Налоги и налогообложение ефимова е г поспелова е б

Опубликовано: 04.05.2024

Светлана Ефимова - Налоги и налогообложение

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги "Налоги и налогообложение"

Описание и краткое содержание "Налоги и налогообложение" читать бесплатно онлайн.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Налоги и налогообложение". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Светлана Ефимова, Наталья Финогеева

Налоги и налогообложение. Краткий курс

1. Законодательство о налогах и сборах

1. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

• виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

• основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

• принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

• формы и методы налогового контроля;

• ответственность за совершение налоговых правонарушений;

• порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено.

2. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ о налогах, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

3. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Законодательство о налогах и сборах не применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля уплаты таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, если иное не предусмотрено НК РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

2. Порядок исчисления сроков

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

• указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено;

• периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

2. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. Квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с российским законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с российским законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Изменение сроков уплаты налога и сбора – перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний период.

3. Изменение сроков уплаты налогов и сборов регулируется гл. 9 «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени» НК РФ. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:

• возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

• проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

• имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы России на постоянное жительство;

• в течение трех лет, предшествующих дню подачи лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в ст. 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога – изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

3. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1. Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами (лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов);

• налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

• таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Законный представитель налогоплательщика-организации – лицо, уполномоченное представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов.

2. Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством.

Уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.


В учебном пособии последовательно излагаются теоретические основы современного налогообложения, и дается характеристика налоговой системе Российской Федерации по состоянию на начало 2014 года. Рассматриваются все основные налоги, взимаемые с юридических и физических лиц в РФ, анализируется сущность налогового администрирования и налогового контроля, особенности налогообложения зарубежных стран. Пособие предназначено в первую очередь для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», но может быть использовано аспирантами, преподавателями и всеми, кто интересуется современной системой налогообложения.

Формат: pdf

Размер: 2, 3 Мб

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
Глава 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Социально-экономическое содержание и функции налогов 9
1.2. Принципы налогов 12
1.3. Классификация налогов 16
1.4. Основные элементы налога 20
1.5. Налоговая политика государства 28
Глава 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Становление и развитие налоговой системы РФ. Налоговый кодекс РФ 32
2.2. Характеристика современной налоговой системы РФ 37
2.3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ 45
Глава 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
3.1.Налог на доходы физических лиц 49
3.2.Налог на прибыль организаций 66
3.3.Налог на добавленную стоимость 76
З.4 Акцизы 89
Глава 4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
4.1.Налог на имущество организаций 99
4.2. Налог на игорный бизнес 105
4.3.Транспортный налог 108
4.4. Земельный налог 112
4.5. Налог на имущество физических лиц 117
Глава 5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
5.1. Особенности налогообложения малого предпринимательства 121
5.1.1.Упрощенная система налогообложения 127
5.1.2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 135
5.1.3.Патентная система налогообложения 139
5.2. Единый сельскохозяйственный налог 144
5.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 148
Глава 6. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
6.1.Федеральная налоговая служба РФ и организационная структура налоговых органов 156
6.2. Налоговое администрирование. Методы работы с налогоплательщиками 162
6.3. Налоговый контроль и его виды. Камеральные и выездные налоговые
проверки 168
6.4. Налоговые риски. Санкции за нарушение налогового
законодательства 178
Глава 7. НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
7.1. Особенности налоговых систем федеративных и унитарных государств 187
7.2. Прямое и косвенное налогообложение 190
7.3. Налогообложение в странах с развитой рыночной экономикой
7.3.1. Налоговая система США 195
7.3.2. Налоговая система Германии 201
7.3.3. Налоговая система Великобритании 205
7.3.4. Налоговая система Франции 209
7.3.5. Налоговая система Японии 213
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 216
ГЛОССАРИЙ 218
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 231

Налоги - финансовая основа любого государства. Именно налоги являются источником финансирования деятельности органов государственного управления. Налоги - это система взаимоотношений между субъектом, т.е. налогоплательщиком и государством, при которых субъект, уплатой налога, обеспечивает исполнение государством его функций.
При этом налоги выполняют не только фискальную функцию, но являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Как инструменты перераспределения ВВП, налоги оказывают влияние на совокупный спрос и предложение, темпы экономического роста, цены и занятость. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества социально-экономических задач.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Здесь есть возможность читать онлайн «Светлана Ефимова: Налоги и налогообложение» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2015, ISBN: 978-5-409-00687-7, издательство: Литагент РИПОЛ, категория: accounting / Детская образовательная литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Налоги и налогообложение: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Налоги и налогообложение»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Светлана Ефимова: другие книги автора

Кто написал Налоги и налогообложение? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Коллектив авторов: Педагогика

Педагогика

Коллектив авторов: Земельное право

Земельное право

Коллектив авторов: Психология

Психология

Коллектив авторов: Римское право

Римское право

В. Жиров: Банковское дело

Банковское дело

Коллектив авторов: Микроэкономика

Микроэкономика

Налоги и налогообложение — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Налоги и налогообложение», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Светлана Ефимова, Наталья Финогеева

Налоги и налогообложение. Краткий курс

1. Законодательство о налогах и сборах

1. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

• виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

• основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

• принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

• формы и методы налогового контроля;

• ответственность за совершение налоговых правонарушений;

• порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено.

2. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ о налогах, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

3. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Законодательство о налогах и сборах не применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля уплаты таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, если иное не предусмотрено НК РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

2. Порядок исчисления сроков

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

• указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено;

• периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

2. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. Квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

1. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

• виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

• основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

• принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

• формы и методы налогового контроля;

• ответственность за совершение налоговых правонарушений;

• порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено.

2. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ о налогах, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

3. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Законодательство о налогах и сборах не применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля уплаты таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, если иное не предусмотрено НК РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

2. Порядок исчисления сроков

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

• указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено;

• периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

2. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. Квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с российским законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с российским законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Изменение сроков уплаты налога и сбора – перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний период.

3. Изменение сроков уплаты налогов и сборов регулируется гл. 9 «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени» НК РФ. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:

• возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

• проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

• имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы России на постоянное жительство;

• в течение трех лет, предшествующих дню подачи лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в ст. 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога – изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

3. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1. Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами (лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов);

• налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

• таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Законный представитель налогоплательщика-организации – лицо, уполномоченное представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов.

2. Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством.

Уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

3. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика:

• должностные лица налоговых, таможенных органов и органов внутренних дел;

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности.

4. Взаимозависимые лица

1. Круг лиц, установленных как «взаимозависимые», окончательно не определен и является открытым. Суд по своему усмотрению вправе и не признавать лиц взаимозависимыми, если не сочтет их действия противоправными, или налоговые органы, выступая стороной в судебном процессе, не смогут представить необходимые доказательства.

Признание или непризнание лиц взаимозависимыми должно осуществляться в каждом конкретном случае отдельно, а не включаться в одни рамки, так как отношения весьма разнообразны и индивидуальны. Признание взаимозависимости лиц преследует цель контроля над ценами по договорам между ними. Ссылаясь на нормы ст. 20 «Взаимозависимые лица» и 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» НК РФ, налоговый орган не всегда может проконтролировать вознаграждение по договору. Трактовка налоговым законодательством понятия процентов исключает возможность рассмотрения процентов в качестве цены услуги и регулирования процентов по вкладу с помощью норм о взаимозависимости и определении рыночной цены.

Взаимозависимые лица для целей налогообложения – физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

2. Взаимозависимыми лица будут в случаях, когда:

• одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

• одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

• лица состоят в соответствии с семейным законодательством в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

3. Сделки между взаимозависимыми лицами привлекают особое внимание налоговых органов в связи с тем, что именно эти сделки наиболее часто используются для ухода от уплаты налогов. Наиболее распространенными способами ухода от уплаты налогов с использованием сделок между взаимозависимыми лицами являются кредиты, страхование, штрафы, санкции.

4. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если результаты сделок между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Налоговому органу необходимо прибегать к дополнительным средствам доказывания зависимости даже в том случае, когда речь идет об отношениях между организацией и ее руководителем.

5. Налоговые агенты

Налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

1. К обязательствам налоговых агентов относятся:

• правильность и своевременность исчисления, удержания из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечисления налогов в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

• сообщение в письменной форме в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания налога и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

• ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

• представление в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов;

• обеспечение в течение четырех лет сохранности документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

2. Налоговые агенты наделены следующими правами:

• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• предоставлять налоговым органами, их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также актам проведенных проверок;

• требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или федеральным законам;

• требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обязанность по уплате налога налоговым агентом возлагается на него с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Е.С. ВЫЛКОВА, И.А. КАЦЮБА, Р.А. ПЕТУХОВА, Е.А. ФИРСОВА

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Рекомендовано научно-методическим советом университета

ББК 65.261.4 Н 23

Н 23 Налоги и налогообложение в схемах и таблицах : учебное пособие / Е.С. Вылкова, И.А. Кацюба, Р.А. Петухова, Е.А. Фирсова; под редакцией Р.А. Петуховой. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 80 с.

В настоящем учебном пособии раскрываются теоретические вопросы и современная практика налогообложения юридических и физических лиц в Российской Федерации. Материалы учебного пособия учитывают последние изменения в области налогообложения по состоянию на 1.01.2012 г.

Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой курса «Налоги и налогообложение» и предназначено для студентов 3 и 4 курсов дневной, вечерней и заочной форм обучения всех специальностей.

Рецензенты: д-р экон. наук, профессор А.И. Вострокнутова канд. экон. наук, доцент Ю.Н. Львова

Вылкова Елена Сергеевна Кацюба Ирина Александровна Петухова Римма Алексеевна Фирсова Елена Анатольевна

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Редактор Т.И. Рубцова

Подписано в печать 16.03.12. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 5,0. Тираж 499 экз. Заказ 147. РТП изд-ва СПбГУЭФ.

Издательство СПбГУЭФ. 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21.

1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ .

1.1. Основные положения теории налогов .

1.1.1. Экономическая сущность понятий «налог», «сбор» .

1.1.2. Признаки налога .

1.1.3. Функции налогов. Роль налогов в макроэкономическом регулировании .

1.1.4. Элементы налога.

1.1.5. Классификация налогов.

1.1.6. Принципы построения налоговой системы.

1.1.7. Налоговая политика государства .

1.2. Общая характеристика налоговой системы РФ .

1.2.1. Правовая основа регулирования налоговых отношений в РФ.

1.2.2. Структура и принципы построения современной налоговой системы РФ ..

1.2.3. Система налогов и сборов РФ.

1.2.4. Участники налоговых правоотношений .

1.2.5. Объекты налогообложения.

1.2.6. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

1.2.7. Взаимозависимые лица .

1.2.8. Налогообложение и налоговый контроль сделок между

1.2.9. Ответственность за нарушение налогового законодательства .

2. СИСТЕМА КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ .

2.1. Налог на добавленную стоимость .

2.1.1. Экономическая сущность НДС .

2.1.2. Пример взимания НДС по ставке 18% .

2.1.3. Плательщики налога, освобождение от исполнения обязанностей

2.1.4. Объект обложения и налоговая база.

2.1.5. Операции, не подлежащие налогообложению.

2.1.6. Особенности определения налоговой базы .

2.1.7. Ставки налога .

2.1.8. Порядок исчисления НДС, налоговые вычеты .

2.1.9. Налоговый период и сроки уплаты.

2.2.1. Экономическая природа акцизов, подакцизные товары.

2.2.3. Объект налогообложения и операции, освобождаемые от

2.2.4. Ставки и налоговая база.

2.2.5. Порядок исчисления и сроки уплаты .

3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ .

3.1. Налог на прибыль организаций .

3.1.1. Плательщики, объект налогообложения и налоговая база.

3.1.2. Методы и порядок признания доходов и расходов.

3.1.3. Классификация доходов для целей налогообложения .

3.1.4. Классификация расходов для целей налогообложения.

3.1.5. Материальные расходы .

3.1.6. Расходы на оплату труда.

3.1.8. Прочие расходы.

3.1.9. Внереализационные расходы .

3.1.10. Порядок определения налогооблагаемой прибыли .

3.1.11. Ставки налога .

3.1.12. Порядок и сроки уплаты .

3.1.13. Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете .

3.2. Налог на доходы физических лиц .

3.2.1. Плательщики и объект налогообложения .

3.2.2. Налоговая база.

3.2.3. Доходы, не подлежащие налогообложению.

3.2.4. Налоговые вычеты .

3.2.5. Ставки налога .

3.2.6. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ.

3.3. Специальные налоговые режимы .

3.3.1. Система специальных налоговых режимов.

3.3.2. Освобождение от отдельных налогов в режимах СН СХТ, УСН, ЕНВД.

3.3.3. Условия перехода на упрощенную систему налогообложения .

3.3.4. Объект налогообложения и ставки УСН .

3.3.5. Основные понятия ЕНВД .

3.3.6. Компетенция органов власти по регулированию ЕНВД .

3.3.7. Виды деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД .

3.3.8. Основные элементы ЕНВД .

3.3.9. Физические показатели и базовая доходность .

4. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ .

4.1. Налог на имущество организаций .

4.1.1. Плательщики и объект налогообложения .

4.1.2. Налоговая база, налоговый и отчетные периоды .

4.1.3. Льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты .

4.2. Транспортный налог .

4.2.1. Плательщики и объект налогообложения .

4.2.2. Налоговая база.

4.2.3. Ставки транспортного налога .

4.2.4. Льготы, порядок исчисления и уплаты.

4.3. Налог на имущество физических лиц .

4.3.1. Плательщики и объект налогообложения .

4.3.2. Налоговая база, налоговый период и сроки уплаты .

4.3.3. Ставки налога .

4.3.4. Льготы по налогу .

5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ .

5.1. Система платежей за природные ресурсы .

5.1.1. Краткая характеристика платежей за природные ресурсы .

5.2. Налог на добычу полезных ископаемых .

5.2.1. Плательщики НДПИ .

5.2.2. Объект налогообложения НДПИ .

5.2.3. Налоговая база по НДПИ.

5.2.4. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых.

5.2.5. Ставки НДПИ .

5.2.6. Порядок и сроки уплаты НДПИ.

5.3. Земельный налог .

5.3.1. Плательщики, объект обложения, налоговая база, период .

5.3.2. Ставки земельного налога .

5.3.3. Льготы по земельному налогу .

Необходимость глубокого теоретического и практического изучения такой важной экономической категории как «налог» предопределена его экономической сущностью. Известно, что функционирование любого государства невозможно без налогов, поскольку они являются основным источником доходов бюджета. В понятии «налог» заключен не только экономический, но и философский смысл. Подтверждением чему являются крылатые фразы знаменитых экономистов и философов . «В жизни несомненны только смерть и налоги» – утверждал Б. Франклин (1706 – 1790 гг.). Обязательность уплаты налогов закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Знания в области теории и практики современного российского налогообложения, умение ориентироваться в сложном, часто меняющемся налоговом законодательстве, принципиально важны для качественной и эффективной работы будущих экономистов. Целью учебного пособия является оказание помощи студентам в закреплении полученных ими теоретических знаний и результатов практической работы на аудиторных занятиях по вопросам налогообложения юридических и физических лиц.

Настоящее учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой курса «Налоги и налогообложение», который читается для всех экономических специальностей и включает в себя широкий перечень тем и вопросов. Основная сложность в изучении дисциплины состоит в ее динамичности. Материалы учебного пособия учитывают последние изменения в области налогообложения по состоянию на 1.01.2012 г. В связи с ограниченностью аудиторных часов, в большей части нормативно-правовые акты изучаются студентами самостоятельно. При этом следует учитывать все изменения и дополнения к документам, выпущенные к моменту изучения. В процессе изучения курса целесообразно использовать материалы периодических изданий.

Для успешного освоения теоретический и методический материал пособия представлен в виде схем и таблиц, позволяющих в простой и удобной для восприятия форме изучить дисциплину.

Первый раздел учебного пособия посвящен основам теории налогообложения и общей характеристике налоговой системы РФ. Второй раздел знакомит с методикой исчисления и уплаты косвенных налогов, таких как налог на добавленную стоимость и акцизы. Третий раздел посвящен налогообложению прибыли и доходов организаций и физических лиц. Кроме того, в нем рассмотрены осо-

бенности применения специальных налоговых режимов. В четвертом разделе освещены вопросы имущественного налогообложения юридических и физических лиц. Завершает учебное пособие пятый раздел, посвященный вопросам налогообложения природных ресурсов.

Учебное пособие предназначено для оказания помощи студентам в получении функциональной грамотности в сфере налогообложения. По окончании изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» студенты должны уметь: самостоятельно изучать новые нормативные документы, сопоставлять их положения, выявлять несоответствия; иметь собственные представления о путях их устранения и дальнейшего совершенствования методов налогообложения; применять методики исчисления и уплаты налогов, взимаемых с юридических и физических лиц; оценивать налоговые последствия конкретных хозяйственных действий; в рамках существующего правого поля принимать оптимальные решения.

1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Основные положения теории налогов

1.1.1. Экономическая сущность понятий «налог», «сбор»

Читайте также: