С 17 февраля налоговая

Опубликовано: 14.05.2024

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Принят Государственной Думой 27 января 2021 года

Одобрен Советом Федерации 10 февраля 2021 года

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3033; 2003, № 21, ст. 1958; 2004, № 27, ст. 2715; № 34, ст. 3518; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 30, 38; № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104; 2006, № 31, ст. 3436, 3452; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 20; № 13, ст. 1465; № 21, ст. 2462; № 31, ст. 4013; № 45, ст. 5416; № 49, ст. 6045; № 50, ст. 6237; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3614; № 49, ст. 5723; 2009, № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772; № 29, ст. 3598, 3639; № 30, ст. 3739; № 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5726, 5731; № 52, ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1737; № 31, ст. 4176, 4198; № 32, ст. 4298; 2011, № 1, ст. 7; № 26, ст. 3652; № 30, ст. 4583; № 48, ст. 6729, 6731; № 49, ст. 7014, 7016, 7037; 2012, № 10, ст. 1164; № 19, ст. 2281; № 26, ст. 3447; № 41, ст. 5526; № 49, ст. 6750; № 53, ст. 7604; 2013, № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3444; № 30, ст. 4081; № 44, ст. 5645; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6985; 2014, № 26, ст. 3373; № 40, ст. 5316; № 48, ст. 6647, 6657, 6663; 2015, № 1, ст. 15, 18; № 24, ст. 3373, 3377; № 27, ст. 3968; № 41, ст. 5632; № 48, ст. 6686, 6688, 6692; 2016, № 1, ст. 16; № 7, ст. 920; № 27, ст. 4175, 4180, 4184; № 49, ст. 6841, 6843, 6844, 6849; 2017, № 15, ст. 2133; № 40, ст. 5753; № 45, ст. 6578; № 49, ст. 7307, 7314, 7318, 7324, 7326; 2018, № 1, ст. 20; № 9, ст. 1289, 1291; № 18, ст. 2558, 2568, 2583; № 28, ст. 4143; № 30, ст. 4535; № 32, ст. 5087, 5090; № 45, ст. 6836, 6844; № 49, ст. 7496, 7497; № 53, ст. 8416, 8419; 2019, № 18, ст. 2225; № 22, ст. 2664, 2667; № 25, ст. 3167; № 27, ст. 3523; № 30, ст. 4112; № 39, ст. 5371, 5373, 5375, 5377; № 52, ст. 7777; 2020, № 13, ст. 1857; № 14, ст. 2032; № 17, ст. 2699; № 24, ст. 3746; № 46, ст. 7212; № 48, ст. 7625, 7627) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 23 статьи 210 признать утратившим силу;

а) пункт 1 после слова "дивидендов," дополнить словами "в части, уплачиваемой налогоплательщиком или удерживаемой налоговым агентом,";

б) в абзаце первом пункта 2 слова "налогоплательщиком самостоятельно" исключить, дополнить предложением следующего содержания: "При этом в расчет совокупности налоговых баз налогоплательщиком для целей применения ставки, указанной в пункте 1 статьи 224 настоящего Кодекса, не включаются налоговые базы, указанные в подпунктах 2 - 9 пункта 21 статьи 210 настоящего Кодекса.";

после слов "участия в" дополнить словом "российской", дополнить словами ", с учетом положений пункта 31 настоящей статьи";

дополнить абзацем следующего содержания:

"При определении суммы налога налоговым агентом в соответствии с настоящим пунктом в расчет совокупности налоговых баз для целей применения ставки, указанной в пункте 1 статьи 224 настоящего Кодекса, не включаются налоговые базы, указанные в подпунктах 2 - 9 пункта 21 статьи 210 настоящего Кодекса.";

г) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

"31. Налог на прибыль организаций, исчисленный и удержанный в отношении дивидендов, полученных российской организацией, подлежит зачету при определении суммы налога, подлежащей уплате в отношении доходов налогоплательщика, признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, от долевого участия в этой российской организации, пропорционально доле такого участия. При этом сумма налога на прибыль организаций, подлежащая зачету, определяется по следующей формуле:

ЗНП = БЗ х 0,13,

где ЗНП - сумма налога на прибыль организаций, подлежащая зачету;

БЗ - база для определения суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачету. При этом показатель БЗ принимается равным наименьшему значению из следующих величин:

сумма доходов от долевого участия, в отношении которых исчислена сумма налога;

произведение показателей К и Д2,

где К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению российской организацией в пользу всех получателей;

Д2 - общая сумма дивидендов, полученных российской организацией, определяемая в порядке, установленном пунктом 5 статьи 275 настоящего Кодекса.

Порядок зачета налога на прибыль организаций, установленный настоящим пунктом, не применяется в отношении сумм налога, исчисленных в отношении доходов в виде дивидендов, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 208 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта применяются также в случае, если получателями дохода в виде дивидендов, выплачиваемых российской организацией иностранной организации, действующей в интересах третьих лиц, являются физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.";

3) в пункте 9 статьи 217:

а) в абзаце первом слова "16 лет детей" заменить словами "18 лет детей, а также детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях";

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

"за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), за исключением случаев такой компенсации (оплаты) стоимости путевок, приобретаемых в одном налоговом периоде повторно (многократно);";

а) в подпункте 2 пункта 1:

слово "Кодекса." заменить словом "Кодекса;";

дополнить абзацем следующего содержания:

"При исчислении суммы налога налогоплательщиком, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, или налоговым агентом в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, положения настоящего пункта применяются с учетом особенностей, установленных пунктами 2 и 3 статьи 214 настоящего Кодекса.";

б) пункт 2 дополнить словами "и пунктами 2 - 31 статьи 214 настоящего Кодекса";

5) пункт 242 части второй статьи 255 изложить в следующей редакции:

"242) расходы на оплату услуг:

по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях;

по санаторно-курортному лечению на территории Российской Федерации. К указанным расходам относятся расходы на оплату работодателем услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории Российской Федерации, оказываемых лицам, перечисленным в абзаце втором настоящего пункта, а также расходы в виде сумм полной или частичной компенсации указанным лицам произведенных ими затрат на оплату услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории Российской Федерации.

В целях настоящего пункта услугами по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации признаются следующие услуги, оказанные по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:

услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;

услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;

Указанные в настоящем пункте расходы учитываются в размере фактически произведенных расходов, но не более 50 000 рублей в совокупности за налоговый период на каждого из лиц, перечисленных в абзаце втором настоящего пункта, и при условии выполнения требования, установленного абзацем девятым пункта 16 настоящей части;";

в абзаце пятом слова "или пунктом 1 статьи 224" исключить;

в абзаце седьмом:

слова "а также дивидендов, указанных в подпункте 501 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса" заменить словами "дивидендов, указанных в подпункте 501 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса, а также дивидендов, к которым в соответствии с международным договором Российской Федерации, регулирующим вопросы налогообложения, применена налоговая ставка в меньшем размере, чем налоговая ставка, установленная подпунктом 2 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса";

дополнить словами ", и (или) при расчете величины зачета налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 31 статьи 214 настоящего Кодекса";

в абзаце первом слова "и (или) физическому лицу, не являющемуся налоговым резидентом Российской Федерации" исключить, слова "применяются налоговые ставки, установленные подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 или пунктом 3 статьи 224" заменить словами "применяется налоговая ставка, установленная подпунктом 3 пункта 3 статьи 284";

в абзаце втором слова "физические лица и (или)" исключить.

1. Установить, что в случае, если организаторами азартных игр, проводимых в казино и залах игровых автоматов, в 2020 году не были представлены в налоговый орган данные в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 2147 Налогового кодекса Российской Федерации, определение налоговой базы и исчисление суммы налога на доходы физических лиц с доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, в 2020 году, производятся налоговым органом на основании сведений, представляемых организаторами азартных игр в налоговые органы в электронной форме в виде реестра сведений в срок не позднее 1 мая 2021 года.

2. Состав сведений, включаемых в указанный в части 1 настоящей статьи реестр сведений, формат и порядок представления реестра сведений в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Установить, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и отвечающие требованиям, установленным главой 262 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе не позднее 31 марта 2021 года уведомить налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2021 года. При этом организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев 2020 года ее доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение которых осуществлялось в соответствии с общим режимом налогообложения, не превысили 112,5 миллиона рублей.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункты 3 и 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

3. Абзац четвертый подпункта "а" пункта 6 статьи 1 вступает в силу с 1 января 2022 года.

4. Положения пункта 1, абзаца первого пункта 2, пунктов 3 и 31 статьи 214, пунктов 1 и 2 статьи 225, абзацев пятого и седьмого пункта 5 и пункта 6 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на день официального опубликования настоящего Федерального закона) применяются к доходам, полученным налогоплательщиком в налоговых периодах начиная с 2021 года.

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Кстати, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский предложил навсегда отменить налог на транспорт для многодетных семей. Пока что этот закон не принят, но в региональный закон о соцподдержке уже вносили поправки, которые предусматривают ежемесячную компенсацию проезда и питания для таких семей, где дети еще и обучатся дома.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

В СМИ началась очередная истерика насчет доступа налоговиков к сведениям, которые составляют банковскую тайну:

Вроде бы теперь банки обязаны передавать ФНС что-то суперсекретное, это усилит контроль над доходами и расходами всех клиентов. А банковская тайна как будто и вовсе теперь не тайна — и это чуть ли не ущемление прав и свобод.

Налоговый кодекс и правда меняется с 17 марта. Теперь банки обязаны передавать больше сведений, но на обычных людей это не повлияет. А вот тем, кто занимается обналом и работает с подставными лицами, будет чуть сложнее бесконтрольно выводить деньги.

Вот что на самом деле изменилось в законе о банковской тайне и чем это грозит.

О каких изменениях речь

17 марта 2021 года вступают в силу поправки, внесенные в первую часть налогового кодекса. В статье 86 появится пункт 2.1 с новыми обязанностями банков. Там и идет речь о передаче некоторых сведений и документов по запросу налоговой.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Как было раньше

На самом деле вся статья 86 НК РФ посвящена обязанностям банков в связи с налоговым контролем. Например, банки обязаны сообщать об открытии счетов и вкладов, изменении реквизитов, остатках денег и операциях. Когда вы открыли счет как физлицо или ИП, налоговая автоматически узнает об этом из единой системы. А если она решит проверить декларацию, то узнает и обо всех зачислениях на счет.

Налоговая знает, какая у вас квартира, у кого вы ее купили, сколько зарабатываете, кто ваш супруг и как зовут детей, на какой машине вы ездите и какая у нее мощность двигателя. У налоговой есть данные о ваших родственниках — потому что она ведет реестр ЗАГС. Она знает, есть ли у вас фирмы или статус ИП, какими видами деятельности вы занимаетесь, где работали пять лет назад и кого нанимали, используете ли электронные кошельки и имеете ли счета за границей.

Росреестр передает налоговой сведения о сделках с недвижимостью, ГИБДД — о регистрации транспорта, нотариусы — о наследстве, а МВД — о смене паспортных данных и адресе. И банки тоже передают информацию налоговой — автоматически или по запросу, в рамках действующего закона. Доступ к банковским данным имеют суды, Росфинмониторинг, приставы, следственные органы, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ, финансовые управляющие.

Нет такого, что все сведения о вас налоговая получит, только истоптав три пары железных башмаков. Закон позволяет государству знать о вас очень многое. А часть данных вообще находится в открытом доступе — особенно если вы занимаетесь бизнесом.

Что меняется с 17 марта

Вот что еще теперь обязаны передавать банки по запросу налоговой:

  1. Копии паспортов лиц, которые имеют доступ к деньгам на счете.
  2. Доверенности на получение денег со счета.
  3. Договор на открытие счета и использование интернет-банка.
  4. Карточки с образцами подписей и оттиска печати.
  5. Информацию о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.
  6. Сведения о представителях клиента.

Срок — в течение 3 дней со дня мотивированного запроса.

Мотивированным будет считаться запрос в конкретных случаях.

У организации или ИП. Если проводится налоговая проверка или истребованы документы. Или есть решение о взыскании налога, приостановлении операций по счету или об отмене приостановления.

У физлица без статуса ИП. При согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя. А также если в отношении человека проводится налоговая проверка или у него истребованы документы.

У всех. По запросу другого государства в рамках международного сотрудничества.

В статье 26 федерального закона о банках, посвященной банковской тайне, и в статье 857 ГК РФ изменений нет: там и так написано, что тайну надо сохранять, но есть обязанность предоставлять сведения по запросу и в рамках закона. Банк не вправе отказать, если запрос правильно оформлен и мотивирован.

А вот партнерам, конкурентам, сотрудникам и просто любопытным людям сообщать сведения о счетах и операциях банк не будет.

Кого коснутся эти изменения

Изменения коснутся тех, кто выдавал или получал доверенности на распоряжение деньгами. А также тех, кто открывал счета на подставных лиц и работает через представителей.

Например, есть фирма, которая обналичивает деньги. Обычно такие компании оформляются на людей, которые не имеют отношения к бизнесу и деньгам, а только дают свои паспорта и ставят подписи там, где нужно. А распоряжаются счетом другие люди. Чтобы они имели доступ к интернет-банку, могли снимать деньги и подписывать документы, номинальный директор оформляет доверенность и указывает нужных людей в карточке с подписью и печатью. Больше этот директор о счете и фирме ничего не знает — зато к деньгам имеют доступ те, кому это нужно.

Теперь налоговая сможет узнать, кто именно снимает деньги и распоряжается счетом. Но для этого ей нужно как минимум что-то заподозрить. Хотя и с этим проблем давно нет: все махинации с налогами и обналичиванием видны в автоматизированных системах контроля, где подсвечиваются подозрительные данные в декларациях и странные сделки между конкретными контрагентами.

Или бывает, что фирма проводит операции не в своих интересах, а платит за кого-то или получает деньги как комиссионер или агент. А на самом деле бенефициар сделки — другая компания или человек. Обычно банк запрашивает такие сведения для себя и Росфинмониторинга, но теперь доступ к ним сможет получить и налоговая.

Этого не произойдет автоматически, но при налоговой проверке или взыскании налога — вполне возможно.

Что изменится для обычных людей

Если у вас есть счета в банках и вы сами распоряжаетесь этими деньгами, не занимаетесь обналом в чьих-то интересах и не отмываете преступные деньги в больших объемах — вас эти изменения не коснутся.

Фактически для людей без статуса ИП ничего не меняется: о контроле за операциями речи в поправках не идет, а для запроса информации, как и раньше, нужно решение руководства или проведение проверки. При этом для проверки тоже нужны основания.

Банк сообщает о том, что у вас есть счет, но он не передает информацию о зачислениях и переводах. Пока что в России все еще нет официального контроля над расходами. Если вы купили машину, не имея официального дохода, — это не повод вас штрафовать. Деньги могла подарить бабушка, или вам вернули долг — а с денежных подарков и займов налога нет.

Если у вас есть статус ИП или даже фирма и доверенность на главбуха для распоряжения счетом, беспокоиться тоже не о чем. Даже если представить, что налоговая получит эту информацию, — ну и пусть знает, что условная Марьиванна работает у вас в бухгалтерии и может снимать деньги. У налоговой нет ни желания, ни ресурсов, чтобы запрашивать и обрабатывать данные обо всех доверенных лицах любого бизнеса. Обнальщикам может быть неспокойно, остальных поправки не касаются.

Налоговая мечтает получить доступ к данным о счетах вне налоговых проверок. Но пока таких полномочий у нее все еще нет. И ничего нового, что помогло бы доначислить вам налоги, в законах 17 марта не появится.

Сложности с подозрительными деньгами на счете могут возникнуть и без участия налоговой — примеров достаточно. А за вашими сделками следят и те, от кого вы этого совсем не ожидаете, и те, кто помогает вам с деньгами и документами.

Если волнуетесь за деньги на счете, почитайте:


Обнал был бы злом, с которым нужно бороться, если бы не одно но.
Надо понимать, что деньги, ушедшие в бюджет, проваливаются туда как в черную дыру. На меньшую часть из них будет сделано действительно что-то полезное, а на большую будут совершенно официально переложены в десятый раз московские бордюры или назначена миллионная премия себе-любимому, а неофициально, после некоторых махинаций, куплены атрибуты красивой жизни и остаток выведен из страны в оффшоры.
В данных условиях считаю и обнал, и уклонение от налогов, благом, а обнальщиков - этакими робингудами. Изменю свое мнение, когда у нас будет государство для людей.

Государство как раз и состоит из таких людей. Ворюг. Все воруют. Кто-то из бюджета, кто-то не платит налоги, но пользуется какими-никакми благами этого самого государства. Но каждый считает, что Дартаньян - именно он.


Nadezhda, есть проблема в том, что обнал образует собой грязные деньги, которые используются для дачи взяток, в том числе - откатов. Поэтому обнал способствует коррупции

Nadezhda, а как вы думаете воруют деньги из бюджета? Вот как раз через обнальщиков!


Eugene, В год выводится из страны порядка $100-150 млрд, такого количество нала не существует. Давайте немного все же использовать мозг и калькулятор.

Налоговая служба получила расширенный доступ к банковской тайне. Что это значит и какими будут последствия?

Всё тайное становится явным. Во всяком случае, для налоговых органов банковских секретов почти не осталось. 17 марта 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 17 февраля 2021 года № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Этот закон дополнил пункт 2.1 в статью 86 НК РФ, которая обязывает банки раскрывать налоговикам конфиденциальную информацию о своих клиентах.

Какие документы налоговики теперь вправе запрашивать у банков

Благодаря поправкам налоговые органы пополнили арсенал средств для выявления схем незаконной налоговой оптимизации. Отныне банки обязаны выдавать налоговым органам сведения и копии следующих документов:

  1. паспорта лиц, имеющих право на получение денежных средств, находящихся на счете клиента;
  2. доверенности на получение денежных средств, находящихся на счете клиента;
  3. документы, определяющие отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента, включая:
    • договор на открытие счета;
    • заявление на открытие (закрытие) счета;
    • договор на обслуживание с использованием системы «клиент – банк»;
    • документы и информацию , предоставляемые клиентом при открытии счета;
  4. карточки с образцами подписей и оттиска печати;
  5. информация о бенефициарных владельцах;
  6. информация о выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период);
  7. информация о представителях клиента.

Как видно, новый закон существенно расширил доступ налоговых органов к сведениям, составляющим банковскую тайну.

В каких случаях налоговые органы вправе запрашивать документы у банков

Вместе с тем нововведения ограничили полномочия контролеров по истребованию у банков документов прямо установленными законом случаями. Рассмотрим ситуации, при которых чиновники вправе запросить сведения у кредитных организаций.

Мероприятия налогового контроля в отношении бизнеса

Традиционно налоговики основное внимание уделяют участникам делового оборота: организациям и предпринимателям.

Благодаря новеллам законодательства, контролеры теперь вправе истребовать у банков сведения в следующих случаях:

  1. проведения налоговой проверки;
  2. истребования документов (информации) при встречной проверке;
  3. вынесения решения о взыскании налога;
  4. принятия решения о приостановлении операций по счетам;
  5. вынесения решения о приостановлении переводов электронных денежных средств клиента;
  6. принятия решения об отмене приостановления операций по счетам клиента;
  7. принятия решения об отмене приостановления переводов электронных денежных средств клиента.

Столь широкий перечень позволяет чиновникам получать у банков информацию об их клиентах при проведения практически любого мероприятия налогового контроля.

Проверка физических лиц

Ранее фискальные органы в основном интересовались банковскими операциями участников делового оборота: компаний и предпринимателей. Сейчас чиновники решили вплотную заняться изучением банковских документов физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Налоговые органы могут запросить у банка сведения о физическом лице в следующих случаях:

  • проведения налоговой проверки в отношении этого лица;
  • истребования документов (информации) в рамках встречной проверки.

Для проведения этой процедуры инспекторы должны получить согласие руководителя вышестоящего управления или ФНС России.

Данная тенденция отражает сложивший на Западе подход, согласно которому конечным бенефициаром дохода, как правило, является физическое лицо, и именно оно должно нести основное налоговое бремя.

В российской действительности широко укоренилась практика сокрытия гражданами своих доходов от налогообложения. Введение налога на профессиональный доход с минимальными ставками от 4% до 6% было направлено на мотивацию людей для выхода из тени.

Новый закон сделал более прозрачными для налоговиков банковские сведения физических лиц, что, по идее, должно выступить в качестве нового стимула для декларирования ими своих доходов.

В российскую инспекцию поступил запрос от зарубежных коллег

В случаях, предусмотренных международными договорами России, уполномоченные органы иностранного государства вправе запрашивать интересующие их сведения у российских налоговых органов.

Подобные положения содержатся, в частности, в соглашениях России об избежании двойного налогообложения с Кипром, Нидерландами, Швейцарией и Люксембургом.

Получив запрос от зарубежных коллег, отечественные налоговики вправе запросить документы у банка в отношении следующих категорий клиентов:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.

Принятые поправки обусловлены требованиями международных стандартов прозрачности и обмена информацией.

В какой срок банк обязан предоставить документы

Банк обязан предоставить контролерам документы в течение 3 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса инспекции.

Рассмотренные нововведения стали очередным шагом в направлении повышения прозрачности банковских операций для целей налогового контроля. Налоговые органы получили дополнительный источник информации о бизнесе и гражданах, не вовлеченных в деловую активность.

Читайте также: