Налоги в киргизии 2020

Опубликовано: 14.05.2024

База данных "Законодательство Кыргызской Республики" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Кыргызстана

Общие сведения

Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.

Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.

Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:

  • общегосударственные
  • местные

Общегосударственные налоги

Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.

Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.

Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.

Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.

Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи

Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.

Местные налоги

Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).

Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.

Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как

  • обязательный и добровольный патенты
  • единый налог
  • налоговый контракт

Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.

Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: "Бишкек", "Каракол", "Маймак" и "Нарын"), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.

Заключительные положения

Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.

Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.

Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.

Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.

Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.

Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Киргизия является одной из стран, которые ранее входили в Союз Советских Социалистических Республик. На сегодня это государство признано одним из самых бедных среди стран бывшего СССР. Об этом свидетельствуют зарплаты, пенсии, уровень жизни Киргизии и уровень внутреннего валового продукта страны.

Хотя Киргизия и весьма красивая страна с интересными национальными традициями, уникальной природой и колоритом, посещать её иностранцы не особо спешат. Хотя россиянам, например, виза для въезда в Киргизию не нужна.

Из-за дефицита туристов, замедления развития промышленности страна перестала быть привлекательной для иностранных граждан. С каждым годом всё больше киргизов уезжают из своего родного государства в иностранные республики с целью трудоустройства и заработка денег.

Показатели окладов

Киргизская Республика стоит на последнем месте по развитию среди стран бывшего СССР. Средняя зарплата в этой республике за 2019 год составляет 233 USD, в то время как в соседней России этот показатель уже давно превысил отметку в 900 USD. Если сравнить Казахстан и Киргизскую Республику, то можно сказать, что средний месячный оклад гражданина Казахстана превышает на 480 USD среднюю месячную зарплату киргиза.

Согласно данным Национального Статистического Комитета Киргизской Республики средний месячный оклад напрямую зависит от области. Так, в более крупных городах, включая Бишкек, средний оклад равен 16 тысячам сом (сом – национальная валюта Киргизии). В более отдалённых городах этот показатель равен 12 тысячам. Напомним, что одна тысяча сом равняется в 2021 году 880 рублям. В переводе на доллар эта сумма будет равняться 14,6 доллара.

Прожиточный минимум в этом государстве останавливается на отметке в 4681 сом, или 67 доллара.

Деньги Киргизии

Можно заметить, что прожиточный минимум в несколько раз больше минимальной зарплаты резидента Киргизской Республики. Эту проблему стараются решить за счёт увеличения заработных плат. Но, по словам представителей правительства республики, на сегодняшний момент это крайне сложно осуществить из-за коррупции и выдачи зарплат в конвертах.

Если человек получает зарплату в конвертах, он не отчисляет в государственный бюджет Киргизии налоговые платежи, поэтому и покрывать разницу между минимальным прожиточным минимумом и минимальным окладом не из чего.

Согласно обещаниям правительства, средний оклад Киргизской Республики в 2021 году должен подняться до 17242 сом. А прожиточный минимум поднимется до 5878 сом.

Рынок в Бишкеке

Рынок в Бишкеке

Размер оклада по профессиям

В Киргизии есть, конечно, как высокооплачиваемые специальности, так и низкооплачиваемые. Люди с хорошим образованием всегда найдут работу в Бишкеке и других городах Киргизии.

  1. Финансист, экономист, сотрудник банковской сферы. В 2017 году представители этих профессий в среднем получали по 28500 сом. Максимальная заработная плата таких специалистов достигает отметки в 90 тысяч.
  2. Программисты в этой стране в среднем получают 24700 сом. Максимальная заработная плата у них 120 тысяч.
  3. Сотрудники тепловой, газовой, электрической сферы получают по 21 тысяче сом.
  4. Технические специальности. Сотрудники этой области могут рассчитывать на плату в размере 25 тысяч сом. Максимальная заработная палата таких сотрудников достигает отметки в 50 тысяч.
  5. Бухгалтер получает в пределах от 25 до 82 тысяч сом.
  6. Риелторы, специалисты по недвижимости зарабатывают в среднем от 21 до 85 тысяч.
  7. Маркетологи ежемесячно получают оклад в 30 тысяч сом.
  8. Шеф-повара являются весьма востребованными на территории Киргизкой Республики. Их плата варьируется от рабочего графика, опыта работы и направленности. В среднем опытные шеф-повара получают не менее 40 тысяч в месяц.

Кафе

Кафе “Таксим”, Бишкек

Самые низкие оклады получают работники сельского хозяйства и сотрудники сферы искусства. Зачастую их заработная плата не превышает 3 тысяч сом.

Ранее в Киргизской Республике самыми престижными профессиями считались врач и учитель. Но сегодня в связи с низкими окладами эти специальности утратили свою популярность. Врач в этой республике получает в среднем 1700 сом в месяц, а зарплата учителя равна 3-3,5 тысячам сом.

Налоговая система

Налоговая служба Киргизии

Несмотря на то что Киргизия является одной из самых неразвитых стран мира, налоги в стране весьма высоки. Система налогообложения в этой республике вводилась ещё в 1992 году. С того времени не раз вносились поправки.

В связи с низкими зарплатами граждане Кыргызстана не особо изъявляют желание платить налоги в государственный бюджет. С целью устранения дефицита государственного бюджета с 2005 года ставки налогов были подняты. Согласно данным НацСтаткома теневая экономика равняется более 25 процентам.

В этой стране различают два вида налогов: общегосударственные и местные.

Налоги

К общегосударственным налоговым платежам в 2021 году относят:

Деньги в Киргизии

  1. Подоходный. Налоговая ставка подоходного налога исчисляется исходя из получаемой заработной платы:
  • Если оклад выше пятидесятикратного минимального оклада, то резидент платит 20 процентов.
  • Если же оклад менее вышеуказанной суммы, то гражданину потребуется заплатить всего 10% от своего дохода.
  1. Налог на прибыль. Этот налог обязаны платить все юридические лица. Налоговая ставка равняется 10 процентам. Если резидент Киргизской Республики получает дивиденды, то он платит всего 10%, а если его прибыль зависит от процентного соотношения, то налоговая ставка опускается до 5 процентов. Юридические лица, которые являются инвалидами 1 и 2 группы освобождаются от уплаты сбора.
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС). Это один из главных налогов для киргизского государственного бюджета. Он составляет почти половину государственной казны. Налоговая ставка по этому налогу равна 20 процентам. Стоит заметить, что НДС не платится при экспорте товара. Исключение касается лишь экспорта золота.
  3. Акцизный налог.
  4. Земельный.
  5. Налог на использование автомобильных дорог.

Среди местных налоговых платежей различают:

Автомобиль в Киргизии

  • рекламный;
  • налог на проведение различных мероприятий вроде выставок, ярмарок и т. п.;
  • налог за парковку;
  • за использование атрибутов местной символики;
  • гостиничный;
  • транспортный налог. Размер сбора напрямую зависит от типа автомобиля и объёма двигателя. Так, владельцы машин с объёмом двигателя более 2 тысяч сом обязаны платить ежегодно по 30 долларов.

В этой республике действует и налог на недвижимость. Налоговая ставка варьируется от 0,35 до 1% в зависимости от группы недвижимости.

  1. Жилые дома и квартиры. Ставка сбора равняется 0,35% от общей стоимости недвижимости.
  2. Административные помещения, пансионаты. Налог – 1 процент.
  3. Временные помещения. Налоговый сбор в размере 1 процента.

Работодателями отдельно оплачиваются налоговые сборы в пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования.

Какие налоги и сборы платят в Кыргызстане

Налогоплательщиками являются не только граждане, но и предприниматели и организации.

Организации и индивидуальные предприниматели могут платить налоги в рамках общего или специального налогового режима.

Общий налоговый режим предполагает уплату обязательных государственных и муниципальных налогов. К государственным относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный налог, налог за пользование недрами и налог с продаж (НсП). К местным налогам относятся налог на имущество и земельный налог.

К специальным налоговым режимам относят налог на основе добровольного патента, упрощенную систему налогообложения на основе единого налога, налоги на основе налогового контракта, налоговый режим в свободной экономической зоне (СЭЗ), налоговый режим в Парке высоких технологий (ПВТ).

Физические лица – граждане и не граждане Кыргызстана, а также лица без гражданства – платят три вида налогов: подоходный налог, налог на имущество и земельный налог.

Подоходный налог – это вид обязательного платежа, который платят все, исходя из своих доходов. Подоходным налогом не облагаются пенсии, определенные виды материальной помощи, стипендии, алименты, страховые премии, доходы инвалидов и участников Гражданской войны, Великой отечественной войны, вдовы военнослужащих. Полный перечень лиц, которые не платят подоходный налог, указан в Налоговом кодексе.

Плательщики походного налога имеют право на вычеты. То есть уменьшить сумму, на которую налагается налог. При этом законодательством предусмотрены стандартный, социальный и имущественный вычеты.

К стандартному вычету относятся персональный вычет в 650 сомов, вычет в 100 сомов на каждого члена семьи, которого содержит налогоплательщик, десять процентов от суммы отчисления по государственному социальному страхованию и не более 8 процентов от налогооблагаемой базы на вычеты из-за отчислений в негосударственный пенсионный фонд.

Имущественный вычет предполагает, что при оплате расходов на образование своего ребенка вы можете получить скидку в десять процентов на налогооблагаемую базу подоходного налога.

Имущественный вычет помогает тем, кто взял ипотечный кредит. Они могут получить скидку при вычислении суммы подоходного налога, равную сумме выплат процентов по кредиту. Но показатель не должен превышать 230 тысяч сомов в год.

Все граждане Кыргызстана платят подоходный налог в размере 10 процентов от суммы своих доходов.

Если человек хочет узнать подробнее о том, какие налоги он должен платить, то можно зайти на сайт Государственной налоговой службы: www.sti.gov.kg. Там есть вся исчерпывающая информация.

Кроме налогов все граждане Кыргызстана делают отчисления в Социальный фонд. Стоит отметить, что пенсионная система Кыргызстана базируется на принципе солидарности. Это означает, что суммы уплаченных страховых взносов направляются на текущее финансирование пенсионных выплат пенсионерам и инвестирование средств пенсионных накоплений.

Другим принципом построения пенсионной системы является страховой принцип. Размер пенсии каждого застрахованного лица зависит от накопленных страховых взносов
на личном страховом счете, тем самым обеспечивая возвратность уплаченных страховых взносов при наступлении страховых случаев.

В Кыргызстане работодатель платит 27,25 процента от всех доходов, начисленных в пользу работника. При этом 17,25 процента платит работодатель, а 10 процентов – работник. Из этих десяти процентов восемь идут на создание базовой и страховой частей пенсии, а два процента – на накопительную часть. Средства накопительных частей инвестируются Социальным фондом в различные инструменты, которые приносят дополнительный доход.

На пенсию в Кыргызстане мужчины выходят в 63 года при страховом стаже в 25 лет, женщины – в 58 лет при страховом стаже в 20 лет. После этого им начисляется пенсия в зависимости от стажа и сделанных отчислений. Выплачивают им и деньги их накопительной части.

Для того чтобы государство хорошо развивалось, строились дороги, школы, детские сады, всем гражданам в полном объеме и в срок нужно платить налоги. А для того, чтобы обеспечить себе достойную старость, нужно делать отчисления в Социальный фонд.

Поделитесь с друзьями Для печати


В общем случае при определении ставки НДФЛ основополагающее значение имеет налоговый статус физлиц (резидент/нерезидент). Однако из этого правила есть ряд исключений для иностранных граждан. В этом материале разберем, по какой ставке удерживать налог из зарплаты иностранных работников.

13 % и 30 % в зависимости от статуса

Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.

Если речь идет о зарплате , то применяются следующие ставки:

  • 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
  • 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
  • 30 % – для нерезидентов РФ.

Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев .

При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.

Исключения

Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:

  • граждане стран-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
  • иностранные граждане, работающие по патенту;
  • иностранные граждане, имеющие статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Иностранцы из ЕАЭС

Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.

Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.

Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.

Так, Минфин в письме № 03-04-05/40970 от 15.06.2018 сообщает, что положение Договора о применении к доходам граждан государств - членов ЕАЭС от трудовой деятельности ставки НДФЛ 13 % не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.

Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.

По мнению ФНС, не имеет значения, приобрел иностранец статус резидента РФ или нет. Ставка в любом случае составляет 13 %. Об этом, в частности, сообщается в письме ФНС № БС-4-11/22588@ от 28.11.2016 .

Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Между тем Минфин имеет другое мнение на этот счет. В письмах № 03-04-06/34256 от 10.06.2016 , № 03-04-05/34859 от 23.05.2018 , № 03-04-07/11392 от 18.02.2020 сообщается, что по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Минфин заявляет, что если по итогам года сотрудники организации - граждане государств - членов ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.

При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.

Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.

Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.

Например, на сайте столичного УФНС сообщается , что если по итогам года сотрудники организаций – граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то НДФЛ по ставке 13 %, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30 %.

В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.

Иностранцы с патентом

В отношении доходов, получаемых иностранными работниками от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента , применяется ставка НДФЛ 13 % независимо от наличия у них статуса налогового резидента.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Даже если иностранцы с патентом не являются налоговыми резидентами РФ, все равно применяется ставка 13 %. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина № 03-04-05/36673 от 13.06.2017 .

Вместе с тем, хотя для резидентов и нерезидентов с патентом применяется ставка НДФЛ 13 %, порядок расчета налога будет отличаться.

Нерезидентам не положены налоговые вычеты . Поэтому если иностранный сотрудник претендует на вычеты, бухгалтеру нужно знать его налоговый статус.

Особенность расчета НДФЛ с доходов патентных иностранцев заключается в том, что эта категория работников платит свой налог авансом, самостоятельно, в виде фиксированных платежей.

При этом они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

Работодатель запрашивает соответствующее уведомление в налоговой инспекции и уменьшает налога на сумму фиксированных авансов, уплаченных иностранцем.

Уведомление налоговиками должно выдаваться на каждый налоговый период. Если иностранец оплатил «переходящий» патент, то и уведомление нужно получить на каждый год.

Если вдруг работник заплатил в бюджет больше, чем исчислено с его зарплаты по итогам года, то остаток фиксированного платежа сгорает. Вернуть эти деньги из бюджета нельзя.

Еще один нюанс – право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей иностранец может реализовать только у одного налогового агента.

То есть если у иностранца с патентом несколько работ, вычет будет давать только один, выбранный им работодатель.

Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме № БС-4-11/18086@ от 26.09.2016 .

Иностранцы-ВКС

Напомним, высококвалифицированный специалист ─ это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если по условиям заключенного с ним в РФ трудового договора он получает высокую зарплату. Ее уровень в зависимости от сферы деятельности оговорен в п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, всегда применяется ставка НДФЛ 13 %, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако от наличия статуса резидента зависит право на вычеты по НДФЛ.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Еще, что касается иностранца-ВКС, не забывайте, что налогообложению по ставке 13 % подлежат не любые доходы, получаемые им, а только доходы от осуществления трудовой деятельности.

Если такой иностранец ­– нерезидент, и работодатель, например, оплачивает ему аренду жилья, то по этому доходу будет применяться ставка НДФЛ 30 %. Об этом, в частности, предупреждает Минфин в письме № 03-04-05/3543 от 24.01.2018 .

В письме № 03-04-06/55674 от 07.08.2018 Минфин также напоминает, что доходы высококвалифицированного специалиста-нерезидента РФ, не связанные с его трудовой деятельностью, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 %.

Рысалиева Мира Шаршенкуловна
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Кыргызско-Российского Славянского университета г.Бишкек, Кыргызстан

Rysalieva Mira Sharshenkulovna
Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация: В данной статье рассматриваются актуальные проблемы в налоговой системе Кыргызской Республики и предложены основные направления оптимизации налогообложения на современном этапе

Abstract: This article discusses the current problems in the tax system of the Kyrgyz Republic and the basic directions of tax optimization at the present stage

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая система, оптимизация налогообложения

Keywords: taxes, tax system, special tax regimes, free economic zones

На сегодняшний день, практически все проводимые в Кыргызской Республике экономические преобразования неразрывно связаны с вопросами оптимизации налогообложения, реформирования налоговой системы, совершенствования налогового законодательства.

Практически во всем мире, налоговая политика является основным и самым эффективным инструментом в руках государства по стимулированию и развитию экономического и социального прогресса в стране. Также, именно через налоги, государству удается аккумулировать финансовые средства для обеспечения безопасности и правопорядка в стране, решать общегосударственные задачи в экономической и социальной сфере и т.д.

Как известно, государство также может активно использовать систему налогообложения, в качестве важного рычага для привлечения инвестиций в экономику страны, для стимулирования хозяйственной и предпринимательской деятельности внутри страны и на внешнем рынке, с помощью введения или отмены отдельных видов налогов, применяя различные системы ставок, льгот и т. д.

На данном этапе, одной из наиболее актуальных проблем налоговой системы Кыргызской Республики является обеспечение достаточных доходов государственного бюджета для обеспечения расходных программ и экономического регулирования. Этим объясняется, что налоговой системе Кыргызстана присущ преимущественно фискальный характер, что в определенной степени затрудняет реализацию других, не менее важных функций налогообложения.

Конечно же, без повышения уровня налоговых сборов нельзя рассчитывать на достижение в стране стабильной макроэкономической ситуации, увеличение притока государственных и иностранных инвестиций, действенной эффективной поддержки социального сектора, но в то же время только стабильная, растущая экономика способна обеспечивать достаточно доходы для государственного бюджета.

Нестабильность экономической политики государства нашла свое отражение в налоговой системе. Кыргызская Республика в условиях отсутствия практического опыта построило налоговую систему, которая не только не создала стимулы для преодоления спада производства, но и не смогла реализовать в полной мере свою главную фискальную функцию. Это объясняется тем, что сильное влияние на формирование налоговой политики КР оказал экономический кризис, который отразился и на количестве налогов, и на их структуре и ставках. Характерным был крен в сторону гипертрофированного усиления фискальной функции налогов, так как в условиях бюджетного дефицита, резкого падения объемов производства, высокой инфляции велик был соблазн все экономические проблемы государства решать путем увеличения количества налогов и повышения их ставок. Формирование налоговой системы без надлежащей налоговой политики помимо перекосов в налоговой системе привело к росту налогового бремени, неравномерному налоговому прессу по отдельным регионам и сферам деятельности.

К одной из важных причин сложившейся экономической ситуации в Кыргызской Республике можно отнести недостатки налоговой системы, связанные с неравномерным налогообложением разных отраслей и типов предприятий, вследствие которого, многие предприятия и граждане вынужденно ушли в «тень». Так, по оценкам Национального статистического комитета КР доля теневой экономики в ВВП составляет около 40%[1], а по неофициальным данным – около 60%. Как известно, теневая экономика негативно влияет на налоговую и социальную базу, создает несправедливую конкуренцию для зарегистрированных предприятий, ведет к порочному кругу взаимного увеличения налогового бремени и теневого сектора, искажает официальную статистику, что в конечном итоге, приводит к принятию неэффективных решений в области налоговой политики.

Одной из популярных идей вывода экономики из «тени» являлись снижение налоговых ставок, сокращение количества налогов. Так, с введением нового НК КР были снижены почти вдвое налоговые ставки подоходного налога, налога на прибыль с 20% до 10%, ставка НДС была снижена с 20% до 12% и увеличен регистрационный порог с 4 млн.сом до 8 млн.сом, вдвое сокращено количество налогов, введено всеобщее декларирование доходов и имущества; в значительной степени либерализано налоговое администрирование по отношению к добросовестному налогоплательщику и ужесточено по отношению к налогоплательщикам, уклоняющимся от налогообложения; введены механизмы партнерства государства и бизнеса по установлению ставок; созданы основы для перехода от системы сплошных ежегодных проверок к проверкам налогоплательщиков, деятельность которых имеет признаки уклонения от налогообложения, на основе методов анализа по оценке рисков неуплаты налогов; предусмотрена возможность предоставления налоговой отчетности в электронной форме без непосредственного контакта налогоплательщиков и представителей налоговых органов с использованием сети Интернет и т.д.

Казалось бы, эти меры должны были стимулировать расширение налогооблагаемой базы и таким образом компенсировать потери доходов бюджета от уменьшения ставок. Но, очевидно, что эффект от снижения налоговых ставок в большей мере, зависит от того, какие преимущества получат предприятия, выходящие из тени. Оказалось, что для многих предпринимателей легальный статус сам по себе не является достаточной компенсацией издержек на уплату налогов. Возможными стимулами могли бы стать получение доступа к относительно дешевым кредитным ресурсам, прекращение неофициальных платежей коррумпированным представителям органов власти, эффективная правовая защита интересов предпринимателей в суде и т.п. Без этих обстоятельств снижение ставок не позволяет рассчитывать на существенное расширение налогооблагаемой базы. Кроме того, даже если расширение базы и произойдет, это может затянуться во времени, так как многие потенциальные налогоплательщики будут присматриваться к ситуации и изучать опыт тех, кто выйдет из «тени» первыми. Из сказанного следует, что снижение ставок оправдано только тогда, когда есть основания полагать, что это не приведет к снижению доходов бюджета, или есть очень веские причины пожертвовать частью доходов бюджета (которые должны будут компенсироваться за счет других источников). В качестве одной из таких веских причин может рассматриваться устранение налоговых препон к развитию малого и среднего предпринимательства. Эта часть экономики в большой степени полностью или частично находится сейчас в «тени», но может оставаться там только при относительно небольших размерах производства. Следует учитывать и большую налоговую нагрузку на законопослушных налогоплательщиков, а также неравномерность налогового бремени по отраслям экономики. Так, наличие налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, что также способствуют развитию теневой экономики.

Как известно, перспективы становления рыночной экономики находятся в жесткой зависимости от успехов развития предпринимательских структур. При этом особую роль играет малое и среднее предпринимательство, которое при соответствующей поддержке государства обеспечит насыщение платежеспособного спроса и необходимые структурные сдвиги в экономике, формировании конкурентной среды, расширении налогооблагаемой базы и, следовательно, увеличения государственных доходов.

Существуют сложности и в администрировании налогов – это многочисленные возможности уклонения от уплаты на­логов; разнообразные льготы, приводящие к неравенству налогоплательщиков и наносящие огромный ущерб экономике; появление на рынке множества фирм-однодневок, в то время как, права налоговой службы чрезвычайно ограничены, а профессия налогового инспектора низкооплачиваема.

Проводимые экономические преобразования в стране требуют системного решения, необходимы меры по дальнейшей оптимизации налогообложения, предусматривающие институциональные реформы в налоговой сфере, нацеленные на улучшение администрирования всей налоговой системы и стимулирование экономической деятельности в нашей республике.

На данном этапе, в ходе реализации налоговых законов в Кыргызской Республике возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хронического бюджетного дефицита и эмиссии денег.

Таким образом, одной из основных целей налоговой политики государства является проведение эффективной политики для устойчивого экономического развития путем снижения общей налоговой нагрузки, создание благоприятных условий для активизации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Республики, стимулирование инвестиционной активности, улучшение администрирования налогов и исполнения государственных программ развития.

Ведь, именно налоги потенциально способны создавать благоприятные условия для экономического роста страны в целом, что повышает благосостояние каждого конкретного человека. Двигаясь к стабильному рыночному хозяйствованию, государство должно создавать адекватную ему налоговую систему, которая отвечала бы интересам каждого отдельного человека. Поэтому построение справедливой и эффективной налоговой системы, а также обеспечение ее ясности, предсказуемости, прозрачности и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, экономического прогресса Кыргызской Республики и успешного интегрирования нашей экономики в мировую.

Библиографический список

1. Данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики за 2015-2016 годы
2. Рысалиева М.Ш. Налоговая система КР: история, современное состояние, перспективы. Монография. Бишкек, 2009
3. Пансков В.В., Князев В.В. Налоги и налогообложение. М., 2009
4. Налоговый кодекс КР от 17.10.2008г.
5. Стратегия развития Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики на 2015-2017 годы
6. «Концепция фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы и План мероприятий по реализации Концепции фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы от 7 июля 2015 года № 455

Читайте также: