Налоги в англии в 19 веке

Опубликовано: 14.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:32, реферат

Описание работы

Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица.
Налоги возникли и развиваются вместе с государством. Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Файлы: 1 файл

Резюме.docx

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В XVIII-XIX ВВ.

Выполнила: студентка 1 курса группы Н12

Микитюк Юлия Васильевна

Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями.

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица.

Налоги возникли и развиваются вместе с государством. Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения Великобритании и её анализ.

Исходя из цели можно выделить следующие задачи:

- рассмотрение сущности налогов и налогообложения, видов налогов;

- изучение научной теории налогообложения;

- определение особенностей налогообложения в Англии в XVIII-XIX веках.

Актуальность проведенного исследования объясняется тем, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема работы является актуальной в настоящее время.

Глава 1. Великобритания в XVIII-XIX веках

Ещё в конце XVII в. Англия была аграрной страной; четыре пятых ее населения занимались сельским хозяйством. К началу XIX в. она превратилась в крупную промышленную державу, в которой около половины населения было занято в фабричном производстве, транспорте и торговле.

Промышленный переворот был подготовлен быстрым ростом английской промышленности в первой половине XVIII в.

Стремясь обеспечить рабочей силой нарождавшуюся промышленность, английские законодатели на протяжении XVIII в. систематически проводили политику сурового принуждения к труду.

Законодательным путем государство внедряло дисциплину и беспрекословное послушание на работе. Действовавший с конца XVI в. закон Елизаветы устанавливал, что ремесленники и рабочие должны работать «с середины марта до середины сентября от шести часов утра до половины восьмого вечера, а с середины сентября до середины марта — от рассвета до темноты».

Важным орудием обогащения верхушки буржуазии за счет государства являлся Английский банк, основанный в 1694 г. Возникший для кредитования растущих военных расходов, банк в обмен на предоставление правительству займа в 1200 тыс. ф. ст. выговорил себе ряд привилегий, в частности исключительное право в течение определенного времени выпускать банкноты и чеканить монету;

Таким образом, в Англии складывались предпосылки для общественного разделения труда в национальном масштабе, для дальнейшей экономической специализации отдельных районов. Государство внедряло дисциплину и беспрекословное послушание на работе.

Глава 2. Возникновение налоговой системы в Англии

§1. Возникновение налогообложения в Великобритании

В 55 году до нашей эры Юлий Цезарь предпринял поход на Британские острова. Именно во времена владычества римлян формировались основы британского налогооблажения.

Британия представляла собой обычную колонию Римского государства. Также как и в других колониях Римской империи, в ней вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

Длительное время в Британии не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги.

§2. Научная теория налогообложения.

Научная теория налогообложения возникла именно в Великобритании. Это вполне объяснимо её значимостью в мировом промышленном развитии. Осмысление роли и места налогов в обществе началось еще в начале 17 столетия.

Несколько позже английский экономист Уильям Петти (1623-1687) обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения: «Доводы в пользу акциза сводятся к следующему:

  • Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.
  • Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния.
  • В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза.
  • В-четвертых, можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент.».

Наибольший вклад в теорию налогообложения внес шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). Кстати, он подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. В 1776г. вышла книга А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Основываясь на воззрениях Смита, можно вывести четыре основных принципа, которые не устарели и в наше время:

  • Принцип справедливости (утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам);
  • Принцип определенности (требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику);
  • Принцип удобства (предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);
  • Принцип экономии (заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения).

Таким образом, в 18 веке в Англии активно развивалась научная теория налогообложения. Большой вклад в эту сферу внесли английский экономист Уильям Петти и шотландский экономист и филосов Адам Смит.

Глава 3. Виды налогов в Англии

Подоходный налог впервые введен в Великобритании Уильямом Питтом старшим в конце 18 века.

Принятие закона было вызвано тяжелыми финансовыми обстоятельствами в стране. Огромный дефицит государственного бюджета покрывался займами, вследствие чего государственный долг увеличился только за период с 1793 по 1798 год на 50 процентов.

Закон 1798 года делил всех плательщиков на три класса.

Самые богатые плательщики, имевшие в своем домашнем обиходе экипажи, нерабочих лошадей, мужскую прислугу.

Плательщики прежних налогов на роскошь, платившие налог на жилые помещения, на часы и окна.

Наименее зажиточные из плательщиков прежнего налога, уплачивавшие только налоги на занимаемое помещение, лавки, мастерские.

Для лиц, у которых была большая семья, закон устанавливал определенные льготы.

В том же 1798 году Вильям Питт внес новый проект налога, ставший 9 января 1799 года законом. Согласно новому биллю обложению подлежал весь доход лиц, проживавших в Великобритании.

У британских подданных, не живущих в Англии, были обложены только доходы с имущества, находящегося в Англии. Свободным от обложения доходом, как и в прежнем законе, объявлялся доход в 60 фунтов стерлингов. Процент обложения остался равен 10 процентам. Но порядок вычетов для многодетных семей был значительно изменен.

- от 60 до 400 ф. ст. вычет на каждого ребенка равнялся 5 % дохода;

- от 400 до 1000 ф. ст. вычет на каждого ребенка равнялся 4 % с дохода (если детей более 6) и 3 % (если детей менее 6);

- от 1000 до 5000 ф. ст. вычет на каждого ребенка равнялся 3 % с дохода (если детей более 6) и 2 % (если детей менее 6);

- для доходов свыше 5000 ф. ст. вычет на каждого ребенка равнялся 2 % (если детей более 6) и 1 % (если детей менее 6).

Критерием платежеспособности лица этот закон признавал уже не расход, как по предыдущему закону, а исключительно общий доход плательщика. Поэтому подача им декларации стала обязательной и включала 4 раздела:

1) доходы от земельной собственности;

2) от движимой собственности, торговли, промыслов, жалованья и пенсии;

3) доходы из-за границы;

4) другие доходы.

§2. Другие налоги Великобритании

§2.1. Налог на шляпы

С 1784 по 1811 годы такой налог приносил неплохие деньги той же Великобритании. Потому, что каждый мужчина в этой стране, хоть бедный, хоть богатый, носил шляпу, цилиндр или котелок. Налогообложение в данном случае работало хорошо в среде богатых – ведь в то время каждый богатый мужчина являлся владельцем нескольких шляп, в то время, как у бедных либо вообще их не было, либо была одна шляпа. В результате Великобритания стала получать неплохие доходы из ничего – но конечно, налог в конце-концов был отменен.

§2.2. Налог на окна.

Он представлял собой налог на стекло и стал важной социальной. Показательно, что некоторые строения того периода имеют окна, заложенные кирпичами. Производство стекла тогда было дорогим, и использование его для окон и других целей из-за стало практически невозможным. Налог на окна, введенный в 1696 году королем Уильямом III, фактически был задуман как налог на богатство, но потом стало обычным механизмом получения дохода на прибыль.

Налог на окна просуществовал до 1851 года, а потом был заменен другим, который можно считать основой современного муниципального налога.

Некоторые специалисты утверждают, что выражение «кража средь бела дня» появилось благодаря этому налогу, но первая запись о том, что у кого-то украли дневной свет, датируется 1949 годом, а это столетия спустя после оконного налога, и потому кажется вовсе невероятным.

§2.3.Налог на соль

История гласит, что этот налог повлек за собой масштабные события. Так, налог на соль привел Китайскую империю к упадку, во Франции он значительно ускорил развитие Французской революции. Существование налога в Индии вызывало массовые демонстрации, в них принимал участие и Махатма Ганди. Стоит ли удивляться возмущению индусов, ведь Англия установила ставку налога в 4000%! Он приносил казне страны 5% всего дохода.

§2.4. Налог на часы

Еще один интересный налог англичане ввели в 1797 году. Государственную казну на этот раз пополняли собственники часов. Налог просуществовал всего 1 год, но в течении него каждый владелец часов заплатил стране 5 шиллингов.

Налог на все виды часов вызвал такую бурю негодования, что был в спешном порядке отменен, ибо создавал проблемы не только для общественности, но и для самих часовщиков.

§2.5. Налог на очаг

После восстановления в Англии королевской власти парламент в 1662 году принял налог на очаги: за каждый очаг в доме необходимо было платить 2 шиллинга в год - налоговый инспектор обходил все дома комната за комнатой в поисках очагов, так как считать количество очагов по каминным трубам было признано ненадежным. Взимание налогов было поручено частным сборщикам, которых налогоплательщики называли "трубочниками". Типичной была ситуация, когда хозяева дома маскировали очаг или вообще не пускали в дом инспектора.

Таким образом, система налогообложения в Англии XVIII-XIX вв. очень развита. Разнообразие видов налогов просто впечатляет. Подоходный налог, налог на шляпы, налог на часы и многие другие.

Таким образом, подводя итог можно сказать, что налогообложение Великобритании имеет богатую и насыщенную историю.

Государство стремится к усовершенствованию, стремится улучшить качество жизни граждан. Однако, ни одна из налоговых систем не может считаться идеальной и со временем считается неэффективной. Поэтому налоговая система требует постоянного совершенства.

Следующий раздел>>

Ко времени установления английского колониального господства в цейлонской деревне продолжали господствовать феодальные производственные отношения. Все казенные и домениальные земли, находившиеся ранее в собственности португальских, а позже голландских колонизаторов, перешли в собственность английских властей. Остальная часть земли по-прежнему находилась в руках местных – цейлонских и тамильских- феодалов. В полной неприкосновенности сохранилась и собственность буддийских и индуистских храмов и монастырей, а также христианской (католической и протестантской) церкви [129, с. 209-302; 144, с. 23-27; 249, с. 103-110], В отдельных районах острова ставки феодальной ренты, присваивавшейся землевладельцем, составляли четвертую или пятую часть валовой продукции, собранной крестьянином с обрабатываемого им участка, но если землевладелец обеспечивал крестьянина рабочим скотом или семенами, эта часть была еще больше, а доля крестьянина соответственно снижалась [129, с. 209].

По-видимому, весьма широкое распространение получила продуктовая рента (испольщина), которая, вне сомнения, явилась одним из крупных препятствий на пути развития пронзительных сил в цейлонской деревне. В этой связи нельзя не согласиться с мнением современного цейлонского историка Р. де Силвы, который считает, что «на большей части земель, где крестьяне обязаны были выплачивать землевладельцу половину собранного урожая, столь высокая ставка феодальной рентты имела тенденцию сдерживать развитие сельского хозяйства крестьян нередко вынуждали обрабатывать землю феодала и выплачивать ему половину урожая с помощью кнута» !33а, т. 2, с. 351].

Имеются данные, что цейлонские крестьяне, обрабатывающие земли феодалов в течение длительного времени (например, несколько десятков лет или на протяжении жизни нескольких поколений), обладали уже весьма значительными правами на эту землю; правда, в этом случае речь идет, очевидно, лишь о праве эксплуатируемого феодалом крестьянина обрабатывать данный участок и получать за это долю урожая. Одной из особенностей землепользования на Цейлоне было широкое распространение отработочной ренты. Значительная часть цейлонского крестьянства и сельских ремесленников по традиции владела своими участками на основе выполнения определенных, установленных обычаем повинностей в пользу землевладельца или главы сельской общины в соответствии с принадлежностью к той или иной касте.

Стремясь унифицировать ставки земельного налога (что было совсем не просто из-за большого разнообразия форм земельных держаний на острове), английские колониальные власти отличие от своих предшественников не стали начинать с проведения переписи земель, а разработали ряд мероприятий имевших своей целью повышение уровня прямого налогообложения отдельных групп землевладельцев. Первым объектом налогообложения стали земли, засаженные кокосовой пальмой. В соответствии с принятым в конце XVIII в. законом владельцы участков, на которых росло свыше 50 кокосовых пальм, должны были платить налог 1 фанам, или 2 пенса, в год за каждое дерево [129, с. 32].

Как мы уже упоминали, английские колониальные власти завезли из Южной Индии целую «армию» – около 32 тыс. – сборщиков налога, имевших в этом деле большой опыт [249, 03]. В условиях относительно слабого развития товарно-денежных отношений на Цейлоне в конце XVIII в., а главное – потому, что новый налог следовало выплачивать независимо от плодоносили пальмы или нет, он лег тяжелым бременем лечи широких слоев населения Цейлона, и прежде всего крестьянства. Первые же попытки сбора этого налога вызвали мощное (нередко вооруженное) сопротивление всех слоев общества, в том числе и горожан, у которых кокосовая пальма росла на приусадебном участке, что уже через год колониальные власти были вынуждены в срочном порядке этот налог отменить [129, с. 33, 323].

Потерпев неудачу в попытке обложить земли под кокосовой пальмой, колониальные власти в самом начале XIX в. предприняли попытку несколько изменить существовавшую систему феодального землевладения, основанную на несении так называемой «личной службы». Необходимость изменения этой системы была связана как с политическими, так и с экономическими факторами. Первое было вызвано стремлением английских властей ослабить позиции местных феодалов, так как существовавшая система землевладения, основанная на «личной службе», «давала возможность феодалам использовать ее для достижения своих корыстных целей, а установить какой-либо контроль за тем, как использовалась эта “личная служба”, особенно в отдаленных от центра провинциях, практически было невозможно» [129, с. 291].

С экономической точки зрения эта система мешала увеличению поступлений в казну, так как владельцы таких участков были освобождены от уплаты земельного налога и, следовательно, основная часть продукции, выращиваемой крестьянами, в виде феодальной ренты присваивалась самими феодалами-землевладельцами. Путем введения единого земельного налога в виде части собранного урожая вместо существовавшей ранее системы землевладения, основанной на «личной службе», колониальные власти рассчитывали значительно увеличить поступления в казну различных видов продовольствия, и прежде всего риса, основная часть которого шла на обеспечение питанием контингента солдат и офицеров колониальной армии.

Закон о ликвидации феодального землевладения, основанного на несении «личной службы», был принят властями в 1801 г. [129, с. 290].

Теперь местные феодалы, владевшие землями ниндагам, «лишались права на владение этими землями и превращались в обычных чиновников колониальной администрации, получавших соответствующую зарплату» [цит. по: 195, с. 80- 81]. Одновременно отменялись все повинности, которые обязаны были нести крестьяне за право владения участком на этих землях. Вместо несения повинностей они теперь обязывались выплачивать колониальным властям земельный налог, составлявший четверть урожая с земель под рисом и десятую часть урожая других продовольственных культур [20, т. 2, с. 277]. Но эта ставка земельного налога была чрезвычайно высокой и, видимо, по-прежнему являлась препятствием на пути развития производительных сил в цейлонской деревне, «ибо трудно ожидать от тех, кто отдает властям четверть или половину собранного урожая, заинтересованности в улучшении сельскохозяйственного производства» [129, с. 300]. Большинство крестьян оказывались не в состоянии выплачивать установленный налог.

Поняв это, колониальные власти опубликовали ряд указов, унифицировавших земельный налог до одной десятой части урожая. Была ликвидирована также существовавшая ранее феодальная система землевладения, основанная на совместном владении одним участком. Теперь владельцы таких земель обязывались передать право владения в руки одного хозяина, а другие совладельцы могли получить в виде компенсации за потерю права на землевладение определенную сумму. Размер компенсации устанавливался на основе рыночной цены на землю. Участок юридически закреплялся за новым собственником, который и облагался установленным земельным налогом. Для юридического оформления прав на земельную собственность колониальные власти создали топографический департамент с отделениями в каждой провинции.

После завоевания Кандийского государства действие закона, заменявшего феодальную форму землевладения, основанную на несении «личной службы», земельным налогом в форме десятины урожая, постепенно было распространено и на все кандийские провинции [20, т. 2, с. 235], но с некоторыми, весьма важными особенностями.

Во-первых, этот закон, принятый в ноябре 1818 г., касался только земель под рисом, тогда как земли под другими культурами (прежде всего под кокосовой пальмой) освобождались от налога.

Во-вторых, от налога освобождались участки, принадлежавшие буддийским и индуистским храмам и монастырям, в собственности которых находилась значительная часть обрабатываемой земли (в отдельных провинциях – до половины общего числа деревень и до 60% площади орошаемых земель [225, с. 812]).

В-третьих, от этого налога освобождались земли, принадлежавшие крупным феодалам, занимавшим видные посты в системе колониальной администрации и проявившим свою лояльность во время восстания 1817-1818 гг. [445, с. 381]. В двух последних случаях эти уступки в виде освобождения от налога объяснялись стремлением колониальных властей привлечь на свою сторону определенную часть феодально-клерикальных элементов и заручиться их поддержкой.

В-четвертых, в отдельных провинциях налоговая ставка была снижена с одной пятой до одной десятой части урожая в знак признания особой лояльности местных крестьян, не поддержавших восставших в 1817-1818 гг. Провинции – «лидеры» восстания, напротив, были обложены повышенным налогом в размере одной пятой части урожая (3) [45, с. 380].

(3) Этот факт использования налоговой системы непосредственно в политических целях является чрезвычайно важным, и К. Маркс счел необходимым его подчеркнуть [За, с. 137].

Особого рассмотрения заслуживает вопрос о методах взимания земельного налога [166а, с. 119-145; 225, с. 809-824; 225а, с. 116-146].

В первой половине XIX в. земельный налог с цейлонских крестьян взимался исключительно в натуральной форме, что в известной мере может служить еще одним, хотя и косвенным доказательством относительно слабого развития товарно-денежных отношений в цейлонской деревне. Английские источники и литература свидетельствуют о том, что сбор земельного налога либо проводился чиновниками колониальных властей, либо сдавался на откуп частным лицам, которые давали гарантию поставить с определенного участка земли (казенной) предполагаемое количество риса [129, с. 304].

Откупщиками земельного налога обычно были представители торгово-ростовщических слоев. Нередко на право сбора налога претендовало несколько откупщиков, и в этом случае колониальные власти предоставляли право сбора тому, кто обязывался поставить большее количество риса.

Право на сбор земельного налога вместе с обязательством поставить колониальным властям определенное количество риса регистрировалось в районном земельном управлении (каччери), где и происходил этот своеобразный «аукцион» по продаже права на сбор земельного налога.

Следует заметить, что сами откупщики налога называли предполагаемое количество сдающегося риса только тогда, когда на полях появлялись первые всходы. О времени уборки урожая крестьяне сообщали в земельное управление, и откупщик налога приезжал в соответствующую деревню, и уже в его присутствии происходили уборка урожая и его раздел.

По закону откупщик имел право на получение только той доли, которая была установлена колониальными властями, т. е. десятой части урожая. Но в действительности по различным причинам откупщики нередко забирали у крестьян четверть или даже половину урожая и таким образом присваивали себе значительную часть производимого ими прибавочного продукта.

Если не находилось желающих стать откупщиками или колониальные власти считали, что откупщики занизили оценку предстоящего урожая (4), сбор установленного налога проводился местными чиновниками колониальной администрации.

(4) Когда случались наводнение или засуха и урожай целиком или частично погибал, колониальные власти не претендовали на урожай.

Рассмотренная выше система сбора земельного налога в первые десятилетия английского колониального господства в целом отвечала интересам колониальных властей, и есть сведения, что она давала им возможность увеличивать сборы риса, поступавшего на склады колониальных властей.

По далеко не полным данным, только в дистриктах Тринкомали, Джафнапатам, Манар, Ванни и некоторых других количество риса, собранного в качестве земельного налога, возросло со 128,7 тыс. парра (5)_ (1806 г.) до 255,5 тыс. парра (1811 г.) [129, с. 299].

(5) 1 парра равен 82 английским фунтам.

В отдельных местах, например в дистрикте Баттикалоа, наблюдался еще более значительный рост поступлений риса: 19 тыс. парра (1806 г.) и 71 тыс. парра (1811 г.) [233а, т. 2, с. 358].

Соответственно возрастали и доходы казны от реализации этого риса: они увеличились с 27 тыс. ф. ст. (1802 г.) до 34 тыс. ф. ст. (1812 г.). В кандийских провинциях в 20-х годах XIX в. они колебались от 9 тыс. до 13 тыс. ф. ст. [233а, т. 2, с. 374-381].

Вместе с тем описанная выше система сбора земельного налога, по мнению многих английских чиновников, имела ряд недостатков, на которые они неоднократно обращали внимание колониальной администрации. Прежде всего эта система, по их мнению, тормозила рост поступлений в казну, поскольку откупщики стремились максимально занизить оценку предстоящего урожая.

Крупным недостатком этой системы английские чиновники считали и то, что она предоставляла слишком большие права откупщикам налогов и колониальные власти не могли их контролировать. Кроме того, поскольку откупщики имели постоянные и тесные контакты с чиновниками земельных управлений, то они легко обходили установленные законы, так как коррупция в административном аппарате колониальных властей являлась широко распространенным явлением.

Эта система создавала большие возможности и для обмана крестьян. Большинство крестьян были неграмотны, и даже для того, чтобы подать в районное земельное управление сведения о времени созревания и начала уборки урожая, им нужна была помощь тех же откупщиков, которые использовали это обстоятельство в своих интересах. Поскольку откупщики нередко выполняли и функции ростовщиков, ссужая крестьян под высокие проценты семенами или небольшими денежными суммами, крестьяне в конечном счете были вынуждены соглашаться на те условия выплаты доли урожая, которые предлагал откупщик.

Таким образом, используя различные методы внеэкономического принуждения, откупщики изымали у крестьян значительную часть производимого ими прибавочного продукта и тем самым тормозили процесс развития производительных сил в цейлонской деревне.

Несколько слов следует сказать о политике колониальных властей в области ирригационного строительства. В самом начале XIX в. для строительства новых стратегических дорог на Цейлоне английские власти создали специальную строительную организацию. Она состояла из 17 строительных отрядов, в каждом из которых было до 240 ремесленников различных специальностей [56а, с. 215; 167, т. 1, с. 60, т. 2, с. 230; 233а, т. 2, с 405-407, 412]. Работы велись под руководством английских инженеров. Эта организация частично была использована английскими властями и для строительства новых ирригационных каналов, дамб, а также для восстановления древних водохранилищ. Организация этих работ вызывалась необходимостью обеспечивать продуктами питания быстро возраставшее городское население и гарнизоны колониальных войск.

Наиболее трудоемкие земляные работы, так же как при строительстве дорог, выполнялись цейлонскими крестьянами и ремесленниками, которые мобилизовались на эти работы по системе раджакария. В нашем распоряжении нет сведений, которые могли бы достаточно полно характеризовать деятельность этой организации. Известно только, что уже в начале XIX в. колониальным властям удалось восстановить несколько небольших водохранилищ, а также построить каналы в районах Путталама, Негомбо и Кириме, позволившие увеличить площадь орошаемых земель на 5,6 тыс. акров [206, с. 324].

Но в целом начавшееся восстановление древних водохранилищ и каналов еще не могло оказать сколько-нибудь заметного воздействия на изменение продовольственного баланса колонии, так как попытки восстановления более крупных водохранилищ, а также осушения болот с целью расширения обрабатываемой площади под рисом, по существу, не удались [20, т. 2, с. 323-324]. В конце XVIII – начале XIX в. Цейлон ежегодно ввозил из Южной Индии 70-80 тыс. мешков риса (мешок содержал 164-174 ф.); к концу 20-х годов XIX в. объем импорта составлял уже 322,9 тыс. мешков.

Таким образом, уже в начале XIX в. земельно-налоговая политика весьма широко использовалась английскими колониальными властями для достижения своих экономических и политических целей. В результате ликвидации некоторых форм феодального землевладения, в известной мере сковывавших процесс утверждения буржуазной частной собственности, англичанам удалось ослабить позиции определенных слоев местных феодалов. Унифицировав и распространив на всю территорию острова единый земельный налог, а также восстановив несколько древних водохранилищ, колонизаторы добились увеличения общего объема риса, поступавшего на склады колониальных властей в форме земельного налога.

Эти данные я собрала еще лет десять назад, но они и сейчас могут быть полезны. В том числе и для авторов фентези - для понимания финансового и социального расслоения в XIX веке, который часто берется за основу фентезийных миров.

Заработная плата домашней прислуги в первой половине XIX века составляла 4-6 ф.ст. в год для горничной и 8-10 ф.ст. для дворецкого. Разумеется, в Лондоне суммы были несколько выше. Кроме того, слуги отличались опытом, умениями, образованием, а главное – рекомендациями с прошлых мест работы. Дворецкий в герцогском доме мог зарабатывать в несколько раз больше, чем приведенные средние данные по стране.

Жалование гувернантки, стоящей на более высоком уровне, чем просто прислуга, и обычно происходившей из приличной семьи (часто это даже были дочери джентльменов), составляло около 20-50 ф.ст. в год.

Доход священника составлял 200-900 ф.ст. в год в зависимости от прихода (мы помним, что в «Разуме и чувствах» герою дают приход с доходом в 500 ф.ст. в год), плюс собственный дом. Таким образом, карьера священнослужителя была достаточно хорошим вариантом для младших отпрысков знатных семей. А учитывая, что в Англии священник был тем же чиновником, это не накладывало на него практически никаких особых ограничений. Кроме того, в этой области тоже можно было сделать карьеру. В церковной иерархии заработки варьировались от 200-300 ф.ст. приходских священников до 15 000 ф.ст. архиепископов.

Государственные чиновники высшего ранга, врачи, преподаватели Оксбриджа, юристы в начале своей карьеры получали около 1 000 ф.ст. в год. В дальнейшем доходы увеличивались, но мало кто из них мог надеяться на сумму в 10 000 ф.ст., хотя были адвокаты, получавшие и по 25 000 ф.ст. в год.

Редакторы и менеджеры газет получали 1 000 - 2 000 ф.ст., но жалование зависело от того, в какой газете работал человек. Естественно, что сотрудник Таймс получал намного больше, чем сотрудник какой-нибудь второразрядной газеты.

Актеры известных мюзик-холлов получали от 1 000 до 3 000 ф.ст. в год.

Представители научной и творческой интеллигенции, отличающиеся в Англии практичностью и деловой сметкой, редко когда могли заработать состояние свыше 100 000 ф.ст. К примеру, состояние пользовавшегося необыкновенной популярностью Ч.Диккенса к концу его жизни составляло 93 000 ф.ст.

К сожалению, я не смогла пока найти данные о жаловании офицеров, поэтому ограничусь пока стоимостью офицерских патентов. В среднем цена чина капитана в гвардии составляла от 8 до 9 тыс. ф.ст., в зависимости от полка, а чина подполковника в кавалерии 14 000 ф.ст.

Доходы землевладельцев напрямую зависели от размеров их земельных владений, поскольку получали эти деньги в виде арендной платы за землю. Можно предположить, что мистер Беннет с его 2000 ф.ст. годового дохода был владельцем поместья в 2000 акров, то есть по тогдашней градации являлся мелким сквайром (чтобы считаться джентри, надо было владеть не менее чем 3000 акров земли). Тогда как мистер Дарси обладал поместьем не менее чем в 10000 акров и реально мог претендовать, если пожелает, на пэрское звание. Впрочем, эта зависимость доходов от количества земли тоже условная. В Англии знати не воспрещалось заниматься бизнесом.

На самом верху социальной пирамиды находились территориальные магнаты, которые владели более чем 30 000 акрами земли и получали доходы более чем 30 000 ф.ст. в год (например, герцоги Вестминстерский, Квинсбери, Бедфордский, Девонширский, Нортумберлендский). Большинство из них имели поместья во многих графствах и великолепные дома в самых престижныхрайонах Лондона.

Образование в престижных школах стоило довольно дорого. Например, ежегодная стоимость обучения в Итоне составляла от 150 до 200 ф.ст., в зависимости от того, посещал ли ученик дополнительные занятия, в Уинчестере, Рагби и Вестминстере от 100 до 150 ф.ст., в Харроу 138-180 ф.ст., в Чартерхаус и Шрусбери 100 ф. ст.

(Использовались материалы из статьи Н.М.Демуровой и Б.Б.Томашевского к роману «Гордость и предубеждение», из диссертации «Образ жизни британской элиты в третьей четверти XIX века», а так же из произведений Джейн Остин, Шарлоты Бронте, Джерома К. Джерома, Ричарда Шеридана, Конан Дойля и др. классиков английской литературы)

Местные налоги Великобритании

Общегосударственные налоги

Особенности налоговой системы Великобритании

Тема 2 Налоговая система Великобритании

Основы налоговой системы Великобритании были заложены в XIX в., хотя теоретическое осмысление сущности и необходимости налогов происходило на два столетия раньше. В трудах философа Ф. Бэкона, экономиста У. Петти, экономиста и философа Адама Смита поднимались вопросы о роли налогов в государстве и их социально-экономическом месте в обществе.

В административно-территориальном отношении Великобритания делится на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Центральной частью, где проживает 87 % насе­ления страны, является Англия и Уэльс (рисунок 14).

Высшей властью, имеющей право вводить налоги в стране, обладает британский парламент. Его полномочия распространяются на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Вла­дения британской короны в прилегающих водах и на замор­ских территориях не входят в налоговую юрисдикцию Вели­кобритании и имеют самостоятельные налоговые системы.

Рисунок 14 – Административно-территориальное деление Великобритании

Источниками налогового права Великобритании являют­ся:

- в части установления налогов и наделения правительства правом их взимания - законодательные акты, принимаемые парламентом;

- в части исполнения налогового законодатель­ства - приказы тайного совета и инструктивные документы правительства;

- в части разрешения налоговых споров - решения судов. Особенностью правовой системы Великобри­тании является широкое применение прецедентного права, в соответствии с которым прошлые решения судов по вопро­сам принципиального характера могут служить основой для принятия решений при рассмотрении споров в аналогичных или сходных обстоятельствах.

Парламент принимает статутные налоги (по отдельным видам налогов) и ежегодно законы о бюджете, кото­рыми уполномочивает правительство взимать налоги в соответствующем финансовом году. Бюджетными законами могут вноситься изменения, поправки в статутные законы (вплоть до отмены налога). Причем финансовые законы обязательно должны пройти рассмотрение в обеих палатах (Палате общин и Палате Лордов) и получить королевскую санкцию.

В области налоговой политики в Великобритании ключевую роль играют два государственных органа:

- Министерство финансов или казначейство;

- Управление государственными доходами и таможнями.

- формирует бюджетную политику, осуществляет надзор в валютной и налоговой области;

- осуществляет планирование и контроль над расходами на общественные нужды;

- ведет правительственный учет валютных средств;

- участвует в международных финансовых отношениях;

- контролирует сферу финансовых услуг;

- управляет центральным правительственным долгом.

Кроме того, Министерство координирует деятельность Управления государственными доходами и таможнями и совместно с ним готовит предложения по изменению налоговой политики и борьбе с налоговыми правонарушениями.

Управление государственными доходами и таможнями Ее Величества является департаментом, на который возложена ответственность за сбор налогов, взносов в систему государственного страхования, контроль за импортом, выделение различных форм государственной поддержки. Также оно обеспечивает решение некоторых вопросов защиты государственной границы.

Управление государственными доходами и таможнями Ее Величества было создано в 2005 г. путем слияния двух ранее действующих налоговых органов:

- Управления налоговых сборов;

- Королевской службы таможен и акцизов.

На Управление государственными доходами и таможнями возложен ряд функций, в их числе:

- администрирование и сбор с граждан и организаций прямых налогов, включая подоходный налог, налог с корпораций, всех косвенных налогов гербового сбора, экологических налогов.

- организация и осуществление контроля в области национальной системы страховании, включая распределение детских пособий и некоторых других форм государственной поддержки, в том числе Целевого фонда ребенка, предоставление налоговых кредитов, соблюдения установленного минимального размера оплаты труда;

- организация и осуществление контроля за импортом и экспортом товаров и услуг;

- разработка комплекса мероприятий по противодействию финансовому мошенничеству, а также по защите границы Великобритании от импорта и экспорта незаконных материалов (наркотики, контрафактные товары).

В рамках осуществления управленческих функций Управление государственными доходами и таможнями:

- организует работу региональных управлений, районных отделений, налоговых контор;

- получает, обобщает, анализирует отчеты структурных подразделений о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию;

- участвует в установленном порядке совместно с Казначейством Великобритании в разработке налоговой политики;

- разрабатывает формы налоговых деклараций, отчетов и иных документов, связанных с уплатой налогов и сборов;

- издает брошюры по отдельным вопросам налоговых отношений;

- координирует совместное проведение с правоохранительными и иными специальными органами мероприятий по противодействию финансовому мошенничеству, контрабанде;

Налоговая система Великобритании включает два уровня: общегосударственные (более 90 % всех налоговых поступлений) и местные налоги (около 10 %) (рисунок 15).

В 2002/2003 финансовом году по расчетам Минфина Великобритании доходная часть бюджета составила 403,5 млрд.ф.ст. и по сравнению с 2001/2002 финансовым годом увеличилась на 2,2 %. При этом относительно ВВП доходы сократились с 39,6 % до 38,5 %.

Основными статьями бюджетных доходов в 2002/2003 фин. г. являлись:

- подоходный налог – 28,3 % (прирост по сравнению с предшествующим годом на 3,4 %);

- поступления от социального страхования – 16,4 % (+ 3,6 %);

- налог на добавленную стоимость – 15,9 % (+ 5,7 %);

- налог на корпорации – 4,2 % поступлений в бюджет (падение на 9,6 %).




Рисунок 15 - Налоги Великобритании

Состав и структура бюджетных доходов в 2002/2003 фин.г. представлены на рисунке 16.

Рисунок 16 – Состав и структура доходов бюджета Великобритании в 2002/2003 финансовом году, в процентах.

Состав и структура бюджетных доходов в 2003/2004 фин. г. представлены на рисунке 17.

Рисунок 17 – Состав и структура доходов бюджета Великобритании в 2003/2004 финансовом году, в процентах.

В целом налоги на доходы и собственность в 2003/2004 финансовом году составили 35,4 % поступлений в бюджет (35,7 %), на производство и импорт - 34,5 % (35,7 %). По сравнению с предшествующим финансовым годом их общая доля в формировании доходной части бюджета сократилась на 1,5 %. Удельный вес социальных платежей возрос с 15,8 % до 17,6 %.

Доходы центрального правительства составили 399,2 млрд.ф.ст., что на 27,2 млрд.ф.ст. превышает его доходы, местных органов власти 28,9 млрд.ф.ст. (0,1 млрд.ф.ст.), публичных корпораций 4,2 млрд.ф.ст. (0,2 млрд.ф.ст.).

В 2004/2005 финансовом году по расчетам Минфина Великобритании доходная часть бюджета составила 461 млрд.ф.ст.

Таким образом, доходная часть бюджета за последние 3 года увеличилась на 57,5 млрд.ф.ст. или 1,14 раза.

Состав и структура доходов в бюджетной системе Ве­ликобритании прежде всего определяется бюджетной поли­тикой правительства Великобритании, которая начиная с 1999 г. базируется на программе налоговых реформ, направ­ленных на снижение налогового бремени для физических и юридических лиц и стимулирование их инвестиционной активности.

Для реализации этой программы центральное прави­тельство Великобритании определило три основных принципа проведения современной налоговой политики. Они заклю­чаются в том, что налоговая система должна:

- поощрять занятость и служить стимулом к труду для каждого;

- содействовать накоплению и долгосрочным инвести­циям;

Таким образом, изменения в налогообложении, объяв­ленные в законе о бюджете центрального правительства Ве­ликобритании на 1998/99 финансовый год, были призваны поощрять труд, стимулировать предпринимательство и поддерживать семьи.

Среди мер поощрения труда следует выделить изменения в налогообложении физических лиц и системе выплат по­собий. Их цель заключалась в том, чтобы поощрение за труд было адекватным труду, а стремление к труду соответственно стимулировалась. В 1999 г. для реализации первого принципа налоговой политики правительство предложило:

- новую налоговую скидку по подоходному налогу с физических лиц для работающих семей, которая была введена в октябре 1999 г. в целях обеспечения гарантии их мини­мального дохода;

- налоговую скидку на воспитание детей, призванную совместно с указанной выше скидкой увеличить денежное пособие на воспитание детей, отсутствие которого для мно­гих родителей являлось барьером к работе;

- провести реформу страховых платежей и государст­венных расходов на социальное страхование для того, чтобы стимулировать создание рабочих мест в частном секторе и за­ставить британцев более активно предлагать свои услуги на рынке труда. В ходе реализации этой реформы для повыше­ния мобильности рабочей силы были внесены изменения в пенсионную систему страны, согласно которым теряет зна­чимость непрерывный трудовой стаж, а люди, часто меняю­щие работу, не лишаются пенсии. Изменение порядка уплаты налога на социальное страхование должно уменьшить затра­ты работодателя на наем низкооплачиваемой рабочей силы за счет увеличения затрат на наем высокооплачиваемых работ­ников.

В области налоговых мер стимулирования предприни­мательства можно отметить изменения в налогообложении корпораций, состоявшие в выработке такой системы налогов, которая поощряет инвестиции и предпринимательство и обе­спечивает вознаграждение за взятый риск. В частности, для реализации этой цели в апреле 1999 г. ставки существующего корпоративного налога были снижены (в 1998/99 финансовом году произошло уменьшение ставки корпоративного налога для предприятий малого бизнеса с 21 % до 20 %, а для круп­ных компаний - с 31 % до 30 %). Это обстоятельство позволи­ло говорить о Великобритании как о стране с одной из самых низких ставок корпоративного налога среди стран Европей­ского союза.

Для стимулирования инвестиций была проведена ре­форма системы налогообложения доходов от прироста капи­тала. Ее целью было помочь росту инвестиций путем поощ­рения держателей долгосрочных активов. Для этого «долго­срочная» прибыль (прибыль от продажи активов после дли­тельного срока владения) стала облагаться по более низким ставкам, чем «краткосрочная» прибыль.

| следующая лекция ==>
Местные налоги Франции | Общегосударственные налоги

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Великобритания (Great Britain) — в широком смысле — государство на западе Европы, большая часть которого расположена на острове Британия.


19 столетие — расцвет экономического, политического, колониального могущества страны. В экономическом развитии Великобритании в 19 веке выделяются два этапа: период капитализма свободной конкуренции и монополистического капитализма (империализма). Первую половину столетия страна развивалась под воздействием промышленной революции, которая начала разворачиваться с сер. 18 века.

Самый интенсивный ее этап пришелся на 1780-1815 гг. Войны с Наполеоном увеличили спрос на обмундирование, продовольствие, вооружение. Но после их окончания были сокращены правительственные заказы армии, в страну нахлынули дешевые товары. Для поддержки национальной промышленности под давлением лендлордов в 1815 г. были введены т. н. хлебные законы, ограждавшие внутренний рынок протекционистскими тарифами.

Промышленная революция в Англии

Одновременно был снижен подоходный налог и увеличены косвенные налоги. Завершавшаяся в 1830-1840-е гг. промышленная революция существенно изменила социально-экономический облик Британии. Происходило массовое внедрение станков и механизмов в различные отрасли промышленности.

Быстрыми темпами развивалось железнодорожное строительство, которое привело к настоящей железнодорожной лихорадке: появились специальные газеты, фирменные конверты, происходила повсеместная продажа железнодорожного расписания. К сер. 19 века протяженность железнодорожного полотна составляла в Великобритании 50 тыс. км., что позволяло ежегодно перевозить 54 млн пассажиров.

К концу столетия первый показатель увеличился в 3 раза, а второй превысил миллиардную отметку. Это стало стимулом развития отраслей тяжелой промышленности (машиностроения, металлургии, угледобычи, выплавки чугуна), телеграфа, телефона, местных транспортных коммуникаций, автомобилестроения. Но лидировала как по объему выпускаемой продукции, так и числу занятых в хлопчатобумажная промышленность, изделия которой составляли 70% британского экспорта.

Промышленная революция существенно изменила и социальный облик Великобритании. Быстрое развитие машинного производства приводило к росту городов, расширению сферы мелкого и среднего предпринимательства, ускорению процесса формирования средних слоев, включавших широкие собственнические слои и городскую интеллигенцию.


Сельская Англия превращалась в страну городов. Во 2-й трети 19 века население Лондона выросло более, чем в 3 раза. Происходила быстрая урбанизация северных промышленных городов — Манчестера, Лидса, Шеффилда. Если в 1830-х гг. половина жителей страны сосредотачивалась в городах, то к нач. 20 в.— 9/ю, причем треть из них — проживала в крупных центрах с населением более 100 тыс. человек.

По уровню урбанизации Великобритания занимала 1-е место в мире. Промышленная революция и переход в 1846 г. к свободной торговле дали британской буржуазии неоценимое преимущество перед предпринимателями других государств. К середине 19 века страна превратилась в промышленную «мастерскую мира», а лондонский Сити — в международную финансовую столицу. В 1860-е гг. объем внешней торговли Великобритании в 2 раза превышал аналогичный показатель ее основной соперницы — Франции и в 4 раза — США.

Для демонстрации всему миру экономического триумфа страны в 1851 г. в Лондоне была организована всемирная выставка. С этой целью в Гайд-парке было построено огромное здание (560 м в длину и 42 м в высоту) из стекла и металла, получившее название «Хрустальный дворец». Из 14 тыс. экспонатов выставки половина была произведена в Британии. До нач. 1870-х гг. по уровню развития промышленного производства Англия уверенно занимала 1-е место в мире. На ее долю приходилось 1/3 мировой промышленной продукции и 2/5 мирового промышленного экспорта. Однако уже в сер. 1880-х гг. США обогнали Англию по выплавке стали, а в 1900-е гг.— и чугуна. К началу Первой мировой войны Великобритания уступила лидерство не только США, но и Германии (доля Великобритании в мировом производстве чугуна, например, с 1900 по 1914 гг. упала с 22% до 13,2%).

Причины этого крылись не только в появлении опасных конкурентов, воздействии экономических кризисов последней трети 19 века, наиболее разрушительным из которых был кризис 1873 г., но также в приверженности либеральной партии идее свободной торговли в то время, когда молодые страны капитализма, Германия и США, перешли к протекционизму и защите своего внутреннего рынка посредством таможенных пошлин на иностранные товары. Наконец, сыграли свою роль и особенности британского империализма. В нач. 20 вв. Великобритания по-прежнему занимала 1-е место по вывозу капитала в колонии. Стоимость английского товарного экспорта за 1900-1912 гг. увеличилась на 77%, а экспорт капитала за тот же период возрос на 624%. Сумма англ. капиталовложений за границей возросла в 1,5 раза.

Экспорт капитала приносил английской буржуазии колоссальные прибыли, но отвлекал средства от промышленности, техническая вооруженность которой становилась все более устаревшей. Две отличительные черты — громадные колониальные владения и монопольное положение на всемирном рынке — определили специфические особенности английского империализма как империализма колониального.

Парламент Англии 19 столетия

Экономические, социальные и технологические изменения в Великобритании шли параллельно с политическими и конституционными, развитием парламентаризма и демократии.

В викторианскую эпоху (1837-1901 гг.) увеличилось значение парламента в политической жизни страны; функции короны приобретали все более символический характер. Кабинет министров, главой которого автоматически становился лидер победившей на выборах партии, нес ответственность перед нижней выборной палатой, а не перед монархом. Палата общин, отныне игравшая ведущую роль в парламенте, получила право не только контролировать деятельность министерства, но и смещать его посредством вотума недоверия.

С 1912 г. палата лордов потеряла право абсолютного вето и не могла уже более неограниченно отклонять законопроекты, утвержденные нижней палатой. Новое здание Вестминстера, возведенное в 1858 г. в неоготическом стиле и ставшее на тот момент самой высокой светской постройкой в мире, символизировало большое значение парламента в жизни англичан. Он был гарантом стабильности, порядка, процветания общества.

Большое значение в процессе демократизации имели три реформы избирательного права — 1832, 1867 и 1884-1885 гг. Каждая из них в 2-2,5 раза увеличивала количество выборщиков, число которых к кон. 19 века достигло 6 млн человек.

В парламенте заседали не только представители аристократии, то также средняя, мелкая буржуазия и рабочие. Благодаря этим реформам произошли изменения на «парламентской карте» страны: уничтожались «гнилые местечки» (избирательные округа, где проживало менее 2 тыс. жителей), освободившиеся места перераспределялись в пользу крупных городов, создавались новые избирательные округа, ликвидировалось множественное голосование и вводился принцип «один человек — один голос». Реформа 1832 г., проведенная в интересах крупной буржуазии, привела к зарождению партий нового типа — либералов и консерваторов (вместо бывших вигов и тори), а также двухпартийной системы. Но этот процесс происходил постепенно и закончился не ранее середины столетия.

Чартизм

Разочарование рабочих в результатах реформы 1832 г. привели к возникновению чартистского движения. В 1837 г. его участники опубликовали программу — Народную хартию, в которой выдвинули требования всеобщего избирательного права, ежегодного переизбрания парламента, равенства избирательных округов, отмены имущественного ценза для депутатов и оплаты их работы в парламенте, введения тайного голосования. Последнее требование было удовлетворено в 1872 г., а остальные пять — в ходе реформы 1918 г.

Расцвет чартистского движения пришелся на кон. 1830 — нач. 1840-х гг.; основной формой борьбы его участников стала подача петиций в парламент. Размах чартистского движения в стране заставил парламент принять ряд законов в интересах рабочего класса. К середине 19 века, в связи с экономическими достижениями страны и увеличением слоя зажиточных рабочих, чартистское движение закончилось.


Наполеон и У. Питт делят мир (карикатура 19 века)

Читайте также: