Льготы по налогу на имущество сельхозпроизводителей

Опубликовано: 22.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ООО на ЕСХН имеет имущество, которое использует в сельскохозяйственной производственной деятельности. Плательщики ЕСХН освобождены от налога на имущество.
Необходимо ли сдавать декларацию по налогу на имущество, если все имущество используется в производственной деятельности? Если необходимо, то какой код льготы необходимо указать (в существующем перечне кодов нет ни одного, подходящего по смысловой нагрузке)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае организация, применяющая ЕСХН, имеет только объекты недвижимости, используемые в сельхозпроизводстве. Соответственно, обязанность по представлению декларации по налогу на имущество организаций у нее возникает.

Обоснование вывода:
В настоящее время форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (далее также - Декларация), порядок ее заполнения (далее - Порядок заполнения декларации) и формат представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@.
Обязанность по представлению в налоговые органы декларации по налогу на имущество организаций по истечении каждого налогового периода установлена п. 1 ст. 386 НК РФ. В соответствии с данной статьей эта обязанность возложена исключительно на налогоплательщиков.
Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
При этом в силу п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признается:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
На основании п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
Между тем в отношении имущества, не используемого непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации этой продукции, а также при оказании услуг, налоговая льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная п. 3 ст. 346.1 НК РФ, не применяется (письма ФНС России от 1 апреля 2020 г. N БС-4-21/5557@, Минфина России от 09.07.2018 N 03-05-04-01/47487).
Таким образом, организации, применяющие ЕСХН, обязаны представлять декларацию по налогу на имущество только в том случае, если они являются собственниками объектов недвижимого имущества, которые не используются в сельхозпроизводстве. Если такие объекты отсутствуют, обязанности по представлению декларации, соответственно, не возникает. Косвенным подтверждением нашего вывода могут служить письма Минфина России от 28.02.2013 N 03-02-08/5904, от 17.04.2012 N 03-02-08/41).
Кроме того, согласно п. 2 ст. 80 НК РФ не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
В рассматриваемом случае организация на ЕСХН имеет на учете только объекты ОС, используемые в сельхозпроизводстве, освобождаемые от налогообложения. Соответственно, обязанность по представлению декларации по налогу на имущество организаций не возникает.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Декларация по налогу на имущество организаций;
- Вопрос: Организация находится на ЕСХН. Необходимо ли подавать заявления по льготам на транспортный налог и налог на имущество? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

19 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на нулевую ставку по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса или на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в соответствии с главой 26.1 НК РФ. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Сельскохозяйственные производители – кто они?

Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС;
  • налог на имущество.

Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Как перейти на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие. Декларации по итогам полугодия предоставлять не нужно, но нужно платить авансовые платежи по ЕСХН. Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 июля 2014 года №ММВ-7-3/384@ (в редакции Приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@).

Если статус сельхозпроизводителя утрачен

Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.

Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:

  • пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
  • уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
  • представить уточненные декларации.

Читайте в бераторе



Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Единый сельскохозяйственный налоговый режим долгое время не относился к популярным спецрежимам налогообложения, поскольку не так много предпринимателей выбрали своей стезей сельхозпродукцию. Однако в свете последних политических событий, в том числе наложения западных санкций, сельхозпроизводителей стало значительно больше. Поэтому законодатели несколько пересмотрели налоговое бремя для тех, кто будет на ЕСХН в 2018 году и далее.

Какие нововведения ждут плательщиков ЕСХН? Как будет производиться оплата ими налога на имущество, а в каких случаях платить не понадобится? Как рассчитывать и учитывать этот налог? Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.

Революционные нововведения для ЕСХН

Налоговый кодекс РФ получил несколько поправок в статьях, касающихся налогообложения на ЕСХН: для этого был принят Федеральный закон 27.11.2017 №335-ФЗ о внесении соответствующих изменений. Главных новшеств два:

  • введение уплаты НДС в 2019 года;
  • изменение оснований для освобождения от налога на имущество с 2018 года.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ограничения освобождения от налога на имущество означают, что теперь он обязателен к уплате, за исключением оговоренных НК РФ ситуаций.

Что изменилось в уплате налога на имущество при ЕСХН

Как мы помним, до недавнего времени производители сельскохозяйственной продукции, выбравшие для налогообложения систему ЕСХН, были полностью освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Что касается выбравших такой режим индивидуальных предпринимателей, они должны были оплатить налог на имущество физлиц только с той недвижимости, которая не служила им для их деятельности. С 01.01.2018 года положение несколько изменится: налоговая нагрузка на сельскохозяйственный бизнес возрастает.

В пункте 3 статьи 346.1 Налогового кодекса России говорится о том, что отныне предприниматели на ЕСХН становятся плательщиками налога на имущество. Не оплачивать его разрешено лишь со следующих объектов:

  • непосредственно применяющихся для производства профильной (сельскохозяйственной) продукции;
  • используемых для первичной и промышленной переработки полученной продукции;
  • нужных для оказания услуг производителями сельхозтоваров.

Эти условия одинаковы как для организаций, так и для сельхозпроизводителей — ИП.

Какое имущество облагается налогом

Налоговый кодекс обозначил сферу применения налогооблагаемого имущества, но не уточнил, какие именно его объекты имеются в виду, не разделил его по квалификационным признакам, по видам применения в сельхоздеятельности и пр. Поэтому возможны разночтения в отношении определения налоговой базы, которые могут стать причиной конфликтов с налоговой службой. Что же делать, чтобы их избежать?

Поскольку закон является новым, поправки вступили в силу относительно недавно, еще не сложилось системы его функционирования, не было прецедентов по возникшим спорам. Во избежание неоднозначных ситуаций рекомендуем перед тем, как разделить облагаемое налогом имущество и освобожденное от него, проконсультироваться в своей территориальной ИНФС.

ВАЖНО! Желательно попросить у сотрудников налоговой службы письменные разъяснения: это избавит вас от возможных проблем в будущем и станет аргументом в вашу пользу в любых спорах.

По общему правилу в базу налога на имущество входят все движимые и недвижимые (учитываемые по кадастровой стоимости) объекты, кроме земельных участков и транспортных средств: для них существуют отдельные налоги (земельный и транспортный).

Разделить объекты нельзя обложить налогом

В этой фразе запятая может быть до или после слова «нельзя» – от этого зависит предполагаемая налоговая база.

Критерием распределения имущественной базы на облагаемую и необлагаемую данным налогом является раздельный бухгалтерский учет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Особенности раздельного учета облагаемого и необлагаемого имущества должны быть отражены во внутренней учетной политике организации.

Но что делать, если по факту часть имущества применяется одновременно и для сельскохозяйственной, и для иной предпринимательской деятельности? В таких случаях обычно затруднительно провести раздельный бухучет объектов основных средств. На помощь придет вспомогательный способ определения налогооблагаемой доли, основанный на результате предпринимательской деятельности, а именно выручке от реализации (оказании услуг, работ). Следует сравнить выручку от сельскохозяйственной деятельности с выручкой от иной деятельности, выполняемой с помощью данного ОС. Остаточная стоимость такого имущества определяется пропорционально доле дохода от иной, не сельскохозяйственной деятельности, в общей сумме выручки организации.

В число объектов, безусловно облагаемых налогом на имущество по новому законодательству, попадут:

  • административные здания фирмы;
  • офисные помещения;
  • жилой и гостиничный фонд;
  • общежития для рабочих;
  • столовые и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Налог платит не только собственник данных объектов, но и предприниматель или фирма на ЕСХН, взявшие их в аренду или зафрахтовавшие.

Итог: определение базы имущественного налога

Исходя из информации Письма Минфина №03-11-10/2342 от 18 января 2018 года, налог на имущество организаций исчисляется по следующим основаниям:

  • если основное средство применяется по профилю ЕСХН, налог на это имущество платить не нужно;
  • если ОС используют для другой приносящей доход деятельности, оно становится налоговой базой;
  • параллельное использование ОС делает основанием для исчисления долю выручки организации от несельскохозяйственных видов деятельности в общей доходной денежной массе;
  • имущество, находящееся на консервации, не входит в налогооблагаемую базу независимо от сферы его целенаправленного применения.

Для предпринимателей — физических лиц на ЕСХН налоговая база по имущественному налогу исчисляется налоговиками, затем присылается уведомление, согласно которому и следует произвести оплату. Облагаются налогом объекты недвижимости ИП: сведения о них подаются в ИНФС органами государственного кадастрового учета и органами, регистрирующими имущественные права.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! ИП не должны будут предоставлять подтверждающие льготу документы ИНФС: налоговики сами будут брать сведения из соответствующих источников и запросят бумаги, только если данные невозможно получить из иных источников. Сообщить о льготе можно будет без личного визита – в электронной форме.

Цифровые лимиты имущественного налога

Налог на имущество платится с объектов, входящих в состав ОС, использующихся более 1 года. Регионами устанавливаются собственные ставки (федеральные законы утверждает лишь максимальную), возможность льгот и полного освобождения. В таблице представлены важные цифры, касающиеся ограничений по ставкам налога на имущество, в том числе и для плательщиков ЕСХН.

Предельные ставки налога и сроки подачи деклараций

Наибольшая возможная ставка налога на недвижимость Предел ставки по налогу на движимое имущество (регион вправе установить льготу или убрать налог)
по среднегодовой стоимости по кадастровой стоимости максимальный минимальный
2,2% 2% 1,1% 0%
В регионах ставка может быть снижена Регион вправе установить льготу или полностью убрать налог

Алгоритм расчета налога на имущество

Как уже говорилось, ИП платят данный налог по присланному налоговой уведомлению. Рассчитывать налог самостоятельно им не нужно, в отличие от организаций, которые должны регулярно производить расчет имущественного налога и подавать налоговую декларацию. Это делается в следующей последовательности.

  1. Уточните по объектам учета, какие ОС входят в налогооблагаемую базу.
  2. Проверьте, обладает ли организация региональными правами на льготы по данному налогу.
  3. Выясните базу для налогового исчисления: среднегодовую или кадастровую стоимость объекта недвижимости, остаточную стоимость движимого объекта.
  4. Выберите необходимую формулу для исчисления налога:
    • для среднегодовой стоимости: СР-Г.СТ. х СТ. / 4, где СР-Г.-СТ. – среднегодовая стоимость ОС, а Ст. – действующая в данном регионе ставка;
    • для кадастровой стоимости – К. СТ х Ст / 4, где К. СТ. – кадастровая стоимость основного средства.
  5. По налоговым ставкам, действующим в данном регионе, вычислите сумму налога.
  6. Ежеквартально вносите авансовые платежи.

По авансовым платежам следует сдавать отчет раз в квартал, а по итогам учетного года сдается декларация по налогу на имущество.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2018 года действуют новые формы подачи сведений, утвержденные приказом ФНС №ММВ-7-21/271@от 31 марта 2017 г.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕСХН


Что собой представляет единый сельскохозяйственный налог, для кого он предназначен, как правильно его посчитать и уплатить, рассказывается в нашем материале.

Что такое ЕСХН в налогообложении

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — это специальный налоговый режим, который предназначен для организаций и предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию. Работа на нем освобождает организации от уплаты:

  • налога на прибыль (исключение составляют доходы по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств);
  • налога на имущество в отношении имущества, которое организация использует для производства, переработки и продажи сельхозпродукции, а также для оказания услуг сельхозпроизводителям.

Индивидуальные предприниматели, работающие на ЕСХН, не платят:

  • НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности (исключение — доходы от дивидендов и доходы, облагаемые по ставкам 35 и 9 процентов (полный перечень можно посмотреть в пп. 2, 5 ст. 224 НК РФ);
  • налог на имущество физлиц в отношении имущества, которое используется для производства, переработки и продажи сельхозпродукции.

До 01.01.2019 физические и юридические лица, работающие на ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС. Изменения, внесенные Законом «О внесении изменения в части первую и вторую НК РФ» от 27.11.2017 № 335-ФЗ, данное послабление отменили.

Плательщики ЕСХН имеют право на освобождение от НДС в 2021 году при соблюдении одного из следующих условий (п. 1 ст. 145 НК РФ):

  • переход на ЕСХН и реализация права на освобождение происходят в течение одного календарного года;
  • сумма доходов от деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН, за 2020 год не превысила 80 млн рублей (в дальнейшем данная сумма уменьшена до 70 млн рублей за 2021 год и 60 млн рублей — за 2022-й и последующие годы).

Для получения права на освобождение в налоговую инспекцию необходимо подать уведомление и подтверждающие документы до 20-го числа месяца, с которого будет действовать освобождение. Форма уведомление утверждена Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Организации и предприниматели, получившие освобождение, не могут от него отказаться в дальнейшем.

Чем отличается ЕСХН от УСН

ЕСХН, как и упрощенная система налогообложения (УСН), представляет собой спецрежим, применение которого освобождает от уплаты отдельных налогов. Однако между ними существует немало различий:

  • в отличие от УСН плательщики ЕСХН не освобождены от уплаты НДС;
  • на ЕСХН могут работать только производители сельскохозяйственной продукции, при условии, что доля от такой деятельности составляет не менее 70 процентов от всех их доходов. Для плательщиков УСН не установлен конкретный перечень видов деятельности. Существует ряд компаний, которым запрещено переходить на этот спецрежим, в частности, банкам, организациям с филиалами и так далее (п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • для некоторых категорий плательщиков ЕСХН — рыболовецких артелей и рыбохозяйственных организаций — установлены дополнительные ограничения. Они должны работать на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Кроме того, среднесписочная численность рыбохозяйственных организаций не должна превышать 300 сотрудников. На УСН действуют другие правила уже в отношении всех, кто применяет этот спецрежим. Сотрудников не должно быть более 130 человек, доход не должен превышать 200 млн рублей, а доля участия других организаций — 25%;
  • в отличие от УСН, плательщики ЕСХН не могут выбрать объект налогообложения. Для них он един — «Доходы минус расходы». На УСН существует выбор между объектами «Доходы» и «Доходы минус расходы»;
  • на ЕСХН необходимо уплатить авансовый платеж по итогам полугодия и налог по итогам года, а на УСН предоплату вносят ежеквартально. При этом сдавать авансовые расчеты на обоих спецрежимах не нужно.

Кто может применять ЕСХН

Существует несколько категорий налогоплательщиков, которые могут применять ЕСХН.

Во-первых, организации и ИП, которые непосредственно производят, перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Доход от такой деятельности, а также от оказания услуг сельхозпроизводителям должен составлять не менее 70 процентов от всех их доходов. К сельскохозяйственной продукции относят продукцию животноводства сельского и лесного растениеводства.

Полный список можно найти в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 № 458.

Во-вторых,компании и ИП, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, в частности, услуги:

  • по подготовке полей;
  • по посеву и выращиванию зерновых и плодовых культур;
  • по обрезке фруктовых деревьев;
  • по перегонке и выпасу скота и так далее.

Доля доходов от такой деятельности также должна составлять не менее 70% от общего дохода.

В-третьих, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в том числе животноводческие, снабженческие, растениеводческие и другие. К ним также применяют правило о доходе.

В-четвертых, сельскохозяйственные производственные кооперативы, в том числе рыболовецкие артели, осуществляющие рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Доля от продажи улова и рыбной продукции собственного производства должна составлять 70 процентов и более.

В-пятых,рыбохозяйственные организации и ИП, удовлетворяющие требованиям, установленным для рыболовецких артелей. Кроме того, их среднесписочная численность не должна превышать 300 работников.

Не могут применять спецрежим:

  • компании и ИП, производящие подакцизные товары (исключение — подакцизный виноград, вино, виноматериалы собственного производства);
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения;
  • компании, организующие и проводящие азартные игры.

Как перейти на ЕСХН

Компания или ИП, желающие перейти на ЕСХН, должны подать в налоговую инспекцию уведомление до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором будет осуществлен переход. В документе необходимо указать долю дохода от реализации сельхозпродукции. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@.

Вновь созданная фирма или вновь зарегистрированный предприниматель могут уведомить ФНС в течение 30 дней с момента постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). Если пропустить этот срок, придется до конца года работать на общей системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, утратившие право на уплату налога на профессиональный доход, должны уведомить о переходе на ЕСХН в течение 20 дней с момента снятия с учета в качестве самозанятого. (п. 6 ст. 15 Закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Когда сдавать декларацию по ЕСХН

Декларацию по ЕСХН необходимо подавать единожды по окончании налогового периода, которым является год. В течение года ничего сдавать не нужно. Плательщики ЕСХН подают декларацию в налоговую инспекцию по месту своего нахождения не позднее:

  • 31 марта года, следующего за отчетным (декларацию за 2020 год необходимо сдать до 31.03.2021);
  • 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация или ИП прекратили свою деятельность в качестве сельхозпроизводителя по п. 9 ст. 346.3 НК РФ.

Документ можно подать:

За подачу документов на бумажном носителе тем, чья среднесписочная численность превышает 100 работников, грозит штраф 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).

Как заполнить декларацию ЕСХН

Бланк декларации по ЕСХН утвержден Приказом ФНС РФ от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@. Документ будет действовать с 29.03.2021 в обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 18.12.2020 № ЕД-7-3/926@). В период с 29.03.2021 по 31.03.2021 сдать декларацию можно как по старой, так и по новой форме (письмо ФНС РФ от 12.02.2021 № СД-4-3/1776@).

Документ состоит из титульного листа и четырех разделов.

На титульном листе необходимо указать:

  • данные налогоплательщика (название, ИНН, КПП);
  • номер корректировки, при подаче первичной декларации следует проставить «0»;
  • налоговый период «34» — календарный год;
  • год, за который сдается отчетность (2020-й);
  • код налоговой инспекции.

В разделе 1 указываем:

  • в строках 001 и 003 — код ОКТМО, в строке 001 код проставляют все налогоплательщики, в строке 003 — только те, которые сменили свое местонахождение;
  • в строке 002 — сумму авансового платежа;
  • в строке 004 — сумму, которую необходимо заплатить по итогам года с учетом аванса;
  • в строке 005 — сумму налога к уменьшению, если сумма аванса превысила сумму налога, исчисленного за год.

В разделе 2 прописываем:

  • в строке 010 — полученные доходы, их размер берем из книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н;
  • в строке 020 — понесенные расходы;
  • в строке 030 — налоговую базу по налогу (из доходов вычитаем расходы), при отрицательной разнице налоговая база равна нулю;
  • в строке 040 — сумму убытков прошлых лет, на которые уменьшена налоговая база;
  • в строке 045 — ставку налога;
  • в строке 050 — сумму налога за год (налоговую базу уменьшаем на сумму убытков прошлых лет и умножаем на налоговую ставку).

Раздел 2.1 заполняют только те, кто имеет убытки прошлых лет. Полученные убытки можно учитывать при расчете налога в течение 10 лет.

Раздел 3 оформляют только налогоплательщики, получившие денежные средства, а также другое имущество в рамках целевого финансирования или благотворительной деятельности.

Что входит в расходы при ЕСХН

При расчете налоговой базы из суммы полученных доходов вычитают сумму произведенных расходов. Перечень расходов превышает 40 позиций (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). В него входят, в частности, траты:

  • на покупку и изготовление основных средств, их реконструкцию, модернизацию;
  • на оплату труда и больничных;
  • на уплату обязательных страховых взносов и вносов по некоторым видам добровольного страхования;
  • на командировки;
  • на услуги связи и так далее.

Расходы плательщика ЕСХН должны быть (п. 3, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ):

  • обоснованными, то есть экономически оправданными и выраженными в денежной форме;
  • подтвержденными документами, оформленными в соответствии с законодательством или обычаями делового оборота;
  • оплаченными.

Как рассчитать налог ЕСХН

Сумму налога следует считать по формуле: налоговая база, умноженная на ставку налога. Как мы выяснили ранее, для определения налоговой базы из полученных доходов вычитают расходы и убытки прошлых лет.

Налоговая ставка равна 6 процентам. Регионы могут устанавливать с 01.01.2019 дифференцированные ставки в пределах от 0 до 6 процентов в зависимости:

  • от вида сельхозпродукции;
  • от места ведения деятельности;
  • от размера доходов вследствие продажи сельхозпродукции собственного производства;
  • от среднесписочной численности работников.

Например, для сельхозпроизводителей Московской области с 01.01.2019 по 31.12.2021 действует нулевая ставка налога (Закон Московской области «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Московской области» от 27.08.2018 № 145/2018-ОЗ).

Пример

ИП Иванов А.П. за первое полугодие 2020 года получил доходы в размере 3 879 500 рублей. Расходы составили 2 158 600 рублей. Авансовый платеж составил (3 879 500 — 2 158 600) х 6 процентов = 1 720 900×6 процентов = 103 254 рубля.

Во втором полугодии доходы составили 1 460 200 рублей расходы — 1 350 000 рублей. Итоговая сумма налога составит: доходы за годы (3 879 500 1 460 200) — расходы за год (2 158 600 1 350 000) х 6 процентов = 5 339 700 — 3 508 600×6 процентов = 109 866 рублей. Уменьшим полученную сумму на размер уплаченного аванса: 109 866 — 103 254 = 6 612 рублей. Таким образом, по итогам 2020 года предпринимателю необходимо заплатить 6 612 рублей.

Как оплатить налог ЕСХН

ЕСХН платят два раза в год:

  • авансовый платеж по итогам I полугодия — не позднее 25 июля текущего года;
  • итоговый платеж — не позднее 31 марта следующего года.

ИП Иванов А.П. из примера, приведенного выше, должен заплатить:

  • 103 254 рубля — не позднее 27.07.2020;
  • 6 612 рублей — не позднее 31.03.2021.

Совмещение ЕСХН с другими режимами

До отмены системы налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход плательщики ЕСХН могли совмещать этот спецрежим с ЕНВД. Его с УСН и ОСНО сочетать запрещено. После отмены ЕНВД с 2021 года юрлица не имеют право совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.

Индивидуальные предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентной системой налогообложения. Они должны вести раздельный учет доходов и расходов по этим спецрежимам. Семидесятипроцентную долю доходов от продажи сельхозпродукции необходимо считать от доходов, полученных по обеим системам налогообложения (письмо Минфина РФ от 17.10.2011 № 03-11-09/64).

Преимущества и недостатки ЕСХН

К преимуществам ЕСХН можно отнести:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДФЛ;
  • минимальное количество отчетов — ежегодно необходимо сдавать лишь декларацию по ЕСХН;
  • возможность для ИП совмещать этот спецрежим с патентной системой налогообложения;
  • отсутствие минимального налога, если фирма сработала в убыток. Например, на УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» придется заплатить 1 процент от доходов, определяемых по ст. 346.15 НК РФ (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

К недостаткам отнесем:

  • жесткие требования к доле доходов от продажи сельхозпродукции;
  • обязанность уплачивать НДС в отличие от УСН или ПСН. Хотя для компаний, работающих с поставщиками, уплачивающими НДС, данный факт стал плюсом, так как позволил принимать «входной» НДС к вычету. Фирмы и ИП, чья выручка невелика, могут получить освобождение от уплаты налога;
  • отсутствие возможности для юрлиц совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.

Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С того момента, когда стало известно, что сельскохозяйственным товаропроизводителям, несмотря на применение спецрежима в виде уплаты ЕСХН, который вроде бы гарантировал льготное налогообложение, придется платить налог на имущество, мы внимательно следим за обозначенной темой и информируем наших читателей о том, как правильно уплачивать этот налог.

С одной стороны, данная льгота отчасти сохранена, но конкретизирована, а сфера ее применения сужена. С другой стороны, положения об этой льготе, по нашему мнению, прописаны недостаточно четко и оставляют место для их двусмысленного толкования.

Сказанное подтверждается «метаниями» чиновников в их разъяснениях по поводу применения указанной льготы.

Занимаешься сельским хозяйством – не плати налог на имущество

Воспроизведем точную формулировку из п. 3 ст. 346.1 НК РФ: организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Далее указывается, что и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями)).

Из буквального прочтения данных норм нельзя понять точные критерии, по которым имущество плательщика ЕСХН признается используемым в названных случаях. Поэтому, казалось бы, степень такого использования должна быть отдана на усмотрение налогоплательщика.

Фактически это признавалось чиновниками в совсем недавних разъяснениях – судя по тому, какое имущество они разрешали освобождать от налогообложения.

Так, в Письме Минфина России от 25.05.2018 № 03-11-06/1/35651 указывалось, что к имуществу, освобождаемому от обложения налогом на имущество организаций, относится имущество, находящееся на балансе сельскохозяйственного товаропроизводителя, используемое им для обеспечения вышеуказанной деятельности. В качестве примера финансисты привели такие объекты, как здание администрации, здание санпропускника, здание пункта техобслуживания, здание котельной, автомобиль, закрепленный за руководителем, автопогрузчики и т. д., то есть такие объекты, которые с высокой степенью вероятности одновременно могут использоваться и для иной деятельности, не связанной с производством сельскохозяйственной продукции и оказанием услуг сельхозтоваропроизводителями (см. также письма Минфина России от 19.04.2018 № 03-05-05-01/26389, от 09.04.2018 № 03-05-05-01/23083).

К сведению: в Письме от 24.04.2018 № БС-4-21/7843 налоговики вполне конкретно указали, что административное здание относится к имуществу плательщика ЕСХН, освобождаемому от обложения налогом на имущество.

При этом в Письме Минфина России от 18.01.2018 № 03-11-10/2342 указывалось, что если имущество используется сельскохозяйственными товаропроизводителями как в предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕСХН, так и в иной предпринимательской деятельности и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то остаточную стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество организаций, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации по состоянию на даты, указанные в п. 4 ст. 376 НК РФ.

Учитывая такой подход, мы даже предложили в нашем журнале порядок ведения раздельного учета того имущества, которое в производстве сельскохозяйственной продукции и оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями используется лишь частично с одновременным использованием в другой деятельности.

А кто же пополнит бюджет?

Однако нам тут же пришлось столкнуться с изменившейся позицией чиновников. Например, в Письме Минфина России от 09.07.2018 № 03-05-04-01/47487 заявлено, что нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета актива, относящегося к основным средствам и являющегося инвентарным объектом, в случае использования его для различных целей (см. также Письмо от 26.07.2018 № 03-05-04-01/52417).

К сведению: хотя, казалось бы, если раздельный учет предусмотрен нормативным актом, то да, он обязателен, но если не предусмотрен – разве это лишает налогоплательщика права все-таки организовать раздельный учет, чтобы определить свои налоговые обязательства наилучшим образом? Ответ очевиден, но, видимо, не для чиновников.

Кроме того, как указали теперь чиновники, ни гл. 30, ни п. 3 ст. 346.1 НК РФ не предусмотрен порядок расчета налога на имущество организаций пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг), полученной от ведения видов предпринимательской деятельности, а также иных показателей в случаях, если плательщик ЕСХН осуществляет различные виды деятельности или использует частично указанное имущество не по целевому назначению.

Ну хорошо, раз так, то можно бы прийти к выводу: как бы мало ни использовалось имущество в сельскохозяйственной деятельности, если все же использовалось, оно должно исключаться из облагаемой базы по налогу на имущество в силу прямого указания в п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Мы считаем это логичным и соответствующим НК РФ.

Впрочем, возможен и иной вывод. И именно его придерживаются теперь чиновники. В названном разъяснении, правда, они сначала приводят тезис, который налогоплательщик может счесть благоприятным: организация – сельскохозяйственный товаропроизводитель, перешедшая на уплату ЕСХН, налог на имущество организаций в отношении находящегося на балансе такой организации имущества не уплачивает, если имущество использовалось данной организацией в течение налогового периода по целевому назначению или одновременно использовалось в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности. Однако далее они отметили, что в отношении имущества, не используемого непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации этой продукции, а также при оказании услуг, налоговая льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная п. 3 ст. 346.1 НК РФ, не применяется (такой же вывод и с теми же аргументами, но в отношении налога на имущество для физических лиц для индивидуальных предпринимателей – в Письме Минфина России от 12.09.2018 № 03-05-06-01/65198).

«Привычка» исправлять и дополнять кодекс

Здесь привлекает внимание слово «непосредственно», ведь в НК РФ его нет. Так зачем же его используют чиновники, тем самым искажая текст п. 3 ст. 346.1 НК РФ? А вот зачем.

В качестве примера неиспользуемого непосредственно имущества они называют административное здание, офисное помещение, гостиницу, общежитие, объекты жилого фонда, столовую, иные объекты, непосредственно не участвующие при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Характер перечисленной недвижимости таков, что она действительно не может использоваться в подобной деятельности непосредственно (то есть, по мысли чиновников, она всегда и полностью должна включаться плательщиком ЕСХН в облагаемую базу по налогу на имущество). Но ведь этого требования и нет в п. 3 ст. 346.1 НК РФ, его чиновники сочли необходимым ввести в качестве дополнения.

Получается, что даже если плательщик ЕСХН занимается исключительно сельскохозяйственной деятельностью, то все равно в отношении, например, здания администрации (которая и управляет этим видом деятельности) ему придется уплачивать налог на имущество. Абсурдно, но так, видимо, считают чиновники.

Их непоследовательность проявляется в последних предложениях приводимого разъяснения. Так, они указывают, что нельзя считать непосредственно занятым в сельскохозяйственной деятельности налогоплательщика имущество, переданное в пользование по договорам аренды, фрахтования на условиях бербоут-чартера или тайм-чартера. Ведь, как объясняет Минфин, и оно не используется непосредственно в сельскохозяйственной деятельности именно этим налогоплательщиком.

Вероятно, это так и слово «непосредственно» тут не при чем.

Но тут же финансисты добавляют: предназначенное для ведения деятельности, предусмотренной гл. 26.1 НК РФ, имущество, находящееся на балансе сельскохозяйственного товаропроизводителя, перешедшего на уплату ЕСХН, временно не используемое в связи с переводом на консервацию, не может рассматриваться как имущество, используемое в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности, что подтверждается судебной практикой. Следовательно, такое имущество не облагается налогом на имущество организаций.

То есть неожиданно критерием для освобождения от уплаты налога на имущество они называют даже не использование имущества в сельскохозяйственной деятельности, а предназначенность для этой цели. Весьма вольная трактовка нормы НК РФ…

По мнению Минфина, это подтверждается судебной практикой и их же прежним разъяснением, приведенным в Письме от 24.04.2018 № 03-05-04-01/27810. Правда, в нем речь идет несколько об иной ситуации: вопрос был в том, в каких случаях имущество индивидуального предпринимателя признается используемым в предпринимательской деятельности и именно на этом основании освобождается от уплаты налога на имущество.

Действительно, здесь приводится и арбитражная практика, свидетельствующая, что имущество может быть признано используемым в предпринимательской деятельности не только в случае и в период его фактического использования в предпринимательской деятельности, но и в случае осуществления подготовительных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью (например, ремонт помещения), а также в случае, если назначение или разрешенное использование объекта недвижимости исключает возможность использования такого объекта в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательством целях.

Вот только использование имущества в предпринимательской деятельности вовсе не подтверждает, что имущество используется в сельскохозяйственной деятельности. Обоснование Минфина неуместно. Однако оно благоприятно для налогоплательщиков, чем они могут воспользоваться, но только в части имущества на консервации.

Итак, чиновники совершили, можно сказать, разворот на 180 градусов. Сначала утверждая одно, потом они полностью изменили свое мнение на противоположное.

По нашему мнению, оснований для этого у них не было. И если имущество хотя бы в какой-то степени использовалось для сельскохозяйственной деятельности, включая административные и подобные им здания, налог на имущество в отношении них уплачивать не нужно.

Осторожный налогоплательщик вправе вести раздельный учет в отношении объектов, которые используются одновременно и в иной деятельности. Однако налогоплательщикам надо быть готовыми к тому, что с учетом нового подхода чиновников, который они поспешили активно довести до сведения налогоплательщиков, возможны споры с налоговыми органами. Вероятно, эти споры придется разрешать в суде, и пока трудно предсказать, что решат арбитры: практики еще нет.

Читайте также: