Налоги поступают в государственную казну

Опубликовано: 14.05.2024

31 августа 2015




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



Данный документ предстает в виде структуры сбора документов финансовой области, где отражена работа федеральных служб, структур и программ, работа которых направлена на улучшение потребностей государства при помощи денежных средств из казны. В нем указано, откуда берутся доходные средства и сколько поступлений необходимо ждать в будущем.

Говоря простыми словами, государственный бюджет – это главная ведомость страны, где указывается количество поступающих в казну денежных средств, а также прописываются необходимые расходы.

Обычно, действия такого документа прописываются ежегодно – с 1 января по 31 декабря.

Государственный бюджет оказывает влияние на большинство факторов экономики и регламентируется на уровне законодательства.

Помимо всего прочего, создан определенный бюджетный процесс, который заведует составом, детальным осмотром, принятием и дальнейшим исполнением государственного бюджета. Этот процесс берет на себя ответственность регулировать казну и проводить необходимые проверяющие процедуры. Реализуется бюджетное дела подобного масштаба государственными представителями, которые имеют право на осуществление подобной деятельности.

Функции

Главные функции государственного бюджета представляют собой:

  • контроль и ограничения действий основных органов правительства;
  • осуществление управления денежных средств внутри государственного аппарата и укрепление финансовых связей центральной и региональных частей страны;
  • определение экономико-политического направления деятельности государственного аппарата;
  • предоставление проверенных данных о решениях правительственных органов остальным членам экономико-государственной сферы.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый источник государства, который представляет собой обязательную часть для эффективного существования и деятельности всего государства. При помощи денежных средств из бюджета правительство выплачивает компенсации по имеющимся обязательствам, финансирует разнообразные государственные программы и мероприятия, а также занимается созданием государственных резервов.


Государственный бюджет имеет огромное экономическое значение для страны. Он может выявить итоговый спрос, касающийся потребителей. Это характеризуется тем, что размер бюджета в основном зависит от доходов граждан страны. Денежные средства, использованные из казны, позволяют выполнять принятые на государственном уровне заказы и закупать больше необходимых товаров и материалов. Сумма финансовых средств, проходящих через систему государственного бюджета, влияет на важные для страны экономические данные, такие как:

  1. объем производимых продуктов;
  2. инвестиции, реализуемые на уровне государственного аппарата;
  3. число безработного населения;
  4. сумма денежного притока;
  5. курс валют;
  6. ставки, предоставляемые Национальным банком страны;
  7. величина государственного долгового обязательства на внешнем и внутреннем уровне;
  8. инфляционный показатель.

Данные финансово-экономические показатели имеют тесную связь друг с другом, поэтому при отрицательном развитии хотя бы одного из них, стремительно ухудшается состояние остальных.

К примеру, государственный бюджет уменьшается посредством сокращения предоставления денежных средств от определенной государственной системы. При таком раскладе проблема задержки зарплаты решаема только при сокращении некоторого числа сотрудников, что, впоследствии, приведет к повышению уровня безработного населения и увеличению денежных выплат, реализуемых социальными органами для безработных.

Иным примером может служить решение правительства сократить величину внутреннего долга государства, применяя не государственные деньги, а выпустив дополнительное количество денежных банкнот. Будет зафиксировано повышение уровня инфляции из-за того, что государственные деньги не были укреплены золотовалютным запасом государства.

Для улучшения работы бюджета страны высчитываются определенные величины:

  • доходы государства;
  • государственная документация относительно нерегулярных денежных поступлений;
  • расходы на государственном уровне;
  • дефицитные и профицитные показатели.

Система доходов государственного бюджета

Система доходов госбюджета представляет собой денежные суммы, которые поступают в обязательном и безвозвратном виде, основанные на действующей законодательной системе.


Они строятся при помощи:

  • налогов, которые изымаются основными и региональными представителями власти;
  • неналоговых источников дохода, которые складываются от прибыли внешнеэкономических манипуляций и имущественных доходов, которые принадлежит государству;
  • источников дохода от государственных фондов бюджета.

Также доходы бывают текущими и капитальными. Капитальные доходы представляют собой доходность от продажи земляных участков или их сдачу в аренду, а также прибыльность от использования запасов государства.

Доход можно получить еще при помощи государственных трансферт – платежей, которые имею зачастую единоразовый и нерегулярный характер от некоторых организаций. Обычно, это пожертвования или спонсорская помощь, которая может выражаться, например, в инвестировании строительства больницы или детского сада.

Виды доходов

Текущие доходы бывают налоговыми и неналоговыми, как было сказано выше.

Налоговые

Налоговые доходы строятся при помощи установленной государственным аппаратом налоговой системы сбора. На основании недавней корректировки кодекса доходов от бюджетных средств, они строятся при помощи налоговых, неналоговых и безвозмездных начислений. Государственный бюджет РФ состоит на 84% из начислений от налогов, на 7% — от не налогов, а оставшиеся 9% составляют доход от фондов, основанных государственным аппаратом.


Доход представляет собой:

  • налог на полученный доход;
  • подоходный налог;
  • налог на имущественную собственность;
  • налог использование личного автомобиля;
  • удержанные суммы из заработной платы;
  • налог за использование природными резервами;
  • налог за регистрацию имущества и т.д.

Налоговая система представляется основой финансирования политики страны. Величина налоговых отчислений устанавливается законодательством, а при уклонении от уплаты налогов существуют способы уголовного пресечения.

Налоговая система состоит из прямых и косвенных налогов. На рабочую деятельность любого предприятия или организации в стране назначаются прямые налоги. Сюда относятся подоходный налог, прибыльный налог и т.д. Косвенные налоги составляют практически 70% всего дохода государственного бюджета. Именно этот вид налогов влияет на образование цены на тот или иной товар или услугу, и его дальнейшее использование. Такими налогами являются налог на добавочную стоимость, различные транспортные сборы, государственные пошлины.

Неналоговые

Неналоговые доходы представляют собой платежи административного характера, имущественный доход от государственных строений, штрафы.

Иные доходы

К иным доходам относятся займы государства, которые реализуются при помощи использования акций, облигаций и других ценностей.

Также существуют еще федеральные, региональные и местные налоги, которые назначаются в субъектах страны.

Расходы госбюджета

Под расходами госбюджета понимается величина денег, которая имеет направленность финансового покрытия реализуемых задач и запросов местных и государственных законодательных организаций. Расходы бывают:

  • военной направленности. Они реализуются на увеличение оборонной мощности страны, содержание военных городков и армии в целом;
  • экономической направленности. Данный вид расходов осуществляется посредством спонсорской помощи программам и мероприятиям от государства, инвестирование принятых государственных проектов и сокращение экономического долгового обязательства страны;
  • общественной направленности. Это расходы, которые направлены на социальные выплаты, пенсионные начисления и на эффективную работу государственных организаций;
  • внешнеполитической направленности. Подобные расходы обеспечивают и осуществляют договора между иными государствами и помогают выплачивать пошлины в международные предприятия;
  • поддержание управленческого уровня государства. Данный вид расходов используется для поддержания и эффективной работы законодательных собраний представителей органов судебной власти.

Для классификации системы доходов и расходов применяется группировка бюджета РФ, которая применяется для внедрения госбюджета и соблюдения необходимых отчетов.

Данная систематизация помогает правильно сопоставить основные показательные величины государственного бюджета и сформировать устав наблюдения за потоком денежных средств из государственной казны. Использование подобной системы помогает значительно облегчить интеграцию государственной документации. Она предлагает оформить на каждую организацию собственный индивидуальный кодовый номер, для последующего упрощения отслеживания денежных поступлений.

Система бюджетного учета

Для эффективности упорядочения сбора и регистрации информационных данных о поступлении денежных средств (или иных материальных благ) в государственную казну предусмотрена система бюджетного учета. Данная система применяется на территории всех страны: регионы, субъекты, области.


Бюджетный учет реализуется при помощи плана принятых счетов, которые включают в себя группировку госбюджета РФ.

Величина доходов и расходов страны постоянно учитывается по определенным критериям. Уравновешенным государственный бюджет является в том случае, когда сумма доходов равняется сумме расходов. Данная ситуация госбюджета называется «сбалансирование госбюджета». Но, к сожалению, в реальности достичь подобных величин практически нереально – образуется дефицит государственных средств или их профицит.

Профицит

Профицитом государственного бюджета называется ситуация, в которой доходная часть бюджета превышает расходную. Такое положение является хорошей динамикой для роста экономики страны, но встречается достаточно редко. По большей части страны сталкиваются с дефицитом государственного бюджета – обратной стороной профицита, когда расходы превышают доходы государственного бюджета. Ни одно из существующих ныне государств не смогло исключить у себя существование дефицита средств бюджета. Существует установленный допустимый уровень для дефицита, по которому величина расходов не должна быть больше величины доходов, чем на пять процентов.

Дефицит

Превышение установленного показателя способно привести к экономическому падению и даже к несостоятельности страны. Исходя из этого, правительственные органы постоянно создают условия для недопущения данной ситуации. Сегодня приняты три главных решения для недопущения банкротства:

  • необходимо сократить расходы государственного бюджета;
  • выпуск дополнительных денег;
  • принятие денег посредством долгового обязательства от других государств.

Самым действенным, но непопулярным способом предотвращения дефицита государственного бюджета является уменьшение расходов внутри страны. Это потому, что сокращение финансовой части отразится на малообеспеченных гражданах, которые живут в большей степени на государственные социальные пособия. Государственный аппарат, который примет решение в пользу данного способа исключения дефицита, в будущем не найдет поддержки у собственных граждан.

Выпуск дополнительных денег – такой способ является самым легким и несет после себя наименьшее количество потерь для населения, но для государственной валюты он выступает в роли палача, т.к. происходит ее обесценивание. Данный способ борьбы с дефицитом госбюджета следует использовать нечасто, чтобы не допустить повышение инфляции.



Если государство берет деньги в долг, то вскоре сможет с лихвой покрыть превышенные расходы и привести бюджет в порядок. Денежные средства подлежат к немедленному использованию, но следует отметить, что выплачивать этот долг необходимо на протяжении длительного времени. Поэтому это бремя ляжет на последующих представителей государства.

Долг государства бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой заем, который был взят у зарубежных стран, а внутренний долг – это заем, который был взят внутри своего государства (например, у крупного предприятия). Наиболее часто внутренний заем предстает в виде использования ценных облигаций, принадлежащих государственному аппарату.

Финансовая коррупция

Самой главной опасностью для сохранности госбюджета является финансовая коррупция. Эта проблема преследует многие страны с момента их формирования и становления. Нечистые на руку чиновники хотят обогатиться за счет государственных денег, выделенных на нужды государства, и вместо выполнения своих прямых обязанностей по реализации этих средств на существующие проблемы (например, плохие дороги, нехватка оборудования или медикаментов) оформляют эти деньги на личные счета в зарубежных банках при помощи черной бухгалтерии.


Самая плодородная почва для роста коррупции образуется при становлении государственного бюджета страны. Скрытность информационных данных, слабая система контроля доходов и расходов, отсутствие должного наказания за уличение в коррупции – все это сильно влияет на ее рост и развитие внутри государства.

Коррупция способна развиваться также на уровне контролирования и системы надзора за внешними факторами, влияющими на доходность государственного бюджета, при условии, если политические представители оказываются вовлеченными в мошеннические перипетии, а расследование по данному вопросу идет слабо и не имеет результатов.

Главная задача государственного бюджета является эффективное распределение денежных средств между всеми субъектами страны с целью последующего улучшения жизнедеятельности граждан. Государственный аппарат должен суметь распределить деньги таким образом, чтобы эта манипуляция была выгодной и для государства и для народа. Необходимо вести постоянный контроль за реализацией финансирования подобного плана и надзор за использованием денежных средств государственного бюджета.

Необходимым условием существования современного демократического государства и реализации им публичных функций являются налоги. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью изъятия средств на государственные нужды – управление, оборону, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культуру и т.д. Только государство обладает прерогативой на принятие норм, определяющих состав и величину налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений. Устанавливая налоги, государство тем самым распространяет свой фискальный суверенитет на любые доходы или имущество частных лиц, полученные на его территории или находящееся на ней.

Государственная политика в области налогообложения позволяет посредством варьирования тех или иных элементов налогообложения и установления льгот регулировать социально-экономические процессы, происходящие в стране. С помощью налогов государство косвенно влияет на развитие отдельных отраслей народного хозяйства, уровень потребления, перераспределение доходов населения, динамику рождаемости и т.д. При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе государственного управления.

Налог – это установленная законом форма отчуждения определенной доли собственности физических и юридических лиц, основанная на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, в целях финансового обеспечения функций государства. Невыполнение обязанности по уплате налога, выраженной в денежной форме, влечет причинение материального ущерба государству, вследствие чего оно вправе применять меры принудительного характера по отношению к налогоплательщикам.

Особым видом фискальных платежей являются сборы и пошлины. Их основным отличием от налогов в общем случае является возмездность платежа, то есть государство в обмен на уплату пошлины или сбора предоставляет плательщику определенные услуги либо право на совершение каких-либо действий. Сборы, как и налоги, носят обязательный характер, а пошлины взимаются только с лиц, которые обратились в соответствующие органы для получения необходимых им услуг.

доходы бюджета 2018

Налоги, сборы, пошлины и иные налоговые платежи, уплачиваемые в установленном законом порядке, составляют основу налоговой системы любой страны. Наряду с неналоговыми доходами и иными поступлениями они участвуют в пополнении государственной казны.

Основным документом, регламентирующим систему налогового права на территории Российской Федерации, является Налоговый Кодекс (НК РФ). Кроме того, налоговые отношения регулируют также федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты муниципальных образований о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

НК РФ состоит из двух частей. В первой части сформулированы нормы общего характера, касающиеся основ системы налогообложения в России. Здесь приводится состав налогов и сборов, обязательных к уплате на территории страны, рассматриваются основные понятия, принципы и институты налогового права, большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, видам налоговой ответственности и способам защиты прав налогоплательщиков.

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 12 общих налогов и 5 специальных налоговых режимов. В отличие от общей системы налогообложения, действующей по умолчанию, переход на специальный налоговый режим осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке.

Общие налоги дифференцируются по уровню администрирования на федеральные, региональные и местные налоги. Такая классификация налогов обусловлена разграничением компетенции между уровнями власти и наличием видов налогов, которые вправе вводить орган законодательной или представительной власти каждого уровня. При этом деление налогов на федеральные, региональные и местные может быть не связано с бюджетом, в который они зачисляются. Н-р, большая часть суммы налога на прибыль организаций, который относится к федеральным налогам, подлежит перечислению в бюджет субъекта РФ.

К федеральным налогам относятся налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Региональные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. В состав региональных налогов включены транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций. Местные налоги, как и региональные, устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

К числу специальных налогов относятся единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенный налог (УСН), патент, а также действующий в экспериментальном режиме налог на профессиональный доход. Применять специальные режимы налогообложения могут не все налогоплательщики, а только те из них, кто осуществляет определенные виды деятельности и чьи финансово-экономические показатели удовлетворяют установленным критериям по размеру выручки, численности работников, стоимости основных средств, доле в уставном капитале и пр. При переходе на уплату специальных налогов налогоплательщики получают освобождение от уплаты таких общих налогов, как НДС и налоги на имущество (с некоторыми ограничениями), НДФЛ и налог на прибыль организаций. Все прочие налоги подлежат уплате в установленном порядке.

Как и общие налоги, специальные налоги могут быть классифицированы по уровню администрирования. Так, федеральными налогами являются такие специальные налоги, как УСН и ЕСХН, регулируемые на федеральном уровне. К числу региональных налогов относится патент.

Особое место среди специальных налоговых режимов занимает система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В рамках применения этой системы участники этих соглашений уплачивают только некоторые налоги и сборы. Уплата всех остальных налогов и сборов заменяется разделом продукции на условиях соглашения.

Участниками налоговых правоотношений в РФ являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые и таможенные органы.

Лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность уплаты налога, признается налогоплательщиком. Налогоплательщиками могут быть как физические лица – собственно граждане и граждане, осуществляющие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридические лица – организации.

Исключительно физические лица являются плательщиками НДФЛ и налога на имущество физических лиц. Только организации платят налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций. Ряд налогов уплачивается и организациями, и физическими лицами – индивидуальными предпринимателями. Это НДС, акцизы, НДПИ, ЕСХН, УСН. Только индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату патента. Поскольку этой категории налогоплательщиков не разрешено заниматься игорным бизнесом, то, соответственно, только организации платят налог на игорный бизнес. Наконец, все вышеперечисленные участники гражданских правоотношений независимо от их статуса признаются плательщиками транспортного, земельного и водного налогов.

Большинство налогов уплачивается в бюджет самими налогоплательщиками. Однако существует несколько налогов, в отношении которых обязанности по их уплате в отдельных случаях возложены на налоговых агентов, – это НДС, НДФЛ и налог на прибыль организаций.

В противоположность налогоплательщикам налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют налоги не со своих доходов. Фактически налоговый агент выполняет роль посредника между государством и налогоплательщиком, исполняя обязанность последнего по уплате налога. Так, налоговый агент обязан удержать НДФЛ с заработной платы своих работников и перечислить его в государственную казну. Налоговым агентом признается организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов. Налоговым агентом удерживается и уплачивается в бюджет НДС при приобретении имущества у иностранной компании на территории РФ, аренде или покупке государственного и муниципального имущества, реализации конфискованного товара и в иных установленных НК РФ случаях.

Основной функциональной обязанностью налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Благодаря налоговому контролю налоговые органы обеспечивают пополнение той части доходов государственного бюджета, что формируется за счет налоговых поступлений. Поскольку от поступления налогов во многом зависит экономическая безопасность государства, оно наделило налоговую службу большими полномочиями и целым арсеналом средств наказания за нарушение налогового законодательства начиная со штрафных санкций и заканчивая полной приостановкой деятельности налогоплательщика.

На таможенные органы возложены обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через государственную границу РФ, к числу которых относятся НДС и акцизы, регулируемые налоговым законодательством, а также таможенная пошлина, вынесенная за рамки налогового законодательства. Несмотря на то, что таможенная пошлина по существу относится к группе косвенных налогов на товары, она находится в сфере таможенного законодательства РФ, поскольку имеет особый статус и рассматривается в большей степени не как налог, а как инструмент торговой политики государства.

Вторая часть НК РФ посвящена собственно налогам и сборам. Каждый налог определяется его привязкой к конкретному объекту обложения. Объектом налогообложения могут быть имущество, доходы или различного рода сделки – по реализации, передаче или обмену товаров и услуг, перемещению материальных ценностей через государственную границу и т.д. Большинству налогов соответствует не один, а несколько объектов налогообложения. Так, налог на прибыль имеет один объект обложения, а НДС – четыре. В зависимости от вида объекта налогообложения налоги подразделяются на имущественные, подоходные, ресурсные налоги и налоги на потребление.

Имущественные, подоходные и ресурсные налоги относятся к группе прямых налогов. Прямыми налогами облагаются непосредственно имущество и доходы. Прямые налоги взимаются в процессе аккумуляции материальных благ, включаются в стоимость товаров и услуг и уплачиваются как теми, кто получает доход от своего личного труда, так и собственниками капиталов или доходного имущества. Таким образом, при прямом налогообложении юридическим и фактическим плательщиком налога является одно и то же лицо.

Факт владения или распоряжения движимым и недвижимым имуществом в той или иной форме влечет за собой возникновение обязанностей по уплате ряда имущественных налогов – земельного, транспортного, налогов на имущество физических лиц и организаций. С помощью подоходных налогов в пользу государства изымается часть полученного или предполагаемого к получению дохода – это налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСХН, УСН, патент. Пограничное состояние между имущественными налогами и подоходными занимает налог на игорный бизнес – фактически это налог на вмененный доход с каждого имущественного объекта игрового бизнеса. Использование природных ресурсов, находящихся в публичной собственности, ведет к уплате ресурсных налогов – НДПИ и водного налога.

В отличие от прямых налогов налоги на потребление или, иначе, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика. По существу они представляют собой надбавку к цене товара или услуги, которую оплачивает покупатель. Продавец же фактически выполняет функции сборщика налога и перечисляет в бюджет налог за счет выручки от реализации готового продукта. Таким образом, бремя уплаты косвенных налогов в действительности несет конечный потребитель товаров и услуг.

Классическим примером косвенного налога является налог на добавленную стоимость. НДС в цене товара фактически оплачивается покупателем, а ответственным за его уплату в бюджет, т.е. налогоплательщиком, является продавец. Получаемая им сумма НДС не является ни частью стоимости отгруженных товаров или услуг, ни доходом от их реализации. Следует отметить, что обложению НДС подлежит вся реализация, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок налогоплательщиком, так как сумма НДС в стоимости потребленных в процессе производства ресурсов, закупленных на стороне, уже уплачена в бюджет их поставщиком.

Вся совокупность объектов налогообложения, находящихся в пределах юрисдикции государства, составляет его налоговый потенциал. Производным от налогового потенциала является налоговая база, применительно к каждому налогу означающая стоимостную или физическую величину объекта налогообложения. Н-р, одним из объектов обложения транспортным налогом является автомобиль, а налоговой базой – мощность его двигателя в лошадиных силах. Совокупная налоговая база всегда меньше налогового потенциала страны за счет освобождения от обложения некоторых объектов налогообложения или применения установленных налоговых вычетов.

Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы представляет собой налоговую ставку. Налоговая ставка непосредственно определяет долю собственности налогоплательщика, которую он, исходя из имеющегося у него объекта налогообложения, должен безвозмездно передать в пользу государства во исполнение установленной законом обязанности. В зависимости от того, выражена налоговая ставка в абсолютных или относительных показателях по отношению к налоговой базе, налоги делятся на налоги с твердыми ставками, налоги с адвалорными ставками и смешанные налоги, сочетающие твердые и адвалорные ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения налоговой базы (н-р, 300 руб. за 1000 м 3 забранной воды). Адвалорные ставки определены в процентах к налоговой базе, выраженной в стоимостных единицах измерения (н-р, 6% от дохода). В зависимости от влияния изменения налоговой базы на величину ставки среди адвалорных ставок выделяют пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налогообложения.

Пропорциональная ставка зафиксирована в процентах по отношению к любой налоговой базе. С ростом налоговой базы соответствующим образом меняется и сумма налога. Пропорциональное налогообложение характерно для таких налогов, как НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, УСН, земельный налог и т.д. Ставки прогрессивных налогов увеличиваются с ростом налоговой базы и уменьшаются при ее понижении. Чем больше налоговая база, тем выше ставка налога, и наоборот. Примером прогрессивного налогообложения может служить обсуждаемая в обществе, но пока признанная Правительством РФ нецелесообразной, прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ (для доходов до 5 млн.руб. – ставка 13%, от 5 до 50 млн.руб. – 18%, от 50 до 500 млн.руб. – 23%, свыше 500 млн.руб. – 28%). Регрессивный налог – полная противоположность прогрессивного налога. Частично регрессивный характер носил отмененный с 2010 года единый социальный налог (ЕСН). Чем больше был доход, который налогоплательщик выплачивал физическим лицам или получал сам, тем меньше был размер налоговой ставки.

Объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка относятся к основным элементам юридической конструкции налога. Помимо них, элементами налогообложения являются налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Налоговый период указывает, за какой временной промежуток рассчитывается налог, порядок исчисления налога – как рассчитывается налог, порядок и сроки уплаты налога – куда и когда уплачивается налог.

Если определены все указанные выше элементы налога и налогоплательщик, налог считается установленным.

Уплата налогов государству является самой главной повинностью граждан и организаций. Вместе с тем для этих лиц существуют и другие обязанности, связанные с налогами, в частности, по ведению налогового учета и представлению налоговой отчетности.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НК РФ

Общие положения

Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Cледственные органы.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Налоговая декларация и налоговый контроль

Взаимозависимые лица и международные группы компаний

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Выполнение международных договоров РФ по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам

Владимир Путин внезапно поручил Медведеву разобраться, почему в регионах России растет налоговая нагрузка на граждан

Граждане России уверены, что единственный налог, который они платят государству в ежемесячном режиме, это так называемые подоходные налоговые вычеты с зарплаты в размере 13%. Однако, если копнуть поглубже, то выяснится, что это не совсем так, если вообще совсем не так. Более половины доходов россиян в том или ином виде приходится на государственные сборы с граждан. Подробнее в теме разбирался политический обозреватель Daily Storm Никита Попов.

«Что в реальной жизни там происходит?»

На днях президенту России Владимиру Путину принесли дурную весть: в стране растет налоговая нагрузка на граждан. Речь идет как о прямых налогах, так и косвенных. Об этом главе государства сообщил председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков.

«Надо провести анализ того, что происходит по отраслям и по регионам, понимать, что реально, в реальной жизни там происходит. Не на бумажках, а в реальной жизни», — дал поручение Медведеву Путин после встречи со Шмаковым.

Учитывая, что за все время существования России мало того что налоги преимущественно повышались, так еще и вводились новые, призыв президента разобраться и наконец понять, что же там происходит в реальной жизни, выглядит несколько странным.

В реальной жизни даже по официальной статистике более 20 миллионов россиян еле сводят концы с концами, а большая часть граждан (опять же, по официальным данным) причислена к когорте работающих бедных. А тут еще и налоги — и далеко не единственный НДФЛ в 13% от заработной платы россиян.

Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Dailystorm - Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Налоговое ярмо

Да, налог на доходы физических лиц является самым известным среди всех работников, имеющих на руках трудовые договора. Именно 13% есть та разница между тем, что прописано в ваших книжках, и тем, что вы получаете на руки. Но и это еще не все.

Каждый работодатель платит в государственную казну за своего работника еще четыре обязательных взноса, которые в сумме составляют от 30,2 до 38,5% налога.

Сюда входит взнос в Пенсионный фонд (22% от прописанной в договоре зарплаты), в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС — 5,1%) и Фонд социального страхования (ФСС — 2,9%). В зависимости от уровня опасности работы работодатель платит еще и взнос в ФСС по травматизму — от 0,2 до 8,5%.

Часто выходит так, что людям кажется, мол: да нет же, мы ведь отдаем государству лишь 13% от зарплаты. На самом деле — нет, если не забывать о страховых взносах работодателя за работника. Не из своего же кармана работодатель оплачивает взносы на медицинское и социальное страхование. Просто фонд оплаты труда, который формируется вашим начальником, уже учитывает размер этих страховых взносов. По-хорошему — это в чистом виде неучтенная и заранее отложенная часть вашей заработной платы.

Возьмем за основу зарплату в 1000 рублей, учитывая при этом, что работодатель знает, что за вас ему нужно будет еще отчислить от 30,2 до 38,5% страховых взносов. Для простоты расчетов принято иметь дело с так называемыми 30% страховых.

Соответственно, ваша зарплата могла была бы быть 1000 рублей, но будет меньше на 30%, таким образом составив 770 рублей (в бюджет в качестве взносов работодатель отдал 230 рублей).

Из этой суммы вычитаем 13% подоходного налога и получаем 670 рублей, поскольку в бюджет уплачено 100 рублей НДФЛ.

А дальше еще интереснее.

Помимо так называемых прямых налогов существуют косвенные налоги.

Самый известный из них — налог на добавленную стоимость (НДС), который приносит незаметную головную боль россиянам и существенные поступления в бюджет государства. Кстати, совсем недавно Госдума в трех чтениях большинством голосов «Единой России» увеличила НДС с 18 до 20%. Ощутить на себе повышение этого налога россияне смогут с 1 января 2019 года или через несколько дней после — когда наконец-то отрезвеют после праздников и к большому удивлению зафиксируют рост цен на товары и услуги. Ну а пока мы имеем дело с 18% НДС.

Что такое НДС? Производители товаров и услуг платят в казну налог на добавленную стоимость. Чтобы компенсировать убытки, уплаченный ранее налог закладывается в конечную цену для потребителя. Повышение НДС на два процентных пункта автоматически поднимает стоимость всего, чем живут россияне: начиная от тарифов ЖКХ — кончая последней буханкой хлеба.

Так вот. Как только работник потратил полученные нами при вычитании всех прямых налогов 670 рублей на покупку товаров и услуг, он в этот же момент заплатил из этих денег еще и 120 рублей НДС. Именно на такую сумму могли быть дешевле все эти товары и услуги.

Получается, что с каждой 1000 рублей каждый россиянин платит 450 рублей в качестве налогов и сборов. То есть 45%. После увеличения НДС до 20% с 1 января 2019 года россияне будут уплачивать 464 рубля с одной тысячи рублей или 46,4%.

Но и это, опять же, не все — есть еще пресловутый бензин, от стоимости которого зависит если не все, то очень многое.

Налоги и акцизы в цене на бензин по результатам проверки ФАС в этом году достигли максимальной отметки в 65%. Только вдумайтесь: из 100 рублей цены за литр бензина 65 рублей это налоговый сбор государства. От стоимости бензина напрямую зависят, опять же, цены на товары и услуги, поставляемые продавцом конечному потребителю. Чем дороже бензин — тем дороже все, что перевозится на автомобилях. Не говоря уже о том, что такой налог на топливо платит каждый, кто ездит на общественном или личном транспорте.

А помимо этого есть еще взносы за капитальный ремонт, налог на недвижимость, налог на транспортное средство (для счастливых обладателей), земельный налог, акцизы на спиртное, табак и многое-многое другое.

Россия поднимает пенсионный возраст исходя из рекомендаций МВФ

Dailystorm - Россия поднимает пенсионный возраст исходя из рекомендаций МВФ

Доктор экономических наук Андрей Гудков, до 2016 года работавший заместителем руководителя департамента социального развития аппарата ФНПР, полагает, что Михаил Шмаков поднял очень острую тему на встрече с Владимиром Путиным и она явно напрягла главу государства.

Однако независимый эксперт по социальной политике Гудков полагает, что проверка и выяснение обстоятельств роста налоговой нагрузки на россиян, которая была поручена президентом Дмитрию Медведеву, ничем не закончится. Все лежит на поверхности.

«Отчего растет налоговая нагрузка? Президент сам виноват. Его развели, как мальчика, после чего у бюджета возникли огромные трудности, а он этому еще и удивляется. Он же согласился вступить в ВТО, а после этого нам пришлось снизить импортные пошлины. Таким образом, один из самых мощных источников бюджетных доходов пересох. Но потребности чиновников-то никуда не делись. Вот они и повышают налоги», — считает экономист.

Повышение пенсионного возраста также является косвенной формой налогообложения. Увеличив возраст выхода на пенсию на пять лет, правительство лишило каждого россиянина в среднем одного миллиона рублей.

«Если зарплата до 85 тысяч рублей, то НДФЛ и страховые взносы изымают 40%. На руках остается 60%. Из них половина – это расходы на питание, остается 30%, здесь НДС 10%. Выходит, что минус 3%. Таким образом, на руках остается 57%. С оставшихся 30% НДС уже 20%, то есть минус 6%. Из 57 вычитаем 6% и получаем 51%. После этого вычитаем акцизы, которые связаны с бензином, алкоголем, табаком, и вы поймете, что на руках у работника остается меньше 50% от его зарплаты», — констатирует Андрей Гудков.

В свою очередь руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов напоминает, что в поле зрения российских властей не так давно успело попасть и самозанятое население, которое, по разным подсчетам, достигает приблизительно 20 миллионов человек. Они не платят прямые налоги, уклоняются от них и будут уклоняться в дальнейшем.

«Дураков среди них нет. Зарабатываешь мало, а отдавать нужно много. Еще и голову свою высовываешь, чтобы тебе ее отрубили. Чтобы налоговики могли схватить ее за уши и трясти, пока из тебя деньги не посыпятся, как из головы Буратино, привязанного к дереву, — рассказывает эксперт. — Поэтому самозанятые наружу не лезут. И какими-то довольно глупыми налоговыми «смягчениями» их не вытащишь. Но косвенные налоги они все равно платят».

Сам принцип одновременной уплаты прямых и косвенных налогов экономист Василий Колташов считает несправедливым. Он также обращает внимание на Конституцию России, которая, помимо прочего, дает еще и право на жилье всем гражданам страны. Однако возникает вопрос: откуда тогда берется налог на жилье? С юридической точки зрения — это абсурд, поскольку с гарантированного права налоги не платятся.

«Первую шкуру мы сдираем с россиян косвенными налогами, а вторую — прямыми. Вот и вся политика в отношении фискальной нагрузки российского государства последнего полугода. В чем там Медведев будет разбираться — я не знаю. Но по-хорошему надо отказаться от политики сдирания двух шкур. Если люди платят косвенные налоги, но при этом получают небольшую зарплату, то почему они должны платить еще 13%-й налог? Почему самозанятый с небольшим доходом должен платить какой-то налог? Должен быть не облагаемый налогом минимум доходов, который, в сущности, тратится только на потребление. 50 тысяч рублей может быть потолком такого не облагаемого налогом дохода. Только так можно снизить фискальную нагрузку. Не очень круто, но очень по справедливости», — объясняет руководитель Центра политэкономических исследований.

Стоит также отметить, что председатель правительства Дмитрий Медведев 14 ноября утвердил повышение тарифов ЖКХ в два этапа. С 1 января 2019 года на 1,7% и с 1 июля на 2,4%. Вы спросите: причем здесь налоговая нагрузка? Все просто. Тарифы поднимутся из-за повышения НДС с 18 до 20%, одобренного ранее правительством. Исходя из всего выше описанного, вызывает недопонимание и даже недоумение тот факт, что власть удивляется растущей налоговой нагрузке на граждан. Отчего же ей не расти, если сами чиновники делают для этого все, что в их силах.

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - денежные средства, поступающие в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета города формируются на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы, с учетом действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы, устанавливающих неналоговые доходы бюджета города Москвы.

Учет и контроль за осуществлением платежей в бюджет, а также пеней и штрафов по ним осуществляют Администраторы доходов бюджета.

ОТКУДА ПОСТУПАЮТ ДОХОДЫ?

Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы бюджета города Москвы формируются из федеральных, региональных и местных налогов, а также доходов от применения специальных налоговых режимов.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Из федеральных налогов и сборов основными налоговыми доходами бюджета города Москвы являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

Региональные налоги и сборы установлены и обязательны к уплате на территории города Москвы.

К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами о налогах и сборах органов муниципальных образований (законы города федерального значения Москвы) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- единый сельскохозяйственный налог;
- патентная система налогообложения;
- налог на профессиональный доход.

Неналоговые доходы бюджета города Москвы формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений города, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями города Москвы;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных городом Москвой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти города Москвы, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
- и других неналоговых поступлений.

Безвозмездные поступления – это межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому)

К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся:
- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города Москвы на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов бюджету Москвы;
- иные межбюджетные трансферты;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Читайте также: