Налоги необходимы государству для а поддержания экономической

Опубликовано: 01.05.2024

Налоги – неотъемлемый элемент экономики. Они составляют основу государственных доходов, являются эффективным инструментом регулирования социально-экономических процессов в обществе. При помощи налогов государство воздействует на функционирование национального хозяйства и внешнеэкономическую деятельность.


Понятие

Налоги – платежи, осуществляемые физическими и юридическими лицами в пользу государства и поступающие в бюджеты различных уровней. Признаки налогов:

  • обязательность – выплаты взимаются принудительно;
  • безвозмездность – налоговые поступления имеют односторонний характер: часть дохода налогоплательщика безвозвратно переходит в собственность государства;
  • индивидуальная безэквивалентность – государство не несет обязательств по предоставлению налогоплательщику эквивалента, равного его платежу;
  • регулярность – платежи осуществляются периодически, в определенные сроки.

Налоги – это не только экономическая категория, но и правовая. Они устанавливаются на основании закона, уклонение от выплат влечет за собой юридическую ответственность.

Функции

Сущность налогов проявляется в их функциях:

  1. Фискальной – аккумулировании денежных средств для решения общественно значимых проблем: содержания государственного аппарата, развития науки и техники, обеспечения социальной поддержки тем, кто в ней нуждается.
  2. Экономической – регулировании процессов производства и обращения, поддержке занятости, стабилизации внутреннего рынка.
  3. Социальной – поддержании социального равновесия путем сглаживания неравенства между отдельными социальными группами.

Налоги воздействуют на экономику опосредованно, через участие государства в перераспределении ВВП. С их помощью государство направляет капитал в наиболее перспективные или малорентабельные, но социально важные отрасли.

Структура

Элементный состав налога закреплен законодательно. Это необходимо для того, чтобы граждане точно знали, какие налоги, как и когда они должны выплачивать. Элементы налога:

  • субъектналога– лицо, обязанное платить налог: работник, хозяйствующий субъект, владелец капитала;
  • объект налогообложения – товар, услуга, прибыль, имущество, действия или события, предполагающие уплату налога;
  • источник налога – доход или капитал;
  • налоговая база – стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта налогообложения;
  • налоговая ставка – размер налога на единицу объекта налогообложения;
  • налоговый оклад – сумма налога;
  • налоговый период – отрезок времени, на который рассчитывается сумма налога;
  • порядок начисления – последовательность действий для определения суммы платежа;
  • порядок уплаты – последовательность действий, совершаемых налогоплательщиком для исполнения налоговой обязанности;
  • сроки уплаты – дата или период, в течение которого должна быть осуществлена выплата.


В законе о каждом налоге эти сведения должны быть конкретными и исчерпывающими. Неполнота, нечеткость формулировок может привести к уклонению от уплаты на законных основаниях.

Налоговая система

Совокупность действующих в государстве налоговых платежей образует налоговую систему. Ее элементами являются:

  • виды налогов – принимаются и утверждаются законодательно на различных уровнях государственного управления;
  • субъекты налогообложения – круг лиц, уплачивающих налоги и сборы;
  • законодательная база – законы, постановления, распоряжения, инструкции о правах, обязанностях и ответственности субъектов налоговых взаимоотношений;
  • институты изъятия и контроля – налоговая служба, таможенная служба.

Многообразие видов налогов классифицируют по различным основаниям:

  • по способу взиманияпрямые, выплачиваемые субъектами налога, и косвенные, переносимые на потребителя товаров и услуг;
  • по уровню налогообложения – в России принята трехуровневая система налогообложения, различают налоги федеральные, региональные и местные;
  • по субъектуналоги с граждан, с предприятий и организаций, смешанные налоги;
  • по порядку введенияобщеобязательные, взимаемые на всей территории страны, и факультативные, вводимые органами местного самоуправления;
  • по целевой направленностиобщие, формирующие бюджет, и специальные, вводимые для финансирования конкретных государственных затрат;
  • по методу исчисленияпрогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые;
  • по периодичности выплатрегулярные, взимаемые с определенной периодичностью, и разовые, связанные с определенными событиями.


Налоговая политика государства должна быть справедливой, эффективной и гибкой. Повышение налогового бремени снижает предпринимательскую активность, вызывает рост теневой экономики и налоговых махинаций, что в перспективе снижает экономический рост. Снижение налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономическую деятельность, но влечет за собой потери налоговых поступлений в бюджет. Поэтому государству необходимо выстраивать налоговую политику таким образом, чтобы достичь баланса интересов государства и населения.

Роль налогов в обществе

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в государстве. Отчужденная и присвоенная посредством политического принуждения часть доходов населения превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности. Благодаря аккумулированным денежным средствам государство влияет на рыночную экономику:

  • контролирует темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства;
  • воздействует на динамику и структуру общественного производства, на состояние научно-технического прогресса;
  • регулирует спрос и предложение через платежеспособность основной массы населения;
  • оказывает социальную поддержку малоимущим слоям населения;
  • ограничивает деятельность монополий;
  • регулирует инфляционные процессы;
  • оказывает поддержку развивающимся предприятиям;
  • стимулирует инвестиционную активность.

Государственный бюджет формируется главным образом за счет налоговых поступлений. Средства из него идут на бесплатное образование, здравоохранение, культуру, науку, охрану окружающей среды, содержание полиции и армии.

Заключение

Налоги необходимы для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него социально-экономических функций. Адекватная, продуманная налоговая политика способствует экономическому росту и социальной защищенности граждан.

План ответа по теме «Налоги и их роль в экономической жизни общества»

1. Налоги как элемент экономики.

2. Понятие налогов. Признаки:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • индивидуальная безэквивалентность;
  • регулярность.

3. Функции налогов:

  • фискальная;
  • экономическая;
  • социальная.

4. Элементы налога:

  • субъект налога;
  • объект налогообложения;
  • источник налога;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый оклад;
  • налоговый период;
  • порядок начисления;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

5. Элементы налоговой системы:

  • виды налогов;
  • субъекты налогообложения;
  • законодательная база;
  • институты изъятия и контроля.

6. Классификация налогов:

  • по способу взимания;
  • по уровню налогообложения;
  • по субъекту налога;
  • по порядку введения;
  • по целевой направленности;
  • по методу исчисления;
  • по периодичности выплат.

7. Роль налогов в обществе.

8. Важность правильно выстроенной налоговой политики.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №9 «Экономические цели и функции государства»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Экономическая политика государства как совокупность предпринимаемых мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
  • Экономические цели государства.
  • Экономические функции государства, их сущность и содержание.
  • Понятие общественных благ. Необходимость производства государством общественных благ.
  • Основные направления государственной экономической политики.

Глоссарий по теме: экономическая политика государства, экономические цели и функции государства, основные направления государственной экономической политики.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Может ли рыночная система существовать без государственного регулирования? Экономисты отвечают на этот вопрос по-разному. Одна часть специалистов считает, что государство должно как можно меньше вмешиваться в экономику и устанавливать только основные направления деятельности и поведения экономических агентов, другие считают, что государственное регулирование необходимо, поскольку система свободного предпринимательства, основанная на частной собственности, не является идеальной формой организации производства товаров или услуг. Так или иначе, рыночная система не может существовать без государства. Его экономическая активность возрастает по мере развития и совершенствования самой рыночной системы.

Государство как важнейший социально-политический институт разрабатывает стратегии и тактики экономического развития страны в наиболее оптимальном режиме. Государство – это все органы государственного управления, представляющие все ветви власти. В нашей стране это Президент, Государственная Дума и Совет Федераций, Министерства, Правительство, Конституционный суд, администрации субъектов, т.е. органы государственной власти на всех её уровнях: федеральном, региональном и местном. Именно они осуществляют экономическую политику государства.

Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций, которые представляют собой совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

К целям экономической политики относятся:

  • повышение качества жизни граждан;
  • обеспечение стабильных темпов качественного экономического роста;
  • усиление конкурентных позиций, в том числе обеспечение глобальной конкурентоспособности государства;
  • развитие человеческого капитала;
  • улучшение экологической ситуации в стране.

В условиях рынка государство реализует пять основных функций.

Функция законодательного регулирования. Законодательные органы государственной власти принимают законы, основная задача которых – регулировать отдельные сферы экономики. Для успешного функционирования экономической системы необходимо правовое регулирование коммерческой деятельности, корректная антимонопольная законодательная база, судебная защита имущественных интересов граждан и коммерческих фирм, контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охрана окружающей среды.

Функция предоставления общественных благ. То есть таких товаров и услуг, которые не могут быть даны отдельным лицам без предоставления их другим. Такие блага доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. На таких условиях и в таком объеме производством подобных услуг, кроме государства, практически никто не занимается. Мы говорим о содержании вооруженных сил, органов управления, части услуг здравоохранения, образования, культуры, государственных СМИ и еще целого ряда общественных благ.

Общественные блага это товары и услуги, предоставляемые государством на равных началах и отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально.

Функция социальной политики. Её выполнение позволяет обеспечивать нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, национальности, здоровья. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий для людей с ограниченными возможностями, детям, одиноким матерям, тем, кто не имеет работы; выделение необходимых средств на здравоохранение, культуру, просвещение, транспорт, связь и многие другие аспекты социальной защиты – все то, что позволяет людям не просто существовать, а вести активную достойную жизнь.

Функция обеспечения экономического роста. Важнейшей экономической функцией государства является поддержка и развитие отраслей народного хозяйства – космонавтики, связи, сельского хозяйства, атомной и оборонной промышленности, фундаментальной науки, энергетики и ряда других областей, в которых государство порой выступает и как собственник средств производства.

Функция стабилизации экономики. Государство должно активно контролировать хозяйственную деятельность, не допуская резкого, «бумообразного» подъема, высоких инфляций, баланс экспорта и импорта; обеспечивать высокую занятость населения.

Все названные экономические цели государства не в полной мере однозначны и могут содержать определенные противоречия.

Само понятие «справедливое распределение доходов» неоднозначно. Например, предприниматели считают, что 13% налога на их личные доходы – это справедливое решение. Другие граждане полагают, что для людей с высокими доходами больше подходит прогрессивное налогообложение, при котором налоговые ставки возрастают (ступенчатым образом) по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика.

Еще один сложный аспект данного вопроса: нужно ли платить пенсии по старости тем лицам, которые по разным причинам никогда не работали? Одна часть граждан считает, что, следуя принципу гуманизма, необходимо платить небольшую пенсию. Другая часть граждан занимает более категоричную позицию и считает, что этого делать не нужно, поскольку деньги придется брать из общего пенсионного фонда, куда делали вклад другие люди. В этом случае распределение становится несправедливым и произвольным.

Еще одно противоречие связано с тем, что сами экономические цели вступают в противоречие друг с другом или являются взаимообусловленными, связанными между собой. Например, для того чтобы решить проблему бедности и низких доходов, нужно достичь полной занятости, что будет означать ликвидацию безработицы.

Учитывая все обозначенные обстоятельства, становится очевидно, что государство либо «спасает», стабилизирует экономику, если есть в этом необходимость, либо придерживается структурного направления её развития, в рамках которого предпринимаются попытки обеспечить её сбалансированное развитие. Перспектива экономически справедливого общественного устройства, несомненно, содержит в себе огромный преобразовательный потенциал.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В средствах массовой информации появились заголовки и статьи следующего содержания:

«Правительство печатает деньги!», «Девальвация»

«Обесценивание, снижение покупательской способности денег проявилось в росте цен. Раньше Вы могли купить муку по цене 23 руб. за кг, теперь на эту сумму вы приобретете только 450 г точно такого же товара. Ваша покупательская способность стала в два раза меньше!»

Какая функция экономической политики государства должна быть реализована прежде всего?

Функция _____ экономики.

В данном типе задания необходимо вставить пропущенное название функции. Прежде всего вам необходимо актуализировать все пять функций, о которых шла речь в представленном теоретическом материале: законодательного регулирования, предоставления общественных благ, социальной политики, обеспечения экономического роста, стабилизации экономики. Далее, вам необходимо внимательно прочитать представленные лозунги и подумать, о каких процессах идет речь. «…снижении покупательской способности денег» – это прямое указание на инфляцию, а контроль за высокой инфляцией – это стабилизационная функция экономики. Значит, необходимо вписать слово «стабилизация».

2. Вашему вниманию представлены различные элементы социальной практики. Подберите функцию экономической политики государства, в рамках которой может регулироваться представленный элемент.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • расшифровать аббревиатуру МРОТ – минимальный размер оплаты труда, а он устанавливается государством, и это функция социальной политики;
  • соотнести понятие «армия» и необходимость безопасности как возможности и доступности абсолютно для всех, а это значит, что армия – пример реализации функции предоставления общественных благ;
  • дать определение понятию «гиперинфляция» (неконтролируемый рост цен) и соотнести этот процесс с необходимостью скорректировать его, следовательно, речь идет о функции стабилизации экономики;
  • рассмотреть экологию как окружающую среду, которую необходимо охранять и контролировать её рациональное использование, а это функция законодательного регулирования;
  • определить понятие «космонавтика» как важнейшую наукоёмкую отрасль народного хозяйства, и станет очевидно, что речь идет о реализации функции экономического роста.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 138–140.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 104–116.

Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Федеральные, региональные и местные налоги в Российской Федерации. Фискальная, регулирующая и контролирующая функции налогов. Экономические и правовые принципы формирования налоговой системы.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 26.03.2018
Размер файла 16,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Почему налоги необходимы государству?

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств. Следовательно, без сбора налогов государство не сможет выполнять свои функции, а его существование как такового станет бессмысленным. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Жизнь в государстве «Где люди не платят налоги» станет небезопасной, потому что доблестные правоохранительные органы работать бесплатно не будут. Вскоре страна «Без налогов» падет жертвой другой страны, потому что у нее не будет средств на содержание армии. Никто не может не согласиться, что эти перспективы никак нельзя назвать приятными.

Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально- экономических задач.

С учетом нового бюджетного устройства России в стране введена трехуровневая система налогов, которая состоит из федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей территории страны.

Региональные налоги также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки по этим налогам определяются законами республик РФ или решениями органов государственной власти краев и областей.

Местные налоги определяются законодательными актами республик в составе РФ и решениями органов государственной власти административно-территориальных образований.

Функции налогов - это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.

Основные функции налогов следующие:

Суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций.

Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему.

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п.

Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

В совокупности принципов налогообложения, как историческом, так и в содержательном смысле, решающее значение принадлежит экономическим принципам, представляющим собой фундаментальные основы, обосновывающие целесообразность и значение налогов как экономического явления.

Экономические принципы формирования налоговой системы предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования воспроизводственного процесса посредством целенаправленного финансового воздействия на движение инвестиционных потоков, процессы накопления капитала и платежеспособный спрос населения.

При формировании налоговой системы важную роль играют правовые принципы. Исходя из тенденций развития налоговой системы, формулируются основные юридические принципы налогообложения:

1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков.

Этот принцип означает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

2. Принцип законности налогов.

Этот принцип означает, что физические и юридические лица обязаны платить лишь законно установленные налоги и сборы.

3. Принцип ограничения форм налогового законодательства.

Данный принцип ограничивает включение в “неналоговые” законы норм, изменяющих установленное налогообложение.

Организационные принципы налоговой системы определяют ее развитие и управление.

Для современной России особо важное значение имеет обработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства. налог региональный общество экономика

Итак, применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретические аспекты налогообложения: сущность налогов, их функции и основные виды (федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы). Современное состояние местных налогов.

курсовая работа [254,1 K], добавлен 25.06.2010

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Виды и функции налогов.

дипломная работа [40,4 K], добавлен 06.12.2009

Сущность налога и налоговой системы. Виды налогов. Особенности налоговой системы Российской Федерации. Способы взимания налогов. Функции налогов. Налоги на доходы и имущество. Налоги на товары и услуги. Классификация налогов по целям использования.

реферат [25,6 K], добавлен 05.08.2008

Налоги как необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, их экономическая сущность, роль в формировании бюджетов. Пути совершенствования и анализ реформаторских преобразований в области налоговой системы России.

курсовая работа [49,2 K], добавлен 19.05.2009

Понятие, функции, принципы налогообложения. Налоговая ставка и база. Порядок уплаты налогов и сборов. Федеральные (общегосударственные), местные налоги. Ставки регрессивного налога. Таможенными пошлинами. Абстрактные (общие), целевые (специальные) налоги.

курсовая работа [115,4 K], добавлен 18.12.2016

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.01.2017 2017-01-16

Статья просмотрена: 5477 раз

Библиографическое описание:

Волобуева, Д. В. Роль системы налогообложения в экономике государства / Д. В. Волобуева, А. А. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38198/ (дата обращения: 20.05.2021).

В данной статье рассматривается роль налогов в экономике государства, их сущность, функции, основные виды и методы регулирования.

Ключевые слова: налог, налогообложение, инфляция, социальная дифференциация, теории

This article examines the role of taxes in the state economy, their nature, functions, main types and methods of regulation.

Keywords: tax, taxation, inflation, social differentiation, theory

Налоги — это обязательные платежи, принятые государством взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки для целей пополнения всех уровней бюджета страны.

Налоги являются важным и неотъемлемым элементом жизни каждого человека, следовательно, от налогов зависит и уровень жизни населения, и успешная деятельность предприятий, а значит и государства в целом.

Исторически, возникновение налогов связывают со становлением и развитием государственности, с самыми первыми общественными потребностями, а также с возникновением необходимости формирования централизованного фонда для осуществления деятельности государства. Налоги являются частью не только денежных, но и финансовых отношений. Это объясняется тем, что государству для полноценного функционирования необходимы финансовые ресурсы для осуществления им своих функций.

В общем, сущность налогообложения состоит в изымании государством части ВВП у налогоплательщиков в виде обязательных платежей в государственную казну, формируя бюджет РФ.

Экономическая сущность налоговых отношений заключается во взаимосвязи интересов государства с коммерческими интересами налогоплательщиков независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.

При помощи налоговых сборов государство осуществляет свои функции. Функция налога — это меры, которые осуществляет государства для развития и поддержания стабильности нашей страны.

Единого мнения касаемо функций налогов не существует, поэтому приведем самые основные:

Данная функция позволяет осуществить главную цель налогов, а именно сформировать и перераспределить финансовые ресурсы, определяет формирование бюджета государства на всех уровнях.

При реализации фискальной политики, государство регулирует социально — экономические процессы, осуществляет контроль над финансово — хозяйственной деятельностью организаций и граждан.

2. Распределительная (социальная);

Суть данной функции состоит в передаче средств нуждающимся, менее защищенным гражданам, за счет более «сильных», обеспеченных слоев населения и выступает в качестве социальной помощи.

С помощью этой функции государство сопоставляет поступления в бюджет со своими потребностями, оценивает эффективность налогов в целом, определяет необходимость в реформировании налоговой и бюджетной политики.

Данная функция означает, что налоги выступают инструментом в распределении налоговых платежей между элементами налоговых отношений.

Регулирующая функция позволяет поддерживать стабильность доходов разных групп населения. В основном это происходит через систему льгот.

Пояснение данной функции вытекает из вышесказанной, а именно то что поощрение государства заключается в предоставлении различного вида льгот, тем самым отмечая особые заслуги граждан.

Регулирующая и фискальная функции имеют противоречие, которое заключается в том, что одна предусматривает увеличение налогов, а другая их снижение соответственно.

Кроме того, в налоговой системе существует экономический механизм системы налогообложения, который обеспечивает заинтересованность экономических субъектов в достижении большего дохода. Для этого используются такие элементы налогов, как ставки, льготы, сроки уплаты.

Благодаря данному механизму решается ряд важных задач, а именно:

‒ Насыщения услугами и товарами рынка потребления;

‒ Ускорения научно-технического прогресса;

‒ Возможность обеспечения различных социальных потребностей населения;

Влияние налогов на экономику страны происходит с определенным опозданием, так как осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП.

Государство регулирует не только отношения по взиманию налоговых обязательств, но и отношений иных ситуаций в отношении налогообложения. В данном случае речь идет об ускорении накопления капитала в тех отраслях, где просматривается наибольшая перспектива с точки зрения научно-технического прогресса, а также в малорентабельных и непривлекательных, но социально необходимых сферах производства.

Определив основные функции налогов, можно сказать, что:

1) налог — экономическая ценность государства, способствующая его развитию;

2) налог необходимо рассматривать как существенный элемент финансовой и экономической политики государства, устанавливающий стимулирование предпринимательского сектора.

Налоги разделяют на различные группы по признакам:

1) прямые и косвенные (по источнику взимания);

2) пропорциональные, прогрессивные, регрессивные (в зависимости от налоговых ставок);

3) государственные и местные (в зависимости кто взимает налог, и в какой бюджет).

При определении влияния налогов на экономику страны определяется соотношение прямых и косвенных налогов. Прямые налоги — это налоги, взимающиеся непосредственно с доходов налогоплательщика. Косвенные налоги взимаются через надбавки к ценам на товары и услуги, оплачивающиеся покупателями, которые вводит государство. Все косвенные налоги являются регрессивными, иногда пропорциональными. Положительная сторона прямых налогов — это их прогрессивность. С помощью прямых налогов возможно сгладить распределения доходов и налоговой нагрузки. Поэтому они обладают наименьшей тенденцией неблагоприятного размещение ресурсов внутри негосударственного сектора. Налог является пропорциональным, если налоговая ставка постоянна, не зависит от объема дохода и от масштаба объекта налогообложения. Налог является прогрессивным, если налоговая ставка повышается по мере возрастания размера объекта налогообложения. Ставка регрессивного налога уменьшается по мере повышения объекта налогообложения. Такой налог используют для стимулирования роста дохода, прибыли, имущества. В зависимости от того, кто взимает налог и куда, то есть в какой бюджет он поступает, налоги подразделяются на федеральные, региональные, местные.

К федеральным относятся налоги и сборы, которые подлежат обязательному взиманию по всей территории РФ.

В региональные включаются налоги и сборы, которые, уплачиваются на территориях отдельных областей РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, которые представляют интересы граждан на территории конкретных городов.

Данная ситуация может изменяться при помощи методов, как кредитно-денежной, так и налоговой политики. Однако, налоговая политика представляет собой более эффективный инструмент управления инфляцией. Так как к основным причинам появления инфляционных процессов способствует резкое повышение налогового бремени субъектов экономической деятельности, производящих продукцию, которая выступает сырьем для производства большинства товаров в экономике. При росте налоговой нагрузки повышаются цены в различных отраслях экономики. Если данные отрасли относятся к производящим продукцию для малоимущего слоя населения, то возникает резкая социальная дифференциация.

В статье была изучена роль системы налогообложения в экономике государства. Налоги, прежде всего, представляют собой совокупность финансовых отношений, которые складываются в процессе перераспределения доходов, необходимых для решения общегосударственных задач. При определенных условиях налоговая политика может быть таким же эффективным инструментом борьбы с инфляцией, как и кредитно-денежная.

Читайте также: