Налоговая система исландии 2020

Опубликовано: 14.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:02, доклад

Краткое описание

Исландия не является оффшорной зоной, однако в стране действует довольно либеральное налоговое законодательство. Например, налогообложение исландской частной компании с ограниченной ответственностью и исландского общества с ограниченной ответственностью осуществляется на основании бухгалтерского отчета за год, который подается налоговым органам страны в конце налогового года. При этом если фискальный период компании не совпадает с календарным годом, исландские аналоги наших ООО имеют право самостоятельно устанавливать дату начала и конца налогового года на основании соответствующего заявления.

Файлы: 1 файл

Налоговая система исландии.docx

Официальное название – Республика Исландия.

Территория – 103,1 тыс. кв. км.

Географическое положение. Островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана у Полярного круга, включает в себя остров Исландия и небольшие островки около него.

Государственный язык – исландский.

Столица – Рейкьявик (116,1 тыс. жителей).

Бизнес
В Исландии довольно благоприятные условия для развития бизнеса. На территории страны действуют восемь крупных коммерческих банков – Национальный, Центральный, Рыболовный, Сельскохозяйственный, Промышленный, Торговый, Кооперативный и Народный. Их главные офисы находятся в Рейкьявике, а многочисленные отделения рассредоточены по всей стране. Кроме того, во всех округах есть сберегательные банки.

Исландия является членом Европейской ассоциации свободной торговли, имеет ряд ратифицированных договоров об избежании двойного налогообложения с такими странами, как Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Бельгия, Канада, Китай, Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Люксембург, Польша, Португалия, Швейцария, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция и США. Договор с Россией находится в стадии ратификации.

Исландия не является оффшорной зоной, однако в стране действует довольно либеральное налоговое законодательство. Например, налогообложение исландской частной компании с ограниченной ответственностью и исландского общества с ограниченной ответственностью осуществляется на основании бухгалтерского отчета за год, который подается налоговым органам страны в конце налогового года. При этом если фискальный период компании не совпадает с календарным годом, исландские аналоги наших ООО имеют право самостоятельно устанавливать дату начала и конца налогового года на основании соответствующего заявления.

Исландские фирмы уплачивают следующие корпоративные налоги: налог на прибыль (30%), а также налог на активы (около 1,5%) и различные гербовые сборы. Контроль над деятельностью фирм с ограниченной ответственностью сводится к следующему: в обществах аудит проводится государственным уполномоченным аудитором; отчеты частных компаний проверяются инспектором. Валютное регулирование в стране отсутствует - требование об отчетности, установленное центральным банком страны, преследует главным образом статистические цели.

Налоговая система Исландии

По сравнению с другими странами налоговая система Исландии является более простой и эффективной. На протяжении последних нескольких лет исландское правительство уделяет повышенное внимание дальнейшему упрощению действующей системы налогообложения, снижению налоговых ставок, расширению налоговой базы и заключению новых соглашений с зарубежными странами об избежании двойного налогообложения. Принятые правительством меры нацелены на повышение конкурентоспособности исландских компаний и на привлечение иностранных инвестиций.

Исландский корпоративный налог на прибыль составляет 15% и является одним из самых низких в странах Организации экономического сотрудничества и развития. В 2008г. налоговая нагрузка в Исландии составила 33%.

В Исландии различают три категории налогов: прямые налоги, непрямые налоги и другие налоги.

1. Прямые налоги

Основными прямыми налогами являются: налог на прибыль физических лиц и корпоративный налог на прибыль.

Налогообложение физических лиц.

Налогооблагаемая прибыль физических лиц включает обычную прибыль (ordinary income) и доход на капитал (capital income).

Понятие «обычная прибыль физического лица» включает следующие составляющие: зарплату рабочих и служащих, прибавки к зарплате, дополнительные выплаты (fringe benefits) и доход от предпринимательской деятельности. К дополнительным выплатам относятся: пенсия, оплаченный отпуск, социальный пакет, пользование служебной автомашиной, пользование служебной квартирой и др. Основные дополнительные выплаты обычно оцениваются по рыночной стоимости, в то время как выгоды, полученные от пользования служебной автомашиной и квартирой, оценивается и облагается налогом по ставкам, установленным налоговыми органами.

В Исландии различают национальный налог на прибыль физических лиц (налоговая ставка – 22,75%) и муниципальный налог на прибыль, налоговая ставка которого колеблется от 11,24% до 13,3% для различных муниципалитетов. Средняя ставка муниципального налога составляет 12,97% и, таким образом, общий налог на прибыль физических лиц равняется 35,72%.

Доход физических лиц в размере до 95 280 исландских крон (1521 долл. США) в месяц налогом не облагается.

Лица в возрасте от 16 до 69 лет, имеющие годовой доход выше 1,15 млн крон (18 250 долл.), обязаны уплатить денежный сбор в размере 7103 крон (113 долл.), который идет на формирование фонда для пожилых людей.

Доход на капитал физических лиц включает: проценты, дивиденды, прирост капитала и доход от сдачи в аренду собственности. Перечисленные виды дохода облагаются подоходным налогом по фиксированной ставке 10%. Доход, полученный от продажи жилой собственности, которая находилась в пользовании владельца более двух лет, не облагается налогом на прирост капитала.

Лица, которые с точки зрения налогообложения не являются резидентами Исландии, освобождаются от уплаты налога на процентную прибыль. Для этого они должны получить соответствующее разрешение исландских налоговых органов. Резиденты стран, с которыми Исландия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения, не платят подоходный налог на дивиденды.

Следует иметь в виду, что физическим лицам предоставляются налоговые льготы в виде компенсации процентов по ссудам, которые были полученны для покупки жилья, используемого в личных целях.

2. Непрямые налоги

Основным видом непрямых налогов является налог на добавленную стоимость, который взимается по стандартной ставке 24,5%. Некоторые пищевые продукты, газеты и отдельные товары народного потребления облагаются НДС по сниженной ставке 7%.

К непрямым налогам также относятся акцизные пошлины на новые и бывшие в употреблении товары, которые ввозятся из-за границы, а также на товары, которые произведены, переработаны или упакованы в Исландии.

Гербовый сбор уплачивается при подготовке следующих документов:

договора по сделкам с недвижимостью – 0,4% от стоимости сделки

документы на получение кредитов – 1,5% от размера кредита

выпуск акций публичными компаниями с ограниченной ответственностью – 0,5%

оформление переводных векселей – 0,25%

создание фонда партнерством с ограниченной ответственностью – 0,5%

создание фонда партнерством закрытого типа – 2,0%.

3. Другие налоги и сборы

Промышленный сбор (Industrial Fee). Промышленный сбор начисляется на все виды промышленной деятельности, совершаемой физическими лицами, корпорациями и другими налогооблагаемыми институтами. Процентная ставка промышленного сбора составляет 0,08% от общего операционного дохода.

Налог на собственность (Property Tax). Налог на землю и на собственность уплачивается муниципальным органам, каждый из которых устанавливает свои ставки. Property Tax включает также налоговые сборы, взимаемые за пользование холодной водой, за вывоз отходов и за другие услуги, предоставляемые муниципалитетами.

Налог на загрязнение окружающей среды (Pollution Tax). В Исландии отсутствует налог на загрязнение окружающей среды, однако существуют специальные сборы, взимаемые за переработку отходов на мусороперерабатывающих заводах.

Отчисления на социальное страхование

Работодатель делает ежемесячные отчисления на социальное страхование, которые охватывают все виды заработной платы рабочих и служащих. Указанные отчисления поступают в Национальный страховой фонд, в Фонд страхования по безработице и в Фонд оплаты отпуска по беременности и родам. Размер ставки отчислений на социальное страхование составляет 5,34%. На моряков работодатель дополнительно платит страховые взносы в размере 0,65%, которые приплюсовываются к стандартным отчислениям на социальное страхование.

Нерезиденты из числа физических лиц облагаются налогом на прибыль, полученную из исландских источников, включая зарплату и пенсию, доход от предпринимательской деятельности на территории Исландии, доход от недвижимости, доход по ценным бумагам и от других финансовых операций. Как было указано выше, нерезиденты освобождаются от уплаты налога на процентную прибыль.

Согласно исландским законам, нерезиденты из числа физических лиц, находящиеся в Исландии более 183 дней в течение последних 12 месяцев, обязаны платить налог на прибыль, полученную как на территории Исландии, так и за границей. Физические лица, которые временно проживают в Исландии, т.е. меньше 183 дней в году, облагаются налогом на прибыль, изъятую только из исландских источников. Ставка налога на прибыль нерезидентов такая же, как и для резидентов.

Нерезидентные компании и другие корпоративные структуры платят налог на прибыль, полученную на территории Исландии, по ставкам, установленным для местных компаний. При этом компаниям-нерезидентам предоставляются налоговые скидки, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения. По состоянию на январь 2008г. Исландия имела налоговые соглашения с 29 странами.

Ставки подоходного налога для нерезидентов составляют 15% по дивидендам, выплаченным компаниям, и 10% по дивидендам, выплаченным физическим лицам. Процентные ставки по роялти-платежам имеют следующие значения: 18% для компаний и 22,75% (национальный налог) для физических лиц. Следует иметь в виду, что по роялти-платежам, кроме национального налога, взимается муниципальный налог в среднем в размере 12,97%.

Порядок представления налоговых деклараций

Налоговые декларации необходимо представить в местные налоговые органы в течение года, следующего за годом получения прибыли. Точные сроки представления налоговых деклараций различаются для физических и юридических лиц. Кроме того, сроки зависят от того, в каком виде представляется декларация: на электронных носителях с использованием сети Интернет или на бумажных носителях. Физические лица обязаны представить налоговые декларации (на бумажных носителях) к 21 марта. Если используется Интернет, то указанный срок может быть увеличен. Компании и филиалы должны представить декларации не позднее конца мая.

Налог на прибыль подсчитывается и взимается налоговыми органами до 1 августа текущего года, следующего за годом получения прибыли.

Исландия , с которой Российская Федерация заключила межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения, действующие по состоянию на 01.01.2011:

  • Налоговая служба
  • Печать доходов
  • Налоговая оценка
  • Налогооблагаемый доход
  • Налоговое удержание
  • Возврат налога
  • Налоговый щит
  • Налоговая резиденция
  • Налоговая подготовка
  • Налоговое расследование
  • Налоговое убежище
  • Сбор частных налогов
  • Налоговое сельское хозяйство
  • Налог на финансовые операции
  • Налог на валютные операции
  • Единая консолидированная база налогообложения корпораций Европейского союза (CCCTB)
  • Налог Тобина
  • Налог на испанскую
  • Налоговое выравнивание
  • Договор о налогообложении
  • Постоянное учреждение
  • Трансфертное ценообразование
  • Европейский Союз FTT
  • Правило иностранных доходов
  • Церковный налог
  • Восемь на тысячу
  • Teind
  • Десятина
  • Фискус Иудейский
  • Leibzoll
  • Храмовый налог
  • Налог на толерантность
  • Джизья
  • Харадж
  • Хумс
  • Нисаб
  • Закят

Налоги в Исландии взимаются государством и муниципалитетами. Права собственности сильны, и Исландия - одна из немногих стран, где они применяются к управлению рыболовством . Налогоплательщики платят друг другу различные субсидии, как и в европейских странах, которые являются государствами всеобщего благосостояния , но расходы меньше, чем в большинстве европейских стран. Несмотря на низкие налоговые ставки, общее налогообложение и потребление по-прежнему намного выше, чем в таких странах, как Ирландия . Правила приема на работу относительно гибкие. Налог взимается Skatturinn, налоговым и таможенным агентством Исландии, и подлежит уплате в марте каждого года.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Подоходный налог
  • 2 Налог на прирост капитала
  • 3 Корпоративный налог
  • 4 налог на добавленную стоимость
  • 5 Резиденция в Исландии
  • 6 Ссылки

Подоходный налог

Подоходный налог удерживается у источника, что называется « платой по мере поступления» (PAYE). Каждому сотруднику предоставляется личный налоговый кредит в размере 53 895 исландских крон в месяц (2018 г.), который вычитается из рассчитанных налогов. Неиспользованный кредит может быть передан одному из супругов. Обязательное пенсионное страхование сотрудников составляет 4% от валового дохода (работодатель предоставляет минимум 8%), и еще 4% от общего дохода могут быть вычтены для частного пенсионного страхования (в этом случае работодатель обязан уплатить дополнительно 2% премии к пособию. сотрудников).

До 2016 года Исландия использовала трехуровневую систему подоходного налога, основанную на уровне дохода человека. С 2016 года в Исландии используется двухуровневая система.

В 2018 году налог на прибыль составил:

Структура налога на прибыль в 2018 г.
Процентов
общегосударственный налог 22,50 и 31,80
Муниципальный налог (13,7% - 14,52%) 14,44
Общее 36,94 - 46,24

Если годовой доход физического лица ниже 1 750 782 исландских крон, подоходный или муниципальный налог уплачиваться не будет. Ежегодный налоговый кредит для физических лиц (646740 исландских крон, 2018 г.) равен освобождению от налогообложения первых 1750 782 исландских крон.

Дети до 16 лет должны платить подоходный налог в размере 6%, если их годовой доход превышает 180 000 исландских крон.

Налог на прирост капитала

Физические лица в Исландии платят 22% налог на прирост капитала (2018 г.)

Налог на развитие прироста капитала
2016 г. 2017 г. 2018 г.
Налог на прирост капитала 18% 20% 22%

Налог с корпораций

Ставка корпоративного подоходного налога в Исландии составляет 20% с 2011 года, что является одним из самых низких показателей в мире. Эти 20% предназначены для компаний с ограниченной ответственностью и компаний с ограниченной ответственностью. Корпоративный подоходный налог для других типов юридических лиц (например, товариществ) исчисляется по ставке 37,6%. Корпорации-нерезиденты, ведущие бизнес в Исландии, облагаются той же ставкой, что и корпорации-резиденты.

Налог на добавленную стоимость

Стандартная ставка налога на добавленную стоимость составляет 24%. Ряд конкретных потребительских товаров и услуг подлежат пониженной ставке НДС в размере 11% (например, продукты питания, отели, газеты, книги и энергия, такая как электричество, отопление и топливо).

Резиденция в Исландии

В целях налогообложения резидентом Исландии считается любое лицо, находящееся в Исландии 183 дня в течение любого 12-месячного периода. Лицо, которое находится в Исландии более 183 дней, считается резидентом со дня прибытия. После отъезда из Исландии налоговые обязательства физического лица прекращаются.

Нерезиденты, пребывающие в Исландии на срок менее 183 дней, облагаются национальным подоходным налогом с любого дохода. Они также облагаются муниципальным подоходным налогом, как и резиденты.

география, экономика, достопримечательности

  • НОВОСТИ
  • СТАТЬИ
  • СТАТИСТИКА
  • ФОТО

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Исландии: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, финансы

Скандинавский тип социально-рыночной экономики Исландии позволил стране быть одной из самых экономически развитых государств в мире до кризиса, который начался в стране в 2008 году. Одними из главных макроэкономических показателей страны до 2008 года являлись низкий уровень безработицы (в разные годы в этой стране уровень безработицы был 1-3%, а в июне 2010 года составлял 7,6%), высокие темпы роста экономики (до кризиса рост ВВП в начале 2000-ых в среднем составлял 4-5 %, в 2008 году 1,6 %, а в 2009 году спад ВВП составил 6,5%), равномерное распределение доходов (в 2005 году индекс Gini был на уровне всего 25) и т.д.

Единственный слабый макроэкономический показатель — высокий уровень инфляции, который держался выше 10% до кризиса, однако во время кризиса инфляция не сменилась дефляцией, как во многих развитых странах, а только снизился до 3-4%. До кризиса ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составлял более 38,000 долларов США. ВВП страны (по паритету покупательной мощности) в 2007 году составлял 12.85 млрд долларов США, в 2008 году 13.02 млрд долларов США, а в 2009 году 12.2 млрд долларов США. В 2010 году ожидается, что ВВП страны может достичь докризисного уровня (уровня 2007 года). Однако МВФ предсказывает спад ВВП страны на 3% в 2010 году и рост на 2,3% в 2011 году.

Промышленность в Исландии

Промышленность начала развиваться лишь после Второй мировой войны. В настоящее время в ней работает около трети населения. Горнодобывающая отрасль практически отсутствует (не считая небольшой разработки бурого угля, пемзы и исландского шпата). С конца 1960-х ведется производство алюминия из импортного сырья (диоксида алюминия); полученный металл экспортируется. Основная промышленная отрасль - переработка рыбы, изготовление филе и свежезамороженной рыбы. Имеются судоверфи и судоремонтные предприятия, обслуживающие рыболовный флот.

Производятся готовое платье, обувь, металлические изделия, электрооборудование, мебель и строительные материалы. Работают фабрика минеральных удобрений (близ Рейкьявика), цементный завод (в Акранесе). С 1979 года налажено производство феррокремния (сплава железа и кремния).

Исландия обладает большими запасами гидроэнергии. Потенциальная выработка гидроэнергии оценивается в 80 млрд. кВт•ч в год. В настоящее время используется всего 6% гидроэнергоресурсов. Кроме того, имеется огромный потенциал геотермической энергии, которая широко используется в коммунально-бытовом и парниковом хозяйствах. Свыше половины потребностей Исландии в энергии удовлетворялось за счет импорта нефти. Раньше нефть поступала из СССР, теперь в основном из Великобритании и Норвегии. Из общих запасов технологически доступных ресурсов только 70% целесообразно эксплуатировать по финансовым соображениям. Производство энергии в 2004 году составило 5 млрд. кВт, из них на долю гидроэлектроэнергии приходилось 95%.

Статистические показатели Исландии
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км102.9
Население, млн. человек0.3
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США13.6
Инфляция, %5.3
Уровень безработицы, %5.6

В конце 20 в. потребление энергии в Исландии ежегодно увеличивалось в среднем на 7%. Примерно половина вырабатываемой энергии потреблялась энергоемкими отраслями промышленности. Треть энергопотребления удовлетворялась за счет импортного топлива. Даже при более высоком уровне развития энергетики страны рыбопромысловый флот останется главным потребителем импортной нефти.

Внешняя торговля Исландии

Для внешней торговли до недавних пор был характерен отрицательный баланс, поскольку Исландия не обладала существенными природными ресурсами и зависела от ввоза нефтепродуктов и продуктов питания. В настоящее время эту тенденцию удалось переломить. В 2002 году стоимость экспорта достигла 2,3 млрд. долл. США, а импорта - 2,1 млрд. долл. США. Основной продукт экспорта - рыба и рыбопродукты (70%). Вывозятся также продукты сельского хозяйства, алюминий, диатомит, феррокремний. Основные партнеры: Германия (18%), Великобритания (17,5%), Нидерланды (11%), США (11%), Испания (5%), Дания (5%), Португалия (4%), Норвегия (4%). В Исландию ввозятся машины и оборудование, нефтепродукты, продукты питания, текстиль и т.д. Главные партнеры: США (11%), Германия (11%), Дания (8,5%), Норвегия (85), Великобритания (7,5%), Нидерланды (6%), Швеция (6%).

Сельское хозяйство Исландии

В Исландии обрабатываются все земли, которые можно использовать в сельскохозяйственных целях, что занимает только 1 % территории страны. При этом только 5 % населения заняты в сельском хозяйстве, а валовая продукция сельского хозяйства составляет только 1,4 % от ВВП (2005 год). При этом нельзя сказать, что сельское хозяйство Исландии — отсталая отрасль. В 2006 году в стране насчитывалось около 4500 ферм, из которых примерно 80 % принадлежали частным лицам. В 2008 году в Исландии было более 130,000 голов крупного рогатого скота, около 460,000 овец (почти вдвое больше населения страны), 75,000 лошадей (см. исландская лошадь), около 500 коз, более 4,000 свиней и около 200,000 кур.

В последние годы начали развиваться направления сельского хозяйства, которые не были традиционными для этой страны. Так за последние 20 лет сбор урожая пшеницы вырос более чем в 20 раз, составив 11 тысяч тонн.

Рыболовство и переработка рыбы. Эта отрасль дает работу 12% населения и 70% экспортных поступлений страны. Основные промысловые объекты - треска (в водах у юго-западного побережья с января по май), сельдь (у северного побережья с июня по сентябрь) и т.д. В связи с уменьшением уловов сельди и трески и сокращением рыбных ресурсов Северной Атлантики в последние годы возросло значение мойвы и сайды.

В рыболовстве широко используются моторные катера с тралами. Треска перерабатывается, в первую очередь, в Рейкьявике; сельдь солят и перерабатывают в рыбий жир и рыбную муку в Сиглюфьёрдюре и других городах на северном побережье. В 1989 под давлением международной общественности и под угрозой бойкота исландских товаров Исландия согласилась присоединиться к мораторию на промысел китов. В середине 1990-х правительство одобрило возобновление китобойного промысла в ограниченных масштабах.

Транспорт в Исландии

Транспорт в Исландии представлен автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями, морскими судами и самолётами. Железные дороги полностью отсутствуют.

Автодороги. Строительство автодорог началось в 1900-е годы. С 1980-х гг. сеть автодорог была существенно расширена. Большое распространение получили автобусы, работающие на метане и водородном топливе. Автомобильные дороги: всего проложено 13 058 км (4397 км покрыты гравием (не включая городских дорог), 8661 км — грунтовые). Круговая дорога №1 длиной 1339 км покрыта асфальтом.

Международные перевозки. Междугородние и международные перевозки осуществляются в основном авиационным и морским (в том числе каботажным) транспортом. Национальная авиакомпания Icelandair (или «Флюглейдир») является одним из крупнейших работодателей страны. До 1979 года это были две компании — «Флюгфеланд Исландс» и «Лофтлейдир». «Флюгфелаг Исландс» обслуживала внутренние рейсы и связывала Исландию с Великобританией, скандинавскими странами и материковой Европой. Компания «Лофтлейдир» совершала полёты в США, скандинавские страны, Великобританию и Люксембург.

Всего по данным на 2007 год в Исландии 99 аэродромов. Из них: аэродромы с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос — 5 (одна — свыше 3047 м, три — от 1524 м до 2437 м, одна — от 914 м до 1523 м); аэродромы с грунтовыми взлётно-посадочными полосами — 94 (три — от 1524 м до 2437 м, 28 — от 914 м до 1523 м, 63 — короче 914 м). Имеются два международных аэропорта: Рейкьявик и Кеблавик.

Морской транспорт. Важнейшие морские порты: Акюрейри, Raufarhofn, Сейдисфьордюр, Рейдарфьордюр, Хёбн, Вестманнаэйяр, Торлфуксхёбн, Кеблавик, Страумсвик, Рейкьявик, Исафьордур.

Общее водоизмещение торговых судов 192 тыс. т. В стране действуют три крупные компании — Исландская пароходная, Государственная судоходная и Кооперативная судоходная. Пароходы и моторные суда регулярно курсируют между прибрежными городами и посёлками. Поддерживается морское сообщение с США, Великобританией, Германией, Данией и Норвегией.

Торговый флот - 2 грузопассажирских корабля, также судов, зарегистрированных в других странах - 37 (Антигуа и Барбуда - 12, Багамские острова - 1, Белиз - 2, Дания - 2, Фарерские острова - 1, Гибралтар - 1, Мальта - 5, Маршалловы Острова - 3, Норвегия - 3, Сент-Винсент и Гренадины - 7).

Финансовая система Исландии

В конце 90-ых в Исландии началось развитие финансовой системы. Страна, бoльшая часть ВВП которой приходилась на рыболовство, стала одним из главнейших финансовых центров Европы. Развитие финансовой системы Исландии имело как положительное, так и отрицательное влияние на экономику страны. Положительное влияние заключалось в стимулировании экономики страны в целом, укреплении банковской системы, повышении реальных доходов населения и так далее. Однако такое быстрое развитие привело к так называемой голландской болезни, крайне слабой диверсификации экономики, что и послужило причиной тому, что кризис ударил по этой стране сильнее, чем по другим развитым странам. В 1985 была организована Исландская фондовая биржа, изначально как совместное предприятие некоторых банков и брокерских фирм по инициативе центрального банка Исландии. Рынок финансовых услуг регулируется централизованным органом — Управлением по финансовому надзору Исландии.

Банковская система Исландии

До 2006 года банковская система Исландии была одной из самых развитых в мире. Исходя из исследований, сделанных компанией «Moody’s» в апреле 2006 года, три самые крупные банки страны, Глитнир, Койптинг и Ландсбаунки, были в устойчивом финансовом положение, однако их деятельность оказалась под угрозой некоторых рисков. До кризиса, сильными сторонами банковской системы Исландии являлись: диверсификация доходов и расходов по типам бизнеса и по географическому принципу; большая вероятность государственной помощи в случае неблаготворных явлений в банковской системе; хороший финансовый фундамент; высокая эффективность; качественный портфель финансовых обязательств; менеджмент кредитных рисков на высоком уровне; а также адекватный уровень капитализации. До кризиса слабыми сторонами банковской системы Исландии являлись: дисбаланс в экономической и социальной сферах экономики из-за удерживания доходов и расходов на одном уровне и жесткая конкуренция внутри банковской системы страны.

Денежно-кредитная политика Исландии

Центральный банк ИсландииВ Исландии регулятором денежной массы является Центральный банк Исландии, который координирует денежно-кредитную политику страны. Главные задачи Центрального Банка Исландии стабилизация цен, управление инфляцией и курсом национальной валюты страны. Центральный банк Исландии должен каждый год опубликовать данные о денежной массе страны, а также дать оценку национальной валюте и предсказать инфляцию на три года вперед, исходя из исследований динамики макроэкономических показателей. Главная цель Центрального банка Исландии — стабилизация цен и удерживание инфляции на низком уровне. Интервенция в иностранную валюту допускается только если с помощью ее удерживается рост инфляции. Из-за высокого уровня инфляции ставка рефинансирования центрального банка беспрерывно росла до января 2009 года, когда она сoставляла 18 % и была одной из самых высоких в мире. После того как Центральный банк Исландии несколько раз уточнял ставку рефинансирования, снижая ее, в мае 2009 года ставка достигла уровня 13 % (уровень сентября 2006 года), а в третьем квартале 2010 года ставка была снижена до 4,5%.

Налогово-бюджетная политика Исландии

Основные источники государственных доходов — налоги, таможенные пошлины и прочие платежи. Государство получает значительные доходы от коммерческих предприятий, которыми оно распоряжается, например от почтовой и телефонной, судоходства, а также ряда монополий (продажа алкогольных напитков и табачных изделий). Помимо обычных государственных расходов, правительство Исландии тратит средства на содержание артистов и писателей и на субсидирование сельского хозяйства и различных промышленных отраслей. До 2008 года бюджет страны был профицитным, в отдельные годы был небольшой дефицит. Однако в 2008 году дефицит бюджета Исландии составил 1,4 млрд. долларов США.

В программе МВФ по оказании помощи наиболее уязвимым странам мира Исландия занимала одно из главных мест. Хотя и бюджет Исландии всегда имел социальное направление, главной целью налогово-бюджетной политики страны во время кризиса стало повышение социальных расходов. В 2009 году автоматические стабилизаторы действовали с небольшими ограничениями, что означает, что обширная система социальной защиты Исландии помогла смягчить удар для наиболее уязвимых групп. На 2010—2012 годы была запланирована фискальная консолидация, которое имеет своей целью постепенный и упорядоченный возврат к устойчивым уровням заимствования при сохранении принятой Исландией североевропейской модели государства всеобщего благосостояния. С этой целью в бюджете на 2010 год были сохранены ключевые программы социальных расходов и даже были введены новые программы для решения конкретных проблем. Среди новых программ искоренение безработицы среди молодежи и чрезмерной задолженности домашних хозяйств. Теперь в процессе планирования бюджета главное место отводится консультациям с социальными партнерами и достижению консенсуса.

В Исландии существуют девять налоговых ведомств, каждый из ко торых управляется начальник налогового департамента. В этой стране одни из самых высоких ставок налогов. Так ставка налога на добавленную стоимость в Исландии — 24,5 %. Ставки налога на прибыль в Исландии: 37,2 % — для частного предпринимателя; 26 % — для партнёрства. Сами партнёры освобождаются от дальнейшего налогообложения в Исландии; 18 % — для компании и филиала. Выплачиваемая акционерам прибыль подлежит дополнительному налогообложению по ставке 15 %.

Базой для удержания подоходного налога являются доходы после вычитания взноса в пенсионный фонд. Подоходный и муниципальный налоги взыскиваются наличными, они составляют на 2009 год 37,2 %. Эти налоги удерживаются наличными каждый месяц с зарплаты или других доходов.

Промышленность Исландии является одним из столпов экономической системы. Основана на социально-рыночных принципах, которые характерны для всех скандинавских стран, благодаря чему экономика Исландии до 2008 г. была одной из самых развитых в мире. Потом наступил мировой финансовый кризис, который принес стране проблемы в сельском хозяйстве, промышленности, различных сферах жизни.

Экономика Исландии

Высокая динамика экономического роста практически свела к нулю безработицу, способствовала равномерному распределению доходов и реализации макроэкономических проектов.

Темпы экономического роста до кризиса

Основные тенденции экономики до 2008 года:

  • Безработица в Исландии составляла от одного до трех процентов, после 2008 г. превысила 7,6 %.
  • До середины нулевых рост валового внутреннего продукта каждый год составлял 4–5 %. Потом произошел спад в два-три раза. Рекордным стал 2009 г., когда ВВП снизился на 6,5 %.
  • Инфляция до 2008 г. находилась на отметке в 10 %. С наступлением кризиса многие эксперты предсказывали, что будет дефляция, но этого не произошло. Инфляция снизилась на 3–4 %.
  • ВВП на душу населения по паритету покупательной способности достигал 38 тыс. долл. США и больше.
  • ВВП Исландии в 2007 г. составил 12,85 миллиарда долларов США, в 2008–2010 гг. показатель валового внутреннего продукта упал на 3 %.

Таким образом, по основным показателям Исландия докризисного периода демонстрировала активное развитие экономики, что позволяло постоянно снижать уровень безработицы, поднимать благосостояние населения, вкладывать деньги в развитие сельского хозяйства и промышленности.

Об уровне жизни в Исландии сейчас, можно узнать по ссылке.

Структура промышленности

До второй половины 40-х годов собственного промышленного сектора в экономике страны практически не было. Толчок к развитию промышленность получила после окончания Второй мировой войны, чему способствовало строительство объектов и инфраструктуры.

Структура занятости

Промышленность в структуре занятости населения Исландии занимает 22,6%

Занятость населения Исландии в промышленности сегодня составляет около 30 %.

Промышленность выглядит следующим образом:

  • Практически полное отсутствие горнодобывающей отрасли. Разрабатываются небольшие месторождения бурого угля, шпата и пемзы.
  • Производится алюминий, для чего завозится сырье из других государств. Исландский алюминий закупают соседние страны Европы.
  • Основой промышленности Исландии являются переработка рыбы, создание запасов свежемороженой рыбы и изготовление филе. Экспорт рыбы способствовал развитию флота, который работает на вылов продукции, а также строительству судовых верфей и судоремонтных предприятий.
  • Развитие платяной и обувной промышленности.
  • Выпуск стройматериалов, мебели, металлических изделий, электрического оборудования.
  • С конца 70-х гг. в Исландии запустили производство феррокремния (соединение железа и кремния). Часть продукции идет на экспорт.
  • Отличные условия для развития гидроэнергии.

В пригороде столицы страны Рейкьявике была открыта фабрика, которая специализируется на выпуске минеральных удобрений.

Энергетическая промышленность

Влияние мирового кризиса на Исландию практически не отразилось на энергетическом секторе. Государство имеет собственные огромные запасы гидроэнергии, которая в год дает 80 миллиардов киловатт в час.

В стране задействовано для постоянного использования всего 6 % водных ресурсов, помогающих развитию гидроэнергетики. С ее помощью производится 95 % всей энергии страны. Остальные 5 % поступают от других источников.

Большое значение имеет и использование геотермической энергии для парникового и коммунально-бытового хозяйства. Доля геотермальной энергии составляет почти 25 % от общего количества вырабатываемых энергоресурсов.

На островах Гримсей и Флатей, которые остались не подключенными к национальной энергетической сфере, не производится энергия. Здесь находятся аварийные генераторы, которые нужны на случай чрезвычайных ситуаций.

Остальная часть территории Исландии подсоединена к национальной сети в соответствии с требованием правительства. Соответствующий закон предписывает делать это всем электростанциям мощностью в 1 МВт.

Довольно часто исландцы, которые являются владельцами мини-станций, выполняют распоряжение только для того, чтобы продавать электроэнергию.

Компании-лидеры по производству электроэнергии в Исландии

Энергетическая сфера Исландии представлена тремя компаниями

Самым крупным производителем является Национальная энергетическая компания Ландсвиркьюн, которая производит в час 12,469 ГВт (75 % всей электроэнергии в стране).

На втором месте — компания Рейкьявик Энерджи (2,138 ГВт/час, или 12 % от общего числа энергии). На третьем — HS Orka (1,431 ГВт/час, почти 9 % от объема национального производства).

Энергетическая сфера развивается за счет импорта нефти, которую раньше ввозили из Советского Союза. Сейчас основными поставщиками выступают Британия и Норвегия.

Потребление энергии с каждым годом увеличивается на 7 %. Большая часть энергетической продукции идет в энергоемкие отрасли промышленности. Например, рыбный флот не может существовать без завозимой из-за границы нефти.

Славится Исландия надежными и хорошо защищенными линиями электропередач. В стране принят специальный Закон электроэнергии, предоставляющий особые права операторам систем передачи и распределения.

Системным оператором передачи электроэнергии в Исландии является Landsnet hf. В ее управлении находятся линии передач от 33 до 220 кВ.

Обзор энергетической отрасли Исландии, в видео.

Аграрный сектор экономики

Под сельское хозяйство в Исландии используют 1 % земель, на которых работает 5 % трудоспособного населения страны. Объем валовой сельскохозяйственной продукции в ВВП составляет около 1,5–2 %.

Несмотря на небольшие размеры аграрного сектора, в Исландии сельское хозяйство не является отсталым. Работают 4,5 тыс. ферм, из которых почти 80 % принадлежат частным предпринимателям, а 20 % — государственным структурам. На фермах разводят скот и птицу:

Животноводство Исландии

  • Рогатый — около 130 тыс. голов.
  • Овец — 460 тыс.
  • Лошадей — 75 тыс.
  • Коз.
  • Свиней.
  • Кур.

Кроме того, расширяются размеры сельскохозяйственных площадей в Исландии, отведенных под пшеницу. Сбор урожая этой культуры за двадцать лет вырос в 20 раз. Фермеры стали собирать ежегодно почти 11 тыс. тонн пшеницы.

Маленькой Исландии это позволяет удовлетворить внутренние потребности и вывозить зерно на экспорт.

Рыбное хозяйство

В этой отрасли занято 12 % населения страны. Ловят треску, сельдь, мойву, сайду. Для рыбной ловли используются моторные катера с тралами. На экспорт отправляется 70 % продукции.

Крупнейшие страны-экспортеры рыбы

Среди стран-экспортеров рыбы Исландия занимает почетное 2 место

Основные центры заготовки и переработки рыбы сосредоточены в Рейкьявике и Синглюфьердюре, которые расположены на северном побережье Исландии. В столице специализируются на засолке и переработке сельди, изготовлении рыбьего жира и рыбной муки.

Ранее в Исландии активно развивался и китобойный промысел, но в конце 80-х годов правительству пришлось отказаться от него. Спустя пять-шесть лет эта отрасль была возрождена, но в сильно ограниченных масштабах, поскольку международные партнеры и организации грозили бойкотировать товары и продукцию из Исландии.

Допустить этого правительство не могло, поскольку необходимо преодолевать последствия мирового кризиса и способствовать подъему ВВП. Для этого не только традиционный промысел возродили, но и стали приглашать на работу мигрантов из других стран.

Беженцев, которые добираются в Исландию, привлекают к работам в рыбном хозяйстве и аграрном секторе. Благодаря этому экономика преодолевает трудности, население получает рабочие места.

Банковская и финансовая система

Становление и развитие современной банковско-финансовой системы началось в конце 90-х годов. В то время ВВП формировался за счет рыболовства, что положительно отразилось на финансовой системе Исландии и превратило страну в главный финансовый центр Европы. Это оказало следующее влияние на экономику государства:

  1. Стимулирование экономической системы.
  2. Укрепление банков и банковской системы.
  3. Улучшение благосостояния исландцев и повышение их реальных доходов.
  4. Развитие налоговой системы.
  5. Поступление налогов в государственный бюджет и т. д.

При этом наблюдались и отрицательные явления, затронувшие финансовую систему:

  • Слабая диверсификация экономики.
  • Сильное влияние на экономику мирового финансового кризиса.
  • Развитие так называемой голландской болезни, или эффекта Гронингена.

Несмотря на наличие подобных неоднозначных тенденций, в середине 80-х годов в Исландии была создана фондовая биржа, которую сформировали банки и брокерские фирмы. Инициатором выступил Центральный банк Исландии. Под государственный централизованный контроль попал рынок финансовых услуг.

Не менее развитой, чем финансовая, является и банковская система. До 2006 г. в стране работало три крупных банка — Глитнир, Койптинг и Ландсбаунки, которые отличались стойкостью и стабильностью. Тем не менее финансовый кризис 2008 г. пошатнул деятельность банков, в том числе и вышеназванных.

ВВП на душу населения по годам и другие таблицы

Таблица 1. Сравнение показателей ВВП в Исландии с 1970 по [god3] г. (долл. США)

ВВП Исландии, долл. США

1970 1980 1990 2000 2010 2020
0,53 млрд 3,4 млрд 6,5 млрд 8,9 млрд 13,3 млрд 20,3 млрд

Таблица 2. Сравнение объемов национального дохода с 1970 по [god3] г. (долл. США)

1970 1980 1990 2000 2010 2020
0,52 млрд 3,3 млрд 6,2 млрд 8,6 млрд 11,2 млрд 20,6 млрд

Таблица 3. Сравнение показателей по добавленной стоимости с 1970 по 2016 г. (долл. США)

1970 1980 1990 2000 2010 2020
0,47 млрд 2,8 млрд 5,6 млрд 7,6 млрд 11,8 млрд 17,7 млрд

Таблица 4. Структура экономики Исландии в двухтысячных годах (в %)

Отрасль 2000 2010 2020
Сельское хозяйство 8,3 7,4 5,7
Промышленность 17,4 20,3 15,1
Строительство 9,2 4,4 7,3
Торговля 13,3 10,3 14,1
Транспорт 11,6 9,9 12,2
Сфера услуг 40,3 47,8 45,7

Таблица 5. Динамика торгового баланса с 2000 по [god3] г. (долл. США)

Работа в Исландии
буклет на русском языке исландской Конфидерации Профсоюзов.
(240 КB. pdf)

Налогообложение в Исландии

Лица пребывающие в Исландию для временной и постоянной работы, должны зарегистрироватся в Национальном регистре и получить идентификационный номер, также они должны получить налоговую карту в Государственном налоговом департаменте. Лица не являющиеся гражданами Скандинавии или ЕС, должны получить разрешение на работу.
Иммиграционное управление и Комитет по трудоустройству предоставляют подробную информацию о выдаче разрешений на жительство и работу.
Лица не проживающие в стране постоянно, но пребывающие в Исландию для временной работы, на срок менее 6 месяцев на протяжении 12 месяцев, подлежат налогообложению, в соответствии с доходами получаемыми в этой стране. Под доходами подразумеваются зарплата, выплаты, связанные с работой, льготы и т.д. Правило вычета от этих доходов те же, что и у лиц подлежащиx полному налогообложению т.е. вычет ввиду обязательного взноса в пенсионный фонд 4% от доходов и дополнительный взнос в накопительный фонд 4%
При налогообложении лиц с ограниченным обязательным налогом, предусматриваются налоговые скидки и скидки для тех, кто занимается морским делом, но не предусматриваются ни пособие на детей, ни дивиденды.
Вышеуказанные лица выплачивают 24,1% подоходного и 13,1% муниципального налогов. Лица, работающие в стране 6 или более месяцев в течение года, облагаются теми же неограниченными обязательными налогами, что и лица проживающие в стране постоянно, под этим подразумевается уплата подоходного налога от всей суммы доходов. Полное налогообложение подразумевает и возврат определенных процентов по тем же правилам, что и лицам проживающим в стране постоянно, а подоходные и муниципальные налоги насчитываются также как указывалось выше.

Уплата налога
Базой для удержания налога являются доходы после вычитания взноса в пенсионный фонд. Подоходный и муниципальный налоги взыскиваются наличными, они составляют на 2009 год 37,2%. Эти налоги удерживаются с зарплаты, наличными, ежемесячно. При вычете налогов предусматриваются налоговые скидки, которые составляют 42.205 Исл.кр. в месяц на 2009 год, у моряков налоговая скидка составляет 987 крон в день.
Работодатель обязан удерживать налоги из зарплаты сотрудников, а сотрудники обязаны предоставить ему налоговую карту, чтобы у них была возможность получить налоговую скидку.
Важно хранить платежные ведомости, так как они являются подтверждением выплаты вами налогов.

Пример вычисления налога:

Месячная зарплата 300.000 Исл.кр
4% вычета - взнос в пенсионный фонд 12.000
Остаток 288.000
Уплата налога в процентах, в 2009 году – 37,2% от 288,000 = 107.136
Вычет налоговой скидки(компенсация) 42.205
т.е. налог составляет 64.931
Зарплата после вычета налога и взноса в пенсионный фонд составляет 223.069

Лица пребывшие в страну на определенный срок и получившие идентификационный номер в Национальном регистре, получают Налоговую карту в Государственном налоговом департаменте.
Налоговая карта дает право лицу получить налоговую скидку во время пребывания в стране. Время пребывания считается по количеству дней зарегистрованных в Национальном регистре, т.е. со дня приезда до дня отъезда включительно. Поездка в полагаемый отпуск является естественным в этом промежутке времени и это время не вычитывается от общего количества дней.
Налоговую карту нужно передать работодателю как только лицо начинает работать, чтобы работодатель мог использовать ее при выплате зарплаты. Если у работодателя не будет налоговой карты, то он не сможет начислить налоговую скидку.

В Исландии девять налоговых ведомств, каждым из них управляет начальник налогового департамента.
Налоговую декларацию нужно подать в налоговый департамент, в крайнем случае, за неделю раньше до отъезда из страны, бланки находятся в офисах налогового департамента.
В налоговой декларации обязательно нужно указать домашний адрес за границей и полное имя вашего представителя в Исландии. Если налоговая декларация не сдается до отъезда, то нужно просить об отсрочке сдачи декларации.
Декларацию можно заполнять как от руки, так и по компьютеру на сайте www.skattur.is Если выбирается электронный вариант, то нужно заказать код доступа на том же сайте, так же можно, используя код доступа, посмотреть взыскания и налоговую ведомость в электронном виде.

Налогообложение
Налогообложение происходит в конце июля следующего года за предыдущий год, т.е.в июле 2018 года считаются налоги за 2017 год.Если налоговая декларация не была сдана, то налоговый департамент составляет перечень доходов и высчитывает налог по этим показателям.

Жалобы
Срок подачи жалобы в связи с налогообложением составляет 30 дней после получения извещения. Жалоба послается в налоговый департамент.
Постановление налогового департамента можно обжаловать в Государственной комиссии по распределению налогов.
Взыскание
В Рейкьявике взысканием налогов занимается Таможенный департамент, а за его пределами – Префект(сислюмадюр - высшее должностное лицо в округе)
Государственный налоговый департамент | Laugavegur 166 | 150 Reykjavik | Тел 563 1100
Факс 562-4440 | Эл.почта rsk@rsk.is | www.rsk.is

Ставки налога на прибыль в Исландии:

37.2% - для частного предпринимателя;
26% - для партнёрства. Сами партнёры освобождаются от дальнейшего налогообложения в Исландии;
18% - для компании и филиала. Выплачиваемая акционерам прибыль подлежит дополнительному налогообложению по ставке 15%.

Читайте также: