Налоги с граждан и предприятий 2 прибыль от приватизации
Опубликовано: 13.05.2024
Внесенный российским правительством в парламент проект федерального бюджета на 2019 г. и плановый период 2020–2021 гг. предусматривает использование средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, в качестве отдельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.
При этом сам по себе проект соответствующего федерального закона, как и аналогичный документ годичной давности, не содержит информации о конкретной величине доходов от приватизации ни в основной части, ни в приложениях. Лишь в пояснительной записке к документу средства, поступающие от приватизации федеральной собственности, указываются наряду с государственными заимствованиями в качестве самостоятельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.
Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2019 г. прогнозируются в объеме 13,0 млрд руб., в 2020 г. – 10,9 млрд руб., в 2021 г. – отсутствуют. Их роль для финансирования дефицита федерального бюджета будет минимальна: в 2019–2020 гг. ожидаемая величина приватизационных доходов составит менее 1% от средств, предполагаемых к привлечению по государственным заимствованиям. По сравнению с прогнозом поступления средств от продажи федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний из материалов к законопроекту о федеральном бюджете на 2018 г. и плановый период 2019–2020 гг., вносившемуся российским правительством прошлой осенью (12,2 млрд руб. в 2019 г. и 11,4 млрд руб. в 2020 г.), указанная для 2019 г. величина оказывается несколько большей, а для 2020 г. – несколько меньшей.
Реалистичность такого прогноза приватизационных доходов можно оценить при сравнении с ориентирами приватизационной программы на 2017–2019 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 227-р, и промежуточными итогами ее реализации в текущем году.
По данным оперативного Отчета об исполнении федерального бюджета на 1 октября 2018 г. (по источникам внутреннего финансирования дефицита), представленного на сайте Федерального казначейства, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, составили около 7,8 млрд руб., что превосходит ежегодную прогнозную величину поступлений помимо крупнейших сделок, содержащуюся в приватизационной программе 2017–2019 гг. (5,6 млрд руб.), но не позволяет уверенно говорить о реальности намеченных бюджетных проектировок.
Что же касается приватизации 7 крупнейших компаний на основании отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ при определении конкретных сроков и способов с учетом конъюнктуры рынка и рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов, указанных в действующей приватизационной программе, то в отсутствие принятых Правительством РФ решений об отчуждении их пакетов акций в 2018–2020 гг. поступление средств от их продажи в 2019 г. и плановом периоде 2020–2021 гг., согласно представленной Росимуществом информации, не прогнозируется.
Доходы федерального бюджета от использования имущества, находящегося в государственной собственности, прогнозируются на 2019 г. в сумме 791,0 млрд руб., что на 286,25 млрд руб. (или на 56,7%) больше оценки за 2018 г. На протяжении всего периода 2019–2021 гг. основным источником таких доходов ( 3 /4 и более) являются дивиденды.
В 2019 г. прогнозируется поступление в федеральный бюджет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в сумме около 588,3 млрд руб., что более чем вдвое превышает оценку 2018 г. в основном за счет перечисления в федеральный бюджет не менее 50% от чистой прибыли компаний в 2019 г., приходящейся на долю РФ, тогда как на следующие два года в качестве фактора, влияющего на прогноз доходов в этой части, остается только изменение размера самой чистой прибыли. В результате величина дивидендных поступлений в 2020–2021 гг. должна увеличиться только на 6–8%. Возможный рост дивидендных выплат в 2019 г. году вызывает определенные вопросы, поскольку в последние годы динамика дивидендных поступлений носила противоречивый характер: прирост на 18% в 2015 г. (до 259,8 млрд руб.), снижение на 13% в 2016 г. (до 226,6 млрд руб. без учета средств, полученных от продажи акций «Роснефти», учтенных в качестве дивидендов от АО «РОСНЕФТЕГАЗ») и снова прирост на 10,9% в 2017 г. (до 251,3 млрд руб.).
Отдельной статьей бюджетных доходов является перечисление доходов Банка России от участия в капитале ПАО «Сбербанк России», относимых к прочим неналоговым доходам бюджета. Прирост поступлений из этого источника в 2019 г. ожидается несколько меньшим по сравнению с дивидендами по федеральным пакетам акций, но тоже весьма значительным (более чем в 1,5 раза). Сумма дивидендов, предполагаемых к получению ЦБ РФ от Сбербанка, должна составить 209,5 млрд руб. против 135,5 млрд руб. по оценке за 2018 г. Почти на 70% такой прирост обусловлен принятием решения о направлении на выплату дивидендов не менее половины чистой прибыли, тогда как на следующие два года в качестве фактора, влияющего на прогноз доходов в этой части, остается только изменение размера самой чистой прибыли ПАО «Сбербанк России». В результате величина поступлений в 2020–2021 гг. должна увеличиться только на 4–5%. Если оценивать значимость этого источника, то удельный вес дивидендов, предполагаемых к получению Банком России от ПАО «Сбербанк России», составит в 2019–2021 гг. более 1 /4 объема всех дивидендных поступлений.
Прочие же виды доходов федерального бюджета от использования государственного имущества по линии материальных активов (арендные платежи за землю и имущество, перечисление прибыли унитарных предприятий) носят вспомогательный характер.
Государственная программа (ГП) «Управление федеральным имуществом», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327 получила весной текущего года новую, уже третью редакцию. Ее действие было продлено до 2020 г. (включительно) при изменении обозначившейся ранее тенденции сокращения расходов на ее реализацию по сравнению с исходной версией. После сокращения расходов на реализацию ГП в предыдущей редакции по сравнению с исходной версией в новой редакции их рост составил 2–2,5% в 2018–2019 гг.
Однако в документе речь идет именно о плановых, а не реальных объемах бюджетного финансирования, что хорошо иллюстрирует законопроект о федеральном бюджете на 2019–2021 гг. Им предусмотрено сокращение бюджетных ассигнований на реализацию ГП относительно указанных в ней объемов примерно на 30% в 2019–2020 гг. Правда, в 2021 г. они должны увеличиться на 2% по сравнению с уровнем 2020 г., хотя официально сроком окончания программы является 31 декабря 2020 г.
Сокращение объемов финансирования ГП обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований в рамках остающейся их основным адресатом подпрограммы «Управление государственным материальным резервом» в связи с принятым решением об отражении части расходов в «закрытой» части государственной программы. В результате доля другой подпрограммы, составляющей данную ГП, «Повышение эффективности управления государственным имуществом и приватизации», в совокупном объеме финансирования превысит 1 /4. При этом ожидаемые объемы ее финансирования несколько возрастут по сравнению с указанными в действующей редакции ГП при ежегодном абсолютном приросте в 2020–2021 гг. на 1,5%.
Георгий Мальгинов – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 23 августа 2019 г. N 02-05-11/64966 Об отражении в учете поступлений доходов от приватизации иного имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо и сообщает.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
В соответствии с Законом N 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Подлежащее приватизации государственное и муниципальное имущество включается соответственно в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, которые содержат перечни государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также находящихся в государственной (муниципальной) собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного государственного (муниципального) имущества (статьи 7, 10 Закона N 178-ФЗ).
Поступление доходов от приватизации иного государственного (муниципального) имущества в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации зависит от принадлежности приватизируемого имущества. Доходы от приватизации федерального имущества направляются в федеральный бюджет, доходы от приватизации имущества субъекта Российской Федерации - в бюджет субъекта Российской Федерации, доходы от приватизации муниципального имущества - в местный бюджет. Администратором таких доходов выступает орган исполнительной власти, уполномоченный на управление, соответственно, федеральным, региональным или муниципальным имуществом.
В целях обособленного учета поступлений доходов от приватизации иного имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н, дополнен кодом классификации доходов бюджетов 000 1 14 13000 00 0000 000 "Доходы от приватизации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности" (с соответствующими подстатьями, элементами кода вида доходов бюджетов).
По коду классификации доходов бюджетов 000 1 14 13020 02 0000 410 "Доходы от приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в части приватизации нефинансовых активов имущества казны" подлежит отражению поступление доходов от приватизации иного имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в части приватизации нефинансовых активов имущества казны.
И.о. директора Департамента | Е.В. Глимбовская |
Обзор документа
В целях обособленного учета доходов от приватизации иного имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, предусмотрен код классификации доходов бюджетов 000 1 14 13000 00 0000 000 "Доходы от приватизации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности" (с соответствующими подстатьями, элементами кода вида доходов бюджетов).
По коду классификации доходов бюджетов 000 1 14 13020 02 0000 410 "Доходы от приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в части приватизации нефинансовых активов имущества казны" отражаются доходы от приватизации иного имущества, находящегося в региональной собственности, в части приватизации нефинансовых активов имущества казны.
Контрольная работа по экономике 9 класс
Iвариант.
1.Если спрос выше предложения, то цена на товар
1) не изменится 2) вырастет 3) упадет 4) будет колебаться
2. Какой из признаков присущ традиционному обществу?
1) развитое фабричное производство 3)завершение промышленного переворота
2) преобладание промышленности 4) ведущая роль сельского хозяйства
3. Что свойственно рыночной экономической системе?
1) дефицит товаров и услуг 2) многообразие форм собственности
3) централизованное ценообразование 4) уравнительная оплата труда работников
4. Какой пример является иллюстрацией монополизма на рынке?
1) В стране Z существуют три основных оператора мобильной связи.
2) По выходным дням в городе организуются ярмарки, где продаётся фермерская продукция из близлежащих хозяйств.
3) В стране М железнодорожные локомотивы производятся только на трёх предприятиях, принадлежащих одному концерну.
4) Накануне школьных каникул туристическая компания предложила новые варианты туров для групп учащихся.
5. Основным источником пополнения государственного бюджета являются
1) налоги с граждан и предприятий 2) прибыль от приватизации
3) доходы от деятельности государственных предприятий
4) штрафы с физических и юридических лиц
6. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относится 1) хозяйственное товарищество 2) политическая партия
3) жилищный кооператив 4) промышленное предприятие
7. Какая организационно-правовая форма предприятия предполагает, что прибыль и ликвидационный остаток распределяются между работниками в соответствии с их трудовым участием? 1) производственный кооператив
2) унитарное предприятие 3) закрытое акционерное общество
4) открытое акционерное общество
8. К числу факторов производства относится (-ятся)
1) труд 2) потребности 3) кредит 4) субсидия
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
3) хозяйственное общество
10. Фирма осуществляет производство и установку пластиковых окон. К капиталу как фактору производства фирмы относится(-ятся)
1) штат мастеров по установке окон 2) связи с клиентами фирмы
3) администрация фирмы 4) оборудование для производства окон
11. Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером?
1) владеть 2) распоряжаться 3) пользоваться 4) наследовать
12. Превышение расходов государства над его доходами называют бюджетным (ми)
1) убытком 2) потерями 3) дефицитом 4) долгом
13. Налоги, которые не зависят от уровня дохода, называются:
1) прогрессивными; 2) пропорциональными;
3) регрессивными; 4) акцизными.
14. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
налог на наследство
налог на имущество
налог на добавленную стоимость
15. К расходной части государственного бюджета относится(-ятся)
1) выплата заработной платы учителям, врачам 2) собранные с населения и фирм налоги
3) кредиты, возвращённые странами-должниками 4) прибыль государственных предприятий
16. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
17. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «налоги»? Составьте два предложения, содержащие информацию о налогах.
18. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Основная проблема для экономики — это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными ___________ (А) для их удовлетворения.
Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________ (Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического ___________ (В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т. д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удовлетворить, нужны ___________ (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор — это ___________ (Д), что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________ (Е) в любой сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________ (Ж) как важнейшего фактора экономического развития.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано толькоодин раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
II вариант.
1. Согласно закону спроса при прочих равных условиях 1) по низкой цене удается продать товаров больше, чем по высокой 2) при высокой цене удается продать столько же товаров, сколько и при низкой 3) количество проданных товаров зависит не столько от цены, сколько от их качества 4) при низкой цене удается продать товаров меньше, чем при высокой
2. Что характерно для традиционной экономической системы?
1) натуральное хозяйство 2) свободная конкуренция
3) развитые товарно-денежные отношения 4) дефицит товаров и услуг
3. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.?
4. 1) плановому 2) командному 3) рыночному 4) традиционному
5. 4. Какой пример является иллюстрацией монополизма на рынке?
1) В стране Z существуют три основных оператора мобильной связи.
2) По выходным дням в городе организуются ярмарки, где продаётся фермерская продукция из близлежащих хозяйств.
3) В стране М железнодорожные локомотивы производятся только на трёх предприятиях, принадлежащих одному концерну.
4) Накануне школьных каникул туристическая компания предложила новые варианты туров для групп учащихся.
5. Что из перечисленного ниже составляет наибольшую часть доходов госбюджета? 1) поступления от приватизации 2) налоговые поступления
3) доходы от внешней торговли 4) доходы от продажи государственного имущества
6. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относится 1) унитарное предприятие 2) производственная фирма
3) промышленный комплекс 4) жилищный кооператив
7. Какая форма юридического лица, являющегося коммерческой организацией, предполагает, что прибыль распределяется между работниками в соответствии с их трудовым участием? 1) муниципальное унитарное предприятие
2) открытое акционерное общество 3) производственный кооператив
4) коммандитное товарищество
8. Трактор, приобретённый фермерским хозяйством для сельскохозяйственных работ, относится к такому фактору производства, как
1) земля 2) капитал 3) труд 4) предпринимательство
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ни же ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
3) фактор производства
10. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести её из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь? 1) информация 2) капитал 3) земля и природные ресурсы 4) предпринимательские способности
11. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника 1) распоряжаться имуществом 2) пользоваться имуществом 3) владеть имуществом 4) наследовать имущество
12. Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным (ой)
1) сальдо 2) балансом 3) профицитом 4) прибылью
13. С увеличением дохода ставка налога возрастает. Это
1) прогрессивный налог 2) косвенный налог
3) акцизный налог 4) пропорциональный налог
14. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Направления расходов в российском бюджете
Необходимо найти и выделить пять основных направлений расходов в российском бюджете.
- Система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите государства, целостности и неприкосновенности его территории.
- Отрасль народного хозяйства, разрабатывающая способы получения и применения разных видов энергии.
- Отрасль народного хозяйства, в рамках которой создаются (возводятся) здания, строения и сооружения.
- Процесс и результат освоения знаний и навыков, включённый в контекст социализации личности.
- Отрасль народного хозяйства — предприятия, перерабатывающие сырьё или разрабатывающие недра.
Государственный бюджет
Вашему вниманию представлены некоторые термины темы «Государственный бюджет».
Подберите каждому термину соответствующее понятие.
О государственных финансах
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Имейте в виду, что слов в списке больше, чем Вам необходимо выбрать.
направлена на достижение количественного равенства доходов и расходов государства. Рост государственных расходов и недобор налогов приводит к . В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать , которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает . Государство может решить эту проблему дополнительной . Но выпуск новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к . Большинство правительств в подобных условиях предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется .
Доходы государственного бюджета
В задании указаны доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные доходы, группируя их по источникам поступления.
Налоги
Неналоговые доходы
Источники финансирования дефицита государственного бюджета
В представленной таблице «Источники финансирования дефицита государственного бюджета» необходимо заполнить пропущенные строки, подобрав соответствующие примеры источников.
Государственный бюджет
В представленном перечне только три элемента отражают состояние государственного бюджета. Вычеркните лишние элементы.
- Сальдо сбалансированного бюджета равно нулю.
- Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.
- Сальдо государственного бюджета предполагает отсутствие разности между его доходами и расходами.
- Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо.
- Дефицитный бюджет может иметь как отрицательное, так и сбалансированное сальдо.
Бюджетное сальдо
Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики (соедините условие и сальдо).
Экономическая политика государства
В пустые клетки введите с клавиатуры порядковые номера правильных утверждений по возрастанию.
После выполнения этого задания программа дорисует картинку, автоматически последовательно соединит линиями точки, номера которых соответствуют вписанным ответам.
- Граждане могут пользоваться общественными благами вне зависимости от того, какое участие они приняли в их производстве.
- Государство не должно разрабатывать «правила игры» для хозяйствующих субъектов.
- Строительство синхрофазотрона - это пример вклада государства в экономический рост.
- Государство не должно осуществлять правовое обеспечение коммерческой деятельности.
- Каждый волен выбирать или не выбирать труд как вид деятельности, и государство не должно помогать тем, кто не имеет работу.
- Государство в условиях рыночной экономики должно оплачивать часть услуг образования, здравоохранения и культуры.
- Государство должно контролировать баланс экспорта и импорта.
- Государство не должно стабилизировать экономику и отвечать за обеспечение высокой занятости населения.
- Государство может и должно осуществлять управление такими областями народного хозяйства, как информатика и атомная промышленность.
Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.
Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.
Понятие и функции приватизации
О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.
Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.
Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.
Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)
Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.
Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.
Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.
Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:
- передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
- отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
- при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.
Приоритет законодательства о приватизации
Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.
Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.
Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.
Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.
Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства
Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.
Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.
Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.
Начало отечественной приватизации
Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.
Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:
- игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
- правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
- способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
- приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.
Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.
Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.
Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:
- при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
- продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
- государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
- госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
- формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.
Читайте также: