Налоги в древнем египте

Опубликовано: 15.05.2024

Египетская цивилизация считается одной из древнейших в мире. Она всегда представляла для исследователей особый интерес. Кроме богатейшей культуры, египетская цивилизация отличалась и специфичностью экономики. В качестве одной из особенностей этой сферы выступало нормирование в форме твердо зафиксированных доходов и затрат. Основная его цель состояла в бесперебойном обеспечении хозяйств и казны поступлениями. Многие исследователи считают, что именно со времен существования этого государства берет начало история налогов. Рассмотрим далее, как осуществлялось нормирование.

что такое налог в древнем египте

Общие сведения

История налогов началась с определения объектов нормирования. В качестве них выступали земельные участки, зерно и прочие продукты, содержание работников. Объектом нормирования был и непосредственно сбор налогов. В Древнем Египте после наводнений всегда проводилось межевание. Оно состояли в предварительном определении зерновой подати. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги, были материально ответственными лицами. В случае невозможности обеспечить установленную норму агент мог быть казнен.

Технологии учета

Чтобы понять, что такое налог в Древнем Египте, следует ознакомиться с приемами, которые использовались для ведения отчета. Технологии отличались по типам записей - по видам ответственности и землевладения. В последнем случае в папирусе указывалось, что земля, которая возделывается определенным человеком (вписывалось, кем именно), состоит из:

  1. Размера участка.
  2. Нормы с единицы площади.
  3. Общей суммы сбора.

история налогов

Все показатели в папирусе указывались красной тушью. Другие записи относятся к иным формам собственности. Они начинались со слов "часть, доля". Такие записи состояли из 3-х цифр. Первая была черной, остальные - красные:

  1. Общий размер участка.
  2. Часть, облагаемая налогом.
  3. Норма обложения.

древнеегипетский фараон

Последняя была постоянной и фиксированной и составляла 12/4 меры зерна. Существовал еще один вариант ведения записей. Они состояли из 2-х черных цифр. В этом случае измерение участков осуществлялось в локтях (для других записей - в арурах). В дошедших до наших дней источниках исследователям сложно понять точно содержание записей. Однако условно они обозначали, что определенная доля земли считается невозделываемой и поэтому обложению не подлежит.

Специфика описей

Определяя, что такое налог в Древнем Египте, следует упомянуть, что технология ведения записей и определения показателей зависела от экономической сущности объектов. В связи с тем, что разнородные предметы указывались в одной описи, в папирусе присутствовали все виды учетной регистрации. По мнению современных исследователей, можно было вести регистры раздельно в зависимости от типа записей. Однако, так как данный подход не использовался, ученые делают вывод, что ключевым звеном выступал хозяйственный контроль. Его объектами в первую очередь выступали земля и люди, ответственные за нее.

Кто в Древнем Египте платил налоги?

В первую очередь это делали частные землевладельцы. Те люди, которые обрабатывали пашни, все время были под наблюдением. С них тоже удерживали налог. Однако это происходило в рамках многоуровневой системы хозяйственного контроля. Земледельцы фактически не знали, что такое налог. В Древнем Египте урожай убирался в течение месяца под постоянным присмотром контролеров. Затем он весь, в полном объеме, сдавался на склады. После этого излишек урожая (количество, превышавшее норму сдачи) возвращался земледельцам. Его величина зависела от размера обрабатываемого участка. В этой связи земледельцы должны были присутствовать при межевании и давать клятву о том, что измерение проведено верно. Зерно перевозилось в центральные хранилища. После этого его распределяли по хозяйствам, которыми владел древнеегипетский фараон в том числе. Каждый этап, разумеется, учитывался по ответственным людям и контролировался. Система распределения предполагала проведение сверок, оформление документов, взаимные и вышестоящие проверки. Все случаи невыполнения нормы сразу же заносились на папирус.

египетская цивилизация

Животноводство

Разъясняя, что такое налог в Древнем Египте, нельзя не упомянуть об еще одном важнейшем материальном ресурсе - скоте. Из сохранившихся источников неясно, подвергался ли нормированию приплод, но перепись сельскохозяйственных животных в целом в государстве проводилась раз в 2 года. Скот пригоняли к местам, где производился подсчет. Там с целью налогообложения животных клеймили. В учете было соблюдено разделение скота в зависимости от вида, возраста и производственного назначения. По сведениям описей формировали сводные списки.

Перепись имущества

Она проводилась периодически. Перепись имела большое значение в контрольной системе. Так, в некоторых документах, определяя дату, ссылались на нее. К примеру, делалась такая запись: "Год после седьмого счета полей и золота". Податные списки крестьянского имущества составляли с указанием скота, наделов, посадок, а также налогов с этих объектов. Подати назывались труд. Опись налогов, собранных с имущества, формировалась, по мнению исследователей, по образцу записей по зерну. В этих же документах указывали и задолженность человека, владевшего объектами. Периодически осуществлялся сбор недоимки. Для этого чиновники выезжали с отрядом стражников и беспощадно расправлялись с должниками.

сбор налогов в древнем египте

Перепись населения

Она велась каждые 15 лет. В описях указывались категории населения, а также их имущество. С особой тщательностью осуществлялся учет рабочей силы. Его начинали с оформления людей по месту их деятельности. Документ о наборе направлялся в бюро управления царскими бумагами. После этого он поступал к надсмотрщикам партий рабочих. В соответствии с этим документом издавался приказ о назначении. Людей учитывали по головам. Опись персонала дополняли записями по учету использования силы. Для этого велись поименные списки. В них вносили неявки по причинам. В качестве уважительных признавались обряды в храмах, болезнь работника либо его близких, а также укус скорпиона.

Виды податей

Древнеегипетский фараон приветствовал формирование экономических отношений на базе подневольного труда рабов и свободных землевладельцев. Податей было огромное количество:

  • Апомойра - вносилась деньгами и натурой (составляла 1/6 от урожая).
  • Налог с винограда.
  • 5% от дохода с аренды помещений.
  • 10% от реализационной стоимости продукции.
  • 2% на рыночные сделки (за вывоз/ввоз товаров в том числе).
  • Апостолион - налог за проезд по территории страны.

служащие в древнем египте собиравшие налоги

Последний взимался с матросов, капитанов, ремесленников и прочих проезжающих людей. Также действовал особый налог за пропуск в пустыню, сбор на содержание флота, врачей, бань, полиции, местной администрации и так далее.

Монополии

Они были очень распространены в Древнем Египте. Так, например, действовала монополия на:

  • добычу материалов и сырья (на руду, лен);
  • производство (выпуск папируса, масла);
  • обращение (импорт товаров);
  • финансы (банковские организации).

кто в древнем египте платил налоги

Земля

Она выступала во все времена основным объектом обложения. В качестве главного экспортного продукта выступало зерно. Собственником земли был древнеегипетский фараон. Однако наделы могли передаваться во владение крестьянам, вельможам, храмам. Обработку участков осуществляли рабы или те же крестьяне. В папирусах присутствует подробная классификация земли по разным признакам:

  • Налогам.
  • Сельскохозяйственным культурам.
  • Степени орошения.
  • Распоряжению.
  • Владению.
  • Качеству.

Участки могли переводиться из одних категорий в другие. Этот процесс в обязательном порядке фиксировался в документах. Оценка урожая проверялась специальной комиссией согласно данным измерения участком. Это также заносилось в особые документы с печатями. Их составляли в двух экземплярах. Для некоторых категорий населения налоги не вводились. В частности, от них освобождались судьи и писцы.

Понятие «налог» известно каждому современному человеку, но не все знают, что оно является очень древним, а платить различного рода подати люди были вынуждены тысячелетия назад. Познакомимся с тем, что такое налог в Древнем Египте и кто его платил.

что такое налог в древнем египте

Зарождение налоговой системы

Страна пирамид славится тем, что к смерти фараоны начинали готовиться едва ли не с рождения, поэтому возводили шикарные гробницы-усыпальницы. Необходимо было заручиться поддержкой бессмертных богов, поэтому каждый царь стремился построить как можно больше роскошных храмов, украшенных огромными скульптурами и изысканными фресками. Наконец, расширение границ царства требовало ведения постоянных войн, а на содержание войска нужны были определенные средства. Все эти факторы и стали первопричиной зарождения налоговой системы.

Рассмотрим, что такое налог в Древнем Египте. Это сбор (как в натуральном, так и в денежном выражении) определенной части дохода населения, идущий в государственную казну. Полученные средства использовались для укрепления власти фараона и для решения важнейших государственных и религиозных вопросов.

сбор налогов в древнем египте

История формирования

Разработка и внедрение системы налогов заняли довольно продолжительное время – около 400 лет, проходили они в те времена, когда на троне восседали фараоны с первой по третью династию. Начинается изучение истории (в т. ч. и вопрос о налогах) Древнего Египта в 5 классе, тогда школьники узнают, что за все прихоти царей приходилось платить простым земледельцам.

Первым фараоном, который начал взимать дань с захваченных территорий, по дошедшим до нас данным, является Нармер. А запись на камне Палермо повествует о том, что наследник Нармера, фараон Ага, каждые два года объезжал страну и интересовался, довольны ли его подданные уровнем жизни.

Интересно, что сбор налогов в Древнем Египте был по тем временам явлением уникальным: соседствующие государства не последовали примеру страны пирамид.

налоги в древнем египте 5 класс

Основные плательщики

Рассмотрим, кто платил налоги в Древнем Египте. Основными налогоплательщиками были земледельцы. Все сельскохозяйственные угодья в Египте принадлежали фараону, поэтому за право возделывать их, получать урожай, который был основным источником пропитания, земледельцы были вынуждены платить налог в казну.

Часть земель фараон дарил своим приближенным, вельможам и чиновникам, поэтому земледельцы, работающие на этих землях, платили налоги уже своему непосредственному арендодателю. Также крестьяне были обязаны часть полученного урожая отдавать храмам.

значение слова налог в древнем египте

Освобожденные от уплат

Значение слова «налог» в Древнем Египте было рассмотрено ранее. А кто же был освобожден от уплаты дани в казну?

  • Фараон.
  • Чиновники и приближенные царя.
  • Воины. Каждому государству была нужна мощная армия, вот почему воины освобождались от налоговых выплат.
  • Писцы. Образованные секретари и учетчики также не облагались налогами и сборами.
  • Жрецы. Каста служителей богов пользовалась всеобщим почетом, поэтому о каких-либо выплатах в казну речь не шла.
  • Судьи также не были обязаны платить подати.

Что такое налог в Древнем Египте с учетом этих данных? Это подати, которые платил в казну узко ограниченный круг жителей страны пирамид. Очень многие категории и классы были освобождены от его уплаты.

кто платил налоги в древнем египте

Виды налогов

Рассматривая вопрос о том, что такое налог в Древнем Египте, следует обязательно затронуть следующий момент – какие виды платежей были вынуждены вносить в казну земледельцы. Их было несколько:

  • Самый основной – часть собранного урожая зерна, которая для хранения отправлялась в государственные склады, расположенные в крупнейших городах государства.
  • Подати платили также хлебом, пивом, продукцией животноводства: жиром и кожей забитого скота, свиней.
  • Денежная форма. Если на ранних этапах развития Древнего Египта монеты и бумажные деньги еще не использовались, то позднее они получили широкое распространение.

Однако это не все, что нам известно о том, что такое налог в Древнем Египте. Дань взималась с покоренных народов, также в натуральном или денежном выражении, существовали и иные разновидности обязательных платежей в казну:

  • налог на скот;
  • на ввоз и вывоз товаров;
  • на мосты;
  • на плотины.

Налоговая повинность нередко выражалась в участии крестьян в обязательных работах: строительстве храмов и гробниц, плотин. Позднее появились налоги за аренду помещений, за проезд по стране, за пропуск в пустыню, даже за занятие проституцией.

налог в древнем египте определение

Профессия сборщика податей

Должность сборщика налогов в Древнем Египте почетом и уважением не пользовалась, но эти люди внушали простым земледельцам подлинный ужас. Их обязанности были довольно просты:

  • Вести сбор податей после сезона урожая.
  • Пороть и пытать тех земледельцев, которые не смогли в должном количестве уплатить дань. Пытки при этом были довольно жестокими: несчастных били хлыстами, бросали в рвы, топили.

Именно поэтому сборщиков податей никто не любил. Нередко в качестве их охраны использовались солдаты, в эпоху Среднего царства собирать налоги эти служители фараона ходили в окружении наемных нубийцев, отличавшихся воинственностью, силой и отвагой.

Эти чиновники, стремясь услужить своему властителю, постоянно старались собирать с крестьян как можно больше зерна и продуктов, нередко оставляя их без средств к существованию. Да нас дошел пример такого чрезмерного усердия сборщика: на одной из плит указано, что годовой налог на зерно составлял 70 тысяч мер, а этот чиновник доставил в казну 140 тысяч мер, превысив норму в два раза. Сложно представить, какие страдания крестьянам причинило это желание выслужиться.

Если крестьянин имел налоговую задолженность, для ее покрытия могло использоваться его имущество, которое отдавалось в казну.

сборщик налогов в древнем египте

Ведение налогового учета

Древний Египет обладал письменностью, которая представляла собой сложную иероглифическую систему, на обучение нередко уходили целые годы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что профессия писца была по праву почитаемой и уважаемой. Благодаря сохранившимся до наших дней папирусным свиткам мы можем узнать, что такое налог в Древнем Египте, в какой форме он выражался и кто выступал основными плательщиками. Известны следующие факты:

  • В основном налоги исчислялись зерном. То есть часть полученного урожая земледельцы должны были сдавать в казну, что ставило их в затруднительное положение, особенно в неурожайные годы.
  • Налоги, по приказу фараона, фиксировались царской печатью с изображением могучего бога Гора.
  • Нередко зерно и прочие товары, принятые в качестве налога, расходовались бездарно. Их помещали в гробницы почивших именитых особ, чтобы облегчить им жизнь в потустороннем царстве. Поэтому драгоценные продукты питания попросту гнили. Однако подробные реестры этих даров помогли ученым разобраться, чем еще, помимо зерна, крестьяне выплачивали подати.
  • Учет налогов велся на территории Верхнего и Нижнего Египта, продолжился после их объединения в единое царство.

Строжайший учет поступления налогов в казну вели писцы. И горе тем, кто отказывался или не имел возможности платить.

кто собирал налоги в древнем египте

Разновидности учета

Ранее было рассказано, кто собирал налоги в Древнем Египте, теперь рассмотрим, как именно происходил учет налоговых поступлений, которыми обеспечивали казну добросовестные сборщики податей. Существовало три основные формы:

  • Указание размера земельного надела, нормы налогообложения, общей суммы сбора. При этом записывались три числа, красным цветом. Чем больше была площадь земельного участка, тем большим налогом он облагался.
  • Указание формы собственности (доля или часть), общей площади, налогооблагаемой площади, нормы обложения. Первые две цифры записывались черным, третья – красным.
  • Третий тип до конца не расшифрован, состоит из двух чисел, каждое из которых записано черным. Первое, как полагают египтологи, – площадь надела, второе – невозделанная ее часть, не облагаемая налогом.

В целом можно увидеть, что во многом налоговая система Древнего Египта была справедливой:

  • Чем больше площадь земельного участка, тем большая норма налогообложения для него устанавливалась.
  • Если часть надела не обрабатывалась, то и пошлина за нее не взималась.
  • Земля относилась к различным категориям в зависимости от плодородия, степени орошения, и налог зависел от этих показателей. Однако земли из одного фонда могли быть переведены в другой.
  • Устанавливалась конкретная норма в единицах измерения – мерах, поэтому земледельцы могли понимать, сколько зерна им предстоит отдать в казну.

Однако ранее уже упоминалось, что чрезмерно усердные сборщики нередко превышали эту норму, чтобы выслужиться. И никто помогать крестьянам не спешил.

учет налогов в Древнем Египте

Особенности сбора налогов

Рассмотрев, что такое налог в Древнем Египте, предлагаем познакомиться с рядом особенностей сбора податей в этом государстве:

  • Система хозяйственного контроля имела многоуровневый характер.
  • После сбора зерна часть его отдавалась в казну в качестве налога, остаток возвращался землепашцу. Потом зерно перевозилось в царские и храмовые склады.
  • На каждом этапе осуществлялся строгий контроль и учет.
  • Невыполнение нормы также фиксировалось.
  • Каждый два года проводилась обязательная перепись скота, однако о том, был ли учтен приплод, данные не сохранились. Животных клеймили, делили на виды, возрастные группы и составляли сводные списки.
  • Использовалась и опись всего имущества крестьян.

Крестьяне были недовольны тем, что большую часть урожая они были вынуждены отдавать в казну, об этом свидетельствует восстание, данные о котором дошли до наших дней. Так, земледельцы уничтожили списки должников, расправились со сборщиками податей, не сообщили о проводящейся жатве.

Древний Египет: налоги

Значение налогов

Мы рассмотрели определение налога в Древнем Египте, теперь рассмотрим, какова его роль. Информация о положительных и отрицательных сторонах налоговой системы представлена в виде таблицы.

Налоговая система помогала формировать государственный резерв

Налоговое бремя нередко становилось для земледельцев непосильной ношей, многие из них разорялись

Способствовала развитию торговли, благодаря которой в Египет попадали товары из других стран, ценности и древесина

Те, кто был не в состоянии оплачивать подати, подвергались пыткам и избиению

На собранные средства содержалась армия, способствующая укреплению мощи государства и его целостности

Самые обеспеченные классы освобождались от уплаты взносов в казну, хотя фактически могли бы способствовать ее пополнению

Подати помогали оплачивать строительство памятников архитектуры, многие из которых дошли до наших дней

Нередко полученные продукты использовались нерационально

Как видно из таблицы, сбор налогов в Древнем Египте имел как положительные, так и отрицательные стороны. При этом нельзя не отметить, что их введение стало важнейшим шагом к укреплению государственности.

Итак, подведем краткий итог всему вышесказанному. Налоги в Египте сыграли важнейшую роль в формировании и развитии государства, способствовали укреплению власти фараонов, успешным военным походам и масштабному строительству, однако при этом разоряли земледельцев.

Автор: Евгений Сивков

Нам в школе как-то странно преподают историю. Например, что мы знаем о Древнем Египте? Там строили пирамиды, верили в богов с головами животных, торжественно хоронили мумии кошек и крокодилов, плавали по Нилу на каких-то странных баржах, правили тамошним народом фараоны, и на всех фресках люди изображались почему-то исключительно в профиль. Да, ещё там писали при помощи иероглифов. И так – три тысячи лет подряд. А вот как тогда была устроена налоговая система? Каким образом фараоны на протяжении тысячелетий держали в покорности народ, проводили завоевательные походы, строили храмы и пирамиды? Откуда они брали на это деньги? И почему эта система в один прекрасный момент перестала работать? Попробуем разобраться. Может быть, обнаружим полезную для себя информацию.

Контроль и учёт

Оказывается, насчёт контроля и учёта первым сказал вовсе не великий Ленин. Это правило придумали в глубокой древности налоговики в Египте. До нас дошло множество записей на листах папируса, на которых проводился учёт земельных участков. На некоторых из них ставились три цифры: площадь участка, норма исчисления налога с единицы площади и общая сумма сбора. Если земля не возделывалась – на папирусе писали две цифры. Таким образом, учитывался фискальный резерв. Для разных форм собственности на землю применялись и разные виды учётных записей. Дело в том, что большая часть земли в Египте находилась в собственности государства (фараона), но до трети земли принадлежала храмам. Большая часть этих земель возделывалась крестьянами-арендаторами. Основным предметом контроля было определение владельца и площадей участков. Для этого была налажена система межевания земель. Раз в два года специальные чиновники проводили межевание, уточнённые данные затем вносились в учётные записи.

Контролёры – не под контролем

Интересно, что большую часть своей истории налоговая система Египта опиралась на принципы сбора дани. Размер дани в отличие от более прогрессивных налоговых систем опирался на субъективные критерии, налогооблагаемая база определялась «на глазок». Примерно так же, как это делают современные рэкетиры, абсолютно произвольно устанавливая плату за крышевание бизнеса. Чиновники в Древнем Египте фактически были такими рэкетирами, бандитами на службе государства. Правда, они несли персональную ответственность за выполнение налоговых планов. Но размер дани они устанавливали по собственному усмотрению. Кстати, сами они (как и судьи) от уплаты налогов были освобождены.

Как проводился сбор налогов с урожая. Чиновник делал соответствующие учётные записи, а затем следил за тем, чтобы налог (он взимался в натуральной форме, то есть зерном) был уплачён в полном объёме. И не важно, какой в этом году был урожай. Ставка налога от этого не менялась. С такой-то площади – столько-то мер зерна, и точка. Сбор урожая проводился под неусыпным наблюдением сборщика налогов. Затем весь собранный урожай перевозился в государственные или храмовые хранилища, там зерно взвешивали, государственную долю оставляли в хранилище, а налогоплательщик получал обратно долю урожая, превышавшую налоговую норму. Если эта доля, конечно, оставалась. Все стадии сбора налогов фиксировались документально.

Ещё одной важной отраслью экономики Египта издавна было скотоводство. Разведение коров и овец издавна практиковалось в долине Нила. Налоговые чиновники Египта поставили под контроль и этот вид деятельности. Каждые два года в стране проводилась всеобщая перепись скота. По её итогам составлялись учётные документы, а животных клеймили. В Древнем Египте взимался и налог с имущества. Для этих целей проводилась опись буквально всего, что налоговые инспекторы обнаруживали в крестьянских хижинах. Чиновник мог, к примеру, строго наказать семью, если обнаруживал, что хозяйка для приготовления обеда использовала неучтённое растительное масло.

Переписывалось не только имущество, учёту подлежали не только зерно и скот. В Египте регулярно проводились переписи населения. Отдельно учитывалось население трудоспособное. Для организации общественных работ требовалось точно знать, какова численность рабочей силы может быть предоставлена той или иной территорией (территориальные единицы Древнего Египта назывались номами).

Упадок и разрушение

История Древнего Египта знала взлёты и падения. В XVIII веке до н.э. в стране вспыхнуло восстание, вызванное безжалостными действиями налоговых чиновников. Возмущённые крестьяне врывались в государственные учреждения и сжигали учётные записи. В XVI веке до н.э. страну завоевали кочевники-гиксосы, после чего государство на протяжении 150 лет пребывало в хозяйственном и политическом оцепенении. Фараон-реформатор Эхнатон в XV веке до н.э. попытался ввести монотеизм. Он закрыл храмы многочисленных звероголовых богов и заставил поклоняться египтян солнцу. После его смерти жрецы восстановили поклонение Амону, Осирису и прочим Исидам. А заодно они восстановили отменённые Эхнатоном налоговые льготы. Именно таким льготам посвящена надпись на знаменитом Розеттском камне, который был использован для расшифровки египетских иероглифов.

Для того чтобы пополнить казну (из-за налоговых льгот для храмов государство недополучало около 1/3 доходов) в XIV – XIII веках до н.э. великие фараоны-полководцы Тутмос III и Рамсес XII провели блестящие завоевательные походы. Были покорены Иудея, Финикия, Сирия, часть Аравии, Ливии и Эфиопии. Но не тут-то было: неэффективная система сбора налогов и чудовищная коррупция налоговиков и судей Древнего Египта привели к тому, что фараоны не смогли удержать завоёванное. Вначале египтянам дали отпор хетты, а затем ассирийцы и вавилоняне совершали завоевательные походы уже непосредственно в дельту Нила. Наконец, Египет был завоёван персами. Напрасно фараоны пытались изменить ситуацию. Все попытки обуздать жадность жрецов успеха не приносили. Фараоны, пытавшиеся отменить налоговые льготы храмам, внезапно умирали при самых загадочных обстоятельствах. Чиновников, которые были уличены в получении взяток, фараоны высылали на Аравийский полуостров (такая египетская Колыма), предварительно отрезав им носы. Количество безносого населения в Аравии не убывало десятилетиями – египетские чиновники готовы были рискнуть самой выдающейся частью тела, но не переставали брать взяток.

В конечном итоге в IV веке до н.э. Египет попал под власть эллинистической династии Птолемеев, родоначальник которой был полководцем в войске Александра Македонского.

Новые времена – старые нравы

Администрация Птолемеев установила в Египте жёсткий экономический режим. Он опирался на труд рабов и свободных арендаторов. Государство облагало население многочисленными налогами и владело различными монополиями. Налогов в эллинистическом Египте было великое множество. Налог с урожая зерна в размере 1/16 его стоимости взимался теперь как в натуральной, так и в денежной форме. Урожай винограда облагался налогом по ставке 33 %. Акциз с вина, ввозимого в страну, взимался в том же размере. Налог с продаж составлял 10 % от стоимости товара. Оптовые сделки (в том числе по импорту-экспорту) облагались налогом в 2 %. Пятипроцентным налогом облагалась аренда помещения. А ещё чиновники Птолемеев додумались до взимания транспортного налога. Поскольку главным видом транспорта в Египте был речной – специальные чиновники во всех гаванях контролировали пассажирские перевозки и взимали налоги с каждого пассажира. При этом учитывался вид деятельности всех пассажиров речного судна с учётом доходности того или иного ремесла. Так, проститутки платили в 20 раз больше, чем, например, матросы.

А ещё Птолемеи взимали со своих подданных специальный сбор за пропуск в пустыню. Наверное, попытка человека удалиться за пределы плодородной долины Нила в бесплодную пустыню казалась чиновникам настолько подозрительной, что они на всякий случай решили брать за реализацию столь странных желаний деньги. Перечислить все сборы и налоги, существующие в эллинистическом Египте, практически невозможно. Изобретательность чиновников была воистину безгранична: сборы на содержание общественных бань, на строительство военного флота, на содержание врачей и чиновников – за всё это должен был платить налогоплательщик. Система сбора налогов также претерпела некоторые изменения. Теперь этим ведали не фискальные чиновники, а откупщики. Это были, как правило, богатые частные лица. И государство буквально заставляло их брать на себя функции по сбору налогов. За невыполнение плана откупщик отвечал всем своим имуществом и даже свободой. Такие сборщики старались изо всех сил. Кроме того, в эллинистическую эпоху в Египте была внедрена система доносительства на неуплату налогов. Фискалы следили за своими соседями не бескорыстно. Они получали от государства долю от полученных при их помощи недоимок. Кстати, в современных США эта египетская система работают весьма эффективно. Американским налоговым стукачам государство платит 25 % от суммы взысканных налогов.

Плюс государственные монополии: на добычу различных полезных ископаемых, на ввоз и вывоз отдельных товаров, на финансовую и кредитную деятельность (банковская сфера). Абсолютный, всеобщий, тотальный контроль.

Хлеб всему голова

Но, несмотря на всё разнообразие налогов династии Птолемеев, главным продуктом экономики Египта, как и раньше, оставался хлеб. Производство зерна (пшеницы и ячменя) по-прежнему давало государству основную часть доходов. Система учёта сельхозугодий заботливо сохранялась чиновниками Птолемеев и продолжала совершенствоваться. В учётных записях того времени земли классифицируются по таким параметрам, как их качество, характер орошения, видам возделываемых сельскохозяйственных культур, по виду имущественных прав на участок. Собранный урожай, как и прежде, свозили в государственные хранилища. Но в эпоху Птолемеев была введена одна интересная новинка. Теперь урожай оценивался по твёрдой цене, размер которой устанавливало государство. Так что продразвёрстку тоже придумали задолго до большевиков. Наверное, Ленин и Троцкий хорошо изучили в гимназии историю Древнего Египта.

Тотальный конец

Завершая разговор о Древнем Египте, мы не случайно упомянули имена большевистских лидеров. Египет фактически был первым в мире тоталитарным государством. Полный государственный контроль над частной жизнью граждан, вмешательство государство во все без исключения экономические отношения, жесточайшая ответственность за неисполнение государственного задания – Ленин ничего нового не придумал, всё это уже было когда-то в стране фараонов.

А ещё египетское прошлое и российское настоящее объединяет тотальная, всеобщая и свирепая коррупция.

Египетская государственность, насчитывающая не одну тысячу лет, потерпела крушение как раз из-за этого социального зла. Взяточничество чиновников привело к тому, что в казне не стало хватать денег на исполнение важнейших государственных функций, а измученное произволом чиновников население не встало на защиту воровского государства, когда заморские завоеватели аннексировали Египет.

В 31 году до н.э. император Октавиан Август превратил Египет в провинцию Рима. Население не возражало.

Кстати, у России сегодня тоже имеются заморские противники. И с коррупцией у нас имеются серьёзные проблемы.

В эпоху агрессивной экспансии исламского экстремизма такой исторический пример тоже нельзя считать бесполезным.

Древнеегипетская пекарня

Древнеегипетская пекарня. Модель из Фив. XI династия


римечательной особенностью древнеегипетской экономики было нормирование (или что-то в этом роде) в виде твердо фиксированных затрат и доходов. Его основная цель уже тогда состояла в обеспечении казны и хозяйств постоянными источниками поступлений. Объектами нормирования являлись земля, зерно и другие продукты, содержание работников, а также налоги. Так, межевание государственных полей (например, после частых наводнений) состояло в предварительном определении зернового налога.

Должность сборщика налогов была материально ответственной. Невозможность обеспечить утвержденную норму сбора могла привести агента к гибели.

Имелось несколько приемов технологии учета, например, по типам записей — по типам землевладения и ответственности.

При первом типе записей на папирусе записывалось: «Земля, возделанная таким-то», включает в себя: размер участка, норму сбора (норму налогообложения) с единицы площади — 5 мер зерна аруры земли среднего качества, общую сумму сбора. Все три цифры написаны красной тушью.

Записи второго типа относятся к другим формам собственности. Они начинаются со слова «доля, часть» и состоят из трех цифр, из которых первая — черная, а остальные — красные. Первый показатель — общая площадь участка, второй — облагаемая налогом, третий — норма обложения. Она постоянна и фиксирована — 12/4 меры зерна.

Был и еще один тип записи — из двух черных цифр, причем участки измерены не в арурах, а в земельных локтях. Содержание записей не ясно, но условно переводится как остающаяся невозделанной и поэтому не облагаемая налогом земля.

Технология учета при помощи описей зависела от экономического содержания учетных объектов. Поскольку разные по назначению объекты учитывались в одной описи, то в ней сосуществовали все три формы учетной регистрации. Современные ученые полагают, что можно было бы описи вести раздельно по типам учетных записей. Но так как подобный подход отсутствует, то можно сделать вывод о том, что главным был хозяйственный контроль, объектами которого прежде всего являлись земля и ответственные за нее.

Агенты по сбору зерна были практически бесконтрольны в своей деятельности, что объяснялось их бедственным положением: вышестоящие чиновники требовали обязательного выполнения нормы. Некоторые агенты и чиновники излишне увлекались и считали особой доблестью «перевыполнять» нормы сбора.

В иероглифической надписи на плите, обнаруженной в Билгаи, читаем:

Я чиновник превосходный для господина его, так как поставляю в избытке зерновой налог, поставляю в избытке многочисленные подати. Мое превышение зернового налога и податей десятикратно в сравнении с моим обложением зерновым налогом и податями. 4632 меры вина — моя людская повинность — я доставлял в количестве 30 000, с превышением на 25 368… 70 мер меда — мое обложение медом— я доставлял их в количестве 700 (с превышением на) 630. 70 000 хар — мой годовой зерновой налог — я доставлял их в количестве 140 000, с превышением на 70 000».

Сбор даров

Сбор даров. Модель из фив. XX династия. Метрополитен-музей

Многочисленные подати разоряли земледельцев.

Самостоятельности земледельцы не имели никакой. Они и налоги сами не платили, только частные владельцы. Жатва совершалась также под наблюдением учетных работников. В Древнем Египте существовала многоуровневая система хозяйственного контроля. Она по своей репрессивной сути поддерживала, охраняла и культивировала социальное подавление.

Урожай убирали за месяц под неусыпным присмотром контролеров.

Особенностью сельскохозяйственного производства в Древнем Египте была полная сдача собранного урожая на склады, после чего излишек над нормой сдачи возвращался земледельцам, что зависело от размеров их участков. Поэтому-то земледельцы присутствовали при межевании и давали клятвы, что измерение произведено правильно. Такая система продержалась в Египте до нового времени.

Зерно собирали, перевозили, доставляли в центральные хранилища, а затем распределяли по хозяйствам — царским и храмовым, и каждый этап, конечно, учитывался по ответственным и контролировался. Система сбора и распределения средств обрастала документами, сверками, взаимными и вышестоящими проверками. О невыполнении нормы сбора указывали в документах.

Наряду с земном другим важнейшим материальным ресурсом был скот. Неизвестно, нормировался ли приплод, но перепись скота в целом по стране производилась каждые два года. Для этого скот доставляли к местам подсчета и в целях налогообложения клеймили. В учете соблюдалось деление скота по видам, возрастным группам и производственному назначению. По данным описей составляли сводные списки скота.

Периодически производилась перепись имущества. Об их важности говорит тот факт, что в документах при определении даты ссылались на них, например, год после первого подсчета, после седьмого счета золота и полей. Податные списки всего имущества крестьян составлялись с указанием их наделов, скота, посадок и налогов с них. Подати именовались труд. Опись собранных с имущества налогов, очевидно, строилась по типу налоговой описи зерна. В ней же указывалась задолженность владельца имущества. Списки задолженников, полученные выборочно из описей, хранились отдельно и были под особым контролем. Для сбора недоимок время от времени с отрядом стражников выезжали чиновники, которые беспощадно расправлялись с задолженниками и их имуществом.

Восстание, произошедшее около 1750 г. до н.э., уничтожило эти списки. Один из папирусов, названный «Речение Ипувера», говорит об этом так:

Вскрыты архивы, расхищены их податные декларации… чиновники убиты. Взяты их документы… писцы по учету урожая, списки их уничтожены… жатва созревает, но об ней не доносит никто. Писец сидит в своей канцелярии, руки его бездействуют в ней».

Статуя писца

В переписях населения, проводившихся через каждые пятнадцать лет, указывались категории населения и их имущество. Тщательно был поставлен учет рабочей силы. Он начинался с оформления работников по местам работ. Документ о наборе поступал в бюро дома царских документов, а затем к надсмотрщикам рабочих партий. На его основании заготавливались приказы о назначении. Учет работников вели по головам.

Учет персонала дополнялся учетом использования рабочей силы. Для этого также использовались поименные списки. В них указывались неявки по причинам. Уважительными были религиозные обряды в храмах, болезнь работника или его близких, укус скорпиона.

От налогов освобождались писцы и судьи. Тем не менее в судебной практике встречались фальшивые документы, которые составляли писцы и одобряли судьи. В этом отношении характерен фрагмент описания судебного процесса о разделе земли: «…подложная опись в его руке»; «И я свидетельствую, говоря: ложна опись, которая сделана против меня! Ибо, когда я был допрошен раньше, я был найден записанным».

Учет в Древнем Египте определялся как «узнавание», «установление убыли». В отношении красных записей трудно сказать что-либо однозначное.

В одном папирусе ими обозначались нормы налога, вся площадь участка и вся сумма сбора (или налога). В этом же папирусе долевые параграфы имеют две красные цифры — облагаемая налогом площадь и норма налога. В другом папирусе при учете сдачи зерна красные записи касаются также цифровой части, а в третьем, того же назначения, выделена только текстовая.

Экономические отношения в эллинистическом Египте строились на подневольном труде свободных земледельцев и рабов, монополиях и налогах. Налогов было великое множество. Например, апомойра в размере 1/6 урожая вносилась натурой и деньгами. Налог 331/3% взимали с урожая винограда, по такой же ставке — от стоимости ввозимого вина, 5% — дохода от аренды помещений; 10% — от продажной стоимости товаров: 2%— на торговые рыночные сделки, в том числе за ввоз и вывоз товаров; сборы за проезд по стране (апостолион). Сбор апостолиона отдавался на откуп. Он взимался с капитанов, матросов, ремесленников и других групп проезжающих. Примечательно, что с проституток налог взимался в 20 раз больший, чем с матросов.

Существовал особый сбор за пропуск в пустыню; сборы на содержание флота, полиции, бань, врачей, местной администрации и т.д.

Известна целая система монополий— на добычу сырья и материалов (руда, лен), производство (масло, папирус), обращение (ввоз товаров), финансы (банки). Монополии могли быть и принудительными, так как высокий налог не поощрял владельцев капиталов вкладывать их. Разновидность монополий — откуп. Он тоже был принудительным. Основная задача откупа состояла в том, чтобы собранные с налогоплательщиков средства передать в государственную казну. Откупщики собирали продукты, могли организовать их обработку и переработку, сдавали их торговцам, за что получали твердую оплату. С них брали обязательство получать наибольший доход от производства и продажи.

Инструменты писца

Основным объектом учета и контроля оставалась земля и ее использование. Зерно было главным предметом экспорта. Земля по-прежнему принадлежала царю, но отдавалась во владение храмам, вельможам и крестьянам, а обрабатывали ее крестьяне и рабы. Все участки ежегодно фиксировались в описях, с указанием их местоположения, размеров, предполагаемого урожая и сумм налогов пропорционально доходу. Некоторые категории населения налогов не платили. Описи пересылались в аппарат диойкета. По пути следования опись проходила через руки огромного числа чиновников, выполняющих учетные функции, — стратегов, эпистатов, экономов, царских писцов, архифилакитов, хрематистов, коммограмматеусов, комархов, топархов, топограмматеусов.

Папирусы содержат подробную классификацию земель по различным признакам: качеству, степени орошения, владению, расположению, сельскохозяйственным культурам и налогам. Фиксировался перевод участка из одной категории в другую. Общий земельный кадастр Египта отсутствовал или не сохранился.

Все собранное, как и в доэллинистический период, сдавалось в хранилище, которое возглавляли ситологи. Новшеством была оценка урожая по твердым государственным ценам. Из него удерживались налоги, а остаток по квитанциям на остраках выдавали владельцу урожая. При откупной системе урожай проверяли местные чиновники и откупщики, последние оценивали его. В храмах часть урожая оставляли, а часть сдавали ситологу, оценивая его при этом в денежном выражении.

Во время сбора урожая и уплаты налогов состояние урожая и его оценку проверяла специальная комиссия по данным измерений участков, что фиксировалось в специальном документе с печатями, который составляли в двух экземплярах. Налоговая отчетность была приоритетной.

Ниже приводится древнеегипетский текст из "Податного Устава Птолемея Филадельфа". (Papyrus Revenue Laws, SB, Bh. 1), заимствованный из "Хрестоматии по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова.— М.: Мысль, 1964)". К сожалению, папирус, на котором написан Устав, был поврежден. Но и в этом виде его справедливо относят к золотому фонду древних экономических источников.

Раздел 1. СДАЧА НАЛОГОВ НА ОТКУП. Столбец 1. В царствование Птолемея, сына Птолемея Сотера…

(три строки фрагментированы, остальное утеряно).

Столбец 2. Если кто-либо из откупщиков… пожелает продать…

(Речь, по-видимому, о перепродаже откупщиками части откупа. Следует пять фрагментированных строк, остальное утеряно) 40 4 40 5 (Столбец 3.) Доходами откупщиков ведают антиграфеи, назначенные экономом (остальное утеряно).

Столбец 4. Они (подразумеваются чиновники, ведавшие сбором недоимок) будут взыскивать недоимки, ведя ежедневный счет, в течение тридцати дней… (остальное фрагментировано и утеряно).

Столбец 5 . Если же они окажутся должниками царской казны, то пусть соразмерно будет произведено взыскание и в пользу добившихся их осуждения.

Поручительство (три строки фрагментированы, остальное утеряно).

Столбец 6. (Запрещается?) откупщикам получать от сборщиков недоимок, если даже это будет в пределах тридцати дней (остальное утеряно).

Столбец 7. (Одна копия договора должна быть скреплена печатью и подписями…) и свидетелей, вторая же нескрепленная. И пусть составят список лиц, обслуживающих откуп, с указанием имени отца, родины и чем каждый занимается (остальное утеряно).

…Если же они не были соучастниками, то пусть взыщут с лиц, обслуживающих откуп, срок которого уже истек. Пусть откупщики, если они обвиняют сборщиков недоимок или их помощников в чем-либо относящемся к откупу, обращаются в суд в том номе, где они получили откуп (остальное утеряно).

Столбец 9. С того дня, когда откупщики взяли откуп, чиновники, ведающие сдачей на откуп, пусть вывесят в пункте сбора налогов на десять дней условия откупа, записанные на греческом и местном языках, и если окажется какое-либо (новое) распоряжение, касающееся откупа…

(несколько строк испорчено).

Столбец 10. Надзор над инспекторами, сборщиками налогов, хранителями (налоговых) расписок и занимающимися чем-либо другим при откупе, а также учет поступающих в откуп доходов (пусть осуществляет) архонт (т.е. глава компании откупщиков) и компания откупщиков, чтобы…

ничего помимо антиграфеев (несколько строк испорчено). Если же (сборщики налогов), инспектора и прочие лица, обслуживающие откуп, что-либо (из налогов взыщут или) что-либо другое без ведома антиграфея получат, или, изыскав, не внесут.

Столбец 11. …антиграфею, то пусть уплатят царской казне в пятидесятикратном размере.

Если антиграфей что-либо как не уплаченные… эконому или антиграфею, то уплатит в царскую казну в пятидесятикратном размере.

(Должны быть записаны?) у эконома и антиграфея с указанием имен отца и родины и имена архонтов, участников компании откупщиков, поручителей, сборщиков налогов и помощников, внесенных в список.

Столбец 12. Если эконом и антиграфий обнаружат, что кто-либо обслуживает откуп, не будучи внесенным в список, пусть отведут (его) к царю, прежде чем кто-нибудь (потерпит ущерб?) из-за него. (Несколько строк испорчено.) Пусть будет жалованье сборщикам налогов каждому в месяц 30 драхм, помощникам в месяц (каждому) 20 драхм, хранителям расписок каждому 15 драхм, инспектору… помесячно сто драхм.

Столбец 13. Сколько следует назначить в каждый откуп сборщиков налогов, помощников и хранителей расписок, пусть распределят эконом и антиграфей вместе с архонтом. (Несколько строк испорчено.) …если же кто сделает что-либо из этого, то уплатит в царскую казну 5талантов и будет находиться под стражей, пока о нем не решит царь.

Если кто-нибудь вопреки этому возьмет откуп, или перепродаст его, или войдет в компанию откупщиков, с него будет взыскано 30мин и… и поручитель (две строки испорчены).

Столбец 15. Не разрешается ни брать откуп, ни участвовать в компании откупщиков, ни быть поручителями таким лицам, как царские чиновники, хрематисты, эйсагогеас (хрематисты и эйсагогеас— чиновники, исполняющие судебные функции). (Несколько строк испорчено.) Взимание налогов. Откупщики должны взимать с лиц, подлежащих обложению, все (налоги) в соответствии с законами. Если же что-нибудь сделают вопреки предписанному, то уплатят в царскую казну 3таланта и налоги, сколько еще (осталось невнесенных)… если не записали в книги в течение тридцати дней.

Столбец 16. Расчет. Эконом и антиграфей должны производить расчет с откупщиками перед десятым днем каждого месяца относительно доходов, полученных в предыдущее время… (Несколько строк испорчено.) Они не должны ни приписывать полученное в текущем месяце к ранее поступившему, ни переносить из одного (счета) в другой, и если ктонибудь из сборщиков налогов или помощников, взяв что-либо из доходов откупа, возместит, то никоим образом не должны записывать это в его личный счет.

Всякий раз, когда они будут делать следующий расчет, пусть присоединят к доходам остаток от предыдущего расчета, указав, насколько велик был остаток от предшествующего периода.

Столбец 17. Если в предыдущее время была недоимка, а в следующем (месяце) — прибыль и эконом удержал полностью необеспеченную порукой часть откупа… (Несколько строк испорчено.) Если впоследствии и в том откупе, в котором есть прибыль, появится недоимка, ему (т.е. эконому) следует взыскать перечисленную прибыль с поручителей, приписанных к откупу, в который был перенесен остаток, прежде же… пусть возвратит перечисленное (туда), откуда перенесено.

Столбец 18. Копии всех расчетов, которые эконом составил с откупщиками, пусть он тотчас же вручит каждому из членов компании, подписанные всеми рассчитывавшимися (несколько строк испорчено)… пусть отсылает ежемесячно копии расчетов дойкету и эклогисту.

Когда же истечет время, на которое был продан откуп, пусть все откупщики налогов явятся до 10-го числа следующего месяца и пусть эконом произведет с ними полный расчет, установив стоимость поступлений, что они должны уплатить, что уже уплачено до этого и в какие сроки, нет ли от перекупа или от других (причин) какого-либо долга, который должен изыскать эконом, а также все остальное.

Столбец 19. …если что-либо еще они должны, и какое количество из этого (долга) приходится на каждого. И пусть под долей каждого должника припишет внизу, сколько следует удержать отдельно с откупщиков или с поручителя и в какое время, и остальное, если он что-либо должен сверх этого. Если же окажется прибыль, то пусть запишет (эконом в пользу откупщиков?)… (Около 7строк утеряно.) (Столбец 20.) Те из откупщиков, которые не рассчитываются с экономом, когда он пожелает и пригласит (их для этого), пусть уплатят в казну 30 мин, и эконом пусть принудит их (произвести расчет). (Утеряно около 7 строк.) Пусть эконом даст каждому из поручителей расчет, в котором укажет, что с него (т.е. с поручителя) взыскано то, что он должен.

Если же не даст по требованию в тот же день или в следующий, то пусть будет обвинен в несправедливом взыскании.

Пусть рассчитываются таким же образом все, кто возьмет что-либо на откуп из царской казны.

О договорах. Поскольку экономы и антиграфеи или находящиеся при них царские чиновники подписывают договор, касающийся откупов, запрещается (всем обслуживающим откуп) чиновникам что бы ни было взыскивать…

Столбец 21. …помимо договора и без расписок. (Следующие 8строк фрагментированы, смысл неясен.) Сроки для подачи жалоб. Какие бы жалобы ни возникли на основании податного закона, пусть он (по-видимому, подразумевается эконом) вызывает в суд относительно… когда пожелает, по поводу остальных жалоб, какие возникнут на основании податных законов и для которых в каждом из законов установлено разное время для подачи жалоб, пусть он вызывает в суд в тот период, на который….

Столбец 22. …были проданы доходы, и еще в течение трех месяцев, если после указанного времени кто-либо из участников откупной компании или из обслуживающих откуп не будет схвачен (за злоупотребления).

Налоги древнего Египта

Сборщик налогов древнего Египта

Строительство пирамид Древнего Египта и развитие сельского хозяйства создало необходимость возникновения сильной экономики. Рабочие требовали оплаты их труда, которое выражалось не только в монетах из драгоценного металла, но и обычном пайке.

Идеологии было недостаточно, чтобы гарантировать власть “бессмертным” фараонам. Без упорядочения денежного обмена система была обречена на крах. Для того чтобы укрепить легитимность правящей династии и осуществлять сбор средств с прибыли торговцев, промышленников и аграрных хозяйств, государственные чиновники ввели систему налогов в Древнем Египте. Она позволяла пополнять регулярно пустеющую казну, средства из которой тратились на возведение храмов и гробниц, совершение религиозных обрядов.

Формирование системы сбора налогов древнего Египта

Администрирование денежных отношений стало одним из главных достижений периода нахождения у трона фараонов с I по III династий. В общей сложности это время составило около 400 лет. Позже оно было классифицировано как Раннединастический период (с 2950 по 2575 годы до н.э.).

В его начале правила о взимании налогов в Древнем Египте были только унифицированы. Фараон Нармер и его наследники столкнулись с проблемой обложения данью обширных территорий, растянувшихся от центральной части Африки до берегов Средиземного моря. Конец периода был ознаменован созданием централизованной командной экономики. На вырученные средства финансировались грандиозные строительные проекты царей.

Записи о введении инновации были обнаружены на камне Палермо, который хранит сведения о наиболее важных событиях тех времен. Он был составлен при V династии, примерно в 2040 г. до н.э. И ведет к началу возникновения древней цивилизации при непосредственном преемнике Нармера — фараоне Ага. В них указано, что царь путешествовал каждые два года по всему Египту, чтобы удостовериться, доволен ли его народ, и как обстоят дела в государстве. Также ревизии проводились для целей осуществления расходования казны высокими чиновниками и контроля отправления правосудия.

В последние десятилетия выезды фараона способствовали систематической оценке финансового положения страны и исполнения обязательств по выплате дани — налогов Древнего Египта. При II династии был зафиксирован факт проведения формальной переписи сельскохозяйственных запасов страны. Во времена правления III династии, согласно данных Палермского Камня, записи о затоплениях дельты Нила производилась ежегодно. Уровень воды измерялся в локтяз и долях локтя. Причина, побудившая власти архивировать данную информацию, проста: высота затопления Нила влияла на уровень урожая в следующем сезоне. Благодаря этим данным рассчитывались налоги, которые должны были поступить в казну.

Налоги Древнего Египта и поддержание международных отношений

Налоги древнего Египта

Кувшин с записью налогов древнего Египта

Практика сбора налогов с населения была принята исключительно на египетских территориях. Соседи новацию не поддержали. Чтобы поддержать статус фараона как защитника Египта, были созданы легенды о поражении соседних государств, которые пребывали в хаосе. Для придания национального единства, что обнаруживаться на протяжении всей истории цивилизации, все иностранцы были изображены врагами.

На фрагменте предмета из слоновой кости, обнаруженном в гробницу Нармера, был изображен палестинский сановник, наклонившийся период египетским царем. Реально же это время было ознаменовано расцве торговых отношений между Египтом и Палестиной. Это свидетельствует о том, что все ранее обнаруженные артефакты должны тщательно изучаться и анализироваться на предмет достоверности указанных в них сведений.

В то время как отношения древнего Египта на Ближнем Востоке были напряженными и противоречивыми, договоренности с Нубией в долине Нила к югу от первой катаракты (порога) были легко достижимы. Международные связи были налажены в период правления додинастических царей Тжени, Нуби и Нехен.

Это выражалось в том, что цари Нубийского царства заимствовали традицию строительства царских захоронений в виде пирамид (в современном Судане их насчитывается около 300) и ведения торговли с соседними государствами. Ранние правители Египта, в своей решимости установить контроль над торговыми путями, старались наладить отношения с нубийскими соперниками прежде, чем они стали составлять реальную угрозу.

В ходе археологических исследований была обнаружена надпись на Гебель Шейх Сулейман. На ней изображен гигантский скорпион, который держит в своих клешнях поверженного вождя нубийцев. Эта картина является наглядной иллюстрацией египетской политики в отношении Нубии. На второй картине выгравирована сцена опустошения с мертвыми или умирающими племенами царства Куш. Она содержит иероглифический шифр царя Древнего Египта.

Преуспевающие империи на Ближнем Востоке становились партнерами Египта и были от него географически удалены. При этом угроза целостности южных границ постоянно волновала правителей. После вмешательства Египта в вопросы управления Нижней Нубией, признаки самостоятельной власти на этой территории не обнаруживались в течение почти тысячи лет.

Гегемония египетского царства в долине Нила и процветание торговых связях благоприятно сказались на росте общего благосостояния страны и ее народа. Гробницы становились все более богатыми. Заметно увеличился социальный разрыв между богатыми и бедными. Наибольшую выгоду получило, безусловно, само государство.

После объединения Верхнего и Нижнего Египта все номы стали подчиняться централизованной власти. Отдельные общины продолжали обрабатывать земли. Теперь они были представлены в качестве арендодателей, которые отдавали арендную плату в обмен на использование сельскохозяйственных угодий.

Как велась запись о налогах в древнем Египте

Налоги древнего Египта

Сборщик налогов древнего Египта

Среди всех великих изобретений человечества, письмо занимает особое место. Его сила — в передаче знаний, что дают власть. Записи, повествующие о истории возникновения и развития древних цивилизаций, невозможно переоценить.

Сегодня практически невозможно представить мир без письменности. Содержание древнеегипетских иероглифических записей было откровением и тайной для непосвященных. До сих пор точно не известно, при каких обстоятельствах они были изобретены. Но их возникновение указывает на возникновение в обществе и государственном строе процессов, которые требовали фиксации.

Самые ранние записи были обнаружены в гробнице додинастического царя Абджу, жившего около 150 лет до Нармера, объединившего Египет. Короткие надписи сформированы из определенных знаков. Это свидетельствует о сложности иероглифического письма, в древнем Египте оно формироваться на протяжении почти трех с половиной тысяч лет.

Археологи до сих пор спорят, где возникло письмо: в Древнем Египте или южном городе Урук (современная Варка) в Месопотамии. Вероятно, что оно пришло на египетские земли вместе с влиянием культур общин Месопотамии до объединения государства первым фараоном. Однако древнеегипетский язык так очевидно отражает особенности общества египтян, и логичнее заключить, что представляли собой продукт развития коренных народов.

Очевидно додинастические правители Египта размышляли над странными знаками, нанесенными на товар, завезенный из земель Месопотамии, и оценивая их в качестве источника информации, и впоследствие дали указание изобрести собственную структуру письма.

Какими бы не были обстоятельства возникновения египетского алфавита, ранние правители Египта высоко оценили потенциал письменности, и не в последнюю очередь для создания четкой системы экономического администрирования. Конкурирующие государства расширяют сферу своего влияния. А возможность ведения учета собственных товаров и сообщения другим информации по средством знаков казались удивительным новвоведением. Это значительно упрощало обмен продуктами и влияло на улучшение отношений государств.

Фараон дает указание все налоги Древнего Египта, которые исчислялись, в основном, зерном, фиксировать при помощи царской печати. На ней было изображено имя Гора. При наполнении гробниц сокровищами, которые могли понадобится представителям династии для лучшей жизни в загробном мире, производилось нанесение записей о содержании, количестве, качестве, происхождении товаров и других важных деталей. Идея нашла восторженные отзывы в высших кругах египетского общества.

На протяжении всей истории древнего Египта, грамотность была привилегией элиты, служившей при дворе фараона. Любой писец, умеющий читать и писать, имел доступ к рычагам власти. Они вели жесткий учет оплаты налогов. С теми, кто не платил дань, безжалостно расправлялись. Во многих гробницах были обнаружены рисунки, изображающие писцов, подводящих финансовые итоги в сезон сбора урожая. Надписи заносились списками с помощью стебля тростника. Сборщики налогов в древнем Египте подвергали неплательщиков поркам и пыткам, которые иногда заканчивались смертельным исходом. Крестьянам связывали руки и ноги и бросали в рвы или топили. Живопись, датируемая периодом ранее 2400 г. до н.э., содержит сцены встречи представителей власти с владельцами хозяйств, с которых не был удержан налог.

Историк Тоби Уилкинсон пишет в книге “Взлет и падение Древнего Египта”:

Правительство первой династии разработало и ввело программу общенародной системы налогообложения. Облагались данью, в первую очередь, сельскохозяйственные угодья. Важную роль в формировании экономики цивилизации сыграло возникновения иероглифического письма. В Древнем Египта, с самого начала его возникновения, канцелярия фараона использует знаки алфавита для составления отчетов о богатствах страны для целей сбора налогов. Самые ранние из них, после объединения страны под руководством Нармера, были начертаны чернилами на гончарных банках. Доходы учитывались как на территории Верхнего, так и Нижнего Египта. Для большей эффективности применения системы, страна была поделена на две половины”.

Когда дело доходило до сбора налогов в виде доли от собранного урожая с сельскохозяйственных угодий, от лица государства выступали чиновники. Не возникает сомнений в том, что их полномочия были подкреплены силой: принудительными мерами. Они ставили печати в виде оттисков, благодаря которым стало известно, как работала казна с самого начала истории древнего Египта.

Вырученные средства расходовались по двум направлениям. Одна часть шла непосредственно в государственные мастерские для изготовления продукции: жира и выделки из кожи крупного рогатого скота и свиней; белья из льна; хлеба и пива. Некоторыми из них затем торговали или обменивали с учетом прибыли, которая направлялась обратно государству. Вторая часть распределялась на оплату труда работникам администрации и для реализации строительныз проектов. Оставшаяся часть, в частности в виде зерна, отправлялась на хранение в государственные склады, которые располагалась в важных региональных центрах.

Они использовались для финансирования деятельности флота, а также оставалась в закромах для создания резервного запаса в случае неурожая, чтобы предотвратить массовый голод. С одной стороны народ страдал от необходимости направления в пользу государства части дохода. С другой — налоги представляли собой своеобразный страховой резерв в случае непредвиденных ситуаций.

Налоги в древнем Египте и денежные отношения

Сбор налогов в древнем ЕГипте

Сбор налогов в древнем Египте

Налоги древнего Египта выплачивались не только натуральной продукцией, но и деньгами. В ранние периоды монет и бумажных денег не существовало. Оплата производилась в виде продуктов питания, воды, нефти, товаров и услуг. Обменивались на деньги также животные, чаще всего овцы. Именно они были изображены на первых египетских деньгах.

В Месопотамии и Египте были найдены серебряные кольца, которые использовались как средство оплаты несколькими веками раннее до того, как были отчеканены первые монеты. На стенах храма древней столицы Египта, Фив, датированного 1300 г. до н.э. изображен мужчина, которые положил золотые кольца на весы.

Возникновение денежных отношений способствовало развитию торговли между Египтом, Месопотамией и Палестиной. Археологам удалось найти кувшин со слитками серебра и золота в виде палочек. Ими платили при покупке вещей. Единицей измерения служил “дебен”, равный трем унциям. Мешок пшеницы стоил один дебен. На четыре или пять дебенов можно было купить корову.

Читайте также: