Налоги и социальная политика

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговая система государства. Виды и сущность налогов

Налоговая система – совокупность субъектов, видов налогов, способов их начисления и изъятия, существующая в рамках определённого государства.

Налоги – обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц, выражаются денежными отношениями в процессе изъятия части национальных налогов в пользу общества.

Функции:

1) фискальная (изъятие части национального дохода для обеспечения функций государства путём образовавшихся денежных доходов);

2) регулирующая (воздействие на экономические процессы путём изменения налогов).

Элементы налогов:

þ субъект (плательщик);

þ объект (доход или предмет, обладание которым ведёт к налогообложению);

þ источник – доход, за счёт которого уплачивается налог;

þ единица обложения – единица измерения объекта налога;

þ налоговая ставка – размер налога на единицу обложения.

Налоговая ставка:

1) пропорциональная: не зависит от размеров дохода;

2) прогрессивная: ставка увеличивается с ростом доходов;

3) регрессивная: ставка уменьшается с ростом доходов.

Классификация налогов:

I. В зависимости от объекта налогообложения:

ü Прямые: взимание с доходов или имущества: на прибыль, подоходный с физических лиц, на имущество;

ü Косвенные: налоги включают цену товара; оплачивает покупатель, перечисляет в бюджет продавец: акцизы.

II. По использованию:

· Общие налоги: обезличенные, используются для финансирования различных расходов;

· Специальные: налоги, имеющие целевой характер, зачисляются в определённые фонды: пенсионный, автодорожный, социальный.

Налоговая система РФ включает:

1) Федеральные налоги. Размер ставки, объект обложения установлены налоговым законодательством и обязательны для уплаты на всей территории РФ.

š Прямые налоги: подоходный на прибыль предприятия, ЕСН – единый социальный налог, на доходы физических лиц, за пользование природными ресурсами, государственные пошлины, на операции с ценными бумагами, на игорный бизнес;

š Косвенные: НДС, таможенные пошлины и акцизы.

2) Налоги субъектов федерации (региональные). Устанавливаются и регулируются региональными органами власти.

š Прямые: на имущество организаций, недвижимость, на игорный бизнес, дорожный налог, региональные и лицензионные сборы;

š Косвенные: налог с продаж (отменён).

3) Местные налоги. Включают в себя прямые: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Социальная политика – регулирование социально-экономических условий жизни общества.

Включает в себя: регулирование динамики структуры личных доходов, регулирование жилищных условий, регулирование развития социальных институтов: науки, образования, здравоохранения и семьи; регулирование социальных преобразований в сфере занятости.

Так, социальная политика связана с формированием человеческого капитала, созданием условий его оптимального использования и изменением социальной и профессиональной структуры общества.

Проблемы в социальной политике:

1) несоответствие между уровнем подготовки и доходами отдельных профессиональных групп населений;

2) разрушение традиционной системы образования, а также его финансирования;

3) рост избытка высококвалифицированных кадров, увеличение дефицита подготовки качественных кадров, востребованных на рынке;

4) рост явной и скрытой безработицы;

5) нарастает численность работников с низким потенциалом.

| следующая лекция ==>
I. капитальный и текущий долг | I. Формирование социальных трансфертов или общественных фондов потребления (ОФП)

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

date image
2020-01-14 views image
164

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Цели регулирования и сферы государственного вмешательства в экономику обширны и весьма различны по странам и историческим периодам, но почти всегда и везде заметную роль в процессе регулирования играли налоги. Не является исключением из этого правила и современная Россия. Призывы к усилению налогового стимулирования производства были и остаются неотъемлемой частью всех политических лозунгов и экономических программ. При этом налогам вменяется поистине безграничная область применения. В этой связи совершенно необходимо правильно определить действительные возможности налогов по эффективному влиянию на экономику.

Вопрос о функциях налога нельзя считать решенным. По существу бесспорной может быть признана только одна функция — фискальная: все прочие предназначения налогов, включая и их регулирующую (экономическую, стимулирующую) функцию, содержат в своем обосновании неустранимые изъяны. В то же время и отрицать воздействие налогов на многие социально-экономические процессы невозможно.

Разрешение этого кажущегося противоречия состоит в том, что налог, как любое сложное общественное явление, обладает очень широким спектром действия и поэтому может использоваться вне внутренне присущей ему роли. Если взять, к примеру, деньги, то их эффективность как стимула чрезвычайно высока, однако никому не придет в голову вменять деньгам стимулирующую функцию. Стимулирующая роль денег — вторична, они потому и могут стимулировать (поощрять, наказывать), что имеют “способность” быть средством платежа или сохранять стоимость. Стимулирующей функции у денег нет потому, что стимулом, собственно говоря, является получение или неполучение денег (и тех благ, стоимость которых они олицетворяют), но к получению или неполучению сами деньги никакого отношения не имеют.

Итак, фискальное предназначение налогов сочетается с регулирующим их действием: формируя централизованные государственные ресурсы, налоги наряду с этим обладают способностью воздействия на отдельные экономические и социально-политические процессы, то есть регулирующим эффектом. Сочетание это противоречивое. Так, налоги как орудие фиска, изымая деньги прежде всего из рук активных и сильных плательщиков, безусловно тормозят накопление, ослабляют стимулы к зарабатыванию средств. Вместе с тем, та же фискальная сущность налогов лежит в основе формирования бюджета и тем самым создает общие условия для нормального развития производства, расширения социальных гарантий и политической стабильности. Деньги, изымаемые из производства, направляются затем на финансирование непроизводственной сферы, что в определенной мере расширяет спрос и поощряет производство.

Общий налоговый режим и налоговое бремя безусловно относятся к важным макроэкономическим факторам экономического прогресса. Если налоговая система следует классическим принципам своего построения (равенство, нейтральность, простота, удобство и др.), то тем самым она способствует созданию благоприятных условий для производства. Важно и то, на что расходуются собираемые налоги: структура бюджетных расходов (и не в меньшей мере, чем их объем) накладывает отпечаток на реальное налоговое бремя и несомненно должна учитываться при разработке налоговой политики.

Таким образом, несмотря на то, что простая непосредственная денежная основа налоговых отношений ставит налоги в положение исключительно привлекательного орудия прямого воздействия на самые разные социально-экономические процессы, применение налоговых методов регулирования (в первую очередь, налоговых льгот) вступает в противоречие с такими сущностными принципами обложения, как всеобщность, равенство, нейтральность, чем разрушается функциональная определенность налога.

Итак, регулирование не является внутренним свойством налогов. В каждом конкретном случае, выбирая ту или иную льготу, субъект налогового регулирования ущемляет фискальный смысл налога и вынужден соизмерять положительные и отрицательные последствия выбираемого решения.




Заключение

Действующая налоговая система угнетает экономику, особенно ее производственный сектор. Простые расчеты показывают, что среднее предприятие обязано перечислять в бюджет до 46% вновь созданной стоимости. Даже в развитых странах со стабильной социально-экономической обстановкой столь высокие ставки налогов являются редкостью и, как правило, ведут к низким темпам экономического роста.

Угнетая предприятия высокими налогами, государство одновременно пытается поддержать хотя бы часть из них с помощью адресных налоговых льгот. Но это только ухудшает экономическую ситуацию. Во-первых, адресные льготы предоставляются отельным предприятиям и организациям вне системы государственных приоритетов. Это искажает мотивацию руководителей предприятий, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление взаимовыгодных условий с органами власти. Во-вторых, льготы законном основании уклоняются от налогов, другие годами накапливают недоимки, а добросовестные плательщики оказываются в наименее выгодном положении, часто становясь способствуют развитию теневой экономики, создают основу для коррупции, позволяют льготникам оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок. В итоге одни предприятия на вполне неконкурентоспособными, и либо теряют позиции в конкурентной борьбе, либо начинают уклоняться от налогов.

Продвижение налоговой реформы, несомненно, должно положительно повлиять на решение проблем, возникающих на сегодняшний день между государством и предприятием. Однако учитывая богатую отрицательную практику, накопленную предприятиями в ходе их адаптации к действующей налоговой системе, можно предположить, что процесс отказа предприятий от применения механизмов снижения налоговых обязательств займет длительное время. При этом государству, несмотря на возможные убытки от снижения уровня налогового бремени на начальном этапе налоговой реформы, необходимо соблюдать последовательность шагов по реформированию налоговой системы. Только в этом случае можно рассчитывать на доверие со стороны предприятий и на положительный исход налоговой реформы, что позволит увеличить наполнение бюджета и обеспечить переход к цивилизованным отношениям между государством и предприятиями.

Список используемых источников

1. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учебное пособие для вузов. –М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 215с.

2. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложения: учеб. пособие, 2 изд., перераб и доп. – М: ИНФРА-М, 2009.-320с.

3. Колпакова Г.М. Налоговая система РФ. – М: ИНФРА-М, 2009

4. Перов А.В., Толкушкин А.В., Налоги и налогообложение: учеб пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2008.- 670с.

5. Крылова Н.С. Налоговое регулирование в федеративных государствах: конституционно-правовые аспекты // Гос-во и право – 2009 - №6 – с. 66-74

6. Грибкова Н.Б. Налоговый механизм стимулирования инвестиций в России и роль амортизационной политики в нем// Финансы – 2009 - №5 – с. 36-38

7. Налоги: вопросы и ответы // Финансы -2008 - №8 – с.50-52

8. Маслова Д.В. Налоговый кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль// Финансы. № 3. 2008.

9. Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. – М.: ООО НПО Вычислительная математика и информатика, 2009.

10. Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009.

Налоги и их виды. Принципы налогообложения. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера.

Госбюджет и его структура. Бюджетный дефицит и способы его финансирования. Бюджетно-налоговая политика: ограничительная, стимулирующая, стабилизационная, дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Государственные расходы и налоги, их взаимодействие на объем национального производства. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Социальная политика государства. Общественное благосостояние. Распределение и перераспределение доходов в обществе. Богатств и бедность. Неравенство, способы его измерения. Кривая Лоренца, коэффициент Джини. Дилемма эффективности и справедливости в рыночной экономике

Категории и понятия: государственный бюджет; финансовая система; налоги; налоговая ставка; налоговая система; прямые и косвенные налоги; кривая Лаффера; дефицит и профицит государственного бюджета; сбалансированный бюджет; внешний и внутренний долг; фискальная политика; экспансионистская и рестрикционная политика; дискреционная и недискреционная политика; встроенные стабилизаторы; мультипликатор расходов; социальная политика; социальные гарантии; социальная защита; доходы; кривая Лоренца; индекс Джинни; промежуточный минимум; потребительская корзина; минимальная заработная плата; трансферты; уровень жизни; ВВП на душу населения.

Тема 16. Особенности переходной экономики в России.

Переходная экономика, ее характерные черты и особенности в России. Пути перехода к рыночной экономике. Быстрые радикальные реформы «шоковая терапия». Постепенный эволюционный переход к рынку. Выбор России.

Разгосударствление экономики и приватизация. Переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам). Этапы приватизации. Формы собственности и предпринимательство в России. Государственная собственность и государственные предприятия. Частная собственность – основа частного предпринимательства. Организационно-экономические формы предпринимательства, индивидуальное частное предприятие, товарищества с полной и смешанной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество. Малый бизнес, его место и роль в экономике. Необходимость государственной поддержки малого бизнеса. Теневая экономика. Итоги приватизации.

Рынок труда, его специфика. Государственная политика на рынке труда в России.

Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере.

Структурные сдвиги в экономике.

Формирование открытой экономики в России. Участие России в международных экономических организациях и в международных экономических отношениях.

Категории и понятия: переходная экономика; радикальное реформирование («шоковая терапия»); эволюционный переход к рынку; разгосударствление экономики; приватизация; ваучерная приватизация; индивидуальные частные предприятия; товарищества; акционерные общества: открытые и закрытые; малый бизнес; теневая экономика.

Рынок труда; спрос на труд; предложение труда; равновесие на рынке труда; заработная плата; минимальная заработная плата. Трудовой кодекс РФ, индивидуальные и коллективные договоры; центры занятости; пособие по безработице.

Модернизация экономики; реструктуризация экономики; открытая экономика; закрытая экономика.

III. ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. / Под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ; Изд-во «Дело и сервис»,2000.
  2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.
  3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М.: Дело, 2001.
  4. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2006. – 861 с.
  5. Курс экономической теории: учебник для вузов / ред. М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева; МГИМО. – Киров: АСА, 2006. – 831 с.
  6. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. – М.: Омега-Л, 2004.
  7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика. Часть I. Часть II. – М., 1997.
  8. Макроэкономика: теория и российская практика: учебник для вузов / ред. А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная; Фин. Академ. при Правит. Рос. Федерации.- М.: Кнорус, 2005. – 679 с.
  9. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во Гос. Ун-та «Высш. Шк. экономики», 2004. – 511 с.: илл.
  10. Микроэкономика: теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. – М., ИТД «Кнорус», 1999.
  11. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Владос, 2000.
  12. Носова С.С. Экономическая теория: краткий курс: учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2005. – 287 с.
  13. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник для вузов. – М.: Гуманит изд. Центр Владос, 2000.
  14. Экономика. / Под ред. А.С.Булатова. – М.: БЕК, 1999.
  15. Экономическая теория. / Под ред. В.Д. Камаева – М.: Владос, 2004.
  16. Экономическая теория. / Под ред. Добрынина А.И. и Тарасевич Л.С.и др. – М.: Питер, 2004.
  17. Экономическая теория: учебник для вузов / ред. И.П. Николаева. – М.: Проспект, 2006. – 573 с.

Дополнительная литература

1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ.ред. А.В.Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 1998.

2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 477 с.

3. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / ред. С.И. Лушин, В.А. Слепов. – М.: Экономистъ, 2006. – 761 с.

4. Грис Т., Леусский А., Лозовская Е. Мировая экономика. Санкт- Петербург, 2001.

5. Каретников М.В., Каретникова Т.М. Государственное регулирование экономики. – Челябинск, Челябинский институт Московского государственного университета коммерции, 1998.

6. Львов Д. Экономика развития. – М., 2003.

7. Международная экономика: учеб. пособие для вузов / Н.П. Фигурнова. – М.: Омега – Л, 2005. – (Высшее экономическое образование). – 508 с.

8. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. – М.: Дело и Сервис, 2000.

9. Мицкевич А.А. Сборник задач по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики. – М., Вита-пресс, 2001.

10. Модернизация экономики России: социальный контекст / ред. Е.Г. Ясин; Высш. Шк. Экономики. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. – 588 с.

11. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – М.:Изд-во МГУ,1994.

12. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М., Экономика, Дело, 1992.

13. Портер М. Конкуренция. – М.: ИНФРА–М, 2000.

14. Раджабов З.К. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М., 2006.

15. Самуэльсон П. Экономика. - М., 2002, тт.1-2.

16. Словарь по экономике. Пер. с англ. под ред. П.А.Ватника. – СПб: Экономическая школа, 1998.

17. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М., 2006.

18. Уолл Н., Маркузе Я. и др. Экономика и бизнес. А-Я. Словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

19. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. / Рук.авт.кол.: Д.С.Львов. – М., «Экономика», 2002.

Финансы, деньги, кредит: учебник. Под /ред Соколовой О.В. – М.: Юристъ, 2001.

Рекомендуется использовать научные журналы: Вопросы экономики, Российский экономический журнал, ЭКО, Экономист, Мировая экономика и международные отношения, Общество и экономика, Человек и труд, Вестник Московского Университете: серия экономика.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Переход к экономике рыночного типа от административной управляемой экономики сопровождается в Российской Федерации резким снижением жизнеобеспечения населения, что ставит на первый план вопросы урегулирования социальной политики. Первостепенной задачей является обеспечение социальной поддержкой и защитой тех классов населения, которые оказались в наиболее сложной жизненной ситуации в силу некоторых обстоятельств.

Реализация социальной политики

С целью минимизации необдуманного заимствования достижений запада в сфере социальной политики, который не обеспечивает их оптимальной интеграцией в единую систему регулирования социально-экономических процессов на уровне государства. Данная сфера не должна реализоваться и рассматриваться в отдельности от налоговой системы.

Основным условием эффективной реализации социальной политики является достаточность финансовых государственных ресурсов и обеспечение соответственных финансовых возможностей для реализации программ социальной политики другими экономическими агентами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги социальной политики 410 руб.
  • Реферат Налоги социальной политики 240 руб.
  • Контрольная работа Налоги социальной политики 200 руб.

Только при изучении налоговой системы как основного инструмента для реализации экономической и социальной политики возможна разработка таких подходов, как реформирование системы налогов, благодаря чему можно избежать нестабильности ее работы в будущем.

Наибольший интерес вызывают мероприятия косвенного и прямого вмешательства в рыночный процесс перераспределения доходов. Основным инструментом государственного регулирования являются трансфертные платежи, которые обеспечивают нуждающимся лицам материальные выплаты. Изучению взаимосвязи данного направления социальной политики с системой обязательных налоговых отчислений в экономике уделяется первостепенное внимание.

Основными задачами исследования налоговой системы, как основного инструмента социальной политики, являются научное обоснование принципов взаимосвязи социального обеспечения (основного элемента социальной политики) с источниками его финансирования. Также сюда можно отнести разработку основного инструментария для обоюдного согласования решений в сфере социальной защиты граждан, которые принимаются на уровне государства, а также структуры обязательных налоговых платежей в экономике страны.

Для достижения основных целей налоговой системы поставлены следующие задачи:

  • проведение анализа опыта построения структуры социального обеспечения, который был реализован в развитых государствах со смешанным типом экономики, а также разработка на данной основе направлений эффективного развития налоговой системы в Российской Федерации;
  • определение взаимосвязи между существующими моделями социальной политики и механизмами для ее финансирования;
  • разработка специальных подходов к количественному оцениванию влияния уровня обязательных отчислений в государственный бюджет на уровень социальной защищенности граждан;
  • разработка рекомендаций, которые направлены на усовершенствование налоговой и социальной политики Российской Федерации на основе принципов их взаимного согласования.

Роль налоговой системы в социальной политике государства

Налоговая система – это основной инструмент не только экономической, но и социальной политики, которая осуществляется в различных странах со смешанным типом экономики.

Между социальной и налоговой политикой существует очень тесная взаимосвязь. Если социальное обеспечение и защита являются основными функциями современного государства, то налоговая система является основой формирования доходов государственного бюджета.

Соотношение между доходами за счет косвенных и прямых налогов оказывает ощутимое воздействие на методы формирования системы социальной политики, поэтому оно служит базой для формирования классификации системы налогообложения.

Изучение особенностей налоговой системы в различных странах, которые применяют разные модели финансирования социальной политики, позволило составить следующую классификацию:

  1. Британская модель. Система налогообложения в странах с данной моделью социальной политики характеризуется поступлениями бюджет за счет косвенных и прямых налогов до 50 процентов. Большие поступления от подоходного налога сочетается с незначительными взносами в фонды социального страхования. Это связано с тем, что основная часть социальный выплат имеет «не страховой» характер либо же система страхования активно субсидируется государственной политикой. Чтобы обеспечить высокий уровень поступлений в бюджет государства необходимо повысить роль корпоративного налогообложения.
  2. Франко-германская модель. В государствах с данной моделью социальной политики страховые взносы доминируют в системе обязательных отчислений. Для таких государств характерен значительный удельный вес косвенных налогов и незначительная часть подоходного налога. С ростом значения социального страхования осуществляется переориентация системы налогообложения на косвенные налоги.
  3. Североевропейская модель. Для государств с этой моделью социальной политики характерно доминирование подоходного налога с физических лиц в структуре общих доходов госбюджета по сравнению с низкой долей НДС. Поскольку в рамках североевропейской модели основные социальные расходы осуществляются за счет бюджета центрального управления, а социальное страхование не получило должного распространения, то основным звеном отчислений становятся обязательные налоги. Социальные отчисления в данном случае играют роль дополнительных средств при формировании основных средств, что направлены на реализацию социальной политики.

Рисунок 1. Налоги социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Консервативная модель социальной политики

В Российской Федерации наиболее реальной моделью социальной политики является консервативная. Она может сочетаться с британской моделью по структуре источников социальных расходов, но только при условии высокого объема государственных субсидий в системе страхования.

Консервативная модель социальной политики позволит снизить взаимосвязь между дифференциацией общественных доходов, величиной некоторых элементов первичных доходов и структурой налоговой системы государства. Несмотря на множество ограничений, данная модель социальной политики реализовала возложенные на нее задачи. Она может не только связать характеристики налоговых государственных мероприятий с уровнем дифференциации доходов российский граждан, но и выявить оптимальную систему налогообложения, которая будет соответствовать проводимой политики.

Модель позволяет использовать различные исходные показатели отличия доходов и может применяться к различному кругу налогов. Изначально она ориентирована на конкретные показатели, которые публикуются отечественными органами, благодаря чему повышается ее практическая ценность.

Взаимосвязь между социальной и налоговой политикой необходимо учитывать в процессе проведения реформирования системы социальной защиты. Поскольку на сегодняшний день в Российской Федерации применяются широкомасштабные реформы, которые затрагивают все аспекты вмешательства государства в социально-экономическую сферу, данный нюанс должен быть учтен в обязательном порядке. Только комплексное изучение государственных элементов урегулирования социально-экономических процессов может гарантировать формирование эффективного рыночного преобразования в Российской Федерации.


Статью подготовила начальник отдела по формированию налоговой отчетности Железнова Яна Константиновна. Связаться с автором
“слуги бухгалтера
-->

Вернуться назад на Налоговая политика
Не забываем поделиться:

Последние годы ознаменовались для налогоплательщиков существенными нововведениями в налоговое законодательство, связанными с реализацией социальной задачи налоговой политики. В то же время нельзя игнорировать тот факт, что фискальная функция налогов — если не единственная, то, несомненно, самая важная, поэтому законодательство, естественно, совершенствуется в первую очередь с целью получения большего количества налоговых поступлений. При этом имеется в виду, что налогоплательщики не должны быть поставлены в такую ситуацию, что они выходят из легальных отношений с государством или прекращают какую-либо деятельность, результаты которой так или иначе связаны с налогообложением.

Говоря о социальной составляющей налоговой политики, важно учесть, что крайне актуальной задачей реформирования налогового законодательства является необходимость привести его в соответствие с принципами справедливости налогообложения, провозглашенными еще в XIX в. английским экономистом А. Смитом. Эта задача может быть реализована только в условиях наличия развитой системы налогообложения при достаточно высоком уровне состояния экономики государства, которая к настоящему времени в России достигнута.

На рассмотрении находятся два варианта решения проблемы: введение прогрессивной шкалы налогообложения и налогообложение роскоши, т.е. определенных предметов потребления.

В связи с тем, что налоговая система РФ к настоящему моменту в основном сформирована, причем механизм налогообложения позволяет получать налоги в достаточном для функционирования государства количестве, а рост налогов опережает как рост ВВП в целом, так и рост остальных макроэкономических показателей, встали задачи переориентации реформирования налогообложения на социальные аспекты. В пользу такой переориентации говорит и недовольство населения растущей дифференциацией доходов, практически никак не учтенной в распределении налогового бремени.

Несомненно, важнейшим элементом перераспределения доходов населения является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом, предполагая возможность введения нового механизма формирования налогообложения НДФЛ, надо иметь в виду, что фискальный потенциал этого налога не должен снижаться, поскольку налог является главным источником бюджетных доходов субъектов РФ.

Анализ налоговых поступлений НДФЛ показывает, что их доля составляет стабильно около 4% ВВП, а налоговые поступления за последние пять лет увеличились более чем в 2,5 раза, т.е. темпы роста налоговых поступлений значительно выше, чем по другим налогам.

Как и по другим налогам, величина налоговых поступлений по НДФЛ зависит от ряда факторов, в том числе субъективных, — роста численности работников, получающих официальную зарплату, увеличения средних размеров оплаты труда, инфляции. Но нельзя отрицать и положительную роль введения плоской шкалы налогообложения, позволившую сразу после ее введения вывести из тени существенный контингент потенциальных налогоплательщиков.

Не является новостью, что пропорциональное налогообложение доходов физических лиц является крайней редкостью для систем налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, к числу которых, несомненно, принадлежит в настоящее время и Россия.

Причем чем лучше развита экономика государства, тем больше, как правило, дифференцирована шкала подоходного налогообложения. В частности, верхняя граница этой шкалы в Австрии, Германии, Дании, Швеции, США, Японии и в ряде других стран доходит до 50%.

Анализ фискального эффекта российского варианта налогообложения личных доходов позволяет сделать вывод о том, что введение прогрессивной шкалы налогообложения пока преждевременно.

Социальная составляющая НДФЛ в российском налоговом законодательстве в настоящее время реализуется только через механизм налоговых льгот и вычетов.

В данном случае налоговые льготы в чистом виде — это доходы, не подлежащие налогообложению. Несмотря на то, что список таких доходов располагается на нескольких страницах НК РФ, их можно объединить в доходы, связанные с государственными пособиями и выплатами, а также вознаграждениями (например, донорам за сданную кровь, за сдачу государству клада) и доходами, которые уже один раз налогом облагались (алименты, которые являются частью дохода плательщика, у получателя налогом не облагаются), т.е. концепция введения таких льгот вполне понятна.

В ряде случаев не облагаются налогом призы, полученные на крупных международных спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские и Параолимпийские игры, суммы платы за обучение и профессиональную переподготовку, оплата средств профилактики инвалидности и реабилитации, проценты по вкладам в банки, не превышающие установленных лимитов, подарки в размере не более 4000 руб. и т.д. Совершенно очевидно, что налоговые льготы носят исключительно выборочный характер и массового распространения не имеют.

Основным недостатком функционирования большинства налоговых льгот по подоходному налогу является то, что со временем, при отсутствии механизма индексации величины дохода, не подлежащего налогообложению, происходит снижение значения указанного мероприятия для материального положения налогоплательщика, что не позволяет реализовать социальные функции, предусмотренные при их установлении. интересное на портале

Тест "На сколько вы активны"
Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
Тест "Для начинающего миллионера"
Тест который вас удивит
Семейный тест "Какие вы родители"
Тест "Определяем свой творческий потенциал"
Психологический тест "Вы терпеливый человек?"

В свою очередь, налоговые вычеты, т.е. снижение величины налоговой базы на определенную величину, носят всеобщий характер, при этом при установлении трех из четырех предусмотренных законодательством налоговых вычетов основным мотивом является социальная составляющая.

Вторая составляющая стандартных налоговых вычетов, признанная осуществлять важную социальную функцию, — вычет на детей. Очевидно, что материальное положение семей, имеющих на иждивении детей, в большинстве случаев отличается от тех, доходы которых используются только на себя.

Надо отметить, что в большинстве цивилизованных государств при формировании налоговой системы учитывается необходимость ее влияния на демографическую ситуацию, для чего используются разнообразные инструменты поощрения деторождения. Разумеется, эти инструменты должны быть действенными, т.е. являться побудительным мотивом для принятия соответствующих решений.

В настоящее время при предложении различных вариантов учета уровня доходов населения в целях установления личных налогов практически не рассматривается возможность введения налогообложения доходов при уплате налога не с каждого физического лица, а с отчетной налоговой единицы. Такой отчетной налоговой единицей в некоторых странах, применяющих соответствующий механизм, является семья. Конечно, замена индивидуального дохода налогоплательщика налогом с семейного дохода требует существенного изменения налогового законодательства, а также уточнения семейного законодательства с целью четкого определения состава семьи. В результате может получиться справедливый механизм налогообложения, учитывающий наличие не только детей, но и пожилых родителей и неработающих супругов, а также "частичных иждивенцев". Представляется целесообразным, что введение в налогообложение механизма обложения отчетной налоговой единицы может осуществляться одновременно с существующим налогообложением физических лиц, причем налогоплательщик должен иметь право на выбор варианта налогообложения.

Непосредственно социальные налоговые вычеты, предусмотренные для расчета налоговой базы по НДФЛ, связаны с компенсацией затрат налогоплательщиков на медицинское обслуживание, обучение (налогоплательщика и членов семьи) или негосударственное пенсионное обеспечение. Недостаток механизма тот же — вычеты малы и незначительно покрывают соответствующие затраты налогоплательщиков, при этом выпадающие доходы бюджета, так же как и в предыдущем случае, значительны.

Наибольший социальный эффект имеет механизм предоставления имущественных налоговых вычетов, связанный с реализацией или приобретением имущества. Так, реализация имущества, которое находилось в собственности налогоплательщика более трех лет, от налогообложения освобождается, а при реализации квартир, комнат, домов, которые не были в собственности три года, предоставляется налоговый вычет в размере 1 млн. руб. При реализации другого имущества, в частности автомобилей, которые небыли в собственности три года, также предоставляется имущественный вычет в размере 250 тыс. руб.

Покупка жилого имущества связана с предоставлением имущественного налогового вычета в размере 2 млн. руб., при этом вычет может предоставляться в течение ряда лет.

Социальная составляющая налогообложения реализуется также при помощи изъятия в пользу государства части собственности при ее передаче в другие руки. Как известно, при определении набора федеральных налогов в НК РФ присутствовал налог на наследство и дарение, но этот налог был упразднен. Такое мероприятие оправдывалось низким сбором налога и высокими затратами на его администрирование, что можно объяснить практически полным отсутствием налоговых баз вследствие редко производимого акта передачи имущества по наследству тому контингенту, который не попадал под льготы как наследник первой очереди, и тем более редких актов дарения. Механизм налога, кроме того, был таков, что избежать уплаты не представлялось сложным.

В то же время, если поставлен вопрос о социальной ориентированности налогообложения, игнорировать потенциал налога нельзя. Такой налог присутствует практически во всех странах, причем история его возникновения относится к Средневековью. Так, в Великобритании — родине современного налогообложения такой налог составляет до 40% стоимости соответствующего имущества, в Италии налог состоит из двух частей: первая зависит от стоимости имущества (до 27%), а вторая — от степени родства (до 34%). В Испании налог взимается при передаче имущества при наличии соответствующего акта, движимого — 4%, недвижимого — 6%, в США налог составляет от 18 до 50% в зависимости от степени родства, в Японии достигает 70%, а в Китае при смене владельца налог составляет от 30 до 60%.

Введение налога преследует две цели: во-первых, ограничить финансовые возможности наследников для того, чтобы не уничтожить лично для них стимулы к производительной деятельности, и, во-вторых, изъять часть доходов в пользу слоев населения с низкими доходами.

Представляется, что ситуация в России созрела для того, чтобы вернуться к налогу на переход права собственности, поскольку прошло достаточно времени с начала процесса первоначального накопления капитала и появился значительный пласт населения, который заинтересован в передаче всей или части собственности в руки наследников или других собственников.

Следующий вариант реализации социальной направленности системы налогообложения — пересмотр механизма расчета и взимания имущественных налогов.

В современной налоговой системе РФ имущественные налоги занимают достаточно незначительное место, и удельный вес этих налогов в доходах бюджетной системы крайне низок, что, кстати, не характерно для других развитых стран.

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Однако для введения налога на недвижимость в субъектах РФ в отличие от многих других налогов требуется решение большого количества проблем, связанных с определением объекта налогообложения и налоговой базы. Главная проблема, не решенная и в настоящее время, — это регулирование отношений, связанных с введением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности в большинстве регионов РФ.

В настоящее время социальная составляющая налога на имущество физических лиц и земельного налога реализуется путем введения налоговых льгот для социально незащищенных лиц, таких как инвалиды по всем предусмотренным основаниям и пенсионеры.

В то же время богатая российская практика применения налоговых льгот и вычетов показывает, что ими без оснований пользуются многие налогоплательщики для получения неоправданной налоговой выгоды. В частности, если сохранить льготы для пенсионеров и инвалидов и в дальнейшем, с большой долей вероятности можно предположить, что большинство элитной недвижимости будет принадлежать именно этому контингенту. И здесь напрашивается только один вариант решения проблемы — установление истинных владельцев имущества исходя из реальной возможности его приобретения и владения. То есть если пенсионер приобрел имущество стоимостью в несколько миллионов долларов при отсутствии каких-либо легальных источников приобретения такого имущества, то льготы с него должны быть сняты. В принципе задача может быть решена при помощи механизма, учитывающего время нахождения собственности у владельца и финансовые возможности ее приобретения.

Что касается налогообложения земли, то опыт применения земельного налога показал, что при наличии кадастра земли и ее кадастровой стоимости, а также большого количества земельных владений в России налоговые поступления крайне незначительны — они составляют менее 0,6% налоговых доходов бюджета и не могут обеспечить достаточными средствами даже местные бюджеты. Напрашивается вывод о том, что первоначальный подход к оценке земли должен быть резко дифференцирован с учетом ее реальной рыночной стоимости, и только после этого можно ставить вопрос о ежегодной индексации этой стоимости.

Поскольку налог на недвижимость является местным налогом, и, соответственно, его введение осуществляется законами субъектов РФ и местных органов власти, признано целесообразным вводить его постепенно, начиная с тех субъектов РФ, в которых проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

Подход к налогообложению второго вида имущества — движимого имущества, т.е. транспортных средств, в определенной степени включает элементы социальной налоговой политики: транспортные средства, принадлежащие некоторым слоям населения, в частности инвалидам, и транспортные средства малой мощности налогом не облагаются (кстати, эти транспортные средства не облагаются и акцизами).

Социальная составляющая присуща также и косвенным налогам. Так, налогом на добавленную стоимость не облагается реализация ряда медицинских товаров и услуг медицинских учреждений, а также учреждений образования и культуры. Пониженная до 10% ставка НДС для продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, — тоже элемент социальной налоговой политики.

К социальной налоговой политике можно отнести и выбор контингента товаров, облагаемых акцизами, таких как табачная и алкогольная продукция, потребление которых отрицательно влияет на здоровье населения.

тема

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Загадки

Есть пять человек разных национальностей, которые проживают в 5 домах. Каждый дом имеет свой цвет, отличный от цвета других домов. Каждый из этих людей курит и предпочитает определенный сорт сигарет. У каждого из этих людей есть по одному домашнему животному. Каждый из этих людей пьет свой любимый вид напитка.

посмотреть ответ

посмотреть ответ
важное
Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Читайте также: