Национальный доход налоги государственные трансферты

Опубликовано: 11.05.2024

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов, т.е. не зависящих от уровня дохода. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = С + m рc (Y – Т).

Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (РД = ЛД – Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов - увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения ( S ). Если мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ ( D Y = D С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов.

Подставив формулу (2) в формулу (1) и несколько перегруппировав, получим:

Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 – m рc) есть не что иное, как m рs (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов можно записать и как (- m рc / m рs). В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 - 0.8) = - 0.8 / 0.2 = - 4). Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию потребления: в функцию национального дохода Y= С + I + G, получим: Y = С + m рc (Y – Т) + I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор автономных налогов КТ, то и, следовательно D Y = КТ D Т

Следует обратить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (DТ= - 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (DY = - mрc /(1 – mрc) х (DТ) = - 0.8/(1 – 0.2) х 100 = - 4 х (-100) = 400)

2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (очевидно, что [mрc / (1- mрc)] а рост налогов сокращает совокупный доход на 400$ (DY = DТ х [-mрс /(1 – mрс)] = 100 х (- 4) = 400). Т.е. в результате совокупный доход (выпуск) увеличился на $100.

Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину ( D G = D Т). Как следует из нашего примера, одновременный рост и государственных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100 : 100 = 1).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: ,

а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: .

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

. Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.

Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов.

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в

себя различного вида социальные выплаты: пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсиди и.

Трансферты являются автономной величиной, поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: D Тr = D РД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна m рс /(1– m рс) или m рс / m р s . Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов:

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

Рефераты Курсовые Дипломные Контрольные Домашние задания помощь в учебе

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК РЕКЛАМНЫЙ БЛОК РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

date image
2014-02-02 views image
5729

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в

себя различного вида социальные выплаты: пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии.

Трансферты являются автономной величиной, поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: DТr = DРД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна mрс /(1– mрс) или mрс / mрs. Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

C = C + mpc (Y – T + Tr)

Y = C + I + G

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов:

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

Основными источниками поступления средств в бюджет страны является труд людей, которые ведут хозяйственную деятельность либо как частные предприниматели и владельцы предприятий, либо как наемные работники. Те и другие платят налоги. Бюджеты наполняются также налогами на имущество, денежными средствами, имитированными государством (инфляционная эмиссия), таможенными сборами и т.д. И все-таки национальный доход формируется прежде всего трудом и творчеством. Поэтому для нормального функционирования экономики необходима свобода творчества и желание трудиться. Пока налоговая система угнетает труд и творчество, бюрократия торжествует, а олигархия беспредельно обогащается. Следовательно, в налоговой системе заложено либо рабство нации (к чему стремится бюрократия и олигархия), либо освобождение нации и уничтожение порабощающих ее факторов.

Для националистов чрезвычайно важно упростить систему налогообложения до нескольких простых в расчете и понятных налогов и сделать субъектом налогообложения не предприятия, а людей. В этом случае будет изжит конфликт между работником и работодателем. С работодателя будет снято подозрение, что он обогащается за счет работника. И каждый работник будет по ведомости видеть, сколько из его зарплаты уходит на содержание государственных систем: власти, армии, соцобеспечения и т.д.

Вся система бюрократического принуждения и порабощения построена на изъятии всего или почти всего дохода человека: неважно, наемный ли это рабочий или владелец фирмы. В бюрократической системе сбор средств на государственные нужды основан на двухуровневом перечислении налогов: сначала платит предприятие, а затем гражданин – часть своей зарплаты. Причем предприятие обязано еще оплатить и оборотные налоги с конечного потребителя (например, НДС – налог на добавленную стоимость). Так маскируется грабительская система максимального изъятия заработанных предприятием и работником средств. Что не удалось сразу получить с физического лица, собирается через косвенные налоги в виде всевозможных сборов при оформлении справок, лицензий, отчислений при вступлении во владение имуществом и т.д.

Олигархия всегда стремится удешевить рабочую силу и минимизировать затраты на развитие нации и воспитание полноценной личности. Поэтому она всегда будет душителем свободы, превращая человека в «рабочую силу». Националисты, наоборот, хотят раскрепостить человека, избавить от власти денег и сделать его гармонично развивающейся личностью – органичной частью единого национального организма. Если интересы нации возобладают, налоговая система должна быть кардинальным образом упрощена, налоговый пресс резко ослаблен, а огромные массы чиновников уволены из фискальных органов и направлены в производящие сектора экономики.

Если националисты намерены видеть каждого гражданина свободной и творчески развивающейся личностью, то и субъектом налогообложения должен быть только индивидуум, а не юридическое лицо, за которым необходимо сохранить только функцию агента по расчету налоговой базы. Если ежемесячно наемные работники уплачивают налог от реализованных товаров (оборотный) и своего заработка, а владелец предприятия еще и от своего дохода, то каждому будет ясна и воспроизведена в платежных ведомостях реальная картина налогового бремени.

Эта прозрачность выгодна гражданину (и работнику, и предпринимателю) и невыгодна бюрократии. Человек, осознавший себя полноценным субъектом экономической деятельности и оценивающий вклад, который он вносит в национально-государственное строительство через уплату налогов, становится естественным противником распространения бюрократии и глобализма.

Только человек может соединить орудия и средства производства, знания и программные продукты, капиталы и инновации. В производственном процессе человек – источник творческой энергии, концентрирующий на нужных направлениях материальные ресурсы и преобразующий их в полезные вещи и прочие товарные продукты. Мешают ему два фактора: денежная удавка – противоестественные отношения, затрудняющие производство, и бюрократическая прослойка между ним и средствами производства, извращающая производственные отношения. Пока производственные отношения искажены фикциями, пока властвует паразитическая бюрократия, граждане не могут сплотиться в полноценную нацию, а экономическая система не может стать полностью суверенной национальной экономикой и избавиться от грабежа глобальной олигархии.

Налоги должны быть простыми в исчислении и прозрачными. Примером самой простой и прозрачной системы налогообложения прежних времен является десятина – от дохода или товарооборота. Простота исчисления налога минимизирует как численность чиновников, так и возможности коррумпирования государственных служащих. Бюрократия в таких условиях не может возникнуть. Любое усложнение создает множество «специалистов» по налогообложению в государственных органах и судах, которые начинают заниматься не развитием страны, а уличением предпринимателя в ошибках и отвлечением его от производительной деятельности. Предприниматель, путаясь в налоговом законодательстве, вынужден содержать целый штат специалистов и платить чиновникам, преследующим его со своими параграфами инструкций и разъяснениями налоговых органов. Тем самым предприниматель, а с ним и его работники становятся рабами все более размножающейся бюрократии.

Чем проще будет система налогообложения, чем яснее будет ее связь с национальным доходом, тем она будет «прозрачнее» и тем меньше в ней будет элементов, которые использует бюрократия ради закабаления производителя. Простота налоговой системы обеспечивает и снижение общего уровня налогов за счет устранения лишних поборов со стороны инспектирующих лиц. Чем меньше перераспределяет чиновник, тем проще нации производить национальный доход и тем меньше непроизводственных расходов и соблазнов для чиновника зачерпнуть из госбюджета средства на какой-нибудь грандиозный проект, сулящий коррупционерам дополнительную мзду.

Бюрократия стремится запутать не только предпринимателя, но и всех граждан, которым предлагаются фиктивные критерии оценки деятельности правительства. В бюрократической системе статистическая отчетность, как и выборы, стала изощренной формой обмана граждан с целью обогащения олигархии и манипулирования общественным мнением. Теперь модно отчитываться перед «избирателями» привлечением иностранных инвестиций и ростом ВВП (валовой внутренний продукт). От граждан скрывается, что инвестиции, поступившие из-за рубежа, обременены выплатой дохода зарубежному инвестору, что за иностранные инвестиции приходится расплачиваться, формируя потоки материальных ценностей, перетекающих в иные экономики. Скрывается, что ни инвестиции, ни ВВП не отражают уровня благосостояния нации. Если методики расчета меняются, если в доход страны произвольно включаются разнообразные услуги и интеллектуальный «капитал», не имеющие к реальной экономике никакого отношения, то экономические показатели превращаются в пропагандистский материал, в обман.

Национальный доход – вот критерий оценки уровня благосостояния. Он образуется из доходов, полученных в сфере материального производства как вся масса ценностей, созданных заново и направленных на удовлетворение жизненных потребностей граждан. Национальный доход – это вновь созданная стоимость, возникшая как разница между всей выручкой от произведенных товаров, доставленных потребителю, и всеми затратами на их производство. Работа «на склад», услуги в сфере развлечений и частной жизни в целом, личные расходы работника и работодателя на свои нужды здесь не учитываются. Когда учету подлежит только вновь созданная стоимость, понятен уровень развития национальной экономики, размеры средств, которые могут быть затрачены на потребление частных лиц, расширение производства и содержание государственных органов. Приращение национального дохода за счет новых производств и сокращения издержек на создание единицы продукции отражает динамику развития национальной экономики. Если нация не тратит на свои социальные проекты и государственные нужды более того, что она реально заработала, то она живет по средствам и имеет все необходимые предпосылки к полноценному развитию, не обременяя долгами будущие поколения.

Для националистов важны не размеры государственного бюджета, которым манипулируют чиновники, а размеры и скорость увеличения национального дохода. Увеличение национального дохода может быть достигнуто и за счет снижения налогов. Еще в Древнем Китае говорили: «Непомерные налоги – это обогащение врага». Врагом националистов является бюрократия, которая стремится к контролю за максимально большой долей национального дохода и национального достояния. Следовательно, националисты являются непримиримыми врагами бюрократии, утверждая принципиально иную экономическую систему, в которой налоги низкие, налоговая система предельно проста, а национальный доход по большей части минует чиновника. В такой системе граждане точно знают, сколько каждый из них отдает на содержание вооруженных сил, социальные программы и госаппарат. Что касается своих заработанных средств, то каждый сумеет их использовать более целесообразно, нежели это за него сделает чиновник.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

ВВП является важным экономическим показателем, наиболее полно характеризующим объем произведенного в данном периоде государством конечного продукта.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Но при всей его важности он не позволяет ответить на вопрос о величине совокупного дохода, который получает население данной страны (наемные работники, предприниматели, владельцы ценных бумаг, собственники недвижимости и т. д.). Для того чтобы найти ответ на него, необходимо рассчитать величину национального дохода страны. Как мы видели, не все составные части ВВП представляют собой факторные доходы, которые получает и которыми распоряжается население. Амортизационные отчисления входят в себестоимость продукции и, возмещаясь из выручки, поступают в дальнейший оборот, но предприятие не может свободно распоряжаться этой частью выручки. Этот элемент себестоимости, как и все другие ее элементы, имеет строго целевое назначение — возместить износ основного капитала (зданий, сооружений, машин и оборудования). Поэтому амортизационные отчисления не могут стать доходом владельцев факторов производства. Если мы вычтем их сумму из состава ВВП, то получим чистый национальный продукт. Национальный доход отличается от чистого продукта только на величину косвенных налогов.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД = ВВП – Амортизационные отчисления – Косвенные налоги

p, blockquote 4,0,1,0,0 -->

Национальный доход, таким образом, представляет собой общую сумму доходов всех владельцев факторов производства.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

В составе национального дохода выделяется личный доход. В этом понятии отражается совокупность всех валовых доходов, получаемых домашними хозяйствами в текущем периоде. Как указывалось еще в начале изложения нашего курса, государство в современной рыночной экономике играет очень важную роль, осуществляя функцию перераспределения доходов. Тем самым оно активно влияет на формирование личного дохода.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

СОВОКУПНЫЙ ЛИЧНЫЙ ДОХОД — общая сумма всех валовых доходов, полученных домашними хозяйствами страны в учетном периоде.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Следует обратить внимание на то, что речь здесь идет не только о тех домашних хозяйствах, которые в качестве собственников факторов производства своим трудом участвовали в создании национального дохода, но и о тех, которые в этом процессе не участвовали. Так, домашние хозяйства получают из государственного бюджета трансфертные платежи. К их числу относятся выплаты по системе социального страхования (пенсии, пособия, стипендии и т. д.), проценты по государственному долгу, если домашние хозяйства покупали государственные облигации. Трансфертные платежи из государственного бюджета приводят, следовательно, к образованию доходов, которые хотя и не являются факторными, тем не менее способствуют увеличению общей суммы денег, которые получают домашние хозяйства.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

На формирование доходов, получаемых домашними хозяйствами, влияет и распределение прибыли акционерных компаний. Как нам известно, часть прибыли выплачивается в форме дивидендов собственникам акций, в лице которых выступают домашние хозяйства. Кроме того, как правило, фирмы выплачивают работникам пенсии из сформированных пенсионных фондов (предпринимательские трансферты).

p, blockquote 9,1,0,0,0 -->

СОВОКУПНЫЙ ЛИЧНЫЙ ДОХОД ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ = Национальный доход – Взносы на социальное страхование работников – Прибыль корпора ций – Косвенные налоги + Государственные со циальные трансферты + Дивиденды + Предпринимательские трансферты.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Однако и личный доход не поступает полностью в распоряжение домашних хозяйств, так как они выплачивают личные (индивидуальные) налоги, являющиеся источником доходов государственного бюджета (подоходный, земельный, транспортный налоги, налог на имущество и т. д.).

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

СОВОКУПНЫЙ РАСПОЛАГАЕМЫЙ ЛИЧНЫЙ ДОХОД = Совокупный личный доход – Индивидуальные налоги.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Вопрос о формировании располагаемого дохода имеет большое практическое значение для каждого из нас. Например, увеличение личных налогов является прямым вычетом из личных доходов населения, что сокращает располагаемый доход. Но если это сопровождается увеличением трансфертных выплат населению, то располагаемый доход может не только не уменьшиться, но даже вырасти.

p, blockquote 13,0,0,1,0 -->

За этим может стоять продуманная политика, направленная на известное ограничение роста сверхвысоких доходов и поддержку малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, многодетных семей, инвалидов и т. д.).

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

В то же время если рост налогов, сдерживающий увеличение располагаемого личного дохода, обусловлен нерациональным, неоправданным расходованием средств (например, разбуханием бюрократического аппарата), то рост налогов с населения в этом случае не будет давать положительного эффекта и его последствия станутносить негативный характер.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Каким образом домашние хозяйства распоряжаются располагаемым личным доходом? Одну его часть они направляют на личное потребление (С), другую — на сбережения (S; англ. saving), которые определяются как доход за вычетом потребления.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

В таблице представим процедуру исчисления рассмотренных нами макроэкономических показателей.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Показатель Формула расчета
ВВП ВВП = Объем продаж – Промежуточная продукция = Заработная плата + Процент + Рента + Доходы собственников + Косвенные налоги + Прибыль + Амортизация = С+I+G+X
Национальный доход (НД) НД = ВВП – Амортизация – Косвенные налоги = Заработная плата + Процент + Рента + Доходы собственников + Прибыль
Совокупный личный доход (ЛД) ЛД = НД – Взносы на социальное страхование работников – Прибыль корпораций — Косвенные налоги + Государственные социальные трансферты + Дивиденды + Предпринимательские трансферты
Располагаемый личный доход (РЛД) РЛД = ЛД – Индивидуальные налоги = С + S
p, blockquote 18,0,0,0,1 -->

Источник: Экономика. Основы экономической теории : учебник для 10–11 кл. для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень : в 2 кн. Кн. 2 // Под редакцией: Иванов С. И., Линьков А. Я. Издательство: Вита-Пресс, 2018 Зачем нужна Система национальных счетов? Если вы захотите получить информацию об уровне производства и благосостояния в той или иной стране, отраслевой структуре ее экономики, уровне цен, то обязательно обратитесь к статистическим данным. Что такое Валовой внутренний продукт (ВВП)? Валовой внутренний продукт — рыночная стоимость всех конечных товаров (материальных благ и услуг), произведенных на территории данной страны за определенный период. Что такое Валовой национальный продукт (ВНП)? Экономика любой страны является частью мирового хозяйства, и многие фирмы вкладывают свои капиталы в иностранные предприятия. Отличие реального ВВП от номинального Мы уже указывали, что объем ВВП, как и всех связанных с ним макроэкономических показателей, исчисляется в текущих ценах, по которым реализуются созданные товары и услуги. В этом случае определяется величина номинального ВВП. ВВП и качество жизни Можно ли измерить показателем среднедушевого ВВП качество жизни людей в той или иной стране? Можно ли сказать, что с увеличением размеров ВВП и национального дохода страны население любой страны всегда становится более удовлетворенным качеством своей жизни? Денежная система Гезелля Как ограничить спекулятивную деятельность банков Чем обеспечен рубль? Причина высоких темпов прироста ВВП после 1998 года: падение курса рубля

мировая экономика

Автор - Матвеева Татьяна Юрьевна, преподаватель НИУ-ВШЭ
"Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год

Выявление наиболее типичных черт поведения экономических агентов (агрегирование агентов) и наиболее существенных закономерностей функционирования экономических рынков (агрегирование рынков) позволяет агрегировать макроэкономические взаимосвязи, то есть исследовать закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках. Это делается с помощью построения схемы кругооборота продукта, расходов и доходов (или модели круговых потоков – model of circular flows).

Сначала рассмотрим двухсекторную модель экономики, состоящую только из двух макроэкономических агентов – домохозяйств и фирм - и двух рынков – рынка товаров и услуг и рынка экономических ресурсов (рис 1).

Домохозяйства покупают (предъявляют спрос на) товары и услуги, которые производят фирмы (обеспечивают предложение) и поставляют на рынок товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, фирмы закупают (предъявляют спрос на) экономические ресурсы – труд, землю, капитал и предпринимательские способности - (т.е. предъявляют спрос на экономические ресурсы), собственниками которых являются домохозяйства (обеспечивают предложение экономических ресурсов). Материальные потоки должны быть опосредованы денежными потоками. Покупая товары и услуги, домохозяйства за них платят. Расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг носят название потребительских расходов (consumption spending). Фирмы, продавая свою продукцию домохозяйствам, получают выручку от продаж (revenue), из которой выплачивают домохозяйствам плату за экономические ресурсы, что для фирм представляет собой издержки (costs), а для домохозяйств – факторные доходы (income) – заработную плату (за фактор труд), ренту (за фактор землю), процент (за фактор капитал) и прибыль (за фактор предпринимательские способности), сумма которых составляет национальный доход.

Полученные доходы домохозяйства тратят на покупку товаров и услуг (потребительские расходы). Доходы и расходы движутся по кругу. Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту, что, в свою очередь, служит основой для его расходов. Увеличение расходов ведет к росту дохода, а рост дохода является предпосылкой для дальнейшего увеличения расходов. Вот почему схема получила название модели кругооборота или модели круговых потоков. Материальные потоки движутся против часовой стрелки, а денежные – по часовой стрелке. Спрос движется по часовой стрелке, а предложение – против.

Из схемы следует, что: 1) стоимость каждого материального потока равна величине денежного потока; 2) национальный продукт равен национальному доходу; 3) совокупный спрос равен совокупному предложению; 4) совокупные доходы равны совокупным расходам.

При анализе полной схемы кругооборота (рис 2) мы будем исследовать только денежные потоки. Поскольку домохозяйства действуют рационально, то они тратят на потребление не весь свой доход. Часть дохода они сберегают, причем сбережения (savings) должны приносить доход. Фирмы же испытывают потребность в дополнительных средствах для обеспечения и расширения производства (в кредитных средствах – loanable funds). Это предопределяет необходимость появления финансового рынка, на котором сбережения домохозяйств превращаются в инвестиционные ресурсы фирм. Это происходит двумя путями: 1) либо домохозяйства предоставляют свои сбережения финансовым посредникам (в первую очередь, банкам), у которых фирмы берут кредиты; 2) либо домохозяйства тратят свои сбережения на покупку ценных бумаг, выпускаемых фирмами, напрямую обеспечивая их инвестиционными ресурсами.

В первом случае связь между домохозяйствами и фирмами устанавливается опосредованно – через денежный рынок, во втором – непосредственно – через рынок ценных бумаг. Полученные на финансовом рынке средства фирмы тратят на покупку инвестиционных товаров, в первую очередь, оборудования. Потребительские расходы домохозяйств (consumption spending - С) дополняются инвестиционными расходами фирм (investment spending – I). При этом равенство национального дохода национальному продукту сохраняется, поэтому в макроэкономике национальный доход и национальный продукт обозначаются одной буквой – Y (yield). При этом величина национального продукта в состоянии равновесия равна сумме совокупных расходов (expenditures):

Совокупные расходы (национальный продукт) в двухсекторной модели экономики состоят из потребительских расходов домохозяйств (С) и инвестиционных расходов фирм (I):

а национальный доход - из потребления (C) и сбережений (S):

Отсюда следует, что

что означает, что совокупные расходу равны совокупному доходу, а

т.е. инвестиции равны сбережениям. Инвестиции представляют собой инъекции (injections) в экономику, а сбережения – изъятия (leakages) из экономики. Под инъекциями понимается все, что увеличивает поток расходов и, следовательно, доходов (за исключением потребительских расходов, которые не относятся ни к инъекциям, ни к изъятиям). Изъятия – это все, что сокращает поток расходов и, следовательно, доходов. Рост инвестиций увеличивает совокупные расходы (совокупный спрос), обеспечивает дополнительные доходы производителям, служит стимулом для увеличения национального продукта (выпуска). Рост сбережений сокращает совокупные расходы и может привести к сокращению производства. В равновесной экономике инъекции равны изъятиям.

Появление государства ведет к возникновению новых видов макроэкономических взаимосвязей и превращению двухсекторной модели экономики в трехсекторную.

1) Во-первых, государство делает закупки товаров и услуг (government spending - G), что связано с необходимостью содержания государственного сектора экономики, обеспечения производства общественных благ, выполнения функций по регулированию экономики и управлению страной. При этом заработная плата государственных служащих рассматривается не как плата за экономический ресурс на ресурсном рынке, а как оплата услуги на рынке товаров и услуг, так как эта оплата производится из средств государственного бюджета и является результатом перераспределения доходов. Государственные закупки товаров и услуг увеличивают совокупный спрос на национальный продукт, т.е. совокупные расходы.

2) Во-вторых, государство обязывает всех платить налоги (taxes - Tx), являющиеся основным источником доходов государственного бюджета. Однако, выступая перераспределителем национального дохода, государство не только собирает налоги, но и выплачивает трансферты (transfers - Tr). Трансферты - это платежи, которые домохозяйства и фирмы безвозмездно (не в обмен на товары и услуги) получают от государства. Трансфертные платежи государства домохозяйствам – это разного рода социальные выплаты (social benefits), такие как пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособия по нетрудоспособности, пособия по бедности и др. Трансфертные платежи государства фирмам носят название субсидий (subsidies).

3) В-третьих, в зависимости от состояния государственного бюджета государство может выступать либо кредитором, либо заемщиком на финансовом рынке. Если расходы государства (государственные закупки + трансферты) превышают доходы государства (налоги), что соответствует состоянию дефицита государственного бюджета, то государство для оплаты своих расходов должно занять деньги на финансовом рынке, выступая заемщиком. Для этого государство выпускает государственные облигации (делает внутренний займ) и продает их на рынке ценных бумаг домохозяйствам. Домохозяйства тратят часть своих сбережений на покупку государственных облигаций, обеспечивая возможность государству оплаты части его расходов, превышающих доходы казны, т.е. финансируя дефицит государственного бюджета. При этом государство выплачивает домохозяйствам процент по своим облигациям, делая их привлекательными для покупки. Выплаты процентов по государственным облигациям увеличивают доходы домохозяйств, но являются расходами государственного бюджета и носят название «расходов по обслуживанию государственного долга». Если же доходы государства превышают расходы (имеет место излишек (профицит) государственного бюджета), то государство может выступить на финансовом рынке кредитором, покупая ценные бумаги частных фирм.

Для трехсекторной модели экономики справедливы все выводы, сделанные для двухсекторной модели, т.е. национальный продукт равен национальному доходу, совокупные расходы равны совокупному доходу, инъекции равны изъятиям. Однако совокупные расходы состоят теперь из трех компонентов: потребления (C), инвестиций (I) и государственных закупок (G):

а совокупный доход распределяется на потребление (C), сбережения (S) и налоги (T):

Под налогами здесь понимаются чистые налоги, представляющие собой разницу между налогами (Tx) и трансфертами (Tr):

(Заметим, что, как правило, при анализе модели кругооборота выплаты процентов по государственному долгу специально не выделяются и учитываются в величине трансфертов, поскольку так же, как и трансферты, выплачиваются не в обмен за товар или услугу)

Государственные закупки товаров и услуг являются инъекциями, а (чистые) налоги – изъятиями из потока расходов и доходов, поэтому формула равенства инъекций и изъятий приобретает вид:

(Следует иметь в виду, что трансферты и выплаты процентов по государственным облигациям являются инъекциями, так как увеличивают поток доходов и, следовательно, расходов).

Анализ трехсекторной модели экономики (модели закрытой экономики) показывает, что национальный доход (national income - Y), являющийся суммой факторных доходов, т.е. доходом, заработанным собственниками экономических ресурсов (домохозяйствами), отличается от дохода, который домохозяйства могут распоряжаться и расходовать по собственному усмотрению, т.е. от располагаемого дохода (disposal income – Yd). В соответствии со схемой кругооборота располагаемый доход отличается от национального дохода на величину налогов, которые домохозяйства платят государству, и величину трансфертов, которые государство платит домохозяйствам, поэтому, чтобы получить величину располагаемого дохода, надо из национального дохода вычесть налоги (Тх) и прибавить трансферты (Тr) (а также выплаты процентов по государственным облигациям, если таковые имеются), т.е. вычесть чистые налоги

В общем виде можно записать:

Располагаемый доход домохозяйства используют на потребление (потребительские расходы) и сбережения:

Включение в схему кругооборота иностранного сектора дает четырехсекторную модель экономики (модель открытой экономики) и означает необходимость учета взаимоотношений национальной экономики с экономиками других стран, которые, в первую очередь, проявляются через международную торговлю товарами и услугами - через экспорт и импорт товаров и услуг. Поскольку в схеме кругооборота отражены только денежные потоки, то под экспортом (export – Ex) понимается выручка (доходы) от экспорта (стрелка от иностранного сектора), а под импортом (import – Im) – расходы по импорту (стрелка к иностранному сектору).

Соотношение экспорта и импорта отражается в торговом балансе. Если расходы по импорту превышают доходы от экспорта (Im > Ex), то это соответствует состоянию дефицита торгового баланса. Финансирование дефицита торгового баланса (разницы между расходами по импорту и доходами от экспорта) может осуществляться:

а) за счет иностранных (внешних) займов у других стран или у международных финансовых организаций, таких как Международный валютный фонд, Мировой банк и др. (заметим, что внешний займ может использоваться также для финансирования дефицита государственного бюджета)

б) за счет продажи иностранцам финансовых активов (частных и государственных ценных бумаг) и поступления в страну денежных средств в счет их оплаты.

И в том, и в другом случае в страну (на финансовый рынок) происходит приток денежных средств из иностранного сектора, что носит название притока капитала (capital inflow). Это позволяет профинансировать дефицит торгового баланса. Если же доходы от экспорта превышают расходы по импорту (Ex > Im), что означает излишек (профицит) торгового баланса, то из страны происходит отток капитала (capital outflow), поскольку в этом случае иностранцы продают данной стране свои финансовые активы и получают необходимые для оплаты экспорта денежные средства.

В четырехсекторной модели (модели открытой экономики) принцип равенства доходов и расходов также сохраняется. С учетом расходов иностранного сектора, которые носят название «чистый экспорт» (net export - Xn) и представляют собой разницу между экспортом и импортом:

можно записать формулу совокупных расходов, которые равны сумме расходов всех макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора:

Формула совокупного дохода:

(Это означает, что доход используется на потребление, сбережения и выплату налогов). Поскольку в состоянии равновесия Е = Y, то отсюда следует, что:

C + I + G + Xn = C + S + T.

Это равенство носит название макроэкономического тождества. При этом величина совокупных расходов равна стоимости совокупного (валового) внутреннего продукта (ВВП):

Y = Е= C + I + G + Xn

Чтобы вывести из макроэкономического тождества формулу равенства инъекций и изъятий следует иметь в виду, что в показателе чистого экспорта присутствует и инъекция (т.е. экспорт, представляющий собой расходы (спрос) иностранного сектора на продукцию данной страны, и, следовательно, часть совокупных расходов, увеличивающий поток расходов и доходов) и изъятие (т.е. импорт, являющийся «утечкой» части совокупного дохода страны в иностранный сектор и, следовательно, сокращающий внутренние расходы и соответственно доходы), поэтому формула равенства инъекций и изъятий должна быть записана как:

I + G + Ex = S + T + Im

Схема кругооборота показывает все виды взаимосвязей и взаимозависимостей в экономике. Теперь предмет макроэкономики можно определить более точно. Макроэкономика изучает закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках.

Читайте также: