Резервы в налоговом учете

Опубликовано: 12.05.2024

Вопрос: Как отразить в учете организации затраты на капитальный ремонт объекта основных средств (ОС), если в налоговом учете создается резерв предстоящих расходов на ремонт?
Стоимость капитального ремонта объекта ОС, осуществленного подрядной организацией, составила 960 000 руб. (в том числе НДС 160 000 руб.). Ремонт проведен и оплачен в III квартале. Иных затрат на ремонт объектов ОС в течение года организация не понесла.
Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется ежеквартально.
В налоговом учете применяется метод начисления, отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, сумма годового резерва на ремонт установлена в размере 700 000 руб.
Посмотреть ответ

Как и для чего нужно формировать РПР?

В пункте 302.1 Инструкции №157н сказано о том, что предприятие имеет право на создание резерва будущих трат. Нужно это для равномерного распределения трат в дальнейшем. Резерв создается по следующим обязательствам:

  1. Образованные в результате принятия определенного обязательства. К примеру, предприятие заключило сделку. В эту категорию входят и обязательства перед сотрудниками: выплаты при увольнении, отпускные. Это также траты на технический ремонт, которые установлены договором поставки.
  2. Образованные в силу нормативных актов РФ или при реструктуризации организации. Расходы могут возникнуть и при изменении структуры филиалов предприятия, реорганизации или ликвидации субъекта.

  • Сформированные на основании претензий или исков. Это штрафные санкции, компенсации по различным формам ущерба.
  • Образующиеся вследствие хозяйственной деятельности в том случае, если нет первичных документов и, следовательно, размер начислений на отчетный период неизвестен.
  • Сформированные вследствие иных обязательств.
  • Вопрос: Как отразить в учете организации оценочное обязательство, признаваемое в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска, если для целей налогообложения прибыли формируется резерв предстоящих расходов на оплату отпусков?
    Сумма оценочных обязательств, признанных расходом в связи с возникновением у работников права на отпуск в соответствии с законодательством РФ (с учетом страховых взносов), за отчетный период составила 550 200 руб. В налоговом учете применяется метод начисления. Сумма резерва на оплату отпусков, отнесенного на расходы данного периода в налоговом учете в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ, составила 300 000 руб.
    Посмотреть ответ

    В Инструкции №157н сказано, что предприятие обязано отразить в учетной политике факт формирования резервов. Во внутренних документах предприятия нужно также зафиксировать следующую информацию:

    • Счет, на котором будут отражаться накопленные средства.
    • Разновидности резервов, образующиеся в учете. К примеру, это может быть резерв на отпускные выплаты.
    • Порядок образования резерва.
    • Дату создания резерва.

    ВНИМАНИЕ! Средства из резервного фонда могут направляться только на те цели, для которых он создан.

    Резерв предстоящих расходов формируется со следующими целями:

    • Экономическое обоснование установленной себестоимости.
    • Отслеживание финансовых итогов.
    • Отражение данных об отложенных обязательствах, которые будут предъявлены государственным структурам.
    • Приведение бухучета организации в соответствие с принятыми стандартами.

    ВАЖНО! Следует отличать резервы, фиксируемые в бухучете, от резервов, образованных с целью учета. Последние образуются для снижения налогооблагаемой базы.

    Является ли обязательным создание РПР?

    Обязательно ли формировать РПР? В нормативных актах отсутствует точный ответ на этот вопрос. В пункте 302.1 Инструкции сказано, что виды создаваемых резервов компания определяет сама. Однако они должны соответствовать имеющейся учетной политике. Там же указаны виды трат, на которые резервные средства направляться не могут.

    Если у предприятия есть отложенные обязательства, очень желательно создавать РПР. Без этого пункта отчетность полноценной не будет. Минфин РФ рекомендует фиксировать в отчетности резервы:

    • На выплату отпускных.
    • На оплату имеющихся исков, долгов по налоговым обязательствам.
    • Траты на осуществление реорганизации (резерв может формироваться после принятия решения о реорганизации).

    ВАЖНО! Резервы могут не создавать субъекты малого бизнеса, которые не выпускают акции.

    ВНИМАНИЕ! Для бухгалтерского учета создание резервов является обязательным. При ведении налогового учета решение об образовании резерва принимает руководство предприятия.

    Порядок формирования РПР

    Порядок создания РПР установлен ПБУ 8/2010. Предприятия могут формировать резервы на:

    • Отпускные.
    • Ежегодные компенсации за выслугу лет.
    • Вознаграждения по результатам годовой работы.
    • Ремонт ОС.
    • Производственные траты по подготовке к сезонной работе.
    • Траты на рекультивацию земельных участков.
    • Расходы на мероприятия по охране природы.
    • Траты на ремонт объектов, которые в дальнейшем будут сданы в аренду.
    • Ремонт и обслуживание по гарантийным талонам.
    • Погашение трат, установленных законами РФ.

    Как правило, резервы создаются на выплату отпускных. Связано это с тем, что данные выплаты распределяются на протяжении всего года неравномерно.

    Формирование резерва предстоящих расходов можно подразделить на следующие ступени:

    1. Отражение создания резерва в учетной политике организации.
    2. Определение оценочного обязательства на последнюю дату или квартала, или месяца.
    3. Расчет базового объема резерва. Для этого требуется умножить средний дневной доход на число оставшихся дней в квартале или месяце.
    4. Размер резерва увеличивается на размер страховых взносов.

    Порядок создания резервов устанавливается на основании учетной политики предприятия.

    Бухучет и используемые проводки

    Использование счетов при формировании резерва зависит от того, куда именно пойдут средства:

    • Выплата отпускных – счета 70 и 69.
    • Перечисление средств за выслугу лет – счета 70 и 69.
    • Ремонт основных средств – счета 20 и 23.
    • Рекультивация земель – счета 20 и 23.
    • Ремонт по гарантийному талону – счет 51.

    Резервы фиксируются на счете 96. Рассмотрим типичные проводки, отражаемые на нем:

    • ДТ96 КТ28. Траты на устранение брака по гарантийному талону.
    • ДТ96 КТ51. Оплата трат с расчетного счета за счет резервных средств.
    • ДТ96 КТ52. Оплата трат с валютного счета за счет резервных средств.
    • ДТ96 КТ69-1. Отчисление страховых выплат в Фонд социального страхования с резервов.
    • ДТ96 КТ69-2. Отчисление средств в Пенсионный фонд.
    • ДТ96 КТ69-3. Перечисление денег в Фонд обязательного медицинского страхования.
    • ДТ96 КТ76. Услуги сторонней компании оплачены за счет резервных средств.
    • ДТ96 КТ91-1. Средства, не использованные в течение отчетного периода.
    • ДТ08 КТ96. Создание резервов под создание внеоборотных активов под проведение строительных работ.
    • ДТ08 КТ96. Зафиксированы обязательства по охране окружающей среды, рекультивации земель.
    • ДТ20 КТ96. Начисление средств на расходы на основное производство.
    • ДТ23 КТ96. Начисление средств на траты вспомогательного производства.
    • ДТ25 КТ96. Направление денег на общепроизводственные траты.
    • ДТ26 КТ96. Направление средств на общехозяйственные нужды.
    • ДТ29 КТ96. Затраты на обслуживание.
    • ДТ44 КТ96. Траты на продажу.

    При расчете годовой суммы резерва нужно учитывать все платежи. В частности, нужно предусмотреть взносы в Пенсионный фонд, ФСС.

    Пример

    Ежегодный ФОТ, включающий страховые платежи, составляет 900 тысяч рублей. Размер отпускных и различных взносов составляет 80 тысяч рублей. Необходимо рассчитать % начислений в резервный фонд. Для этого проводятся следующие расчеты:

    80 тысяч/900 тысяч/12*100% = 0,74%

    Дальше нужно определить объем отчислений в месяц:

    900 тысяч*0,74% = 6 660 рублей

    Именно 6 660 рублей нужно каждый месяц перечислять в резервный фонд.

    Бухгалтерские проводки будут следующими:

    • ДТ20 КТ96. Ежемесячное формирование резерва в размере 6 660 рублей.
    • КТ96 КТ70. Перевод сумм на отпускные.
    • КТ96 ДТ69. Перевод страховых взносов на отпускные.

    Последние две проводки используются при наступлении отпуска.


    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


    Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Какие организации обязаны применять ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"? Какие резервы необходимо создавать в обязательном порядке и каким организациям? Каковы последствия отсутствия этих резервов?


    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" не применяется кредитными организациями, государственными (муниципальными) учреждениями и еще рядом экономических субъектов, очерченных частями 4 и 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
    Наиболее распространенными оценочными обязательствами, которые должны признаваться путем резервирования, являются резервы: на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на вознаграждения по итогам года, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, а также резерв на покрытие иных предвиденных затрат.
    Отсутствие обязательных резервов при неизбежности исполнения обуславливающих их обязательств может повлечь применение мер ответственности, установленных ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ.

    Обоснование вывода:
    По своей сути оценочное обязательство (обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения) - это предстоящие расходы организации, которые могут возникнуть в результате выполнения требований законодательного акта, вступления в силу судебного решения, исполнения договора (например, трудового) либо в результате действий организации (п. 4 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", далее - ПБУ 8/2010).
    Для признания в целях бухгалтерского учета оценочного обязательства должны одновременно выполняться условия, перечисленные в п. 5 ПБУ 8/2010.
    Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (письмо Минфина России от 17.08.2012 N 07-02-06/205).
    Примеры анализа обстоятельств с целью признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства приведены в Приложении 1 к ПБУ 8/2010; примеры определения величины оценочного обязательства - в Приложении 2 к ПБУ 8/2010.

    Лица, обязанные применять ПБУ 8/2010

    В пункте 1 ПБУ 8/2010 указано на то, что данным стандартом устанавливается порядок отражения соответствующих объектов в бухгалтерском учете и отчетности организаций - юридических лиц по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений). Тем самым оно подлежит обязательному применению всеми организациями, за исключением вышеуказанных, при наличии у них соответствующих объектов учета (с учетом оговорки п. 2 ПБУ 8/2010).
    Кроме того, по п. 3 ПБУ 8/2010 оно может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Частями 4 и 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определен их круг и исключения из него. Итак, к таким субъектам отнесены (часть 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ):
    1) субъекты малого предпринимательства (Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства);
    2) некоммерческие организации;
    3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов.
    А исключения это (часть 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ):
    1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
    3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
    4) микрофинансовые организации;
    5) организации бюджетной сферы;
    6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
    7) коллегии адвокатов;
    8) адвокатские бюро;
    9) юридические консультации;
    10) адвокатские палаты;
    11) нотариальные палаты;
    12) некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

    Виды резервов, образуемых в силу ПБУ 8/2010

    Наиболее распространенными оценочными обязательствами, которые должны формироваться в организации путем обособления на счете учета резервов начиная с 01.11.2011 являются резервы:
    - на оплату отпусков;
    - на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
    - на вознаграждения по итогам года;
    - на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
    - резерв на покрытие иных предвиденных затрат (смотрите также п. 20 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, п. 11 Информации Минфина РФ от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012, Рекомендации Р-23/2011 КпР и Р-93/2018-КпР). В качестве примеров оценочных обязательств по таким иным предвиденным затратам можно привести следующие обстоятельства:
    - при участии организации в судебном споре, по итогам которого вероятна выплата штрафа, пени, неустойки за нарушение налогового законодательства, в бухгалтерском учете признается соответствующая сумма оценочного обязательства (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875);
    - сумма оценочных обязательств на демонтаж и утилизацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды включается в первоначальную стоимость основных средств, если возникновение таких обязательств непосредственно связано с приобретением, сооружением и изготовлением этих основных средств (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01)).

    К сведению:
    Иные мероприятия, включенные в отмененный пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, не отвечая признакам оценочного обязательства, не требуют создания резерва (Вопрос: В I квартале 2017 года есть необходимость создания резерва на ремонты основных средств в налоговом учете. Должна ли организация учитывать суммы предыдущих ремонтов как текущего, так и капитального при расчете максимальной суммы резерва? Как определить совокупную стоимость основных средств на начало календарного года? Должна ли организация учитывать при этом только основные средства, которые задействованы в процессе производства и амортизация по которым начисляется на счете 20 и другие счета прямых расходов, или необходимо учесть стоимость всех основных средств, находящихся на балансе предприятии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2017 г.)).

    Ответственность за отсутствие резервов, формируемых в силу ПБУ 8/2010

    Непосредственно самим ПБУ 8/2010 ответственность за неприменение данного стандарта бухгалтерского учета в виде отсутствия должных резервов не установлена.
    Однако налоговые органы в ходе проверки на основании п. 1 ст. 120 НК РФ имеют право взыскать с организации штраф в размере десяти тысяч рублей за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается, в частности, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций (п. 3 ст. 120 НК РФ). Смотрите также Вопрос: ЗАО не создает резервы по отпускам, по сомнительным долгам и не применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций". Какая ответственность лежит на ЗАО в случае, если организация должна применять ПБУ, но не применяет его? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.).
    В ходе подготовки ответа мы не обнаружили примеров из судебной практики, касающихся споров с налоговым органом касательно применения ПБУ 8/2010, но считаем возможным в качестве подтверждения своих слов указать на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2020 N А60-61136/2019 (размещено в Архиве судебных решений).
    Помимо этого, на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей на основании ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (смотрите также материалы: Вопрос: Организация не является субъектом малого предпринимательства. Согласно ПБУ 8/2010 организации обязаны формировать резерв на предстоящую оплату отпусков начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год. Какие штрафные санкции установлены за нарушение этого требования? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2012 г.); Вопрос: Коммерческая организация, относящаяся к средним предприятиям, не формирует в налоговом учете резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Обязана ли организация создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в бухгалтерском учете? Если обязана, то каковы могут быть последствия, если этого не делать? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2012 г.)).

    Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
    - Вопрос: Организация (общая система налогообложения, в налоговом учете - метод начисления) с 2019 года перестала быть малым предприятием и по размеру выручки перешла в категорию средних предприятий. До 2019 года резерв на оплату отпуска не создавался. Как правильно организации сформировать данный резерв? Каков возможный алгоритм расчета отчислений и погашений (выплаты отпускных) за счет резерва? На какое число должны быть сделаны бухгалтерские проводки по выплате? Можно ли не формировать резерв (с отражением или неотражением разниц (временных)) в налоговом учете, или нужно формировать его по правилам бухгалтерского учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)
    - Вопрос: Каковы бухгалтерские проводки по отражению затрат по гарантийному ремонту у застройщика с использованием резерва и без создания резерва? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)
    - Вопрос: Согласно учетной политике по бухгалтерскому учету организация формирует резерв на оплату отпусков ежемесячно. Расчет производится персонифицированно по каждому сотруднику. Как правильно начислить резерв по отпуску для сотрудницы, которая находится в декретном отпуске, если количество дней отпуска известно, а среднего заработка нет? Какой вариант является правильным: не начислять резерв до выхода из отпуска по уходу за ребенком; исчислить исходя из среднего заработка, который был до ухода в отпуск по уходу за ребенком; иной вариант? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)
    - Вопрос: Как создать резерв по сомнительным долгам и резерв по отпускам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.)
    - Вопрос: Предприятие осуществляет производственную деятельность по ремонту и модернизации бронетанковой техники. Ежемесячно создается в одинаковом размере резерв на выплату вознаграждения по итогам года. В организации используется позаказный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Продукция оборонзаказа, в себестоимости которой отражалось начисление в резерв в течение полугода, заказчику отгружена, себестоимость заказа определена. В связи с тем, что по итогам семи месяцев 2018 года финансовый результат за 2018 год ожидается убыточным, возможно ли отсторнировать ранее созданный резерв и не создавать до конца отчетного года? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.)
    - Вопрос: Предприятие устанавливает гарантийный срок на свою продукцию. Оценочное обязательство под гарантийный ремонт не создавалось. Резерв под гарантийный ремонт продукции также не создавался. Оценочное обязательство в связи с предполагаемыми затратами на гарантийное обслуживание проданных товаров в учете не формировалось из-за отсутствия ранее соответствующих фактов. Какие бухгалтерские проводки необходимо оформить? Признаются ли данные расходы прочими? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.)
    - Вопрос: Организация начала деятельность в июле 2015 года. Она выполняет строительно-монтажные работы. По договорам предусмотрена обязанность гарантийного ремонта в течение пяти лет. В декабре 2015 года был сформирован резерв на гарантийный ремонт по плановым показателям на 699 199,40 руб. (3% от выручки по договорам с гарантией). Выручка за 2015 год составила 27 537 392,51 руб. с НДС. Фактические затраты на гарантийный ремонт в 2016 год составили 40 716,08 руб. Выручка за 2016 год составила 5 3347 330,47 руб. В бухгалтерском и налоговом учете формируется резерв на гарантийный ремонт на конец года. Какая сумма резерва может быть перенесена на следующий год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)
    - Вопрос: Организация относится к субъектам малого предпринимательства, но подпадает под обязательный аудит. Сумма активов бухгалтерского баланса организации по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. Обязана ли организация начислять резерв на оплату отпусков? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)
    - Новое ПБУ 8/2010: что такое оценочное обязательство (М.С. Полякова, "Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2011 г.).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Волкова Ольга

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

    9 сентября 2020 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    У организаций с каждым годом остается все меньше возможностей безрисковой оптимизации налога на прибыль, но законные способы сэкономить еще остались. Сегодня мы поговорим об одном из таких способов снижения налога — создании резерва по сомнительным долгам.

    Создание резерва

    Каждый бухгалтер слышал о резервах по сомнительным долгам, но многие не решаются применять этот способ оптимизации налогообложения на практике.

    Зачастую пугает тот факт, что правила создания резервов в налоговом и бухгалтерском учете существенно различаются и разобраться в них достаточно сложно.

    Мы систематизировали для вас данные различия по основным критериям и для наглядности разделили по видам учета. Кроме того, отразили методологию создания резерва в формате вопрос-ответ и собрали в таблицу.

    Правила создания резервов в налоговом и бухгалтерском учете

    Бухгалтерский учет

    Налоговый учет

    Кто вправе создавать резерв?

    Все компании обязаны создавать резервы, исключений нет.

    Обязанности создавать резерв у налогоплательщика нет. Но стоит помнить — чтобы воспользоваться правом на резервирование, организация в обязательном порядке должна применять ОСНО и метод начисления. Не создают резервы фирмы, применяющие кассовый метод и УСН.

    Какими документами регламентируются отчисления в резерв?

    Пункт 70 Положения , утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н.

    Статья 266 Налогового кодекса РФ.

    Стоит ли закреплять информацию о создании резерва в учетной политике?

    Предприятию следует закрепить основные моменты создания и периодичность отчислений в резерв, установленных норм нет.

    Если организация приняла решение создавать резерв, то безопаснее указать это в учетной политике, иначе могут быть споры.

    Что такое сомнительная задолженность?

    Любая не обеспеченная гарантиями дебиторская задолженность.

    Необеспеченный гарантиями долг, появившийся в связи с продажей услуг, товаров и работ. Можно резервировать задолженность покупателей или заказчиков, но не поставщиков. Также не стоит включать в резерв долг по суммам займа.

    Как выявить сомнительную задолженность?

    По итогам инвентаризации.

    По итогам инвентаризации.

    Какую сумму задолженности можно зарезервировать?

    Компании необходимо самостоятельно определить величину резерва, исходя из вероятности погашения долга контрагентом.

    срок долга до 45 дней – резерв не создаем;

    можно включить в резерв половину суммы долга с учетом НДС при просрочке от 45 до 90 календарных дней (включительно);

    если платежи от должника не поступали более чем 90 дней, то включаем в резерв всю сумму задолженности с учетом НДС.

    Есть ли лимит размера резерва?

    Нет ограничений по формированию резерва.

    Резерв может быть не больше, чем 10% выручки от продаж (без НДС).
    Сумма резерва по итогам 1 квартала, 6 месяцев, 9 месяцев — это наибольшая из величин:

    • 10% от выручки за текущий отчетный период; либо
    • 10% от выручки за предыдущий налоговый период.
    По итогам года - не более 10 % от выручки за текущий период.

    Как отражаются в отчетности сформированные резервы?

    В балансе резерв уменьшает показатель дебиторской задолженности.

    В отчете о финансовых результатах резерв отражается как прочие расходы.

    В декларации по налогу на прибыль - как внереализационные расходы.

    Зачем создавать резерв?

    Резервы обеспечивают достоверность бухгалтерской отчетности.

    Резерв позволяет учесть убытки по сомнительным долгам заранее, не дожидаясь момента, когда задолженность будет признана безнадежной. Другими словами, резерв позволяет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль.

    Кроме разобранных в таблице популярных вопросов о резервах нельзя оставить без внимания тему встречного обязательства перед контрагентом. Сомнительной задолженностью в этом случае признается сумма дебиторской задолженности, которая превышает кредиторскую.

    Теперь, зная все нюансы создания резервов, посмотрим, как данный процесс реализован в программе 1С 8.3.

    Резервы предстоящих расходов аккумулируют средства на расходы, которые предприятие понесет в будущем. Цель создания таких резервов – равномерное распределение затрат во времени. Средства резервов, как правило, используют на погашение сомнительной дебиторской задолженности, выплату отпускных и т. п. О порядке создания и расхода средств резервов читайте в предложенном материале.

    Национальный стандарт финансовой отчетности не содержит рекомендаций по созданию и учету резервов предстоящих расходов, следовательно, использовать в учете резервы обязаны только те предприятия, которые осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и МСФО (IFRS) для предприятий малого и среднего бизнеса (МСФО для МСБ). Рассмотрим формирование наиболее распространенных резервов.

    РЕЗЕРВ ПОД УБЫТКИ ОТ ОБЕСЦЕНЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

    Согласно пункту 63 МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», если имеется объективное свидетельство того, что был понесен убыток от обесценения займов и дебиторской задолженности или инвестиций, удерживаемых до погашения, которые учитываются по амортизированной стоимости, то сумма такого убытка оценивается как разница между балансовой стоимостью соответствующего актива и приведенной стоимостью расчетных будущих денежных потоков (исключая будущие кредитные убытки, которые не были понесены), дисконтированных по первоначальной эффективной процентной ставке по этому финансовому активу (то есть эффективной процентной ставке, рассчитанной при первоначальном признании). Балансовая стоимость актива должна быть уменьшена непосредственно или с использованием счета оценочного резерва. Сумма убытка должна быть признана в составе прибыли или убытка.

    То есть предприятие, использующее для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности МСФО, обязано создавать резерв под убытки от обесценения дебиторской задолженности.

    Дебиторская задолженность – это общая сумма долгов предприятия со стороны покупателей или других дебиторов, которые должны быть погашены в определенные (установленные договором или оговоренные) сроки. Постоянное наличие дебиторской задолженности по счетам к получению обусловлено установленной Налоговым кодексом методикой признания дохода – методом начисления, когда доходом считается не факт получения платежей, а возникновение прав на них. Основной причиной появления просроченной дебиторской задолженности является недобросовестность партнеров.

    Согласно пункту 1 статьи 178 Гражданского кодекса общий срок исковой давности устанавливается в три года. По истечении трех лет числящаяся в бухгалтерском учете дебиторская задолженность может быть списана как сомнительное требование.

    На основании пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса сомнительными требованиями признаются требования:

    1) возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам – нерезидентам, осуществляющим деятельность в РК через постоянное учреждение, структурное подразделение юридического лица, и не удовлетворенные в течение трехлетнего периода;

    2) возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и не удовлетворенные в связи с признанием налогоплательщика-дебитора банкротом в соответствии с законодательством РК;

    3) в связи с включением в состав совокупного годового дохода штрафов и пеней на основании вступившего в законную силу решения суда по договорам банковского кредита (займа) и договорам о предоставлении микрокредитов, не удовлетворенные в течение трехлетнего периода.

    Одним из методов корректировки и списания просроченной дебиторской задолженности является метод начисления резерва. При использовании метода начисления резерва факт списания суммы сомнительных требований не влияет на величину дебиторской задолженности, потому что дебиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе уже за вычетом суммы резерва по сомнительным требованиям.

    Метод начисления резерва делится на два метода:

    а) процента от объема реализации готовой продукции, товаров, работ, услуг;

    б) учета счетов по срокам оплаты.

    Руководство предприятия должно выбрать и закрепить в учетной политике метод, используемый для списания просроченной дебиторской задолженности.

    Бухгалтерский учет резервов, созданных под убытки от обесценения краткосрочной дебиторской задолженности, ведут на счете 1280.

    В случае если покупатель, чья дебиторская задолженность списана как безнадежный долг до окончания отчетного периода, когда было произведено списание, оплатит свою задолженность, следует сторнировать списанную ранее на сомнительные требования дебиторскую задолженность по кредиту счетов учета: 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков», 1710 «Краткосрочные авансы выданные», 2910 «Долгосрочные авансы выданные» и другие и дебету счета 1280 «Оценочный резерв под убытки от обесценения краткосрочной дебиторской задолженности» и отразить погашение дебиторской задолженности по дебету счетов: 1010 «Денежные средства в кассе», 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах» и кредиту счетов расчетов 1210 «Краткосрочная .

    Чтобы равномерно списывать суммы единовременных выплат сотрудникам, организации вправе создавать в налоговом учете специальные резервы. Таких резервов три:

    • на выплату отпускных;
    • на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет;
    • на выплату вознаграждений по итогам года.

    Такое правило установлено пунктами 1, 6 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

    Любой из этих резервов может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления. Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают. Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они учитывают только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

    Отражение в учетной политике

    Решение о создании резерва закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Там же укажите:

    • способ резервирования (порядок расчета ежемесячных отчислений, состав расходов, учитываемых при формировании резерва, и т. д.);
    • ежемесячный процент отчислений в резерв;
    • предельную годовую сумму отчислений в резерв.

    Такие правила установлены пунктами 1, 6 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

    Порядок формирования резервов

    Все резервы предстоящих выплат сотрудникам формируйте по единой схеме (п. 6 ст. 324.1 НК РФ).

    Для расчета ежемесячных отчислений составьте специальный расчет (смету), в котором укажите:

    • предполагаемую годовую сумму расходов на оплату труда с учетом взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
    • предполагаемую годовую сумму предстоящих выплат с учетом взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
    • процент ежемесячных отчислений в резервы.

    Унифицированная форма такой сметы законодательно не установлена. Поэтому составьте ее в произвольной форме с учетом требований пункта 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ об обязательных реквизитах первичных учетных документов.

    Процент отчислений в резерв

    Ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих выплат сотрудникам рассчитайте по формуле:

    Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

    Ситуация: как определить предполагаемую годовую сумму зарплаты и выплат для расчета ежемесячного процента отчислений в резерв предстоящих выплат сотрудникам?

    Организация должна самостоятельно определить предполагаемую годовую сумму зарплаты или выплат, на которые формируется резерв.

    Связано это с тем, что главой 25 Налогового кодекса РФ правила определения не установлены. Сделать это можно на основании сметы, составленной в произвольной форме. При этом важно, чтобы данные сметы были экономически обоснованны и подтверждены первичными документами (п. 1 ст. 324.1, п. 1 ст. 252 НК РФ). Например, Положением об оплате труда, коллективным договором, штатным расписанием, графиком отпусков и т. д.

    Так, предполагаемую сумму зарплаты можно рассчитать исходя из:

    • данных о численности сотрудников на предстоящий год;
    • установленной в организации системы оплаты труда.

    Предполагаемую сумму предстоящих выплат можно рассчитать исходя из:

    • действующей методики расчета отпускных;
    • продолжительности отпусков, предоставляемых сотрудникам организации;
    • положений о выплате вознаграждения за выслугу лет или вознаграждения по итогам года.

    При определении предполагаемой годовой суммы предстоящих выплат для расчета ежемесячного процента отчислений в резерв на оплату отпусков можно учитывать не только дни предстоящих ежегодных отпусков (основных и дополнительных), но и дни отпусков, которые не были использованы сотрудниками в предыдущие годы. При этом не имеет значения, создается данный резерв впервые или организация формирует его на очередной год. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/617, от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/2/125.

    Пример определения ежемесячного процента отчислений в резерв на оплату отпусков

    ЗАО «Альфа» закрепило создание резерва на оплату отпусков в учетной политике для целей налогообложения на очередной год.

    В соответствии со штатным расписанием в «Альфе» с 1 января будут работать 25 человек, в том числе:
    – директор с окладом 40 000 руб. и ежемесячной премией в размере 25 процентов от оклада;
    – главный бухгалтер с окладом 20 000 руб.;
    – два бухгалтера с окладами по 10 000 руб.;
    – 15 менеджеров с окладами по 10 000 руб. и ежемесячными премиями в размере 50 процентов от оклада;
    – четыре продавца с окладами по 8000 руб.;
    – два грузчика с окладами по 8000 руб.

    Все сотрудники «Альфы» имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. По состоянию на 1 января в организации отсутствуют сотрудники, за которыми числились неиспользованные дни отпусков за предыдущие годы.

    Предполагаемая сумма расходов на оплату труда составляет:

    Поскольку фактически сотрудники отрабатывают 11 месяцев в году (один месяц они находятся в отпуске), предполагаемую годовую сумму расходов на оплату труда бухгалтер рассчитал так:
    3 993 000 руб. (363 000 руб./мес. × 11 мес.).

    Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование организация начисляет по суммарному тарифу 30 процентов.
    Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в течение года начисляются по тарифу 0,2 процента с доходов всех сотрудников.

    Сумма взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с предполагаемой суммы расходов на оплату труда составляет:
    1 197 900 руб. (3 993 000 руб. × 30%).

    Сумма взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с предполагаемой суммы расходов на оплату труда по всем сотрудникам равна 7986 руб. (3 993 000 руб. × 0,2%).

    Предполагаемая сумма расходов на оплату труда на год с учетом всех страховых взносов составляет:
    3 993 000 руб. + 1 197 900 руб. + 7986 руб. = 5 198 886 руб.

    Расчетным периодом для расчета отпускных являются 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску. Сумма предполагаемого заработка за расчетный период, принимаемого при расчете отпускных, равна:
    363 000 руб./мес. × 12 мес. = 4 356 000 руб.
    При расчете предполагаемой суммы отпускных бухгалтер руководствовался статьей 139 Трудового кодекса РФ.

    Предполагаемый размер отпускных на предстоящий год составил:
    345 714 руб. (4 356 000 руб. : 12 мес. : 29,4 дн. × 28 дн.).

    Сумма взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с предполагаемой годовой суммы отпускных равна:
    103 715 руб. (345 714 руб. × 30%).

    Сумма взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с предполагаемой годовой суммы отпускных по всем сотрудникам составляет 691 руб. (345 714 руб. × 0,2%).

    Предполагаемый размер отпускных на год с учетом всех страховых взносов равен:
    345 714 руб. + 103 715 руб. + 691 руб. = 450 120 руб.

    Ежемесячный процент отчислений в резерв на оплату отпусков равен:
    450 120 руб. : 5 198 886 руб. × 100% = 8,7%.

    Бухгалтер оформил смету (расчет) ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков.

    Ситуация: нужно ли в налоговом учете пересчитать процент отчислений в резервы предстоящих выплат сотрудникам и предельную сумму отчислений, если в течение года сотрудники увольнялись и принимались на работу?

    Такой пересчет статьей 324.1 Налогового кодекса РФ не предусмотрен. К тому же изменения в установленную учетную политику (кроме уточнений, связанных с изменением законодательства о налогах и сборах) можно внести только со следующего года (абз. 6 ст. 313 НК РФ).

    Предельная сумма отчислений в резерв

    Ситуация: как определить в налоговом учете предельную сумму отчислений в резерв предстоящих выплат сотрудникам?

    В главе 25 Налогового кодекса РФ не установлены правила определения предельной суммы отчислений в резервы предстоящих выплат сотрудникам. Она может быть равна предполагаемой сумме выплат или превышать ее. Главное, чтобы эта сумма была экономически обоснована и подтверждена документами (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Пример расчета предельной суммы отчислений в резерв на оплату отпусков на предстоящий год

    Бухгалтер ЗАО «Альфа» составил смету (расчет) ежемесячного процента отчислений в резерв на оплату отпусков. Согласно смете предполагаемая сумма отпускных на очередной год с учетом взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний равна 411 600 руб.

    В предыдущие годы фактическая сумма отпускных превышала предполагаемую в среднем на 20 процентов. Поэтому в учетной политике предельную сумму отчислений в резерв на оплату отпусков установили в размере:
    411 600 руб. × 1,20 = 493 920 руб.

    Ежемесячная сумма отчислений в резерв

    Ежемесячную сумму отчислений в резерв предстоящих выплат сотрудникам рассчитайте по формуле:

    Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

    В том месяце, когда сумма ежемесячных отчислений, рассчитанная нарастающим итогом с начала года, превысит предельную сумму, установленную в учетной политике, размер отчислений в резерв рассчитайте так:

    Со следующего месяца отчисления в резерв не рассчитывайте. Это следует из положений пункта 1 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

    Налоговый учет отчислений в резерв

    Ежемесячную сумму отчислений в резерв учтите при расчете налога на прибыль в составе расходов на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ).

    Момент включения суммы отчислений в налоговую базу зависит от того, к прямым или косвенным расходам относятся выплаты, для покрытия которых создан тот или иной резерв (п. 1 ст. 318, п. 2 ст. 324.1 НК РФ). Организации могут самостоятельно устанавливать в своей учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг (п. 1 ст. 318 НК РФ).

    Соответственно, решение о том, к каким именно расходам (прямым или косвенным) относить отчисления в резерв, бухгалтер вправе принять самостоятельно. Например, расходы на формирование резерва на оплату отпусков сотрудников, непосредственно занятых в процессе производства, можно отнести к прямым расходам, если согласно учетной политике их зарплата включается в состав прямых расходов. Вместе с тем, бухгалтер вправе выбрать и другой порядок. Например, включать все отчисления в резерв в состав косвенных расходов независимо от того, на оплату чьих отпусков он формируется – сотрудников, занятых в производстве, или людей, непосредственно не связанных с производственным процессом.

    Такие выводы следуют из письма Минфина России от 16 сентября 2013 г. № 03-03-06/1/38134.

    Отчисления в резерв, которые относятся к прямым расходам, учтите при расчете налога на прибыль по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Отчисления в резерв, которые относятся к косвенным расходам, учтите при расчете налога на прибыль в момент начисления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

    Если организация оказывает услуги, то прямые расходы, как и косвенные, можно учесть в момент их начисления (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

    В торговых организациях отчисления в резерв предстоящих выплат сотрудникам признаются косвенными расходами (абз. 3 ст. 320 НК РФ). Поэтому учтите их при расчете налога на прибыль в момент начисления.

    Если при формировании и использовании резерва данные бухгалтерского и налогового учета различаются, организация обязана вести отдельный налоговый регистр. Его форму разработайте самостоятельно. В частности, в регистре укажите:

    • название регистра;
    • учетный период;
    • ежемесячную сумму фактических расходов на оплату труда;
    • процент отчислений в резерв;
    • ежемесячную сумму отчислений в резерв;
    • израсходованную сумму резерва.

    Регистр должен быть подписан бухгалтером, ответственным за его ведение.

    Если данные бухгалтерского и налогового учета совпадают, то затраты в налоговом учете можно отражать на основании бухгалтерских регистров.

    Такие правила установлены статьей 313 Налогового кодекса РФ.

    Ситуация: можно ли создать резерв расходов на выплату вознаграждения по итогам года в конце налогового периода? В учетной политике создание резерва предусмотрено, но размер ежемесячных отчислений не установлен.

    Резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения по итогам года создается именно для равномерного, а не для единовременного учета таких отчислений. Создание резерва в текущем налоговом периоде должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения прибыли. При этом в учетной политике нужно зафиксировать не только сам факт создания резерва, но и указать:

    • способ резервирования (порядок расчета ежемесячных отчислений, состав расходов, учитываемых при формировании резерва, и т. д.);
    • ежемесячный процент отчислений в резерв;
    • предельную годовую сумму отчислений в резерв.


    Такой порядок установлен пунктами 1 и 6 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

    Если при составлении учетной политики организация не утвердит все элементы, необходимые для расчета резерва, налоговая инспекция может оспорить законность решения о его создании и исключить отчисления в резерв из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

    Таким образом, резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения по итогам года должен формироваться в течение всего налогового периода. Возможность единовременного формирования резерва (например, в декабре) законодательством не предусмотрена. Такая возможность противоречила бы цели создания резерва – равномерному распределению расходов в течение налогового периода (п. 1, 6 ст. 324.1 НК РФ).

    Кроме того, законодательство не предусматривает возможности вносить изменения в порядок создания резерва в течение года и на этом основании начинать его формирование в последнем месяце налогового периода (ст. 313 НК РФ).

    Ответственность

    Внимание: если при составлении учетной политики организация не утвердит все элементы, необходимые для расчета резерва, налоговая инспекция может оспорить законность решения о его создании и исключить отчисления в резерв из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

    Способ резервирования, ежемесячный процент отчислений в резерв и предельную годовую сумму отчислений в резерв необходимо отразить в учетной политике для целей налогообложения (п. 1, 6 ст. 324.1 НК РФ).

    Учетная политика применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, все положения учетной политики на очередной налоговый период должны быть утверждены руководителем организации до его начала. Утверждение хотя бы одного из элементов, необходимых для создания резерва, после начала календарного года признается изменением учетной политики. Изменения учетной политики вступают в силу с начала нового налогового периода, то есть с 1 января года, следующего за внесением изменений (абз. 6 ст. 313 НК РФ). Если, не дожидаясь вступления этих изменений в силу, организация начнет производить отчисления в резерв, при проверке налоговая инспекция может признать такие расходы необоснованными. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 июля 2006 г. № Ф08-2766/2006).

    Читайте также: