Косвенное финансирование обучающихся налоговые льготы гарантии возврата кредитов

Опубликовано: 17.05.2024

автор статьи Инна Дятлова узнала об образовательном кредите

Кредит с господдержкой выдают на получение высшего образования. С помощью кредита можно оплатить обучение на бакалавриате, в магистратуре, аспирантуре и второе высшее образование.

Это целевой кредит, поэтому заемщик не получает денег на руки — банк перечисляет их на расчетный счет вуза. В зависимости от правил учебного заведения, банк перечисляет деньги сразу за весь срок обучения или выплачивает по семестрам.

Порядок оформления и погашения долга по образовательному кредиту отличается от стандартных выплат потребительского займа:

    не нужно подтверждать доходы или предоставлять залоговое имущество, чтобы оформить кредит;

заемщик получает льготный период на время учебы и 9 месяцев после окончания вуза — банк дает дополнительное время, чтобы заемщик нашел работу;

во время льготного периода заемщик может гасить только проценты по кредиту, а основной долг начнет выплачивать, когда окончит вуз;

первые два года обучения заемщик может выплачивать только часть процентов — не менее 60% суммы платежа по процентной ставке в первый год и не менее 40% суммы платежа по процентной ставке во второй год;

начиная с третьего года проценты по кредиту нужно выплачивать полностью;

льготный период могут продлить, если студент оформил академический отпуск по беременности, родам и по уходу за ребенком;

  • после окончания льготного периода заемщик равными платежами выплачивает сумму основного долга, текущие проценты и проценты за первый и второй годы пользования кредитом.
  • Получить образовательный кредит с господдержкой может любой россиянин, который соответствует установленным требованиям:

      возраст старше 14 лет;

    договор на обучение заключен с абитуриентом — если договор с вузом подписали родители, льготный кредит оформить не получится;

    образовательное учреждение прошло государственную аккредитацию и расположено на территории России.

    По данным портала Vuzopedia, государственную аккредитацию прошли 729 высших учебных заведений. Однако Сбербанк заключил договоры только с 543 вузами. Если выбранный вами вуз не входит в список партнеров Сбербанка, в кредите вам, скорее всего, откажут.

    Несмотря на лояльные условия к заемщику, ему непросто получить одобрение банка. Например, по статистике, в 2019 году насчитывалось более четырех миллионов студентов, а кредит с господдержкой получили всего 3000 человек. В 2020 году количество выданных образовательных кредитов увеличилось в 4 раза, но это всего лишь 1% от общего числа студентов.

    Статистика по количеству студентов и преподавателей в 2019 году в России

    Чтобы получить кредит с господдержкой, нужно действовать по стандартной схеме:

    • подать заявку на кредит в отделении банка — ее можно подать до официального зачисления в вуз;
    • дождаться одобрения заявки;
    • принести в банк необходимые документы;
    • подписать кредитный договор.

    Список необходимых документов:

    • паспорт с отметкой о постоянной регистрации;
    • справка о временной регистрации, если студент учится не по месту прописки;
    • договор с учебным заведением;
    • заявление-анкета;
    • квитанция или счет на оплату от вуза.

    Если заемщику нет 18 лет, то потребуются дополнительные документы:
    • свидетельство о рождении;
    • паспорт одного из родителей;
    • письменное согласие одного из родителей;
    • анкета, заполненная родителем.
    После подписания кредитного договора банк переводит необходимую сумму на расчетный счет вуза или на отдельный счет, если возможна посеместровая оплата.

    Схема погашения кредита выстроена так, чтобы в первые годы обучения финансовая нагрузка на студента была минимальной. В льготный период — он длится на протяжении всего срока обучения и 9 месяцев после окончания вуза — заемщик платит только проценты по кредиту:

    • в первый год заемщик может оплачивать всего 40% от начисленных процентов;
    • во второй год — 60% от начисленных процентов — порядок выплат определен условиями Сбербанка;
    • с третьего года и до окончания льготного периода заемщик полностью оплачивает платежи по текущим процентам;
    • после окончания льготного периода заемщик выплачивает тело кредита, текущие проценты и проценты за 1 и 2 годы обучения.

    Если вуз принимает посеместровую оплату, банк начисляет проценты только на ту сумму, которую он перечислил вузу. Проценты по кредиту начисляют со следующего месяца после заключения кредитного договора. В договоре прописан график платежей и точные суммы выплат. При желании заемщик может погасить кредит досрочно.

    Договор льготного кредитования может заключить только абитуриент или студент вуза, а вносить ежемесячные взносы может как сам заемщик, так и его родители.

    онлайн-калькулятор образовательного кредита с государственной гарантией

    Если вуз принимает посеместровую оплату, заемщику-студенту необходимо приносить в банк квитанции на оплату каждого семестра. Квитанция подтверждает, что заемщик продолжает учиться в вузе на платном отделении.

    Если стоимость обучения выросла, необходимо подать в банк заявление на увеличение кредита. К заявлению заемщик прикладывает документы, подтверждающие возросшую стоимость обучения, например, дополнительное соглашение с вузом или выписку из приказа вуза.

    Заемщик может перейти на бюджет — льготный период для него не аннулируется, и срок кредитования сохраняется. Банк прекращает перечислять в вуз следующие части кредита. Когда закончится льготный период, заемщик обязан вернуть банку деньги, фактически перечисленные на счет вуза.

    Если заемщик перевелся в другой вуз, кредит остается. Заемщику нужно документально подтвердить перевод — принести договор с новым вузом. Банк будет перечислять деньги по новым реквизитам.

    Льготный период продлевается, если студент берет академический отпуск или уходит служить в армию. А если студент отчислен, он обязан начать выплачивать основной долг по кредиту плюс проценты со следующего месяца после отчисления.

    Кредит можно погасить досрочно с первого дня после получения займа или его первой части. Но после погашения кредитный договор считается исполненным. Если студент продолжает учиться и ему нужны заемные деньги на оплату следующих семестров, необходимо оставлять задолженность больше 100 ₽.

    Елизавета Кобрина

    В 2020 году бизнес получил субсидии и льготные кредиты — поддержку в связи пандемией коронавируса. Теперь пришла пора отражать все деньги в отчётности. Эксперты Норматива помогли разобраться с бухгалтерским и налоговым учётом кредитов и субсидий.

    • Коронавирусные субсидии в декларации по УСН
    • Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %
    • Бухучёт кредита на возобновление деятельности
    • Бухучёт коронавирусных субсидий
    • Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

    Коронавирусные субсидии в декларации по УСН

    Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

    Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

    Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

    Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %

    Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

    Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

    В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

    Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

    Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

    При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

    Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

    В КУДиР сумма субсидии отражается так:

    • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
    • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

    Льготный кредит под 2 % годовых

    Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

    Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

    Если выполняются все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

    Бухучёт кредита на возобновление деятельности

    Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

    В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:

    Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.

    Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

    Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

    После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

    • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
    • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

    Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

    Бухучёт коронавирусных субсидий

    Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

    Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

    В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают.

    Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

    У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

    • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
    • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
    • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
    • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
    • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

    Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

    Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)

    Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.

    Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

    В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.

    В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

    • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
    • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
    • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

    Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления».

    Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

    Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

    Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

    Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).

    В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

    Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Льготное кредитование — отличное решение для тех, кто на старте проекта столкнулся с финансовыми проблемами. Нехватка инвестиций способна загубить любое дело, даже если есть грамотный бизнес-план. На какую поддержку может рассчитывать предприниматель в сложной ситуации — тема данной статьи.

    Что такое льготное кредитование малого бизнеса

    Финансирование на льготных условиях — это процедура, в результате которой заемщик получает кредит на более привлекательных условиях по сравнению со стандартными. Применительно к малому бизнесу такой займ помогает запустить предприятие и начать работать на окупаемость проекта.

    В качестве преференций предприниматель получает:

    • заниженную ставку — в результате чего общая переплата будет меньше;
    • длительные сроки возврата долга;
    • повышенный лимит.

    Льготное кредитование проводится в рамках специальных программ, части из которых проводит государство, а часть — кредитные организации-партнеры.

    Что такое льготное кредитование малого бизнеса

    Обзор программ льготного кредитования предпринимателей от российских банков

    В ситуациях, когда бизнес-проект не попадает под действие программ, которые предлагает государство, воспользуйтесь альтернативой и обратитесь в банки . У них есть негосударственные фонды, готовые оказать помощь.

    Получить льготный кредит можно в банках-партнерах Корпорации МСП.

    Рассмотрим, что предлагают клиентам популярные финансовые учреждения.

    Государственное субсидирование

    Гранты

    Грант — программа, которая работает на региональном уровне. Получить ссуду можно безвозмездно. Средняя сумма — 600 тысяч рублей. В некоторых направлениях деятельности, например, животноводстве, выдают гранты до 3 миллиона рублей. Средства выделяют на конкурсной основе. Недостаток грантов — получить его удается ограниченному числу кандидатов.

    Основные претенденты:

    • бизнесмены, проекты которых находятся на этапе развития, а период деятельности составляет не более одного года;
    • компании, которые готовы трудоустроить большое количество сотрудников.

    Федеральные программы

    Федеральные программы осуществляют финансирование из двух источников — бюджета государства и региональных фондов. Льготный лимит — до 25 миллионов рублей. Приоритет за инновационными проектами, сферой производства, научной работой.

    Налоговые преференции и компенсации

    Смысл такого стимулирования состоит в том, что государство берет на себя часть расходов предпринимателя. Компенсировать выплаты могут производителям услуг, инновационным бизнес-проектам, производителям импортозамещающих категорий товаров.

    В качестве послабления эффективно работают налоговые каникулы. Предприниматель имеет право в течение двух налоговых периодов не перечислять налоги. Под действие программы попадают:

    Налоговые преференции и компенсации

    • начинающие бизнесмены;
    • фирмы на упрощенной системе или ПСН.

    Кто может претендовать

    Льготное кредитование — это целевой займ. Как вариант — на модернизацию или расширение производства. Треть заемного капитала может быть израсходована на текущие статьи, если они относятся к конкретному бизнес-проекту.

    Чтобы стать кандидатом на получение финансирования, заявитель должен соответствовать ряду требований:

    • деятельность осуществляется на территории РФ, а бизнес прошел официальную регистрацию;
    • проект классифицируется как средний или малый бизнес. Под эти категории попадают предприятия, штат которых не превышает 250 сотрудников, а годовой оборот не больше двух миллиардов рублей;
    • организация состоит в едином перечне субъектов МСП;
    • совокупный долг налоговым службам не более 50 000 рублей;
    • если ранее заявитель уже пользовался услугой государственного финансирования, его история по этому займу как плательщика должна быть безупречной;
    • у предприятия не должно быть задолженности по оплате труда персонала;
    • компания не имеет открытого судебного производства на предмет банкротства.

    Справка! Через корпорацию МСП взять целевой займ могут предприятия любой сферы деятельности. Процентная ставка — 10,1%.

    На более низкие ставки от корпорации, а также Министерства экономического развития вправе претендовать бизнесмены, деятельность которых входит в перечень приоритетных направлений. Список регламентируется на государственном уровне и включает следующие отрасли:

    • сельское хозяйство;
    • переработка сельхозпродукции и производство продуктов;
    • промышленное строительство;
    • связь;
    • отечественный туризм;
    • медицина;
    • образование;
    • услуги гостиниц и ресторанов;
    • реализация оптом и в розницу;
    • аренда;
    • вывоз ТБО;
    • водоснабжение;
    • поставка электроэнергии.

    Получить льготный кредит можно по следующим ставкам:

    • Корпорация — 9,1%
    • Минэкономразвития — 8,5% годовых.

    Принадлежность к указанным категориям подтверждают кодом деятельности ОКВЭД — это может быть основная сфера занятости или дополнительная.

    Ссуду под малое предпринимательство со ставкой 9,95% могут оформить бизнесмены на самозанятости и владельцы небольших компаний.

    Кто может претендовать

    Пошаговый план, как получить льготный кредит

    Чтобы оформить финансовую помощь, обратитесь в банки, которые являются партнерами корпорации, либо принимают участие в программе Министерства экономического развития.

    Если на развитие проекта нужно небольшая сумма, воспользуйтесь услугами МФО — они специализируются на кредитовании предпринимателей. На территории РФ их насчитывают около 200.

    Обратите внимание! Многие из этих организаций являются государственными. Это означает, что ставки там контролируемые и не такие высокие. Кредит выдается за счет региональных или федеральных фондов.

    Пошаговый алгоритм действий потенциального заемщика:

    • удостоверьтесь, что вы есть в перечне единого реестра предпринимателей среднего и малого бизнеса. Сведения о вашем предприятии подают в список в автоматическом режиме. Основание — информация ЕГРИП и ЕГРЮЛ, налоговая отчетность. Но перед тем, как обращаться в банк, еще раз это проверьте;
    • соберите необходимые бумаги. Вам понадобится доказательная база, что ваш проект подходит под требования программы. Это подтверждают документы о доходах, обороте, количестве персонала, кодах деятельности;
    • напишите заявление и приложите пакет документов в банк. Это должна быть партнерская организация Корпорации. Как вариант — банк участвует в государственных программах Минэкономразвития;
    • руководство банка изучит бумаги, рассмотрит заявку. Если возникнут вопросы, учреждение имеет право расширить стандартный перечень документов. Обратите внимание! В ряде случаев требуется поручительское или залоговое сопровождение сделки. В данной ситуации требования банка законны;
    • если заявку одобрят , явитесь в учреждение повторно. Подпишите договор и получите льготный займ.

    Льготный кредит на развитие бизнеса положительно сказывается на экономике государства. Чтобы воспользоваться специальной программой, предприниматель должен соответствовать заявленным требованиям. Сфера деятельности предприятия должна попадать под категорию востребованных.

    Если получить финансирование на государственном уровне не получилось, обращайтесь в негосударственные организации. Они готовы кредитовать предпринимателей на выгодных условиях.

    Смотрите так же по теме Финансовые вопросы

    Дата добавления: 2015-08-31 ; просмотров: 2098 ; Нарушение авторских прав

    Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:

    1. Налоговые льготы. К ним относится освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет из начисленной суммы налога.

    2. Инвестиционный налоговый кредит. Это такое изменение срока уплаты налога (на прибыль или доход), при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов. Уменьшение производится по каждому платежу налога до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией в результате всех таких уменьшений не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором, который заключается между организацией и налоговой службой. Недоплаченная сумма называется накопленной суммой кредита.

    Организация может иметь несколько договоров по разным основаниям. Накопленная сумма кредита в этом случае определяется по каждому основанию отдельно. Данный договор должен содержать сумму кредита с указанием налога, срок действия договора и "льготные" проценты, начисленные на сумму кредита (от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ). Далее отражается порядок, сумма и срок погашения. В договоре должно быть оговорено обеспечение данного кредита и указаны документы о залоговом имуществе или поручительстве, ответственности и т.д.

    3. Предоставление права на ускоренную амортизацию. Государство дает возможность фирмам уменьшить налогооблагаемую прибыль (за счет роста амортизации при сохранении той же цены) и за счет этих средств приобретать новое оборудование. При ускоренной амортизации коэффициент составлять до 2 включительно. Ускоренной амортизации могут подвергаться основные средства и объекты интеллектуальной собственности (часть нематериальных активов). Могут вводится новые нормы амортизационных отчислений и методики их начисления, соответствующие современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств. Ускоренная амортизация позволяет предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-воспроизводственных ресурсов.

    4. Неналоговые направления:

    • выдача государственных поручительств в качестве обеспечения кредитов, привлекаемых под реализацию проектов на рынке. Наиболее привлекательным являетсяпредоставление частичных поручительств, чтобы не снимать полностью ответственность с основного инвестора и не допускать лоббирования заинтересованными должностными лицами неэффективных проектов. В настоящее время такие поручительства от имени государства могут выдавать Минфин и специально созданные государственные структуры (государственная инвестиционная корпорация и российская финансовая корпорация);

    • установление льготных тарифов оплаты коммунальных услуг для научных организаций, либо проведение взаимозачетов с фирмами, предоставляющими коммунальные услуги.

    • централизованное регулирование стандартизацией. Государство ужесточает стандарты и таким образом косвенно заставляет реализовывать товаропроизводителей инновационные проекты и формирует у них спрос на результаты НИОКР;

    • государство может разрешить относящимся в федеральной собственности научным организациям сдавать свое временно неиспользуемое имущество в аренду на срок до 1 года (право выкупа не предоставляется);

    • предоставление государственными органами права использования определенных ресурсов в качестве своих вкладов в создаваемые для реализации инновационных проектов хозяйственные общества. Государство может предоставлять право пользования земельными участками в качестве вклада.

    Фатхутдинов Р.А. в книге "Инновационный менеджмент" выделяет следующие косвенные формы государственной поддержки инновационной деятельности:

    1) предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

    2) создание венчурных инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами;

    3) снижение государственных патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

    4) создание сети технополисов, технопарков;

    5) возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний в целях диверсификации инвестиционных вложений государства.

    В соответствии с законодательством, финансовое обеспечение научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Правительство РФ организует разработку и исполнение бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научно-технической деятельности. В порядке долевого участия могут финансироваться научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новых техники и технологии двойного применения[27].

    Во всем мире для людей и организаций, часть своей прибыли отдающих на помощь ближним своим, поддержку нуждающихся. Большинство стран имеет разработанное законодательство, регулирующее эту сферу жизни, в том числе включающее определенные налоговые льготы, послабления, особые возможности для людей, решивших отдать часть своей прибыли на благое дело.

    В России до сих пор идет постепенное формирование этой части правовых взаимоотношений между людьми и государством. Благотворители имеют небольшие послабления, но крупных выгодных дополнительных программ, как в некоторых европейских странах, пока нет. Однако в будущем году готовится пересмотр законопроектов о благотворительной деятельности. Один из вопросов, который надеются решить законодатели – улучшение положения меценатов, благотворителей в России.

    Благотворительный фонд помощи детям имени Примакова Е. М. поддерживает участников своих программ и проектов, поэтому наши юристы разъясняют дарителям все нюансы процедуры и рассказывают о возможностях уменьшить сумму, облагаемую налогом, или оформить возврат вычета взносов НДФЛ, снизить НДС, влиять на финансы.

    На какие цели направлена благотворительная деятельность

    1. Оказание материальной поддержки.
    2. Социальная реабилитация граждан, которые не в состоянии своими силами отстоять права в силу сложившейся трудной ситуации.
    3. Помощь после стихийных бедствий и других подобных катастроф.
    4. Оказание помощи пострадавшим после военных действий, национальных конфликтов или репрессий.
    5. Мероприятия, связанные с укреплением связи народов разных стран или людей внутри одного государства.
    6. Формирование устоев роли семьи и семейных ценностей.
    7. Помощь детям-сиротам.
    8. Помощь различным организациям в культурном, научном или связанным с искусством просвещении общества.
    9. Действия по развитию популярности спортивного образа жизни.
    10. Оказание материальной помощи различным детским организациям.
    11. Распространение рекламы, направленной на социальные интересы граждан.
    12. Обеспечение правового образования молодых людей и любых слоев населения.
    13. Поддержание состояние природных значимых объектов.
    14. Охрана животных и природы.
    15. Спонсорство в спорте (налоговые льготы получают и при этом виде поддержки).

    Благотворительностью не считается

    Благотворительность необходимо отличать от других форм безвозмездной передачи имущества, выполнения работ и оказания услуг.

    Во-первых, следует сказать о договоре дарения. Он заключается по правилам, установленным в главе 32 «Дарение» Гражданского кодекса. По этому соглашению одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Главным признаком договора дарения, отличающим его от возмездных договоров, служит отсутствие встречного предоставления (постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006 № 11659/06 по делу № А42-422/2005).

    Дарением также считается:

    • безвозмездная передача имущественного права (требования) к себе или к третьему лицу;
    • безвозмездное освобождение от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

    Как видно, объектом дарения выступают либо вещи, либо имущественные права. А вот о деньгах в главе 32 Гражданского кодекса не сказано ни слова. Однако это вовсе не означает, что деньги дарить нельзя. В силу статьи 128 Гражданского кодекса они являются такими же вещами, как, скажем, стол или стул. Выходит, что дарение денег с юридической точки зрения принципиально ничем не отличается от дарения любого другого имущества.

    В то же время безвозмездное выполнение работ или оказание услуг дарением не признается. Более того, подобные соглашения вообще не регламентированы Гражданским кодексом. Благотворительностью же считается не только дарение, но и передача вещи на льготных условиях, а также выполнение работ и оказание услуг. Впрочем, по мнению судей, при передаче денег или имущества в рамках благотворительности следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса о дарении (постановление ФАС Московского округа от 06.12.2012 по делу № А40-42066/12-11-389).

    Во-вторых, необходимо упомянуть о пожертвовании. Оно является особыми видом дарения и предполагает безвозмездную передачу только вещей и только в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).

    Пожертвования могут делаться, в частности:

    • гражданам;
    • лечебным и воспитательным учреждениям;
    • учреждениям социальной защиты;
    • благотворительным, научным и образовательным организациям;
    • учреждениям культуры (фондам, музеям и др.);
    • прочим некоммерческим организациям;
    • государству и иным субъектам гражданского права.

    Жертвователь может поставить условие об использовании имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ). В этом случае лицо, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет операций по использованию пожертвованного имущества.

    В-третьих, отдельно нужно остановиться на спонсорской поддержке. В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» спонсор – это лицо, предоставившее средства для:

    • организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия;
    • создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи;
    • создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

    Спонсорство отличается от благотворительности тем, что спонсор получает встречное предоставление. На мероприятии или в передаче размещается реклама спонсора. Таким образом, спонсорский договор является возмездным.

    Юлия Юрьева,

    для журнала«Практическая Бухгалтерия»

    Неудобно читать с монитора?

    Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>

    Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

    Налог на прибыль

    До наступления 2005 года, организации занимающиеся благотворительностью, также получали от этого и прибыль, поскольку перечисленные суммы не облагались налогами. Компании отдавали 5% своего ежегодного дохода. Все средства, поступающие на благотворительность, учитывались как расходы компании, а потому снижалась сумма налога на прибыль. Таким образом, многие организации старались уйти от налогов.

    Имеются определённые нюансы, касаемые налоговых льгот при благотворительности для юридических лиц. На данный момент юридические лица выделяют средства на благотворительность исключительно из чистой прибыли и с этих денег вычетов в бюджет не будет производиться.

    Вычет НДФЛ

    Каждый сотрудник компании может самостоятельно заниматься благотворительностью. В таком случае гражданин может потребовать налоговый вычет, и вернуть какую-то часть своих денежных средств. Но имеются ограничения размеров:

    1. Возвращается сумма не превышающая 13% от тех денег, которые были потрачены лично.
    2. Возвратить можно только ту сумму, которая в год не превышает 13% от уплаченного НДФЛ.

    Чтобы рассчитать вычет, необходимо использовать сумму пожертвования, которая равняется примерно 25% от дохода гражданина в город.

    Благотворительность и льготы: изменения, которые были приняты в Налоговый кодекс РФ в 2021 году

    08.06.2020 года был принят Федеральный закон РФ №172-ФЗ, который предусматривает факт внесения изменений в действующий Налоговый кодекс РФ.

    Кроме налоговых льгот в сфере благотворительности, которые существовали до этого, правительство установило ряд преференций по нескольким видам налогов, в том числе для физических и юридических лиц, которые пострадали от эпидемии COVID-19. Был создан отдельный реестр, в который вошли 24 тыс. некоммерческие организации – им предполагается выделение ряда дополнительных мер по поддержке своего состояния.

    Благотворительность: изменения в Налоговом кодексе РФ

    Согласно новым изменениям не реализационным расходом принято считать факт бесплатной передачи движимого/недвижимого имущества в пользу некоммерческим организациям. В связи с этим лица, которые оплачивают налог на прибыли, имеют право уменьшить налоговую базу на сумму пожертвований. Максимальный размер ограничений – не более 1% от дохода, который был получен в процессе деятельности.

    Обратите внимание!
    Причина таких изменений имеет политический подтекст.
    Государство заинтересовано в том, чтобы привлечь дополнительные ресурсы, а также стимулировать работу благотворительных фондов во время эпидемии COVID-19.

    Такой порядок определения налоговой базы является не закономерным и экономически неоправданным – ранее затраты, связанные с благотворительностью, были отнесены к налоговым льготам и не рассчитывались при определении нагрузки. Также они не были связаны с получением дохода от предпринимательской деятельности.

    Однако власти основывались на том факте, что данная группа расходов не имеет экономического обоснования, поэтому может не использоваться при расчете вычета.

    Налоговые льготы в 2021 году

    В 2021 году физические и юридические лица, которые занимаются благотворительностью, могут рассчитывать на получения следующих налоговых льгот:

    1. Налог на прибыль. До 2005 года в 90% случаев благотворители могли не оплачивать налог на прибыль, сегодня же они имеют право выделять финансовую помощь исключительно из той части денег, которая относится к чистому доходу.
    2. Налог на добавленную стоимость (НДС). Сумма НДС не учитывается при оказании помощи материального характера. Все зависит от частных случаев – например, при осуществлении закупок для предпринимательской деятельности НДС не снимается, а выплачивается юридическим лицом в полном объеме, предусмотренным законом.
    3. НДФЛ. Данный вид вычета доступен для всех физических лиц, которые занимаются благотворительностью в России. По окончанию налогового периода органы налоговой службы принимают пакет документов, на основании которого государство возвращает 13% от тех денег, которые были перечислены в пользу нуждающихся лиц.

    Важно!
    Отдельно стоит сказать о таком процессе, как спонсорство. Данная форма сотрудничества носит возмездный характер, поэтому размер налоговых льгот здесь предусмотрен минимальный. Спонсор не имеет права рассчитывать на вычет по НДС, а также списывать благотворительные деньги, как расходы юридического лица.
    Как получить налоговую льготу

    Участниками благотворительности считаются три категории лиц.

    Благотворители

    – физические/юридические лица, которые бесплатно и на добровольных началах передают денежные средства в пользу поддержки социальных групп, финансирования благотворительных акций, программ и т.д.

    – добровольцы, которые выполняют ряд работ (услуг) в сфере благотворительности в свободное время и на бесплатной основе.

    Благополучатели

    – люди, получающие помощь от благотворителей и волонтеров.

    Список документов, который необходимо подать в орган налоговой службы, меняется в зависимости от ситуации, а также от субъекта, который эти документы подает.

    В обязательном порядке он должен включать декларацию за налоговый период (например, год), справку о полученных доходах по форме 2-НДФЛ, а также документы, которые подтверждают факт благотворительности (договора по оказанию услуг, справки, чеки, выписки из банков). Главная цель здесь – доказать, что деньги (товары, услуги, работы) были переданы/совершены на добровольной и безвозмездной основе. Налоговый вычет можно оформить за три года, которые предшествовали отчетному году.

    Важно!
    Перечисление денежных средств на благотворительность может происходить в нескольких вариантах: через бухгалтерию (по месту работы лица), путем списания денег со счета в банке (или наличными через кассу).
    Через компанию

    Работодатель может списывать деньги на благотворительность с общей суммы доходов работника только после подписания его соглашения в письменном виде. Форма соглашения законодательно не установлено, оно составляется в свободной форме.

    В заявлении следует указать сумму и форму пожертвования, периодичность производимых выплат, реквизиты благотворительного фонда и т.д. В качестве подтверждающих документов выступают платежные поручения от банка.

    При перечислении денег на благотворительность через банковский счет, факт операции должен быть подтвержден путем предъявления выписки о перечислении таких средств. Вместо выписки можно предъявить квитанцию к приходному ордеру. При заполнении документа ПД-4 необходимо указать назначение платежа.

    Опыт зарубежных стран

    Несколько слов стоит сказать и об опыте развитых зарубежных стран в сфере благотворительности. К примеру, в Европе (Германия, Великобритания, Франция) пожертвования в пользу благотворительных фондов, принимают к вычету при определении сумм налога на прибыль. Обычно такой вычет составляет от 10% до 25%.

    Популярной формой льгот является налоговый кредит, но он используется намного реже, чем налоговый вычет. Например, на территории Франции законодательно установлено снижение налога на доход донора на 50% от сумм, потраченных на благотворительность. В Испании сумма пожертвования может достигать 10%, не более. В Великобритании взносы могут быть применены к вычету без ограничений.

    Налоговые льготы для благотворителей: необходимые документы

    Чтобы получить налоговые льготы для предприятий, занимающихся благотворительностью, нужно верно составить официальные бумаги.

    Организациям необходимо оформить следующие документы:

    1. Договор между участниками. Там должно быть указано, что помощь оказывается в целях благотворительности.
    2. Документы, где получатель соглашается на получение даров.
    3. Получатель подтверждает применение дара по назначению (после получения).

    1. Все реквизиты – от кого исходят деньги и кому идут.
    2. Справка о отчислениях с дохода.
    3. Выписка из банка.
    4. Квитанция, свидетельствующая о том, что благотворительная организация получила средства.

    Благотворительный фонд: юридические аспекты

    Благотворительная организация — общее понятие для специально созданных объединений, занимающихся благотворительностью. Согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ благотворительные организации должны быть обязательно некоммерческими, без участия государства или его субъектов. Они могут быть созданы в форме:

    • общественных организаций (объединений) — ст. 6 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
    • фондов — ст. 7 закона № 7-ФЗ;
    • учреждений (если учредитель — благотворительная организация) — ст. 9 закона № 7-ФЗ и пр.

    Благотворительные организации должны вести бухучет и отчетность согласно п. 1 ст. 19 закона № 135-ФЗ. Годовой отчет должен находиться в открытом доступе; также он представляется в орган, принявший решение о госрегистрации такой организации, и в налоговый орган (пп. 2–3 ст. 19 закона № 135-ФЗ).

    Что такое благотворительный фонд (далее — БФ)? Это некоммерческая организация (НКО), которая может быть учреждена гражданами или юрлицами за счет добровольных взносов в благотворительных целях (ст. 7 закона № 7-ФЗ). БФ является собственником имущества, которое передано ему в качестве вкладов учредителями. Цели БФ должны быть прописаны в уставе. Попечительский совет — главный орган БФ.

    Бухгалтерский учёт и отчётность

    Налоговые льготы для фондов и предприятий выдаются только при соблюдении правильного бухгалтерского учета. Если фирма ведет благотворительную деятельность, то нужно вести бухгалтерский учёт, фиксировать все документально. Поскольку суммы являются даром, то необходимо составить договор по благотворительности. Документ составляется в письменной форме. Расходы на подобный вид деятельности в бухгалтерском учёте прописываются как прочие расходы, и используются по дебету счету 91. Финансовая помощь идёт под номером счёта 76.

    Штраф за неуплату транспортного налога

    Налоговые льготы коммерческим организациям выдаются при соблюдении этих же правил.

    Участники благотворительности

    В благотворительной деятельности участвуют благотворители, благополучатели и добровольцы (ст. 5 Закона № 135-ФЗ).

    Благотворителями считаются организации и граждане, которые непосредственно передают имущество, выполняют работы или оказывают услуги. Им разрешено заниматься благотворительностью индивидуально или совместно, с образованием или без образования специальной благотворительной организации (п. 2 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

    Добровольцы – это граждане, которые безвозмездно выполняют работы или оказывают услуги. По сути, они являются посредниками между благотворителями и благополучателями, оказывая помощь, например, в доставке и раздаче благотворительного имущества.

    Благополучателями являются лица, получающие пожертвования от благотворителей и помощь от добровольцев.

    Читайте также: