Налоги как инструмент финансовой политики государства

Опубликовано: 30.04.2024

date image
2015-03-22 views image
1724

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

С помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда (фиск от лат. fisus – государственная казна). Налоги выступают главным инструментом экономической политики государства. Она заключается в том, что маневрируя налоговыми ставками, льготными и санкциями государство стимулирует развитие технического прогресса, инвестиций.

С помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход тех или иных групп населения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом и они сводились к следующему:

1. Равномерность, т.е. равномерность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил.

2. Определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основных характеристик налоговой системы, их неизменность.

3. Простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов.

4. Неотягощенность, т.е. умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, оплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образуют налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Это также налоговая инспекция и налоговая полиция.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

· прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

· косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

· пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

· прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

· дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;

· твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

· общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

· маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

Основные виды налогов применяемых в России:

1. Подоходный налог с физических лиц взимается в зависимости от денежного дохода граждан, представляет основной налог, которым облагается население.

2. Налог с продаж (налог с оборота) уплачивается с полного объема выручки от продажи товара. Это косвенный налог, ибо выручка не образует чистый доход производителя и продавца товара.

3. Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с добавленной стоимости, представляющей разницу между денежной выручкой от продажи продукции предприятий и суммой издержек на сырье, материалы, полуфабрикаты.

4. Акциз – это косвенный налог, взимаемый с величины стоимости отдельных видов товаров и включаемый в их цену. Это ювелирные изделия, предметы роскоши, вино-водочные и табачные изделия.

5. Налог на прибыль предприятий относится к числу самых распространенных во всем мире доходов изымаемых в виде доли от валовой прибыли предприятия.

Наряду с налогами в государственную казну поступают и другие денежные взносы, которые называются платежами, отчислениями. К числу платежей относятся плата за пользование земельными участками, природными ресурсами, арендная плата, отчисления в пенсионный фонд и другие фонды.

В настоящее время на территории России собирается свыше 50 видов налогов и сборов. Всю совокупность их условно делят на три группы: федеральные; республиканские, краевые и областей, автономных образований; местные.

Библиографическая ссылка на статью:
Фатеева Ю.В. Налоговая система как инструмент фискальной политики государства РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6109 (дата обращения: 13.04.2021).

Выполнение основных функций и направлений государства требует финансовых средств, главным источником получения которых являются налоги.

Налоги представляют собой обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами в пользу государства.

Разные виды налогов включаются в налоговую систему, которая является важным инструментом по взиманию и распределению национального дохода.

Основная функция налоговой системы является фискальная, нацеленная на пополнение государственного бюджета.

Налоги в России взимаются согласно трем уровням налогообложения: федерального, регионального, и местного, входящих в консолидированный государственный бюджет.

Контроль и надзор за выполнением налогового законодательства возлагается на федеральную налоговую службу, которая находиться в непосредственном подчинении Министерства финансов РФ.

Данные Федеральной налоговой службы (ФНС) по налоговым начислениям и поступлениям в консолидированный бюджет РФ показаны в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Налоговые начисления и поступления в бюджет РФ (в млрд.руб.)

Начислено к уплате

Консолидированный бюджет
субъектов РФ

По данным ФНС за период с 2009 по 2013 годы наблюдается рост налоговых поступлений. Сумма поступлений превышает сумму начислений и составляет следующую разницу: в 2009 году – 33,3%, в 2010 году-30,3%, в 2011году- 30,9%, в 2012 году- 26,6%, а в 2013 году – 31%.

Таблица 2- Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ (в млрд.руб.)

на 1 августа 2013года

на 1 августа 2014года

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

Налог на прибыль, доходы

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

Налоги на имущество

Налоги, сборы и регулярные платежи за
пользование природными ресурсами

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

Налог, взимаемый в связи с применением
упрощенной системы налогообложения

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Единый сельскохозяйственный налог

Налог взимаемый в связи с
применением патентной системы налогообложения

Налог взимаемый в виде
стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Итого налоговых поступлений

Налоговые поступления на январь-июль 2013 и 2014года основную часть обеспечения, составляют: налог на прибыль и доходы, налоги, на товары реализуемые на территории российской федерации (НДС, акцизы) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

Суммы задолженности по налогам и сборам отражены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 -Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам (в млрд.руб.)

на 1 августа 2014 года

Всего задолженность перед бюджетом по
налогам и сборам

Задолженность невозможная к взысканию налоговыми
органами

Задолженность за период с 2009 по 2013 года выросла на 10,2%,в том числе недоимка организаций на 19%, урегулированная задолженность на 4%, а задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами сократилась на 25%.

По данным ФНС общая сумма задолженности на январь-июль 2014 года составляет 795,3млрд. руб. из которой доля НДС на товары,
реализуемые на территории РФ составляет 45%, налога на прибыль- 23%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ -6%.

Для улучшения уровня налогообложения в РФ и борьбе с задолженностью по налогам и сборам налоговой службой в 2014-2017 годах планируются следующие основные направления деятельности:

‑ обеспечение повышения эффективности работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения и
выявлению сокрытой налоговой базы в отношении налогоплательщиков;

‑ повышение качества контрольных мероприятий;

‑ повышение эффективности взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок;

- содействовать отказу налогоплательщиков от непрозрачных и низкоэффективных схем ведения бизнеса;

- принимать все меры по повышению поступлений от применения мер принудительного взыскания задолженности и урегулирования задолженности путем проведения зачета, а также обеспечения роста эффективности взыскания;

- проведение мониторинга по выполнению антикоррупционных мероприятий в ФНС России и предоставление информации в Минэкономразвития России;

Таким образом, важность налоговой системы неоценима в поступлении финансовых средств в бюджет государства необходимых в области социальной зашиты граждан, а также в регулировании других областей экономики.

Библиографический список

  1. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие/ Е.А. Киселева. – М.: КНОРУС,2009.
  2. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru ;
  3. Официальный портал Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и, соответственно, инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества.

С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной.

Таким образом, налог как объективная экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВВП и отчуждения части его стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство.

Субъективная сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот и т. д.), напротив, предопределяется именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные «черты лица» налоговой системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким образом, в процессе их реального использования (в виде подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т. д.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8):

«1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Такими признаками, помимо обязательности налогов, являются их безвозмездность и безэквивалентность.

Выявить роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, а также определить целевую направленность налоговой системы позволяет налоговая классификация. Необходимость налоговой классификации во многом связана с усложнением налоговых систем, потребностью совершенствования процесса управления налогообложением.

Особое внимание в налоговой классификации обычно уделяется делению налогов по методу взимания: на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются по ставкам на величину дохода или стоимости имущества. Это сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или организации. Косвенные налоги, по сути, являются надбавками к ценам производства и оплачиваются потребителями товаров и услуг. Они включаются в цену продажи и в тариф (НДС, таможенные пошлины и др). Косвенные налоги гораздо меньше, чем прямые, и зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. Преобладание косвенных налогов обычно свидетельствует об уровне «цивилизованности» налоговой системы и ее соответствии мировым стандартам.

В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, исходя из

которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате хозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – величина выплаты, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчете на единицу налогообложения.

В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную (ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или роста имущества), пропорциональную (единая ставка налогообложения), и регрессивную (снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества).

Налоги, как главный инструмент финансовой политики, выполняют 3 главные функции: фискальную (обеспечение финансирования гос. расходов), социальную (поддержание относительного социального равновесия) и регулирующую.

Приоритетной функцией налогов изначально является фискальная функция. В каждой новой антикризисной программе развитых государств налоги используются как основной финансовый инструмент государственного регулирования экономики.Задача фискальной функции налогов состоит в реализации нормального соотношения в структуре ценовых пропорций на отдельные виды государственных услуг. Игнорирование этой целевой задачи фискальной функции налогов приводит к завышению цены на услуги государственного управления, оборону и чрезвычайному занижению стоимостных характеристик государственных услуг на здравоохранение, образование и т.д.

Особенность российской налоговой системы – существенное преобладание в ней выраженной фискальной направленности. Это относится к ставкам по некоторым налогам: ставка НДС (18%), налог на доходы физических лиц (13%), налог на прибыль (снижен с 24 до 20%).

Налоговые поступления являются основным источником доходов бюджетов всех уровней. И от того, насколько эффективно и полно будет реализована фискальная функция, в конечном итоге зависит, будет ли обеспечено финансирование деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, а также финансирование программ, заложенных в бюджеты.

Современная финансовая политика России нацелена на формирование финансовой основы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Главное место в составе финансовой политики занимают бюджетная и налоговая политики.

Бюджетная политика России в настоящее время определяется, прежде всего, положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В соответствии с этим документом главной стратегической задачей бюджетной политики является обеспечение условий для поддержания макроэкономической стабильности и долгосрочной сбалансированности бюджетной системы России.

Налоги являются одним из главных инструментов финансовой политики и мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов. Государственное регулирование с помощью налогов зависит во многом от выбора налоговой системы, высоты уровня налоговых ставок, видов и размеров налоговых льгот.

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые прав-во собирает со своих "подданных" (в виде физических и юридических лиц).

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

– гасить возникающие "сбои" в системе распределения;

– заинтересовать (или не заинтересовать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

А. Смит сформулировал четыре основополагающих (ставших классическими) принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Налог может брать или удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казначейству, если, например, собирание его требует такой армии чиновников, жалованье которых может поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.

На основе этих принципов налогообложения к настоящему времени сложилось два реальных принципа (две концепции) налогообложения.

Первый. Физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Например, те, кто пользуется хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, от требований момента и потребности правительства в доходах. Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Налоговая система строится на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К ним относятся:

1. субъект налога, или налогоплательщик, – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо, поэтому рассматривают и

2. носителя налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

3. объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество, товары и т.д.);

4.источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог;

5. ставка налога – важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действующий в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13%).

3. Прогрессивные – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные – средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами,

По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог с оборота (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Раскрытие социально-экономической сущности финансовой политики государства. Характеристика налогов как основного инструмента финансовой политики. Анализ современной налоговой политики России. Оценка поступления налоговых платежей в федеральный бюджет.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.10.2014
Размер файла 605,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Образования и Науки РФ

Московский государственный университет Экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Кафедра Финансов, кредита и банковского дела

«Налоги как инструмент финансовой политики государства»

Руководитель: Исаева Е.А.

Выполнил: студент группы ДЭЭ- 211

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Финансовая политика её сущность

1.2. Налоги как основной инструмент финансовой политики

ГЛАВА II. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ

2.1. Особенности налоговой политики в России

2.2. Анализ поступления налоговых платежей в федеральный бюджет за 9 месяцев 2011 - 2012 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

налог финансовая политика федеральный бюджет

ВВЕДЕНИЕ

Совокупность государственных мер по оптимизации в развитии экономических и социальных условий с использованием централизованных денежных ресурсов образует финансовую политику государства. Она не одинакова в различных национальных образованиях, но общая тенденция в ее проведении для разных государств состоит в материальном обеспечении национальных концепций по социализации жизни: использованию научных достижений, повышению производительности труда, росту качества жизни людей. В целом финансовая политика призвана осуществлять распределительные и контрольные функции. Это предполагает активное участие государственных финансов в распределении и перераспределении ВВП, и контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного продукта общества.

Актуальность выбранной темы курсовой работы подчеркивается тем, что одним из важных элементов финансового механизма государства являются налоги. Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную долю доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социального экономического развития общества.

Экономика России продолжает восстанавливаться после международного финансового кризиса. В 2011 году существенно вырос объем бюджетных доходов, замедлилась инфляция. Вместе с тем нельзя игнорировать все более пессимистические оценки перспектив мировой экономики. Опыт последних лет показал, что в современных условиях ухудшение экономической ситуации в группе ведущих стран влечет за собой дестабилизацию глобальных финансовых и сырьевых рынков, мировой торговли и в конечном счете сказывается на положении во всех странах.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогов как основного инструмента финансовой политики государства. Для того чтобы достичь поставленной цели курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1) изучение фискальной политики, её целей и инструментов;

2) рассмотрение налогов как основного инструмента финансовой политики;

3) изучение особенностей налоговой политики в России;

4) проанализировать налоговые поступления на современном этапе.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Читайте также: