Налоги сущность функции виды налоговая ставка кривая лаффера курсовая

Опубликовано: 15.05.2024

Пример готовой курсовой работы по предмету: Макроэкономика

Введение 2

1.Налоги как инструмент регулирования 3

1.1.Понятие и сущность налога, элементы налогообложения 3

1.2.Функции и виды налогов 6

2.Налоговая система в рыночной экономике 10

2.1.Сущность налоговой системы, принципы построения 10

2.2.Налоговая система Российской Федерации 13

3.Эффективность налогообложения, кривая Лаффера 18

Список использованной литературы 25

Выдержка из текста

В связи с актуальностью данной темы в работе поставлена следующая цель: рассмотреть виды налогов и налоговых систем в рыночной экономике, проблемы эффективности налогообложения.-рассмотреть понятие и сущность налога;

  • рассмотреть кривую Лаффера.

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, предмет и объект работы. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе изучается сущность банковской системы, рассмотрены принципы построения и структура современной банковской системы РФ. Во второй главе проведен анализ банковской системы России в условиях мирового экономического кризиса. В заключении сформулированы основные результаты работы.

По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого — то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Налоговая система и налоговая политика в федеративном государстве

Однако до настоящего времени должного внимания раскрытию сущности этого понятия не уделялось.Целью работы выступает изучение теоретических и практических основ банковского сектора, в частности тенденции и проблематика кредитования в России.- изучить сущность, виды и функции банков, в том числе и ЦБ;

Исследование теоретических и практических основ налогообложения осуществлялись с применением диалектического метода познания, монографического, экспертных оценок, конкретного и абстрактного, логического и исторического, функционального анализа.

Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII в. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно-хозяйственного процесса. Ключевую роль налогов в экономической системе общества А. Смит выразил следующим образом (1755 г.): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».

Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. Налоги и займы два определяющих источника процветания любой страны.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.Определить сущность налогов и роль в финансовой системе государства.Перечислить виды и функции налогов.

Налоги как экономическая и социальная категории, представляя собой совокупность отношений перераспределения реально созданного в обществе дохода, являются одним из важнейших рычагов общественного управления при формировании социальной системы и достижение прогрессивных результатов ее развития заключается в обеспечении роста главных показателей социальной системы, одним из которых является качество жизни граждан. Названные обстоятельства определяют актуальность выбора темы работы: «Функции налогов и их взаимосвязь».

Налог — это обязательный, безвозмездный платеж, который взимается с организаций, физических лиц и юридических лиц. Налоги служат одним из основных источников доходов государства, которое расходует их в свою очередь на благо населения страны.

1. Конституция РФ;

2. Налоговый кодекс РФ;

3. Аксенов С. Налоги и налогообложение: учебник. Курск: РФЭИ, 2010;

4. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. М: Инфра-М, 2011;

5. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. М: Эксмо, 2013;

6. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие, 2-е изд. М: ИД ФОРУМ, 2014;

7. Малис Н.И. Налоговая система Российской Федерации: хрестоматия. М: Магистр, 2014;

8. Митюкова Э.С. Налоговое планирование: анализ реальных схем. М.: Эксмо, 2008 г.

9. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: теория и практика. М: ИЦ РИОР, 2013;

10. Сборник научных трудов научно-практической конференции «Проблемы совершенствования системы налогообложения в РФ» — М: МЭСИ, 2013;

11. Под ред. Майбурова И.А. Налоговая политика. Теория и практика: учебник.М: Юнити-Дана, 2012г, с.14

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На
самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.
Целью моей работы является подробное рассмотрение и изучение налогов, а именно, их понятие, функции и сущность.

Содержание

Введение
Понятие и виды налогов
Сущность налогов
Функции налогов
Фискальная политика государства
Кривая Лаффера
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный университет путей и сообщения

«Экономическая теория и антикризисное управление»

«Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера»

___________ Купреева Н.Ю. ____________ Шварц Н.Ю.

(дата проверки) (дата сдачи)

  1. Понятие и виды налогов
  2. Сущность налогов
  3. Функции налогов
  4. Фискальная политика государства
  5. Кривая Лаффера

Список используемой литературы

Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась одним из главных предметов дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Налоги – основной источник формирования доходов государства,

важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На

самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Целью моей работы является подробное рассмотрение и изучение налогов, а именно, их понятие, функции и сущность.

Понятие и виды налогов

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства (или) муниципальных образований. Налоги следует от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов налоговым зак онодательством (см. налоговое право) 1 . Совокупность установленных налогов, также принципов, форм и методо в их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государств. Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

Налоги очень разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Налоги делятся на группы по многим признакам.

Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.

Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские

времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.

При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения 2 .

Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

Различают также маркированные и немаркированные налоги. Маркированным налогом называется налог, имеющий целевой характер, что означает, что соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие другие цели, кроме той, ради которой он был введен. Примером могут служить отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд, сборы на благоустройство территории, содержание органов правопорядка и др. Прочие налоги являются немаркированными. Средства, поступившие от изъятия немаркированных налогов, могут использоваться для решения разнообразных задач по усмотрению государства или иных уполномоченных органов (примером немаркированных налогов могут служить: налог на прибыль юридических лиц, НДС, акцизы и др.).

В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятия, налог на доходы от капитала, федеральный подоходный налог с физических лиц, социальный, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы, плата за право использования недрами, платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за загрязнение окружающей природной среды, сбор за использование государственной символики РФ, федеральные лицензионные сборы.

К Региональным налогам и сборам относятся региональный налог на прибыль предприятия, региональный подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятия, региональный налог с владельцев транспортных средств, лесной налог, налог, связанный с использованием инфраструктуры региона, региональный лицензионный сбор.

К местным налогам и сборам относятся налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектов инфраструктуры города (района), налог на рекламу, местные лицензионные сборы, сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения, курортный сбор, налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем, гостиничный сбор.

Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги с физических и юридических лиц.

Физические лица (в соответствии с Налоговым кодексом РФ) – это индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, которые самостоятельно осуществляют на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве по законодательству РФ. К последним относятся частные нотариусы, частные детективы и охранники и иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесённой гражданским законодательством РФ к предпринимательской.

Юридическое лицо (согласно Гражданскому кодексу РФ) – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

По способам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.

Кадастровый способ взимания налога характеризуется дифференциацией объекта налога на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. В этом случае величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого способа налогообложения могут служить налоговые ставки на транспортное средство без учета того, используется оно или нет. Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о полученных доходах и установления на них налога. При таком методе уплата налога субъектом налогообложения производится после получения дохода. Примером данного способа взимания налогов может служить налог на прибыль.

Способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путём вычитания из неё суммы налога. Работникам выплачивается оставшаяся часть заработной платы.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которая играют налоги в обеспечении развития государства и потребностью в совершенствовании налоговой политики в Республике Беларусь и приведении их в соответствие с текущим развитием мировых экономических процессов, изменением роли отечественной экономики в мире и внутренней экономической ситуации в стране.

Содержание

Введение 3
1 Сущность налогов как социально-экономической категории 5
1.1 Общая характеристика налогов, их формы и виды 5
1.2 Функции налогов и кривая Лаффера 10
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе 18
3 Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Готовый курсач налоги (тема 25).docx

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»

Кафедра мировой экономики и финансов

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера.

Студент факультета МЭО и М,

4 курс, группа 811з

1 Сущность налогов как социально- экономической категории 5

1.1 Общая характеристика налогов, их формы и виды 5

1.2 Функции налогов и кривая Лаффера 10

2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе 18

3 Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 24

Список использованных источников 30

Введение

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которая играют налоги в обеспечении развития государства и потребностью в совершенствовании налоговой политики в Республике Беларусь и приведении их в соответствие с текущим развитием мировых экономических процессов, изменением роли отечественной экономики в мире и внутренней экономической ситуации в стране.

Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Кроме того, от того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Национальная налоговая система РБ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном порядке принципов ее функционирования.

Целью курсовой работы является комплексное изучение налогов как экономической категории.

Задачами, способствующими раскрытию данной цели, являются:

- раскрыть сущность налогов;

- изучить понятие, формы, виды и функции налогов ;

- дать характеристику кривой Лаффера;

- провести анализ состояния и динамики развития налогов в Республике Беларусь;

- определить основные направления совершенствования налогов в Республике Беларусь.

Объектом исследования являются налоги в Республике Беларусь.

Предметом исследования - сущность налогов как социально-экономической категории, их форм, видов и функций.

1 Сущность налогов как социально-экономической категории

1.1 Общая характеристика налогов, их формы и виды

В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.

По своей экономической природе установление налогов носит односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, - с другой.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Налоги поступают в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, административными учреждениями.

Целью взимания налогов является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов.

Налог как экономический механизм не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в принципе, не ограничен.

Налоги являются обязательными платежами в бюджет, осуществляемыми юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательными актами. Они отражают экономические отношения между государством (в лице уполномоченных государственных органов управления) и юридическими и физическими лицами по поводу изъяснения части совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме с целью ее перераспределения для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Налоги имеют ряд отличительных особенностей:

    • обязательны к уплате и принудительны в изъятии;
    • являются основным источником формирования государственных доходов;
    • возникают и функционируют в фазе распределения (перераспределения) совокупного общественного продукта и национального дохода;
    • налоговые отношения носят односторонний характер от налогоплательщика к государству.

Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Разделение всех видов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов).

Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении все истории развития податных систем стран мира. Более ста лет известно разграничение налогов на две подсистемы:

  1. Прямые налоги – те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей.
  2. Косвенные налоги - те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или объема продаж товаров, работ, услуг.

Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам: объект обложения, особенности ставки, полноты прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и другие признаки классификации:

- по субъекту уплаты:

  1. физические лица;
  2. юридические лица.

- по объектам налогообложения:

    1. имущество (движимое, недвижимое);
    2. доход (прибыль) от экономической деятельности;
    3. операции по реализации товаров, работ, услуг;
    4. ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию России (или с неё);
    5. отдельные виды экономической деятельности;
    6. отдельные объекты.

- по полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями:

    1. собственные (закрепленные налоги);
    2. регулирующие налоги.

Собственные (закрепленные) налоги, те налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд.

Регулирующие налоги – разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

- по принадлежности к уровню власти и управления:

    1. республиканские;
    2. местные.

- по методу исчисления (от налоговой техники):

    1. регрессивные;
    2. прогрессивные;
    3. пропорциональные;
    4. линейные;
    5. ступенчатые;
    6. твердые (в абсолютной сумме).

Основным источником денежных средств государства являются налоги. Кроме того, налоги являются одним из главных инструментов воздействия государства на развитие экономики.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.

Функции налогов:

- фискальная. Налоги обеспечивают поступление средств в госбюджет, внебюджетные фонды.

- регулирующая. Налоги являются инструментом обеспечения макроэкономической стабильности.

- стимулирующая. Налоги являются инструментом создания благоприятных условий для повышения экономической активности.

- социальная. С помощью прогрессивного налогообложения смягчается дифференциация доходов.

- контрольная. Учёт доходов фирм и домохозяйств, объёмов производства, направлений и размеров движения финансовых потоков.

Основные принципы налогообложения:

1. всеобщность – охват налогами всех субъектов, располагающих доходами;

2. обязательность – принудительность и неизбежность изъятия налогов;

3. равнонапряжённость – взимание по единым ставкам независимо от субъекта налогообложения;

4. однократность - с объекта налогообложения налог взимается не более 1 раза;

5. гибкость – налоговая система должна реагировать на изменения социально-экономических условий, помогая решать возникающие задачи и проблемы.

6. простота и доступность для восприятия.

Основные элементы налога:

1). Субъект налога – физическое или юридическое лицо, на которое закон возлагает обязанность платить налоги.

2). Носитель налога – физическое или юридическое лицо, фактически уплачивающее налоги.

3). Объект налога – доход или имущество, облагаемые налогом.

4). Ставка налога – величина налога на единицу обложения. Налоговые ставки бывают:

- твёрдые – устанавливается абсолютная величина на объект обложения (на тонну нефти, метр кубический газа, сантиметр кубический объёма двигателя и т.п.);

- пропорциональные – устанавливается постоянный процент;

- прогрессивные – налоговая ставка повышается по мере роста дохода.

- регрессивные – с ростом дохода налоговая ставка по отношению к нему понижается.

Виды налогов:

А) по объекту обложения:

- прямые – налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества, при этом субъект и носитель налога совпадают. К ним относятся: налог на прибыль и доходы, подоходный налог, экологический налог, налог на недвижимость, земельный налог и др.

- косвенные – налоги, представляющие собой надбавку к цене товара или услуги, при этом субъект и носитель налога – разные лица. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Б) по принципам построения:

- пропорциональный – налог, средняя ставка которого не изменяется;

- прогрессивный – налог, средняя ставка которого растёт по мере роста дохода;

- регрессивный – налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода.

В) по цели использования:

- общие – поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд;

- специальные (целевые) – используются на заранее определённые цели, например, экологический налог.

Кривая Лаффера.

Представитель теории предложения американский экономист А. Лаффер считал, что высокие налоговые ставки уменьшают налоговые поступления в бюджет. Это связано с тем, что высокие налоги:

1) уменьшают предложение труда, побуждают индивидов скрывать от налогов свои доходы или уходить из бизнеса;

2) налоговое бремя уменьшает размеры сбережений.

Всё это сдерживает развитие производства, а значит, уменьшаются налоговые поступления в бюджет.

Зависимость между налоговыми ставками и объёмом налоговых поступлений в бюджет Лаффер выразил с помощью кривой, которая носит его имя (рис. 1).

Рис.1. Кривая Лаффера.

Проблема в проведении эффективной налоговой политики состоит в том, что сложно правильно определить оптимальную величину налоговой ставки (r0). А. Лаффер считал, что ставка подоходного налога не должна превышать 50%. Соглашаясь в целом с теорией Лаффера, некоторые экономисты утверждают, что наивысшая налоговая ставка находится между 50% и 75%.

Содержание

Введение 2
1.Налоги как инструмент регулирования 3
1.1.Понятие и сущность налога, элементы налогообложения 3
1.2.Функции и виды налогов 6
2.Налоговая система в рыночной экономике 10
2.1.Сущность налоговой системы, принципы построения 10
2.2.Налоговая система Российской Федерации 13
3.Эффективность налогообложения, кривая Лаффера 18
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Фрагмент работы для ознакомления

При построении и совершенствовании налоговой системы важным является оптимизация налоговой нагрузки на налогоплательщика. Профессор Лаффер выявил зависимость между усилением налогового гнета и суммой поступающих в государственную казну налогов (рисунок 3).
Рисунок 3. Кривая Лаффера
Кривая Лаффера отражает соотношение налоговых ставок и величины общих налоговых поступлений в стране. По мере увеличения ставки налога от 0% до 100% происходит увеличение налоговых поступлений с 0 до некоторого максимального уровня (m), а затем вновь снижаются до нуля.
На графике можно отметить, что с определенного момента общие налоговые поступления начинают уменьшаться, так как более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность участников, неизбежно приводя к сокращению налоговой базы, а также внутреннего продукта и дохода. Это наиболее заметно в крайней точке, в которой ставка налога составляет 100%. Согласно теории, в этой точке налоговые поступления будут равны нулю, так как конфискационная налоговая ставка в 100% приводит к остановке производства- налоговая ставка в 100% применяемая к налоговой базе, равной нулю, в итоге дает нулевые налоговые поступления.
Свое предположение Лаффер обосновывал тем, что более низкие налоговые ставки создают стимулы к труду, сбережениям, инвестициям и большей готовностью предпринимателей брать на себя риски бизнеса, что в совокупности способствует расширению реального производства и увеличению дохода. При более низких ставках налога такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне. Таким образом, по мере снижения ставок с n по m налоговые поступления возрастают.
Еще одним плюсом является то, что снижение налоговых ставок является законным способом и уклонение от налогов в целом сокращаются. В то же время предельные налоговые ставки побуждают налогоплательщиков более активно избегать уплаты высоких налогов через применение различных налоговых лазеек. Высокие ставки также побуждают ряд налогоплательщиков скрывать свои доходы от налоговой службы, а снижение ставок ослабляет стремление к оптимизации налогов и уклонению от них.
Рост налоговых ставок ведет к увеличению общей суммы налоговых поступлений в бюджет только до определенного момента (точка А). При превышении этого предела налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, что влечет за собой сужение налоговой базы.
Кривая Лаффера показывает то, что при нулевой налоговой ставке государство не соберет ни рубля, сколь бы велика не была налоговая база. Этот же результат будет и при стопроцентной налоговой ставке, в результате чего будет наблюдаться отсутствие экономической активности.
Следует отметить, что кривая Лаффера и экономическая политика, основанная на теории предложения, подвергаются жесткой критике. Основа этой критики связана с вопросом чувствительности экономических стимулов к изменениям ставок налогов.
Системе налогообложения свойственны определенные проблемы, которые заключаются в:
Современная налоговая система является сложной для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов, что приводит к возникновению разнообразных способов уклонения от налогообложения;
Сложности в определении реального уровня прямых и косвенных доходов;
Высокий уровень маржинальных ставок, который оказывает отрицательное влияние на процесс принятия экономических решений;
Налогообложение организаций стимулирует инвестиции и их перестройку по налоговым, а не экономическим причинам, что отрицательно влияет на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов;
Различия в ставках личного подоходного налогообложения и налогообложения юридических лиц.
При налогообложении государство часто сталкивается со следующими проблемами:
-проблемой уклонения от уплаты налогов. Уровень уклонения в России, несмотря на либерализацию и уменьшение налоговых ставок, является достаточно высоким. Уклонение от уплаты налогов способствует нарушению нормального хода социального воспроизводства, мешает общественному развитию в целом.
Проблема неуплаты ведет к сокращению доходной части бюджета страны, что ведет к снижению возможностей государства в решении социально-экономических вопросов, финансировании социально значимых сфер деятельности;
-формирование налоговой культуры. Проблема связана с тем, что не все граждане считают, что обязаны платить налоги. В современной экономике налогообложение зависит от уровня налоговой культуры налогоплательщиков, обуславливающей налоговое поведение всех его участников. Такое поведение детерминировано ценностными ориентациями: правовыми нормами, традициями, мотивациями;
-проблема налоговых правоотношений заключается в частом уходе от ответственности учредителей путем продажи организации и смены учредителя. Налоговые правоотношения могут иметь место только при наличии соответствующего законодательства о налогообложении и только в правовой форме;
-проблема использования налоговой политики для развития инвестиций заключается в необходимости постоянного стимулирования инвестиционной деятельности. Инвестиции играют важную роль в экономическом развитии, позволяют обеспечивать воспроизводственный процесс на долгосрочную перспективу. Основным источником инвестиций являются собственные средства организаций, поэтому государству важно поддерживать инвестиционную деятельность путем введения различных налоговых льгот;
-недостаточной продуманностью налогового законодательства. В России налоговое законодательство является недостаточно развитым, государство регулярно вносит различные изменения и исправления в нормативные документы.
Созданию эффективной налоговой системы способствует качественная налоговая политика, заключающаяся в совокупности правовых действий органов власти и управления, определяющая направленное применение налоговых законов.
В научной литературы выделяют три типа налоговой политики:
Политика максимальных налогов;
Политика разумных налогов;
Политика высокого уровня налогообложения при значительной социальной защите населения страны.

Заключение
Налогообложение является одним из древнейших финансовых институтов. Налоги представляют собой доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью права принуждения и используемые с целью регулирования поведения экономических агентов с помощью понижения или понижения налогов в осуществлении определенного вида деятельности.
В первой главе рассмотрены основные элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Также в первой главе выделены основные функции налога, к которым были отнесены: фискальная, распределительная, стимулирующая и контрольная.
Вторая глава посвящена рассмотрению российской системы налогообложения, особенностей ее построения. Также во второй главе была проанализирована структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.
Третья глава посвящена выявлению и рассмотрению проблем эффективности налогообложения. Эффективность налогообложения заключается в способности выполнять возложенные на него функции. Выделены проблемы, присущие российской налоговой системе. Также рассмотрена кривая Лаффера, ее экономический смысл. Кривая Лаффера отражает соотношение налоговых ставок и величины общих налоговых поступлений в стране.
Налоги являются важной частью экономики страны. От того, насколько эффективно построена налоговая система, зависит конкурентоспособность государства на мировом уровне, уровень благосостояния государства и отдельных субъектов государства.

Читайте также: