Налоги и государство теоретические аспекты

Опубликовано: 13.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:28, реферат

Краткое описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Экономическая сущность и функции налогов 4
1.2 Основные виды налогов 8
1.3 Государственная политика, цели и методы 9
2. Основные налоги, собираемые на территории Российской Федерации 15
2.1 Подоходный налог с физических лиц 16
2.2 Налог на прибыль организаций и предприятий 17
2.3 Налог на добавленную стоимость 18
2.4 Акцизы 20
3. Основные налоговые системы Российской Федерации
3.1 Основные принципы построения налоговой системы в экономике 22
3.2 Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы России 23
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообл(чист).doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Карельская государственная педагогическая академия

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра изобразительного искусства и дизайна

Налогооблажение: теоретические аспекты, принципы и формы

Выполнила Романовская Н.Н.,

студентка 645 группы

Руководитель: Лобашев В.Д.

  1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1 Экономическая сущность и функции налогов 4

1.2 Основные виды налогов 8

1.3 Государственная политика, цели и методы 9

2. Основные налоги, собираемые на территории Российской Федерации 15

2.1 Подоходный налог с физических лиц 16

2.2 Налог на прибыль организаций и предприятий 17

2.3 Налог на добавленную стоимость 18

3. Основные налоговые системы Российской Федерации

3.1 Основные принципы построения налоговой системы в экономике 22

3.2 Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы России 23

Список литературы 26

Одним из рычагов, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику, является налог. Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов образует налоговую систему страны. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного рычага воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1 Экономическая сущность и функции налогов

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики. Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

По объектам обложения налоги делятся на:

  • налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
  • налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
  • налог на имущество (предприятий и граждан);
  • налог на определенные виды деятельности и сделки (сделки с ценными бумагами);
  • налог за пользование природным ресурсами.

Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

Важнейшие элементы налогов

  • Субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
  • Носитель налога – юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому: субъект налога – производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, носитель налога – покупатель товара.
  • Объект налога – доход или имущество, измеренные количественно, которые служат базой для исчисления налога.
  • Налоговая база – денежная или физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
  • Источник налога – это доход, из которого выплачивается налог.
  • Единица обложения – единица, в которой измеряется величина налога.
  • Ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.
  • Налоговый период – срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  • Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления той или иной проведенной сделки, финансовой операции. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более – самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции: фискальную, стимулирующую и регулирующую.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

1.2 Основные виды налогов

налог подоходный политика государственный

Налоги делятся на два основных вида – прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

Прямые налоги подразделяются на:

  • реальные, ими облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.п.), они взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика.
  • личные налоги учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. Различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.

Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:28, реферат

Краткое описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Экономическая сущность и функции налогов 4
1.2 Основные виды налогов 8
1.3 Государственная политика, цели и методы 9
2. Основные налоги, собираемые на территории Российской Федерации 15
2.1 Подоходный налог с физических лиц 16
2.2 Налог на прибыль организаций и предприятий 17
2.3 Налог на добавленную стоимость 18
2.4 Акцизы 20
3. Основные налоговые системы Российской Федерации
3.1 Основные принципы построения налоговой системы в экономике 22
3.2 Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы России 23
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообл(чист).doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Карельская государственная педагогическая академия

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра изобразительного искусства и дизайна

Налогооблажение: теоретические аспекты, принципы и формы

Выполнила Романовская Н.Н.,

студентка 645 группы

Руководитель: Лобашев В.Д.

  1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1 Экономическая сущность и функции налогов 4

1.2 Основные виды налогов 8

1.3 Государственная политика, цели и методы 9

2. Основные налоги, собираемые на территории Российской Федерации 15

2.1 Подоходный налог с физических лиц 16

2.2 Налог на прибыль организаций и предприятий 17

2.3 Налог на добавленную стоимость 18

3. Основные налоговые системы Российской Федерации

3.1 Основные принципы построения налоговой системы в экономике 22

3.2 Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы России 23

Список литературы 26

Одним из рычагов, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику, является налог. Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов образует налоговую систему страны. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного рычага воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1 Экономическая сущность и функции налогов

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики. Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

По объектам обложения налоги делятся на:

  • налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
  • налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
  • налог на имущество (предприятий и граждан);
  • налог на определенные виды деятельности и сделки (сделки с ценными бумагами);
  • налог за пользование природным ресурсами.

Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

Важнейшие элементы налогов

  • Субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
  • Носитель налога – юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому: субъект налога – производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, носитель налога – покупатель товара.
  • Объект налога – доход или имущество, измеренные количественно, которые служат базой для исчисления налога.
  • Налоговая база – денежная или физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
  • Источник налога – это доход, из которого выплачивается налог.
  • Единица обложения – единица, в которой измеряется величина налога.
  • Ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.
  • Налоговый период – срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  • Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления той или иной проведенной сделки, финансовой операции. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более – самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции: фискальную, стимулирующую и регулирующую.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

1.2 Основные виды налогов

налог подоходный политика государственный

Налоги делятся на два основных вида – прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

Прямые налоги подразделяются на:

  • реальные, ими облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.п.), они взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика.
  • личные налоги учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. Различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.

Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Дисциплина «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Тема: «Общие теоретические аспекты налогообложения»

Цель занятия: Рассмотреть общие теоретические аспекты налогообложения и ознакомить с основными элементами налога. Способствовать развитию профессионального интереса

Теоретические вопросы

1. Налоги в экономической системе общества

Элементы налога

Рекомендуемая литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с

изменениями и дополнениями)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №

146-Ф (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ
(ред. от 04.11.2014)(в последней редакции)

Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет и отчетность. - М.: Налоговый вестник, 2011.

. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Ю.А. Бабаев,

А.М. Петров, Л.Г. Макарова; под ред. Ю.А. Бабаева. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 576 с. 24

2 Бухгалтерский учет /Безруких П.С.,Ивашкевич В.Б. и др.: Учебник.8-е изд.перераб. и доп.- М.: Бухгалтерский учет .- 2010.-576 с.

. Бухгалтерское дело: учебное пособие / под ред. Р.Б. Шахбанова. - 2-e изд.,с обновл. – М.: Магистр, Инфра-М, 2011. – 384 с.

. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст]:

Учебник / В. Г. Пансков. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 464с.

Толмачев И.А. Учет предпринимательской деятельности бюджетных

учреждений и некоммерческих организаций/ И.А. Толмачев.- М.:«ГроссМедиа»,2008.- 120с.

Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст] : Учебник / Т.Ф.

Юткина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 576с.

Налоги в экономической системе общества

Каждый человек и все предприятия должны выполнять перед государством свои обязательства по уплате налогов. При этом они могут использовать все имеющиеся возможности для снижения суммы налогов, которые разрешены законодательством. Поэтому знание российского налогового законодательства каждым человеком приобретает особое значение.

Основная трудность изучения налогообложения состоит в его динамичности и изменчивости. Почти каждую неделю публикуются новые документы по налогам. Поэтому очень важно всегда быть в курсе последних изменений в этой области. В этом поможет чтение газет, журналов и статей в интернете.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства. Как известно, налоги появились с возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей оно несет затраты, в виде определенной суммы денежных средств, которые могут быть собраны только посредством обязательных платежей экономических субъектов - налогов. Размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, поддержка нетрудоспособных членов общества и т. п. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений.

Через налоги, через размеры налогов и налоговые льготы государство имеет возможность оказывать серьезное влияние на развитие экономики, науки, культуры, а также на потребление, спрос населения, накопления, сбережения и деловую активность.

Изъятие государством у предпринимателей слишком большой суммы налогов, например, всей или большей части прибыли может привести к тому, что им станет невыгодно производство, утратится основная его цель. И, наоборот, чем больше у предпринимателей остается прибыли, тем больше возможностей для расширения и развития бизнеса, тем больше заинтересованность в нем, тем выше экономический рост.

Налог - одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и государства в целом. Налог — это вид текущего трансферта, обязательный безвозмездный платеж, уста­новленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налог – это односторонняя экономическая операция, прямое изъятие государством части валового продукта в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

Бюджет - это централизованный фонд государства, края области, города и т.п., формируемый на один год в виде финансового плана, в котором расписаны доходы и расходы государства или соответствующего субъекта. Важнейший источник доходов бюджета - совокупные поступления в виде налогов, сборов, пошлин. В настоящее время в России определены три уровня бюджетов: государственный (федеральный), региональный (республиканский) и местный. Они соответствуют административному делению страны.

Совокупность законов, правил и практических приёмов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением.

Основными свойствами налогов являются их обязательность и безэквивалентность. Первое связано с тем, что налог в виде обязательного взноса с граждан и предприятий государство изымает в порядке общественного принуждения, а второе говорит о том, что уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств.

От налогов отличаются сборы. Налоги, зачисленные в бюджет соответствующего уровня, обезличиваются. Этим налоги отличаются от сборов, которые при обяза­тельности и безвозмездности уплаты плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использо­ваться только на те цели, ради которых они взимались. Сбор в форме госпошлины — это денежный платёж, взимаемый государством за оказанные услуги, поэтому должна соблюдаться соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее.

Налоги являются важнейшими поступлениями в государственный бюджет, и в этом и заключается их фискальная функция.

В 2014 году в России бюджет в основном (на 82%) наполнили всего четыре основных налога. Это налог на прибыль (25% всех сборов), налог на добычу полезных ископаемых (20%), налог на доходы физических лиц (19%), налог на добавленную стоимость (18%). Налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых составляют основу федерального бюджета, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль — региональных бюджетов.

Регулирующая функция налогов заключается в их влиянии на изменение структуры и темпов развития производства и покупательную способность населения при увеличении или уменьшении налогового бремени.

2.Элементы налога

В нормативных документах по налогообложению, главным из которых является Налоговый кодекс РФ, по каждому налогу конкретизируются элементы налога. Элементы налога — это определяемые законодательными актами принципы построения и организации налогов.

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения в РФ 6

1.1 Сущность и функции налогов 6

1.2 Основные принципы построения налоговой системы РФ 10

1.3 Опыт налогообложения физических лиц в развитых странах 12

Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов с физических лиц 16

2.1 Налог на доходы с физических лиц 16

2.2 Налог на имущество с физических лиц 42

2.3 Земельный налог с физических лиц 50

2.4 Налоговый контроль и применение финансовых санкций 52

Список использованной литературы 59

Пытаясь перейти к рыночной экономике наша страна столкнулась с множеством проблем, которые необходимо срочно решать, так как без их решения не может существовать ни одна экономика. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции (9).

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

В этом отношении, объективно необходимым и чрезвычайно важным для совершенствования налоговой системы России, является изучение опыта организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб зарубежных стран - США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и искоренению следов крайней идеологизации в отечественной науке, объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому вопросу (19).

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство и разорение. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе было бы трудно понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.

На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях". Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и странами с минимальными ставками, далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.

Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех, хотя и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д.

Таким образом, уплата по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования.

Как и другие налоги, налогообложение физических лиц является ведущим звеном в налоговой системе страны.

Целью исследования дипломной работы является рассмотрение основных моментов взимания налогов с населения (налог на доходы с физических лиц, налог на имущество с физических лиц, налог на имущество переходящего в порядке наследование и дарения, земельный налог). Для достижения цели основными задачами являются: рассмотрение развития и социальных аспектов налогообложения физических лиц, изучение налогообложения физических лиц, определение путей совершенствования налогообложения физических лиц.

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения в РФ

1.1 Сущность и функции налогов

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания . публичной власти . “. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами (11).

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Состав и структура налогов с физических лиц уплачиваемых в бюджет Николаевского района.

Налоговая система государства. Налоги и их виды [27.04.16]

Тема: Налоговая система государства. Налоги и их виды

Тип: Курсовая работа | Размер: 104.86K | Скачано: 127 | Добавлен 27.04.16 в 12:50 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Владимир 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты налогов и налоговой системы

1.1. Понятие налогов, их виды и роль в экономике государства

1.2. Сущность, виды и принципы налоговой системы

Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ

2.1. Показатели собираемости налогов в РФ за 2013-2014 гг.

2.2. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, о чем свидетельствует опыт современной России, возрастает значение проблем совершенствования налоговых отношений.

Государство воздействует на экономику при помощи различных экономических рычагов. Налоги можно назвать одним из основных рычагов, с помощью которых осуществляется регулирование экономики. При помощи налогов упорядочивается внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Сущность налогообложения кроется в правильном и бесперебойном функционировании всех рычагов власти и общества, что может быть достигнуто с созданием грамотно разработанной системы налогообложения. Именно поэтому сущность и виды налогов играют далеко не последнюю роль в жизни всей страны.

Актуальность темы данной работы заключается в щепетильности вопроса налогообложения, от эффективной оптимизации которой зависит собираемость налогов, степень уклонения или сокрытия доходов и имущества.

Предмет работы – налоги и налоговая система. Объект работы – налоги и налоговая система России.

Цель работы – исследование особенностей налогов и налоговой системы России.

– изучить понятие налогов, их виды и роль в экономике государства;

– изучить сущность, виды и принципы налоговой системы;

– исследовать показателей собираемости налогов в РФ за 2013-2014 гг.;

– исследовать проблемы и пути совершенствование налоговой системы.

Теоретическую и информационную базу курсовой работы составили: учебная литература под авторством Кирьяновой З.В., Ламыкина И.А. и др., статьи авторов Лабузова В.А., Пансков В.Г. и др. в периодической печати, аналитические материалы Федеральной налоговой службы, данные интернет.

Структура и объем работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, одно приложение.

Во введении обозначена актуальность работы, поставлена цель и задачи исследования.

В первой главе представлены теоретические аспекты налогов и налоговой системы.

Во второй главе проведен анализ текущего состояния налоговой системы РФ.

В заключении подведены итоги по всей работе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.

1.1. Понятие налогов, их виды и роль в экономике государства.

В течение многих веков на развитие налогов не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов казны. Однако в начале XIX в. начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов. Например, русский экономист Н.И. Тургенев трактовал понятие налога чрезвычайно широко, подчеркивая, что «налоги суть средства к достижению цели общества или государства». В отличие от него А.А. Исаев отмечал, что «налоги- обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления». В данном определении четко выражены ключевые признаки налога — обязательность, поступление в общую казну. Думается, что в определении налога очень важно выделять и подчеркивать их государственное значение. Так, С.Ю. Витте под налогами понимал «установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд». Ключевыми в данном определении являются следующие позиции: налоги должны быть законодательно обоснованы, налоги — это денежные взносы, налоги должны идти на удовлетворение государственных нужд.

По определению понятия налогов, подчеркнем, что с практических позиций для обеспечения бюджета доходами, важное значение имеет законодательное определение понятия налога с целью гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщика, однозначного толкования термина всеми налогоплательщиками. С этих позиций очень важным представляется закрепление определения налога в Налоговом кодексе Российской Федерации: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Из данного определения следует, что, во-первых, налог — это обязательный платеж. Во-вторых, индивидуально безвозмездный, т.е. платеж односторонний, не предполагающий возврата налоговых платежей, за исключением законодательно предусмотренных случаев (возврат НДС, льготы и т.д.). В-третьих, налоги предназначены для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая от 31.07.1998 N 146-ФЗ(ред. от 29.12.2014) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog1 (дата обращения 10.12.2015)
  2. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 416 с.
  3. Глушков И.Е. Налоговая политика в современном предприятии. М.: КНОРУС - ЭКОР, 2013. – 288 с.
  4. Климов О.К. Налоговое право. М: Русь. 2012. - 207 с.
  5. Кирьянова З.В. Теория налогов. М.: Вираж, 2013. – 388 с.
  6. Кондраков Н.П. Налогообложение. М.: Инфра – М., 2013. - 295 с.
  7. Ламыкин И.А. Налоговое право. М.: Феникс, 2013. – 445 с.
  8. Налоги./ Под. ред. Ю.А. Бабаева.М.: Финансы и учет, 2013. – 403 с.
  9. Налоги и налогообложение. 4-е изд./Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. СПб.: Питер, 2013. – 576 с.
  10. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г.Черника. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2010. - 544 с.
  11. Налогообложение юридических и физических лиц/ В.Н.Незамайкин, И.Л.Юрзинова. - 2-е изд., перераб. И доп. М.: Экзамен, 2012. - 464 с.
  12. Зарипов В.М. Уменьшение налогов - законное и незаконное // Налоговый вестник, 2013. № 2. С. 104 – С.107.
  13. Киров Е.C. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения // Экономист,2013.№ 5. С. 32 – 37.
  14. Лабузова В. А. Проблемы и направления совершенствования системы налогообложения в России // Молодой ученый, 2014. №20. С. 323-325.
  15. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] // URL: http://www.nalog.ru/ (дата обращения 10.12.2015)

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: