Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

Опубликовано: 17.05.2024

Если вы работаете с иностранными контрагентами, налоги приходится платить немного иначе. Рассмотрим особенности налогообложения ВЭД по импорту и экспорту товаров и услуг.

Особенности налогообложения

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Новых налогов при ведении внешней торговли не возникает. Вы, как всегда, должны будете уплатить НДС, налог на прибыль и акцизы. Но при ВЭД есть 4 отличия по этим налогам:

  • изменяется порядок исчисления и взимания налогов;
  • право на вычет сохраняется, но изменяется порядок его получения и перечень необходимых документов;
  • вводиться понятие таможенной стоимости, которая является налоговой базой;
  • операции с определенными группами товаров имеют особенности.

Помимо налогов для ввоза или вывоза товара придется уплатить и таможенную пошлину. Таможня — это еще один контролер вашей деятельности помимо ФНС. Она отвечает за валютный контроль операций российских лиц с иностранными партнерами. Рассмотрим каждый налог по импорту и экспорту товаров.

Налог на добавленную стоимость при экспорте

Налогообложение ВЭД

Как и во внутренней деятельности, НДС по ВЭД — самый сложный налог. При экспорте товаров есть несомненный плюс — ставка НДС равняется 0%: экспортные операции налогом на добавленную стоимость не облагаются (подп.1 п.1 ст.164 НК РФ). Не забывайте подтверждать право на применение «нулевой» ставки — предоставляйте в налоговую вместе с декларацией по НДС документы, подтверждающие вывоз товара за территорию РФ:

  • внешнеторговый контракт;
  • таможенную декларацию;
  • копию транспортных и товаросопроводительных документов.

При экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению или Киргизию пакет документов для подтверждения другой:

  • договор, согласно которому в страну ЕАЭС импортируют продукцию;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные и товаросопроводительные документы.

Подробно перечень необходимых для подтверждения документов расписан в статье 165 НК РФ. На сбор всех документов у вас есть 180 календарных дней со дня помещения товаров на таможенную процедуру экспорта.

Ставка 0% не освобождает вас от обязанности сдавать декларации по НДС и не лишает права на вычет входящей суммы налога. Просто при заполнении декларации укажите ставку 0%.

Вы имеете право на возмещение или зачет НДС. При успешном возмещении заявленную сумму перечислят на ваш расчетный счет. При зачете сумму к возмещению можно учесть в качестве предстоящих обязательных платежей. Не забывайте пользоваться этим правом — это поможет вам сэкономить. Получив аванс не забудьте начислить на эту сумму НДС. Размер базы определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки или получения оплаты.

Важно! Законодатель обязывает вести раздельный учет НДС по экспортным и внутренним операциям. Раздельный учет «входного» НДС по товарам или услугам нужен только экспортерам сырьевых товаров (абз.3-4 п.10 ст.165 НК РФ).

Внимательно определяйте момент формирования налогооблагаемой базы по НДС. Это будет самая ранняя из дат:

  • момент отгрузки товаров или услуг или передачи имущественных прав;
  • момент получения полной или частичной оплаты.

Налог на добавленную стоимость при импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Все ввозимые в Россию товары облагаются НДС. Статья 146 НК РФ не щадит никого: уплачивать его должны все импортеры, даже освобожденные от НДС, и лица на налоговых спецрежимах. Но некоторые категории импортируемых товаров налогообложению не подлежат, они перечислены в статье 150 НК РФ.

Ставка НДС по импорту не отличается от внутренней — 0%, 10% или 20%. Основная сложность состоит в определении налоговой базы по НДС. Тут есть два варианта:

  1. Импорт из стран ЕАЭС. Если вы ввозите товар из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, сложностей с базой по НДС не возникает. Она равна стоимости приобретенных товаров плюс уплаченные акцизы. Момент формирования базы — дата оприходования товара складским учетом. Срок на подачу декларации и уплату НДС — 20 дней по истечении квартала, за который вы отчитываетесь.
  2. Импорт из других стран. Налоговая база — это таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы. Таможенная стоимость определяется декларантом, но правильность ее формирования контролирует таможня. По своей сути это стоимость товара по договору увеличенная на затраты по доставке груза до таможни, в том числе на страхование, транспортировку, лицензирование. В этом случае НДС уплачивается в момент подачи таможенной декларации или в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню.

Особое внимание уделите импорту услуг. Если иностранное лицо оказало вам услугу на территории РФ, то необходимо выступить в роли налогового агента. Удержите сумму НДС из вознаграждения иностранца. Если оказанные услуги подпадают под статью 149 НК РФ, то удерживать ничего не нужно.

Вы имеете право запросить налоговый вычет на сумму уплаченного НДС. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

  • ввозимые товары и услуги используются в России и деятельности, облагаемой НДС;
  • груз ввозится для перепродажи;
  • вычет запрашивается в том квартале, в котором товар принят к учету;
  • есть документы, подтверждающие ввоз груза;
  • НДС был уплачен.

Если во внутренней деятельности вы освобождены от НДС или находитесь на спецрежиме, вычет вы не получите. Включите налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Налог на прибыль при экспорте и импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Прибыль по ВЭД облагается налогом по ставке 20%. Доход — это результат экспорта, так как мы продаем товар иностранному контрагенту. Импорт дохода не приносит — это наши расходы.

При экспорте продукции партнеры будут перечислять вам иностранную валюту. Для целей налогообложения необходимо пересчитать ее по курсу Центрального Банка.

Затраты на импорт — это расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому к их расчету подходите внимательно. Все затраты, связанные с импортом товаров, вплоть до затрат на услуги таможенного брокера, должны иметь подтверждающие документы. Только тогда их можно признать в качестве расходов.

Оплачивать товары и услуги вы будете иностранной валютой. Для расчета налоговой базы пересчитайте все затраты по курсу ЦБ РФ.

При ВЭД будут возникать курсовые разницы,которые могут быть вашим доходом или расходом. Подробнее про курсовые разницы можете прочитать в нашей статье о бухгалтерском и налоговом учете ВЭД.

Акцизы на импортный товар

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Акцизы — это косвенный налог, который уплачивается на таможне. Если товар прибыл из стран ЕАЭС и не подлежит обязательной маркировке, оплачивайте акциз в налоговую. Маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция.

Акцизом облагается таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на таможенную пошлину. Уплачивает налог лицо, декларирующее груз. Ставки акциза бывают трех видов: адвалорная, специфическая или комбинированная.

  • Адвалорные. Ставки в процентах от стоимости реализованных товаров. В чистом виде в Российском законодательстве отсутствуют.
  • Специфические (твердые). Ставки в рублях за физическую единицу товара. Это самый распространенный вид. Например, сигары облагаются акцизом в размере 207 рублей за 1 штуку, а табак по ставке 5 808 рублей за 1 кг.
  • Комбинированные. Объединяет специфические и адвалорные ставки. Например, сигареты и папиросы облагаются акцизом по ставке 1 890 рублей за 1 000 штук плюс 14,5% от максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук.

Полный перечень ставок по акцизам изложен в статье 193 НК РФ. На стоимость ввозимого груза с учетом акциза в дальнейшем начисляется налог на добавленную стоимость.

Таможенная пошлина

Пошлина, уплачиваемая на таможне, это не налог, а обязательный платеж в связи с перемещением товаров через границу. Пошлина уплачивается до момента выпуска товара с таможни. Ее размер зависит от ввозимого или вывозимого товара, его количественных и качественных характеристик. Определяется размер пошлины по коду ТН ВЭД — специальному закодированному обозначению импортируемых или экспортируемых товаров. Например, код 0101 21 000 0 — это чистопородные племенные лошади.

Чтобы избежать ошибок в налогах при ВЭД, воспользуйтесь облачным сервисом Контур. Бухгалтерия. С его помощью вы сможете вести бухгалтерский и налоговый учет ВЭД и внутренней деятельности. Первый месяц работы в сервисе бесплатен.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Демишева Татьяна Алексеевна

Бухгалтерский учет экспортных операций и налогообложение таких операций имеет множество особенностей и нюансов. В нашей статье мы рассмотрим общие положения действующего законодательства, регламентирующие операции по экспорту товаров и постараемся разъяснить порядок применения нулевой ставки НДС.

Вывоз за границу товаров для реализации их за пределами РФ, без обязательств об обратном ввозе, называется экспортом товаров.

Экспорт фиксируется таможенными органами в момент пересечения товаров таможенной границы РФ и оформляется документами, в соответствии с действующим законодательством.

Основным нормативным документом, определяющим требования к организациям, осуществляющим валютные операции, и устанавливающим принципы валютного регулирования и контроля является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Закон № 173-ФЗ определяет:

  • права и обязанности лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях,
  • органы валютного регулирования и органы валютного контроля,
  • права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Внешнеторговые сделки регулируются, кроме вышеуказанного закона, Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:

  • уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы;
  • соблюдение запретов и ограничений;
  • представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень.

Таможенное оформление экспортируемых товаров

Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, подлежат таможенному декларированию.

Таможенное оформление экспортируемых товаров может осуществляться:

  • декларантом, т.е. экспортером,
  • таможенным представителем,
  • иным заинтересованным лицом.

Подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена.

Документы могут представляться либо в оригиналах, либо в копиях. Предоставление документов в копиях дает право таможенному органу проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам.

Налогообложение экспортных операций

Рассматривая экспортные операции, мы будем говорить только о вывозе товаров за пределы или территории России, или территории Таможенного союза.

Объектом налогообложения по НДС являются операции реализации товаров, работ, услуг на территории России. Поэтому прежде чем говорить о налогообложении НДС необходимо определить место реализации по внешнеэкономическим сделкам (контрактам).

Согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается место нахождения товаров в момент их отгрузки покупателю.

Хотите узнать больше? Приходите на дистанционный онлайн-курс по НДС.

Пример

Российская организация заключила контракт с украинской организацией, согласно которому она является продавцом товара, ранее приобретенного у итальянской компании, и отгружаемого со склада, находящегося в Италии.

Во-первых, такая операция не является экспортной операцией.

Во-вторых, местом реализации, согласно ст. 147 НК РФ будет являться территория Италии, следовательно, выручка для целей налогообложения НДС не облагается.

Однако, эта выручка попадает под налогообложение налогом на прибыль, поэтому порядок ее определения и пересчета в рубли для целей налогообложения будет зависеть от даты признания дохода, согласно статьям 271 и 39 НК РФ. Если российская организация несет расходы, связанные с осуществлением этой сделки, в России и ей поставщики предъявляют суммы НДС при приобретении расходов, то такие суммы НДС к вычету не принимаются, а, согласно ст. 170 НК РФ, увеличивают стоимость расходов, признаваемых в уменьшение налогооблагаемой базы по прибыли.

В бухгалтерском учете такая операция реализации товаров должна отражаться транзитом.

Желательно такое принятие к учету товаров оформить распорядительным документом по организации, в котором определить перечень товаров, учитываемых транзитом (п. 51 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Можно в учетной политике указать, что товары, приобретаемые за границей и реализуемые без ввоза на территорию России, отражаются по счету 41 «Товары», субсчету «товары за границей» транзитом на основании документов, подтверждающих приобретение товаров.

Такими документами могут быть документы на оплату иностранной организации — поставщику, инвойсы, перевозочные документы и др.

В бухгалтерском и налоговом учете их стоимость в валюте и в рублях отражается согласно учетной политике по дате признания расхода на приобретение товара. Например, в учетной политике установили дату признания расхода на приобретение товара, как дату перехода права собственности на товар. Если в контракте с иностранным поставщиком иное не оговорено, то по общему правилу право собственности переходит в момент передачи товара первому транспортировщику. Дата на перевозочном документе, переданном поставщиком в организацию, покажет дату пересчета в рубли. Курс ЦБ РФ на эту дату определит рублевый эквивалент стоимости товаров.

Выручка от реализации такой поставки будет определена на дату реализации, т.е. переход права собственности на товар к покупателю согласно п.3 ст. 271 НК РФ, на эту же дату необходимо произвести пересчет выручки в рубли, согласно п. 8 ст. 271 НК РФ.

Если товар в момент отгрузки покупателю находился на территории России, то выручка от реализации товара облагается НДС. Отсюда вывод: экспорт товаров облагается НДС, но согласно ст. 164 НК РФ по нулевой ставке, следовательно, НДС, предъявленный поставщиками товаров, принимается к вычету. Порядок применения вычета НДС по экспортным товарам устанавливается нормами статей 165 и 167 НК РФ.

Экспорт и НДС

Условиями контракта может предусматриваться авансирование экспортной поставки покупателем.

Получение аванса на транзитный валютный счет требует от организации представить в уполномоченный банк, в котором открыт валютный счет:

  • справку о валютных операциях;
  • документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

Обратите внимание: справка и документы должны быть представлены не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления аванса, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

  • если сумма обязательств по контракту превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США, то организация обязана, кроме справки, оформить паспорт сделки.

Обратите внимание: организация может в договоре с уполномоченным банком предусмотреть условие, что банк самостоятельно оформляет справку о валютных операциях и паспорт сделки на основании документов, представленных организацией по соответствующей валютной операции.

Полученный аванс не включается в налоговую базу по НДС согласно п.1 ст. 154 НК РФ и не учитывается для целей налогообложения прибыли, но для целей бухгалтерского и налогового учета на дату получения аванса в валюте производится пересчет в рубли.

В дальнейшем выручка от реализации товаров будет признаваться в бухгалтерском учете на основании п. 9 ПБУ 3/2006 в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли полученного аванса. В налоговом учете в налоговую базу по прибыли выручка на основании п. 8 ст. 271 НК РФ будет признаваться в этой же сумме. Но в налоговую базу по НДС выручка должна пересчитываться на дату отгрузки согласно п.3 ст. 153 НК РФ, т.е. сумма выручки будет признаваться в разных размерах для целей бухгалтерского и налогового учета и для НДС.

Выручка от реализации товаров, вывезенных с территории России без обязательства обратного ввоза, облагается по нулевой ставке.

Обратите внимание: подтвердить нулевую ставку необходимо документами, перечисленными в статье 165 НК РФ. Перечень подтверждающих документов зависит от вида реализованных товаров, от договорных отношений, т.е. реализация напрямую или через посредника.

Перечень документов, подтверждающих применение ставки 0%, является исчерпывающим. Поэтому требования налоговиков о представлении иных документов, не указанных в Налоговом кодексе РФ, являются неправомерными, а решение об отказе в возмещении НДС — незаконным. При рассмотрении таких споров арбитражные суды, как правило, встают на сторону налогоплательщика (Постановления ФАС Московского округа от 03.08.2009 N КА-А40/7259-09, ФАС Поволжского округа от 26.06.2009 N А12-3559/2008).

На сбор документов компании отводится 180 дней:

  • Если компания успела собрать документы в срок, то НДС по ставке 0% начисляется последним днем квартала, в котором был собран полный пакет документов (п.9 ст.167 НК РФ).
  • Если собрать в срок 180 дней полный пакет подтверждающих документов компании не удалось, то начисляется НДС по ставкам 10% или 18% (на соответствующие товары) на дату отгрузки товаров иностранной организации. Если впоследствии организация соберет полный комплект документов, то она имеет право на возмещение уплаченного НДС после проведения камеральной проверки.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

вэд, внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономическая деятельность вэд

Внешнеэкономическая деятельность или ВЭД – это экономическая деятельность, связанная с экспортом или импортом товаров и услуг. Иными словами, это торговля национального представителя с заграничным. Под торговлей в данном случае можно понимать не только покупку и продажу товаров, но и осуществление международных проектов, а также связанную с инвестициями и кредитами деятельность. Участниками ВЭД могут быть как органы государственной власти, коммерческие и государственные предприятия, так и физические лица.

Осуществление внешнеэкономической деятельности производится в соответствии с таможенным законодательством.

В условиях роста экономики все больше российских предприятий как крупного, так и малого бизнеса выходят на мировой рынок. С каждым годом заключается множество международных контрактов, закупаются не только товары, но и оборудование, а предметом экспорта стало не только сырье, но и продукты собственного производства. Осуществляя подобную деятельность, российские компании становятся участниками ВЭД.

Особенности внешнеэкономической деятельности

Главной особенностью ВЭД является необходимость постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ВЭД в сложных политических и экономических условиях.

Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей осложняется тем, что действующие в отношении России санкции со стороны множества зарубежных стран, приводят к постоянному росту цен на импортируемые товары, сырье и оборудование. В свою очередь такое внешнее давление требует ответного комплексного применения всего спектра внешнеэкономических инструментов.

Участники внешнеэкономической деятельности

Существует ряд признаков, позволяющих классифицировать участников ВЭД – место регистрации, направление деятельности, организационно-правовая форма и т.д.

Если главным критерием принять род деятельности компании, то участники ВЭД делятся на три группы:

  1. Производители;
  2. Посредники;
  3. Содействующие организации.

В первую группу входят компании, работающие без привлечения посредников – это производственные объединения, консорциумы, транспортные компании (вне зависимости вида используемого транспорта), производственные кооперативы.

Ко второй группе относятся торговые дома, смешанные общества и специализированные организации Минпромторга РФ.

К третьей группе относятся таможенные брокеры, оказывающие услуги по таможенному оформлению ВЭД. К таким организациям относится и наша компания «Универсальные Грузовые Решения», оказывающая услуги ВЭД более 10 лет.

Если рассматривать участников ВЭД по численности, то они разделяются на индивидуальных и коллективных, которые могут быть лицами с ограниченной правоспособностью и юридическими лицами, делящимися на коммерческие и некоммерческие организации.

Для российской экономики характерно разделение участников ВЭД на резидентов и нерезидентов нашей страны.

Резидентами являются физические лица – граждане, постоянно проживающие на территории страны, юридические лица – отечественные компании, зарегистрированные в России, а так же филиалы зарубежных компаний, российские дипломатические миссии, расположенные за границей.

Нерезиденты – это физические лица, являющиеся гражданами иностранных государств, юридические лица, зарегистрированные за границей, дипломатические миссии иностранных государств, расположенные на территории России.

Виды внешнеэкономической деятельности

Несмотря на то, что внешнеэкономическая деятельность это в первую очередь торговля, существует несколько видов ВЭД, каждый из которых отвечает за определенную направленность взаимодействия объектов на внешних рынках.

Внешняя торговля - это экспорт (вывоз товара), и ВЭД импорт (ввоз товара). В данном виде внешнеэкономической деятельности поставки осуществляются исключительно путем перемещения грузов через таможенную границу.

Производственная кооперация – это организация товаропроизводителей, изготавливающих совместную продукцию. Основной принцип международной кооперации – увеличение прибыли за счет минимизации издержек путем рассредоточения производства в разных странах с учетом разницы стоимости используемого сырья, налоговых ставок и оплаты труда рабочих.

Финансово-кредитные и валютные операции – осуществляются путем кредитования или приобретения акций зарубежных предприятий. В данном случае кредиты предоставляются как в виде денежных средств, так и в виде поставки оборудования или покупки долговых обязательств. Возможно осуществление подобных операций путем создания совместных предприятий или при осуществлении проектного финансирования.

Международное инвестиционное сотрудничество – заключается в объединении усилий для роста конкурентоспособности и облегчения реализации продукции на внешнем рынке. В качестве примера международного инвестиционного сотрудничества можно привести деятельность различных международных неправительственных организаций, консорциумов, акционерных компаний и концессий.

Документы необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности

Документальное оформление ВЭД осуществляется в соответствии с таможенным законодательством, согласно которому все участники обязаны представлять сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу России.

Комплекты документов, предъявляемых владельцем груза на таможне, могут различаться в зависимости от нескольких факторов:

  • Экспортируется или импортируется товар;
  • В каких условиях перевозится груз;
  • Таможенной процедуры;
  • Цели перемещения и т.д.

Документы необходимые
для осуществления ВЭД

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления "Импорт" (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления "Экспорт" (Смотреть)

Кроме документов, которые требуются для таможенного оформления, каждый, кто принимает участие во внешнеэкономической деятельности, обязан зарегистрироваться в органах таможни, как участник ВЭД.

Для регистрации потребуется однократно представить в таможню пакет документов, свидетельствующих о праве совершения таможенных операций. Это могут быть учредительные документы компании, выписка из госреестра юридических лиц, справки об открытии счетов и другие. При этом важно знать, что об изменениях, вносимых в учредительные документы, участник ВЭД обязан сообщать в таможенные органы.

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность регулируется международными договорами. Они организуют все многообразие внешнеторговых операций, карают за нарушение правил международной торговли и предоставляют защиту законопослушным участникам ВЭД. Сегодня международные правовые акты, регулирующие деятельность государств в области ВЭД, принимаются и утверждаются Всемирной торговой организацией (ВТО), Высшим Евразийским экономическим советом (высший руководящий орган Евразийского экономического союза), Всемирной таможенной организацией (ВТО или CTC) и другими организациями.

С целью стимулирования собственного производства, развития и укрепления собственной экономики, защиты интересов граждан каждое государство проводит гибкую таможенно-тарифную политику - смягчает или ужесточает меры нетарифного регулирования, совершенствует методы контроля, сокращает документооборот. Например, для развития тех или иных производств, стимулирование которых считается приоритетным и целесообразным, государство может устанавливать низкие таможенные пошлины (вплоть до 0%). В то же время для других отраслей экономики такие пошлины, напротив, могут быть повышены. Гибкая таможенно-тарифная политика является серьезным инструментом реализации деятельности государства в области ВЭД.

В любой стране внешнеэкономическая деятельность тщательно регулируется государственными органами, цель любого государства в вопросах ВЭД – защита экономического суверенитета и экономических интересов страны и ее граждан, обеспечение соблюдения законности внешнеэкономических операций, поддержка собственных товаропроизводителей. Государственное регулирование ВЭД включает в себя такие элементы, как:

  • Таможенный тариф (пошлины, акцизы, налог и т.д.);
  • Обязательное декларирование товаров, перевозимых через границу;
  • Таможенные процедуры;
  • Номенклатура товаров;

Главным инструментом государственного воздействия на товаропотоки ввоза и вывоза являются меры тарифного и нетарифного регулирования.

Меры тарифного регулирования выполняют фискальную либо протекционистскую функцию. Первая обеспечивает регулярное поступление средств в государственный бюджет, вторая – защищает национальных производителей товаров и услуг от конкуренции с зарубежными.

Меры тарифного регулирования – это ввозные и вывозные пошлины, взимаемые с участников ВЭД при перемещении груза через таможню. Применяемые при ВЭД таможенные пошлины устанавливаются в размерах, определенных органами законодательной власти и закрепляются в ТН ВЭД ЕАЭС. Декларант определяет размер таможенной пошлины, исходя из кода товара согласно Единой товарной номенклатуре. Контроль за ВЭД платежи возложен на ФТС России, именно сотрудники таможни проверяют правильность начисления таможенных налогов, сборов и пошлин.

Нетарифные меры применяются в качестве исключения из правил свободной торговли в определенных случаях:

  • При необходимости защитить национальный рынок;
  • Чтобы обеспечить безопасность государства, его жителей, имущества и окружающей среды;
  • В целях поддержания правопорядка и защиты общественной морали;
  • Для защиты культурных ценностей;
  • Для обеспечения национальной безопасности;
  • При выполнении международных обязательств;

Меры нетарифного регулирования, в основном, носят запретительный характер, это санкции, квотирование, лицензирование, ограничение ввоза и вывоза определенной продукции. Помимо запретов, к нетарифным мерам регулирования относятся меры по стимулированию внешней торговли, сертификация, валютные ограничения и валютный контроль.

В качестве примера подобных мер регулирования ВЭД государственными органами можно привести ветеринарный и фитосанитарный контроль, который должны проходить на границе все грузы растительного и животного происхождения, поступающие из-за рубежа.

Услуги в сфере внешнеэкономической деятельности

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает всем участникам внешнеэкономической деятельности широкий спектр услуг в сфере ВЭД:

Мы работаем с юридическими и физическими лицами, а так же с индивидуальными предпринимателями, оформляя грузы под любыми таможенными процедурами на всех таможнях страны. Если Вам необходимо оформить товары на таможне для осуществления ВЭД мы с радостью поможем - стоимость наших услуг будет минимальной по рынку.

Обратившись к нам, Вы сможете сэкономить деньги, сохранить нервы и не тратить время на таможне.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Внешняя торговля

Международная торговля в системе мирохозяйственных связей занимает свое, особое место. Несмотря на то, что в современных условиях основной формой экономических отношений является зарубежное инвестирование, международная торговля благодаря своему функционалу и масштабу, сохраняет исключительное значение в комплексе МЭВ. Она способствует опосредованию практически всех видов международного сотрудничества, включая также производственную деятельность разнонациональных субъектов.

Естественно, что настолько масштабный и доходный вид деятельности не может не приносить прибыль государству.

Налогообложение внешнеэкономической деятельности

Налогообложение внешнеэкономических операций не просто так занимает ведущую позицию в множестве инструментов экономической политики. С каждым годом возрастает роль налогообложения внешнеэкономических операций в системе Государственных финансов. Важной особенностью налогов на импорт является то, что они зачисляются в доходную часть Государственного бюджета. Таким образом, вопросы системы налогообложения внешнеэкономической деятельности являются основными составляющими стратегии разработки и проведения внешнеэкономической политики.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги на внешнюю торговлю 480 руб.
  • Реферат Налоги на внешнюю торговлю 250 руб.
  • Контрольная работа Налоги на внешнюю торговлю 230 руб.

Таможенная пошлина

Самым распространённым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности на данный момент является ввозная пошлина. По своей экономической природе ввозная пошлина и пошлина на импорт являются понятиями эквивалентными. Она начисляется на товары и иные предметы при их ввозе в зону таможенной территории Государства. К целям применения ввозной пошлины относят:

  • создание условий для развития национального производства;
  • способность регулировать конкурентное влияние иностранных товаров на внутреннем рынке;
  • работа в качестве одной из составляющих механизма ценообразования;
  • способность балансирования предложений внешних и внутренних ресурсов;
  • защита внутренней экономики от возможного причинения ущерба со стороны иностранных производителей;
  • увеличение доходной части Государственного бюджета;
  • оптимизация соотношения импорта и экспорта, расходов и поступлений средств, достижение оптимального баланса;
  • решение торгово-политических целей взаимодействия с иностранными Государствами и их союзами.

Хотя ввозная пошлина и является популярным мероприятием экономического регулирования внешнеэкономической деятельности, но доля его в структуре таможенных платежей не столь существенна. Первоочередная цель таможенного налогообложении, прежде всего, это защита национальной промышленности. Если рассмотреть структуру налогообложения по уровню ставок, то в качестве моделирующей, можно взять структуру, предельный уровень которой наиболее приспособлен к экономическим условиям в данный момент времени. Например, импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается низкими ставками, в то же время на готовые изделия пошлины многократно возрастают.

Анализируя механизмы зависимости ценообразования от пошлин можно сделать вывод, что эффективность тарифного протекционизма определяется не только абсолютной величиной ставки пошлины. Сопоставление структур внутреннего производства, таможенного тарифа, а также структуры импорта в экономически развитых странах показывает, что уровень протекционной защиты также зависит и от уровня пошлин на составляющие и материалы, импортируемые для изготовления изделия.

Как правило, в экономически развитых странах распространена пошлина на товары, ввозимые в страну, в то время как экспорт либо не регулируется, либо облагается минимальным налогом. Регулирование экспорта товаров характерно для стран с невысоким уровнем экономического развития.

Читайте также: