Налоги в древнем риме

Опубликовано: 11.05.2024

Рассмотрим вопрос о налогах как главном источнике доходов Древнего Рима.

Во времена ранней республики римские граждане не уплачивали постоянного налога с поземельной собственности. Однако за пользование общественной землей они должны были платить налоги в денежной и натуральной форме.

Союзники (италийские общины) тоже не платили налогов, но они были обязаны за свой счет содержать пехоту и конницу, которые выставлялись по требованию Рима. Освобождение италиков от необходимости уплаты поземельного налога в государственную казну (зародилось во времена республики) они понимали как своё право.

В Древнем Риме для реализации военных нужд римские граждане были обязаны платить так называемый трибут (согласно спискам по трибам). Подобный платеж можно рассматривать как своеобразный заем государства, который впоследствии возвращался с прибылью в связи с захватом земель, имущества и рабов у поверженного соперника.

В период империи отмечается усиливающееся взыскание прямых налогов в натуральной форме. Император Максимин (235-238 гг. н.э.) определил для северной части Италии обязанность поставлять для его двора в Милане припасы (аннону). Остальные области передавали Риму дерево, известь, овощи, вино.

Провинциалы уплачивали так называемый стипендиум, под которым понималась подать, налагаемая сенатом на всю провинцию. Данная поголовная подать фактически представляла собой продолжающуюся военную контрибуцию. Они также платили декуму, под которой понималась поземельная подать в размере 1/10 части от земельного продукта.

Указанный платеж следует рассматривать как своеобразную арендную плату владельцев земли её собственнику, т.е. Риму.

Денежные налоги с крестьян-ремесленников подкреплялись натуральными повинностями: строительство мостов, прокладка и ремонт дорог, строительство и ремонт императорских дворцов. Особенную тяжесть для населения имела квартирная и постойная повинность.

Кроме прямых налогов имелись и косвенные налоги, которые взимались с предметов потребления. К косвенным налогам периода республики следует отнести таможенные пошлины. К ним также относилась пошлина за отпускаемых на волю рабов (размером 5% их стоимости).

При императоре Августе стали облагать налогом наследство (в размере 1/20 части с каждого наследства). Этот налог уплачивал наследник при получении и принятии имущества.

В Древнем Риме ряд категорий населения имели определенные государственные повинности. Например, корабельщики были обязаны перевозить морем в Рим определенное количество хлеба. Купцы и торговцы уплачивали пошлину за получение права на торговлю.

Специального аппарата для сбора налогов в Древнем Риме не было. Они взимались путем применения откупной системы. Её суть состояла в том, что так называемые публиканы (откупщики), объединённые товариществом, заблаговременно вносили в государственную казну некую сумму денег, а потом взимали её с населения. Подобные права откупщики приобретали на аукционах, которые проводились цензорами в Древнем Риме.

Крупные откупные компании привлекали некоторое количество служащих: писцов, агентов. Они имели свои корабли и провинциальные конторы.

В период консульства Цезаря (59 год до н.э.) налоговая система Древнего Рима продолжает совершенствоваться. В результате происходит ограничение деятельности и доходов откупщиков-публиканов. Отныне данная система подвергается серьезному контролю. При этом откуп на косвенные налоги сохраняется, но прямые налоги в некоторых провинциях начинают поступать в казну напрямую от самих общин. В Галлии подать (трибут) собирают не публиканы, а вожди соответствующих племён, что облегчает положение налогоплательщика.

При императоре Августе откупа не были окончательно упразднены, но удельный вес откупов существенно сократился, поскольку многие налоги начали собирать непосредственно прокураторы.

В городах или муниципиях финансовые доходы поступали благодаря сдаче городских земель в аренду. Вторым источником доходов стали пожертвования местных магистратов (декурионов), которые после своего избрания осуществляли те или иные затраты в знак благодарности за оказанное им доверие. Отмечалась постоянная тенденция на усиление императорского контроля над городскими финансами и доходами.

При императоре Константине фискальная политика была отражена в изданных эдиктах (316-325 гг. н.э.), которые закрепостили куриалов (городскую верхушку). Куриалы были обязаны исполнять муниципальные повинности до своей смерти и даже передавать данную обязанность по наследству.

В Древнем Риме лишь небольшая часть городских общин была освобождена от налогов и не подчинялась власти руководителя провинции.

При императорах из династии Антонинов – Нерве и Траяне вводится должность городского куратора, который должен был контролировать состояние городских финансов и доходов. Правительство нацелилось на то, чтобы сделать города полностью ответственными за все сборы. Ещё в начале империи городам передается обязательство по сбору прямых налогов и формированию доходов.

В итоге правительство возлагает материальную ответственность за взимание налогов в каждом городе и округе на декурионов, а точнее на десять высших членов совета. В Древнем Риме провинциальные города уплачивали прямой налог, который назывался стипендией либо трибутом.

Ряд городов, которые считались союзными для Рима, не платили налогов. Правители провинций (проконсулы и пропреторы) реализовывали фискальные функции на местах.

Жители провинций подвергались жестоким поборам правителями, которых туда посылал Рим. Вымогательства данных правителей нередко их полностью разоряло. Иногда императоры великодушно прощали недоимки в отдельных провинциях. Однако это происходило в тех случаях, когда недоимки уже было невозможно взыскать.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Налоги в Древнем Риме

Налоговые практики Римской империи

Римляне называли налоги «более - менее организованным грабежом», а налоговиков – «бандой грабителей». В Римской империи первые двести лет налоги были умеренными. Многие лидеры проявляли вообще неслыханную сегодня щедрость, оплачивая госрасходы из личных доходов. В Римской империи были периоды как без налогов, так и с очень высокими налогами. Ее история делится на два равных периода: 1) Республика (до 30 г. до н. э.), когда Римом руководил Сенат, и 2) Империя, которая закончилась в 476 году. В ранней Республике налоги были невысокими. Самая большая расходная статья - армия финансировалась богатыми гражданами, владельцами собственности. Они должны были служить год в армии без оплаты. Они даже сами себе покупали форму и оружие.

Дух добровольной работы пронизывал все структуры государства. Даже судьи работали бесплатно. Косвенные налоги на торговые операции давали большую часть необходимых доходов Республики. Первыми налогами были пошлины на экспорт и импорт. Поскольку большая часть торговли шла через порты, налог назывался portoria. При завоеваний новых колоний римляне сохраняли старую налоговую систему. В Испании импортная таможенная пошлина составляла 2%, на Сицилии, в Африке и Албании - 5%. Рабы и дань были результатами военных действий. С продажи каждого раба взимался 2-процентным налог с продаж. При освобождении раба надо было уплатить 5% от его стоимости. С рабов платили меньший подушный налог, чем с других. Торговля рабами была очень большим бизнесом. К примеру, свободный порт Делос мог принять вместить 120 тысяч рабов. В мирные времена основными поставщиками рабов были пираты. Команда захваченного корабля считалась частью добычи. Частные сборщики налогов также торговали рабами. Так король восточной провинции Рима жаловался Риму, что он не может набрать достаточное количество людей в легионы, потому что сборщики налогов забрали всех лишних мужчин в рабство. Если затем налоги выплачивались, то человек освобождался. Таким образом, он был чем-то вроде гаранта.

Ведение военных действий стоило денег, поэтому правители республики решили ввести военный налог – tributum. Данный налог представлял собой дань, которую собирали с разных товаров. Базой для военного налога были активы, которые оценивались каждые 5 лет во время переписи. За недекларирование доходов можно было попасть в рабство. Это решение принимал переписчик. Военный налог Рима был похож на греческий eisphora, но у греков этот налог не платили бедные, а иностранцы платили, а римлян – наоборот. Военный налог был прогрессивным по-своему. Товары роскоши – драгоценности, дорогая одежда женщин, дорогие повозки – оценивались в 10 раз выше, чем их рыночная цена. Другие предметы могли быть оценены на сумму, которая в 2 – 4 раза выше реальной, поэтому ставка 1% обманчива. Римляне по-своему оценивали базу для этого одного процента. В дополнении к этому богатые граждане были обязаны выдавать кредиты на содержание армии. В системе сбора данного налога был предусмотрен механизм возврата. Он запускался, если во время военных действий были завоеваны трофеи.

Блюстители порядка (цензоры) были самыми важными людьми Республики. Они делали оценку активов для сбора военного налога. Эти должности занимали бывшие сенаторы и консулы, политики преклонного возраста, Они избирались Собранием всех граждан Рима и были наделены полномочиями назначать и увольнять сенаторов. Таким образом, политики заканчивали свои карьеры, занимаясь решением налоговых проблем.

К середине второго века до н. э. налог на ведение войны был отменен. В последующие 400 лет римляне не платили прямых налогов. Налог был отменен, потому что провинции не могли содержать свои легионы. Завоеванные земли стали римскими. Их сдавали в аренду и брали налоги в виде своеобразных арендных платежей. Драгоценные металлы с заграничных шахт плыли в Рим. В своих северных и восточных провинциях римляне использовали новые методы сбора налогов. Именно поэтому римская империя просуществовала дольше греческой.

Римская модифицированная система сбора дани была более справедливой, чем египетская или греческая. Римляне устанавливали те же налоги, что и для себя. Если в какой-то местности был подушный налог, он продолжал работать. Если был 10-процентный налог с урожая, его также никто не отменял. Оправдание дани в Рим было воспринято многими людьми, как справедливое. Это была плата за мир и стабильность. Римляне долгое время были в очень хороших отношениях с Сицилией. Они не вмешивались в налоговую систему этой провинции. Однако были правители, которые вопреки закону повышали ставки налогов, вмешивались в работу сборщиков налогов, требовали откаты. Примером наказания за такую деятельность является губернатор Верес. Он был уличен в коррупции, но наказание было своеобразным. Ему поручили взыскать с жителей Сицилии три состояния: одно для себя, другое – для армии и третье – для взяток суду, который рассматривал дела о вымогательстве.

Проблемы Рима начались в Испании. Сначала римский легион кормился за счет сборов с этой территории. Помощь из Рима не приходила. Коррумпированные сборщики налогов, которых нанял Сенат, погрузили на старые корабли разную рухлядь и отправили в Испанию. Корабли затонули, а сборщики налогов потребовали денег для компенсации стоимости кораблей и груза. Сицилия кормила Рим зерном, а Испания была источником золота и серебра. С 206 года до н. э. до 197 г. до . э. римляне вывезли из Испании 130000 фунтов (фунт – 373,2 грамма) золота и серебра. Этот запас стал основой стабильных римских денег. Ничто так не стимулирует колонизаторов на новые завоевания, как хороший урожай или обильная дать со своей провинции. Римская империя начала подготовку к своему закату.

Во втором веке до н. э. римские бизнесмены неаристократического происхождения захватили власть в Риме. Сенату урезали полномочия. Среди них было много сборщиков налогов, которые первыми захватывали выгодные посты во вновь завоеванных провинциях. Из-за их жестокости римлян стали называть безобразными, уродливыми. Они назывались publikani, потому что возвысились в государстве за счет Общего собрания граждан Рима. Аристократический Сенат не принимал простолюдинов, а Ассамблея не принимала законы. Она лишь могла накладывать на них вето. Около 130 г. до н. э. ассамблея получила право принимать законы. Эта практика продолжалась несколько лет и вскоре была отменена. Остались два закона: распределение бесплатного хлеба для бедняков Рима и новая налоговая система в богатой Греции и других провинциях. Decuma или 10-процентный налог с урожая заменял налоговые договора римского Сената. Данные налоги должны были собирать только publikani. Они получали эксклюзив на 5 лет.

Рим получил большие деньги вперед. Чтобы их собрать публикани должны были делать своеобразные пулы. Так появились первые корпорации societates publicanorum. На законодательном уровне была закреплена разница между акционерами и менеджментом. Акции этих корпораций продавались на Форуме в Риме, Это был первый в истории фондовый рынок. Акции публикани гарантировали стабильный доход. При этом никто не следил за тем, что творили публикани в провинциях. Вот что писал о них Цицерон: «проведению хорошей политики и выражению доброй воли мешают публикани. Если мы будем им противостоять, мы будем отчуждаться друг от друга и от государства… С другой стороны, если мы в каждой ситуации будем с ними соглашаться, мы разрушим благосостояние и интересы тех, кого мы должны защищать».

История с островом Родос и Римом является одной из самых примечательных налоговых историй античности. Рим не брал остров штурмом, а всего лишь превратил порт Делос в безналоговую гавань. В Родосе налог составлял 2%. В течение года объем торговли на Родосе сократился на 85%. Ежегодные поступления в 1 млн. серебряных драхм сократились до 150 тысяч. Коммерческий колосс разрушился, потому что купцам было выгодно не платить двухпроцентный налог. Римляне, нанеся удар по Родосу, проигнорировали тот факт, что родосцы защищали торговлю от пиратов, которые быстро воспользовались падением острова. Пираты быстро воспользовались дыркой в системе безопасности. Угроза от пиратов была такая большая, что на борьбу с ними был снаряжен Помпей, который вернулся с Рим победителем.

В провинциях часты были восстания. Митридат великий, который руководил провинцией на территории сегодняшней Турции, был в центре одного из таких восстаний. В один день во многих городах империи было убито 80 тысяч римских публикани. 20 тысяч бизнесменов в свободном порту делом также было убито. Митридат хотел добиться 5-летнего иммунитета на уплату налогов. После четырехлетней войны полководец Сулла разгромил силы повстанцев. Он сказал: «Я не буду совершать акты вандализма. Я только заставлю вас платить весь объем налогов за пять лет сейчас. К тому же, вы должны мне компенсировать издержки войны с вами». Для взыскания этих денег Сулла учредил институт «специальных агентов». Полномочия по сбору этих налогов назывались imperium или lectores. Вслед за Суллой мощным полководцем был Помпей, который также резко увеличил налоги на восточные провинции (подушный налог, налог на домашнее хозяйство, конфискация имущества на военные цели). Цицерон резко критиковал Помпея, потому что, среди всего прочего, он захватил его деньги в качестве принудительного займа.

Затем Римом правил Юлий Цезарь. Он считал, что мир в провинциях можно навести только при помощи умеренных налогов, а не сильных поборов. Он начал заключать налоговые соглашения с городами, которые в целом ряде случаев предусматривали снижение налогового бремени в зависимости от урожая. При Юлии Цезаре впервые за 150 лет отношения с восточным провинциями были мирными. Но потом наступил Ides of March в 44 г. до н. э. Убийство Цезаря омрачило отношения Рима с Востоком. Брут грабил города, убивал тех, кто отказывался платить налоги или отдавать ему свое имущество. На Родосе были захвачены все корабли. Люди под угрозой смерти должны были отдавать все свои драгоценности. Марк Антоний был еще хуже. Он приказал удвоить налоги на все города, которые поддерживали Брута. После битвы при Актиум Октавиан - победитель распустил представительный орган власти. На 1500 лет Рим стал вотчиной цезарей. Кто виноват в таком повороте событий? В первую очередь, публикани и налоговая система, которая сеяла разрушения, злобу и ненависть.

Из всех цезарей самых выдающимся является Август. Он сумел добиться самого продолжительного периода мира. Он упразднил воинственную Республику и положил конец расширению империи. Он принял статус Первого Гражданина вместо статуса императора. Он разрушил мощь республики, изменив направление налоговых потоков. Он не изменил формат римского правительства. Сенат по-прежнему правил, но Август был де-факто императором. Август учредил налоговое бюро и ликвидировал институт publikani. Он начал заключать налоговые договора с городами и провинциями. Косвенные налоги собирали энергичные бизнесмены – conductors. Вначале они были на комиссии, а потом работали бесплатно, на патриотической идее. Налоги собирались местными людьми на основе переписи. Они проводились для регистрации граждан для последующей оценки налоговой базы. Города получили право устанавливать свои налоги. Опять речь идет о 10 или 20-процентом налоге на урожай. Для обеспечения старости солдат август ввел налог на наследство. Он составлял 5%. Подарки детям и женам не облагались этим налогом. В Риме действовал налог с продаж. Он составлял 1% на все товары и 4% на рабов. После смерти Августа налог с продаж был сокращен вдвое. В 40 году Калигула вообще упразднил этот налог.

Интересны предложения Нерона: 1) налоговые правовые акты до этого были конфиденциальные, надо сделать общественно доступными, 2) на оплату долгов по налогам будет предоставляться год после объявления дефолта, 3) власти на местах и в губернаторы провинций должны отдавать приоритет делам против налоговых сборщиков (их злоупотреблений).

Великая эпоха Римского мира, длившаяся двести лет, закончилась в 180 году смертью Марка Аврелия. Он был императором, которые при пустой казне продавал с аукциона свои личные активы, чтобы покрыть госрасходы. С одной стороны, солдаты требовали повышения жалований. С другой – люди требовали снижения налогов. Пустая казна стала приговором Риму. Окончательной ошибкой Марка было назначение на престол своего сына, а не наиболее способного из граждан. Он был убит своим советником. Рим погрузился в столетие жестокости и кровопролития.

Налоговые записи сжигались. С аукциона продавалось имущество императоров. Девальвация динара превратила его в пустые деньги. Ко времени императора Септимиуса (210 год) в динаре осталось только 50% серебра. Еще через шестьдесят лет – только 5%. Чтобы выжить правительство прибегло к четырем способом получения дохода: 1) золотая корона или 1600 фунтов золота, 2) литургия, 3) налог на наследство, 4) военные трофеи. Все эти инструменты начал активно использовать Диоклетиан. Он пришел к власти в ситуации экономического хаоса. Сборщики налогов не брали обесцененные деньги, а солдаты не хотели получать в ней зарплату. Моря контролировались пиратами. Часты были бунты. Фермеров изгоняли из своих домов сборщики налогов. Государство вернулось к рабскому труду и конфискационным мерам.

В такой ситуации Диоклетиан ввел в империи чрезвычайное положение. Он приказал заморозить цены, перешел на сбор налогов в натуральной форме. Возврат к налоговому примитивизму был показательным. Чтобы осуществлять сбор налогов, была проведена перепись. Затем власти оценили, сколько люди должны платить, исходя из потенциала их активов. Мера стоимости динар была заменена на единицу продукции iugum. Он был равен 12,5 акрам лучшей земли, 25 акрам земли первой категории и 37,5 акрам земли второй категории. Можно только вообразить, какие споры разгорелись по поводу того, к какой категории отнести тот или иной участок земли. Как говорит Ч. Адамс, такая система все равно была проще, чем система подоходного налога сегодня. В то время она породила мощную бюрократию. Во многих исторических текстах указывалось, что сборщиков налогов было больше, чем налогоплательщиков. Гражданам империи ограничили право свободного передвижения, которое у них было с самого начала. В угоду своей налоговой системе Диоклетиан лишил своих сограждан права, которое у них было 1000 лет. Фермеры и их дети были обязаны оставаться на своей земле. Так римская империя погрузилась в тоталитаризм.

В сентябре каждого года правительство оглашало налоговые ставки на каждый iugum. Никто не знал заранее, какой налог надо будет платить. Диоклетиан положил начало популярной сегодня практике. Он декларировал начало реформ и снижение налогов, но вместо этого увеличивал их. Последователь Диоклетиана Константин посвятил империю в христианство и .. еще больше увеличил налоговую нагрузку. В 306 году он ввел прямой налог на торговлю и производство. Он собирался каждые четыре года. База – коммерческие операции. На деле он взимался практически с каждого предмета. Чтобы уплатить его, некоторые даже продавали детей в рабство, потому что налог собирался в золоте или серебре. Чтобы заставить родителей идти на такие акты отчаяния сборщики налогов применяли пытки. В те времена многие христианские мученики умирали скорее не по религиозным, а по налоговым соображениям. Один из немногих позитивов, который сделал Константин, заключался в переходе на золотой стандарт, но цена для людей от этого монетарного достижения была очень высокой. Императоры четвертого века страстно старались спасти империю, но остановить развал было невозможно.

Историки называют много причин падения Рима: депопуляция, болезни, войны, высокие налоги, истощение земли и даже греховодность. На самом деле, было несколько причин, которые определили ход развития событий. Ч. Адамс считает, что к этому списку надо добавить еще один важнейший фактор – уклонение от уплаты налогов. Если бы у римских властей было достаточно денег на армию для защиты страны от набегов варваров, то развала империи бы не было. При Диоклетиане бюрократия и армия резко увеличились. Армия насчитывала около 500 тысяч человек. В течение четвертого века сборщики налогов стали менеджерами рынка рабов. Малые фермы старались объединяться, но власти запретили этот процесс. Большие фермы не платили налоги по закону. Чтобы платить меньше налогов, землевладельцы давали взятки за занижение стоимости земли. Для богатых Сенат принимал одну амнистию налоговых долгов за другой. Многие историки указывали на феномен исчезающих налогоплательщиков. Одни были физически уничтожены или боялись заниматься производством, другие, что побогаче, просто обеспечивали себе налоговый иммунитет. Крестьяне умирали от недоедания, потому что все ресурсы забирали сборщики налогов. Некогда могущественный Рим, который гордился гарантиями свободы и демократии, пал под бременем государственного регулирования и огромной налоговой нагрузки.


В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Налоги и налогообложение». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим
  • 2. Налогообложение в Европе в XVI–XVIII вв.
  • 3. Налогообложение в Европе XIX–XX вв.
  • 4. История налогообложения в России до XIX в.
  • 5. История налогообложения в России с XIX в. до 1917 г.
  • 6. История налогообложения в России с 1917 г. до 2001 г.
  • 7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора»

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги и налогообложение (Конспект лекций) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1 %, налог с оборота при торговле рабами — 4 % и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.

Интересно отметить, что известный афоризм «деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос «Зачем ты берешь налог за это?». [14, 15]

МИНИСТЕРСТВО образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Менеджмента и маркетинга»

Дисциплина: «Налоговая система и налогообложение»

«Налоговая политика Римской империи»

/номер зачетной книжки /

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.

Многовековой практикой налогообложения выработаны различные формы и методы контроля за сбором налогов, соблюдением налогового законодательства. Развитие и смена этих форм предопределялись развитием экономических и правовых институтов. Сбор налогов вначале осуществлялся многими правителями лично. В древнерусских княжествах пополнение казны происходило с помощью взимания дани, которая была, по существу, одним из первых прямых налогов. Дань обычно взималась «полюдьем» при объезде подвластных территорий князем или княжеской дружиной.

Великая Империя, Его государственное устройство стало образцом для государств Европы, которые появились гораздо позднее. Да и налоговая система римлян послужила примером для подражания. Такие понятия, как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких времен. Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. Избранные магистраты не только исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства, считая это почетным. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций, и определялась сумма налога (ценз).

В IV-III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. Римское государство росло, постепенно превращаясь в империю. Победоносные войны позволяли присоединять к нему все новые и новые земли, получившие название провинций. Усложнялась и налоговая система. На завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, причем, чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались.

Основные налоги Римской империи, взимавшиеся в разных провинциях:

1. дорожная пошлина

2. налог на наследство

3. пошлины ввозные и вывозные

4. налог на вино, пшеницу, мыло

5. налог с жилища

6. сборы с определенной профессиональной деятельности: с банщиков, работорговцев и т. д.

7. налог на содержание стражников

Римские граждане, проживавшие вне Рима, платили как государственные[1] , так и местные налоги[2] . Но если в мирные времена они от государственных налогов освобождались, то коренные жители провинций таких налоговых льгот не имели, что служило символом их подчиненного положения. Налоги на доходы отсутствовали - их заменяли налоги на наследство и подушный налог, который платили все граждане Рима (по схеме горизонтальной справедливости).

Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Что же представлял собой провинциальный ценз в Римской империи? В Иудее, например, сведения о землевладении содержали:

1) наименование отдельного подворья, к какой общине оно относится и в каком угодье находится, кто является его двумя ближайшими соседями;

2) количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие 10 лет;

3) сколько на участке имеется виноградных лоз;

4) сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые плантации;

5) сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие 10 лет;

6) сколько приблизительно моргенов земли отводится под пастбища;

7) сколько моргенов земли приходится на лесные угодья, способные давать деловую древесину;

8) пол и возраст всех членов семьи.

Владелец земли был обязан оценить свои доходы сам.

Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец земли вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то ему приходилось привести уважительные причины, по которым он это сделал. В противном случае выкорчеванные деревья включались в ценз.

Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики. Контролировать их деятельность было довольно сложно, да и налогоплательщику было выгоднее дать взятку, нежели выплачивать непомерно высокие налоги. Коррупция и злоупотребление властью неизбежно вели к экономическому кризису, который разразился в I в. до н.э.

Со времен Древнего Рима ведется и подразделение налогов на прямые [3] и косвенные[4] . Так, к косвенным относились: налог с оборота (1%), налог при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости), а также налог с наследства (5%), которым облагались лишь граждане Рима и который имел целевое назначение - расходовался на пенсионное обеспечение профессиональных солдат. Уже в те далекие времена налоги не только играли фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития товарно-денежного хозяйства. Ведь они вносились деньгами, для чего населению приходилось часть продукции продавать. Это углубляло разделения труда, урбанизацию.

Как это ни парадоксально, к концу существования этой могущественной империи древности государственный аппарат в ней располагал огромными богатствами. Эти богатства формировались к тому времени преимущественно за счет налогов на добычу полезных ископаемых, поборов с народов покоренных римлянами колоний и даров.

В Византийской империи, где только прямых налогов существовал 21 вид, а также всевозможные косвенные и чрезвычайные налоги, налоговое бремя привело к сокращению налоговой базы и ослаблению государства.

В Западной Европе во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Современное европейское государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., однако его система налогообложения была еще далека от совершенства. После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли. Затем в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на собственность. Он взимался не только с земли как таковой, но и с построек на ней, а также личного имущества и ожидаемых доходов людей, которые на этой земле жили.

Значительная часть средств поступала в казну через систему чрезвычайных налогов, а их сбор находился в руках откупщиков, то есть дельцов, которые называли на торгах самую высокую цену за право сбора очередного налога и таким образом откупали его. Деньги поступали в государственную казну, а откупщик занимался сбором налогов, стараясь при этом получить максимальную прибыль за счет комиссионных. Надо ли говорить, к каким злоупотреблениям это приводило и насколько непопулярными личностями были откупщики у населения, если еще средневековый церковный деятель и философ Фома Аквинский называл налоги узаконенной формой грабежа.

Достаточно рациональная налоговая система возникла на рубеже ХVII-ХVIII вв., когда в европейских странах в основном сложилось административное государство, располагавшее чиновничьим аппаратом. Доходы, как и в Древнем Риме, поступали через систему прямых и косвенных налогов. Прямые налоги в основной массе приходились на подушный[5] и подоходный[6] , ставка которых колебалась от 10 до 15%. Дворянство и духовенство от их уплаты освобождались, и налоговое бремя несли буржуазия и крестьянство. Основным косвенным налогом был акциз, размеры которого колебались от 5 до 25%. Но тут опять наметилось противоречие. Принося большие доходы в казну, налоги на предметы потребления сдерживали развитие торговли. Государство все сильнее нуждалось не только в системе, но и в научной теории налогообложения.

Создателем такой теории считается видный шотландский экономист и ученый XVIII в. Адам Смит. Он утверждал, что налоги для налогоплательщика - признак не рабства, а свободы. Труд А.Смита "Исследование о природе и причине богатства народов", увидевший свет в 1776 г., определил основные принципы налогообложения, не утратившие значения и поныне.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства.

Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот "неприятный" налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов? Какой путь вернее?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений. На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XX в., основывается на ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности. Снижаются ставки налога на прибыль корпораций (в США с 46 до 34%, в Великобритании с 45 до 35%, в Японии с 42 до 40%). Кроме того, снижен верхний уровень налогообложения личных доходов физических лиц, расширены интервалы необлагаемого дохода. Но снижение прямых налогов компенсируется ростом косвенных - налога с продаж, налога на добавленную стоимость и ряда других. Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

Хотя официально все правители этого времени титуловались императорами, в истории принято делить имперский период на принципат и доминат, когда ряд императоров потребовали также титула dominus — «господин». Империя раскололась на Западную Римскую и Восточную Римскую, последняя из которых вскоре превратилась в самостоятельное государство — Византию. Падение Западной Римской империи 4 сентября 476 г. можно считать концом собственно Римской империи.

Хорошая система налогообложения - динамическое явление. Ведь налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Все это меняется. Вслед должна меняться и налоговая система.

[1] НАЛОГИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ - обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц. Возникли с появлением государства как средство покрытия расходов по выполнению задач и функций государства.

[2] МЕСТНЫЕ НАЛОГИ - обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджеты административно-территориальных единиц (муниципальных образований), составная часть налоговой системы государства.

[3] Прямо́й нало́г — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

[4] Ко́свенный нало́г — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

[5] Подушный Налог - прямой личный налог, взимаемый с каждой "души" (человека) в одинаковом размере независимо от величины дохода и имущества.

[6] Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)— основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

date image
2018-02-14 views image
1311

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon

Прямое налогообложение в Древнем Риме.

Важнейшим видом прямого налога являлся трибитум — разновидность имущественного налога. В основе формирования налоговой обязанности лежала предварительная оценка имущества цензором. Она осуществлялась один раз в пять лет. Для этой цели все граждане, разделенные на грибы, собирались в полном вооружении на Марсовом поле; здесь цензор осматривал оружие каждого. В цензорские таблицы заносилось имя гражданина, сведения о его происхождении, роде занятий и величине имущества. В соответствии с величиной имущества граждане делились на несколько классов. Оценка имущества основывалась на добросовестном показании граждан; обмана со стороны последних почти нечего было опасаться — это было время самых строгих нравов. Впрочем, государство всегда могло знать число своих граждан; для этого закон предписывал при рождении каждого ребенка жертвовать медную монету в храм Юноны, в случае его смерти — в храм Венеры, а при облачении юноши в мужскую тогу такую же монету жертвовали в храм Юности. За неверные показания гражданин лишался всех своих прав и продавался в рабство. Разделенные на классы граждане несли податную тяжесть без изменения пять лет. Каждый ценз проверял их имущественные отношения и, если того требовали обстоятельства, вел к составлению новых списков отдельным классам; богатые вносились в высшие разряды, обедневшие пречислялись к низшим. Ценз не давал, впрочем, представления о действительной стоимости имущества, потому что при оценке не вычитались долги. Кроме того, некоторые предметы цензоры оценивали по собственному усмотрению выше их стоимости в качестве противодействия роскоши. Граждане шестого класса, куда зачислялись имевшие имущество, стоимость которого не превышала 1,5 тысячи асс, были свободны от подати и военной службы. С каждой тысячи асс взимался налог один или два асса в случае, когда это вызывалось государственной необходимостью. Вдовы и сироты платили деньги, шедшие на покупку лошадей для военной службы.

К числу прямых налогов относилась и так называемая уринная подать (налог на отхожие места). Этот налог был введен императором Веспасианом как промысловый налог с лиц, содержащих уличные отхожие места. Доходы этих лиц формировались из платы за пользование отхожими местами и доходов, получаемых от садовников и цветочников при удобрении почвы.

В 6 году н. э. император Август ввел налог с наследства, который был первым налогом с наследств, воспринятым затем многими налоговыми системами. Этим налогом облагалось любое наследство, достававшееся как родственникам, так и неродственникам в размере 1/20 цены или 5%. При Каракалле ставка этого налога была увеличена вдвое (до 10%), однако позднее опять понижена до 5%. Доходность этого налога была значительна. Известно, что в Риме при Августе укоренился обычай безбрачия, против которого государство издавало строгие законы; но они не были действенны. Имущество в результате безбрачия часто переходило в чужие руки; богатые холостые люди, избегавшие супружества, всегда были окружены толпой бедных друзей, которые терпели все капризы богатого патрона, чтобы получить после его смерти часть наследства (и действительно получали), причем в качестве неродственников должны были вносить незначительный налог.

Главным источником дохода в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности.

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

Косвенные налоги в Древнем Риме.

Систему косвенных налогов Рима составляли вектигаль и порториум.




Вектигаль в широком смысле означал разнообразные косвенные сборы, по сути, представлявшие собой транзитную пошлину с товаров, перевозимых из одной местности в другую — через римское государство. Однако сюда включались и платежи, не имеющие транзитного характера: особая пошлина, взимаемая с отпущения рабов на свободу (5% от их рыночной стоимости), налог на соль, налог с оборота или акциз на внутреннее потребление (1 %), налог с оборота при торговле рабами (4%). Августом были введены новые таможенные пошлины по ввозимым и вывозимым товарам во всех провинциях (средняя ставка 5%). Акциз на соль уплачивали теперь только жители провинций, горожане были от него освобождены.

Порториум (от portus — гавань) означал платеж, схожий по характеру с таможенной пошлиной. Римляне взимали его, однако, не только в гаванях с привозимых товаров и на границах империи как с провоза, так и с вывоза. Порториум применяли и внутри государства; отдельные провинции были окружены цепью станций, где налог взимался с товаров по особому тарифу. Римляне знали потрориум с древнейшего времени своей истории. Ливии рассказывает, что еще в древнейшие времена патриции освобождали плебеев от уплаты порториума, чтобы обеспечить верность римского плебейского населения. Сбор порториума чаще всего отдавался государством на откуп отдельным компаниям или даже частным лицам. Откупщиками являлись римские граждане, но хранителями кассы, куда поступали таможенные сборы, были в большинстве случаев рабы.

Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Гай Юлий Цезарь (100 г. — 44 г. до н. э.). Прежде всего он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, и значительные суммы не шли теперь в карман откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Эту деятельность продолжил император Август Октавиан (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Наряду с сокращением услуг откупщиков им была создана сеть контролирующих учреждений, уточнен налоговый потенциал провинций. Были усовершенствованы и уточнены кадастры по каждому городу, произведена перепись налогоплательщиков. Руководство переписью осуществляли наместники провинций совместно с прокураторами. На основе этого формировались отчетные данные (цензы).

Показательно, что чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшать налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец земли вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, он должен был привести убедительные причины, по которым он это сделал. В противном случае выкорчеванные деревья включались в ценз.

Стоить отметить, что Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, усугублению процесса разделения труда, урбаниза

Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить , что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и России 1992 -1997 годов, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Читайте также: