Как налоговый кодекс регулирует сферу образования

Опубликовано: 22.04.2024

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра "Сколково", на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

юридические науки

  • Логинова Ксения Геннадьевна , магистр, студент
  • Бисенгулова Альфия Рашитовна , магистр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Похожие материалы

  • Методические рекомендации по воспитанию гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания
  • Основные виды деятельности центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей
  • Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних с использованием физической культуры и спорта
  • История становления права на образование для осужденных в тюрьмах
  • Особенности инновационной деятельности высших учебных заведений в России

Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

  • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
  • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • Прибыль;
  • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
  • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

  • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
  • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

  • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
  • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

  • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
  • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

  • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
  • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. №32. С.3340.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
  3. Кудрявцева Н.М., Постол М.Е. Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российский федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Международная студенческая научно-практическая конференция. 2018. № 1(47). С.125-128.
  4. Шарова М.А. Налообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. 2015. №3. С.33-46.
  5. Шестакова Е.В. Налогообложение и экономика в образовании // Юрист ВУЗа. 2014. №4. С.14-20.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Конспект урока

    Урок №17. Правовое регулирование отношений в области образования

    Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

    1. Какова государственная политика в области образования?

    2. Как можно реализовать свое право на образование?

    Глоссарий по теме:

    Образовательные правоотношения — урегулированные нормами законодательства в области образования общественные отношения, складывающиеся, как правило, между образовательными организациями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания.

    Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательный требований к образованию определенного уровня и профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    Образовательное право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере образования.

    Ключевые слова: Образовательное право; образовательное правоотношение; устав образовательной организации; единый государственный экзамен.

    Основная литература по теме урока:

    Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.120-132.

    На уроке мы узнаем, какова государственная политика в области образования.

    Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов образовательного права

    Сможем раскрывать сущность основных понятий.

    Основное содержание урока.

    Образовательные правоотношения в собственном смысле слова - особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности.

    Принципы государственной политики в области образования

    – гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;

    – единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;

    – общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;

    – светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    – свобода и плюрализм;

    – демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

    – толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения.

    Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:

    - учредители образовательных учреждений;

    - органы управления образованием;

    - органы управления образовательным учреждением;

    - работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);

    - трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;

    - общественные организации, действующие в образовательной сфере;

    - государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.

    Основными объектами образовательного правоотношения выступают:

    а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;

    б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;

    в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);

    г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности, их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок.

    Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

    В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    Виды общеобразовательных организаций:

    1. дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми

    2. общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

    3. профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения

    4. образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

    Применительно к сфере образования целями правового регулирования отношений в сфере образования законодатель определил:

    - установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

    - создание условий развития системы образования;

    - защиту прав и интересов участников отношений в сфере образования.

    Целями правового регулирования становятся, как правило, упорядочение общественных отношений и их охрана. Правовое регулирование нацелено на формирование вариантов правомерного поведения и защиту от возможных правонарушений.

    Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования названы следующие:

    - обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

    - создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

    - создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

    - определение правового положения участников отношений в сфере образования;

    - создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

    Права учащегося:

    1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

    2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы

    3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме

    4. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.

    5. Право на уважение человеческого достоинства.

    6. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

    Обязанности учащегося:

    1. Добросовестно учиться.

    2. Выполнять требования устава школы.

    3. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

    4. Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

    5. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

    Методы регулирования в образовательном праве.

    1. Императивный метод регулирования образовательных отношений на уровне усвоения обучающимися образовательных программ начального общего и среднего общего образования присущ не только образовательному праву. Это основной метод и административного права. И все же метод образовательного права отличается от метода административного права тем, что для образовательного права он не является всеобщим. Образовательные отношения на уровне освоения образовательных программ среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования регулируются при помощи диспозитивно-императивного метода.

    Императивный метод образовательного права сохранятся в отношениях обучающихся и образовательными учреждениями, обучающимися и педагогами. От обучающихся, как известно, требуется своевременное выполнение учебного плана, посещение занятий, выполнение устава образовательного учреждения и правил внутреннего распорядка. Ненадлежащее исполнение этих правил образует состав дисциплинарного проступка, влекущего за собой применение мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из образовательного учреждения.

    2. Диспозитивность метода образовательного права выражается в праве граждан Российской Федерации по своему желанию решать вопрос о продолжении образования после освоения программы основного общего образования, об уровне и форме образования. Свободный выбор уровня и формы обучения сохраняется и для обучающихся, успешно освоивших программу среднего (полного) общего образования, чему во многом способствует общедоступность среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Разбор типового тренировочного задания

    Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

    По горизонтали:

    2. обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

    3. целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

    По вертикали:

    1. деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства


    Разбор типового контрольного задания

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Спецрежимы


    В специальные налоговые режимы 2021 году привнесли ряд корректировок — их вправе применять ограниченный круг лиц. О том какие спецрежимы действуют в России, кто и когда вправе их применять, а также какой режим лучше выбрать, расскажем в материале далее.

    Какие специальные налоговые режимы предусмотрены законодательством?

    В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ российские налогоплательщики могут применять в разрешенных законом сочетаниях или по отдельности 4 следующих специальных налоговых режима:

    • ЕСХН;
    • УСН;
    • режим уплаты налогов при участии фирмы в соглашениях по разделу продукции (СРП);
    • ПСН.

    Указанные налоговые режимы в 2021 году полностью актуальны и могут быть выбраны в порядке, предусмотренном законодательством.

    Самый, возможно, консервативный подход законодатель проявляет к режиму при СРП: в нормы, регулирующие его применение, существенные корректировки не вносятся с 2011 года. Исключение — введение приказом ФНС России от 15.05.2017 № ММВ-7-3/444@ новой декларации по налогу на прибыль при СРП (отметим, что она заменила ту, что использовалась более 10 лет без изменений). СРП вправе применять только инвесторы — участники соглашений о разделе продукции, которые ведут поиски, разведку и добычу минерального сырья (п. 1 ст. 346.36 НК РФ).

    Рассмотрим основные отличия спецрежимов и величину налоговой нагрузки в каждом случае.

    Что такое УСН — нюансы применения спецрежима

    Наиболее популярным спецрежимом является упрощенка.

    УСН — упрощенная система налогообложения, которая имеет 2 метода расчета налога:

    1. «Доходы» — ставка налога 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
    2. «Доходы минус расходы» — ставка налога 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально.

    Минимальная сумма налога при УСН «Доходы минус расходы» составляет 1% от величины доходов, в случае когда сумма налога, рассчитанная в общем случае меньше минимального показателя.

    УСН вправе применять ООО и ИП, у которых выполняются следующие условия:


    При УСН не платятся следующие налоги:

    • НДС, за исключением импотра или ситуаций, когда упрощенец выступает налоговым агентом по НДС.
    • налог на прибыль (для ООО);
    • НДФЛ (для ИП), за исключением случаев, кгда ИП является работодателем;
    • налог на имущество организаций, за исключением налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

    Налог платится авансами — до 25 числа квартала, следующего за отчетным. Декларация сдается 1 раз в год до 31 марта.

    Что такое ЕСХН и кто может применять

    ЕСХН — единый сельхозналог — вправе применять сельхозпроизводители при условии, что доходы от продажи сельхозпродукции составят не менее 70% от выручки хозяйствующего субъекта.

    Сумма налога рассчитываается путем умножения разницы между доходами и расходами на ставку налога 6%.

    Налог уплачивается 2 раза в год — по итогам полугодия и за год. Срок сдачи декларации — 1 раз в год — до 31 марта.

    Плюсов у спецрежима много, но и минусов тоже достаточно:


    Нюансы применения ПСН

    ПСН — патент — вправе применять только ИП.

    Сумма налога равна величине патента. Патент можно приобрести на любое количество месяцев.


    В 2021 году в России не появилось новых специальных систем налогообложения, и даже стало на одну меньше: для ИП и юрлиц, если они соответствуют условиям применения спецрежима, доступны такие налоговые режимы, как ЕСХН, УСН, ПСН и СПР.

    Предметом налогового права выступает круг общественных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

    Понятие и особенности налоговых отношений

    Под налоговыми правоотношениями в законодательстве принято традиционно понимать все отношения, которые возникают между лицами в налоговой сфере или подчиняются нормам Налогового Кодекса, иных нормативно-правовых актов.

    Согласно статье 2 Налогового Кодекса, налоговые отношения, возникающие между участниками, носят властный характер. Именно налоговое законодательство регулирует такие важные вопросы, как:

    • установление размера налоговой выплаты;
    • процесс взимания;
    • процесс перевода полученных со сборов средств в бюджет;
    • контроль в налоговой сфере;
    • спорные моменты в отношения налоговой сферы.

    Как и у любых других правоотношений, у данных есть свои особенности и нюансы, которые учитываются при внесении поправок в законодательстве. К основным особенностям относятся:

    • отношение к имущественному праву. Налоговые правоотношения, так или иначе, относятся к вещному праву, поскольку налогом облагается не только имущество, но и процедуры по его передаче другому лицу на правах собственности;
    • отношение к государственному бюджету. Налоговые правоотношения возникают в результате взаимодействия государства и организаций (муниципальных образований), которые выступают посредником между налогоплательщиком (следует понимать и как физическое лицо, и как юридическое) и государственным бюджетом;
    • властный характер отношений. Одна из сторон налоговых правоотношений – это банк или другая организация, проводящая средства налогоплательщика в государственный бюджет, а вторая – плательщик. При этом обе стороны друг другу не подчиняются, хотя и взаимодействуют в рамках налогового законодательства.

    Таможенные сборы, их размер, взимание и взыскание, отношения, которые возникают в таможенной сфере, не относятся к налоговым правоотношениям и не подведомственны налоговому праву, за исключением тех случаев, которые предусмотрены в Налоговом Кодексе.

    Участники отношений и их взаимодействие

    Одной стороной в налоговых правоотношениях всегда является государство, которое представляет или налоговый орган, или таможенная структура, или муниципалитет – любое лицо (следует понимать, как организация). Другой стороной выступает налогоплательщик, которым может быть как частное (физическое) лицо, так и организация (юридическое лицо), а так же индивидуальный предприниматель.

    Согласно статье 9 Налогового Кодекса, предусмотрен и такой участник налоговых правоотношений, как налоговый агент.

    Это может быть любое лицо/организация, которое наделено законодательством правом взимать, перечислять и изыскивать сборы и налоги в пользу государственного бюджета. У налогового агента есть свои обязанности, которые четко прописаны в статье 24 Налогового Кодекса. В частности:

    • оповещать налоговый орган, к которому относится, об отсутствии возможности взыскать с плательщика необходимой суммы сбора или налога, а также о размере задолженности. Законодательством предусмотрен срок в один календарный месяц. Исчисляется он с того момента, когда налоговому агенту стало известно о факте невозможности изыскания;
    • учитывать все налоговые движения средств подведомственных плательщиков. В том числе и того, сколько было начислено к уплате средств, и того, сколько фактически их было начислено в государственный бюджет;
    • хранить документы, в которых отображены налоговые движения плательщиков. Законодательством предусмотрен срок в четыре года. На протяжении всего этого срока налоговый агент обязан обеспечивать сохранность всей документации.

    Существующие виды отношений в налоговой сфере

    Согласно статье 12 Налогового Кодекса, существует несколько больших категорий в сфере налоговых правоотношений:

    • федерального уровня;
    • регионального уровня;
    • местного уровня.

    Средства, которые подлежат сбору с налогоплательщиков, федерального уровня устанавливаются на всей территории государства, независимо от территориальной предрасположенности. В качестве примера можно привести налог на доход физического лица, размер которого установлен в 13%.

    Региональный уровень подразумевает установление размера средств, взимаемых с налогоплательщиков, определенного региона.

    В качестве примера можно привести транспортный налог, сумма которого в каждом регионе устанавливается самостоятельно, на основе определенных факторов.

    Местный уровень подразумевает установление размера средств, которые будут взиматься с плательщиков налогов и сборов в конкретном населенном пункте или округе. В качестве примера можно привести земельный налог, который определяется не в целом регионе, а в отдельном его округе. Так, земельный налог в городе может оказаться выше, чем в городском округе (за чертой города).

    Согласно статье 12 Налогового Кодекса, устанавливаемые налоги, а так же сборы с плательщиков, не могут устанавливаться в разрез законодательству, независимо от категории налога. Так, если законодательством не предусмотрено взимание средств в пользу государства за покупку домашнего животного, то ни на местном, ни на федеральном, ни на региональном уровне такой налог не может быть установлен.

    Установление, взимание, введение налоговых сборов и налогов

    Налог или сбор считается установленным и подлежащим взиманию только при определенных условиях. Согласно статье 17 Налогового Кодекса, к таким условиям относят:

    • наличие установленного периода для обложения налогом;
    • наличие установленного объекта для налога или сбора;
    • определенная ставка, которая действует весь период;
    • существует и определен период для уплаты сбора или налога;
    • определена налоговая база, относительно которой будут вестись расчеты.

    Законодательством предусмотрено добровольное и своевременное внесение налоговых средств плательщиком. Однако получается так далеко не всегда. В этом случае взимание сборов и налогов осуществляется уполномоченными лицами, которые не только взыскивает необходимую для уплаты задолженности сумму, но и дополнительно взимают еще и штрафные средства, если это предусмотрено законодательством. Именуются такие средства – пенями.

    Введение налоговых сборов зависит от того, к какой категории относится сбор или налог.

    Если он установлен на федеральном уровне, то вводится сбор на уровне всей федерации путем внесения поправок в действующее законодательство (в частности – в Налоговый кодекс). Если сбор предусмотрен на региональном уровне, то его введение осуществляется путем составления соответствующего нормативно-правового акта, обязательного к исполнению. Аналогичная ситуация с местными налогами и сборами. При этом новый налог не может противоречить действующему Налоговому кодексу. Если вид налога в кодексе не предусмотрен, то на региональном и местном уровне он введен быть не может.

    Налоговый контроль

    Главная функция контроля в налоговой сфере – это проверка на исполнение законодательных норм всех участников налоговых правоотношений. В том числе и своевременная уплата налогов или сборов в пользу государства со стороны плательщиков, а так же исполнительность налоговых агентов.

    Уполномоченные лица от организаций, которые установлены в качестве налоговых контролеров, вправе проводить проверки и осуществлять мониторинг за исполнением законодательства. Более того контроль может носить как публичный, так и тайный характер. Налоговый орган, осуществляющий контроль, может проводить как плановые проверки, так и внеплановые на свое усмотрение. В том числе с выездом к плательщику для проверки достоверности данных. Чаще всего это касается организаций, которые используют имущество для получения прибыли, что облагается отдельным налогом.

    Отношения, возникающие в результате налогового контроля, так же являются налоговыми правоотношениями. Законодательством предусмотрено использование и хранение только той информации, и тех данных, которые были получены уполномоченными организациями законным путем, предусмотренным Налоговым кодексом и соответствующими нормативно-правовыми актами. Все, что не попадает под ведомство Кодекса и нормативных актов, считается недостоверной и незаконной информацией, использование которой запрещено, равно как и распространение.

    Читайте также: