Налоги как фактор экономической безопасности

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговая политика существенно влияет на экономическую и общую государственную безопасность нашей страны. Значение налогов в финансово-экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых исторически является обеспечение безопасности страны. На ранних этапах становления и развития государства его безопасность рассматривалась прежде всего как способность отражать внешние угрозы (военное нападение со стороны других государств). Соответственно роль налогов наиболее отчетливо проявлялась в формировании финансовых фондов, за счет которых содержались вооруженные силы страны.

В современном мире характер угроз и формы их проявления изменились, однако роль налогов как источника финансовых ресурсов, безусловно, сохранилась и, более того, усилилась. Без явных изменений осталась лишь видимая, фискальная сторона налоговых отношений, заключающаяся в аккумулировании средств в бюджетной системе для финансирования государственных расходов, направляемых на обеспечение безопасности государства.

В условиях рыночной экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство. Налоги - главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для общественно необходимых и законодательно установленных потребностей. Предоставление государством общественных благ и услуг

членам общества, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием общей занятости, социальным обеспечением и социальной защитой, образованием и здравоохранением, охраной природной среды и безопасностью, их количество и качество практически всецело зависят от масштабов налогового потенциала страны, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы. С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только всего общества и государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций.

Исключительно важное значение в современных условиях имеет обеспечение экономической безопасности государства. Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджетной системе государства, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций. С другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, т.е. способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям. В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налогов, реализуемой как посредством либерального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности или создающих приемлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.

Роль налоговой системы в экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической, в том числе финансовой, безопасности.

Таким образом, налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий. В налогах и налоговой политике необходимо видеть две стороны: ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности, с одной стороны, и фактор риска и зависимости - с другой. Роль налогов как позитивна, так и негативна (фактор риска). Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения безопасности (рост налогового потенциала), и фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).

Роль налогов как фактора экономической безопасности зависит от конкретной ситуации, особенностей социально-экономического развития страны, которое она переживает, характера проводимой экономической политики, стабильности государственной власти. Кризисное состояние государства и экономики, ошибки в экономической политике и общая слабость системы государственного управления с неизбежностью ведут к кризису налоговой системы, превращая ее в реальную или потенциальную угрозу государству, по-литическому строю и органам власти, лишая их дееспособности и финансовых ресурсов.

date image
2015-10-22 views image
9072

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоги- обязательные сборы, взимаемые государством с экономических агентов.

Налоги являются неотъемлемым признаком, монопольным правом и необходимым условием существования государства, элементом независимости и суверенитета.

Функции налогов:

а) фискальная,означающая, что из налоговых поступлений происходит финансирование государственных расходов для создания общественных благ, поставляемых государством;

б) регулирующая,суть которой заключается в фактическом перераспределении государством национального дохода, посредством которого увеличивается или сокращается платежеспособный спрос отдельных групп экономических агентов, усиливаются илиослабляются стимулы к накоплению капитала, оказывается влияние на уровень экономической активности в стране и темпы экономического роста.

Налоги являются важной составляющей экономической безопасности, поскольку обеспечивают все уровни экономиче­ской системы финансовыми ресурсами позволяющими обеспечить состояние защищенности экономики

Так в нашей стране в настоящее время более половины доходов государственного бюджета обеспечивается за счет налоговых поступлений.

Значение налоговой политики в экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых исторически является обеспечение безопасности страны.

На ранних этапах становления и развития государства его безопасность рассматривалась, прежде всего, как способность отражать внешние угрозы (военное нападение со стороны других государств). Соответственно роль налогов наиболее отчетливо проявлялась в формировании финансовых фондов, за счет которых эта безопасность обеспечивалась.

Налоговая (фискальная) политика- совокупность меропри­ятий, выполняемых государством в процессе формирования доходной части государственного бюджета.

Налоговая политика в современных условиях российской действительности выступает важным объектом осуществления необходимых экономических преобразований.

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

— управления;

— информирования (пропаганды);

— воспитания;

— консультирования;

— льготирования;

— контролирования;

— принуждения.

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на по­знании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просвети­тельской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и нало­говыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обя­занностей положений законодательства о налогах и сборах, примене­ние которых на практике вызывает у них затруднения.




Льготирование — деятельность финансовых органов по предостав­лению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых ор­ганов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принуди­тельному исполнению налоговых обязанностей посредством примене­ния в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыска­ния и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налого­выми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осу­ществляется информирование, консультирование и воспитание насе­ления. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

Роль налоговой политики в обеспечении экономической безопасности определяется тем, что она является фактором обеспечения экономической безопасности, способствующим такому состоянию экономической системы, при которой создаются условия для социально-экономической стабильности общества, государства, регионов, предприятий и граждан.

Налоговая политика в обеспечении экономической безопасности выступает как:

ресурс в руках государственной власти;

инструмент влияния на социально-экономические процессы;

фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

Следовательно, налоговая политика представляет собой с одной стороны, ресурсы и инструмент обеспечения экономической безопасности, и фактор риска и зависимости государства от налогоплательщиков — с другой.

Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения безопасности (рост налогового потенциала), и фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).

Значение налоговой политики как фактора экономической безопасности определяются конкретными условиями, спецификой этапа экономического развития государства, характера экономической политики, осуществляемой государством и стабильно­стью государственной власти.

В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налоговой политики, реализуемой как посредством либерального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности или создающих приемлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.

Таким образом, от продуманности и адекватности налоговой политики существующим экономическим условиям зависит эффективность деятельности основных элементов экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому в российских условиях налоговая политика стала важнейшим инструментом обеспечения экономической безопасности.

Роль налоговой системы в экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической безопасности. Исходя из содержания экономической безопасности, налоговая политика - фактор «такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» (см. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608).

Налоговая политика, выступая фактором экономической безопасности, должна способствовать обеспечению такого развития экономики, при котором создавались бы необходимые финансовые условия для социально-экономической стабильности и развития государства и каждого региона, сохранения целостности и единства финансовой системы, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам России.

Поэтому обеспечение экономической безопасности государства применительно к налоговой политике означает, что объем налоговых поступлений в бюджете государства должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций.

Налоги в качестве ресурсного фактора могут оборачиваться для государства, как средством обеспечения безопасности, так и причиной усиления угроз и рисков (сокращение налогового потенциала или нарастание борьбы за налоговую базу между центром и регионами).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание

Актуальные проблемы налоговой политики государства. Характеристика налогов и определение их роли в формировании доходной базы бюджета. Пути совершенствования бюджетно–налоговой политики РФ.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании экономической безопасности 7
1.1Налоги и их роль в формировании доходной базы бюджета государства 7
1.2 Механизм формирования доходов бюджета за счет налогов 13
1.3 Проблемы формирования доходов бюджета 19
2 Исследование налоговых поступлений в доходную часть бюджетов 27
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ 27
2.2 Анализ формирования республиканского бюджета РМ за счет федеральных налогов 30
2.3 Анализ формирования бюджета РМ за счет региональных налогов 33
3 Пути совершенствования бюджетно – налоговой политики РФ как фактора экономической безопасности страны 36
3.1 Основные направления бюджетно – налоговой политики на перспективу 36
3.2 Зарубежный опыт формирования налоговых доходов государственного бюджета 42
Заключение 51
Список использованных источников 53

Работа состоит из 1 файл

Налоги и эк.безопасность.doc

Первая группа проблем - это совершенствование понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем Законе «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики [15, C. 97].

Определение понятия «плательщик налога» неполно.

А определение объекта налогообложения дано путем перечисления возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению.

Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий, нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями.

Определить понятия «налог» и «сбор», адекватно отразив в определении их существенные признаки, - значит выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов регионального самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например некоторых видов имущественных санкций.

Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление налогов суть прерогатива законодательного органа. И уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве «устраняются» разъяснениями ФНС РФ и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.

Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования.

Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.

Третья группа проблем, которые необходимо разрешить в новом налогового кодекса, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом.

Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям.

Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм.

Среди многочисленных проблем налоговой системы РФ некоторые являются достаточно весомыми. И для их устранения требуются некоторые наработки и методы. Ведущие экономисты в области налогообложения предлагают следующие варианты решения налоговых проблем в экономике.

Романовский М.В. и Врублевская О.В. считают, что необходимо оздоровление государственного бюджета, которое нужно провести по трем направлениям:

• увеличение доходной базы бюджета;

• реструктуризация расходной части бюджета;

• упорядочение бюджетных процедур.

Они подчеркивают, что проведение налоговой реформы неизбежно, потому что для добросовестных и не имеющих льгот налогоплательщиков уровень налогов чрезмерен, в то время как значительное число налогоплательщиков имеют льготы или противозаконно уклоняются от налогов. Возможности наращивания доходов бюджета за счет увеличения номинального налогового бремени исчерпаны, поэтому основной прирост доходов бюджета предполагается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и совершенствования бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя, усиления значимости в доходах бюджета налогов с физических лиц. Основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых, как для государства, гак и для участников рынка, фискальных условий деятельности. При этом основным приоритетом налоговой реформы должно стать не только увеличение доходов бюджета, но и обеспечение предпринимательской и деловой активности для оживления производства.

Романовский М.В. и Врублевская О.В. убеждены, что для стабилизации налоговой и бюджетной системы нужны пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе но налогу на прибыль, подоходному налогу, НДС. В необходимых случаях (и частности, предприятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета.

Должны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности путем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в “теневой” сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и «третьих лиц».

Одним из наиболее известных людей, предлагающих модели реформирования налоговой системы является Черник Д.Г.

Он выделяет среди недостатков существующей налоговой системы несовершенство законодательной базы, возникшее из-за того, что в России не уделялось должного внимания налоговой науке. Он убежден в том, что в действующих новых главах НК РФ выявляется по мере их применения большое число недостатков, мест, требующих толкования, которые, впрочем, были заметны специалистам сразу, еще до их проверки практикой. По мнению Черника Д.Г., в налоговом законодательстве ощущается отсутствие отечественной научной школы. Сказывается, что несколько десятилетий важнейшая отрасль экономической науки - налогообложение - в Российской Федерации не развивалась. Научные труды, исследовавшие зарубежный опыт, оценивали его главным образом с позиций критики. В течение всего ХХ века теория налогообложения шла вперед в западных странах, рождая новые концепции, а российские ученые оставались по идеологическим мотивам лишь созерцателями. Не удивительно, что современное налоговое законодательство во многом опирается на западный опыт. Но при этом теряются специфические черты российской экономики, особенности того исторического этапа, на котором она находится.

Другим существенным недостатком современной налоговой системы Черник Д.Г. считает социальный налог, речь о котором идет в главе 24 НК РФ. Порядок его исчисления крайне усложнен и предусматривает регрессию налоговых ставок по отношению к каждому отдельно взятому работнику предприятия-налогоплательщика. А ведь введение социального налога вместе с реформированием НДФЛ и его преобразованием в налог на доходы физических лиц является краеугольным камнем современного этапа налоговой политики. И хотя до сих пор является спорным вопрос о том, нужна или несвоевременна регрессия социального налога, ясно, что в любом случае сделать механизм его исчисления нужно было отнюдь не таким громоздким.

Российский НДС является одним из наиболее высоких среди развитых стран, не считая скандинавских стран, где он доходит до 25 % (Швеция, Дания). Черник Д.Г. является сторонником снижения НДС по мере роста производства. Но он считает, что это должен быть постепенный процесс - на 1-2 пункта, но ни в коем случае не революционное уменьшение в 1,5-2,0 раза, чего бюджет просто не сможет выдержать.

По мнению Шаталова С.Д., цель налоговой реформы должна заключаться не в том, чтобы собирать больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы, во-первых, по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов снизить уровень налоговых изъятий, и, во-вторых, сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и незаконными методами), при одновременном повышении уровня ее нейтральности по отношению к экономическим решениям хозяйствующих субъектов и потребителей (налоги должны вносить минимальные искажения в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений, в распределение времени между работой и досугом и т.д.). При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения, по крайней мере, трех взаимосвязанных задач.

1. С целью обеспечения ее максимальной нейтральности необходимо расширить базы основных налогов настолько, насколько это возможно. Серьезной проблемой при этом являются существующие в настоящее время многочисленные налоговые льготы. Реализация популярного тезиса о «стимулирующей роли» налогов ради поддержки некоторых отраслей экономики, видов бизнеса или отдельных категорий налогоплательщиков привела к многочисленным деформациям налоговой системы и трансформировала ее в несправедливую по отношению к обычному законопослушному налогоплательщику, не имеющему специальных налоговых льгот. В настоящее время на такого обычного налогоплательщика государство возлагает чрезвычайно высокую налоговую нагрузку.

2. Важным явлением, характеризующим фискальный кризис в России и нарушающим справедливость налоговой системы, стал быстрый рост налоговой задолженности предприятий.

3. Существующие правила налогообложения, техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляют налогоплательщикам слишком много возможностей для уклонения или ухода от исполнения налогового обязательства в полном объеме. В такой ситуации государство объективно неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности. В полном объеме налоги платят не все предприятия и граждане, а только добросовестные налогоплательщики, соблюдающие налоговое законодательство, не имеющие налоговых льгот и недоимок по налоговым платежам. Для таких налогоплательщиков уровень налогов в России является весьма высоким. В то же время значительное число налогоплательщиков имеет экономически неоправданные льготы и наращивает недоимку. Одновременно, несмотря на то, что налоговый контроль и налоговое администрирование с каждым годом улучшаются, многие потенциальные налогоплательщики, вовлеченные в сферу “теневой экономики”, либо не платят налогов вообще, либо платят их в существенно меньших размерах, чем предписывает законодательство.

2 Исследование налоговых поступлений в доходную часть бюджетов

2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ

Рассмотрим динамику доходной части федерального бюджета.

Во-первых, следует отметить резкий рост налоговых доходов как в абсолютном выражении, так и в процентах ВВП в октябре 2008 г. Если рассматривать прирост доходов за предыдущий год в разрезе федеральных органов - администраторов доходов бюджета, то можно увидеть следующее. Резкий прирост доходов произошел за счет поступлений от ФНС РФ и «других администраторов» (помимо ФНС, ФТС и Росимущества). Для выявления причин необходим более подробный анализ на основе данных Казначейства РФ по исполнению федерального бюджета за 2008 г, которые будут доступны лишь в следующем году.

Во-вторых, неравномерность налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2008 г. увеличилась по сравнению с предыдущими годами. В-третьих, уровень доходов в первые месяцы 2008 г. был ниже, чем в 2006-2007 гг. Как уже указывалось в предыдущих обзорах, снижение доли доходов в ВВП в начале года вызвано в основном двумя факторами: ускоренным ростом ВВП (по сравнению с предыдущими годами) и переходом с 1 января 2008 г. на уведомительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость товаров, реализуемых на территории РФ.

Пример готовой дипломной работы по предмету: Финансы

Содержание

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ НАЛОГОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6

1.1 Сущность и факторы экономической безопасности 6

1.2 Налоги и налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности 11

1.3 Анализ законодательной базы в области налогообложения и ее влияние на возникновение рисков и угроз экономической безопасности 16

ГЛАВА 2 Методический аспект оценки влияния налогового фактора на экономическую безопасность 27

2.1 Основные инструменты российской налоговой системы в обеспечении экономической безопасности государства 27

2.2 Методология оценки влияния состояния налоговой системы на экономическую безопасность 33

2.3 Методика оценки влияния ущерба со стороны системы налогообложения на экономическую безопасность 46

ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 60

3.1 Задачи налоговой системы с учетом возникновения новых угроз экономической безопасности 60

3.2 Оптимизация налогообложения как фактор повышения экономической безопасности 64

3.3 Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

Выдержка из текста

Экономическая безопасность присутствует практически во всех сферах деятельности и является составляющей всех уровней экономических отношений. В экономической сфере политика государства складывается из финансовых, кредитно-денежных, бюджетных и налоговых компонентов.

Налоговая политика оказывает существенное влияние на экономическую безопасность России. Сущность налогов определяет их значение для обеспечения экономической безопасности, поскольку их возникновение связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством своих функций.

В современных экономических системах налоги играют исключительно важную роль. Они являются составляющей частью всех звеньев финансовой системы, с помощью налогов формируются основная часть доходов бюджетов бюджетной системы и финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами. Эффективность деятельности основных звеньев экономики, развития предпринимательской активности и удовлетворения основных потребностей государства целиком зависят от продуманности и адекватности налоговой системы в рамках государственной экономической политики. Это обуславливает закономерность установления в российских условиях налогов и налоговой политики как важнейшего объекта и направления рыночных реформ.

Среди проблем налоговых отношений в обеспечении экономической безопасности государства справедливо выделяют две основных, заключающихся в систематизации налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и стимулирование деловой активности экономических субъектов. От их решения зависит наличие и рост налогового потенциала.

Важнейшим направлением налоговой политики является наполнение бюджетов средствами с помощью налогов. Уровень и объем налоговой составляющей в бюджете страны существенно влияет на способность национальной системы экономической безопасности обеспечивать сопротивление внутренним и внешним угрозам. Для создания в России экономики инновационного типа, радикального повышения ее эффективности, необходима устойчивая, «агрессивная» налоговая система, способная обеспечить формирование достаточного объема финансовых ресурсов, сбалансированность бюджетных доходов и обязательств.

Поэтому задачей современной налоговой политики является определение такого механизма функционирования налоговых отношений, который способствовал бы поступлению налогов в доходы бюджетов в соответствии с современными экономическими условиями. Для этого необходимо проведение анализа проблем функционирования указанных отношений относительно потенциально присутствующих в них рисков.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы. Объектом исследования являются налоговые аспекты формирования и развития экономики Российской Федерации.

Предметом исследования являются отношения в процессе разработки и проведения налоговой политики в целях обеспечения экономической безопасности государства.

Цель работы состоит в исследовании налоговой системы РФ и налоговой политики как фактора экономической безопасности и предложение направлений совершенствования системы налогообложения с целью повышения экономической безопасности.

Достижение указанной цели требует постановки и решения следующих задач:

  • исследовать теоретические аспекты изучения роли налогов в обеспечении экономической безопасности;
  • охарактеризовать основные инструменты российской налоговой системы в обеспечении экономической безопасности государства;
  • провести анализ оценки влияния состояния налоговой системы на экономическую безопасность и оценки влияния ущерба со стороны системы налогообложения на экономическую безопасность;
  • разработать предложения повышения уровня экономической безопасности на основе реформирования системы налогообложения, включающие в себя оптимизацию налогообложения и совершенствование налогового контроля.

При написании работы использованы следующие методы исследования: статистические, наблюдения, сравнение, системный и факторный анализ, экономико-математические методы, обработка информации посредством синтеза и анализа.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Теоретической и методологической базой работы явились разработки и исследования отечественных и зарубежных ученых и исследователей в изучаемой области, Федеральные Законы и Кодексы, Законы субъектов Федерации в области экономической безопасности и налогообложения, статистическая информация в области налогообложения, периодическая литература, относящаяся к данному исследованию.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от

1. декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. —

2. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от

3. июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — № 31. — Ст. 3823.

3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от

3. июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — № 31. — Ст. 3824.

4. Закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

5. Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от

3. июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». – Электрон. текстовые дан. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

6. Соглашения от

1. октября 2010 г. № 1/8656 (МВД РФ) и № ММВ 27-4/11 (ФНС) о взаимодействии между МВД РФ и ФНС

7. Борох А.К. Налоговые инструменты воздействия на экономическое развитие государства // Финансы и кредит. 2011. № 36.-С.70-75

8. Богданович А.Е. Теневая экономика продолжает рост: Эксперт. 2012. № 42.№ 43.

9. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. 296 с.

10. Брызгалин А.В. Налоговые проверки, Виды, процедуры, ограничения.- М.: Эксмо-Пресс, 2012, 160 с.

11. Верстова, М. Е. Проблемы взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами в процессе совершенствования обязанностей по уплате налогов и сборов. – Электрон. текстовые дан. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Загл. с экрана.

12. Гализдра С.В. Налоговое администрирование необходимо совершенствовать. / // Финансы.2010. № 3

13. Главной задачей ФНС России остается качество администрирования налогов//материалы заседания коллегии ФНС//Финансы.2011.№ 3.

14. Година Т.А., Терехова А.Е. Современные информационные системы управления финансовой деятельностью предприятия.// «Промышленные АСУ и контроллеры».2005.№ 9

15. Гребнев Л.Ф. Экономика. Учебник. М.: Логос, 2011.

16. Дадашев А.З. Налоговый фактор финансово-экономической безопасности государства// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012.33(174)

17. Дадашев, А. З. Налоговый контроль в Российской Федерации / А. З. Дадашев, И. Р. Пайзулаев. – М.: КноРус, 2009, 128 с.;

18. Демин А.В. Налоговое право России. Учебное пособие. М.: РИОР, 2008

19. Дуканов С.С. От фирм однодневок к компаниям минимальных требований.// Налоговая политика и практика.-2012-№ 1

20. Журавков И.А. Государственное управление регионами России в сфере экономической безопасности // Менеджмент в России и за рубежом. 2009.№ 6. С. 24-29

21. Ильина И.Л. Влияние налогового администрирования на собираемость налогов // Финансовое право. 2011. № 4. С. 20-23

22. Качур О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.–М.: Прогресс,2007, 304с.

23. Кириллова С. С. Аналитическая работа налоговых органов // Налоги и налогообложение. 2009. № 2. С. 23-26.

24. Коровяковский, Д. Г. Правовые основы информационного взаимодействия налоговых органов с таможенными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации, МВД России и с банками // Бухгалтер и закон. 2009. № 5. С. 5– 9.

25. Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития налогового контроля//Финансы.-2011.-№ 10.-с.39

26. Кривцов А.И. Концептуальный подход к обеспечению налоговой безопасности организаций // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века : материалы II Международной научно-практической конференции, 5 марта – 26 сентября 2012 года : в 2-х ч. Ч. 2 / отв. ред. Е. Н. Шереметьева. – Самара: Самарский институт (фил.) РГТЭУ, 2012. – 392 с.

27. Кузнецов К.. Раскрытие информации российскими акционерными обществами — требования законодательства и особенности деловой практики// Общество и экономика.2008.№ 1.с.130

28. Курочкин В.В. Басиев М.К. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления//Финансы.-2010-№ 1

29. Ликвидация проблемных юридических лиц: криминогенные аспекты // Налоговая политика и практика.2011.№ 12

30. Макеева И.А. Проблемные аспекты правового регулирования налоговых проверок, проводимых с участием органов внутренних дел//Налоги и финансовое право.2010.№ 11

31. Малис Н.И. Социальный аспект налогового реформирования// Финансы.2012.№ 5

32. Малис Н.И. Совершенствование элементов налогового механизма// Финансы.2012.№ 12.с.34

33. Малис Н.И. Повысить собираемость налогов в современных условиях можно и нужно//Финансы.2010.№ 5, с.43

34. Мациевский Н. С. Социально –экономический анализ теневой экономики в современной России // Известия ИГЭА. 2011. № 2.

35. Мешков Р.А. Тенденции в динамике и структуре задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ // Налоговый вестник. 2007. № 8.

36. Минаков А.В. Модели анализа и прогнозирования налоговой базы и налоговых поступлений // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 10.

37. Мистинеева Н.Ю. Пути совершенствования механизма урегулирования образовавшейся налоговой задолженности / Н. Ю. Мистенеева // Экономика. Налоги. Право. 2009. № 2. С. 100-107.10

38. Мишустин М. В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования / М. В. Мишустин // Российский налоговый курьер. – 2010. № 13− 14. – С. 22 – 27.

39. Мишустин М.В.Налоговые итоги года//Бюджет.2013.№ 3

40. Налоговое администрирование: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. – М.: КноРус, 2009. 448 с.

41. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов: практ. пособие / под ред. Н. О. Овчинникова. – М. : Проспект, 2009. – 125 с.

42. Налоговые и полицейские проверки/. Чего ждать от 2012 года?// Финансы.2012. № 4.с.42

43. Николаев, И. А. Взаимодействие налоговых органов и органов милиции / И. А. Николаев // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 11. С. 31– 36.

44. Паскачеев А.Б. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика/ А. Б. Паскачев, Ф. К. Садыгов, В. И. Мишин, Р. А. Саакян [и др.]; под ред. Ф. К. Садыгова. – М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004. – 232 с.

45. Пименов Н.А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятий и государства // Налоги. 2010. № 5.

46. Петрова, Н. А. МВД и ФНС продолжают взаимодействовать / Н. А. Петрова // Налоговая проверка. № 1. 2011.

47. Подоляко М.Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля//УЭкС.2011.№ 4

48. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.

49. Романовский М.В.Врублевская О.В.Налоги и налогообложение: Учебник для вузов.- Питер: ЮГ,2008, 528 с.

50. Сайфиева С.Н. Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы развития // Эко. 2012. № 2. С. 97-115

51. Самушенок Т. В. Современные угрозы экономической безопасности. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 406.

52. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс.- М: Дело, 2005.-896

53. Тимофеева И.Ю. Экономический анализ, классификация и оценка налоговых рисков в период декриминализации налоговых отношений // Экономический анализ. 2010. № 25. С. 23.

54. Тимофеева И. Ю. Недобросовестные налогоплательщики и налоговая безопасность государства //Бухгалтер и закон.2010.№ 8С.35-38

55. Тимофеева И. Ю. Налоговые режимы для малого бизнеса: советы предпринимателям. Смоленск: Универсум, 2011. 190 с.

56. Улюмджиева Е. В. Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития налоговой системы // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).

Т. I. М.: РИОР, 2011. С. 75-77.

57. Фелюст А.А. Налоговая сфера экономики как один из источников финансовой безопасности// Вестник АКСОР.2009.№ 4

58. Феофилова, Т. Ю.Риски и угрозы экономической безопасности :идентификация, оценки и противодействие влиянию//Бизнес, менеджмент и право. -2010. № 1. С. 19 – 23

59. Филон И.Л. Налоговый контроль как специфическое направление финансового контроля // Финансы и кредит. 2010. № 8-(392)

60. Чипуренко Е.В. Налоговый анализ: новое научное направление // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 14. С. 28-36.

61. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров: АСА, 2007.

62. Г.Я. Чухнина. Взаимодействие налоговых, таможенных органов и полиции//Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.

3. Экон. Экол. 2012. № 2 (21)

63. Якубова Ю.Налоговая инспекция: итоги и долги//Бизнес.2011.№ 5

Библиографическая ссылка на статью:
Бердюгина А.С. Деятельность налоговой службы в контексте изучения экономической безопасности региона // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/07/84063 (дата обращения: 23.04.2021).

Проблемы экономической безопасности в последнее время становятся все более актуальными.

Современная литература содержит множество определений экономической безопасности регионов, а также сформулированных принципов обеспечения экономической безопасности, хотя общего мнения по проблеме исследования до сих пор нет. Каждый автор выдвигает собственную и наиболее точную, по его мнению, версию понятия «экономическая безопасность региона». Понятие «экономическая безопасность региона» существенно раскрыто в определении, данной Маханько Г.В., которая утверждает, что экономическая безопасность региона – это не столько состояние защищенности региональных интересов, сколько способность региональной власти создавать эффективные механизмы по обеспечению конкурентоспособности экономики региона,

социально-экономической стабильности и устойчивости развития территории как относительно самостоятельной структуры, органически интегрированной в экономику РФ [6].

При этом экономическая безопасность региона включает в себя такие составляющие как: институциональная, структурная, внешнеэкономическая, социально-экономическая, денежно-кредитная, инвестиционная, научно-техническая, бюджетная и налоговая политики.

По нашему мнению, налоговая безопасность региона как составляющая экономической безопасности представляет собой поддержание устойчивого состояния налоговой сферы, при котором обеспечивается платежеспособность региона при оптимальной налоговой нагрузке.


Рисунок 1 – Налоговая безопасность региона как составляющая экономической безопасности

Налоговую безопасность региона можно определить по таким характеристикам, как:

– степень сбалансированности налоговой политики;

– численность налоговых льгот;

– количество льготных категорий налогоплательщиков;

– соблюдение налоговой дисциплины;

Налоговая безопасность региона предусматривает:

– достижение уровня собираемости налогов в соответствии с налогооблагаемой базой, налоговыми ставками, установленными Налоговым кодексом РФ и региональным законодательством;

– предотвращение чрезмерной налоговой нагрузки, подрывающей способность предприятий и организаций региона экономически развиваться.

Налоговая безопасность региона как части экономической безопасности состоит в способности его органов:

– обеспечивать устойчивость экономического развития региона;

– способствовать развитию бизнеса в регионе;

– повышать конкурентоспособность региона за счет оптимальной налоговой региональной системы;

– предотвращать преступления и административные правонарушения в налоговой сфере.

Налоговая безопасность региона предусматривает осуществление такой налоговой политики, которая ориентировалась бы, прежде всего, на реализацию экономических интересов региона.

Вместе с тем, налоговая политика региона формируется не только на основе регионального законодательства, а в большей степени на основе федеральных законов.

В целом, функционирование налогового законодательства на федеральном и региональном уровнях нельзя считать совершенным, поскольку в налоговой сфере в регионах России наблюдается расширение практики сокрытия доходов от системы налогообложения, определяемой фискальной направленностью налоговой системы. По данным Минфина России по причине сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов.

Сокрытие доходов является нарушением налогового законодательства и приводит к взысканию всей сокрытой прибыли и административного штрафа в размере той же суммы с налогоплательщика. Сокрытие доходов приводит к нарушению целостности системы налогообложения. Это приводит к дефициту бюджета, как на региональном, так и на федеральном уровнях, в результате чего, государство вынуждено повышать налоговые ставки для пополнения доходов путем увеличения налоговых поступлений. Повышение налоговых ставок приводит к ситуации, когда предприниматели и коммерческие организации «уходят в тень». Поэтому в настоящее время функционирование налогового законодательства можно назвать неэффективным и нестабильным. Для экономической безопасности регионов нужна более оптимальная налоговая политика, как на уровне региона, так и на федеральном уровне.

В Налоговый кодекс Российской Федерации часто вводятся изменения и поправки, что приводит к трудностям при расчете налогов у налогоплательщиков. При обновлении законодательства происходит усложнение норм и правил, регулирующих порядок налогообложения. Недостаточная четкость и ясность положений нормативных актов затрудняют применение норм на практике, что приводит к возможности субъективного толкования законодательства [1, 2].

Еще одной проблемой в обеспечении налоговой безопасности является малая результативность налогового контроля поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней. Налоговый контроль направлен на обеспечение своевременного поступления налоговых платежей в бюджет государства. Как известно, налоговый контроль влияет на функционирование экономики государства. При малой результативности налогового контроля налогоплательщики будут находить способы уклонения от уплаты налогов и сборов в полном объеме.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов устойчивого функционирования налоговой системы и экономики

государства. Под налоговым администрированием понимается система налогового процесса, включающая комплекс мер по обеспечению налоговых поступлений в бюджет государства, отвечающая за соблюдение налогового законодательства, а также за контроль правильности исчисления налогов.

В связи с отсутствием формальной организации органов налоговой системы эффективность налогового администрирования находится на низком уровне, что подвергает налоговую безопасность различным угрозам. Эффективность налогового администрирования можно определить через существенный показатель, которым является фискальная эффективность налоговой системы. При этом следует понимать, что это два разных понятия. В первом случае речь идет об эффективности деятельности государственных органов, а во втором случае о внутреннем свойстве налоговой системы.

Налоговая безопасность государства зависит от состояния защищенности налоговой системы регионов. Экономическое развитие регионов России имеет собственную специфику, которая решает задачи обеспечения налоговой безопасности регионов.

Анализ некоторых статистических данных позволяет судить о развитии налоговой системы и политики в регионах и влияние её специфики на экономическое развитие самих регионов и страны в целом. Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру за 2016 год составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона [5]. Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется – от 12% до 119%. Меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России – Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн. рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд. рублей. Это лишь на 22 млрд. рублей больше, чем получает в бюджет региона

Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры – в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же – 147 млрд. рублей. Все описанное выше, однако, касается лишь одной из категорий налогов – федеральных. Помимо этого, есть еще три уровня налогов – объем их в разы меньше, но и они заслуживают внимания. Суммарный объем их составляет 1,6 трлн. рублей – лишь 12% от объема федеральных налогов.

Большую часть из этих 1,6 трлн. рублей составляют региональные налоги – к началу года их было перечислено на сумму в 904,5 млрд. рублей. К региональным налогам относятся всего три категории налогов, но довольно крупных: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Все эти налоги, соответственно, отправляются в региональные бюджеты дополнительно к федеральным налогам, перечисленным в консолидированные бюджеты регионов.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд. рублей) – в основном благодаря показателю Москвы (122 млрд. рублей).

Второе место среди федеральных округов занимает Уральский федеральный округ со 169 млрд. рублей, а на третьем месте – Приволжский федеральный округ со 134 млрд. рублей.

Много региональных налогов перечислили Ямало-Ненецкий автономный округ (54,7 млрд. рублей), Московская область (54 млрд. рублей), Санкт-Петербург (40,4 млрд. рублей), Краснодарский край (31,4 млрд. рублей), Татарстан и Свердловская область (примерно по 26,5 млрд. рублей).

Показателен опыт работы налоговых служб Свердловской области, где очень активно ведется работа по повышению уровня собираемости налогов.

Так, с территории Свердловской области в бюджетную систему России в 2016 году поступили 270 млрд. рублей налогов и сборов, что на 26 млрд. рублей превышает объем доходов прошлого года [8]. В том числе, в федеральный бюджет направлено почти 79 млрд. рублей, рост по сравнению с 2015 годом на 9 млрд. рублей, в консолидированный бюджет Свердловской области – 191 млрд. рублей, с ростом более 16 млрд. рублей.

По налогу на добавленную стоимость (НДС) поступления выросли на 14,5 % и составили 72 млрд. рублей; по налогу на доходы физических лиц поступления выросли на 2,6 % до 84 млрд. рублей; по налогу на прибыль организаций – на 21,7 % и поступления составили более 62 млрд. рублей. Кардинально перестроен механизм контроля НДС, который осуществляется полностью в автоматизированном режиме. Однако, за 2016 год отказано в возмещении из бюджета НДС по результатам камеральных проверок на сумму более 2 млрд. рублей.

Для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в 2016 году налоговыми органами передан в Следственное управление 191 материал, возбуждено 85 уголовных дел, с ростом на 7,6 % по сравнению с 2015 годом.

В ходе реализации процедур банкротства в бюджетную систему поступило 17 млрд. рублей.

С 1 января 2017 года налоговые органы приступили к администрированию страховых взносов. Целью предстоящих изменений является совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов.

С одной стороны, проводимая политика в сфере налогообложения в Свердловской области является эффективной для увеличения доходной части бюджета, однако, она может привести к серьёзным проблемам, которые не заставят себя долго ждать. Так, в 2016 г. Свердловская область вошла в топ-10 по количеству банкротств физических лиц [4]. Так, на конец ноября 2016 года число заявлений о банкротстве граждан, признанных

обоснованными, в Свердловской области достигло 699 (из них 61 дело появилось только за ноябрь месяц). Это шестой результат среди российских регионов. В среднем в России на 100 тыс. граждан приходится 14 банкротов, в Свердловской области показатель несколько выше среднероссийского – 16 банкротов. Отдельно юристы выделяют перекосы, связанные с банкротством крупных бизнесменов, как правило, выступавших поручителями по обязательствам своих предприятий [7]. Именно в таких делах из-за колоссального объема долгов кроется максимальное количество злоупотреблений, связанных с выводом всевозможного имущества из налогооблагаемой базы.

Таким образом, по Свердловской области в сфере реализации налоговой политики, как составляющей экономической безопасности региона выявлен ряд проблем:

– финансово-хозяйственная деятельность в регионе ведется с высоким налоговым риском;

– увеличение уголовных дел в налоговой сфере;

– увеличение случаев вывода налогооблагаемых объектов из налоговой базы;

– увеличение количества налоговой отчетности с убытками на протяжении нескольких налоговых периодов;

– проблемы процесса возмещения НДС, большая доля данного налога не возвращается.

В целях стабилизации налогового законодательства статья 5 НК РФ устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу [1].

В целях повышения уровня эффективности налогового контроля профессорами Галкиной В.А. и Качановой Н.Н. предлагаются следующие действия [3]:

– включить в обязанности сотрудников отдела камеральных проверок проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций;

– управлениям ФНС России необходимо разработать, составить и согласовать единые методики проведения выездных налоговых проверок с описанием конкретных методов и приемов их осуществления;

– создать в инспекциях ФНС России подразделения внутреннего аудита для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок;

– для профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров налоговых органов внедрить новые информационные и образовательные технологии в образовательный процесс подготовки кадров инспекций ФНС.

Что касается повышения эффективности налогового администрирования, то Федеральная Налоговая служба России создает условия для выполнения налогоплательщиками конституционной обязанности, по уплате законно установленных налогов и сборов посредством совершенствования исполнения функций налогового администрирования. К основным предложениям по устранению сокрытия доходов от системы налогообложения государство относит ужесточение санкций против правонарушителей, совершенствование законодательства, которое бы устраняло возможность сокрытия доходов, формирование комплекса организационных мер по предупреждению, контролю и пресечению сокрытия доходов от системы налогообложения.

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №30.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2000. – №32.
  3. Галкина, В.А., Качанова, Н.Н. Направления совершенствования налогового контроля в России для обеспечения его эффективности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://edu.rgazu.ru/file.php/1/vestnik_rgazu/data/20140519155047/021.pdf.
  4. Комаров Д. Свердловская и Челябинская области вошли в топ-10 по количеству банкротств физлиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.znak.com/2016-12-02/sverdlovskaya_i_chelyabinskaya_oblasti_voshli_v_top_10_po_kolichestvu_bankrotstv_fizlic . 02.12.2016.
  5. Матвеев М. Кто платит, а кто тратит: кормящие страну автономные округа, триллионы от Москвы и забирающий свое Татарстан [Текст] // Реальное время. – 06.06.2017.
  6. Маханько Г.В. Экономическая безопасность и конкурентоспособность региона как важнейшая составляющая экономической безопасности России [Текст] // Научный журнал КубГАУ. – 2015. – № 105.
  7. Щебров А. Эксперты подвели итоги работы закона о несостоятельности [Текст] // Правда УрФО. – 15.12.2016.
  8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Свердловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: