Налоги крестьян после отмены крепостного права

Опубликовано: 12.05.2024

В 1856 году Россия проиграла Крымскую войну. За год до этого к власти пришел новый император Александр II. Было понятно, что консервативный вектор, выбранный страной в начале 19 века, уже не оправдывает себя. Страна уступает в развитии ведущим европейским государствам. Кроме того, страну охватили крестьянские бунты. Александр II начал свои «Великие реформы», центральное место среди которых заняла отмена крепостного права в 1861 году.

В 2011 году аналитический центр «Левада» провел социологическое исследование: россияне считают отмену крепостного право одним из главных событий отечественной истории. Как именно проходила ликвидация крепостнической системы, почему многие остались недовольны, за что критиковали реформаторов и как эти события поменяли историю страны – поговорим об этом в статье.

Идеологии реформы

С 1857 года император Александр II создал специальную комиссию по подготовке реформы. В нее входили преимущественно дворяне, однако взгляды у них существенно отличались. В то время в стране было три популярных взгляда на отмену крепостного права:

На миру, Сергей Коровин

  • Патерналистская. Главная идея – государь и империя являются главными покровителями крестьян. Николая I и его министр Павел Киселев планировали провести реформу крестьянской жизни. Цель: переподчинить крестьянство от помещика к государству, чтобы великий государь мог защитить их. Часть организаторов реформы считала, что этот вектор нужно продолжить и в конце 1850-х. Крестьяне должны быть освобождены от власти дворян, но остаться под опекой государя.
  • Либеральная. В середине 19 века в Европе все больше утверждались либеральные принципы: каждый человек, независимо от социального происхождения, является свободным индивидуумом. Именно так, исходя из этого принципа, действовали американские реформаторы, желавшие уничтожить рабство. В России часть людей прониклись идеями либерализма и считали, что «не нужно бояться крестьянской свободы, нужно им ее дать и тогда будет формироваться новая социальная реальность».
  • Славянофильская. Крестьянство России – это особая социальная группа. И государство, и помещики должны перестать пытаться скопировать какие-то схемы для уклада крестьянства. Им нужно позволить самим организовать свой уклад, а община – это русская особенность крестьянской жизни, в нее не должны вмешиваться ни государь, ни дворяне.
Сергей Коровин «На миру»

Кроме противоречий внутри группы реформаторов, было огромное сопротивление дворян, не желавших терять земли и бесплатную рабочую силу. В итоге, на протяжении 1858-1860 годов нужно было искать компромисс как внутри комитета подготовки реформы, так и снаружи. Часто желая угодить всем, можно создать еще больше проблем…

Расходились также цели реформы. Для одних – это была гуманитарная задача, дать свободу 1/3 населения. Именно столько составляли крепостные. Для других – модернизировать страну. Для третьих – сформировать лояльных граждан, любящих империю.

Ход отмены крепостного права

Самыми проблемными оставались три вопроса: как крестьяне получат землю; как они будут отдавать долг за нее; как быть с крестьянской общиной. Ответы на них были сложные, и в итоге после 1861 года оказалось, что ответы на них должна дать сама жизнь, а не законы государства.

Если помещики и собирались расстаться с землей, то хотели получить за это хорошую финансовую компенсацию. Если и отпускать крестьян, то хотя бы сохранить их труд на пару лет. Если государство и выделит деньги на компенсацию помещикам, то хочет получить их назад через крестьян. Вот такой вот круг компромиссов.

Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)»

Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)»

В марте 1861 года был опубликован манифест. Крестьяне получили свободу, в России больше не будет крепостного права. Но ряд вопросов так и осталась без ответа.

Решать их пришлось только через 45 лет, когда проводили так называемую «реформу Столыпина»: общину наконец-то разделили, формируя свободного фермера, а долги крестьянам простили, хотя к тому моменту они уже выплатили более 200% кредита. По мнению советского историка Покровского, крестьяне переплатили в три раза. В 1906 году новой социальной опорой трона должны были стать именно фермеры, а не крестьянин с общиной.

Жизнь крестьян после отмены крепостного права

Вместе со свободой, крестьянин должен был получить и землю. Но не бесплатно, и не в личное пользование. Собственность на земельные наделы переходила к общине, а расплачивались за нее крестьянские семьи. 80% стоимости земли оплачивало государство, кредит крестьянин должен был погасить за 49 лет. В год он должен был платить около 6% от суммы займа.

Землю также переоценивали, в итоге и помещик и государство получили больше, чем могли при обычной продаже земельного участка. Помещик должен был отдать установленный законом надел, но он был часто меньше того, который обрабатывали крестьяне до отмены крепостного права. В итоге, они не понимали, зачем нужна свобода, при отсутствии наделов. «Заберите свободу, верните землю» — популярный крестьянский лозунг после 1861 года.

Григорий Мясоедов. «Чтение Положения 19 февраля 1861 года»

Григорий Мясоедов. «Чтение Положения 19 февраля 1861 года»

Крестьяне также должны были отрабатывать 20% суммы на землю на участках помещика. Они получали статус «временно обязанных»(другое название «срочнообязанные»). Общественный деятель Н.Чернышевский так высказался об этом пункте реформы:

Многие называли это продолжение крепостничества, но теперь в форме барщины. Она равнялась 40 дням в год для мужчин и 30 для женщин.

Община оставалась основой крестьянского уклада: она давала способ выжить, накладывала обязанности, а иногда становилась бременем. Часто крестьяне не могли просто отказаться от земельного надела, и в итоге уже дети должны были выплачивать 49 летний кредит.

Последствия реформы 1861 года

Ясно одно, что реформа была незавершенной. Она решала одни, но создавала ряд других проблем. Столыпинская реформа не успела их решить. Именно поэтому крестьянский вопрос оставался одним из главных в революционный 1917 год. Крестьянство не стало опорой трона.

Вместе с тем, несмотря на все противоречия и недочеты реформы, она имела ряд позитивных последствий. Главное – формирование свободного человека, ведь в стране, где треть населения фактически рабы, сложно говорить об общественном и экономическом прогрессе. Крепостничество приносило экономическую пользу в далеком средневековье, но сейчас стало явным атавизмом.

Порка крестьян в 1884 г.

С. А. Коровина «Порка крестьян в 1884 г. на картине» Телесные наказания по приговору волостных судов были сохранены для крестьян и после реформы

Благодаря отмене крепостного права рынок труда получил необходимый пролетариат. В 1870-е в стране наконец-то закончился промышленный переворот и начался первый этап модернизации. Даже в сельском хозяйстве начался подъем, так как до этого помещики часто не имели достаточной мотивации, чтобы увеличивать урожайность их наделов.

Возможно, реформа была проведена поздно, возможно – непоследовательно, создав ряд вопросов и новых проблем. Но при этом она стала «точкой невозврата», поворотным пунктом для всей истории страны.

Отмена крепостного права не сбросила с крестьян оковы рабства. За свободу и землю им требовалось заплатить помещику. Но события 1905 года разрушили эту систему.

Временнообязанные крестьяне: то ли воля, то ли неволя

На протяжении долгих-долгих лет крестьяне носили на себе оковы крепостного права. И постепенно уровень недовольства рос. Когда он приблизился к критической отметке, власть всё же решила провернуть реформу и освободить крестьян. 19 февраля 1861 года давний порядок отменили. Формально. На деле же крестьяне чувствовали себя обманутыми. Их заставили довольствоваться лишь личной свободой. Люди отныне могли свободно перемещаться, заключать браки, некие гражданские сделки, торговать и теоретически переходить в другие сословия. По распоряжению Александра II получили они и землю. Вот только она им не принадлежала. Надел требовалось выкупить у помещика. Стоит ещё сказать, что на размер надела влияло много факторов, начиная от природных условий и заканчивая экономическими особенностями губернии.

Итак, крестьяне, получившие свободу без свободы, должны были выплатить помещику определённую сумму. И до тех пор, пока долг не будет погашен, люди продолжали работать на помещика. Барщина и оброк никуда не делись.

1.jpg

Правда, государство не оставило крестьян один на один с огромной суммой. Власть взяла на себя обязательства по выплате процентов и капитала, отталкиваясь от процентных бумаг, выданных помещикам. От крестьян же требовалось вернуть государству деньги в течение 49 лет. И ежегодно они платили выкупные платежи — по 6% от полученной суммы. Крестьяне, которые смогли уложиться в срок, становились крестьянами-собственниками. А те, кто не сумели, переходили в категорию «временнообязанных». Они продолжали трудиться на земле помещика, отплачивая оброк или барщину.

На бумаге всё выглядело жизнеспособно. Но на деле крестьяне столкнулись с целым ворохом проблем. Во-первых, размер надела, а заодно оброк и барщину временнообязанные определяли совместно с помещиками. И хотя за соблюдением реформы следил специальный институт мировых посредников, чаще всего соглашения заключались в пользу дворянства. Именно их мнение являлось определяющим. Из-за этого нюанса крестьяне получали наделы меньше, чем у них были раньше. И что самое неприятное в этой ситуации, помещики оставляли себе, как правило, самые лучшие земли. Другой нюанс: даже несмотря на выплаты и переход земли в частную собственность, крестьяне не имели права продавать свои наделы. Они могли только передавать их по наследству. И третий момент — цены. Стоимость земли «неожиданно» выросла. И крестьяне выкупали её по ценникам, которые чуть ли не на 25% превышали реальную рыночную стоимость.

И на камнях растут деревья: окончательное падение рабских оков

По мнению многих исследователей, к отмене крепостного права никто не был готов: ни помещики, ни крестьяне. Власть решила провернуть реформу быстро — всего лишь за несколько десятилетий. И поэтому каждая из сторон считала, что её пытаются тем или иным способом обмануть. Но отступать было поздно. И началась пора заключения выкупных сделок.

За два десятка лет реформы она принесла существенный доход. И власть решилась на снижение выкупных платежей. Всего же в период с 1861 по 1906 годы крестьяне выплатили государству около 1,6 млрд рублей. А доход власти превышал сумму в 700 млн рублей.

2.jpg

Изначально предполагалось, что выкуп всех земель завершится в 1932 году. Но в начале 20-го века ситуация в Российской империи была настолько сложной, что выкупные платежи отменили гораздо раньше — в 1907 году. На этот шаг правительство Николая II пошло после событий 1905 года. И на выкупных платежах поставили крест в ходе аграрной реформы, которую предложил Столыпин.

1905 год наглядно показал власти, что с выкупной операцией пора завязывать. В начале ноября председатель Совета министров Сергей Витте и землевладелец Николай Кутлере выпустили Высочайший манифест, а также указ. Эти документы гласили, что с 1 января 1906 года выкупные платежи уменьшались в 2 раза, а через год они и вовсе отменялись. Это событие имело колоссальное значение для всей страны. Во-первых, государство лишилось огромных денег. И произошло это именно в тот момент, когда империя остро в них нуждалась. В выигрыше в данной ситуации оказались крестьяне и помещики. Последние всё равно продолжили получать деньги по выкупным обязательствам.

3.jpg

Отказ от выкупных платежей превратил реформу из очень прибыльной для государственного бюджета в убыточную. Называлась цифра под 390 млн рублей. Но этот шаг со стороны государства был вполне оправдан. Власть понимала, что ситуация выходит из-под контроля и пришла пора чем-то жертвовать. Отмена платежей стала прямым продолжением практики аннулирования неустоек по просроченным платежам. Этим часто грешили крестьяне. Власти ничего другого не оставалось, только как закрывать глаза. Подобный подход приводил лишь к учащению просрочек. Получался замкнутый круг.

Интересно вот ещё что: крестьяне, которые к моменту отмены выкупных платежей уже не имели финансовых долгов, болезненно восприняли реформу. Они были уверены, что власть пошла на это только из-за событий 1905 года. Соответственно, правительство ничего не выиграло, выставив себя в роли жертвы, а заодно попытавшись заигрывать с взволнованным крестьянством. И народ не успокоился. Наоборот, волнения лишь возросли уже в 1906 году.

«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю
  • А.И. Корзухин. «Сбор недоимок» (Уводят последнюю корову). Картина 1868 г.
  • © Wikimedia Commons

3 марта 1861 года Александр II поставил свою подпись под манифестом «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и ещё рядом документов, запустивших в Российской империи масштабную крестьянскую реформу.

Крепостное право

Становление крепостного права в России историки связывают с событиями XV—XVI веков, когда начало ограничиваться право перехода крестьян из одной вотчины в другую.

«Государство в то время не имело достаточных средств для содержания крупной дружины и административного аппарата. Поэтому содержание дворян и помещиков, нёсших военную и гражданскую службу, возлагалось на крестьян. В то же самое время определённые требования предъявлялись и к помещикам — они должны были защищать крестьян, помогать им в голодные годы, выполнять судебные функции. В условиях XV века такой социальный договор в известной мере мог устраивать и государство, и помещиков, и даже крестьян, однако со временем он, конечно, стал утрачивать актуальность», — рассказал в интервью RT историк и писатель Александр Широкорад.

По его словам, крепостное право утратило свою логику в эпоху Екатерины II, которая воплощала в жизнь подписанный её мужем манифест о вольности дворянства.

«Если дворянин получил право служить или не служить, то и крестьянин должен был получить право работать или не работать. Но с крестьянами вопрос решён не был. Крепостное право превратилось в тормоз для развития России», — считает эксперт.

Как отметил в беседе с RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко, изначально крепостное право было фундаментом, на котором строилась Российская империя, и периода дворянской культуры без него бы не было. Но в конце XVIII века оно превратилось в отжившую традицию, раскалывающую общество и сдерживающую развитие страны.

По словам историков, крестьяне находились практически в неограниченной власти помещиков, которые их покупали и продавали, ссылали в Сибирь, подвергали телесным наказаниям, отбирали у них любое личное имущество. Крепостные долгое время были лишены даже права жаловаться властям на жестокость барина.


  • «Крепостных меняют на собак» — Иван Ижакевич
  • © Wikimedia Commons

Первой попыткой ограничить своеволие помещиков эксперты называют указ императора Павла I, который в 1797 году запретил принуждать крепостных к работе на барина по воскресеньям и рекомендовал ограничить норму эксплуатации крестьян дворянами половиной оставшегося рабочего времени, то есть тремя днями.

Указ о вольных хлебопашцах 1803 года предусматривал освобождение крепостных по обоюдному согласию с помещиком за выкуп. В дальнейшем Александр I освободил крестьян в Прибалтике, запретил давать объявления о продаже крепостных без земли и продавать крестьян на ярмарках, лишил помещиков права отправлять людей в Сибирь или на каторгу.

Николай I называл крепостное право злом, создавал секретные комитеты и издавал указы для ограничения крепостного права, но не затрагивал его основ, считая полное освобождение крестьян преждевременным.


  • Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866; Москва, Третьяковская галерея)

Крестьянская реформа

«Во второй половине XIX века возникли три основные причины для отмены крепостного права. Во-первых, это поражение России в Крымской войне, продемонстрировавшее экономическое и военно-техническое отставание от ведущих стран Европы. Во-вторых, рост социального недовольства, увеличение количества бунтов. В-третьих, либеральный настрой Александра II и общее осознание властями необходимости серьёзных реформ», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.

По его словам, ранее сопротивление дворянства было главным фактором, сдерживающим отмену крепостного права. Однако в ситуации, когда малопродуктивный труд крепостных сдерживал экономическое развитие страны и ставил под риск сам статус великой державы, мнение противников реформ перестало быть решающим.

В 1856 году Александр II на встрече с представителями дворянства Московской губернии заявил, что лучше ликвидировать крепостное право сверху, чем ждать, пока это начнёт происходить снизу. Царь стал создавать комитеты по крестьянскому делу, официально занявшиеся разработкой проекта реформы.

В 1858 году общее количество крепостных в России оценивалось примерно в 23 млн человек. Из 65 российских губерний и областей в девяти вообще не было крепостных (в Прибалтике, на Дальнем Востоке, в казачьих землях и на части Закавказья), ещё в четырёх жили всего по несколько лично зависимых крестьян.

В 1859 году для рассмотрения проектов, подготовленных губернскими комитетами, были созданы специальные Редакционные комиссии, в состав которых входили сторонники реформ. Прошедший через Редакционные комиссии и принятый Главным комитетом по крестьянскому делу проект реформы был под влиянием Александра II поддержан Госсоветом.

3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и ещё ряд документов, направленных на его практическую реализацию.


  • Факсимиле манифеста 19 февраля (3 марта) 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год

Манифест даровал личную свободу всем помещичьим крестьянам. С этого момента они могли самостоятельно приобретать имущество, вступать в брак, заключать договоры. Но помещики сохраняли право собственности на землю, предоставляя бывшим крепостным личные усадьбы за выкуп и полевые наделы в постоянное пользование. За это крестьяне некоторое время после реформы должны были отбывать барщину либо платить оброк.

Следующим этапом освобождения крестьян становился выкуп ими земельных наделов. Большую часть средств за наделы выплачивало правительство, предоставлявшее бывшим крепостным кредит примерно под 6% годовых на 49 лет. В дальнейшем это привело к возникновению у многих крестьян огромных долгов.

Размеры наделов колебались в зависимости от региона. При этом, если надел, которым ранее пользовались крепостные, был больше принятой в конкретном регионе нормы, от него отрезалась часть в пользу помещика. Нарезка земель чаще всего была произведена таким образом, чтобы сделать их обработку максимально неудобной для крестьян, заставить их арендовать дополнительные земли у помещика, спрашивать его разрешения на доступ к различным объектам сельскохозяйственной инфраструктуры.


  • Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Картина 1907 года
  • © Wikimedia Commons

«Как помещики, потерявшие бесплатный труд крепостных, так и сами крестьяне остались недовольны реформой. Несложно подсчитать, что с учётом срока выплат крестьянин должен был вернуть государству примерно в три раза больше, чем за его землю было уплачено помещику. Из-за сделанных в ходе реформы оговорок в 1861 году произошло около 1200 крестьянских бунтов. Этот рекорд был побит только в ходе революции 1905 года», — рассказал Захаров.

По словам Леонида Ляшенко, из-за того, что интересы крестьян не были учтены в полной мере, реформу 1861 года в историографии часто называют половинчатой, однако её нельзя оценивать без учёта условий, в которых она проводилась.

«Сегодня задним числом Александру II ставят в пример Пруссию, где крестьянам на десять лет отменили уплату налогов. Но в Пруссии не было более 20 миллионов бывших крепостных, как в России. Я не представляю, какой бы государственный бюджет выдержал отмену уплаты налогов на десять лет для такого количества людей. Правительство Александра II сделало всё, что могло. Денег на то, чтобы удовлетворить всех полностью, в бюджете не было», — подчеркнул Ляшенко.


  • Григорий Мясоедов. «Чтение Положения 19 февраля 1861 года», 1873
  • © Wikimedia Commons

Как заявил Виталий Захаров, в целом реформа 1861 года носила прогрессивный характер, так как покончила с феодальными пережитками и способствовала развитию в России капиталистических отношений. Но полностью снять общественные противоречия, связанные с низким уровнем жизни крестьян, она не смогла. В дальнейшем это привело к масштабным социальным потрясениям.

«Отмена крепостного права сыграла огромную роль в истории России. Реформаторы считали, что освобождённая энергия крестьянства даст возможность стране окрепнуть социально и экономически в совершенно новых условиях. Однако результаты реформы стали сказываться не сразу, а через поколение. Именно эффект от реформ Александра II позволил России сделать экономический рывок при его сыне, Александре III, и войти в пятёрку наиболее развитых стран мира», — резюмировал Леонид Ляшенко.

Отмена крепостного права

Предпосылки реформ. К середине XIX в. общий кризис феодально-крепостнической системы достиг наибольшей остроты. Феодально-крепостнический строй исчерпал возможности своего развития. Незаинтересованность крепостного работника в результатах своего труда исключала возможность применения машин и улучшения агротехники в помещичьем хозяйстве. Значительная масса помещиков все еще видела главный способ повышения доходности имений в увеличении повинностей крестьян. Нередко обнищавшие деревни страдали от голода, что пагубно сказывалось и на помещичьем хозяйстве. Страдала и казна, ведь за крестьянами числились десятки миллионов рублей недоимок (долгов) по государственным налогам и сборам.

Сохранение феодально-крепостнических отношений серьезно тормозило развитие промышленности, особенно горной и металлургической, где широко использовался труд крепостных, так называемых посессионных рабочих. Труд их был неэффективен, и владельцы заводов сами стремились от них избавиться. Однако вольнонаемных рабочих было трудно найти, поскольку основная масса населения была закрепощена, и не существовал рынок свободной рабочей силы. Препятствовала развитию промышленности и узость рынка сбыта, так как нищее крестьянство, составляющее подавляющее большинство населения страны, не имело средств на покупку промышленных товаров. Все это породило обострявшийся экономический и политический кризис в стране. Особенно тревожили правительство усиливающиеся крестьянские волнения.

Фактором, который ускорил ликвидацию крепостнического строя, была Крымская война 1853—1856 гг., закончившаяся поражением царского правительства. Война показала отсталость и бессилие России. Рекрутские наборы, повышенные налоги и повинности, расстройство торговли и промышленности обострили нужду и бедствия угнетенных масс. Военные поражения привели в ряды оппозиции значительные слои буржуазии и дворянства. В этой обстановке правительство сочло необходимым приступить к подготовке отмены крепостного права. Уже вскоре после заключения Парижского мирного договора, завершившего Крымскую войну, новый царь Александр II, сменивший на престоле умершего в феврале 1855 г. Николая I, выступая с речью в Москве перед предводителями дворянских обществ, сказал, имея в виду отмену крепостного права, что лучше, чтобы это произошло сверху, нежели снизу.

Крестьянская реформа: подготовка и проведение. Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г. С этой целью был создан Секретный комитет, однако уже осенью того же г. пришлось приоткрыть завесу секретности, и он был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. Одновременно создаются редакционные комиссии и губернские комитеты. Все эти учреждения состояли исключительно из дворян. В них не были допущены даже представители буржуазии, не говоря уже о крестьянах.

Подъем крестьянского движения заставил правительство ускорить подготовку реформы и отвергнуть попытки реакционных крепостнических кругов отпустить крестьян «на волю» без земли или хотя бы затормозить реформу. Однако ряд предложений, исходящих от этих кругов, был учтен правительством на заключительном этапе подготовки реформы. Выступая на заседании Государственного Совета при обсуждении проекта реформы, император подчеркнул, что «все, что можно было сделать для защиты интересов дворянства, было сделано».

19 февраля 1861 г. Манифест об освобождении крестьян, «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и другие акты о крестьянской реформе (всего 17 актов) были подписаны царем.

Законы от 19 февраля 1861 г. разрешили четыре вопроса:

  1. о личном освобождении крестьян;
  2. о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян;
  3. о выкупе крестьянами своих земельных наделов;
  4. об организации крестьянского управления.

С момента опубликования Манифеста об освобождении крестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина, т.е. продавать его, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать. Крестьяне получали личные и имущественные права, в том числе на следующее: на самостоятельное, без разрешения помещика, вступление в брак, заключение договоров; свободное занятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел; участие в работе органов общественного самоуправления; поступление на службу, на учебу; приобретение движимой и недвижимой собственности; наследование имущества и т.д.

Закон установил двухлетний срок для составления уставных грамот, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян. Характерно, что составлялись они помещиками, а их соответствие закону удостоверяли мировые посредники, призванные улаживать конфликты между помещиками и крестьянами. Правда, сами посредники назначались Сенатом по представлению губернаторов из числа местных дворян-помещиков, так что объективность их была чисто условной.

В течение этих двух лет крестьяне обязаны были отбывать прежние повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции и попечительства. С составлением уставной грамоты крестьяне получали земельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделки считались временнообязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика, а за пользование ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк). И лишь с заключением выкупной сделки и выплатой первого взноса за землю крестьяне приобретали статус крестьян-собственников и получали все права свободных сельских обывателей. Но и тогда сохранялись пережитки их феодальной неполноправности. Они оставались податным сословием, т.е. были обязаны нести рекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли быть подвергнуты телесным наказаниям.

Как уже говорилось, крестьяне при освобождении наделялись землей — приусадебным участком и полевым наделом (за исключением дворовых), причем наделялись в обязательном порядке и даже не могли от этой земли отказаться или продать в течение девяти лет после издания закона о реформе. Установление такого порядка объяснялось полицейскими соображениями. Правительство стремилось избежать нежелательного скопления в городах лишенных земли, работы и средств к существованию бывших крестьян, способных на массовые беспорядки и восстания.

Что же касается размеров полевых земельных наделов, передаваемых крестьянам, и размеров и порядка их выкупа у помещиков, то все это в законе определялось с учетом исключительно интересов помещиков.

Губернии Великорусские, Левобережной и Южной Украины и Восточной Белоруссии, в которых в первую очередь проводилась реформа, делились на три полосы в зависимости от качества земли: нечерноземную, черноземную и степную. В каждой полосе были установлены свои нормы наделения крестьян землей. Они были, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне фактически пользовались до реформы. Мелкопоместным помещикам, владевшим небольшим количеством земли, предоставлено было право выделять крестьянам наделы меньше установленной нормы. Наконец, крестьяне по соглашению с помещиками могли получить так называемый «даровой» надел (без выкупа) размером в четверть низшей нормы. Поэтому в ходе реформы у крестьян часть земли была отрезана. Всего было отрезано свыше 5 млн. га земли, что составляло в среднем около 20% крестьянских земель, но в некоторых губерниях потери крестьян доходили до 40% той земли, которой они пользовались до реформы.

Размеры выкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенных крестьянских феодальных повинностей (оброка). Таким образом, размер выкупного платежа был гораздо выше стоимости земли, он включал фактически и стоимость личности крестьян. Характерно, что вся надельная земля по тогдашней рыночной цене стоила 544 млн. руб., крестьяне же должны были за нее заплатать 867 млн. руб.

20—25% выкупной суммы крестьяне выплачивали наличными деньгами, а 75—80% помещики получали от государства, которое в свою очередь взыскивало эти деньги с крестьян в рассрочку в течение 49 лет. Иными словами, правительство предоставляло крестьянам для расплаты с помещиками кредит на 49 лет под 6% в год. Всего за 40 с лишним лет крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд. руб., т.е. вчетверо больше того, что стоила переданная им земля.

На основной территории страны — в Великороссии, а также в большей части нынешней Украины и Белоруссии — сохранялась общинная форма землепользования. Община являлась собственником земли, так как она (а не каждый отдельный крестьянин) выкупала землю, и внутри общины эта земля периодически перераспределялась между крестьянскими дворами. Община платила налоги и повинности, распределяла их между своими членами. Все ее члены в отношении выплаты налогов, повинностей и выкупных платежей были связаны круговой порукой, и за неплательщиков платили исправные плательщики. Но община, в свою очередь, по решению сельского схода могла неплательщика наказать вплоть до публичной порки или принудительно отдать на заработки.

Но вместе с тем община создавала для крестьянина определенную социальную защищенность от внезапного разорения по случаю болезни, смерти кормильца и т.д. Этим и объяснялась в значительной мере устойчивость русской общины.

В тех регионах, где не было общинного землепользования (бывшее Царство Польское, Западный край, Прибалтика, Север, Сибирь и т.д.), устанавливался подворно-участковый порядок наследственного землевладения. Он давал возможность крестьянину более свободно распоряжаться землей, хотя отчуждать ее можно было лишь с согласия сельского схода и лишь по истечении девяти лет с момента объявления реформы.

Таковы были условия освобождения от крепостного права помещичьих крестьян, которые составляли до 2/3 общей массы крестьянства. Однако были и другие категории крестьянства: удельные (т.е. принадлежавшие царской фамилии и управлявшиеся Департаментом уделов), государственные крестьяне, крепостные рабочие. Удельные и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы, на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие (главным образом на уральских заводах) получали усадьбы, но полевой надел лишь в том случае, если он у них был до реформы.

Органами крестьянского самоуправления в сельских обществах, объединявших крестьян-домохозяев в селах, являлись сельские сходы, избиравшие сельских старост и других должностных лиц. Сходы решали вопросы порядка пользования землей, увольнения из общины и приема в нее, взыскания недоимок. Сельские общества объединялись в более крупные единицы — волости с населением от 300 до 2000 человек. Выборные должностные лица общин и волостей — сельские старосты, волостные старшины, волостные судьи — обеспечивали исправную выплату налогов и выполняли мелкие полицейские функции. Их деятельность контролировали мировые посредники, т.е. на место сеньориальной власти отдельных помещиков была поставлена власть представителей дворянства — мировых посредников. Общее руководство деятельностью мировых посредников осуществляли губернские по крестьянским делам присутствия под председательством губернаторов.

Читайте также: