При проведении действий по осуществлению налогового контроля вызываются по нятые в количестве

Опубликовано: 15.05.2024

Участие понятых при проведении определенных процессуальных действий является одной из гарантий соблюдения законности должностными лицами налоговых органов, а также делает возможной впоследствии проверку правильности проведения таких действий и объективности их отражения в протоколе. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица, обладающие гражданской дееспособностью. В отличие от других участников процессуальных действий – эксперта, переводчика и специалиста, для понятого не требуется наличия такого признака, как компетентность.

Статья 98 Налогового кодекса ограничивает сферу участия понятых проведением следующих процессуальных действий:

– осмотр территорий и помещений налогоплательщика, а также предметов и документов (ст. 92 НК РФ);

– выемка предметов и документов (ст. 94 НК РФ).

Понятой также удостоверяет своей подписью отметку в протоколе, которую должностное лицо налогового органа делает в том случае, если какое-либо лицо лишено возможности подписать протокол в силу физических недостатков или других причин.

Кодекс не предусматривает присутствия понятых при совершении таких процессуальных действий, как допрос свидетеля, проведение экспертизы и др.

Препятствием для вызова лица в качестве понятого является его заинтересованность в результатах налоговой проверки. Наличие у лица возможной заинтересованности должно проверяться должностным лицом налогового органа перед началом проведения необходимых процессуальных действий.

Не могут выступать в качестве понятых должностные лица налоговых органов. Это требование служит гарантией незаинтересованности понятого в исходе дела, а также обеспечивает объективность (непредвзятость) лица при осуществлении им функций понятого. Кроме того, необходимо исключить из числа понятых по тем же основаниям сотрудников органов налоговой полиции и таможенных органов.

В статье 98 НК не оговаривается возраст, при достижении которого лицо может выступать в качестве понятого. Предполагается, что понятым может быть лицо, обладающее гражданской дееспособностью. Кроме того, статья не содержит правила, которое ограничивало бы участие в качестве понятых лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и воспроизводить события. Однако в силу того, что понятой впоследствии может быть привлечен для дачи показаний в качестве свидетеля, этого правила следует придерживаться.

Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. Понятых может быть и больше, если для удостоверения всех обстоятельств и фактов, выявленных в ходе проверки, двух человек недостаточно. Обязательным является соблюдение условия удостоверения того или иного факта либо обстоятельства двумя понятыми. Свидетельствования одного понятого является недостаточ­ным и неправомерным. Понятые должны присутствовать в течение всего срока проведения процессуального действия.

Как участник процесса по осуществлению налогового контроля, понятой обладает определен­ными правами и обязанностями.

– удостоверить факт, содержание и результаты действий, произведенных в его присутствии. Удостоверение происходит путем подписания понятым протокола проводимого процессуального действия;

– в случае необходимости дать показания в качестве свидетеля по обстоятельствам, которые стали ему известны в ходе участия в проведении мер по осуществлению налогового контроля.

Понятой вправе присутствовать при проведении всех действий, осуществляемых в рамках конкретного мероприятия по налоговому контролю. С тем чтобы выяснить свою функцию по удостоверению факта производства процессуального действия, его содержания, хода и результа­тов, понятой вправе не просто присутствовать, а участвовать в производстве процессуального действия.

По поводу содержания, хода и результатов процессуального действия, записей об этом в протоколе понятой вправе делать заявления в ходе процессуального действия и замечания – после ознакомления с протоколом процессуального действия, подлежащие занесению в протокол, а также знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал. Протокол должен составляться в ходе процессуального действия или непосредственно после его окончания. Сразу же после его составления и оглашения он подписывается участниками следственного действия.

Если понятой откажется подписать протокол процессуального действия, к участию в котором он был привлечен, то должностное лицо налогового органа делает об этом отметку в протоколе и заверяет ее своей подписью. При этом понятому, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснения о причинах отказа, которые подлежат занесению в протокол.

Понятой имеет право требовать возмещения понесенных в связи с исполнением обязанности понятого расходов. В соответствии со ст. 131 НК РФ понятой имеет право на возмещение понесенных им в связи с выполнением своих обязанностей расходов на проезд, наем жилого помещения и право на выплату суточных. В Налоговом кодексе ничего не сказано о сохранении за лицом, вызываемым в качестве понятого, среднего заработка по месту работы либо о выплате ему денежного вознаграждения. Отсутствие такой нормы в отношении понятого нарушает его имущественное право на возмещение понесенных в связи с выполнением обязанностей понятого убытков.

У должностного лица налогового органа также существует ряд обязанностей в отношении понятых:

1) перед началом процессуального действия, при осуществлении которого обязательно присутствие понятых, должностное лицо обязано разъяснить им цель процессуального действия, их права и обязанности. Об этом должна быть сделана отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями понятых;

2) все осматриваемые и изымаемые предметы и документы должны предъявляться сотрудни­ками налоговых органов понятым;

3) в целях соблюдения налоговой тайны должностное лицо налогового органа обязано предупредить понятого о неразглашении сведений, полученных им в результате участия в производстве процессуальных действий (хотя прямо такого требования не установлено).

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Дополнительные мероприятия налогового контроля – явление нередкое. Такие действия возможны при любой проверке. Но без спорных вопросов, как водится, никуда.

Пункт 6 статьи 101 НК РФ позволяет проверяющим прибегать к контрольным допмероприятиям (КД), если им необходимы дополнительные доказательства. Такая потребность возникает, когда сведений и документов по итогам камеральной или выездной ревизии недостаточно для принятия окончательного решения. Нередко КД назначают и при представлении компанией (бизнесменом) уточненки после ВНП (подробности – в письме Федеральной налоговой службы от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@). Еще один типичный случай – возражения по акту проверки «приправлены» бумагами, требующими тщательного изучения.

Налоговые допмероприятия: новых нарушений не выявлять, по старым - доначислить

Решение о КД (по форме из Приложения № 34 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@) вправе вынести лишь руководитель ИФНС или его заместитель. Причем это возможно не ранее окончания проверки, составления и вручения акта по ее итогам, рассмотрения материалов ревизии руководителем инспекции (его замом). На такой порядок действий обращают внимание сами контролеры (см. письмо ФНС России от 19.10.2018 № ЕД-4-2/20515@).

В решении о назначении допмероприятий излагают обстоятельства, вызвавшие необходимость подобных действий, указывают срок их проведения и конкретную форму (п. 6 ст. 101 Кодекса, письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-02-07/1-321).

Что со сроками?

Допмероприятия не позволено проводить более одного месяца (двух – при проверке КГН или инофирмы, состоящей на учете по п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Имейте в виду: увеличить этот срок инспекторы не могут ни при каких условиях (письмо Минфина России от 21.11.2018 № 03-02-07/1/83852).

Однако чиновники убеждены – нарушение данных сроков не ведет к безусловной отмене решения ИФНС, принимаемого по результатам проверки. Умозаключение вытекает из положений статьи 101 главного налогового документа (письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, ФНС России от 06.03.2018 № ЕД-4-2/4335@).

Дополнительного налогового контроля много не бывает: ВС РФ согласился

Действительно, если затягивание ревизорами процесса – их единственная погрешность, добиться отмены итогового решения инспекции вряд ли удастся. Такой вывод следует из сложившейся судебной практики, на что налоговая служба обратила внимание в письме от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55. Тем не менее ФНС России в этом же разъяснении призывает фискалов соблюдать все процессуальные сроки, дабы избежать неэффективного использования ресурсов, увеличения обращений и жалоб. Кроме того, такие шероховатости могут затруднить взыскание налогов, пеней, штрафов в принудительном порядке. Сроки для принятия этих мер не сдвигаются, и из-за затягивания ревизорами КД вероятен их пропуск (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Но учтите – если проверяющие успеют подать в суд иск о взыскании задолженности в последний день шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса, рассчитаться с бюджетом придется (Постановление АС Дальневосточного округа от 16.10.2018 № Ф03-4140/2018, оставленное в силе Определением ВС РФ от 28.12.2018 № 303-КГ18-22204).

И еще. Доказательства, истребованные после окончания срока, указанного в решении о допмероприятиях, во внимание не принимаются. Это подчеркнуто в пункте 27 того же 57-го Постановления.

Бывает, что в решении о проведении КД не указаны конкретные допмероприятия налогового контроля. Но, по мнению судей, такой документ все равно соответствует требованиям пункта 6 статьи 101 НК РФ и не может быть признан недействительным (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2017 № Ф02-1246/2017).

В пункте 6 статьи 101 Кодекса прописано, что в качестве КД могут проводиться истребование документов (как у самого проверяемого лица, так и у его контрагентов), допрос свидетеля и экспертиза. К каким именно из этих действий прибегнуть, сколько раз и в каком объеме – решать ИФНС. Это отмечают не только сотрудники финансового ведомства (письмо от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426), но и служители Фемиды. Взять хотя бы Постановление АС Уральского округа от 20.01.2017 № Ф09-10912/16. В нем подчеркнуто, что необходимость и объем проведения тех или иных контрольных допмероприятий определяют именно инспекторы. Что же до налогоплательщика, то его мнение и желания роли не играют.

Каждое КД оформляют, как того требует Налоговый кодекс РФ (постановлением о проведении экспертизы, протоколом допроса свидетеля и т. д.). Производят подобные действия в общем порядке, то есть так же, как при самой проверке (письма Минфина России от 19.06.2009 № 03-02-07/1-321, от 06.03.2009 № 03-02-07/1-113).

Перечень упомянутых мероприятий является исчерпывающим. Однако арбитры дают ревизорам добро и на некоторые другие смежные действия:

  • осмотр помещений. В Постановлении от 24.12.2018 № Ф04-5098/2018 АС Западно-Сибирского округа принял протокол осмотра в качестве доказательства, отвечающего требованиям статьи 75 АПК РФ. Документ был составлен правильно – с разрешения руководителя, с участием понятых. Довод организации, что осмотр проведен инспекторами в нарушение пункта 6 статьи 101 НК РФ, суд отклонил;
  • привлечение специалиста. Нормы статьи 96 главного налогового документа не ограничивают чиновников в привлечении специалиста для участия в контрольных допмероприятиях (постановления АС Поволжского округа от 14.02.2017 № Ф06-17683/2017 и Уральского округа от 15.05.2019 № Ф09-2143/19);
  • выемку документов. Суд посчитал постановление ИФНС о выемке мотивированным (бумаги требовались для экспертизы, назначенной в рамках КД). По форме и содержанию оно соответствует требованиям части 1 статьи 94 НК РФ. Выемка проведена уполномоченными лицами инспекции в присутствии понятых и представителей проверяемой компании. То, что фирма представила документацию добровольно, значения не имеет. Фискалы вправе изъять подлинники, если имеющихся копий им недостаточно (см. Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.03.2018 № Ф01-351/2018, Ф01-773/2018). В другом деле служители Фемиды также посчитали, что у контролеров, проводивших допмероприятия, были основания для выемки подлинников документов. Одно из них – направление этих бумаг на экспертизу (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2012 № А53-27001/2010, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 17.05.2012 № ВАС-5533/12). ФНС России в пункте 10 письма от 23.05.2013 № АС-4-2/9355 обратила внимание, что арбитражная практика по данному вопросу складывается в ее пользу, сославшись на ряд вердиктов. Однако при этом чиновники подчеркнули – изъять документы можно лишь в случаях, перечисленных в пунктах 4 и 8 статьи 94 НК РФ. В частности, когда для проведения мероприятий налогового контроля копий документов проверяемого лица недостаточно.

Важные формальности

Шаги, предпринимаемые по окончании допмероприятий, оговорены в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ. По итогам таких действий контролеры составляют дополнение к акту проверки (по форме из Приложения № 35 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@). В нем, в числе прочего, фиксируют полученные дополнительные доказательства, выводы чиновников и их предложения по устранению нарушений.

Дополнение составляют и визируют должностные лица инспекции, проводившие КД, в течение 15 рабочих дней с даты завершения этих мероприятий. С того момента, как документ будет готов, ревизорам отводится пять рабочих дней на вручение его под расписку (передачу иным способом) проверяемому лицу (представителю такового). Проследите, чтобы налоговики не забыли приложить к дополнению материалы, полученные при проведении КД. Но учтите, что документы, пришедшие к фискалам от вас, прилагаться не должны.

А если компания (бизнесмен) уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки? Тогда этот факт инспекторы зафиксируют в данном документе и направят его уклонисту по почте заказным письмом. Он будет считаться полученным на шестой день с даты отправки такой «посылки».

Суд забраковал повторную ВНП под видом допмероприятия

Вы вправе представить в ИФНС письменные возражения по упомянутому дополнению в целом или по его отдельным положениям (в свободной форме) в рамках 15 рабочих дней с даты получения этого документа. К ним желательно присовокупить документы или их заверенные копии, обосновывающие возражения (п. 6.2 ст. 101 НК РФ). Если вы подкрепляете свои аргументы ссылками на те или иные нормативные правовые акты, не забудьте, что «кивать» надо на редакцию НПА, действовавшую в спорный период.

После этого руководитель ИФНС (его зам) рассмотрит акт проверки и дополнение к нему, все полученные инспекторами материалы, возражения проверяемого лица с обосновывающими их документами (подробности процедуры – в п. 1 ст. 101 Кодекса). В итоге будет вынесено решение о привлечении компании (коммерсанта) к ответственности или об отказе в наказании (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Фискалы должны обеспечить участие проверяемого лица в процессе рассмотрения материалов проверки, в том числе тех, что получены в ходе контрольных допмероприятий. Если этого не сделать, итоговое решение ИФНС может быть отменено на основании пункта 14 статьи 101 главного налогового документа (см. письма Минфина России от 19.06.2009 № 03-02-07/1-321 и от 26.05.2017 № 03-02-08/32453). Аналогичный настрой и у высших арбитров (Постановление Президиума ВАС от 13.01.2011 № 10519/10). Эта позиция находит отражение в многочисленных решениях окружных судов. Взять хотя бы Постановление АС Московского округа от 09.02.2015 № Ф05-16883/2014. Решение по выездной налоговой проверке отменено из-за того, что организацию заблаговременно не известили о факте рассмотрения всех материалов ревизии (в том числе полученных в рамках КД).

Имейте в виду, что отсутствие письменных возражений не лишает проверяемое лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов ревизии. На этом сделан акцент в письме финансового ведомства от 26.05.2017 № 03-02-08/32453.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля регламентировано ст. 96 части первой НК РФ, согласно п. 1 которой в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. Право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов закреплено в подп. 11 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ.

Уже говорилось, что возможность участия специалистов прямо предусмотрена в п. 3 ст. 92 НК РФ при проведении должностным лицом налогового органа, производящим выездную налоговую проверку, осмотра территорий, помещений проверяемого налогоплательщика, документов и предметов, а также в п. 3 ст. 94 НК РФ при производстве должностным лицом налогового органа выемки документов и предметов.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ решение о привлечении специалиста может быть принято при рассмотрении материалов налоговой проверки (т.е. в рамках производства по делам о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях), а согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ - при рассмотрении акта и других материалов мероприятий налогового контроля (т.е. в рамках производства по делам о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях).

Как уже отмечалось, неопределенность статуса экспертизы, предусмотренной ст. 95 НК РФ, служит поводом к тому, что зачастую различий между экспертом и специалистом, участвующими в проведении мероприятий налогового контроля, не выделяют.

Специалист для участия в проведении мероприятий налогового контроля привлекается на договорной основе (п. 2 ст. 96 НК РФ). На договорную основу привлечения специалиста указано и в приведенной норме п. 1 данной статьи. Следует отметить, что данные положения никак не согласуются с нормой п. 1 ст. 129 части первой НК РФ о налоговой ответственности специалиста за отказ от участия в проведении налоговой проверки (об указанной ответственности см. гл. 3 книги).

Факт участия лица в качестве специалиста согласно п. 3 ст. 96 НК РФ не исключает возможности опроса этого лица по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Участие переводчика регламентировано ст. 97 НК РФ, согласно п. 1 которой в необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик. Право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля переводчиков закреплено в подп. 11 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ.

Как уже говорилось, в соответствии с подп. 4 п. 9 ст. 89 НК РФ необходимость перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке, является одним из возможных оснований для приостановления руководителем (заместителем руководителя) налогового органа проведения выездной налоговой проверки.

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (п. 2 ст. 97 НК РФ). Данное положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

Пункт 3 ст. 97 НК РФ устанавливает обязанности переводчика: явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.

Согласно п. 4 ст. 97 НК РФ переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика. Пункт 1 ст. 129 части первой НК РФ устанавливает налоговую ответственность переводчика за отказ от участия в проведении налоговой проверки, а п. 2 указанной статьи - за осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (об указанной ответственности см. гл. 3 книги). Следует отметить, что положение об ответственности переводчика за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей не согласуется с нормой п. 1 ст. 97 НК РФ, в соответствии с которой переводчик привлекается для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе.

Участие свидетеля в действиях по осуществлению налогового контроля регламентировано ст. 90 НК РФ, согласно которой в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Право налоговых органов вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, закреплено в подп. 12 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки (т.е. в рамках производства по делам о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях) может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля. В пункте 6 указанной статьи предусмотрено, что допрос свидетеля может проводиться в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля. В соответствии с п. 7 ст. 101.4 НК РФ в ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля (т.е. в рамках производства по делам о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях) может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля.

В пункте 2 ст. 90 НК РФ установлено, что не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые:

в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвоката, аудитора.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 3 ст. 90 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Как определено в п. 4 ст. 5 УПК РФ, близкие родственники - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

В части 2 ст. 51 Конституции РФ также предусмотрено, что федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

КС РФ в Постановлении от 20 февраля 1996 г. N 5-П отмечал, что положение ст. 51 (ч. 1) Конституции РФ в соотнесении со ст. 23, 24, 45, 46 и 52 Конституции РФ означает недопустимость любой формы принуждения к свидетельству против самого себя или своих близких. Там же КС РФ указал, что из неотъемлемого права каждого человека на защиту себя или своих близких, права каждого человека не свидетельствовать против самого себя и не быть принуждаемым к даче таких показаний вытекает, что как в ч. 1, так и в ч. 2 ст. 51 в число лиц, которые освобождаются от обязанности давать свидетельские показания, включаются те, кто обладает доверительной информацией, будь то в силу родственных связей или по роду своей профессиональной деятельности (адвокат, священник и т.п.).

В соответствии с ч. 3 ст. 56 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ ) не подлежат допросу в качестве свидетелей:

судья, присяжный заседатель - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Как уже говорилось, факт участия лица в качестве специалиста согласно п. 3 ст. 96 НК РФ не исключает возможности опроса этого лица по этим же обстоятельствам как свидетеля.

По общему правилу, закрепленному в приведенных нормах подп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ, лицо в качестве свидетеля вызывается для дачи показаний непосредственно в налоговый орган. В изъятие из данного правила в п. 4 ст. 90 НК РФ предусмотрены случаи, когда показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания:

в случае если свидетель вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган;

в других случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

Показания свидетеля заносятся в протокол (п. 1 ст. 90 НК РФ). По терминологии налоговых органов он называется протоколом допроса свидетеля, хотя допрос как форма получения показаний свидетеля в НК РФ не назван (об общих требованиях к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля, см. ниже).

Пункт 5 ст. 90 НК РФ предусматривает предупреждение должностным лицом налогового органа свидетеля перед получением показаний об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Об этом делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Налоговая ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний установлена ст. 128 НК РФ (об указанной ответственности см. гл. 3 книги).

Протоколы допроса свидетелей прилагаются к акту налоговой проверки либо к акту об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (см. ниже).

При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, вызываются понятые (п. 1 ст. 98 НК РФ). Уже говорилось, что обязательность присутствия понятых прямо предусмотрена в п. 3 ст. 92 НК РФ при проведении должностным лицом налогового органа, производящим выездную налоговую проверку, осмотра территорий, помещений проверяемого налогоплательщика, документов и предметов, а также в п. 3 ст. 94 НК РФ при производстве должностным лицом налогового органа выемки документов и предметов.

Понятые вызываются в количестве не менее двух человек (п. 2 ст. 98 НК РФ). Следует отметить, что такое количество лиц, приглашаемых в качестве понятых, предусмотрено различными отраслями процессуального законодательства.

В качестве понятых могут быть вызваны только не заинтересованные в исходе дела физические лица (п. 3 ст. 98 НК РФ).

Участие должностных лиц налоговых органов в качестве понятых не допускается (п. 4 ст. 98 НК РФ). Необходимость такого ограничения очевидна - должностные лица налоговых органов являются безусловно заинтересованными в исходе дела лицами.

Пункт 5 ст. 98 НК РФ закрепляет обязанность понятых удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии, а также право понятых делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол. В случае необходимости понятые могут быть опрошены по фактам, содержанию и результатам действий, производившихся в их присутствии.

Организационно-правовые методы налогового контроля, используемые при проведении налоговых проверок

При осуществлении налогового контроля за деятельностью НКО налоговые органы широко применяют организационно – правовые методы налогового контроля.
Под организационно-правовыми методами налогового контроля понимаются отдельные процессуальные действия или совокупность взаимосвязанных процессуальных действий, направленных на получение необходимых для осуществления налогового контроля данных и формирование системы доказательств по фактам налоговых правонарушений.
Указанные действия регламентированы НК РФ, и при их совершении обязательно соблюдение установленных правовых норм. Нарушение порядка совершения процессуальных действий, установленного НК РФ, влечет за собой признание данных, полученных в результате соответствующих действий, утратившими доказательную силу.
Привлечение понятых
Налоговый кодекс предусматривает определенный круг действий органов налоговой администрации по осуществлению налогового контроля (как правило, в ходе выездных проверок), для проведения которых необходимо привлечение понятых. В большинстве случаев понятые вызываются на все время проведения активных действий в ходе выездной налоговой проверки (осмотр территории, выемка документов и т. д.).
Понятые — это физические лица, не заинтересованные в исходе дела, не являющиеся должностными лицами налоговых органов, вызываемые органом налоговой администрации в случаях, предусмотренных нормами НКРФ, для удостоверения факта, содержания и результатов действия, производимого в ходе осуществления налогового контроля.
Понятые привлекаются для участия в проведении конкретного действия в ходе осуществления налогового контроля, как правило, непосредственно на месте проведения действия. Не заинтересованные в исходе дела физические лица не из числа должностных лиц налогового органа приглашаются для участия в производимом действии должностным лицом, осуществляющим налоговый контроль (т.е. для удостоверения факта, содержания и результатов действия, производство которого предполагается). Данные понятых (ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства) фиксируются в протоколе, составляемом по результатам произведенного в их присутствии действия.
Привлечение понятых осуществляется только с их согласия. Отказ лица от участия в качестве понятого в проведении того или иного действия в ходе осуществления налогового контроля не признается налоговым правонарушением и не влечет за собой применения к такому лицу мер ответственности.
Налоговым кодексом установлен определенный набор мероприятий, которые могут быть использованы налоговыми органами при проведении налоговых проверок, и определен порядок проведения большинства из них. Некоторые из этих мероприятий могут быть проведены только в ходе выездной налоговой проверки, другие же могут использоваться как при выездной, так и при камеральной проверке.
Право налоговых органов на вызов налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) для дачи пояснений закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Обязанность налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) предоставлять необходимую информацию в случаях и порядке, предусмотренных НК, установлена пп. 7 п. 1 ст. 23 НК. Вызов осуществляется на основании письменного уведомления о вызове в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
В уведомлении помимо обязательных реквизитов также указывается ИНН налогоплательщика, время явки и место, куда ему необходимо прибыть для дачи пояснений. Пояснения могут даваться в письменной или устной форме. Следует отметить, что НК РФ не предусматривает каких-либо специальных мер ответственности налогоплательщика за неявку в налоговый орган для дачи пояснений.
Проведение экспертизы
Эксперт — физическое лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, техники, искусства, ремесла и т.д. и привлекаемое для дачи заключения по интересующему налоговые органы вопросу в ходе проведения налоговой проверки.
Экспертиза, как правило, назначается при необходимости:
• установления подлинности документов или восстановления документов;
• уточнения рыночной стоимости товаров, работ, услуг или имущества;
• определения соответствия видов и количества списанных на себестоимость продукции, материалов и компонентов используемой технологии;
• определения объема и характера выполненных ремонтно-строительных работ (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция);
• и в иных подобных случаях.
Привлечение специалистов
Специалист — не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, обладающее специальными познаниями или навыками в какой-либо из областей науки, техники, искусства или ремесла, привлекаемое для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок.
Потребность в специалисте возникает, как правило, при осуществлении таких мероприятий, как арест имущества налогоплательщика, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода или прибыли, производство выемки (изъятия) документов или предметов. В ст. 77, 92-и 94 НК. РФ, касающихся соответственно порядка ареста имущества, осмотра и выемки, содержится прямое указание о возможности участия специалиста. При необходимости специалист может привлекаться к участию и в других действиях по осуществлению налогового контроля.
Опрос свидетелей
В ходе проведения налоговой проверки (как камеральной, так и выездной) должностные лица налогового органа вправе вызывать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, кото¬рому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, за исключением (п. 1, 2 ст. 90 НК РФ):
• лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
• лиц, которые получили информацию, необходимую для налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокатов и аудиторов.
Свидетель — это физическое лицо, которому может быть известна какая-либо информация по вопросам, возникающим в ходе проведения налогового контроля на любой его стадии.
Вызываемые в качестве свидетелей физические лица вправе отказаться от дачи показаний только по предусмотренным законодательством РФ основаниям. Таким основанием является ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законодательством.
Вызов свидетелей осуществляется повесткой. Повестка вручается свидетелю под расписку или отправляется по почте заказным письмом с уведомлением.
Согласно ст. 128 НК РФ, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа.
Этапы опроса:
1.Удостоверение личности свидетеля
2. Разъяснение свидетелю его прав и предупреждение об ответственности за отказ от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК РФ)
3.Постановка общих вопросов и свободный рассказ свидетеля об известных ему обстоятельствах
4.Постановка уточняющих вопросов и ответы свидетеля
5.Ознакомление свидетеля с протоколом и подписание им протокола
Относительно каждого сообщаемого свидетелем факта следует установить источник получения им соответствующей информации. В противном случае свидетельские показания не могут служить доказательством при установлении тех или иных обстоятельств налогового правонарушения.
По окончании опроса свидетель читает и подписывает протокол (п. 4 ст. 99 НК РФ); свидетель вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол (п. 3 ст. 99 НК РФ).
Истребование документов от налогоплательщика или налогового агента
Во время проведения любого вида налоговой проверки сотрудники налоговой администрации нередко сталкиваются с необходимостью получения документальных подтверждений тех или иных операций, совершаемых подконтрольным налогоплательщиком.
Истребование документов и информации — это процессуальное дей-ствие, которое заключается в направлении письменного требования должностного лица налоговой администрации в связи с проводимой им налоговой проверкой о добровольном предоставлении в 5-дневный срок информации, относящейся к деятельности налогоплательщика (платель¬щика сборов, налогового агента) или его контрагентов.
Истребование документов может производиться как в письмен¬ной, так и в устной форме. Требование вручается налогоплательщику под расписку (при выездной проверке или в случае присутствия налогоплательщика в налоговом органе) либо направляется ему заказным письмом.
Выемка (изъятие) документов
В случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или изменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов (п. 8 ст. 94 НК РФ).
Под выемкой документов понимается принудительное обеспечение доступа должностных лиц к документации налогоплательщика и изъятие копий необходимых документов, а под изъятием документов -изъятие их подлинников.
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления осуществляющего выездную налоговую проверку должностного лица налогового органа, утвержденного руководителем соответствующего налогового органа или его заместителем (п.1ст.94НКРФ).
Выемка (изъятие) документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, направленную на получение копий (подлинников) документов, необходимых для вынесения адекватного решения о правомерности деятельности проверяемого налогового субъекта.
Выемка документов может производить только в ходе выездной налоговой проверки.
Постановление о проведении выемки (изъятия) документов принимается в случаях:
•отказа налогоплательщика предоставить или непредоставления налогоплательщиком в установленный срок истребованных документов;
• возникновения необходимости изъятия подлинников документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, при наличии достаточных оснований полагать, что эти подлинники будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
Осмотр территорий и помещений
Должностное лицо органа налоговой администрации, выполняющее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий и помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, а также документов и предметов (ст. 92 НК РФ).
Осмотр — это процессуальное действие должностных лиц налоговой администрации по отношению к территории, помещениям, документам и предметам проверяемой организации или проверяемого физического лица, направленное на выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты выездной проверки. Целью проведения осмотра является установление соответствия документальных данных, представленных налогоплательщиком, фактическим данным, полученным в результате осмотра.
Осмотр производится преимущественно в ходе выездной налоговой проверки.
В обязательном порядке осмотр проводится:
– при выемке документов;
– воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию (в помещение);
О производстве осмотра составляется протокол.
Осмотру могут подвергаться любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории независимо от места их нахождения (пп. 6 п. 1 ст. 31 ПК РФ).
Осмотр производится в обязательном присутствии понятых. Лицо, в отношении которого осуществляется проверка, или его представитель вправе участвовать в проведении осмотра, но их участие обязательным не является. Проведение осмотра фиксируется в протоколе.
Инвентаризация имущества налогоплательщика
Налоговым кодексом установлено, что при необходимости в ходе выездной налоговой проверки налоговые органы вправе производить инвентаризацию имущества проверяемого налогоплательщика, поря¬док проведения которой утверждается Минфином и МНС России (п. 1 ст. 31 НК РФ).
Основными целями проведения инвентаризации являются:
• выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
• сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
• проверка полноты отражения в учете обязательств налогоплательщика.
Инвентаризация проводится на основании письменного распоряжения руководителя налогового органа по месту нахождения налогоплательщика или принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств. В распоряжении указываются причина и сроки проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии и перечень подлежащего инвентаризации имущества, в который может включаться любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения: основные средства и нематериальные активы; производственные и прочие запасы, готовая продукция, товары, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы.
Поскольку основной задачей проводимой при налоговой проверке инвентаризации имущества налогоплательщика является выявление неучтенных объектов налогообложения или существенных для налогообложения расхождений данных бухгалтерского учета и фактического наличия имущества, то по результатам инвентаризации составляется подписываемая председателем комиссии ведомость.

Читайте также: