Налоги кх в 2020 году в рк

Опубликовано: 18.05.2024

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННАЯ

Раздел 20. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Глава 78. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья 697. Особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции

1. Для целей настоящей главы производителями сельскохозяйственной продукции признаются юридические лица, крестьянские или фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность по производству и реализации следующей сельскохозяйственной продукции (далее для целей настоящей главы - сельскохозяйственная продукция):

1) продукции растениеводства;

2) продукции животноводства;

3) продукции птицеводства;

4) продукции пчеловодства.

Для целей настоящей главы к сельскохозяйственной продукции также относится продукция аквакультуры (рыбоводства).

2. Настоящим Кодексом предусмотрены следующие специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции:

1) для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов;

2) для крестьянских или фермерских хозяйств.

3. Производители сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные кооперативы по деятельности, на которую распространяется действие таких налоговых режимов, и при соответствии условиям их применения, установленным настоящим Кодексом, вправе самостоятельно выбрать один из следующих режимов налогообложения:

1) специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов (далее в целях настоящей статьи и статей 698, 699 и 700 настоящего Кодекса - специальный налоговый режим);

2) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации или с использованием фиксированного вычета;

3) общеустановленный порядок.

4. Крестьянские или фермерские хозяйства при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 3 статьи 702 настоящего Кодекса, вправе выбрать один из налоговых режимов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, или специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств - при соответствии другим условиям его применения, установленным статьей 702 настоящего Кодекса.

5. При выборе специального налогового режима, указанного в подпункте 1) или 2) пункта 3 настоящей статьи, такой налоговый режим применяется налогоплательщиками при соответствии условиям его применения, сроком не менее одного календарного года, за исключением случаев, установленных пунктами 5 и 7 статьи 679 настоящего Кодекса.

Действие пункта 6 было приостановлено до 1 января 2020 года, в период приостановления данный пункт действовал в редакции статьи 49 Закона РК от 25.12.17 г. № 121-VI

6. Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, имущества в случае осуществления ими видов деятельности, на которые не распространяется действие таких налоговых режимов, а также производить исчисление и уплату соответствующих налогов и платежей в бюджет по указанным видам деятельности в общеустановленном порядке, если иное не установлено пунктом 4 статьи 703 настоящего Кодекса.

При этом раздельный учет, предусмотренный настоящим пунктом, налогоплательщики должны осуществлять в соответствии с положениями утвержденной ими налоговой учетной политики.

7. Не вправе применять специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства.

Параграф 1. Специальный налоговый режим для производителей
сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов

Статья 698. Общие положения

1. Специальный налоговый режим предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, социального налога, налога на имущество, налога на транспортные средства.

2. Специальный налоговый режим распространяется на:

1) деятельность производителей сельскохозяйственной продукции по производству сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной), переработке и реализации указанной продукции собственного производства;

2) деятельность сельскохозяйственных кооперативов по:

производству сельскохозяйственной продукции, за исключением подакцизной продукции, и ее реализации;

заготовке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной членами такого кооператива;

переработке сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной) собственного производства и (или) произведенной членами такого кооператива, а также реализации продукции, полученной в результате такой переработки;

выполнению (оказанию) для членов такого кооператива (в целях осуществления ими видов деятельности, указанных в подпункте 1) настоящего пункта) работ (услуг), включая вспомогательные, по перечню, определенному уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному и бюджетному планированию;

реализации членам такого кооператива (в целях осуществления ими видов деятельности, указанных в подпункте 1) настоящего пункта) товаров по перечню, определенному уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному и бюджетному планированию.

Сельскохозяйственные кооперативы обязаны отражать реализацию товаров, предусмотренных настоящим подпунктом, а также предоставление таких товаров в пользование, доверительное управление, аренду в налоговом регистре, форма которого устанавливается уполномоченным органом.

3. Право применения специального налогового режима предоставляется налогоплательщикам при наличии земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования).

Требование части первой настоящего пункта не распространяется на сельскохозяйственные кооперативы и налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству продукции пчеловодства, а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства.

Статья 699. Налоговый период

Налоговым периодом для применения специального налогового режима является календарный год.

Какие налоги платят ИП в Казахстане в 2021 году. Упрощенная система налогообложения и кто ее может использовать. Виды предпринимательской деятельности, подходящие под упрощенку.

Знать, каковы налог ИП в Казахстане, будет полезно, если вы решили заниматься в РК предпринимательской деятельностью. Понимание основ налогового законодательства страны позволит рассчитать расходы и доходы, определить риски, которые характерны для всех видов бизнеса.

Астана, Казахстан

Панорамный вид на вечерний Нур-Султан (Астана)

Выбор оптимального налогового режима для ИП

Как только вы зарегистрируете своё индивидуальное предприятие, вам нужно будет обратиться в налоговую инспекцию и написать заявление, в котором, помимо прочих данных, следует указать, какой налоговый режим будет для вас наиболее предпочтительным.

Если вы по каким-то причинам не укажете в заявлении тип налогообложения, это не будет считаться ошибкой. В таком случае придётся платить налоги по общеустановленной схеме. Переход на другой режим возможен, но только по истечении календарного года. Нужно будет снова обратиться в налоговые органы и написать новое заявление.

Перед обращением в налоговую инспекцию, вам нужно узнать, какие налоговые режимы предусмотрены в государстве для ИП. В 2021 году предлагаются два варианта:

  1. По общеустановленному порядку.
  2. Специальный режим, который подразделяют на:
  • работу по патенту;
  • сдачу декларации упрощённого типа;
  • специальные налоговые правила, предусмотренные для фермеров и владельцев крестьянских хозяйств.

Налоговые новшества

Заметим, что второй вариант доступен не всем индивидуальным предпринимателям.

У кого нет права выбирать специальный режим?

Не могут воспользоваться условиями специального налогового режима, граждане, ведущие такие виды бизнеса в Казахстане, как:

  • бухгалтерия и аудит;
  • продажа мазута, дизельного топлива и бензина;
  • производство подакцизной продукции;
  • хранение и реализация оптом подакцизной продукции;
  • использование недр земли;
  • предоставление консультационных услуг;
  • предоставление страховых, финансовых и посреднических услуг;
  • предоставление услуг в области правосудия, юстиции и права;
  • заготовка, переработка и хранение отходов чёрных и цветных металлов, а также лома;
  • прием у населения и самостоятельный сбор стеклотары;
  • проведение негосударственных лотерей.

Подробнее о налоговых новшествах узнайте из видео, представленном ниже.

Кроме перечисленных категорий ИП, нет права использовать специальный налоговый режим у налогоплательщиков, бизнес которых разворачивается на территории нескольких населённых пунктов или имеются другие структурные подразделения. И также не вправе применять спецрежим ИП, деятельность которых осуществляется на основании агентских соглашений.

Что представляет собой общеустановленный порядок

Все перечисленные в предыдущем пункте категории индивидуальных предпринимателей объединены тем, что обязаны выплачивать налоги по общеустановленному режиму. Его характеризует следующее:

  • налоговой базой служит разница между полученной выручкой и расходами, которые были понесены для получения дохода;
  • индивидуальный подоходный налог (ИПН) составляет 10%;
  • за себя индивидуальный предприниматель оплачивает соц. налог — 2-месячных расчётных показателя (МРП);
  • за каждого сотрудника платится соц. налог в размере 1 МРП;
  • при превышении показателя минимального оборота, равного 30 000-кратной величине МРП, в течение года, платится 12% НДС;
  • пенсионный взнос в размере 10% от доходов за владельца и каждого сотрудника.

транспортной налог

Главное назначение транспортного налога – компенсация вреда, который приносит транспорт дорогам и окружающей среде.

Все перечисленные выплаты рассматриваются Налоговым Кодексом РК и «Законом о пенсионном обеспечении».

О налогах в Казахстане подробнее можно на нашем сайте.

Особенности специального режима налогообложения в РК

Помимо общего режима, наиболее часто в Казахстане используют две схемы налогообложения:

  1. Патент.
  2. Упрощённая схема, которую принято называть «упрощёнка».

Оба варианта могут быть применены предпринимателем только в том, случае, если его бизнес соответствует установленным законом условиям.

Условия для упрощёнки и патента

Если вы хотите открыть ИП по упрощенке, ваше предприятие должно будет соответствовать следующим условиям:

  1. В течение налогового периода доход не должен быть выше 1 400-кратного МЗП.
  2. Вместе с вами в вашем коллективе в течение налогового периода должно числиться не более 25 человек. Двадцать пять — это максимальный порог, перейдя который вы потеряете статус, позволяющий платить налоги по упрощённому алгоритму.

Для другой формы, — патента, законодательством Республики Казахстан предусмотрены следующие условия:

  • В течение всего налогового периода доход не должен превышать 300-кратный МЗП.
  • Деятельность осуществляется по форме личного предпринимательства.
  • Не используется труд других людей.

В данном видео вы узнаете о режимах налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Только при соответствии перечисленным условиям, налоговики допустят вас к специальному налоговому режиму.

Особенности налогового периода для различных схем

Следует учитывать, что понятие «Налоговый период» неодинаково для различных видов ИП. Под ним подразумевается:

  • Для тех, кто платит по общеустановленному порядку — календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
  • Для тех, кто сдаёт упрощённую декларацию — полугодие.
  • Для тех, кто оформил патент — календарный год.

Важно оплатить налоги в положенный срок, иначе не избежать штрафных санкций.

Сколько платят обладатели патента

Если вы выбрали для себя как наиболее приемлемый вид налогообложения патент, вам нужно будет отдавать в виде выплат и налогов следующее:

  • 2% от суммарного дохода, который вы заявили в отчётной декларации за патент.
  • Индивидуальный подоходный налог в размере половины стоимости вашего патента.
  • 5% от вашего дохода на социальные отчисления, но не меньше МЗП.
  • 10% — взносы в пенсионный фонд Республики (ежемесячно).
  • Разницу половины стоимости патента и суммы социальных начислений — соц. налог.

Как получить патент для ИП узнайте из видео, представленном ниже.

Наиболее распространённой формой ИП в РК является упрощёнка. Это оптимальный вариант для раскручивания бизнеса.

Сколько нужно выплачивать по упрощёнке?

Как уже отмечалось, все, кто выбрал упрощёнку, должны сдавать налоговую отчётность об оплаченных налогах раз в полугодие. Срок сдачи — 15-е число 2-го месяца, следующего после завершения отчётного периода. Сдаётся заполненная форма 910.00. в неё вносится информация обо всей начисленной прибыли, включая суммы, которые пришли с опозданием и авансы.

Предприятиями, сдающими отчётность по упрощёнке, производятся следующие выплаты:

  • 3% от суммы дохода, который был заявлен в отчётной декларации;
  • ½ от полученного выше, как ИПН;
  • соц. налог равный разнице половины 3-процентного налога и социальных отчислений;
  • 5% от дохода — социальные выплаты (не меньше 5 процентов от МЗП) за работников и нанимателя (ежемесячно);
  • ежемесячно 10% — взносы в пенсионный фонд Республики (не меньше 10% от МЗП за каждого задействованного работника и владельца).

Расчет налога

Расчет налога на имущество физических лиц РК

По состоянию на 1 января 2021 года, МЗП равен 28 284 тенге.

Отличительные черты упрощёнки и патента

Главное различие между патентом и упрощёнкой состоит в том, что обладатели патента выплачивают налог в виде предоплаты при оформлении документов в налоговой. Если ИП рассчитывается с государством по упрощённой схеме, он платит по факту полученного дохода, когда отчитывается.

Патент удобен тем, что не требуется наличие кассового аппарата, практически полностью отсутствует бухгалтерская документация. Клиентам не нужно выдавать фискальные чеки.

Работая по упрощённой схеме налогообложения, вы обязаны иметь зарегистрированный в метрологических органах кассовый аппарат (ККТ). Аппараты необязательны только в случаях, когда предприятие работает по безналичному расчёту.

Как оформить ИП, работающее по упрощёнке?

Работать на себя — мечта многих граждан. Если вы собираетесь идти этим путём, ИП будет идеальным вариантом для старта. Как стартовать, рассмотрим на примере открытия предприятия, действующего по упрощённой схеме налогообложения.

Форма для расчета стоимости патента

Форма для расчета стоимости патента

Алгоритм действий начинающего ИП следующий:

  1. Соберите все необходимые для предоставления документы.
  2. Обратитесь в уполномоченный орган — Центр обслуживания граждан или местные налоговые органы.
  3. Подайте документы и на месте заполните форму заявление.
  4. Ждите, пока будет проверена предоставленная документация и рассмотрено заявление. В среднем, на процедуру уходит около 10 дней.
  5. После принятия решения, если оно будет положительным, вам вручат свидетельство о регистрации индивидуального предприятия.
  6. Снова обратитесь с заявление о налогообложении по выбранной вами схеме.

При составлении заявления укажите, что вы предпочитаете упрощённое или иное налогообложение.

Какие документы нужно подавать, чтобы открыть ИП в РК

Перечень документов не зависит от того, какой тип налогообложения будет для вас предпочтительным. Во всех случаях подаются следующие документы:

  • паспорт: оригинал, а также копия, всех имеющих значимость, страниц;
  • 2 фото 3×4 см;
  • квитанцию, подтверждающую, что соискатель оплатил государственную пошлину;
  • адресную справку о собственнике, если есть намерение арендовать помещение.

Свидетельство о регистрации обойдётся вам в 4 200 тенге.

О налогах на жилье подробнее узнайте из видео, представленном ниже.

Обратите внимание, в Центр обслуживания обращаются только те граждане, которые регистрируют предприятие по месту своего проживания. Всем остальным следует обращаться в налоговые органы.

Подводя итоги, отметим, что предприятие в Казахстане можно открыть в течение двух дней. Десятидневный срок предусмотрен на случай обнаружения в документах ошибок и неточностей.

Миграционная карта при въезде в Казахстан

Проверка запрета на выезд из Казахстана

Зарплата учителей в Казахстане

Пенсии в Казахстане

Бедность в Казахстане

Правила въезда в Казахстан из Узбекистана и обратно


Нашли неточность? Сообщите нам.

Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации

При исчислении Соцналога по Упрощенной декларации, надо взять 3% от общего оборота за период и поделить на 2, затем от полученной суммы отнимаем начисленные соцотчисления за весь налоговый период и получаем Соцналог? А ОСМС? ОСМС это ведь тоже социальные отчисления? Значит для исчисления Соцналога надо отнимать не только Соцотчисления, но и ОСМС за весь налоговый период. Но у нас в Казахстане привыкли все законы писать с пятого на десятое, что прямо содействует развитию коррупции в судах. Теперь даже в разъяснениях видим то же самое.
Про то, что у нас не дифференцированное налогообложение лично я писала с 2014 года во все инстанции, что несправедливо брать ИПН с ЗП (обычно ЗП варьируется от МЗП и до 200 000тг) 10% и 3%-10% с ИП разных режимов налообложения, причем 10% берется с ИП на ОУР с разницы между доходами и расходами, тогда как с малюсенькой ЗП берется без учета расходов ФЛ на одежду и обувь четырех сезонов, без учета расходов на детей иждивенцев, вычет 1МЗП хватает тко на коммунальные и хлеб с водой на 1 человека как известно. Отодвигали рассмотрение этого вопроса с 2014 года по 2018 год, наконец типа сделали дифференциацию, ну просто очень смешную, увеличили МЗП до 42500. Вы думаете намного выросла ЗП у ФЛ? Ровно на сумму от 138 тенге в месяц для ЗП=1МЗП и до 1400 тг для имеющих типа самую большую ЗП = 200 000тг. В частности у моей дочери имеющей ЗП=200 000тг в месяц ЗП выросла ровно на 1400 тенге, а у нее родилась двойня и посчитайте на скко памперсов хватает этих 1400 тенге. 11 памперсов. Вот какое у нас “доброе”, “умное” государство! Что меня удивляет, это то, что больше никто не поднимает вопроса о недифференцированном налогообложении в Казахстане. У меня много знакомых, родственников, живущих в других странах, от которых я слышу, что там, чем больше доходов у человека, тем больше налогов он платит. А те, у кого маленький доход, еще и получают пособия от государства, а не платят налоги ему. Один мой ученик, живущий в Германии, жена немка, поэтому туда переехали, до сих пор не выучил на должном уровне немецкий, поэтому так и живет на пособие. Так он на это пособие еще приезжает в гости в Казахстан.

Какие документы нужно подавать, чтобы открыть ИП в РК Перечень документов не зависит от того, какой тип налогообложения будет для вас предпочтительным. Во всех случаях подаются следующие документы: паспорт: оригинал, а также копия, всех имеющих значимость, страниц;
ПАСПОРТ?!

Крестьянские и фермерские хозяйства, статус в РК.

Крестьянские и фермерские хозяйства, понятие, виды.

Члены Крестинского или фермерского хозяйства.

Налоговые ставки, специальный налоговый режим для КХ.

Прекращение деятельности КХ и выход из состава членов КХ.

Законодательство о крестьянских и фермерских хозяйствах претерпевало довольно многие изменения, поэтому поступают систематически вопросы о тех или иных аспектах работы крестьянских и фермерских хозяйств.

Ранее статус и работа КХ была определена в Законе РК от 31 марта 1998года, который утратил силу 1 января 2016года в связи с вступлением в силу Предпринимательского Кодекса РК. Также большие пласты регулирования деятельности закреплены в разных нормативно-правовых актах, как Налоговый и Земельный Кодексы и другие подведомственные акты, поэтому возникает множество вопросов и разных суждений среди многих субъектов агропромышленного комплекса Казахстана.

Статья 41. Предпринимательского Кодекса РК дает четкое Понятие и формы крестьянского или фермерского хозяйства на данный момент 2018год и на отношения возникшие с января 2016года.

«1. Крестьянским или фермерским хозяйством признается трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также переработкой и сбытом этой продукции.»

На вопрос может ли не родственник быть членом КХ, есть ответ в статье 42, где говорится не только о родственниках но и о других лицах совместно ведущих общее хозяйство: «Членами крестьянского или фермерского хозяйства являются супруги, близкие родственники (родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) и другие лица, совместно ведущие общее хозяйство.». Пунктом 2 статьи 42, закреплено членами крестьянского или фермерского хозяйства, как и главой может быть любое другое лицо совместно ведущее общее хозяйство.

Пункт 2, ст. 41, прописывает формы такого общего хозяйства, Крестьянское или фермерское хозяйство может выступать в формах:

1) крестьянского хозяйства, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности;

2) фермерского хозяйства, основанного на осуществлении личного предпринимательства;

3) фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности

Таким образом КХ могут быть где участниками выступают члены семьи, также где есть только один участник (личное предпринимательство) и КХ где участниками могут быть любые не родственные лица. В последнем случае отношения должны быть оформлены Договором о совместной деятельности (оно же Простое товарищество без образования юридического лица). Природу таких договоров мы рассматривали в других статьях, в договоре о совместной деятельности КХ оговариваются все условия, условия входа в состав, стоимость такого входа или доли, распределение прибыли, обязанностей и так далее регуляция и запись всех договоренностей.

КХ также как и обычные юридические лица, могут открывать счета в банках, получать кредиты под залог КХ, входить в составы юридических лиц для расширения деятельности , объединяться в кооперативы, общества и другие объединения, участвовать в деятельности кооперативных, хозяйственных товариществ и других организаций, а также по своему усмотрению выйти из любой организации. Здесь, не следует путать деятельность крестьянских и фермерских хозяйств с деятельностью кооперативов и ТОО осуществляющих заготовку сельзох продукции. Правовой статус и налоговый режим для КХ, ТОО и кооперативов существенно разный.

Крестьянские и фермерские хозяйства обязаны зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность и как правило в качестве индивидуального предпринимательства. При этом для развития агропромышленного комплекса Казахстана, Налоговым кодексом предусмотрен существенный льготный режим для КХ, как уплата единого земельного налога на основании акта определения оценочной стоимости земельных участков, выданного уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами. При отсутствии такого акта определения оценочной стоимости земельных участков оценочная стоимость земельного участка определяется исходя из оценочной стоимости 1 гектара земли в среднем по району, городу по данным, представленным уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами, и площади земельного участка.

Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских или фермерских хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной) и ее реализации, переработке сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной) собственного производства, реализации продуктов такой переработки.

Плательщики единого земельного налога не являются плательщиками следующих видов налогов и платежей в бюджет:

1) индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, в том числе доходов в виде сумм, полученных из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов), связанных с деятельностью, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;

2) земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками - по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим, за исключением земельных участков, используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан;

3) налога на транспортные средства - по объектам налогообложения;

4) налога на имущество - по объектам налогообложения;

5) социального налога - по деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;

6) платы за эмиссии в окружающую среду - по деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный специальный налоговый режим. (Статья 705 НК РК)

Таким образом видно, что льгота данного режима для КХ существенна.

Однако, есть ограничения по размерам земельных наделов для КХ при пользовании таким режимом, при превышении размеров земель на одно КХ, данное Крестьянское хозяйство не будет иметь право пользоваться таким специальным налоговым режимом. Пределы размеров земельных наделов по величине зависят также от расположения земли в Казахстане. Территория РК для такого налогового расчета поделена на 4 территориальные зоны по областям, при этом допускается наличие земель одним КХ в разных территориальных зонах.

В целях применения специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) не должна превышать размер предельной площади земельного участка, установленный для:

1 территориальной зоны - 5 000 га;

2 территориальной зоны - 3 500 га;

3 территориальной зоны - 1 500 га;

4 территориальной зоны - 500 га.

Для целей настоящего пункта применяется следующее зонирование земельных участков:

1 территориальная зона: пастбища, расположенные на землях пустынных, полупустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон Алматинской, Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областей, города Алматы;

2 территориальная зона: земли Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей, города Астаны, а также Актюбинской области, за исключением земель 1 территориальной зоны;

3 территориальная зона: земли, включая орошаемые, Атырауской, Мангистауской областей, за исключением земель 1 территориальной зоны;

4 территориальная зона: земли, включая орошаемые, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей, города Алматы, за исключением земель 1 территориальной зоны.

Прекращение деятельности КХ схоже с процедурой прекращения деятельности любого другого юридического лица. Однако, выход из состава участников в КХ, может быть оформлен разными формами. Деятельность крестьянского или фермерского хозяйства прекращается, если не остается ни одного члена хозяйства, наследника или другого лица, желающего продолжить деятельность хозяйства, а также в случаях банкротства и прекращения права частной собственности на земельный участок или права землепользования.

При прекращении деятельности крестьянского или фермерского хозяйства раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены при условии предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.

Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между его участниками по соглашению между ними.

При выходе из состава членов КХ условия и порядок раздела имущества, земельного участка и права землепользования при прекращении деятельности крестьянского или фермерского хозяйства регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан. Таким образом выход может быть оформлен договором, заявлением и протоколом общего собрания членов КХ, с соблюдением преимущественного права покупки остальными членами КХ.

С 1 января 2020 года сроком на 3 года вступил в силу мораторий на проверки субъектов предпринимательства, также на данный период отдельные категории налогоплательщиков освобождаются от уплаты налогов. В данном материале расскажем, на какие виды проверок не распространяется мораторий, а также кто попадает под освобождение от уплаты и по каким видам налогов.

Категории субъектов, подпадающие под мораторий на проверки

Под действие моратория попадают субъекты, относящиеся к категориям малого и микропредпринимательства. К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

Вместе с тем, не признаются субъектами малого предпринимательства и микропредпринимательства налогоплательщики, осуществляющие:

  1. деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  2. производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  3. деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  4. проведение лотереи;
  5. деятельность в сфере игорного бизнеса;
  6. деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  7. банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  8. аудиторскую деятельность;
  9. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  10. деятельность кредитных бюро;
  11. охранную деятельность;
  12. деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Проверки, на которые не распространяется мораторий

Мораторий не распространяется на:

  1. Проверки, направленные на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом РК «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций».
  2. Проверки в соответствии с подпунктом 1) данного пункта в случаях, когда для выявления причин возникновения фактов нарушения требований, установленных законодательством РК, недостаточно проведения одной внеплановой проверки по конкретному факту в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и требуются контроль и надзор в отношении иных субъектов, связанных с данным конкретным фактом.
  3. Проверки и профилактический контроль с посещением, проводимые на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, в том числе по заявлению на получение разрешения в соответствии с Законом РК «О разрешениях и уведомлениях».
  4. Проверки по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК.
  5. Проверки органов прокуратуры по поручению Президента РК и Генерального Прокурора РК.
  6. Таможенные проверки.
  7. Встречные налоговые проверки.
  8. Тематические налоговые по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом.
  9. Профилактический надзор с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  10. Проверки и профилактический контроль с посещением за соблюдением законодательства РК об аккредитации в области оценки соответствия.
  11. Проверки недропользователей.

Проверки, предусмотренные в подпунктах 1) и 2) проводятся на основании решения первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа.

Категории субъектов, освобождаемые от уплаты налогов, и виды налогов

Освобождаются от уплаты налогов с доходов, полученных за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, субъекты микропредпринимательства или малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы (СНР). К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

К субъектам, применяющим СНР, относят налогоплательщиков:

  • на основе патента,
  • упрощенной декларации,
  • с использованием фиксированного вычета,
  • производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов,
  • крестьянские или фермерские хозяйства.

Уменьшению на 100 процентов подлежат суммы:

  1. Корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса.
  2. Социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.
  3. Единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

Освобождение действует только на налоговые обязательства по уплате налогов, возникающих в указанный 3-х летний период. При представлении деклараций необходимо указывать данные о полученных доходах с указанием 0 в графе налог к уплате.

Налогоплательщики, на которых не распространяется освобождение от налогов

Освобождение от налогов не распространяется на лиц, осуществляющих следующие виды деятельности:

  1. Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
  2. Производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции.
  3. Деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах.
  4. Проведение лотереи.
  5. Деятельность в сфере игорного бизнеса.
  6. Деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов.
  7. Банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента).
  8. Аудиторскую деятельность.
  9. Профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
  10. Деятельность кредитных бюро.
  11. Охранную деятельность.
  12. Деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
  13. Деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей.
  14. Реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти.
  15. Розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута.
  16. Внешнеэкономическую деятельность.

Налоговые новшества для аграриев Казахстана в 2020 году

Для аграриев Казахстана год начался с новостей: с приятных и не очень. Теперь крестьяне обязаны вести учет доходов и расходов, установить кассовый аппарат с передачей данных. Изменилась и система исчисления единого земельного налога (ЕЗН). Насколько это выгодно и удобно для фермеров?

Онлайн-передача и приложения

Если раньше крестьянские и фермерские хозяйства, которые работали по специальному налоговому режиму (СНР) на основе уплаты единого земельного налога производили расчеты без использования контрольно-кассовых машин (ККМ), то с января этого года использование ККМ для них стало обязательным. Согласно статье 166 Налогового кодекса они обязаны установить ККМ, причем с фиксацией и передачей данных.

— Все КХ, применяющие СПР, должны были войти в 2020 год уже с подключенными ККМ, — пояснил специалист управления разъяснительной работы департамента государственных доходов по Костанайской области Бауржан Ерменов. – Кто этого не сделал, нужно поторопиться. Есть два варианта. Можно установить ККМ с онлайн-передачей данных. Утверждено 75 моделей либо использовать мобильные приложения ККМ. Их можно установить на ноутбук, смартфон или планшет. Главное, чтобы устройство было подключено к принтеру для распечатки чеков.

На сайте департаментов государственных доходов можно найти перечень приложений, включенных в государственный реестр. Всего их четыре. Можно установить любое. Предусмотрен вариант и для предприятий, деятельность которых находится вне сетей телекоммуникаций общего пользования, они обязаны приобрести ККМ без передачи данных. Какую именно модель купить подскажет госреестр, в который внесены разрешенные модели.

По словам Бауржана Ерменова, налоговым кодексом предусмотрена льгота для бизнесменов, установивших ККМ с передачей данных. Так ИП, применяющих СНР на основе патента или упрощенной декларации, могут одномоментно уменьшить на 60 тыс. тенге исчисленный подоходный налог за первое полугодие 2019 год и за второе полугодие 2019 года, но не более 50% от суммы, налога за оба полугодия.

Два режима вместе

Хорошей новостью для сельхозформирований, применявших специальный налоговый режим для КФК, которые кроме сельхозпроизводства, имеют магазин, СТО или другой несельскохозяйственный бизнес, стала возможность использования двух специальных налоговых режимов. Если раньше прочую деятельность они декларировали в общеустановленном порядке. С этого года они могут применять специальный налоговый режим для малого бизнеса. Теперь КФХ, уплачивающие единый земельный налог, могут перевести любой вид своей прочей деятельности на специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации или оставить ее на общеустановленном режиме налогообложения.

— После выбора второго налогового режима, фермеры должны вести раздельный учет своих доходов и расходов, — уточнил специалист департамента. – К примеру, если избран режим упрощенной декларации, то в разные сроки сдавать две декларации ФНО 910 и ФНО 920.

ЕЗН по-новому

Еще одним новшеством стала модификация единого земельного налога. Раньше ЕЗН рассчитывался от оценочной стоимости земельных участков, находящихся в аренде или в собственности у крестьянского хозяйства и не привязывался к обороту от реализации сельхозпродукции. Согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс, ЕЗНом будет облагаться оборот от реализации.

— Согласно изменениям весь доход, который получило хозяйство от продажи произведенного или переработанного сырья, будет облагаться единым земельным налогом по ставке 0,5% за календарный год, — пояснил Бауржан Ерменов. – Например, если за весь налоговый период КХ реализовало молоко, зерно или мясо на 10 млн тенге, то оно должно оплатить в бюджет 50 тыс. тенге ЕЗН. При исчислении ЕЗН расходы сельхозпроизводства учитываться не будут. Здесь стоит особо отметить, что по указу президента КХ, относящиеся к малому бизнесу, с этого года и до 2023 освобождены от уплаты ЕЗН. Хозяйствам нужно будет показать доходы, так как они обязаны применять кассовые аппараты. А в 2021 году им нужно будет сдавать декларацию о доходах №920. В ней они должны будут указать доход за 2020 год. Таким образом, в этом году КХ не нужно исчислять и уплачивать ЕЗН, необходимо оплачивать ОПВ, ОСМС и удерживать налоги с заработной платы своих работников.

В том случае, если у КХ, применяющего специальный налоговый режим, размер оборота по продаже собственной сельхозпродукции, превысит минимум оборота согласно ст. 82 Налогового кодекса, то такое хозяйство все равно не будет подлежать постановке на учет по налогу на добавленную стоимость.

КПН отменили, но не всем

Еще одной хорошей новостью для аграриев стала отмена уплаты корпоративного подоходного налога сроком на три года. Но это изменение коснулось субъектов микро- и малого предпринимательства. В их число входят сельхозформирования, работающие как юридические лица и применяющие налоговый режим на основе 70% льготы. Здесь стоит учесть один момент, что субъектами малого бизнеса по закону считаются предприятия, где среднегодовая численность работающих составляет не более 100 человек, а среднегодовой доход не выше 300 тыс. МРП (795 млн 300 тыс. тенге на 2020 год). К микробизнесу относятся фирмы с не более 15 работающими и доходом не выше 30 тыс. МРП (79 млн 530 тыс. тенге).
Так согласно изменениям, внесенным в закон, уменьшают на 100% сумму корпоративного подоходного налога, подлежащую уплате, (кроме удерживаемого у источника выплаты) исчисленного в соответствии со статьей 700 Налогового кодекса, сельхозпроизводители, применяющие специальный налоговый режим для производителей сельхозпродукции и сельхозкооперативов.

Также налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму для крестьянских и фермерских хозяйств, уменьшают на 100% сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 НК. Но есть один минус – налоговой льготой не смогут воспользоваться сельхозформирования, которые экспортируют произведенную продукцию. А также осуществляющие деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах.

Норма по налоговым каникулам коснется интересов 1,2 млн предпринимателей в Казахстане, в числе которых и аграрии, и позволит им ежегодно экономить 180 млрд тенге. По оценке экспертов, результатами должны стать укрепление бизнеса и улучшение делового климата в стране.

Две стороны одной медали

О новшествах в налогообложении у аграриев Костанайской области сложилось не однозначное мнение. Конечно, их радует, что на три года объявлены налоговые каникулы по КПН. Но в тоже время не все хозяйства попадают под льготы. Больше всего вопросов у фермеров к введению ККМ с онлайн-передачей данных. Одни работают по безналичному расчету, у других отсутствует стабильное интернет-соединение. А нормы закона едины для всех.

— Требование об установке кассового аппарата с передачей данных вызывает массу вопросов, — рассказал директор ТОО «Зуевка» Александр Бородин. – Во многих селах интернет плохо функционирует. А если хозяйство работает по методу перечисления, зачем ему тогда кассовый аппарат. Введение ККМ и новый метод исчисления единого земельного налога направлены на то, чтобы все крестьяне показывали реальный доход. И с одной стороны это правильно. Конечно, больше всего фермеров порадовала новость о налоговых каникулах: суммы, которые планировались на уплату налогов, могут быть вложены в развитие производства.

Татьяна Деревянко, Костанайская область
фото: pixabay.com

кредитование апк

">

Читайте также: