Налоги представляют собой основной финансовый источник доходов политических партий

Опубликовано: 16.05.2024

"Налоговая политика и практика", 2011, N 11

Политическая жизнь общества сложна и многообразна: в ней занято огромное число участников. Среди них ключевую роль играют политические партии, тем более сегодня, накануне выборов в Государственную Думу и выборов Президента Российской Федерации. В связи с активизацией политической деятельности вопросы налогообложения партий становятся особенно актуальными.

Партия как плательщик налога на прибыль

Напомним, что политическая партия - одна из организационно-правовых форм, в которых могут создаваться общественные объединения, относящиеся к категории некоммерческих организаций.

Примечание. Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления [1, ст. 3].

Как известно, некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками [2, ст. 2]. При этом они, наряду с другими российскими организациями, в силу норм ст. 246 Налогового кодекса РФ [3] (далее - Кодекс) признаются плательщиками налога на прибыль. Таким образом, политические партии являются плательщиками налога на прибыль.

Как и иные организации - плательщики налога на прибыль, политическая партия обязана представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую отчетность - декларацию по налогу на прибыль - в порядке, предусмотренном ст. 289 Кодекса. Декларация представляется по итогам налогового и отчетных периодов.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными - I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года [3, ст. 285].

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком [3, ст. 247]. Для российских организаций прибыль определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии со ст. 248 Кодекса к доходам относятся:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Доходом от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав согласно ст. 249 Кодекса признается выручка от реализации, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах, с учетом положений ст. 271 либо ст. 273 Кодекса.

Налоговая база. Целевые и нецелевые поступления

В целях налогообложения прибыли налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемое как разница между полученными доходами и произведенными расходами, если расходы соответствуют требованиям Кодекса (имеются в виду требования обоснованности и документального подтверждения, закрепленные в ст. 252) [3, п. 1 ст. 274].

Вместе с тем некоторые доходы при определении налоговой базы не учитываются [3, ст. 251]: это своего рода льгота налогоплательщикам.

В частности, все некоммерческие организации (а значит, и партии) вправе не учитывать целевые поступления на их содержание и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Обратите внимание: условие о ведении раздельного учета доходов и расходов по целевым поступлениям и иным поступлениям (нецелевым ) должно выполняться неукоснительно, в противном случае все поступления, включая целевые, подпадают под налогообложение.

Политическая партия, как и любая некоммерческая организация, вправе осуществлять коммерческую деятельность, направленную исключительно на выполнение своих уставных целей. Полученные в результате такой деятельности доходы подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (как у коммерческих организаций).

Целевые поступления некоммерческих организаций перечислены в пп. 1 - 16 п. 2 ст. 251 Кодекса. Для политических партий наиболее характерны такие виды целевых поступлений, как взносы, пожертвования и имущественные права в виде безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом [3, пп. 1, 16 п. 2 ст. 251].

И если со взносами все понятно, то в отношении пожертвований вопросы остаются.

Пожертвованием в соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ. Следовательно, не запрещено делать пожертвования и политическим партиям.

В свою очередь, политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и в обязательном порядке указан их источник [1, п. 1 ст. 30].

Имеются, однако, источники, от которых политическая партия не вправе принимать пожертвования.

Так, не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям [1, п. 3 ст. 30] от:

  1. иностранных государств и иностранных юридических лиц;
  2. иностранных граждан;
  3. лиц без гражданства;
  4. граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;
  5. российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30% на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
  6. международных организаций и международных общественных движений;
  7. органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления;
  8. государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  9. юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30% на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
  10. организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации), организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в пп. 5 и 9, а также от организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в пп. 5 и 9, превышает 30% на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
  11. воинских частей, военных организаций, правоохранительных органов;
  12. благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;
  13. анонимных жертвователей;
  14. юридических лиц, зарегистрированных менее чем за 1 год до дня внесения пожертвования;
  15. некоммерческих организаций, получавших в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования политической партии, ее региональным отделениям, денежные средства либо иное имущество от:

а) иностранных государств, а также от указанных в пп. 1 - 4, 6 - 8, 11 - 14 органов, организаций или физических лиц;

б) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30% на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

в) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30% на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

г) организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);

д) организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в пп. "б" и "в";

е) организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в пп. "б" и "в", превышала (превышал) 30% на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).

Примечание. Анонимным считается жертвователь, не указавший в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства (применительно к физическому лицу) либо идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты (применительно к юридическому лицу) или указавший недостоверные сведения.

Таким образом, если пожертвования, полученные политической партией, удовлетворяют вышеназванным требованиям, они признаются целевыми поступлениями и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

В иных случаях полученные партией средства учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

С 1 января 2011 г. к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности стали относиться доходы в виде безвозмездно полученных работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ ).

"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (Рос. газ. 2011. 22 июля (N 159)).

Данная норма распространяется на случаи, когда политическая партия заказывает социальную рекламу, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры. При этом у партии не возникает внереализационного дохода и, как следствие, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль (ранее налог уплачивался, он исчислялся исходя из рыночной стоимости социальной рекламы).

Обратите внимание: в составе доходов также не учитывается стоимость подаренного эфирного времени и (или) печатной площади (в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах) [3, пп. 40 п. 1 ст. 251]. Этой нормой могут воспользоваться все российские организации, в том числе политические партии.

О налогообложении благотворителей

Организация осуществляет пожертвования. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

При этом основой благотворительности является бескорыстность, т.е. отсутствие стремления к личной выгоде, в том числе в виде получения налоговых льгот. Учитывая свои возможности, спонсор добровольно и самостоятельно принимает решение об оказании материальной помощи, о творении блага за счет собственных средств, оставшихся после уплаты налогов и сборов.

Таким образом, пожертвования не могут быть включены в расходы жертвователя. Пожертвования следует осуществлять только после уплаты налогов.

Организация предоставляет эфирное время, печатную площадь, изготовляет за свой счет социальную рекламу. Согласно пп. 48.3 п. 1 ст. 264 Кодекса организация может включать в состав прочих расходов затраты в виде стоимости эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах.

Внесен Федеральным законом от 17.07.2009 N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Рос. газ. 2009. 21 июля (N 132)).

Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ в п. 1 ст. 264 Кодекса введен пп. 48.4: с 1 января 2012 г. в составе прочих расходов учитываются расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе при условии соблюдения требований, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 Кодекса.

"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (Рос. газ. 2011. 22 июля (N 159)).

Требования к социальной рекламе сводятся к ограничению продолжительности упоминания о спонсорах и доли занимаемого таким упоминанием пространства:

  • для радиопрограмм - не более 3 с;
  • для телепрограмм, при кино- и видеообслуживании - не более 3 с и не более 7% площади кадра;
  • в случае распространения другими способами - не более 5% рекламной площади (пространства).

Установленные требования не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организациях, а также физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях предоставления им благотворительной помощи.

Таким образом, организации, которые понесли затраты на производство или распространение рекламы на безвозмездной для заказчика (а им, например, может быть политическая партия) основе, могут учесть их в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В заключение следует отметить, что налогообложение прибыли политических партий имеет некоторые особенности, которые сводятся к ряду дополнительных возможностей снижения налоговой нагрузки. Грамотное их использование позволит политическим партиям эффективно и рационально распорядиться имеющимися ресурсами для достижения поставленных целей и решения необходимых задач.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Налоги.
  • Функции налогов.
  • Элементы налогов.
  • Виды налогов.

Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

Функции налогов

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
  4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
  5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

Элементы налогов

Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

Виды налогов

Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

  1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль

Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:



Аннотация. Статья посвящена изучению источников финансирования политических партий: автор рассматривает особенности финансирования партий из различных источников, а также специфику многопартийности на примере Российской Федерации.

Важнейшим аспектом в деятельности политических партий выступает их финансирование. В данной статье речь пойдет об источниках финансирования политических партий в России.

Исторически сложилось так, что политические партии имели только два источника финансирования своего бюджета: партии существуют на членских взносах и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций. Однако сегодня такая тенденция неактуальна, поскольку на данный момент в ряде государств политические партии вправе осуществлять коммерческую (предпринимательскую) деятельность. Безусловно, некоторые партии активно поддерживаются со стороны государства (например, отечественная партия «Единая Россия»). Это объясняется тем, что программу партии поддерживает множество избирателей, однако государственная поддержка также оказывается и тем партиям, которые не поддерживаются из иных источников совсем незначительно[1]. Особенностью государственного финансирования является то, что на него могут претендовать только партии, преодолевшие избирательный порог. Данный вид поддержки широко используется в ряде зарубежных государств, например, в странах Скандинавии, Франции, отчасти – и в нашей стране. Но со стороны государства партиям может быть оказана и необязательно финансовая помощь: так, власти могут обеспечить той или иной партии равный доступ к средствам массовой информации, предоставлять помещения и средства связи, обеспечить равные условия для проведения избирательных кампаний.

Однако, существует и «обратная сторона медали»: на сегодняшний день мы можем наблюдать существование таких мощных партий, которые не нуждаются в поддержке государства. Как считают эксперты, на преодоление барьера на парламентских выборах партия в среднем тратит несколько миллионов долларов. Очень часто такие средства являются «теневыми», и рядовому избирателю никогда не узнать их происхождение. А что касается настоящих источников финансирования, то они остаются в тайне даже для тех, кто состоит в данной партии. И на эти средства стоит обращать пристальное внимание, поскольку они могут выдвинуть во власть такие силы, для которых не будут представлять ценность конституционные права и свободы[1].

Здесь представляется целесообразным сказать о таком виде финансирования, как меценатство. Меценаты – это частные лица, либо организации, которые поддерживают ту или иную политическую партию путем пожертвований на избирательные кампании. Данная информация очень тщательно охраняется, так как меценаты – владельцы крупнейших состояний. И здесь ситуация неоднозначна: с одной стороны, такая поддержка для партии очень важна, но с другой, такая партия становится подконтрольна ее спонсорам. В связи с этим, в большинстве демократических государств законодательство устанавливает строгие ограничения, касающиеся финансирования партий, в частности, из зарубежных источников. Что же способствует росту частного спонсорства в среде политических партий? Важно подчеркнуть, что многие политические партии на данный момент зависят финансово от олигархов, поскольку государство не оказывает им должную поддержку.

Существует партии, которые имеют значительную долю собственности: например, здания, сооружения, иное полезное для деятельности партии имущество. Ярким примером являлась партия Коммунистическая партия Советского союза. В ее собственности находилось множество гостиниц, пансионатов, издательств и транспорта, а также значительные суммы денежных средств на счетах внутри государства и за рубежом (с целью оплаты расходов, которые несли партийные деятели)[2].

Многие страны с демократической формой государственного устройства имеют партии, которые занимаются хозяйственной деятельностью. Данный вид деятельности предполагает главным образом, издательство различных информационных материалов – для пропаганды программы и деятельности партии, также к указанному виду деятельности партии может быть отнесена торговля сувенирами и партийной символикой. Важно отметить, что все полученные от такой деятельности доходы партии должны использоваться только в целях, предусмотренных уставом, и не могут распределяться между членами партии. Но допускается использование доходов партии от коммерческой деятельности на благотворительность (даже в случае отсутствия данного положения в уставе)[1]. Так же, как и все доходы, полученные от экономической деятельности, доходы партий подлежат налогообложению, отражению на хозяйственном счете, согласно закону. На руководство партии возлагается обязанность по ежегодной публикации отчетов об источниках средств партии, об их расходовании, а также об имуществе, которое принадлежит партии.

Важным моментом являются установленные ограничения на сумму пожертвований партии, а также сумму, которую партия может израсходовать на предвыборную кампанию. Однако на практике все далеко не так, как установлено в законе: партиями расходуется значительно больше средств, чем они могут расходовать на законных основаниях. Именно по этой причине так важно обеспечение прозрачности процесса затрат партии, постоянно контролируя расходуемые ей средства.

Говоря о современной многопартийности в России, следует отметить, что отечественная политическая жизнь довольно разнообразна и вместе с тем, нестабильна. Россия все еще находится на переходном этапе своей истории, переживая эхо тоталитаризма, которое постепенно, плавно перетекает в принципиально новую политическую систему, вне зависимости от ее наименования – демократия, квазидемократия, авторитарная или президентская. Этот процесс вполне очевиден и сейчас: активно происходит формирование новых партий и объединений, распад уже существующих, а также появление всевозможных коалиций, движений и партийных блоков[3].

Исходя из прошлого печального опыта России, можно сделать вывод о том, что достаточно долгая монополия единственной правящей партии дала свои негативные плоды: общество пострадало от того, что всячески сковывались проявления демократии, происходило отчуждение народа от власти, и – наоборот, кроме того, политическая жизнь была лишена возможности конкуренции (так, как если бы существовало множество партий). Губительное влияние монополии власти заключается еще и в том, что она дает «зеленый свет» произволу властей, разрушая тем самым гражданское общество и правовое государство. Но стоит сказать, что многопартийная система также не совершенна, и имеет свои пробелы. Данный факт также отмечается и зарубежными политологами, которые изучали ее изнутри довольно длительный промежуток времени[4]. Но все же, многопартийности на сегодня – это одна из самых проверенных и важных составляющих демократизации российского общества.

Конечно же, становление многопартийности в таком обществе, как наше, которое не имело надлежащего опыта демократизации и устойчивых демократических традиций, процесс – отнюдь не легкий.

Становление многопартийности в нашей стране прошло ряд этапов. Рассмотрим их ниже.

1) Этап «неформально волны», пришедшийся на период с 1986 по 1988 г. В завершении данного этапа были сформированы массовые политические движения, но в тот период главенствующей партией в стране была КПСС, сосредоточив в своих руках всю полноту власти.
Сначала зарождение многопартийности происходило в недрах массовых политических движений, но самостоятельность данный режим приобретает только во второй половине 1990 года[5]. Культура неформального общественно-политического движения, образовавшаяся на данном этапе, носила элитарный характер. Стоит подчеркнуть, что деятельность неформальных групп, длившаяся в течение полутора лет, не осталась незамеченной, и они получили признание официальными властями страны.
Данный период можно смело назвать периодом полной легализации «неформалов» - осенью 1988 года ЦК КПСС объявил политику «широкого общественного диалога»[5]. Это давало всем неформальным организациям возможность широкого участия в политической жизни страны.

2) Этап движения «народного фронта». Данное движение в России сформировалось под влиянием массовых акций социального протеста, проходивших весной и летом 1988 года, достигших своего апогея в 1989 году. Данный период стал для неформальных политических формирований довольно насыщенным: они использовали свою официальную кампанию по подготовке наказов XIX Всесоюзной партконференции. Во многих регионах страны граждане обрались на многочисленные митинги, касающиеся вопросов социальной справедливости, где критиковали действия местных руководителей, считая их «оплотом антиперестроечных сил», а также выдвигались различные предложения по дальнейшей демократизации в России.
Указанный период справедливо считают периодом формирования первых «партий», которые по своей сути представляют из себя малочисленные группы, основанные на провозглашенных «клубов» и «групп», их превращения в партии.

3) «Бум партийного строительства», пришедшийся на 1988-1990-е годы. Данный период в истории отмечен как время появления реальной многопартийности. «народными фронтами» в вышеуказанный период предпринимались значительные усилия для развития территориальных организаций, которые должны были стать опорой для расширения массовой базы [6].

Решающим, казалось бы, этапом, стало принятие в конце 1993 года Конституции РФ и выборы в Государственную думу. Так, в статье 13 Конституции закреплено политическое многообразие, т.е. – многопартийность теперь признавалась официально на уровне государства. Но на практике фактическую возможность влиять на политическую жизнь страны, партии не имели, главным образом, из-за своей рыхлой организационной структуры. Получилось, что на самом деле политические партии изолировали от принятия государственных решений: им была доступна лишь минимальная возможность выработки и осуществления альтернативных программ общественного развития.

Подводя итог, отметим, что наличие в России множества партий, как в рассмотренные нами исторические периоды, так и на современном этапе, - еще не показатель истинной многопартийности в стране. Пока что мы можем говорить только о ее развитии и законодательном оформлении. На наш взгляд, существенным препятствием этому является то, что в современном российском обществе отсутствует какой-либо консенсус относительно базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития, без которого немыслимо гармоничное развитие и функционирование института многопартийности. О какой стабильности и демократичности может идти речь, если к власти будут приходить партии с прямо противоположными ценностями и позициями, ведь такая смена власти нанесет огромный урон обществу в целом.

Список литературы
1. Василенко, И. А. Политология: учебник / И. А. Василенко. – Москва: Юрайт, 2013. – 423 с.
2. Введение в политологию: учебник / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – Москва: КноРус, 2015. – 514 с.
3. Мухаев, Р. Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие / Р. Т. Мухаев. – Москва: Проспект, 2015. – 223 с.
4. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 444 с.
5. Мельник, В. А. Политология: пособие / В. А. Мельник. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 366 с.
6. Политология: учебник / И. Е. Тимерманис и др. – Москва: Юрайт, 2015. – 701 с.

Кликните по вопросу, чтобы узнать ответ
  • Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:
  • Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…
  • Что не относится к внешнему источнику финансовых ресурсов предприятия:
  • Капитал может выступать в двух формах:
  • К факторам роста издержек, зависящим от предприятия, относится:
  • К функциям оптового товарооборота не относится:
  • К системам оплаты труда не относится:
  • Розничная цена велосипеда НЕ включает:
  • Назовите основные виды предпринимательства:
  • В чем сущность постоянных затрат предприятия:
  • Что не входит в состав основных фондов предприятия:
  • К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
  • Механизм минимальной социальной защиты государства не включает:
  • Предприятие прибегает к лизингу оборудования, если:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • Самостоятельная, инициативная деятельность граждан или юридических лиц, не запрещенная законом, направленная на получение прибыли, это:
  • В чем сущность переменных затрат предприятия:
  • Какое из утверждений неверно:
  • Какой из перечисленных видов цен не относится к классификации цен по стадиям ценообразования :
  • Какая организационно-правовая форма не относится к коммерческим предприятиям:
  • В состав финансов организаций, предприятий, учреждений не входят:
  • Показателем, характеризующем стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника, является:
  • Какие факторы наиболее влияют на покупательский спрос:
  • В каком разделе бизнес-плана анализируется ценовая политика и методы стимулирования продаж:
  • От каких факторов не зависит эффективность использования основных фондов:
  • Методом финансового планирования является:
  • Одежда продается населению:
  • Если темп прироста реализации равен +5%, темп роста прибыли равен 105%, то рентабельность:
  • Какой из разделов бизнес-плана в сжатой форме представляет основные идеи бизнес-проекта:
  • Как называется долгосрочная аренда имущества с правом последующего выкупа:
  • Что относится к внутреннему источнику финансовых ресурсов предприятия:
  • Что понимается под товарооборотом торгового предприятия:
  • Прибыль торгового предприятия это:
  • Фондовооруженность рабочего это:
  • Какие факторы влияют на формирование цены:
  • Факторами роста производительности труда являются:
  • Основные фонды учитываются:
  • Выручка предприятия выросла на 6%, прирост стоимости основных фондов составил +4%, штат предприятия увеличился на 10%. Это свидетельствует о том, что.
  • Условием стабильности предприятия является:
  • Прирост стоимости основных фондов составил + 4%. Численность штата предприятия возросла на 6%, а производительность труда в среднем увеличилась на 0,5%. Заключение какого экономиста Вы считаете справедливым:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • Какие основные элементы включает в себя цена:
  • Как называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль:
  • Под распределением прибыли понимается:
  • В состав внереализационных расходов не включают:
  • В тарифную систему не входит следующий элемент:
  • К ненормируемым оборотным средствам относятся:
  • К относительным показателям деятельности предприятия не относится показатель:
  • Через цены осуществляется связь между производством и потреблением. Цена в этом случае выполняет функцию:
  • Назовите два основных метода ценообразования:
  • Какое из перечисленных понятий отражает абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени:
  • К какой категории персонала предприятия относится бухгалтер:
  • Какие цены (тарифы) являются регулируемыми в РФ:
  • Рентабельность капитала показывает:
  • Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о:
  • Назовите основные формы собственности:
  • Что является «имущественным комплексом, предназначенным для достижения какой-либо хозяйственной цели»:
  • Что не относится к основным фондам предприятия:
  • Какие из перечисленных ниже затрат можно отнести к переменным:
  • Какие из представленных видов оборотных средств являются ненормируемыми:
  • Норма численности работников – это показатель…
  • Какая организационно-правовая форма не относится к некоммерческим организациям:
  • Внереализационными расходами являются:
  • Чистая прибыль это:
  • Темп роста продаж составляет 106%. Уровень нетто-валового дохода возрос на 2%,а Уровень издержек обращения возрос на 1%. Мнение какого экономиста Вы считаете неверным:
  • Какой показатель не характеризует уровень использования основных производственных фондов:
  • К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли
  • Оплата денежных подарков, социо-культурных мероприятий осуществляется предприятием за счет средств:
  • Среднесписочная численность работников – это показатель…
  • Что не является сферой государственного регулирования экономики
  • Явочная численность работников – это показатель…
  • Что характеризует показатель фондоотдачи:
  • Длительность одного коммерческого цикла характеризуется показателем
  • К переменным затратам не относятся:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • К какой категории персонала предприятия относится экономист
  • Факторами роста производительности труда не являются:
  • Производственная структура предприятия включает в себя:
  • Материальные затраты включают в себя расходы на:
  • Помимо оклада, работник может также получать:
  • Основной капитал предприятия включает в себя:
  • К внутренним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
  • Что относится к имуществу организации:
  • Длительность коммерческого цикла называется:
  • Процесс перенесения стоимости изношенной части основных фондов на созданную продукцию называется:
  • В состав основных фондов не включаются:
  • Что не относится к основным фондам предприятия:
  • Средства фонда потребления могут быть направлены на:
  • Какого вида логистики не существует:
  • К оборотным производственным фондам НЕ относится:
  • Факторами роста производительности труда не являются:
  • Прирост выручки торгового предприятия составил +7%. Одновременно произошел рост издержек обращения на 6% (в т.ч. прирост расходов на повременную оплату труда - +8%, прирост расходов на рекламу (размещение рекламы в журнале) - +0,4%). Мнение какого экономиста неверное
  • Издержки, сумма которых растет пропорционально объему товарооборота, называются:
  • На ускорение товарооборачиваемости не влияет:
  • Показатель фондоемкости является обратным показателем…
  • Какое из определений розничного товарооборота является верным
  • Какая из перечисленных не является функцией цен:
  • На размер торговой наценки влияет:
  • Выручка(нетто) торгового предприятия составила 20 млн.руб. При этом Уровень валового дохода составил 25%, а Уровень издержек обращения составил 15%. Прибыль торгового предприятия будет равна:
  • К нематериальным активам не относятся:

Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:

Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…

имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли

Государственные финансы — это система отношений, связанная с формированием централизованных фондов денежных средств и их использованием для осуществления государством экономических, социальных, политических и других задач.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам накопления или распределения денежных средств.

Финансовая система РФ — это совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев в их взаимосвязях. В нее входят следующие финансовые институты :

1) бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

2) внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд государственного страхования, Государственный фонд занятости);

3) негосударственные фонды (негосударственные пенсионные фонды, фонды общественных организаций);

4) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

5) имущественное и личное страхование;

6) кредит (государственный и банковский).

Государственный бюджет — это финансовый план государства, имеющий силу закона.

Через бюджет происходят перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики, контроль за движением централизованных фондов денежных средств.

Бюджет объединяет доходы и расходы государства.

Основными источниками доходов бюджета являются налоги, внутренние и внешние кредиты, эмиссия бумажных денег, доходы от продажи государственной собственности.

Среди расходов наибольшее значение имеют расходы на финансирование экономики, национальной безопасности, правоохранительной деятельности, социально-культурных мероприятий, научных исследований, обслуживание государственного долга, содержание аппарата управления.

Выделяют следующие виды бюджетов .

Сбалансированный бюджет — расходы полностью покрываются доходами.

Профицитный бюджет — доходы превышают расходы (положительное сальдо).

Дефицитный бюджет — расходы превышают доходы (отрицательное сальдо). В этом случае государство может увеличить налоговые поступления; пропорционально снизить расходы по всем статьям, кроме защищенных (заработная плата бюджетникам и т.д.); провести дополнительную эмиссию денег, что чревато инфляцией, прибегнуть к внутренним и внешним займам.

Бюджетная система РФ включает в себя:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов РФ;

3) местные бюджеты (муниципальных районов, городских и сельских поселений).

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетная система РФ формируется на основе единой государственной политики, правовой базы и бюджетной классификации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджета, самостоятельности и сбалансированности бюджетов, эффективности использования бюджетных средств, гласности и достоверности.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций органов власти, и поэтому является исключительным правом Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. В основе проекта федерального бюджета лежат бюджетное послание Президента РФ, прогноз социально-экономического развития страны и основные направления бюджетной и налоговой политики на финансовый год.

Рассмотрение проекта бюджета осуществляется в законодательных органах власти. Проект закона о федеральном бюджете на следующий год рассматривается и утверждается в Государственной Думе в 4 чтениях, затем принимается Федеральным собранием и Президентом.

Организация исполнения и исполнение бюджетов возложены на органы исполнительной власти. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов, обеспечивающее соблюдение принципа единства кассы . Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, что позволяет обеспечить полный учет и контроль за движением централизованных фондов денежных средств.

Федеральный бюджет Российской Федерации на 2011 г. сформирован с учетом необходимости проведения активной государственной политики, направленной на преодоление технологического отставания, повышения конкурентоспособности отечественного производства, финансирования национальных проектов, повышения уровня жизни населения и преодоления последствий финансового и экономического кризиса.

Среди налоговых доходов федерального бюджета выделяются налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на прибыль организаций. Неналоговые доходы в основном формируются за счет доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственного имущества, платежей за пользование природными ресурсами.

Приоритетными направлениями бюджетной политики государства являются финансирование национальной обороны и безопасности страны, обеспечение правоохранительной деятельности, стимулирование роста малого предпринимательства, развитие стратегически важных объектов производственной инфраструктуры, помощь бюджетам нижестоящего уровня, поддержка социальной сферы.

К сожалению, бюджет РФ существенно зависит от цены на нефть и природный газ на мировом рынке. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы, образующиеся за счет превышения цены на нефть над базовой величиной (27 долл. США за один баррель сырой нефти марки «Юралс»), должны зачисляться в Стабилизационный фонд РФ. Он создан для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Законодательно установлено, что средства фонда до 500 млрд руб. могут быть использованы только на финансирование дефицита бюджета, а превышение норматива направляется на иные цели государства.

Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения называется бюджетно-налоговой политикой .

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в денежной форме для финансового обеспечения функций и задач государства.

Субъект налогообложения — это налогоплательщик, лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налогообложения — имущественное благо, доход, прибыль, денежная выручка от продаж, недвижимое и движимое имущество и т.д.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (например, налоговой базой такого объекта как имущество, является стоимость).

Ставка налога — размер налога на единицу налоговой базы.

Сущность налога составляет процесс изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйственные субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, с одной стороны, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, а с другой — государства, по поводу формирования государственных финансов.

Принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом , и включают следующие аспекты:

всеобщность налогов и их пропорциональность доходу;

справедливость (равноценность изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц);

определенность (должно быть определено время уплаты, количество, место уплаты);

удобность (каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наибольшее удобство для налогоплательщика).

Роль налогов определяется их функциями :

1) являются основным источником дохода государства;

2) регулируют экономику и стимулируют отдельные виды ее деятельности за счет налоговых льгот;

3) имеют социальное значение, т.к. способствуют перераспределению денежных средств от богатых к бедным, от одних отраслей и регионов к другим.

Налоговая система — это совокупность налогов, действующих на территории страны.

По экономическому содержанию:

прямые — уплачиваются с доходов, прибыли, стоимости имущества (налог на прибыль, на имущество, подоходный, налог с наследства и дарения);

косвенные — входят в цену товара (НДС, акцизные сборы, налог с продаж).

По виду плательщика:

с юридических лиц (предприятий, фирм) — НДС, налог на прибыль организаций, страховые взносы;

с физических лиц — налог на доход физических лиц, налог на имущество физических лиц.

По уровню бюджета:

федеральные — обязательные для уплаты на всей территории государства (НДС, НДФЛ и т.д.);

субъектов федерации — транспортный налог, на имущество организаций, на имущество физических лиц;

местные — земельный налог.

По виду налоговых ставок:

прогрессивные — налоговые ставки растут по мере увеличения налоговой базы (транспортный налог);

пропорциональные — налоговая ставка не зависит от величины дохода (налог на прибыль организаций);

регрессивные — налог уменьшается по мере увеличения доходов (пошлина за подачу искового заявления в суд тем меньше, чем больше сумма иска).

Законодательством предусмотрены налоговые вычеты :

на покупку недвижимости;

людям творческих профессий (актерам, писателям, художникам).

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и оптимальных налоговых ставок, стимулирует развитие производства и рост доходов экономики. Напротив, неоправданное увеличение ставок и отсутствие налоговых льгот снижают экономический рост и создают условия для «ухода экономики в тень».

Каковы структура и функции государственных финансов?

Что такое финансовый институт?

Какие элементы включает в себя финансовая система РФ?

Каковы сущность и структура бюджета?

В чем заключается сущность и функции налогов?

Читайте также: