Налоги относятся к общим методам государственного регулирования экономики

Опубликовано: 22.09.2024

Для осуществления целей и задач государственного регулирования используется набор средств как экономического, так и неэкономического характера. Они подразделяются на методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй — экономические средства регулирования.

Административные методы регулирования экономики достаточно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не только центральных, но и местных органов власти.

Данная категория включает в себя запрещение, т.е. запрет какой-либо деятельности, использования каких-либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может запретить строительство промышленных предприятий в городе, транзит через его территорию грузов и транспортных средств других государств, ввоз или вывоз каких-либо товаров. Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Формой разрешения может выступать лицензирование разнообразных видов экономической деятельности, ввоза или вывоза ряда товаров (лекарств, продовольствия и пр.). Принуждение — метод административного управления, основанный на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, уклонение от уплаты налогов, их недоплата или несвоевременная уплата наказываются взиманием штрафов с налогоплательщиков.

К административным методам относятся также различные нормы и стандарты, находящиеся на стыке экономики, техники, экологии. В качестве примера можно привести максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросах вредных веществ (токсинов) в окружающую среду.

В рыночной экономике государственное регулирование осуществляется преимущественно на основе экономических средств. К ним относят бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, ускоренную амортизацию, государственное программирование и прогнозирование, использование в качестве рычагов управления государственной собственности, внешнеэкономические инструменты.

Денежно-кредитная политика осуществляется под руководством центрального банка страны. Она направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения и денежной системы страны, неинфляционного экономического роста, сдерживания безработицы, выравнивания платежного баланса.

Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают:

¦ регулирование учетной ставки (или ставки рефинансирования);

¦ установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;

¦ операции Центробанка на рынке ценных бумаг.

В системе мер денежно-кредитной политики есть и административные рычаги: лицензирование банковской деятельности, ограничение кредитования, установление различных нормативов для банков.

Бюджетно-налоговая политика осуществляется под руководством министерства финансов и сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию налоговой системы и государственных расходов для реализации целей социально-экономической политики.

Государство может оказывать стимулирующее воздействие на экономику, поддерживать научно-технический прогресс, ускорять развитие отдельных отраслей экономики, проводя политику ускоренной амортизации. Такая политика широко используется во всем мире для ускорения обновления основных производственных фондов. Смысл ускоренной амортизации состоит в начислении ежегодных списаний в амортизационный фонд по повышенным нормам. В результате стоимость основных фондов переносится на издержки производства в более быстрые сроки, уменьшается налоговая нагрузка на предприятие. В то же время увеличиваются возможности инвестирования.

Прогнозирование широко используется в процессе регулирования современной рыночной экономики. Оно представляет собой оценку развития экономики на определенный предстоящий период, прогноз перспектив развития рыночной конъюнктуры, изменений рыночных условий. Результаты прогнозирования используются при составлении бюджетов страны, определении целей экономической и социальной политики и пр. Выделяют краткосрочные (на 1—1,5 года), среднесрочные (на 4—5 лет) и долгосрочные (на 10—15 лет) прогнозы.

Программирование — одно из наиболее прогрессивных направлений по развитию рыночной экономики. Во многих развитых странах после Второй мировой войны активно использовалось макроэкономическое индикативное планирование, когда показатели планов рассматривались как ориентиры, индикаторы развития. Другой важной формой программирования выступает разработка и реализация целевых программ, направленных на решение каких-либо конкретных проблем. В качестве примера можно привести программы, разрабатываемые НАСА (Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Spase Administration, NASA)). В России в настоящее время метод целевого планирования используется весьма активно. В частности, реализуются четыре национальных проекта: в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельскохозяйственного производства.

Государственная собственность используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития. К ней относится социально-экономическая инфраструктура (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях может иметь место участие государства в виде пакетов акций ряда фирм. Предприятия с государственным участием подчиняются общим законам рыночной экономики.

Инструменты внешнеэкономической деятельности используются для воздействия на различные стороны внешнеэкономических отношений — торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, ва-лютно-расчетные отношения. К ним относятся: таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц

Достоинства и недостатки экономических систем

Деятельность государства в экономической сфере меняется в ходе развития общества. С усложнением хозяйственных связей более активно стало развиваться и государственное регулирование в экономической сфере. Весь процесс регулирование экономики преследует дну важную цель – повышение уровня благополучие населения государства.
Вмешательство государства в экономические вопросы абсолютно оправдано, ведь оно направлено на решение определенных задач:

  1. Стимулирует экономический рост;
  2. Обеспечение баланса между всеми макроэкономическими показателями. Сюда относится контроль экспорта и импорта и в общем всей внешнеэкономической деятельности;
  3. Контроль показателей инфляции, обеспечение устойчивого положения национальной валюты;
  4. Обеспечение максимальной занятости среди трудоспособного населения;
  5. Поддержка прогрессивной деятельности в регионах и разных отраслях.

Национальная экономика любого государства является сложной многоуровневой системой, которой характерны свои особенности и черты. Любая экономическая система – это комплекс всех процессов в макро- и микроэкономике. Основой экономической системы являются свойственные каждому государству формы собственности, ресурсы, направления хозяйствования, способы регулирования хозяйственной деятельности и т.д.

Эти особенности лежать в основе экономических моделей. Выделяют такие основные модели:

  • Модель чистого капитализма (рыночная экономика в чистом виде);
  • Модель административной (командной) экономики;
  • Традиционная модель;
  • Модель смешанной экономики.

Для модели чистого капитализма характерно наличие частной собственности и права ею распоряжаться, а также наличие собственной свободы для субъектов экономической деятельности. Если присутствует рынок свободной конкуренции, то все вопросы, касаемо регулирования, решаются только через него и ценовую политику. Для современной рыночной экономики характерно активное вмешательство со стороны государства.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К чертам командно-административной экономики относятся:

  • Право общественной собственности на все экономические ресурсы;
  • Присутствие адресного планирования;
  • Централизованное перераспределение экономических ресурсов и капиталовложений;
  • Почти полное отсутствие самостоятельных организаций и предприятий.

Эти все факторы в комплексе приводят к неэффективности функционирования данной модели экономики. Кроме этого на отсутствие положительных показателей влияет отсутствие навыков оперативно адаптироваться к изменениям в экономической сфере и отсутствие развитие технологий. Примером экономики такой модели служит экономика СССР.

Методы ГРЭ и ее формы

Состоит ГРЭ из инструментов управления, способов этого управления, его организации и законодательной базы.

В общем, государственное регулирование представлено такими основными элементами:

  • Социально-экономической составляющей регулирования;
  • Методологической основы регулирования;
  • Организационных аспектов ГРЭ.

Государственная экономическая система является совокупностью отношений в социально-экономической и технико-экономической сферах. Организационный аспект подразумевает взаимное единство в сфере технико-экономических отношений. Проявляется оно в процессе управления сферами и отраслями национального хозяйства. Методологической основой являются принципы, формы и методы, которые задействованы при регулировании и непосредственно инструмент регулирования.

Воздействие государственного субъекта на объект и общие направления этого воздействия называются формой государственного регулирования. Метод – это вариант познания, трансформации объекта, в процессе которого применяются определенные правила и принципы, которые актуальны для процесса регулирования. Методы регулирования напрямую зависят от форм регулирования.


Формы ГРЭ разделяются:

  1. Финансово-кредитная форма
    • Бюджетно-налоговая форма;
    • Кредитно-денежная форма;
  2. Законодательная (правовая) форма;
  3. Административная форма
    • Административно-экономическая форма;
    • Организационно – административная форма.

Все эти формы могут существовать как самостоятельно, так и во взаимодействии. Выбор применяемой формы зависит не только от положения дел в экономике, а и от общественного стоя, основных целей и задач, которые оно преследует на всех этапах своего развития. Наибольшее предпочтение, преимущественно, предоставляется правовой форме регулирования. Ими государственный и общественный строй, обязанности и права хозяйствующих субъектов формируется под действием определенных законом и связанных с их разработкой механизмов.

К инструментам бюджетно-налоговой формы ГРЭ относятся все расходы государства, акцизы и пошлины, субсидии, налоги, льготы. Их применяют соответствующие органы при стимуляции или сдерживании активности в макроэкономике, а также для соблюдения баланса между спросом и предложением. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная формы находятся в тесной взаимосвязи и включают денежную эмиссию, процесс регуляции ключевой ставки, манипуляции с ценными бумагами государства.

Глобализация и интернационализация в экономике стали причиной повышения роли валютно-финансовой деятельности в процессах ГРЭ. Некоторые исследователи выделяют ее в отдельную сферу. Часто ее относят к экономическим методам регулирования, которые идут в комплексе с административными. Инструментами последней выступают планирование, создание нормативной базы, финансирование и ценообразование.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Объекты и субъекты ГРЭ

Субъекты хозяйствование являются и представителями, и исполнителями хозяйственных интересов. Они же выступают субъектами в хозяйственном регулировании. Между всеми субъектами государственного регулирования существует тесная взаимосвязь (прямая и обратная). Прямая связь реализуется с помощью средств массовой информации, также проявляется в советах и консультациях, судовых исках, преобразование личных интересов в экономике в общенациональные. Прямая связь между субъектами ГРЭ также проявляется путем согласование и коррекцию приватных интересов с интересами разных социальных групп.

Обратной связью называется взаимодействие между представителями государства и государственными органами с субъектами хозяйствования называется обратной связью. Проявляется эта связь, в основном, в эффективном государственном регулировании и поддержке политики, которую реализует государство через союзы и ассоциации. Очень хорошо заметна обратная связь при высоких показателях в социальной и экономической сферах.

К объектам государственного регулирования относится условия экономического и социального функционирования государства, регионы, отрасли, сферы, в которых это проявляется. К объектам относятся:

  • Циклы экономики;
  • Региональные хозяйственные структуры и отрасли;
  • Уровень занятости населения;
  • Платежеспособность государства и внешние связи;
  • Цены, их уровень и оправданность;
  • Достижения научно-технического прогресса;
  • Условия для создания и накопления капитала, конкуренция на рынке.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

418 103 оценки star
star
star
star
star

1. Маневрирование учетной ставкой ЦБ является элементом
• корректировки валютного курса

2. Средства, направленные на структурную перестройку экономики, модернизацию и техническое переоснащение приоритетных отраслей национальной экономики, — это государственный(-ые) .
• расходы

3. Повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — это:
• ревальвация

4. Федеральная таможенная служба РФ не
• занимается контролем за соблюдением законодательства о налогах и сборах

5. Суть стратегического планирования состоит в:
• выборе главных приоритетов развития национальной экономики

6. По жилищно-коммунальным услугам доля государственных предприятий составляет:
• 70,9%

7. Прожиточный минимум на 2005 год составлял:
• 8788 руб

8. Баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год) — это:
• государственный бюджет

9. В функции Минфина России в части регулирования внешнеэкономической сферы входит:
• внесение в Правительство РФ предложений об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин

10. Регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — это:
• маневрирование учетной ставкой ЦБ

11. В прогнозировании возможен методический подход:
• генетический

12. Направляющее воздействие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария на основе созданной правовой базы — это:
• механизм управления ВЭД

13. Пограничная политика включает в себя
• обеспечение регулирования потоков внешней миграции

14. Суд на основании решения собрания кредиторов и отчета внешнего управляющего может не принять решение о (об):
• изменении налогооблагаемой базы

15. Официальный потолок заимствований является элементом
• политики управления внешним долгом

16. Стимулирующая функция государственных доходов заключается в:
• развитии экономики посредством государственного бюджета

17. Финансовый контроль может быть:
• общегосударственным

18. Общегосударственный уровень целеобразования заключается в:
• политической и социальной стабильности

19. Экономико-математическое моделирование состоит в создании
• образца

20. Корпоративный уровень целеобразования заключается в:
• максимизации прибыли

21. К методам формирования государственных доходов не относится(-ятся):
• инфляция

22. В обязанности Минимущества входит:
• проведение государственной политики в области приватизации

23. Регулируя денежную массу, государство может влиять на:
• инвестиционные проекты и потребление населения

24. В построение бюджетной системы не входит принцип:
• совмещения

25. Из экономических мер наиболее часто используются:
• прогнозирование, планирование и программирование экономики

26. Правительство РФ во внешнеэкономической сфере не
• подписывает международные соглашений

27. Продажа или покупка крупных партий иностранной валюты — это:
• валютные интервенции

28. Совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов в процессе кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы — это:
• финансы предприятий

29. Урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки, предметом которых являются валютные ценности, — это валютные(-ый) .
• операции

30. Основоположниками классического типа финансовой политики был(-и):
• А. Смит и Д. Риккардо

31. Второй этап (перестроечный) организации управления ВЭД в новейшей истории нашей страны был в:
• 1986-1991 годы

32. Системоутверждающей функцией государственного регулирования ВЭД является(-ются):
• рост уровня и качества жизни

33. Третий этап управления ВЭД (с 1991 г. по настоящее время) характеризуется:
• правом всех юридических лиц осуществлять ВЭД с момента регистрации

34. Задачей государственного регулирования экономики является:
• ориентация на достижение экономической эффективности

35. К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:
• портфельные инвестиции

36. Основным назначением судебной системы применительно к сфере ВЭД являются:
• защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей

37. Снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, — это:
• девальвация

38. Функцией административных методов является:
• обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни

39. Целью монополий является:
• ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли

40. Коммерческие предприятия в РФ, собственником имущества которых является государство, — это:
• унитарные предприятия

41. Сделки должны утверждаться собранием кредиторов, если их размер превышает ____________________ балансовой стоимости активов.
• 20%

42. Нерезиденты были допущены на российский валютных рынок начиная с года
• 1993

43. К специальным методам государственного регулирования относится метод:
• балансовый

44. Системовоспроизводящими функциями государственного регулирования ВЭД являются:
• упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве

45. Формирование научных предпосылок принятия управленческих решений в рыночных условиях — это главная функция .
• прогнозирования

46. Основной формой поддержки депрессивных регионов является:
• концентрация методов и механизмов поддержки предпринимательства

47. Решение о банкротстве принимается только
• арбитражным судом

48. Одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее собой комплекс мероприятий, направленных на формирование конкурентной среды, — это политика .
• антимонопольная

49. Изменения в фискальной и денежной политике влияют на:
• инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства

50. К основным функциям государства относятся:
• обеспечение социальной защиты и социальных гарантий

51. Совокупность денежных отношений, проявляющихся в формировании и использовании централизованных денежных фондов в целях удовлетворения общественных потребностей — это:
• финансы государства

52. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает:
• государственно-правовой механизм

53. Регионы, которые характеризуются чрезмерно низкими душевными доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом, — это регионы .
• отстающие в экономическом отношении

54. Первый этап (советский) организации управления ВЭД в новейшей истории нашей страны был в:
• 1918-1986 годы

55. Важнейшей ролью государственного сектора является:
• аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на экономические цели

56. Объем золотовалютных резервов в 2005 году по сравнению с 2004 вырос на:
• 24%

57. Инструментами политики валютных ограничений является:
• запрет свободной продажи валюты

58. Целью управления государственной собственностью является:
• увеличение доходов федерального бюджета и оптимизация структуры собственности

59. Количество чужой валюты за единицу национальной, а также кросс курсы валют — это:
• обратная котировка

60. Совокупность долгосрочных и краткосрочных мер, направленных на создание оптимальных условий функционирования национальной валютной системы, — это:
• валютно-кредитная политика

61. К основным документам, регламентирующим территориальное развитие экономики в стране, относится схема:
• генеральная

62. В функции Управления уполномоченного Минэкономразвития и торговли РФ входит:
• обеспечение мер государственного контроля и регулирования ВЭС в регионе

63. Общегосударственные органы власти в регионе представляет:
• Аппарат Полномочного представителя Президента РФ

64. Цель прогнозирования состоит в:
• создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики

65. Государственный сектор в рыночной экономике активно используется как:
• средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей

66. Государственный сектор через Центральный банк выполняет функцию
• определения процентных ставок и оказание воздействия на валютный курс

67. Государственные Минимальные Социальные Стандарты применяется для определения показателя
• прожиточного минимума

68. Нерезиденты — это:
• находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические представительства

69. Для советского этапа управления ВЭД характерна:
• внешнеэкономическая модель плановых взаимосогласованных поставок преимущественно со странами Совета Экономической Взаимопомощи

70. Целью долгосрочной социально-экономической политики Правительства РФ является:
• последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина

71. Сокращение государственного вмешательства в финансово-кредитную сферу с целью стимулирования рыночного хозяйственного механизма — это:
• дерегулирование

72. Удельный вес организаций государственной формы собственности составляет:
• 73%

73. Государство, используя банкротство, не преследует цель
• роста занятости

74. Снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — это:
• девальвация

75. Способ обработки и анализа статистических данных на основе равенства целого сумме частей — это метод .
• балансовый

76. Функция заработной платы, служащая основным средством трудовой деятельности рабочей силы определенного профессионального состава относится к функции
• воспроизводственной

77. Управление композицией внешнего долга — это:
• поддержание приемлемой для страны структуры внешней задолженности

78. Целью региональной политики является:
• укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма

79. Федеральная налоговая служба РФ осуществляет:
• учет налогоплательщиков

80. Формирование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и государственных предприятий, — это государственные .
• доходы

81. Устанавливаемые компетентными органами предельно допустимые изменения в природе — в ее элементах, популяциях и др., вносимые людьми в процессе их жизнедеятельности — это:
• экологические нормативы

82. В число основных задач Центрального банка России не входит:
• разработка структурной политики

83. Распределение и перераспределение средств происходит с помощью
• налоговой системы

84. Все валютные операции реализуются:
• через уполномоченные банки

85. Задачей региональной экономической политики является:
• укрепление экономических основ территориальной целостности РФ

86. Система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием субъектов Федерации, а также механизм их реализации — это политика .
• региональная

87. Транзитный валютный счет нужен для:
• зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте

88. Соотношение между двумя валютами, которое вытекает из их курса по отношению к курсу третьей валюты, — это:
• кросс курсы валют

89. Основной задачей региональной политики в сфере занятости является:
• защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий

90. Экономическая система, управление которой предполагает оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования, — это:
• смешанная экономика

91. Для решения комплекса задач регионального развития государственные органы располагают:
• административными мерами ограничительного и поощрительного характера

92. К видам финансового механизма относятся:
• директивный и регулирующий

93. Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на:
• демонополизации экономики

94. Применительно к экономическому регулированию особое значение имеют статистические метод(-ы):
• экстраполяции

95. Управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности предприятия на длительный период — это:
• стратегическое планирование

96. Государственные Минимальные Социальные Стандарты применяются для определения показателя
• доходов

97. Основным методом регулирования естественных монополий является:
• ценовое регулирование

98. Особенности административных средств регулирования экономики заключаются в том, что они
• не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации

99. Определение размера зарплаты на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности, восстановление воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций зарплаты — это:
• главная цель совершенствования оплаты труда в условиях России

100. Официальный потолок заимствований — это:
• предельный абсолютный объем внешней задолженности на год

9.3. Методы государственного регулирования

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учётная ставка, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.
Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.
Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению всё большая доля ВВП перетекает от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.
Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учётной ставки являются методами, направленными на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инвестиции и объём производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учётной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.
Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через неё - косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объём предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночного механизма.
Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоёмкость сравнительно высоки. Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.
Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причинами которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды и т.п.
По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определённые временные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с привлечением учёных, специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчёты о ходе их выполнения.
Экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, - это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития. Опыт программирования экономики имеют многие страны. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на полную занятость и установкой на отсутствие инфляции).
Всё многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение в:
- бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);
- кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учётной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);
- фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц);
- социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).
Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений).
С развитием мирохозяйственных связей и углублением страны в мировую экономику всё большую значимость приобретает регулирование экспортно-импортных операций. Например, если государство заинтересовано в продвижении за рубеж товарной массы, оно применяет разнообразные экономические методы, стимулирующие экспорт: предоставляет экспортёрам налоговые льготы, берёт на себя гарантии экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Сильными средствами поощрения экспорта являются регулирование валютного курса и вывоз капитала.
Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придаёт её развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.
Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.
К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, примой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).
Административное регулирование необходимо при разработке жёстких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экономической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.
Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путём государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путём строительства казённых предприятий или национализации предприятий путём скупки акций.
В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивидов, предприятий, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для производителей и потребителей, создаёт необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.
Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В данном случае любые экономические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных процессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических методов. Тем не менее, разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.
Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводит на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.
Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования различных методов государственного регулирования. Одни методы прямо направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.
Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.
Так как рынки (рынок товаров и услуг, денежный рынок, рынок труда, рынок капиталов и другие) взаимосвязаны, то применять методы государственного регулирования необходимо комплексно. Применение односторонних методов воздействия на макроэкономическое равновесие не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления.

Государственное регулирование рыночной экономики (ГРРЭ)

1. ГРРЭ: объекты, субъекты, методы , инструменты.

(ГРРЭ)в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, рядё быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства к рыночному.

Объекты ГРЭ — это сфёры, отрасли, регионы, а также условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, мешающие нормальному функционированию экономики и не разрешаемые без вмешательства государства.

Основные объекты ГРЭ:

• секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;

• условия накопления капитала;

• социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

Данные объекты охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. .

Суть государственной антициклической политики состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях фазы подъема задача ГРЭ — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства.

ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур осуществляется при помощи финансовых стимулов, обеспечивающих привилегированные условия отдельным отраслям и регионам, находящимся в состоянии затяжного кризиса, или поощрения развития новых отраслей и видов производств.

Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. ГРЭ в этой области в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

Регулирование занятости — это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, но не приводить к чрезмерному росту заработной платы и резкому снижению занятости.

Основная направленность регулирования денежного обращения — • борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Государство осуществляет регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путем участия в международной экономической интеграции.

Еще один из основных объектов регулирования — цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Цели ГРЭ. Основной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укреплёние существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой основной цели распространяются так называемые опосредующие конкретные цели, без осуществления которых генеральная основная цель не может быть достигнута. Это следующие цели:

• выравнивание экономического цикла;

совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства;

• улучшение окружающей среды.

Названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъектуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения. Приоритетное положение отдельных целей ГРЭ постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план.

Направления, методы, формы и инструменты государственного регулирования экономики

Общий перечень возможных направлений государственного

вмешательства в экономику выглядит развернуто:

• разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;

• создание государственного сектора и управление им;

• разработка и реализация программ развития экономики;

• борьба искусственной монополией и регулирование естественных монополий;

• контроль над ценами и заработной платой;

• регулирование учетной ставки;

• установление сроков, норм и методов амортизации;

• стимулирование внешнеэкономической деятельности, фирм и компаний;

• защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).

Методы государственного регулирования экономики делятся на: правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил и норм поведения фирм-производителей и потребителей. Система законодательства определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включают в себя меры по регулированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.

Административное регулирование является формой прямого регулирования экономики. Прямые методы регулирования заключаются в административном воздействии на функционирование и результативность деятельность хозяйствующих субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, а также льготных кредитов.

Прямо воздействовать на экономику государство может и через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Инвестирование может идти по двум направлениям: 1) развитие государственного предпринимательства — осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях. Например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, а также проведение научных исследований и подготовку квалифицированных кадров; 2) субсидирование предприятий негосударственного сектора, предоставление им товаров, услуг по низким ценам.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. Экономические методы относятся к методам косвенного регулирования и включают:

1) Финансовую политику — предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Государственный бюджет— это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

2) Денежно-кредитную политику - предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения. При помощи средств денежно-кредитной политики государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

3) Программирование, прогнозирование и планирование -их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, и прежде всего косвенными формами регулирования. И наоборот: там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

Инструментами ГРЭ являются:

1. В кредитной политике.

нормирование обязательных банковских резервов. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов ЦБ. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Увеличение нормы резервов ведет к сокращению денежной массы, и наоборот;

• варьирование учетной ставки банковского процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка рефинансирования -это ставка процента, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Повышение учетной ставки ведет к сокращению предложения денег в экономике, а ее снижение — к увеличению предложения денег;

• проведение операций на валютном рынке. Этот инструмент де-нежного регулирования предполагает покупку или продажу ЦБ страны государственных ценных бумаг. Покупая ценные 'бумаги у коммерческих банков, ЦБ тем самым увеличивает денежные ресурсы коммерческих банков, повышая их кредитные возможности, и способствует предложению денег. Эффект от продажи ценных бумаг - обратный.

2. В бюджетной политике:

рёгулирование государственных расходов;

• осуществление государственных закупок;

• выпуск государственных внутренних займов;

• поддержка и регламентирование государственного предпринимательства. ,

3. В фискальной политике.

регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц;

• введение муниципальных налогов.

4. В социальной политике.

регулирование минимальных ставок оплаты труда;

• установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.

5. Во Внешнеэкономической политике.

• законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;

• использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Все приведенные методы и инструменты государственного регулирования необходимо использовать комплексно, так как применение какого-либо одного из методов не может оказать положительного эффекта.

Для ГРЭ существуют ограничения. Например, в рыночной экономике недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, административный контроль над ценами и др.). Однако государство не должно полностью отказаться от планирования. Планирование на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства в форме национальных целевых программ является необходимым элементом рыночной экономики. Но нё надо забывать, что рынок во многом является саморегулирующейся системой, и в основным влиять на него следует косвенными, экономическими методами.

Денежная система государства и ее элементы.

Деньги — важнейшая макроэкономическая категория. Наиболее характерная черта денег их высокая ликвидность т.е. способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие активы (ценные бумаги, имущество предприятий, патенты, недвижимость и т.д.)

В каждом государстве существует национальная денежная система. Денежная система — это форма организации денежного обращения .* в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом.

Основные элементы денежной системы:

• денежная единица (рубль, доллар, евро): масштаб цен способ и средство измерения и выражения стоимости товара в денежных единицах);

• виды денежных знаков (бумажные и разменные монеты);

• порядок эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск, изъятие);

• регламентация безналичного оборота;

• государственные органы, осуществляющие регулирование денежного обращения.

Основными формами современных денег являются наличные и безналичные деньги. Наличные деньги — это денежные средства в виде бумажных денег — банковских билетов (банкнот) и разменных монет. Безналичные деньги — это денежные средства на банковских счетах, используемые для оплаты взаимных расчетов посредством перечисления с одного счета на другой. Хранение денег на текущих счетах получило в странах с рыночной экономикой наибольшее распространение. Функционирование этих счетов обеспечивается посредством чеков. Чек — это переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлению.

Совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент, определяет денежную массу. Количество денег в стране контролируется государством. На практике эту функцию осуществляет Центральный Банк.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты — это виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности. В разных странах выделяются денежные агрегаты разного Состава. Чаще всего используются следующие:

• М„ — наличные деньги;

• М, — наличные деньги, чеки, вклады до востребования в банках;

• М 2 — наличные деньги, чеки, вклады до востребования и не большие срочные вклады; р • М 3 — наличные деньги, чеки, любые вклады; — наличные деньги, чеки, вклады к ценные бумаги (акции, облигации, ГКО, ОФЗ, коммерческие бумаги). ' Цена денег формируется на денежном рынке в результате взаимодействия спроса и предложения денег. Спрос на деньги - это общее количество денег, которое домашние хозяйства, бизнёс и правительство хотели бы иметь в своем распоряжении в данный момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента по не денежным активам. •

Общий спрос на деньги распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства. Спрос на деньги для сделок обусловлен тем, что населению, предприятиям и правительству деньги нужны для покупки товаров и услуг.

Спрос на деньги для сделок зависит от:

; • объема номинального ВВП, с ростом которого спрос на деньги увеличивается;

• скорости обращения денег, чем она выше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот.

Спрос на деньги как средство сохранения богатства объясняется тем, что часть своих доходов население сберегает. Существует 3 варианта сбережения:

• сохранять доходы в виде наличных денег;

• покупать ценные бумаги; n .'

• приобретать недвижимость и другие материальные ценности (особенно в период инфляции).

В нормально функционирующей экономике выбор обычно осуществляется между деньгами и ценными бумагами. У каждого из этих. вариантов есть достоинства и недостатки.

Деньги не приносят дохода, но они абсолютно ликвидные. Это их преимущество. При этом издержки хранения денег равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк. Ценные бумаги (для упрощения сведем их все к государственным облигациям) приносят устойчивый доход в виде процента, но они менее ликвидные. Существует также и определенный риск, связанный с падением курса ценных бумаг. Выбор между деньгами и облигациями определяет колебание процентной ставки. Ее повышение ведет к спросу на облигации и сокращению спроса на деньги. Снижение уровня процентной ставки сопровождается сокращением спроса на облигации и ростом спроса на деньги. Таким образом, очевидна обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента.

Предложение денег — это количество денег, которое предлагается в данный момент центральным и коммерческими банками на рынке. Выделяют две основные формы предложения денег. Первая предложение собственно денег. В этом случае предложение денег связано с наличными деньгами и вкладами на текущих счетах. Вторая — предложен не почти денег, то есть денежных средств, выполняющих основные функции денег (денежные чеки, краткосрочные сберегательные и срочные вклады, краткосрочные государственные ценные бумаги и сберегательные облигации). Спрос и предложение денег определяется состоянием денежного рынка. Равенство спроса на деньги и предложения денег свидетельствует о равновесии на денежном рынке. Цена равновесия — это равновесная ставка процента или «цена денег».

Подвижная ставка процента удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки.

Читайте также: