Налоги и сборы связанные с использованием рабочей силы что это

Опубликовано: 15.05.2024


За свой труд наемные работники получают заработную плату, который выплачивает им работодатель согласно условиям заключенного трудового договора. С суммы получаемого дохода сотрудники выплачивают налог. Однако сама компания также обязана начислить и уплатить обязательные платежи на фонд оплаты труда.

Рассмотрим, сколько работодатель платит налогов за работника в 2020 году и каким образом руководители компаний пытаются минимизировать эти платежи.

  • Отчисления за счет работодателей
  • Сколько нужно платить за одного сотрудника в месяц
  • Ответственность за неуплату взносов и НДФЛ
  • Опасная экономия
  • Заключение договоров ГПХ
  • Оформление сотрудников как ИП
  • Перевод» сотрудников в самозанятые
  • Как правильно организовать учет

Отчисления за счет работодателей

Платежи в бюджет и государственные фонды делятся на две группы:

  1. Налоги, которые платит сотрудник со своей зарплаты. Их удерживает компания, так как она выступает в этих правоотношениях налоговым агентом.
  2. Налоги и платежи, которые компания начисляет на фонд заработной платы. Это страховые взносы и платежи в ФСС, ПФ и другие фонды.
С заработной платы наемного работника удерживается налог на доходы физлиц. То есть на карту или в кассе сотрудник получает не всю сумму, указанную в договоре. Из нее уже вычитается налог и уплачивается в бюджет (за исключением случаев, когда работнику положены вычеты).

Ставка налога на доходы физлиц зависит от статуса работника. Предусмотрены 3 варианта:

  • 13% для работников, которые являются гражданами РФ или относятся к резидентам согласно действующим нормативно-правовым актам;
  • 13% для работников, которые работают по гражданско-правовым договорам, квалифицированных иностранных работников, лиц, работающих по патенту или получивших временное убежище в нашей стране;
  • 30% для работников, которые являются гражданами других государств и не являются резидентами РФ.

Обязательные платежи в фонды платит предприятие. Они не вычитаются с зарплаты сотрудников. Процентные ставки следующие:

  1. Пенсионный фонд. Тариф составляет 22% для работников, доход которых за год не превышает 1,292 млн рублей и 10% — с больших сумм.
  2. Фонд соцстрахования. Платеж составляет 10% для работников, которые в ход получают заработную плату в размере до 912 тыс. рублей. Если зарплата больше, на сумму больше предельной платеж не начисляется.
  3. Медицинское страхование. Размер ежемесячного платежа составляет 5,1% независимо от размера дохода, который сотрудник получает в компании в течение года.
Существует также платеж «на травматизм». Процентная ставка определяется в зависимости от того, в какой сфере деятельности работает компания. Минимальная ставка составляет 0,2%, максимальная 8,5%.

Рассмотрим, во сколько обходится сотрудник работодателю на примере. Предположим, что заработная плата согласно заключенному трудовому соглашению составляет 20 тыс. рублей в месяц. То есть, в течение года компания должна заплатить заработную плату в размере 240 тыс. рублей.

Дальнейшие расчеты приведены в таблице.

Обратите внимание, что НДФЛ взыскивается с зарплаты работника, то есть 2600 рублей отнимаются от 20 тыс. и сотрудник получает на руки только 17,4 тыс. Остальные расходы в сумме 6040 рублей возлагаются на компанию. В год размер обязательных платежей составит 72 480 рублей. То есть, чтобы содержать одного наемного работника необходимо предусмотреть затраты в размере 26 040 рубля в месяц.

В этот расчет не включены расходы, не связанные с заработной платой — оборудование рабочего места, обеспечение канцелярией и т. п.

Ответственность за неуплату взносов и НДФЛ

Законодательством Р Ф предусмотрена ответственность компании за неправильную или несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц и других обязательных налоговых платежей на фонд заработной платы сотрудников.

Вид ответственности и сумма штрафных санкций зависят от разновидности платежа:

  1. Для страховых взносов. Налоговая служба начислит пеню за несвоевременную уплату обязательного платежа. Она предусмотрена статьей 75 НК. Штраф в дополнение к пене платиться только в том случае, если неуплата была вызвана ошибками при расчетах и составлении отчетных документов. Размер штрафа составляет 20% от суммы платежа. Штраф начисляется согласно статье 122 НК.
  2. Для налогов на доходы физлиц. Пеня на налоговый платеж начисляется в случае, если НДФЛ был начислен, но не перечислен в бюджет одновременно с выплатой заработной платы. Штраф в размере 20% плательщик выплачивает в любом случае, даже если он не удерживал налог с зарплаты и выдал всю сумму работникам.

Опасная экономия

Независимо от того, во сколько обходится сотрудник работодателю, уклоняться от уплаты обязательных платежей не следует. Ранее наиболее популярным способом уклонения от налогов была выдача заработной платы неофициально. Деньги работники получали наличными, эти суммы не отражались в отчетной документации.

Сейчас схема выдачи зарплаты «в конвертах» используется реже, но ей на смену пришли другие способы минимизации налоговой нагрузки. Рассмотрим их подробнее.

Работник может выполнять работу для компании на основании гражданско-правового договора. В этом случае отношения между ними не регулируются трудовым законодательством и фактический работодатель не платит платежи в государственные фонды. Также необязательно создавать и поддерживать рабочее место сотрудника.

Но при заключении договора ГПХ необходимо платить страховой взнос, а также удерживать из суммы вознаграждения налог на доходы физлиц, так как предприятие в этом случае играет роль налогового агента.

Не нужно платить страховые взносы в случаях, перечисленных в пункте 4 статьи 420 НК:

  • Передача права собственности на движимое и недвижимое имущество;
  • Передача имущества во временное пользование.

Опасность заключения гражданско-правовых соглашений вместо приема на работу по трудовому договору заключается в том, что сотрудники контролирующих органов могут расценить имеющиеся отношения как трудовые. В результате компании будут доначислены все обязательные налоги и платежи, после чего из взыщут вместе с пенями и штрафами.

Второй по популярностью способ минимизации НДФЛ и страховых взносов — оформление работников индивидуальными предпринимателями и заключение договоров на оказание услуг с ними. В этом случае расходы предприятия будут составлять 6% от перечисленных сумм, которые по договоренности могут компенсироваться работнику дополнительно. Однако дополнительных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, работник—"предприниматель" не получает.

Опасность такого варианта для работодателя, как и в предыдущем случае, состоит в том, что гражданский договор между компанией и ИП может быть признан трудовым. Для признания взаимоотношения между субъектами должны иметь следующие признаки:

  • Выполнение предпринимателем тех же задач, что и обычные наемные сотрудники на предприятии;
  • Работа предпринимателя по месту нахождения компании, заключившей с ним договор;
  • Использование оборудования и рабочего места, принадлежащего компании-контрагенту.

Если иск налоговой службы о признании договора трудовым будет удовлетворен, компании придется уплатить все необходимые налоги с пенями и штрафами за весь период действия гражданского договора.

Это достаточно новая схема уклонения от уплаты НДФЛ и обязательных отчислений в фонды, так как сам институт самозанятости появился только в 2019 году.

Самозанятый может заниматься предпринимательской деятельностью и уплачивать 4% от доходов, полученных от физических лиц и 6% — от юридических. Другие платежи при этом не выплачиваются. Такой режим действует на определенных территориях и до тех пор, пока доход не превысит 2,4 млн в год.

Главное отличие этого режима в том, что предприятие перестает играть роль налогового агента и не обязано удерживать с перечисляемых сумм налог на доходы физлиц. Однако все гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом, также не действуют. Сотрудник, который оформлен самозанятым и получает «зарплату» в виде платежей за услуги не имеет права на ежегодный оплачиваемый отпуск, ему не оплачивают больничный. А при расторжении договора не предусмотрены социальные гарантии.

При использовании этого режима нужно помнить, что новый самозанятый не может иметь взаимоотношения с бывшим работодателем и оплачивать налог в размере 6% в течение двух лет с момента увольнения. Если он и заключит договор со своей компанией, платежи будут облагаться налогом в размере 13%, оплата страховых взносов также обязательна.

Хотите точно знать, сколько работодатель платит налогов за работника в 2020 году? Минимизировать налоговую нагрузку законными методами без риска доначислений по результатам проверки? Обращайтесь за помощью в компанию «Мегаконсалт».

Наша компания специализируется на ведении бухгалтерского, налогового и кадрового учета на условиях аутсорсинга. Мы возьмем на себя вопросы учета наемных сотрудников, начисления заработной платы, расчета и уплаты обязательных платежей. Наши сотрудники предложат легитимные схемы оптимизации налоговых платежей. Мы гарантируем правильность начислений и компенсируем ущерб от пеней и штрафов, начисленных из-за ошибок в учете.


Человеческий труд является ведущим фактором развития цивилизации. В современных условиях издержки на труд определяют уровень конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и государств в целом. Оплачиваемая трудовая деятельность, порождая движение денежных средств между нанимателем и нанимаемым, влечет за собой возникновение у них налоговых отношений с государством. Именно поэтому возрастает актуальность исследований, посвященных системному изучению особенностей налогообложения труда в конкретной стране. Кроме того, налогообложение труда может рассматриваться как фактор налогового потенциала населения региона.

Целью статьи является определение сущности и особенностей налогообложения труда в современной России как фактора налогового потенциала населения региона. Выявление особенностей налогообложения труда в современной России в представленной статье строится на анализе налогообложения трудовых доходов нанимаемого налогом на доходы физических лиц и расходов нанимателя на оплату труда своих работников в части их обложения страховыми взносами, уплачиваемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ), в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС РФ). Отдельное внимание уделяется разнице в налогообложении труда иностранных граждан – трудовых мигрантов и остальных лиц. Для обоснования взаимосвязи налогообложения труда с налоговым потенциалом населения региона в статье раскрывается сущность и факторы налогового потенциала населения региона. Ресурсной базой налогового потенциала населения региона выступают доходы населения. Доходы населения на макроэкономическом уровне, помимо прочего, включают в себя денежные доходы в форме оплаты труда, доходы от предпринимательской деятельности и отчисления работодателей во внебюджетные фонды. Именно эти элементы доходов тесно связаны с налогообложением труда в России.

Степень разработанности в научных исследованиях теории и практики налогообложения труда характеризуется преобладанием исследований, посвященных отдельным аспектам подоходного налогообложения в России и за рубежом, а также особенностей обложения страховыми взносами расходов работодателей на оплату труда наемных работников. Комплексные исследования налогообложения труда осуществляются Е.С. Вылковой и коллективом объединенных ее авторов из России, Украины, Германии и Польши. В их числе: Л.И. Гончаренко, Е.А. Ермакова, И.А. Майбуров, Т.Ф. Юткина. Отдельно следует отметить исследования: М.П. Степановой, посвященные налогообложению труда в развитых странах, С.В. Разгулина о расходах на оплату труда, А.О. Федоренко и О.В. Федоренко о путях совершенствования подоходного налогообложения и льготного налогообложения детского труда, и о взаимосвязи налогообложения труда и человеческого капитала. Исследования, посвященные изучению взаимосвязи налогообложения труда и налогового потенциала населения конкретной территории, отсутствуют.

Степень разработанности налогового потенциала населения в отечественной финансовой науке также характеризуется недостаточным уровнем. Так, как большее внимание уделяется изучению финансового потенциала в целом. Изучение налогового потенциала как отдельной части, позволит лучше изучить финансовый потенциал, а так же сделать исследование налогового потенциала эффективным инструментом бюджетной политики и налогового администрирования.

Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества [9]. Трудовая деятельность – выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде, а также иная приносящая доход деятельность, осуществляемая физическим лицом [7]. Осуществление трудовой деятельности в России регулируется Конституцией Российской Федерации, Трудовым, Налоговым и Гражданским кодексами Российской Федерации, а так же федеральными законами: ФЗ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ФЗ № 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ № 134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ № 163 «Об утверждении списка работ, на которых запрещен труд лиц, моложе 18 лет», а также международными договорами.

В трудовых отношениях выделяют двух основных участников: нанимаемого (работника) и нанимателя (работодателя). Быть работодателем может любое юридическое и/или физическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и от того, осуществляет ли это лицо предпринимательскую деятельность или нет. Трудовой деятельностью в России может заниматься лицо, достигшее 14 лет и старше. Законодательство достаточно жестко регулирует правовое закрепление трудовых отношений с целью защиты всех сторон этих отношений. Отдельное внимание уделяется трудоустройству и найму иностранных работников [6].

Согласно Гришину А.В. [2], налогообложение труда – это совокупность мероприятий по установлению, исчислению и взиманию налогов, объектом налогообложения которых являются расходы работодателей на оплату труда и/или доходы работников. Таким образом, совокупность мероприятий по установлению, исчислению и взиманию налогов и сборов, объектом налогообложения которых являются расходы работодателей на оплату труда, а также трудовые доходы нанимаемого, представляет собой налогообложение труда.

Теоретически у нанимателя и нанимаемого возникают налоговые статусы: у нанимаемого, получающего доход от трудовой деятельности, – статус налогоплательщика; у нанимателя, оплачивающего труд нанимаемого, в зависимости от юридического закрепления отношений найма (от заключенного между ними договора), возникают или не возникают статусы налогового агента и плательщика страховых взносов (см. рисунок 1).


Рис. 1. Налогообложение труда в России

Пунктирной линией отображена возможность возникновения у нанимателя статусов налогового агента и/или плательщика страховых взносов. Как видно из представленной схемы, при заключении трудового договора между нанимателем (работодателем) и нанимаемым (работником) у последнего всегда возникает статус налогоплательщика, а у первого – налогового агента и плательщика страховых взносов. Отношения могут оформляться гражданско-правовыми договорами, например, договорами подряда, бытового подряда, комиссии, возмездного оказания услуг. Возникновение у нанимателя статусов налогового агента и плательщика страховых взносов зависит от юридических статусов нанимаемого (ФЛ – индивидуальный предприниматель или нет; налоговый резидент или нет; иностранный гражданин или нет) и самого нанимателя (просто ФЛ или ФЛ – индивидуальный предприниматель; организация или нет; российский налоговый резидент или нет), а в некоторых случаях от условий договора.

Отметим, что во всех перечисленных отношениях нанимаемое лицо всегда является налогоплательщиком по НДФЛ, разнится только форма выполнения им своих обязанностей по исчислению и уплате в бюджет сумм налога: либо через налогового агента, либо самостоятельно. Ставка НДФЛ зависит от налогового статуса нанимаемого – налоговый резидент или нет. Если нанимаемый является налоговым резидентом, то размер НДФЛ составляет 13%, у налоговых нерезидентов и иностранных рабочих, работающих не по трудовому патенту, – 30%. Помимо этого, налоговым резидентам предоставляется право на вычеты по НДФЛ, нерезидентам такое право не предоставляется. При подписании трудового договора работодатель становится налоговым агентом, а при подписании гражданско- правовых договоров нет. В этом случае налогоплательщик – нанимаемый самостоятельно через декларационный метод уплачивает НДФЛ. Размер НДФЛ остается прежним – 13% и 30%. Декларацию необходимо подать не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода. Сумму налога, которая была рассчитана и указана в декларации, нужно уплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода. В действующем законодательстве больше внимания уделено отчислению НДФЛ через налогового агента, в то время как с каждым годом все активнее развивается фриланс, предполагающий самостоятельное начисление и уплату НДФЛ налогоплательщиком.

Наниматель – плательщик страховых взносов уплачивает их в размере 30% от фонда оплаты труда нанимаемого, из них отчисления в ПФР составляет 22%, ФСС РФ – 2,9% и ФФОМС 5,1%. Помимо этого, работодатели уплачивают взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (а это 32 страховых тарифа размером от 0,2% до 8,5%, дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска).

За иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России, с которыми заключен трудовой договор, начисляются взносы во все фонды, за временно пребывающих в России иностранных граждан – взносы не начисляются в ФСС РФ и ФФОМС РФ (в ПФ РФ взносы начисляются, если трудовой договор бессрочный, либо сроком более 6 месяцев и более в течение календарного года, и иностранец не является высококвалифицированным специалистом).

В результате налогообложение труда влияет на уровень доходов населения как на микроэкономическом уровне (поскольку уровень «чистых» доходов напрямую зависит от ставки НДФЛ), так и на макроэкономическом уровне (на макроэкономическом уровне к доходам населения относятся все страховые взносы, поступившие во внебюджетные фонды от работодателей). В свою очередь, доходы населения являются ресурсным базисом налогового потенциала населения конкретной территории, в нашем случае – региона.

Налоговый потенциал населения региона в широком смысле – совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе «население – хозяйство – территория», в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности населения в границах региона [4]. В таком случае, можно утверждать, что налоговый потенциал населения региона – это совокупный объем его налогооблагаемых ресурсов, и, следовательно, рассматривается как объективно существующее явление, прямо не зависящее от действующего налогового законодательства. В узком смысле налоговый потенциал населения региона – это обобщающий показатель, представляющий собой финансовые ресурсы населения, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи в соответствии с действующей в стране и регионе системой налогообложения. При таком подходе учитывается налогооблагаемая база с поправкой на региональную налоговую политику, при этом налоговый потенциал населения региона имеет практическое значение как максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства. Особенности рассмотрения налогового потенциала на этом уровне исследования заключаются в том, что он зависит от существующего налогового законодательства, т.е. включает управленческий аспект и возможности измерения.

Налогообложение труда рассматривается нами как фактор налогового потенциала населения конкретной территории (региона), поскольку существует неоспоримая зависимость между налогообложением доходов населения от трудовой и предпринимательской деятельности и уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему страны и региона (см. рисунок 2).

Россияне – физические лица (не занимающиеся предпринимательской деятельностью) уплачивают прямые налоги с доходов (НДФЛ) и имущества (земельный налог, транспортный налог, налог на имущество физических лиц) и косвенные – с потребления (НДС и акцизы). Прошлые, текущие и будущие доходы населения ограничивают потребительские возможности населения, а, следовательно, могут рассматриваться как ресурсный базис для косвенного и имущественного налогообложения. В свою очередь уровень, структура и динамика денежных доходов населения в разрезе доходов в форме оплаты труда, предпринимательского дохода, социальных пенсий и пособий, уплачиваемых за счет средств внебюджетных фондов тесно связаны с прошлыми, текущими и будущими особенностями налогообложением труда в стране.


Рис. 2. Взаимосвязь налогообложения труда и налогового потенциала населения региона

Источник: составлено по [3].

Ситуация на рынке труда в России, согласно данным Росстата на 1.01.2013 года [8], характеризуется тем, что из 143,3 млн.чел. россиян, в трудоспособном возрасте находится всего 60,1% (что составляет чуть более 86 млн.чел.), численность экономически активного населения составляет 75,7 млн.чел. (т.е. менее 53% россиян) при среднегодовой численности занятых в экономике 67,97 млн.чел. (чуть более 47% всего населения) и численности безработных в 4,1 млн.чел.. При этом на занятых в государственной и муниципальной сферах приходится 19,5 млн.чел. (т.е. 28,7% от всех занятых или 13,67% от всего населения), в частной – 40,6 млн.чел. (почти 60% от всех занятых или 28,3% от всего населения). Экономически активное население преимущественно состоит из лиц старше 19 лет и младше 60 лет (на занятых данного возрастного диапазона приходится 94,7% всех занятых, средний возраст занятых 40,3 лет). В России находится 1,6 млн. чел. иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, из них разрешение на работу имеют 1,1 млн.чел.

Уровень доходов россиян, согласно данным Росстата на 1.01.2013 года [8], характеризуется приростом реальных денежных доходов населения (на 5,8% в 2012 году по сравнению с 2011 годом), начисленной заработной платы (на 8,4%), назначенных пенсий (на 3,3%). Среднедушевые доходы россиян составляют 23 058 руб. в месяц, среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций – 26 629 руб. в месяц, работников местного самоуправления – 25 649 руб. в месяц, средний размер назначенных пенсий – 9 154 руб. в месяц. В общей сумме денежных доходов россиян 41,5% составляет оплата труда, 8,6% – доходы от предпринимательской деятельности, 18,5% – социальные выплаты.

Численность предприятий и организаций в России 4,9 млн.шт. (4 млн.шт. – коммерческие юридические лица, 0,7 млн.шт. некоммерческие юридические лица), больше всего их в сфере торговли (1,8 млн.шт.), операций с недвижимостью (0,9 млн.шт.), строительстве (0,45 млн.шт.) и обрабатывающем производстве (0,4 млн.шт.). Оборот организаций составляет 87 651,3 млрд.руб.. Малых предприятий в России всего 2 млн.шт., из них больше всего занято в сфере торговли (0,7 млн.шт.), строительстве (0,2 млн.шт.), обрабатывающих производствах (0,17 млн.шт.). Организаций с иностранным капиталом в России 24 тысячи [8].

Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 8 064,5 млн. руб., из которых 2 261,5 млн.руб. (28%) приходится на поступления НДФЛ. В ПФ РФ в 2012 году поступило 5 890364 млн.руб., в ФСС РФ – 630 783,5 млн.руб., в территориальные ФОМС 1 041908,4 млн.руб. [8].

Не смотря на то, что уровень доходов россиян считается прогрессирующим за последнее время, среднедушевые доходы по-прежнему остаются не высокими, согласно официальным данным Росстата. Однако, существует теневой сектор экономики и индивидуальные предприниматели, которые не декларируют свои доходы, уменьшая тем самым налоговый потенциал региона. В наше время найм без оформления договора и его регистрации в налоговых органах приобретает все большую популярность, особенно в такой сфере, как фриланс.

Таким образом, чтобы увеличить поступления в бюджетную систему (именно налоговыми поступлениями может измеряться налоговый потенциал населения) необходимо повышать заинтересованность наемных работников, особенно в сфере фриланса, в легализации средств, получаемых ими в качестве вознаграждения за осуществление ими трудовых обязанностей и выполненные работы. Повышать заинтересованность указанных лиц в легализации доходов и уплате с них налогов возможно путем: формирования системы государственной поддержки индивидуальных форм предпринимательства; предоставлением налоговых преференций легализировавшим свой трудовой доход лицам по сравнению с не легализировавшими; усилением контроля и надзора за оформление и осуществлением отношений найма одним лицом другого, в том числе повышение размеров административной и налоговой ответственности для нанимателя и нанимаемого. При этом в целях социальной справедливости предлагается: выводить из-под налогообложения минимум доходов, необходимый для проживания, а оставшиеся доходы уменьшать на суммы понесенных фрилансером расходов (эти суммы возможно установить в: фиксированных размерах для отдельных видов деятельности, если доходы не могут быть подтверждены документарно или в размере реально понесенных и документально подтвержденных нанимаемым лицом расходов).

Для мониторинга эффективности государственного регулирования налогообложения труда также представляется необходимым реформирование системы государственного статистического учета путем включения в фиксируемые данные информацию об объеме, структуре и динамике: численности и отраслевой принадлежности работодателей; заключенных ими в разной форме договоров найма; выплаченных ими сумм по этим договорам; численности фрилансеров; объемах заключаемых ими договоров найма; зарегистрированных в налоговых органах числе и формах договоров найма; сумм уплачиваемого НДФЛ в разрезе самостоятельной его уплаты и уплаты его через налогового агента; сумм страховых взносов, уплачиваемых работодателями во внебюджетные фонды. В настоящее время некоторые из предложенных показателей учитываются разрозненно разными государственными органами, комплексное их сопоставление зачастую невозможно.

В дальнейшем необходимо формировать в России импутационную (интеграционную) систему семейного налогообложения доходов россиян как систему семейного налогообложения, учитывающую, что членами одной семьи как укрупненной группы налогоплательщиков могут быть помимо просто физических лиц еще и физические лица – индивидуальные предприниматели и/или лица, занимающиеся частной практикой (детективы, нотариусы, адвокаты, писатели, артисты и пр.). Такое предложение опирается на мировой опыт полного или частичного интегрирования налогообложения граждан и юридических лиц, применяемое в мировой практике в противовес «отживающей» (в терминах Е.С. Вылковой и А.Л. Тарасевич [1]) модели полностью раздельного обложения доходов граждан и юридических лиц. Предлагаемая модель предусматривает полное или частичное интегрирование налогообложения граждан и юридических лиц в рамках одной семьи в единую систему взаимосвязанных налоговых режимов и процедур, при которой обеспечивается унифицированное распределение налогового бремени среди граждан как конечных получателей дохода. Отметим, что налогообложение фермерских хозяйств на сегодняшний день уже являет собой симбиоз семейного налогообложения и налогообложения предпринимательской деятельности.

Осуществление предлагаемых нами мероприятий позволит, на наш взгляд, сделать налогообложение труда в современной России эффективным инструментом развития налогового потенциала населения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области (проект «Потенциал финансов населения региона как инновационный фактор сбалансированного регионального развития (на примере Волгоградской области)» № 14-12-34026 а/В).

Рецензенты:

Перекрестова Л.В., д.э.н., профессор кафедры теории финансов, кредита и налогообложения ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград;

Попова Л.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Страхование и финансово-экономический анализ» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград.

Перед официальным открытием любого бизнеса будущему предпринимателю необходимо продумать, какие сотрудники ему потребуются и во сколько обойдется их содержание. В данной ситуации лучше воспользоваться калькулятором и просчитать все предстоящие расходы.

Любые организации или предприниматели, которые производят выплату заработной платы и иные вознаграждения физическим лицам, являются налоговыми агентами.

При выплате сотрудникам зарплаты налоговый агент обязан рассчитать сумму налога, удержать его и перечислить в бюджет. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налог на доходы, то есть НДФЛ, удерживается из доходов работников при их фактической выплате. А вот в момент выплаты аванса этот налог не уплачивается.

Доходы физического лица для расчета налога на доходы могут выражаться в любом виде: в денежном, материальном и нематериальном.

Что нужно знать об НДФЛ

C 2021 года произошли некоторые изменения в уплате НДФЛ. И они коснутся тех компаний, в которых работают сотрудники с высокими зарплатами.

Ранее НДФЛ рассчитывался от фактических доходов сотрудников за месяц, «работала» единая ставка в размере 13 % для резидентов РФ. С 1 января 2021 года введена ставка НФДЛ стала прогрессивной. Это значит, что удерживаемая сумма будет зависеть от размера доходов (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Если размер годовой зарплаты превышает 5 млн руб., то на нее распространяется НДФЛ 15 %. При этом повышенная ставка применяется не на весь доход, а только на часть, которая выходит за рамки 5 млн руб.

Для нерезидентов РФ продолжает действовать НДФЛ в размере 30 %.

Уменьшение налога

Для уменьшения налога в Налоговом кодексе предусмотрены специальные вычеты:

  • стандартный (применяется при наличии детей определенного возраста);
  • социальный (применяется в случае предоставления документов на лечение или образование);
  • имущественный (применяется при приобретении жилья).

Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.

В налоговую работодатель сдает отчеты 2-НФДЛ (ежегодно) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Несмотря на то, что с 2021 года 2-НФДЛ отменяется, за 2020 год его придется сдать — до 1 марта. Правила заполнения формы описаны в Приказе ФНС РФ от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.

О порядке заполнения формы 6-НДФЛ читайте в Приказе ФНС РФ от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.

Взносы в фонды

Страховые агенты ежемесячно начисляют на ФОТ своих сотрудников взносы во внебюджетные фонды. Это обеспечивает застрахованным лицам права на получение пенсий, медобслуживания, пособия по временной нетрудоспособности, декретные.

Компании и предприниматели уплачивают взносы из собственных средств, не за счет средств работников.

Налоги с ФОТ сотрудников в 2021 году

НДФЛ по ставке 13 % уплачивают налогоплательщики-резиденты, у которых зарплата не превышает 5 млн руб. в год. НДФЛ по ставке 15 % рассчитывается с зарплат свыше 5 млн руб. Работники-нерезиденты уплачивают 30 % НДФЛ.

Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и перечисляются по следующим тарифам, тарифы закреплены ст. 425 НК РФ:

  • в Пенсионный фонд России (ПФР) — 22 %
  • в Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9 %
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1 %
  • на страхование от несчастных случаев — от 0,2 до 8,5 % (ставка зависит от класса профессионального риска)

На работах с тяжелыми условиями труда, на подземных работах, в горячих цехах женщинам трактористкам-машинисткам, водителям локомотивных бригад (категории работников указаны в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов (ст. 428 НК РФ).

Калькулятор страховых взносов

Для самостоятельного расчета взносов, в том числе за неполный год, воспользуйтесь бесплатным калькулятором взносов.

Обратите внимание на КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ на 2021 год.

Что изменилось в связи с действием прямых выплат

С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.

Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда

Обязательные отчисления ИП в 2021 году

При любом режиме налогообложения ИП обязан производить систематические отчисления за самого себя. У ИП не бывает работодателя, ему не начисляется заработная плата, поэтому фиксированные платежи рассчитываются от доходов. Именно от величины полученного дохода зависит сумма взносов в фонды.

Еще в 2018 году страховую нагрузку ИП отвязали от величины МРОТ, после этого размер взносов стал фиксированным. В Федеральном законе от 15.10.2020 № 322-ФЗ указаны размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) вплоть до 2023 года.

По общему правилу ИП обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды:

  • на собственное пенсионное и медицинское страхование;
  • на социальное страхование работников, если они есть у предпринимателя.

Также ИП могут добровольно уплачивать страховые взносы на социальное страхование за себя, если хотят получать пособия из средств ФСС (например, пособие по беременности и родам, детские пособия, пособие по временной нетрудоспособности). Для этого нужно самостоятельно встать на учет в ФСС. О том, как это сделать, мы писали в статье «Больничный для ИП без работников».

Сумма страховых взносов, которую ИП нужно перечислить в ФСС, если он вступает с ним в добровольные правоотношения по социальному страхованию, в 2021 году составит 4 4516 руб.

Стоимость страхового года вычисляется по формуле: 12 792 (МРОТ) * 2,9 % (страховой тариф) * 12


Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.

В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на ОПС рассчитываются следующим образом:

  • если доход ИП укладывается в пределы 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб.;
  • если доход ИП превышает 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб. + 1 % от суммы дохода, превышающей лимит в 300 000 руб., но не более восьмикратного увеличения фиксированного платежа — 8 * 32 448 руб.

Предельный размер взносов на ОПС в 2021 году установлен на уровне 1 465 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935).

Страховые взносы на ОМС для ИП в 2021 году составляют 8 426 руб.

Сколько нужно платить за одного сотрудника в месяц?

Изучив все налоги, давайте подсчитаем, сколько необходимо платить за одного сотрудника в месяц.

Если зарплата по трудовому договору составляет 20 000 руб. в месяц (до вычета налогов), то за год составит 240 000 руб.

Рассчитаем НДФЛ: 20 000 х 13 % = 2 600 руб.

На руки сотрудник получает 17 400 руб. (20 000 — 2 600).

Каждый месяц при неизменных условиях нужно будет платить взносы:

  • на ОМС: 20 000 х 5,1 % = 1 020 руб.
  • на ОПС: 20 000 х 22 % = 4 400 руб.
  • на ОСС: 20 000 х 2,9 % = 580 руб.
  • «на травматизм»: 20 000 х 0,2 % = 40 руб.

В общей сумме получается 6 040 руб. в месяц и 72 480 руб. в год.

Итого: расходы на одного сотрудника составят 26 040 руб. в месяц или 312 480 руб. в год.

Помимо зарплаты нужно также учитывать затраты работодателя на оборудование рабочего места каждого сотрудника. До недавнего времени считалось, что значительно экономят те, кто переводит сотрудников на удаленку. Однако Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ внес изменения в Трудовой кодекс и стало понятно, что удаленная работа накладывает на работодателей отдельные обязательства.

В частности, работодатель за свой счет обязан обеспечить работника, выполняющего свои трудовые функции из дома, оборудованием, которое ему нужно для полноценной работы, программно-техническими средствами, средствами защиты информации. Возможны варианты, когда работник использует свою технику, оборудование и программы, но тогда работодатель должен ему компенсировать затраты.

Опасная экономия

Многие предприниматели ищут различные возможности минимизации расходов на сотрудников. И на смену зарплатам в конвертах приходят новые варианты сокращения величины выплат с ФОТ. Но каждый из них несет определенные риски.

Заключение договоров ГПХ

Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.

Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.

В п. 4 ст. 420 НК РФ указаны случаи, когда выплаты по договорам ГПХ не облагаются взносами. Речь идет о ситуациях, когда предмет договоров — переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Сюда же относятся договоры, связанные с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.

Суть риска состоит в том, что договоры ГПХ, фактически регулирующие трудовые отношения, могут быть переквалифицированы в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ). Существует ряд признаков, на которые обращают внимание суды, признавая отношения трудовыми.

Следствие переквалификации договора — это начисление недоимки, штрафы, пени, ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т.д.

Оформление сотрудников как ИП

Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.

С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.

«Перевод» сотрудников в самозанятые

Об этой схеме стало известно сразу же, как только начал действовать налог на профессиональный доход, который позволил людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально.

С 1 января 2021 года все без исключения регионы подключились к эксперименту с налогом на профессиональный доход. Те, кто зарегистрировался в качестве самозанятого, уплачивает налог в размере 4 % с дохода от сделок с физлицами и 6 % с дохода от сделок с ИП и юрлицами. Некоторые работодатели решили перевести часть сотрудников в плательщиков налога на профессиональный доход, то есть уволить их и переоформить с ними отношения, используя договоры ГПХ.

Работодатели поняли, что выгода от этого довольна большая: они перестают быть налоговыми агентами по НДФЛ в отношении работника, который стал самозанятым, и избавляются от обязанности уплачивать страховые взносы. Соответственно, никаких гарантий по Трудовому кодексу они тоже не обязаны соблюдать. Самозанятые сотрудники остаются без выходных пособий, оплачиваемого отпуска и пособий на случай временной нетрудоспособности.

Однако стоит учесть, что помимо явных признаков, которые могут свидетельствовать о реальном статусе «самозанятого» (например, ежедневное присутствие в офисе бывшего работника и использование им конкретного рабочего места), существуют еще положения самого закона о самозанятых. Они указывают на то, что работодатель может в рамках договора ГПХ сотрудничать с бывшим сотрудником, ставшим самозанятым, только при одном условии — если с момента увольнения этого сотрудника из компании прошло не менее двух лет.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Приказ Федеральной службы государственной статистики №839 от 18.12.2017

Обновлены с отчета за 2017 год форма статистической отчетности № 1 (рабочая сила) "Сведения о составе затрат организации на рабочую силу" и указания по ее заполнению. Прежняя форма, утвержденная приказом Росстата от 29.01.2014 № 55, не применяется.

Кто сдает форму № 1 (рабочая сила)

Отчитаться по форме № 1 (рабочая сила) за 2017 год должны не позднее 21.05.2018 юридические лица, отобранные Росстатом (независимо от формы собственности), в том числе филиалы, представительства и подразделения действующих в России иностранных организаций, основной вид экономической деятельности которых – это:

добыча полезных ископаемых (раздел B Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, далее – Классификатор ОК 029-2014);

обрабатывающие производства (раздел C Классификатора ОК 029-2014);

обеспечение электрической энергией газом и паром; кондиционирование воздуха (раздел D Классификатор ОК 029-2014);

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (раздел E Классификатора ОК 029-2014);

строительство (раздел F Классификатора ОК 029-2014);

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (раздел G Классификатора ОК 029-2014);

транспортировка и хранение (раздел H Классификатора ОК 029-2014);

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (раздел I Классификатора ОК 029-2014);

деятельность в области информации и связи (раздел J Классификатора ОК 029-2014);

деятельность финансовая и страховая (раздел K Классификатора ОК 029-2014);

деятельность по операциям с недвижимым имуществом (раздел L Классификатора ОК 029-2014);

деятельность профессиональная, научная и техническая (раздел M Классификатора ОК 029-2014);

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (раздел N Классификатора ОК 029-2014).

Что изменилось в форме и в ее заполнении

На титульном листе организация проставляет код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), а территориально обособленное подразделение организации - идентификационный номер на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://statreg.gks.ru. Раньше такое уведомление направляли (выдавали) территориальные отделения Росстата.

В разделе I «Численность работников, отработанное и оплаченное время» по строке 01 сведения о среднесписочной численности работников заполняются в соответствии с пунктами 74 - 91 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения №№ П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м), утвержденных приказом Росстата от 22.11.2017 № 772.

В разделе II «Затраты на рабочую силу» не нужно отражать информацию о налогах и сборах, связанных с использованием рабочей силы.

Если сведения заполняются по обособленным или несамостоятельным подразделениям, то по отдельным строкам раздела II рекомендовано привести расчетные суммы.

По строке 20 «Оплата питания и проживания, включаемая в заработную плату» раздела II отражать денежное возмещение (компенсацию) расходов работников на жилые помещения и коммунальные услуги следует:

или исходя из фиксированной величины, утвержденной нормативным документом субъекта РФ,

или расчетно - на основании документов, предоставленных работниками об оплате жилья и коммунальных услуг.

По строке 31 раздела II в составе расходов организации на социальную защиту работников следует отразить, в том числе:

денежную компенсацию при расторжении трудового договора по соглашению сторон;

выходное пособие в случае прекращения трудового договора, вследствие нарушения правил заключения трудового договора не по вине работника.

По строке 34 «Другие расходы» раздела II теперь не нужно указывать денежную компенсацию на санаторно-курортное лечение. Зато следует отразить компенсацию за счет работникам морального вреда средств организации, определяемую соглашением сторон трудового договора или судом.

По строке 35 «Расходы на профессиональное обучение» отражают связанные с производственной необходимостью расходы (включая стипендии) на подготовку и переподготовку работников, обучающихся в образовательных учреждениях на основе договоров между этими учреждениями и организацией. Теперь указать такие расходы нужно, только если образовательное учреждение получило государственную аккредитацию (имеет государственную лицензию).

По строке 42 раздела II в составе расходов, не отнесенных к ранее приведенным классификационным группам, теперь следует отражать:

оплату стоимости проезда работнику и членам его семьи в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – только к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора;

единовременное пособие, оплату стоимости проезда и отпуска для обустройства на новом месте – только лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

денежную компенсацию вместо выдачи форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании;

суммы налогов и сборов за привлечение в течение 2017 года рабочей силы, в том числе иностранной.

Как сдать форму № 1 (рабочая сила)

При отсутствии обособленных подразделений организации сдают форму № 1 (рабочая сила) в территориальное отделение Росстата по месту своего нахождения. При наличии у организации обособленных подразделений* сдавать указанную форму в территориальное отделение Росстата следует по месту нахождения организации (без данных по подразделениям) и по месту нахождения подразделения (с данными по подразделению).

* Для целей статистического учета при заполнении форм федерального статистического наблюдения под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места - независимо от того, отражено ли создание подразделения в учредительных или иных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Если организация или ее подразделение не ведет деятельность по месту своего нахождения, сдавать форму № 1 (рабочая сила) нужно по месту фактического осуществления деятельности.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

от 28 ноября 2005 года N 88

Об утверждении Методологических положений по проведению выборочного обследования организаций о составе затрат на рабочую силу

Федеральная служба государственной статистики

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Федеральной службы
государственной статистики
от 28 ноября 2005 года N 88

Методологические положения
по проведению выборочного обследования организаций
о составе затрат организаций на рабочую силу

I. Общие положения

Цель обследования

Целью проведения выборочного статистического наблюдения за составом затрат организаций на рабочую силу является получение информации об уровне, структуре и динамике затрат, произведенных организациями в пользу работников, по субъектам Российской Федерации, по видам экономической деятельности, формам собственности, размерам организаций.

Методология проведения статистического наблюдения разработана в соответствии с Резолюцией, принятой 11-й Международной конференцией статистиков труда (октябрь 1966 года) и Международной стандартной классификацией расходов на рабочую силу.

В Международной стандартной классификации расходов на рабочую силу указывается, что статистическое понимание издержек на рабочую силу включает вознаграждение за выполненную работу, платежи за время оплачиваемое, но не отработанное, премии и денежные подарки, расходы на питание и тому подобные выплаты, расходы предпринимателя на обеспечение работников жильем, на социальное страхование, профессиональную подготовку, культурно-бытовое обслуживание и иные цели - такие как транспорт для рабочих, рабочая одежда и наем новых работников, а также налоги, рассматриваемые в качестве издержек на рабочую силу.

Обследование проводится во всех субъектах Российской Федерации по данным за 1995, 1996, 1998, 2000 и 2002 годы. Начиная с 2005 года обследование проводится с периодичностью два раза в пять лет.

Сбор сведений от организаций осуществляется на выборочной основе с последующим распространением данных по всем показателям на генеральную совокупность в целом по территории, по наблюдаемым видам деятельности и формам собственности.

Выборка обеспечивает получение репрезентативных данных обследования на федеральном и региональном уровнях.

Статистическое изучение затрат работодателей, связанных с использованием труда наемных работников, позволяет выявить особенности социальной политики организаций в зависимости от вида экономической деятельности, размера организации, территории, формы собственности.

Единицы наблюдения

Объектами наблюдения являются юридические лица, их обособленные подразделения, относящиеся к крупным, средним и малым организациям и удовлетворяющие следующим критериям:

- основной вид деятельности организаций должен относиться к деятельности по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, строительству, торговле, деятельности гостиниц и ресторанов, транспорту и связи, финансовой деятельности, операциям с недвижимым имуществом, удалению сточных вод;

- среднесписочная численность работников за год должна превышать 10 человек;

- среднемесячная заработная плата за год должна быть выше минимальной заработной платы.

Состав показателей в форме

Обследование организаций проводится по форме федерального государственного статистического наблюдения N 1 (рабочая сила) "Сведения о составе затрат организации на рабочую силу".

Бланк обследования состоит из двух основных и справочного разделов, содержащих показатели, данные по которым заполняются по итогам деятельности организации за год.

В первый раздел включены показатели, характеризующие среднесписочную численность работников, количество отработанных и оплаченных человеко-часов.

Второй раздел содержит показатели, характеризующие затраты организаций на рабочую силу, сгруппированные по направлениям затрат в 10 групп, соответствующих Международной классификации расходов, рекомендованной Международной организацией труда (МОТ):

оплата за отработанное время;

оплата за неотработанное время;

единовременные поощрительные выплаты;

оплата, питания и проживания, включаемая в заработную плату;

расходы организации по обеспечению работников жильем;

расходы организации на социальную защиту работников;

расходы на профессиональное обучение;

расходы на культурно-бытовое обслуживание;

налоги и сборы, связанные с использованием рабочей силы;

расходы, не отнесенные к ранее приведенным классификационным группам.

В составе этих групп выделены показатели, характеризующие структуру заработной платы, неденежную оплату труда, структуру расходов на социальную защиту работников и в том числе отдельно страховые взносы уплачиваемые по договорам добровольного пенсионного и медицинского страхования.

Справочный раздел содержит отдельные финансовые показатели деятельности организаций.

II. Состав затрат организаций на рабочую силу

Затраты организации на рабочую силу - это сумма вознаграждений работников в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, расходы организации, связанные, в частности, с обеспечением работников жильем, профессиональным обучением, культурно-бытовым обслуживанием, социальной защитой; включая расходы на пенсионное, медицинское и другие виды страхования, командировочные расходы, а также налоги и сборы, связанные с использованием наемной рабочей силы.

Выплаты в неденежной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются по стоимости этих товаров (работ, услуг), исходя из их рыночных цен (тарифов) на дату начисления, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

В случае если товары, продукты, питание, услуги предоставлялись по ценам (тарифам) ниже рыночных, то в фонде заработной платы или выплатах социального характера учитывается дополнительная материальная выгода, полученная работниками в виде разницы между рыночной стоимостью товаров, продуктов, питания, услуг и суммой, фактически уплаченной работниками.

В сумму затрат на рабочую силу включаются данные только по работникам, учитываемым в среднесписочной численности.

В среднесписочную численность работников включаются работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную, сезонную работу (как фактически работавшие, так и отсутствовавшие на работе по каким-либо причинам), а также выполнявшие работу на дому и работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Работник, получивший в одной организации две или полторы ставки, учитывается как один человек.

Работники, принятые на работу на неполное рабочее время учитываются пропорционально отработанному времени.

Лица, принятые на работу по совместительству из других организаций, и лица, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера, не включаются в среднесписочную численность работников.

Затраты на рабочую силу состоят из следующих 10 групп, при этом группы с 1 по 4 составляют заработную плату.

1. Оплата за отработанное время

1.1. заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

1.2. заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), в долях от прибыли;

1.3. комиссионное вознаграждение;

1.4. заработная плата, выданная в неденежной форме;

1.5. гонорар работников, состоящих в списочном составе работников редакций средств массовой информации и организаций искусства;

1.6. разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);

1.7. разница в окладах при временном заместительстве;

1.8. доплаты и надбавки к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, специальное звание, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, многосменный режим работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

1.9. повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

1.10. выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных, к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока;

1.11. премии и вознаграждения (включая премии в неденежной форме), имеющие систематический характер, независимо от источников их выплаты;

1.12. оплата женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, дополнительных перерывов в работе для кормления ребенка (детей), а также других специальных перерывов в работе в соответствии с законодательством Российской Федерации;

1.13. оплата труда рабочих, руководителей, специалистов организаций, привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

1.14. доплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах, в шахтах (рудниках) от ствола к месту работы и обратно;

1.15. надбавки за вахтовый метод работы за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренные графиком работы;

1.16. надбавки к заработной плате, начисленные работникам в связи с подвижным (разъездным) характером работы;

1.17. надбавки работникам, направленным для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, выплаченные за каждый календарный день пребывания на месте производства работ;

1.18. оплата работникам дней отдыха (отгулов), предоставленных в связи с работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ, и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

1.19. суммы, начисленные в размере дневной тарифной ставки (оклада) при выполнении работ вахтовым методом, за дни нахождения в пути от места расположения организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям или вине транспортных организаций;

1.20. суммы индексации (компенсации) заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;

1.21. денежная компенсация за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы.

2. Оплата за неотработанное время

2.1. оплата ежегодных основных и дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством Российской. Федерации (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск, указанной в пункте 3.4);

2.2. оплата дополнительных отпусков, предоставленных работникам в соответствии с коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами;

2.3. оплата труда при сокращенной продолжительности работы работников в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I и II групп, женщин, работающих в сельской местности, женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2.4. оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях;

2.5. оплата (кроме стипендии) на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям с отрывом от работы;

2.6. оплата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на уборку сельскохозяйственных культур и заготовку кормов;

2.7. оплата работникам за время медицинского обследования, дней сдачи крови и предоставленных в связи с этим дней отдыха;

2.8. оплата времени простоя по вине работодателя, оплата времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

Читайте также: