеральным органом исполнительной власти в сфере лесных отношений, несмотря на то что администрирование платежей не вошло в перечень переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации (ст. 83 Лесного кодекса).

Таким образом, платежи в федеральный бюджет собирают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не имеющие ни профессионального опыта, ни тем более мотивации выполнять эту работу качественно.

Трудно представить возможности для эффективного сбора платежей министерством или департаментом лесного комплекса в субъекте Российской Федерации, управляющим одновременно лесной промышленностью (плательщики сбора) и лесным хозяйством (предоставление информации о ресурсной базе). При таком соединении полномочий неизбежно создаются условия для конфликта интересов, разрешаемые на практике посредством коррупционных сделок и нелегальной деятельности. Именно некачественное неналоговое администрирование платежей является одной из причин их низкого уровня, несмотря на периодическое директивное повышение базовой ставки.

В 2017 году средний размер платы за древесину на корню составил 70 рублей за кубический метр, что определило ее долю в составе цены круглого леса на уровне 5–7% в зависимости от сортиментов. По этим двум показателям Российская Федерация не только уступает всем европейским странам с развитым лесным сектором, но даже ухудшила показатели со времен Советского Союза, когда лесные таксы были местным налогом.

В Финляндии, где характеристики лесов и условия их эксплуатации близки к российским, средний размер попенной платы, которая при частном лесовладении (частные леса занимают 72% лесной площади), являясь рыночной ценой, составляет около 30 евро/м3 с дифференциацией по породам и сортиментам. Высокая попенная плата позволяет финнам комплексно перерабатывать всю заготовленную биомассу с помощью безотходных экологически чистых технологий и на этой основе вести интенсивное лесное хозяйство. Объектом сделок при продаже древесины на корню в Финляндии является учтенная «обмеренная» древесина в составе сортиментов, имеющих целевое назначение (пиловочник, балансы, фанерный кряж и т. п.). Ни в одной из европейских стран, ни в США и Канаде финансовые отношения собственника лесов с лесопользователями не базируются только на оценке запасов растущих насаждений, характеризующейся высокими неопределенностью и рисками.

Федеральный закон от 28.12.2013 №415-ФЗ создал условия для ухода от неопределенностей и рисков при оценке древесных ресурсов с вводом с помощью системы ЛесЕГАИС обязательного учета заготовленных сортиментов круглого леса.

Как следствие, в лесном секторе появилась налогооблагаемая база, аналогичная той, которая существует при добыче полезных ископаемых, а именно: учтенные добытые ресурсы. В этих условиях лесной налог может стать аналогом налога на добычу полезных ископаемых, успешно достигающего не только фискальные, но и общеэкономические и даже политические цели.

В соответствии с федеральным законом №415-ФЗ, все юридические и физические лица, использующие леса для заготовки древесины, должны будут предъявлять федеральной налоговой службе декларацию с документально подтвержденными ЛесЕГАИС объемами заготовленных сортиментов в номенклатуре, утвержденной правительством Российской Федерации.

Основой установления и дифференциации налоговых ставок должны стать различия в эффективности потребления сортиментов круглого леса, оцениваемые рыночными методами по лесной ренте. Лесная рента, будучи остаточной стоимостью, полученной при вычитании из цен на круглые лесоматериалы нормативных затрат и прибыли при заготовке древесины, создаст основу для установления налоговых коэффициентов, присваиваемых каждому сортименту.

Для создания удобной в администрировании системы налогооб­ложения целесообразно установить базовый сортимент круглого леса и назначить ему налоговый коэффициент 1,0. Таким базовым сортиментом может стать, например, массово используемый хвойный пиловочник. Тогда всем остальным сортиментам будут присвоены налоговые коэффициенты, выраженные отношением лесной ренты, оценивающей эффективность их потребления, к лесной ренте для базового сортимента.

При наличии сортиментных налоговых коэффициентов определяется налоговая ставка для базового сортимента – базовая ставка. Базовая ставка лесного налога определяется исходя из заданий бюджетной системы на поступление финансовых средств от использования лесов следующего целевого назначения:

  • на государственное управление лесами;
  • на воспроизводство, охрану и защиту лесов с учетом привлечения внебюджетных источников покрытия нормативных затрат;
  • на научное, образовательное и инновационное развитие лесного сектора.

Величина базовой налоговой ставки устанавливается как отношение государственного задания на поступление в бюджет финансовых средств от использования лесов к сумме произведений объема учтенных сортиментов круглого леса и их налоговых коэффициентов, полученные рентным методом оценки древесных ресурсов.

Базовая налоговая ставка и сортиментные налоговые коэффициенты определятся правительством Российской Федерации и утверждаются на законодательном уровне. Ставки лесного налога могут иметь разные значения при использовании круглого леса на внутреннем и экспортном рынке. Во втором случае лесной налог выполняет функции таможенной пошлины, регулируя экспорт круглого леса, расширяя или, наоборот, ограничивая его ресурсы.

Управление экспортом круглого леса с помощью лесного налога выводит решение данной проблемы из-под юрисдикции ВТО. Лесной налог, как и другие налоги, наряду с фискальными функциями может стимулировать инновационное развитие лесного сектора, в частности, комплексную переработку древесины с применением безотходных технологий и повышение доступности лесных ресурсов для хозяйственного освоения.

При этом налоговые льготы должны быть «привязаны» не к сортиментам круглого леса, а к юридическим и физическим лицам, использующим леса для заготовки древесины. При взаимодействии финансовых органов, включая налоговую службу, с органами государственной власти в сфере лесных отношений на федеральном и региональном уровне лесной налог может не только создать препятствие для нелегального оборота древесины и уменьшить коррупционные риски, но и создать основу для баланса интересов всех сторон государственно-частного партнерства в лесном секторе.

По материалам forestforum.ru

Текст Анатолий Петров, профессор, д-р эконом. наук, заслуженный деятель науки РФ

Лесной бизнес не приносит бюджету желаемого результата

фото: пресс-служба ЗСПК | Удар по древесине. Налоговики объяснили лесникам правила игры

В УФНС России по Приморскому краю с участием представителей краевой Ассоциации лесопромышленников прошло тематическое совещание, посвященное обелению лесной отрасли; осуществлению расчета заработной платы нерезидентам; порядку определения и контроля налогооблагаемой базы при экспорте лесоматериалов.

Исполняющая обязанности заместителя руководителя УФНС Дина Михайлова отметила, что среди честных предприятий имеются и недобросовестные предприниматели, которые укрывают реальные доходы от государства: «Своевременная уплата налогов поспособствует обелению отрасли, созданию равных условий для всех участников рынка. Отмечу, что управление нацелено на добровольное уточнение налоговых обязательств, которое можно произвести до 1 ноября. Обратим внимание и на тот факт, что, к сожалению, за 2018 г. объем налоговых поступлений от предприятий снизился».

«Присвоенные» преференции

И. о. начальника отдела камерального контроля УФНС Елена Казакова рассказала об обелении лесной отрасли. Одна из ключевых отраслей экономики Приморья обладает значительными ресурсами, для заготовки древесины используется более 7 млн гектаров. В отрасли более 600 предприятий, из которых 36% — индивидуальные предприниматели. Значительная часть, порядка 80% субъектов экономической деятельности, применяют упрощенную систему налогообложения. По результатам комплексного анализа лесной отрасли 85% предприятий декларируют нагрузку, существенно отклоняющуюся от среднеотраслевых показателей, а в ряде случаев нагрузка и вовсе отрицательная.

Лесной бизнес не приносит бюджету желаемого результата. В 2018 г. сумма поступлений в консолидированный бюджет — всего 1,2 млрд руб., 1% от поступлений по региону. Возврат по НДС превысил поступления на 0,4 млрд. Естественно, такая ситуация не устраивает государство.

Трутнев попенял на пеньки

Среди основных причин невысоких поступлений — преференции, установленные государством по налогу на прибыль и налогу на имущество; возмещение НДС по экспортным операциям, но, главным образом — применение налогоплательщиками незаконных схем минимизации налогов. Лесная отрасль остается «серой зоной», подчеркнула Елена Казакова.

Наиболее используемые схемы — приобретение лесопродукции и оборудования по фиктивным документам у формальных поставщиков (то есть фактически не осуществляющих обязательство по сделке); продажа товаров на экспорт по заниженной цене. Как правило, данные посредники работают по общей схеме, применяя НДС, и не несут самостоятельных финансовых рисков на предмет принимаемой налоговой нагрузки. Такая форма приводит к выводу денег из-под налогообложения, формируя теневой сектор экономики по обороту древесины.

Субъекты в области переработки лесопродукции завышают затраты по закупке древесины и незаконно обращаются за получением НДС из бюджета за продукцию, легальность приобретения которой не подтверждается документами либо подтверждается фальсифицированными документами. Лесозаготовители не отражают либо занижают свои доходы, в том числе и от легально заготовленной продукции.

Распространенным нарушением при экспорте является закуп леса, заготовленного незаконным путем, у физических лиц, предпринимателей, за наличный расчет, без уплаты НДС. Все это провоцирует незаконные вырубки лесных массивов, приводит к медленному лесовосстановлению.

ФНС в настоящее время переходит от концепции проверки отдельных плательщиков к созданию прозрачной среды в отраслях рынка, не допуская получения конкурентного преимущества за счет уклонения от налогов. В отраслях создаются механизмы самоконтроля. Создана Ассоциация добросовестных налогоплательщиков агропромышленного комплекса. При обелении лесной отрасли будут применяться механизмы, аналогичные тем, что применялись при обелении зернового рынка. Оборот лесопродукции можно сделать в Приморье прозрачным, уверена Казакова. Один из рецептов — отказ от взаимоотношений с фиктивными поставщиками.

Как известно, приоритетную роль при администрировании НДС играет риск-ориентированный подход, а он предполагает снижение проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Программа относит плательщика к одной из трех групп риска, в соответствии с которыми к ним применяются комплексы мероприятий контроля разного уровня. Особое внимание к контролю обоснованности возмещения НДС при экспортных операциях, где бдительно проверяется вся цепочка от лесозаготовителей до конечного продавца. Информация о незаконных вычетах передается в другие территориальные налоговые органы. В то же время плательщики имеют возможность добровольно уточнить свои налоговые обязательства.

Зарплата для нерезидентов

По словам руководителя отдела валютного контроля УФНС Ольги Шарановой, все больше компаний в Приморье привлекают на работу иностранных граждан. Притом далеко не все работодатели знают, что выплачивать зарплату нерезидентам необходимо не из кассы предприятия, а обязательно на банковский счет. В частности, это способствует прозрачности валютных операций, проводимых на территории России.

Индия одолжит России 1 млрд долларов и начнет вывозить дальневосточный лес

Выдача денежных средств иностранным гражданам — нерезидентам из кассы не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами, приведенный в ст. 14 Закона № 173-ФЗ. Как таковая, процедура получения заработной платы иностранным работником считается валютной операцией, ее нарушение влечет наложение административного штрафа.

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрена ответственность в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции, должностные лица будут оштрафованы на 20–30 тыс. руб. Срок привлечения — два года со дня выдачи средств.

УФНС Приморья рекомендует предприятиям включить в трудовой договор обязанность для иностранных работников — открыть счет для получения зарплаты.

Лес на экспорт

Как отметила в своем докладе и. о. заместителя начальника Дальневосточного таможенного управления Ольга Читаева, размер вывозных таможенных пошлин зависит от вида древесины и степени обработки. На необработанную древесину пошлина составляет от 6,5 до 40% от таможенной стоимости, но не менее 15–20 евро за кубометр, на обработанную — 10% от стоимости, но не менее 12 евро за кубометр. Кроме того, предусмотрен ежегодный рост пошлин, на 40% в нынешнем году, до 60% — в 2020 г., до 80% — в 2021 г. В настоящее время порядка 98% экспорта необработанной и 89% обработанной древесины приходится на Китай.

Владимир Путин: «В лесной отрасли ужасное воровство»

Осуществляется контроль таможенной стоимости вывозимого пиловочника и ценных пород непереработанной древесины. В 2018 г. дополнительно в бюджет было начислено более 21 млн руб. Основания о внесении изменений в таможенную декларацию в каждом конкретном случае — разные. Например, пиловочник березы пушистой 1 и 2 сорта, вывозимый в Суйфэньхэ, был оформлен по стоимости 115–120 долларов за кубометр, хотя по контракту стоимость составляла 90 долларов за куб. Довзыскания составили 58 тыс. руб. Документы были получены ДВТУ в рамках международного сотрудничества от отдела по борьбе с контрабандой Харбинской таможни. Зачастую отклонение конкретных сумм составляло 1,5–2 раза.

При экспорте лесоматериалов применяются такие схемы ухода от налогов, как оплата платежа на 90–500 дней. Используются не только фирмы-однодневки, но и многократное продление контрактов при постоянных отсрочках исполнения взаимных обязательств, переуступка права требования. ФНС имеет право обжаловать подобные сделки.

Экспортеры-нарушители при значительных объемах поставок рискуют быть подвергнутым не только штрафам, но и уголовному преследованию.

date image
2015-07-04 views image
4846

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


ЛЕСНОЙ НАЛОГ— система платежей за пользование лесным фондом[3,c.69].

Платежи взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Ставки устанавливаются за единицу лесного ресурса (продукции), по отдельным видам лесопользования за гектар находящегося в пользовании участка лесного фонда (ставки лесных податей используются также при определении арендной платы). Лесные подати представляют собой плату за: древесину, отпускаемую на корню; заготовку живицы, сенокошения, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и другие виды побочных лесных пользований — пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства; пользование лесным фондом в культур- но-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых и (или) регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования участком лесного фонда.

Платежи за пользование лесным фондом относятся на себестоимость продукции лесопользователя.

От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются крестьянские (фермерские) хозяйства, представители коренных малочисленных народов, сельские пенсионеры, вынужденные переселенцы и другие категории граждан.

Не являются плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, осуществляющие заготовку субъекты малого предпринимательства — индивидуальные предприниматели и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.97 г. Г 1199 установлены минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню, которые включают в себя и налог на землю. Минимальные ставки установлены отдельно для[2,c.138]:

1) основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым районам;

2) неосновных лесных пород, дифференцированных по лесотаксовым поясам. С этой целью территория РФ разделена на лесотаксовые районы и пояса.

Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине с делением деловой древесины по размерам и в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам). Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. м и крутизне склона до 20 градусов[3,c.174]. При большей крутизне склона минимальные ставки корректируются с помощью понижающих коэффициентов. Установлены и другие скидки: при проведении несплошных (выборочных) рубок главного пользования (снижение на 20%), при отпуске древесины, поврежденной пожарами, вредителями и болезнями леса (снижение на 40%). Окончательная величина минимальной ставки с применением скидок и надбавок округляется до 100 руб. за 1 плотный куб. м древесины[3,c.189].

Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующим региональным органом управления лесным хозяйством или определяется по результатам лесных аукционов.

Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда на срок от 1 года до 5 лет (без права вы купа и субаренды).

Часть лесных податей и арендной платы (в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) поступает в федеральный бюджет (40%) и в бюджеты субъектов РФ (60%).

В регионах, где расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн. куб. м., указанные платежи полностью поступают в бюджеты субъектов РФ.

Другая часть лесных податей и арендной платы (сверх размеров минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) поступает лесхозам федерального органа управления лесным хозяйствам, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства.




Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей либо в натуральной форме (частью добытых лесных ресурсов, путем предоставления каких-либо услуг и др.), Согласованная форма внесения лесных податей указывается в разрешительном документе (по каждому объекту пользования), выдаваемому лесопользователю.

Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и на ведение лесного хозяйства осуществляется за счет средств федерального бюджета. А расходы на воспроизводство лесов (в первую очередь лесопосадки) финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2-х ч.: Официальный текст. -

2. Бобоев М.Р. Налоговые системы зарубежных стран: содружество

независимых государств: Учеб. пособие/ М.Р. Бобоев, Н.Т. Мамбеталиев,

Н.Н.Тютюрников. - М.: Гелиос. АРВ, 2002.

3. Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2000.

4. Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки.

Генезис.— М.: НОРМА,2002.

5. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Вопросы и

ответы. Практические задания и решения: Учеб. пособие / Е. Н. Евстигнеев и

ИП и организации, ведущие бизнес в лесной отрасли и принимающие правила ведения прозрачного бизнеса, присоединяйтесь к Хартии в сфере оборота древесины, призывает УФНС по Архангельской области. Срок присоединения к Хартии новых участников не ограничен.

Участие в Хартии является добровольным волеизъявлением, не дает преференций над компаниями, которые не являются подписантами, а также не запрещает любые виды договорных взаимоотношений на рынке лесопродукции.

Текст Хартии и порядок рассмотрения заявления о присоединении к ней размещен на официальном сайте Правительства Архангельской области.

В документе сказано, что участники Хартии придерживаются принципа ведения деятельности, заключающемся в том, что методы незаконной налоговой оптимизации являются проявлением нечестной конкуренции, должны быть порицаемы участниками рынка лесной продукции и могут быть предметом рассмотрения Инициативной группой, созданной из участников Хартии.

Компании, подписавшие Хартию, принимают для себя следующие правила ведения бизнеса:

1. Не получают конкурентное преимущество за счет неуплаты налогов, сборов и страховых взносов или участия в схемах организации незаконного возмещения НДС, а также препятствуют вовлечению себя в такие схемы.

2. Стремятся приобретать лесную продукцию непосредственно у производителей, переработчиков, либо фирм-комиссионеров, а также у других добросовестных участников, подписавших Хартию.

3. Приобретая лесную продукцию у поставщиков, не являющихся производителями, обязуются проявлять добросовестность при выборе контрагента с максимальным использованием официальных информационных ресурсов.

4. Обязуются проявлять добросовестность при выборе грузоперевозчика, в том числе: заключают договоры непосредственно с компаниями перевозчиками или фирмами-посредниками, которые действуют по договору комиссии непосредственно по поручению или от лица перевозчика.

5. Обязуются предоставлять по запросу в министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области информацию о подрядных организациях, осуществляющих заготовку древесины.

6. Обязуются соблюдать требования законодательства РФ при осуществлении перевозок лесопродукции автомобильным транспортом по дорогам в Архангельской области.

7. Используя данные ЛесЕГАИС, при заключении договоров с поставщиками обязуются отслеживать цепочку договоров контрагента вплоть до лесозаготовителей.

8. Участники Хартии будут осуществлять информационный обмен между собой и налоговыми органами по фактам выявления недобросовестности при исполнении обязательств по уплате налогов, сборов и страховых взносов со стороны контрагентов.

9. Участники Хартии прилагают усилия, направленные на расширение списка участников Хартии

Налоговики отмечают, что совместная работа по формированию прозрачной и экономически обоснованной системы закупки сырья, исключающей налоговые риски, приводит к увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, не влияя при этом на объем экспортной и внутренней выручки участников рынка.

Напомним, в 2017 году была создана Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции.

Суть Хартии в том, чтобы экспортеры зерна работали напрямую с его производителями или их представителями по агентским договорам и избегали сотрудничества с недобросовестными посредниками, которые уходят от уплаты НДС.

Налоговики просят лесную отрасль выйти «из тени»

На минувшей неделе в Марий Эл состоялось очередное выездное заседание межведомственной комиссии по легализации налогооблагаемой базы. На этот раз налоговики, представители ПФР, полиции и иных органов собрались в администрации Моркинского района.

На заседание комиссии были вызваны бизнесмены, занимающиеся лесозаготовкой и переработкой древесины, которые зачастую пренебрегают налоговым законодательством и применяют различные схемы ухода от налогообложения.

Как сообщает пресс-служба регионального УФНС, за 4 часа работы члены комиссии выслушали множество историй о том, как непросто сегодня живется предпринимателю и со сколькими трудностями приходится сталкиваться. Вместе с тем, по мнению налоговиков, одна из главных проблем – неготовность бизнесменов к ведению дел, незнание законов и своих обязанностей.

Представители республиканского УФНС, а также другие члены межведомственной комиссии, настоятельно порекомендовали моркинским предпринимателям, работающих с лесом, выйти «из тени».

Минпромторг займется проблемой подготовки кадров для мебельной и деревообрабатывающей промышленности

Министерство промышленности и торговли РФ предпримет усилия для обеспечения предприятий лесного комплекса высококвалифицированными специалистами.

Об этом сообщил замминистра Георгий Каламанов по итогам работы отраслевого совещания о мерах по повышению эффективности работы предприятий глубокой переработки древесины в мебельной, плитной, фанерной и деревообрабатывающей промышленности.

Для реализации поставленной задачи планируется обеспечить тесное сотрудничество профильных ВУЗов с предприятиями отрасли и наладить процедуру целевого обучения специалистов, которое будет осуществляться по прямому заказу предприятий, и полностью отвечать требованиям конкретного производства. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.

В Чите проведено 738 проверок предприятий, работающих в лесной отрасли

На сегодняшний день в городе Чите зарегистрировано 400 налогоплательщиков, которые осуществляют хозяйственную деятельность в лесной отрасли, из них 224 юридических лица и 176 индивидуальных предпринимателей.

С начала года Межрайонной ИФНС России № 2 по городу Чите проведено 738 камеральных и выездных налоговых проверок предприятий, занимающихся такой деятельностью, в ходе которых дополнительно начислено в бюджет более 46 миллионов рублей.

Проверки предприятий, занятых в «лесной сфере» проводятся на постоянной основе, в том числе с использованием сведений, переданных Читинской и Забайкальской таможней.

Утверждена форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений

Рослесхоз своим приказом № 318 от 26 июля 2011 г.утверждает порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Текст приказа опубликован в «Российской газете».

Также документ содержит форму примерного договора купли-продажи лесных насаждений.

В Иркутской области налоговики проверяют организации и ИП лесной отрасли

Налоговые органы Иркутской области за первое полугодие 2011 года по результатам камеральных налоговых проверок деклараций, представленных организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в лесной отрасли, доначислили 24 млн. рублей налогов, что составляет более 13% от общей суммы доначислений.

За указанный период налоговиками проведено 76 выездных налоговых проверок (17% от общего количества) налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в лесопромышленном комплексе. В результате доначислено 390 млн. рублей (22% от общей суммы доначислений). Доначисления на одну выездную налоговую проверку в среднем составляют 5,1 млн. рублей.

Типичными нарушениями, выявляемыми в ходе налоговых проверок, является сотрудничество с фирмами – «однодневками», передает пресс-служба УФНС по Иркутской области.

В Госдуме предлагают освободить от налога на имущество новые лесные дороги

В Госдуму поступил проект федерального закона № 451107-5 «О внесении изменения в статью 376 части второй НК РФ», которым предлагается освободить от уплаты налога на имущество вновь создаваемые и модернизируемые лесные дороги.

При этом предлагается установить 15-летний срок действия указанной преференции.

Данная мера, предложенная депутатом от «Единой России» Евгением Самойловым, направлена на стимулирование интенсивного развития лесной инфраструктуры.

Лесное законодательство нуждается в поправках

Сенаторы выступили за внесение изменений в действующий Лесной кодекс, направленных на создание качественной системы управления лесным хозяйством.

Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, председатель Комитета по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков заявил, что сейчас в РФ нет действенной системы контроля за лесным хозяйством, а с принятием нового Лесного кодекса лес фактически стал движимым имуществом.

“Возможность передавать лесные участки в частные руки привела к утрате контроля за ситуацией с пожарами. Частные владельцы, как мы смогли убедиться, не выполняют перед государством обязательств по обеспечению противопожарной безопасности. Ощущается также серьезная нехватка кадров. Достаточно вспомнить, что в советские времена, в отличие от сегодняшнего положения, повсюду были лесники, которые охраняли делянки, создавали противопожарные просеки”, - отметил сенатор.

УФНС по Амурской области провело 4163 налоговые проверки предприятий лесной отрасли

О результатах контрольной работы в отношении организаций, осуществляющих деятельность в лесной отрасли

По состоянию на 1 января 2010 года в области зарегистрировано 399 организаций осуществляющих деятельность в лесопромышленном комплексе. Наибольшее количество плательщиков состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области (по г. Благовещенску и Благовещенскому району) - 283 юридических лица (71 % от общего количества) и Инспекции № 5 (г. Свободный) – 48 (12 %).

Налоговыми органами проведены 4163 налоговые проверки, из них 4129 камеральных и 34 выездные проверки. Эффективность мероприятий налогового контроля составила 100%. Дополнительно начислено 86,5 млн. руб. налогов, в том числе по результатам камеральных проверок - 2,8 млн. руб. и выездных – 83,7 млн. рублей.

О налоговом контроле предприятий лесопромышленного комплекса

Пресс-релиз отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Иркутской области

от 18 мая 2009 г.

В лесопромышленном комплексе региона (заготовка, переработка, перевозка, хранение, погрузка, реализация) в первом квартале 2009 года осуществляли деятельность 2229 налогоплательщиков, в том числе 1249 юридических лиц и 980 индивидуальных предпринимателей, из них 1230 - лесозаготовители (592 юридических лица и 638 индивидуальных предпринимателей). Экспортом древесины и изделий из нее занимаются 244 налогоплательщика (210 юридических лиц и 34 индивидуальных предпринимателя). В первом квартале 2009 года в Иркутской области 106 юридических лиц и 102 индивидуальных предпринимателя, имеющих статус действующих, внесли в качестве основного - вид деятельности в лесной отрасли. В это же время 81 предприятие (из них 18 юридических лиц) деятельность в лесной отрасли прекратили.

Для налоговых органов Иркутской области при проведении контрольной работы актуальной проблемой остается необоснованное предъявление налогоплательщиками региона к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость как по операциям, связанным с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, так и реализованных на территории Российской Федерации. Наиболее остро проявляется эта проблема при реализации лесоматериалов. Не секрет, что на сегодняшний день в налоговом законодательстве существуют определенные пробелы при исчислении налогов, которыми налогоплательщики пользуются с большей или меньшей степенью изощренности.

Для того, чтобы убедиться, что из бюджета возвращаются реально поступившие туда денежные средства, в ходе контрольной работы налоговые органы используют методы дополнительного налогового контроля в виде встречных проверок контрагентов налогоплательщиков, заявивших к возмещению сумму налога на добавленную стоимость. И на этом этапе налоговики зачастую устанавливают (и это в первую очередь касается экспорта лесопродукции), что при сделках отсутствуют реальные заготовители древесины, а это значит, что соответствующие операции по реализации древесины и последующих продуктов ее переработки не отражены в бухгалтерском и налоговом учете фактических заготовителей и, как следствие, соответствующие налоги не уплачены в бюджет (в т. ч. местный и региональный), а заявленный к возмещению налог на добавленную стоимость не поступал в бюджет.

Когда налоговые органы устанавливают такие факты, то в первую очередь собирают доказательственную базу о наличии признаков недобросовестности таких налогоплательщиков для отказа в возмещении НДС из бюджета. Не секрет, что для таких операций создаются фирмы - «однодневки», как правило, зарегистрированные далеко от Иркутской области (г. Москва и др.), которые открывают расчетные счета в Иркутских банках, и прогоняют через расчетные счета денежные потоки для дальнейшего обналичивания этих средств через подставных лиц. Естественно, указанные фирмы не представляют налоговую отчетность по месту постановки на налоговый учет (либо представляют нулевую отчетность) и, следовательно, не уплачивают налог на добавленную стоимость в бюджет. Вместе с тем, проверяемый налогоплательщик представляет налоговому органу соответствующие документы (счета-фактуры, платежные документы и др. первичные документы), которые в соответствии с налоговым законодательством являются достаточными для подтверждения права применения налоговых вычетов и, как следствие, возврата НДС из бюджета. Налоговые органы в таких случаях, кроме работы в рамках налогового законодательства, берут на себя изучение отраслевых аспектов, связанных с тем или иным видом деятельности. У налогоплательщиков истребуются все документы, связанные с каждой хозяйственной операцией продвижения товара, в частности, лесоматериалов. Исследуется транспортная схема движения товара от заготовителя к экспортеру через перепродавцов.

По результатам 402 камеральных проверок налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в лесной отрасли, за первый квартал 2009 года доначислено 42 млн рублей, из них экспортерам – 16 млн рублей, отказано в возмещении 74 млн рублей налога на добавленную стоимость, в том числе экспортерам - 9 млн рублей.

Налоговыми органами региона проведено 55 выездных налоговых проверок субъектов лесопромышленного комплекса, в том числе 13 проверок экспортеров. Сумма доначислений по их результатам составила 258 млн рублей, в том числе по проверкам экспортеров – 71 млн рублей, отказано в возмещении по налогу на добавленную стоимость на сумму 18 млн рублей, в том числе экспортерам - 11 млн рублей.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля выявлено шесть организаций, осуществляющих деятельность в сфере лесопромышленного комплекса, учредителями которых являются лица, причастные к проведению незаконных финансовых операций через счета фирм-«однодневок». В органы прокуратуры направлено 20 дел о выявленных нарушениях налогового законодательства в лесной отрасли. Совместно с сотрудниками органов внутренних дел проведено 8 выездных налоговых проверок субъектов лесного комплекса. Также в органы внутренних дел направлен 21 материал по результатам проверок данной категории налогоплательщиков для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Читайте также: