Что главнее прокуратура или налоговая

Опубликовано: 27.04.2024

Вы знаете, что делать, если в компанию с проверкой пришли налоговая, прокуратура и Росгвардия? Мы знаем и рассказываем вам.

Тема проверок — большая, поэтому посвятим ей две статьи. Сегодня — первая: разбираемся, как прекратить проверку, не пустить в офис полицию и собирать компромат на проверяющих. Наш эксперт — адвокат Дмитрий Гриц, ему слово.

Дмитрий Гриц

Какими бывают проверки

У предпринимателей много проверок, они зависят от сферы бизнеса. Для простоты их можно разделить на три группы.

Единый реестр проверок. По словам экспертов, пока там 20% от всех проверок

Ведомственные плановые проверки, это когда приходит Роспотребнадзор, МЧС или налоговая. В этот момент они пока никого не подозревают и не пытаются раскрыть преступление, а проверяют на соответствие закону: вешает ли магазин ценники с правильной маркировкой, соблюдает ли требования по охране труда, достаточно ли заплатил налогов.

Для проверки могут организовать закупку.

Оперативники проверяют бар. Для проверки просят знакомого 16-летнего парня купить алкогольный коктейль и посмотреть на действия бармена.

Чтобы усложнить проверку, выбирают парня, который выглядит старше, на 20-22 года. Вдобавок его просят купить не коктейль, а что-то подороже и сразу бутылку.

Когда парень подходит к бармену, оперативники смотрят на реакцию. Если бармен сначала спрашивает документы и в итоге отказывает в продаже, значит, всё в порядке. Если на глаз определяет возраст и продает алкоголь, бар получит штраф.

Проверки для уголовного дела — это самые жесткие проверки. Уголовное дело можно возбудить по чьей-то жалобе или сами ведомства что-то узнали.

Налоговая может решить, что компания — обнальщик, и прийти с проверкой. А может не только к потенциальному обнальщику, а еще к ее подрядчикам и клиентам. Логика такая: раз компания уходит от налогов, ей в этом помогают.

Налоговая или другое ведомство, может прийти с полицией или прокуратурой. К моему доверителю-кафе, пришла проверка с прокуратурой и Росгвардией.

У ведомств не хватает полномочий, поэтому они приводят с собой силовиков. Налоговая не может изъять телефон бухгалтера, а полиция или следственный орган могут.

Налоговая не может изъять ноутбук бухгалтера, а полиция или следственный орган могут

Обычно с проверкой приходят несколько человек, например, два-три налоговых инспектора и два оперативника. Инспекторы знают, что искать и спрашивать, а оперативники открывают нужные двери.

Что не так с проверками

Сами по себе проверки полезны. Кто-то должен контролировать, что в магазинах нет просроченного товара, кафе не продают алкоголь несовершеннолетним и с пожарной безопасностью на частных курсах по ЕГЭ всё в порядке. Проблема в подходе.

В России действует палочная система: чем больше компаний проверила налоговая и собрала штрафов, тем эффективнее работает. Это относится ко всем надзорным органам: Роспотребназдору, МЧС, Росздраву. При таком подходе у предпринимателей мало шансов избежать проверок и необъективных санкций по итогам.


С 2018 года палочная система отменяется и надзорные органы будут оцениваться по качественным критериям. Теперь задача проверяющих не штрафовать, а предупреждать трагедии.

Если МЧС проверил кафе, оштрафовала, а там всё равно пожар, МЧС плохо работает.

Чтобы заработать баллы, МЧС должен проверять только тех, кто, скорее всего, не соблюдает правила пожарной безопасности, а не всех подряд. Еще помогать усилить безопасность, что-то посоветовать или, наоборот, отсоветовать.

Подход «Мы оштрафовали — мы свое дело сделали», не считается хорошей работой.

Цифры и комментарии о проверках — в докладе омбудсмена за 2017 год

Сложно сказать, насколько изменятся проверки в следующем году. Может, их станет так мало, что компании забудут о них навсегда. Но это вряд ли, поэтому советую быть готовым. Обычно законы только на бумаге выглядят здраво, а на деле поведение проверяющих органов так быстро не меняется. Поэтому лучше рассчитывать, что пришли, чтобы что-то найти и оштрафовать.

Как пройти проверку

Общего совета, как пройти проверку, нет. Проверки разные.

Если это обыск, проверяющие могут ходить где угодно и смотреть что угодно, не дожидаясь уполномоченного — директора или любого, у кого есть доверенность представлять компанию во время проверок.

Если осмотр помещения — должны дождаться уполномоченного. Уполномоченный не в офисе — проверяющие ждут.

Требования к проверяющим зависят от специфики компании. Если проверяющие хотят осмотреть кухню ресторана, у них должна быть медицинская книжка и соответствующая одежда. Если в магазине есть кухня для сотрудников, проверяющие могут заходить без книжки. Выходит, в одном случае можно оспорить проверку, в другом — нет. Поэтому расскажу, что делать с проверками в целом.

Идеальный подход к проверке состоит из четырех этапов:

  • проанализировать риски компании и свести их к минимуму: продумать, по какому поводу и кто может прийти, провести внутреннюю проверку, ликвидировать или минимизировать нарушения;
  • подготовиться к проверке с тренингом. Юристы-тренеры моделируют опрос с проверяющими, задают провокационные вопросы, действуют на нервы. После этого разбирают неправильные ответы и советуют, как лучше отвечать.

Тренинги обычно проходят в семь утра или в десять вечера, чтобы сотрудники устали и им сложнее было отвечать. Так тренер воссоздает условия проверки;

  • правильно пройти проверку. Правильно — это не дать проверяющим повода оштрафовать компанию;
  • оспорить результаты проверки, если проверяющие нашли причину для штрафа или действовали незаконно.
  • Первые два этапа пропускают почти все компании, и проверка приходит внезапно. Поэтому расскажу, что делать, если пришла проверка с полицейскими.

    Завести журнал проверок

    Есть простой подстраховочный шаг — завести журнал проверок. По закону компании обязаны его заводить, но если журнала нет, никто штрафовать не будет.

    Лучше, чтобы журнал все-таки был. Он может отпугнуть проверяющих, а если не испугались, после проверки помогает ее оспорить.

    Журнал — это стопка листов А4 формата, которые вы скрепили, подписали и поставили печать, если она есть. Еще у журнала есть обязательная форма, поэтому чистые листы не подойдут, надо распечатать шаблон.

    Некоторые канцелярские магазины продают журналы проверок, можно не тратить время, а купить готовый:


    Журнал понадобится сразу, как кто-то зайдет с проверкой.

    Не открывать дверь сразу

    Не спешите открывать дверь «гостям», если есть возможность. Например, дверь офиса закрывается изнутри и вы пускаете только по звонку в домофон. В домофон кто-то позвонил и сказал, «чтобы открывали, проверка».

    Сначала спросите, что это за проверка, например, налоговая с полицией или Роспотребнадзор с полицией. Следующий вопрос — какая цель проверки. Надо расслышать слова: «обследование», «обыск» или «выемка». Если обследование, у вас есть передышка.

    При обследовании нельзя войти в закрытый офис, только с разрешения уполномоченного сотрудника компании. Чаще всего, это адвокат.

    Формально можно не пускать проверяющих хоть неделю, если адвокат не приехал. На практике так не получится. Поэтому пока проверяющие отвечают на вопросы, звоните адвокату или тому, кто может помочь с проверкой.

    Скорее всего, проверяющие не захотят стоять на улице и отвечать на вопросы. Им можно ответить:

    «Я хочу убедиться, что за дверью люди, которые представляются полицией, действительно полиция, а не грабители или распространители театральных билетов. Поэтому я задаю вопросы, чтобы всё проверить».

    Сложно сказать, насколько получится задержать проверяющих. Может, на минуту, может на десять.

    Задержка бывает опасной. Если вы не расслышали цель проверки и оказалось, что проверяющие пришли с обыском, они вправе взломать дверь и войти. Поэтому на всякий случай лучше не затягивать, и как дозвонитесь кому надо, открывайте дверь.

    Быть вежливым

    О проверках много разных разговоров:


    Проверяющие — обычные люди, и они бывают разными, поэтому и проверки у всех проходят по-своему. Чем агрессивнее вы ведете себя при проверках, тем больше вредите. За эмоциями можно пропустить что-то, что поможет оспорить результаты проверки.

    Еще полиция вправе вызвать наряд и увезти в отделение. Агрессия в адрес полицейских может считаться отдельным правонарушением. Поэтому на время проверки надо стать спокойным и вежливым до ломоты в скулах.

    Записывать видео

    Съемка в своем офисе не запрещена, даже если вы снимаете полицейских. Идеально, если камеры установлены снаружи и внутри офиса, и их много. Если сомневаетесь, что все разговоры и действия проверяющих попадут на камеру, можно записать на телефон.

    Запись понадобится, чтобы оспорить проверку. Например, проверяющие отказались показывать документы, а сразу стали задавать вопросы главбуху — это нарушение. После проверки можно подать жалобу и отменить результаты проверки. Запись станет доказательством.

    Лучше снимать скрыто, так больше шансов, что проверяющие расслабятся и будут вести себя, как им хочется, а не как требует закон. Обычно снимаю так: включаю запись на телефоне, держу руку у ремня брюк и поворачиваюсь к тем, кто со мной сейчас говорит. Второй вариант — ношу телефон камерой вперед в нагрудном кармане пиджака, если он не очень глубокий.

    Если проверяющие заметили телефон, не выключайте его. Иногда они пугают фразой, что снимать полицейских нельзя. На это можно отвечать:

    «Мы находимся в офисе, который арендует моя компания на законных основаниях. В этом офисе я волен делать, что считаю нужным в рамках закона. Даже если я снимаю, основным объектом съемки является офисное помещение, а ваше присутствие в офисе — ваша воля».

    Снимать надо сразу, как только поняли, что пришла проверка. А выключать запись, когда проверяющие уходят.

    Убедиться, что пришли по адресу

    Как должны проходить проверки, описывают несколько законов. Основной, он защищает предпринимателей — 294-ФЗ. Суть в том, что нельзя просто так прийти с проверкой. Для этого нужны документы, даже людям в форме.

    Не важно, как выглядят проверяющие и сколько их, задача — убедиться, что они пришли по адресу. Для этого вы говорите:

    «Здравствуйте! Покажите, пожалуйста, документы на проведение мероприятий, проверок».

    Вам могут ответить, в духе: «Это проверка налоговой». Такой ответ не подходит, требуйте документы. Если в документах ошибка, есть шанс прекратить проверку или отстрочить, пока проверяющие переделают документы.

    Для каждой проверки свои документы, например, постановление или судебное решение. В любом документе должно быть:

    • кто назначил проверку. Например: «Старший следователь следственного отделения Кировского РОВД г. Саратов, старший лейтенант юстиции Иванов И.И. в связи с имеющимся в производстве уголовным делом N 111-2222-3, возбужденным по признакам ч. 3 ст. 159 УК РФ»;
    • тип проверки. Например, обследование помещения, выемка или обыск. Этот пункт объясняет, что не так и зачем понадобилась проверка. Обычно тип проверки — в начале документа или это его название;
    • лица, кому поручена проверка — фамилия, имя, отчество, должность. Людей может быть несколько;
    • сведения о компании, которую проверяют. ИНН, название, полный адрес.

    В документе надо проверить сведения о компании. Часто есть неточности в адресе, особенно, в корпусе или букве.

    Офис по адресу: Измайловский бульвар, 1, корпус 1, литер «А».

    В документе на проверку — Измайловский бульвар, 1/1. Нет буквы и вместо корпуса — дробь.

    Если адрес в документе не совпадает с реальным адресом, проверка незаконна. Чтобы ее прекратить, можно сказать:

    «Вам необходимо пройти по тому адресу, который указан в вашем постановлении. Это не тот адрес, и ваше нахождение здесь незаконно».

    Возможно, на любые просьбы показать документы, проверяющие огрызнуться и ничего не покажут. Драться с ними не надо. Можно записывать разговор на видео, а потом подать жалобу на незаконную проверку.

    Проверить, кто есть кто

    Теперь надо убедиться, что к вам пришли из органов и все эти люди вправе вас проверять.

    В документе на проверку написано «Березов Иван Сергеевич», а вместо него в дверях стоит «Игнатов Дмитрий Николаевич». Игнатов не вправе проверять, он должен выйти из офиса.

    Чтобы понять, кто есть кто среди проверяющих, попросите документы. Для этого подходит фраза:

    «Я увидел в постановлении пять имен. Пожалуйста, покажите ваши документы, чтобы я мог сверить, кто есть кто».

    Лишние люди могут отсрочить проверку. Вдруг только Игнатов разбирается в сфере, где работает магазин, и без него не получится найти, за что штрафовать.

    Если нашлись лишние люди, можно сказать:

    «Полномочия на проверку только у тех лиц, кто указан в постановлении. Всех остальных прошу покинуть офис, потому что вы незаконно находитесь на частной территории. Иначе я вынужден вызвать наряд полиции.

    Если проверяющие не показывают документы, не надо спорить. Звоните на телефон спасения — 112, и жалуйтесь:

    «Здравствуйте! В мой офис вошли люди, представились полицейскими и налоговой, но не показывают документы. Я не знаю, кто они, и опасаюсь за свою жизнь и имущество».

    Звонить лучше при проверяющих и громко, так ни у кого не будет сомнений, что вы настроены бороться. Скорее всего, после звонка проверяющие покажут служебное удостоверение.

    Как проверяющие покажут удостоверения, убедитесь, что они все работают. Для этого перепишите ФИО, звания и подразделения, посмотрите в гугле номера телефонов этих подразделений и позвоните. Можно так и спросить: «Ко мне пришли такие-то с проверкой. Пожалуйста, проверьте, они еще работают у вас?».

    Чем может закончиться проверка ОБЭП

    Записать проверку в журнал

    Если у вас уже есть журнал проверок, отлично. Сейчас самое время в него записывать сведения. Если журнала нет, попросите своих сотрудников распечатать бланк, к нему еще три листа, и сделайте вид, что это и есть журнал.

    Задача — сказать проверяющим, что у вас есть журнал проверок и вы хотите записать проверку в журнал. Если нет реальных оснований для проверки, есть шанс, что проверка на этом закончится. Шанс небольшой, но лучше его использовать.

    Переписать сведения о проверке должен сам проверяющий, а еще расписаться.


    Скопировать документ о проверке

    Чтобы оспорить результаты проверки, понадобится ее описание: кто и что проверял, когда и почему. Поэтому на руках должна быть ксерокопия документа о проверке. Ксерокопию можно попросить вот так:

    «Хочу скопировать постановление о проверке. Я отнесу его вон к тому ксероксу, он стоит в коридоре. Кто-то из вас может пойти со мной».

    Вам могут не разрешить скопировать документ о проверке. Тогда перепишите на любой лист слово в слово без сокращений.

    На проверку документов может уйти час. Если это не обыск или выемка документов, вы вправе никого не пускать в офис, пока всё не проверите. Пусть проверяющие постоят в коридоре.

    Скорее всего, проверяющим не понравится ждать, кто-то начнет пробовать пройти в офис и осмотреться. Не останавливайте силой — нельзя даже касаться локтя, это может считаться попыткой напасть на сотрудника полиции. Всё что вы вправе сделать — записывать действия проверяющих и говорить, что они нарушают закон.

    Нельзя даже касаться локтя, это может считаться попыткой напасть на сотрудника полиции

    Это не всё, что надо сделать во время проверки. Предстоит найти понятых, распознать подвох в вопросах проверяющих и не подставить себя, проверить протокол. Обо всем — читайте во второй статье.

    Короче

    Что сделать до проверки

    Как минимум — завести журнал проверок. Журнал может отпугнуть проверяющих. Если не выйдет, с его помощью можно оспорить проверку и штраф

    Во время проверки. Начало

    Записывать всю проверку на видео

    Убедиться, что у проверяющих есть:

    — документ о проверке, например, постановление или распоряжение;

    — в документе правильные сведения о компании, вплоть до адреса;

    — ФИО проверяющих из документа совпадают с ФИО людей, которые вошли в офис.

    Скопировать документ или переписать его от руки

    Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами. Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки. Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере. Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.

    Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа.

    Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.

    Прокурорской проверке регламент не писан

    Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:

    • Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
    • разъяснения Конституционного суда РФ;
    • документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.

    Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.

    1. Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
    2. Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
    3. Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
      • постановление;
      • протест;
      • представление;
      • предостережение.

    Прокурорская проверка плановой не бывает

    Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:

    • недовольный клиент;
    • ваш контрагент;
    • правоохранитель;
    • любой бдительный гражданин.

    Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.

    ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.

    Повод для визита

    ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:

    • в экстремистской деятельности;
    • в действиях, угрожающих безопасности государства;
    • в нарушении миграционных законов и т.д.

    Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.

    Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?

    Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:

    • обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
    • гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
    • ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.

    Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.

    К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться. За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности. А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.

    Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке

    Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?

    1. Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
    2. Получить для изучения требуемые материалы и документы.
    3. Запрашивать документы для более глубокого изучения.
    4. Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
    5. Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.

    Советы проверяемым

    Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.

    Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.

    Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:

    Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.

    Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.

    Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.

    Что в итоге?

    Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:

    • представление с требованиями об устранении нарушений;
    • предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
    • инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
    • переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).

    Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.

    ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.

    Оглавление.

    Вступление.
    I. ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИХ ВОЗВРАЩЕНИЯ ПРОКУРОРУ.
    1.1. Сведения о личности обвиняемого, об организации.
    1.2. Не указаны перечень доказательств, подтверждающих обвинение, доказательства, на которые ссылается сторона защиты, и краткое их содержание.
    1.3. Возбуждение уголовного дела. Ознакомление с материалами дела.
    II. СВОЙСТВЕННЫЕ ТОЛЬКО ДЛЯ НАЛОГОВЫХ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИХ ВОЗВРАЩЕНИЯ ПРОКУРОРУ.
    2.1. Не указаны нарушенные конкретные нормы законодательства о налогах и сборах, действовавшего на момент совершения преступления.
    2.2. Объективная сторона.
    2.2.1. Время совершения налогового преступления.
    2.2.2. Место совершения налогового преступления.
    2.2.3. Способ совершения преступления. Взаимоотношения с контрагентами.
    2.2.4. Экспертиза. Размер ущерба, процентное соотношение. Специалист.
    2.2.5. Преюдиция.
    2.3. Субъективная сторона.
    2.3.1. Субъект. Соучастие.
    2.3.2. Умысел. Мотив.
    2.4. Изменения в уголовном законе.
    2.5. Некоторые особенности по ст. ст. 199.1 и 199.2 УК РФ.

    2.2.2. Место совершения налогового преступления.

    Из Обзора апелляционной и кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Волгоградского областного суда за 1 полугодие 2019 года усматривается: суд посчитал, что в обвинительном заключении, а также в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого не отражено время и место совершения объективной стороны деяния в виде включения в налоговые декларации заведомо ложных сведений, а лишь имеется указание на место предоставления таких сведений уже после включения их в налоговые декларации в ИФНС. Но по выводам апелляционной инстанции действия оканчиваются представлением виновным лицом налоговой декларации, содержащей ложные сведения, поэтому местом совершения преступлений, предусмотренных ст. 198 - 199.1 УК РФ, является инспекция ФНС России, в которой зарегистрирован налогоплательщик и куда были внесены налоговые документы. Возвращение дела прокурору отменено.

    Местом совершения преступления по ст.199.1 УК РФ является фактическое место работы налогового агента, неуказание которого повлекло возвращение дела прокурору (апелляционное постановление Орловского областного суда от 19.01.2016 № 22-44/16).

    Местом совершения преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, является место постановки организации на налоговый учет, поэтому дело прокурору возвращено неверно (апелляционное определение Архангельского областного суда от 02.02.2015 № 22-259/15).

    2.2.3. Способ совершения преступления. Взаимоотношения с контрагентами.

    Курский областной суд в апелляционном постановлении от 06.08.2019 № 22-1036/2019 по делу по ст. 198 УК РФ пришел к выводу, что не могут являться основанием для возвращения уголовного дела прокурору выводы суда о том, что в обвинительном заключении органом следствия не приведены конкретные наименования лиц, которым обвиняемый оказывал услуги, у которых приобретал строительные и иные производственные материалы без составления первичных финансово-хозяйственных документов, и основания, по которым эти лица не являлись плательщиками НДС, поскольку в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении описаны конкретные действия. Постановление о возвращении уголовного дела прокурору отменено.

    Примерно такой же вывод и в апелляционном постановлении Московского областного суда от 27.06.2019 № 22-4114/19: отсутствие указания в фабуле обвинения сумм денежных средств, перечисленных в адрес каждой организации за каждый конкретный налоговый период либо общей суммы перечисленных денежных средств в адрес каждого юридического лица, не является нарушением ст.ст. 73, 171 УПК РФ. Возвращение дела прокурору отменено.

    А Московский городской суд иного мнения: неуказание суммы перечисленных денежных средств в адрес каждой организации, исходя из которых подлежат уплате налоги, лишает возможности защищаться от обвинения. Дело направлено прокурору законно (апелляционное постановление от 10.12.2018 № 10-21622/18).

    В обвинении не указано - какие именно ложные сведения внесены в налоговые декларации, поэтому дело возвращено прокурору (апелляционное постановление Тюменского областного суда от 27.11.2018 № 22-2585/18).

    В нарушение ст.ст. 171, 220 УПК РФ в обвинительном заключении не указаны суммы денежных средств, которые были перечислены контрагентам за каждый налоговый период, либо общая сумма перечисленных денежных средств, исходя из которых установлена подлежащая уплате в бюджет сумма (апелляционное постановление Московского городского суда от 07.11.2018 № 10-19942/18).

    Не приняты во внимание доводы, изложенные в ходатайстве стороны защиты о проведении по делу судебно-бухгалтерской экспертизы в целях правильного установления способа совершения преступления («налоговой оптимизации» и вывода денежных средств через структурные подразделения холдинга) (апелляционное постановление Московского городского суда от 10.10.2018 № 10-18080/18).

    По одному делу по ст. 199 УК РФ мы, защитники, утверждали, что в нарушении требований закона в обвинительном заключении не указан способ уклонения от уплаты налогов; в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого отсутствует однозначный вывод о конкретной сумме неуплаченных налогов и доля неуплаченных налогов; не в полном объёме указаны в обвинительном заключении и в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого сведения о сроках уплаты каждого конкретного налога и период возникновения задолженности по налогам из вменяемых в общей массе налогов; не содержатся данные о том, какие конкретно нормы законодательства о налогах и сборах, действовавшие на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым; отсутствуют данные, указывающие на наличие прямого умысла на совершение вменяемого ему преступления, что лишает суд возможности рассмотреть уголовное дело по существу и вынести законное и обоснованное решение. Суд согласился и пришел к выводу, что эти нарушения создают неопределенность в сформулированном органом следствия обвинении, нарушают право на защиту, поскольку лишают его возможности определить объём обвинения, от которого он вправе защищаться, являются существенными и неустранимыми в ходе судебного разбирательства (апелляционное постановление Московского городского суда от 16.05.2018 № 10-8063/18).

    Из апелляционного постановления Оренбургского областного суда от 04.04.2018 № 22-837/18 следует, что органы предварительного расследования не указали суммы денежных средств, которые перечислены налогоплательщиком за каждый налоговый период и отдельно в каждую организацию-контрагенту.

    Из описания преступного деяния по ч.1 ст. 199 УК РФ в приговоре следует, что обвиняемый уклонился от уплаты в бюджет налога путем представления в налоговый орган налоговых деклараций, содержащих заведомо ложные сведения о налоговых вычетах по НДС, уменьшив суммы исчисленных и уплаченных НДС, а также путем представления налоговых деклараций по налогу на прибыль с неправомерно включенными в данные налоговые декларации сведениями о полученных доходах и понесенных расходах, уменьшив суммы исчисленных и уплаченных налогов на прибыль. Таким образом, способом совершения преступления является включение в налоговую декларацию, заведомо ложных сведений. Аналогичное описание преступного деяния содержится в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении. Вместе с тем, действия органом предварительного следствия и судом были квалифицированы по ч.1 ст. 199 УК РФ как уклонение от уплаты налогов, сборов и организации путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, в крупном размере. В данном случае изменение обвинения в ходе судебного разбирательства с изменением признака преступления, который не инкриминировался обвиняемому, невозможно, поскольку нарушает право на защиту осужденного (апелляционное постановление Тюменского областного суда от 26.10.2017 № 22-2363/17).

    Органы следствия не указали суммы денежных средств перечисленных в адрес контрагентов за каждый налоговый период, либо общую сумму перечисленных денежных средств, исходя из которых установлена подлежащая уплате в бюджет сумма (апелляционное постановление Московского городского суда от 09.08.2017 № 10-13097/17).

    Адвокаты могут получить информацию о плательщиках только с согласия последних

    Департамент налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ подготовил Письмо от 13 июля 2018 г. № 03-02-08/48955, в котором даны разъяснения по вопросу о представлении налоговым органом сведений о физическом лице, составляющих налоговую тайну, его адвокату. Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков отметил, что таким разъяснением нарушается принцип состязательности сторон, так как сторону защиты лишают возможности получать необходимые сведения. Также он сообщил, что Федеральная палата адвокатов РФ совместно с Минюстом России разрабатывает соответствующий законопроект об усилении гарантий адвокатов, направленных, в том числе, на усиление института адвокатского запроса.

    По мнению Минфина, любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов составляют налоговую тайну (п. 1 ст. 102 НК РФ), но к ней не относятся общедоступные сведения, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя, сведения об ИНН, налоговых нарушениях и мерах ответственности за них.

    Напомним, ранее «АГ» писала о том, что налоговый орган отказался предоставить информацию по адвокатскому запросу адвокату АП Курской области Владимиру Иванову. Управление ФНС мотивировало свой отказ тем, что запрашиваемые сведения существуют только в электронной форме и поэтому заверенные копии истребуемых документов не могут быть представлены.

    Определением первого заместителя прокурора Курской области от 20 июля в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица УФНС было отказано. Прокуратура руководствовалась тем, что запрашиваемая информация является конфиденциальной согласно Порядку доступа к конфиденциальной информации налоговых органов и составляет налоговую тайну в соответствии со ст. 102 НК РФ. Кроме того, прокуратура сослалась на то, что выдача третьим лицам сведений, поступающих в налоговые органы из Росреестра в рамках межведомственного взаимодействия, не предусмотрена Соглашением ведомств от 3 сентября 2010 г. о взаимодействии и взаимном информационном обмене.

    После этого Владимир Иванов уведомил Федеральную палату адвокатов РФ о сложившейся ситуации, а также о позиции региональных налогового органа и прокуратуры касательно предоставления информации по адвокатскому запросу.

    Редакция «АГ» попросила Владимира Иванова прокомментировать появившиеся разъяснения Минфина. Адвокат полагает, что Закон об адвокатуре не предусматривает предварительного уведомления налогоплательщиком налогового органа о предоставлении информации его адвокату. По его мнению, если информация составляет налоговую тайну, право на ее получение адвокатом может отдельно указываться в доверенности, копия которой может прилагаться к адвокатскому запросу (несмотря на то, что приказом Минюста об адвокатском запросе это прямо не предусмотрено).

    Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, комментируя позицию Минфина, отметил, что письмо ведомства является очередным подтверждением проблемы нормативного регулирования института адвокатского запроса, по которому недоступна любая охраняемая законом тайна. Он также подчеркнул, что в настоящее время «насчитывается более 70 видов охраняемой законом информации».

    По мнению Андрея Сучкова, Минфин вполне обоснованно утверждает, что адвокат может получить по своему запросу информацию в отношении лица, только если это лицо даст свое согласие на передачу информации. Но в то же время возникает проблема, касающаяся состязательности сторон: «Что бы говорила сторона обвинения, если ее поставить в такую же ситуацию, когда ее запросы выполнялись бы в зависимости от желания или нежелания лица, в отношении которого они ведут расследование?»

    Исполнительный вице-президент ФПА РФ считает, что нормы Закона об адвокатском запросе необходимо незамедлительно менять и в части сокращения срока получения ответа на запрос, и по объему получаемой информации, которая может быть ограничена лишь государственной тайной. Андрей Сучков сообщил, что ФПА РФ совместно с Минюстом России занимается этой проблемой, разрабатывая соответствующий законопроект об усилении гарантий адвокатской профессии, в том числе направленных на усиление института адвокатского запроса.

    Прокуроры защитят добросовестных бизнесменов от необоснованных проверок, излишнего административного давления и волокиты со стороны чиновников. Фото: Петр Ковалев / фотохост-агентство ТАСС

    Артем Николаевич, этим летом вступят в силу положения нового закона о госконтроле. Предприниматели полны надежд, что это нововведение значительно упростит им жизнь и снимет излишнее давление на бизнес в лице многочисленных проверяющих. А что думают по этому поводу прокуроры, у которых теперь значительно прибавится надзорных полномочий и, соответственно, нагрузки?

    Артем Кононенко: Хочу напомнить, что Генпрокуратура активно участвовала во всех стадиях его принятия - от разработки концепции Минэкономразвития России и до обсуждения в думских комитетах.

    Наряду с прочими нововведениями закон существенно расширяет арсенал видов контрольно-надзорных мероприятий, проводимых во взаимодействии с подконтрольными субъектами. В дополнение к "традиционным" проверкам и контрольным закупкам устанавливаются такие форматы "общения" инспектора и бизнесмена, как мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд. Но с 1 июля любой визит проверяющего к бизнесмену возможен только с согласия прокурора.

    При этом вся система контрольно-надзорной деятельности России будет базироваться на риск-ориентированном подходе. Согласно ему, будет введено шесть категорий риска возможного причинения вреда - от низкого до чрезвычайно высокого. И, например, при категории низкого риска проверки такого объекта могут не проводиться несколько лет.

    Все жалобы предпринимателей - на особом контроле

    Когда почти вся страна ушла на удаленку и самоизоляцию во время пандемии, бизнесмены лишились личного общения с прокурорами?

    Артем Кононенко: Новые реалии 2020 года потребовали существенной корректировки надзорной деятельности, но непосредственный диалог прокуроров с предпринимателями не прерывался. После введения в стране ограничительных мер Генеральный прокурор Игорь Краснов провел серию оперативных совещаний с участием прокуроров субъектов РФ, которых сориентировал на необходимость регулярного "живого" общения с деловым сообществом посредством видео-конференц-связи. В то же время глава надзорного ведомства лично провел встречи с представителями бизнес-сообщества в Симферополе, Калининграде, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске и на островах Курильской гряды.

    Фото: Предоставлено пресс-службой Генпрокуратуры.

    Фото: Предоставлено пресс-службой Генпрокуратуры.

    Не потерял своей актуальности функционирующий уже четыре с половиной года канал обратной связи органов прокуратуры с бизнес-сообществом. Такой способ взаимодействия позволяет максимально оперативно отслеживать сигналы о помощи бизнесу и принимать меры по защите и восстановлению прав предпринимателей. В прошедшем году на этот электронный ресурс поступило более 1,7 тысячи сообщений о нарушении прав бизнесменов. Доводы каждого пятого нашли свое подтверждение.

    Проблемы бизнеса на Курилах и в Калининграде наверняка отличаются?

    Артем Кононенко: Напротив, личный прием показал общность проблем, с которыми сталкиваются предприниматели независимо от региона. Здесь речь идет об административном давлении, волоките органов власти, невозможности получения гарантированных выплат, истребовании излишних документов. А также необоснованных проверках контролирующих органов, неисполнении государственными и муниципальными заказчиками своих финансовых обязательств перед добросовестными хозяйствующими субъектами.

    По всем поступившим в ходе таких мероприятий обращениям проведены проверки, приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования, права предпринимателей восстановлены.

    Например, в Сахалинской области после вмешательства прокуратуры публичные заказчики погасили долги перед шестью предпринимателями в размере почти 33 млн рублей. В Волгоградской области муниципалитетом оплачено 3,4 млн рублей бизнесмену за оказанные им услуги по концессионному соглашению. В Севастополе для осуществления хозяйственной деятельности предпринимателям в аренду без торгов предоставлен земельный участок.

    Чиновников заставят платить бизнесменам

    В прошлом году бизнесмены часто жаловались на просрочки или вообще неоплату выполненных контрактов. А чиновники все списывали на пандемию и говорили, что денег нет. То есть действительно виноват вирус или чиновники лукавили?

    Артем Кононенко: Эта проблема не нова. Прокуроры более пяти лет ведут активную работу по ликвидации долгов перед бизнесом. За этот период благодаря надзорному реагированию погашена задолженность по государственным и муниципальным контрактам на общую сумму около 180 млрд руб.

    В связи со сложной экономической ситуацией, вызванной пандемией, Генеральная прокуратура потребовала от нижестоящих прокуроров принять дополнительные меры к оплате заказчиками долгов.

    По оперативным данным, в результате прокурорского вмешательства только в прошлом году погашена задолженность перед бизнесом в размере почти 34 млрд руб.

    Фото: iStock

    Фото: iStock

    Что грозит чиновникам, которые "забывают" или даже не собираются платить бизнесменам?

    Артем Кононенко: Прокуроры активно использовали административно-правовые методы воздействия на должностных лиц заказчиков в связи с нарушением ими порядка и сроков оплаты по государственным и муниципальным контрактам. Благодаря их принципиальной позиции в Московской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Самарской и Свердловской областях по решениям суда должностные лица заказчиков, которые систематически игнорировали сроки исполнения финансовых обязательств по контрактам, дисквалифицированы на один год. Наряду с этим многие прокуроры приняли решительные меры по фактам заключения публичных контрактов, вовсе не обеспеченных необходимым финансированием. В каждом таком случае возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств.

    В республиках Тыва и Ингушетия, Приморском и Ставропольском краях, Калининградской и Костромской областях ими инициированы административные дела за нарушения при доведении денег до конкретных получателей, повлекшие образование у последних долгов перед бизнесом по исполненным контрактам.

    Продолжена практика предъявления регрессных исков для взыскания с должностных лиц дополнительных бюджетных расходов в виде пеней, штрафов и судебных издержек, возникших из-за просрочки оплаты по контрактам. А в Республике Тыва, Алтайском, Краснодарском и Красноярском краях, Владимирской, Свердловской и Ульяновской областях и других регионах такие действия заказчиков получили уголовно-правовую оценку.

    Проверок сверх плана не будет

    Можно сказать, что в прошлом году вирус сыграл на руку малому бизнесу, после того как был введен мораторий на проверки. Кстати, все контролеры его соблюдали?

    Артем Кононенко: Уже сейчас можно однозначно сказать, что введенные весной 2020 года правительством страны беспрецедентные ограничения контрольно-надзорной деятельности в период пандемии стали ключевым фактором поддержки бизнеса и нормализации экономической ситуации.

    Незамедлительно после их установления Генеральный прокурор принял управленческие решения для минимизации числа проверочных мероприятий и оперативной корректировки сводного плана. Это позволило прокурорам своевременно исключить из сводного плана более половины запланированных контролерами мероприятий - почти 200 тысяч, снизив их число до исторического минимума в 170 тысяч. К контро­лерам, проявившим в этом ­вопросе нерасторопность, прокуроры приняли меры реагирования.

    Как известно, необоснованному вмешательству контролирующих органов в хозяйственную деятельность призвана препятствовать процедура согласования с прокурором внеплановых выездных проверок и контрольных закупок. В 2020 году правительство обязало контролеров согласовывать с нами все внеплановые проверки, включая документарные. Только за первое полугодие эта мера позволила предотвратить проведение около половины из них - свыше 13 тысяч.

    Но срок действия моратория заканчивался 31 декабря, то есть уже в январе перед бизнесом маячила перспектива появления армии всевозможных проверяющих?

    Артем Кононенко: Мы эту тенденцию отметили еще в сентябре, когда на стадии формирования сводного плана на следующий год контролеры предложили около полумиллиона проверок. Для сравнения, в 2020 году планировалось лишь 384 тысячи мероприятий по контролю.

    Принимая во внимание значимость задачи поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях распространения коронавирусной инфекции, Генеральный прокурор направил предложения президенту и председателю правительства о введении моратория на проведение проверок малого бизнеса в 2021 году.

    Эта инициатива была поддержана руководством страны, правительством 30 ноября издано соответствующее постановление, а нами уже завершена корректировка проекта свод­ного плана. Приказом Генераль­ного прокурора полномочия по исключению из него мероприятий по контролю делегированы прокурорам субъектов РФ и приравненным к ним специализированным прокурорам, что позволило в сжатые сроки аннулировать проверки в отношении десятков тысяч субъектов малого предпринимательства. А всего из сводного плана проведения проверок прокурорами исключено свыше 100 тысяч кон­трольных мероприятий.


    Прокурор принимает в соседнем купе

    Генеральная прокуратура сегодня без преувеличения остается главным правозащитным органом страны. Ведь именно к прокурорам чаще всего обращаются и обычные граждане, и бизнесмены, и целые предприятия. Как сообщили корреспонденту "РГ" в надзорном ведомстве, в органы прокуратуры ежегодно поступает более 5 млн обращений граждан и предпринимателей.

    Практически по каждой пятой жалобе прокурорами выявлены нарушения закона и прав граждан. Непосредственно в приемную Генпрокуратуры обратились более 13 тысяч граждан. При этом Генеральный прокурор лично провел выездные приемы в нескольких регионах России, во время которых принял 108 человек. Заместители Генерального прокурора приняли около 1,5 тысячи граждан, прокуроры субъектов и приравненные к ним прокуроры военных и других специализированных прокуратур - 16 тысяч, прокуроры городов и районов - 180 тысяч. По результатам рассмотрения принятых на личном приеме заявлений выявлено свыше 60 тысяч нарушений законов, по которым принято 36 тысяч мер прокурорского реагирования.

    Фото: istock

    Фото: istock

    По-прежнему чаще всего люди были недовольны невыплатой зарплат, нарушением жилищных прав и многочисленными проблемами в коммунально-жилищном хозяйстве. Также граждане жаловались на приставов, которые не соблюдали исполнительное производство, а еще обращали внимание прокуроров на защиту природы и загрязнение окружающей среды.

    Надо отметить, что с прошлого года в работу самих прокуроров были внесены существенные коррективы. Игорь Краснов ориентирует подчиненных на особо внимательный подход без формализма и отписок к сообщениям о нарушении прав ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних, многодетных семей и малоимущих граждан. По наиболее острым обращениям контроль берет на себя лично Генпрокурор. Кроме того, была повышена ответственность прокуроров субъектов РФ за качество проверок по заявлениям граждан, а также упрощены процедуры обжалования решений прокуроров всех уровней.

    Несмотря на пандемию, более 40 процентов посетителей были приняты лично прокурорами и их заместителями.

    Проводилась работа по приему граждан в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах. Показал свою результативность прием граждан на железнодорожных и морских вокзалах, в аэропортах, в пунктах пропуска через Государственную границу и даже в поездах.

    К примеру, Байкальский транспортный прокурор организовал регулярный прием пассажиров прокурорами в поездах, когда они выезжали в командировки. Помогли в этом и железнодорожники - бригадир поезда выделял прокурору отдельное купе и объявлял пассажирам по громкой связи о проводимом прокурорском приеме.

    Читайте также: