Налоги государственный бюджет государственный долг

Опубликовано: 13.05.2024

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

► Что такое государственные финансы?
► Для чего существуют налоги и каковы их функции? Какие виды налогов используют современные государства?
► Налоги как распределительный механизм.
► Какие задачи выполняет государственный бюджет? Как он составляется, из каких источников?

§ 5. Государственные финансы. Министерство финансов. Государственный бюджет.

Государственные финансы – это совокупность финансовых отношений по формированию и использованию общегосударственных, административно-управленческих единиц и государственных (казённых) предприятий. Государственные финансы – наиболее важная часть финансовой системы страны, которая состоит из различных государственных институтов и организаций (министерства финансов, министерства по налогам и сборам, государственного бюджета, государственного долга, а также региональных и местных финансовых учреждений). Через государственные финансы аккумулируются финансовые ресурсы и реализуется политика государства – общая экономическая, финансово-кредитная, инвестиционная, внешнеэкономическая и социальная.

Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые ресурсы, которые идут на содержание государственного управленческого аппарата, оборону, органы правосудия, социальную политику, а также на выполнение международных обязательств и участие в международных организациях. Денежные средства поступают в государственный бюджет через различные каналы: налоги, таможенные сборы, рентные поступления, специальные платежи по экспорту и иные ресурсы.

Центральным финансовым органом государственного управления является министерство финансов, главные задачи которого – разработка проекта государственного бюджета, контроль за финансовой дисциплиной в государстве, точным исполнением финансовых обязанностей федерального правительства, оказание содействия региональным финансовым властям. Министерство финансов, как правило, действует вместе с центральным банком, хотя последний является самостоятельным органом и не подчиняется правительству.

Государственный бюджет – это финансовая основа деятельности федерального (в федеративных государствах) или центрального (в унитарных государствах) правительства. В государственном бюджете в полном объёме отражаются доходы и расходы государства. Разрабатывает бюджет министерство финансов, а утверждает парламент, после чего он становится законом (как правило, бюджет принимается на 1 год, хотя были попытки рассчитать его и на более длительный срок – 3 года). Таким образом, государственный бюджет является централизованным денежным фондом.

Бюджетные принципы. В государственном бюджете органически связываются основные финансовые операции: расходы, различные доходы и государственные займы. Все они служат задачам государственной политики. Построение бюджета основано на соблюдении нескольких основных принципов.

Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты – учёт по каждой статье бюджета всех затрат и всех поступлений.

Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности – открытость и необходимость информирования общества обо всех расходах и источниках доходов.

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. В современных условиях закономерностью становится рост государственных расходов. При этом в развитых странах существенно увеличились госрасходы на социальные программы. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные – 44,5, хозяйственные – 6,2, а проценты по государственному долгу – 15,7%. В развитых европейских странах социальная сфера составляет более 50% всех бюджетных расходов.

Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три главные функции:

фискальную, которая связана с формированием финансовой базы бюджета;

экономического регулирования;

социальную, предполагающую использование государственного бюджета для защиты нуждающихся слоёв населения.

Основные расходные статьи госбюджета соответствуют основным задачам государства и обеспечивают их выполнение. Это можно выразить следующей простой формулой:

Расходы на покупку товаров и услуг + Трансферы = Поступление налогов и пошлин.

Когда доходы и расходы правительства совпадают, государственный бюджет называют сбалансированным. Такая ситуация, однако, большая редкость.

Если государство предполагает, что расходы превысят предполагаемые доходы за счёт всех видов налогов и платежей, то говорят о дефиците государственного бюджета. Так, например, в 1994 г. дефицит государственного бюджета Российской Федерации составлял 35% (или 50,8 трлн р.). Годовой бюджет на 1995 г. был принят с дефицитом примерно 29%. Начиная с 2001 г. бюджет России стал бездефицитным (в основном благодаря высоким мировым ценам на нефть и соответственно большим налоговым поступлениям от нефтяных компаний). Бюджет на 2010 г. предусматривал бюджетный дефицит 8%.

Профицит государственного бюджета – финансовая ситуация, при которой предполагаемые государственные расходы меньше доходов от налогов и платежей, т.е. доходы превышают расходы.

Чаще всего в практике правительств расходы превышают доход и бюджеты сводятся с дефицитом и очень редко – с профицитом. В условиях экономической депрессии, когда поступления в бюджет замедляются, правительства становятся на путь эмиссии (печатания дополнительных денег) с тем, чтобы покрыть растущие расходы. Отсюда неизбежная инфляция, расстройство денежного механизма, нарастание общего неравновесия в национальной денежной системе, а затем и в экономике страны.

Государственный долг в мировой практике – явление достаточно распространённое. Государственный долг – это сумма ссуд, взятых государственными органами. Государственный долг может быть двух видов:

внутренним – перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов;

внешним – перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заём на основе правительственных соглашений, либо перед иностранными компаниями и банками, ставшими кредиторами государства.

Многие страны мира сегодня отягощены государственными долгами. Так, в США величина долга составляет 80% к объёму ВВП (против 45% в 1990г., что свыше 11 трлн долл.). Госдолг Японии составляет 200% ВВП. Внешний долг России состоит из долгов иностранным банкам частных и государственных компаний, что в 2008 г. равнялось 500 млрд долл. Это обстоятельство в значительной мере усложнило кризисную ситуацию в стране, заставило правительство спасать частные банки и компании, предоставив им более 200 млрд долл. для уплаты той части долгов, которую они обязаны были выплатить в 2008– 2009 гг.

• дефицит и профицит бюджета

• внутренний и внешний государственный долг

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что включают в себя государственные финансы?

2. Как формируется бюджет страны?

3. Какие функции выполняет министерство финансов?

4. Что такое дефицит и профицит бюджета?

5*. К каким мерам прибегает правительство, если планируется дефицит бюджета?

6*. Почему обострилась международная дискуссия вокруг гигантского государственного долга США? Связана ли она исключительно с мировым финансово-экономическим кризисом или имеет более глубокие корни?

7*. Внимание: проблема!

1. За счёт чего накапливается государственный долг?

2. Какие пути преодоления задолженности находят государства?

3. Почему страны-кредиторы иногда отказываются принимать долги стран-заёмщиков досрочно?

4. Найдите в экономическом словаре объяснение понятия «реструктуризация долга».

5. Какие бы вы предложили меры для Греции, у которой размер долга в 2012 г. составил примерно 250 000 евро на каждого гражданина?

Рассматриваются вопросы: Налог, налоговая система. Функции и виды налогов. принципы налогообложения. Государственный бюджет. Сбалансированность бюджета.

ВложениеРазмер
nalogi.pptx 786.61 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Налоги. Государственный бюджет. Государственный долг.

Налог, налоговая система. Функции и виды налогов. П ринципы налогообложения. Государственный бюджет. Сбалансированность бюджета. Государственный долг.

Исключительное право сбора налогов – один из неотъемлемых признаков государства. Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству в порядке и на условиях, определённых законодательством. Налогообложение – определённый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и организаций в пользу государства для оплаты расходов власти и местного самоуправления.

фискальная (наполнение государственного бюджета и финансирование расходов государства); социальная (за счёт частичного перераспределения средств, собранных в качестве налогов, происходит некоторое сглаживание социального неравенства); регулирующая (влияние на структурные изменения экономики, развитие внешнеэкономических связей, потребление и др.) Функции налогов

Структура налога ставка налога (величина налога на одну единицу налоговой базы) субъект налога ( налого -плательщик) налоговая база (установленная законом характеристика объекта налогообложения) объект налога (имущество, доход, товар и т.п., подвергаемый налогообложению) налоговые льготы (установленные законом для отдельных категорий граждан и организаций основания снижения налогов)

Виды налогов По характеру ставок По методу взимания регрессивные (ставки снижаются при возрастании объекта налога); пропорциональные (ставки не зависят от величины объекта налога); прогрессивные (ставки увеличиваются при возрастании объекта налога) прямые (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на наследство, земельный, охотничий и др.) косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы и др.)

Совокупность взимаемых в стране налогов, правил их от уплаты и налоговых органов называют налоговой системой. В России основы налоговой системы закреплены Налоговым кодексом РФ. «В этом мире неизбежны только смерть и налоги». (Б. Франклин (1706 – 1790) – американский политический деятель) При уплате многих налогов закон предусматривает льготы для различных групп налогоплательщиков (например, при уплате налога на доходы физических лиц). Систематический поиск и использование налогоплательщиком налоговых льгот называют налоговым планированием.

налоги должны быть установлены законом и обязательны к уплате; налоги должны быть справедливыми с точки зрения общества; расчёт и процедура уплаты налогов должны быть понятны и удобны для налогоплательщиков. Основные принципы налогообложения

Функции государственного бюджета финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства; содержание институтов государства. Государственный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Уровни государственного бюджета в РФ Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты

Бюджетный процесс – регулируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. Бюджетный процесс в Р оссийской Федерации Этапы Содержание I Утверждение бюджета Составление проекта бюджета (готовят муниципальные казначейства, финансовые органы субъектов РФ, Министерство финансов РФ II Рассмотрение проектов бюджетов законодательными органами соответствующего уровня (на федеральном уровне закон о бюджете принимается Федеральным Собранием РФ) III Исполнение бюджета (операции по переводу бюджетных средств осуществляют Центральный банк РФ и Федеральное казначейство) IV

! Бюджет может быть сбалансированным (доходы и расходы примерно равны), профицитным или дефицитным. Профицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникшая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму, меньшую, чем может реально получить доходов (т.е. доходы государства превышают расходы). Дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникшая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму, большую, чем может реально получить доходов (т.е. расходы государства превышают доходы).

сокращение бюджетных расходов (в том числе урезание социальных программ); изыскание дополнительных источников доходов (нередко связано с повышением налогов); выпуск (эмиссия) необеспеченных денег (рост инфляции и бюджетного дефицита); одалживание денег (государственный долг). Способы покрытия бюджетного дефицита

Государственный долг – это долговые обязательства государства и муниципалитетов перед отечественными и иностранными гражданами, фирмами, организациями. Внутренний долг (перед гражданами, фирмами и организациями своей страны, иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов) Внешний долг (перед иностранными государствами и финансовыми организациями, предоставившими кредиты на основе правительственных соглашений) Главный источник государственного долга – дефицит государственного бюджета. !

Опасность дефицита бюджета состоит в том, что он нередко покрывается за счёт эмиссии денег и/или государственных займов, что стимулирует инфляцию и тормозит развитие экономики; снижается инвестиционная активность предпринимателей; растёт социальная напряжённость; не хватает средств на развитие инфраструктуры (дорог, систем связи и т.п.) и др.

Прямые налоги, в отличие от косвенных, являются обязательными для уплаты взимаются с граждан и фирм устанавливаются с государством взимаются с собственности, доходов Ответ: 4

Гражданин С. уплатил налог за принадлежащий ему земельный участок. Объектом налога в данном случае является гражданин С. земельный участок доход гражданина С. государство Ответ: 2

Верны ли следующие суждения о налогах? А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства. Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны Ответ: 2

Государственный бюджет определяет основные направления внутренней политики устанавливает ставки налогов с граждан и фирм отражает масштабы производства в стране определяет минимальный размер оплаты труда Ответ: 3

Что относится к доходам государственного бюджета? оборонный заказ предприятиям социальные выплаты выручка от приватизации государственных предприятий финансирование приоритетных национальных проектов Ответ: 3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Налоги и бюджет

Презентация по теме "Налоги и бюджет" для уроков обществознания, экономики. Содержит дедактивный материал: можно испоьзовать и в электронном и бумажном варианте.


"Государственный бюджет"

Данная презентация поможет учителю быстро и доходчиво обяснить тему, а учащимся - надолго запомнить материал.


Государство и экономика. Государственный бюджет.

Доходы и расходы бюджета, экономика потребления, пути преодоления дефицита бюджета.


Государственный бюджет

Государственный бюджет (state budget) — форма образованияи расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства и местн.

Материалы подходят для использования при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.


Конспект урока по обществознанию для 8 класса "государственный бюджет"

Урок по теме "государственный бюджет" является вторым уроком по теме: "Бюджет" для учащихся 8 классов, курс "Обществознание".


Государственный бюджет и государственный долг (презентация, 11 класс, обществознание)

Урок №17 базового уровня обучения по обществознанию в 11 классе.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.


Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.

Ответ: на рисунке 5.


Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

31 августа 2015




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



Данный документ предстает в виде структуры сбора документов финансовой области, где отражена работа федеральных служб, структур и программ, работа которых направлена на улучшение потребностей государства при помощи денежных средств из казны. В нем указано, откуда берутся доходные средства и сколько поступлений необходимо ждать в будущем.

Говоря простыми словами, государственный бюджет – это главная ведомость страны, где указывается количество поступающих в казну денежных средств, а также прописываются необходимые расходы.

Обычно, действия такого документа прописываются ежегодно – с 1 января по 31 декабря.

Государственный бюджет оказывает влияние на большинство факторов экономики и регламентируется на уровне законодательства.

Помимо всего прочего, создан определенный бюджетный процесс, который заведует составом, детальным осмотром, принятием и дальнейшим исполнением государственного бюджета. Этот процесс берет на себя ответственность регулировать казну и проводить необходимые проверяющие процедуры. Реализуется бюджетное дела подобного масштаба государственными представителями, которые имеют право на осуществление подобной деятельности.

Функции

Главные функции государственного бюджета представляют собой:

  • контроль и ограничения действий основных органов правительства;
  • осуществление управления денежных средств внутри государственного аппарата и укрепление финансовых связей центральной и региональных частей страны;
  • определение экономико-политического направления деятельности государственного аппарата;
  • предоставление проверенных данных о решениях правительственных органов остальным членам экономико-государственной сферы.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый источник государства, который представляет собой обязательную часть для эффективного существования и деятельности всего государства. При помощи денежных средств из бюджета правительство выплачивает компенсации по имеющимся обязательствам, финансирует разнообразные государственные программы и мероприятия, а также занимается созданием государственных резервов.


Государственный бюджет имеет огромное экономическое значение для страны. Он может выявить итоговый спрос, касающийся потребителей. Это характеризуется тем, что размер бюджета в основном зависит от доходов граждан страны. Денежные средства, использованные из казны, позволяют выполнять принятые на государственном уровне заказы и закупать больше необходимых товаров и материалов. Сумма финансовых средств, проходящих через систему государственного бюджета, влияет на важные для страны экономические данные, такие как:

  1. объем производимых продуктов;
  2. инвестиции, реализуемые на уровне государственного аппарата;
  3. число безработного населения;
  4. сумма денежного притока;
  5. курс валют;
  6. ставки, предоставляемые Национальным банком страны;
  7. величина государственного долгового обязательства на внешнем и внутреннем уровне;
  8. инфляционный показатель.

Данные финансово-экономические показатели имеют тесную связь друг с другом, поэтому при отрицательном развитии хотя бы одного из них, стремительно ухудшается состояние остальных.

К примеру, государственный бюджет уменьшается посредством сокращения предоставления денежных средств от определенной государственной системы. При таком раскладе проблема задержки зарплаты решаема только при сокращении некоторого числа сотрудников, что, впоследствии, приведет к повышению уровня безработного населения и увеличению денежных выплат, реализуемых социальными органами для безработных.

Иным примером может служить решение правительства сократить величину внутреннего долга государства, применяя не государственные деньги, а выпустив дополнительное количество денежных банкнот. Будет зафиксировано повышение уровня инфляции из-за того, что государственные деньги не были укреплены золотовалютным запасом государства.

Для улучшения работы бюджета страны высчитываются определенные величины:

  • доходы государства;
  • государственная документация относительно нерегулярных денежных поступлений;
  • расходы на государственном уровне;
  • дефицитные и профицитные показатели.

Система доходов государственного бюджета

Система доходов госбюджета представляет собой денежные суммы, которые поступают в обязательном и безвозвратном виде, основанные на действующей законодательной системе.


Они строятся при помощи:

  • налогов, которые изымаются основными и региональными представителями власти;
  • неналоговых источников дохода, которые складываются от прибыли внешнеэкономических манипуляций и имущественных доходов, которые принадлежит государству;
  • источников дохода от государственных фондов бюджета.

Также доходы бывают текущими и капитальными. Капитальные доходы представляют собой доходность от продажи земляных участков или их сдачу в аренду, а также прибыльность от использования запасов государства.

Доход можно получить еще при помощи государственных трансферт – платежей, которые имею зачастую единоразовый и нерегулярный характер от некоторых организаций. Обычно, это пожертвования или спонсорская помощь, которая может выражаться, например, в инвестировании строительства больницы или детского сада.

Виды доходов

Текущие доходы бывают налоговыми и неналоговыми, как было сказано выше.

Налоговые

Налоговые доходы строятся при помощи установленной государственным аппаратом налоговой системы сбора. На основании недавней корректировки кодекса доходов от бюджетных средств, они строятся при помощи налоговых, неналоговых и безвозмездных начислений. Государственный бюджет РФ состоит на 84% из начислений от налогов, на 7% — от не налогов, а оставшиеся 9% составляют доход от фондов, основанных государственным аппаратом.


Доход представляет собой:

  • налог на полученный доход;
  • подоходный налог;
  • налог на имущественную собственность;
  • налог использование личного автомобиля;
  • удержанные суммы из заработной платы;
  • налог за использование природными резервами;
  • налог за регистрацию имущества и т.д.

Налоговая система представляется основой финансирования политики страны. Величина налоговых отчислений устанавливается законодательством, а при уклонении от уплаты налогов существуют способы уголовного пресечения.

Налоговая система состоит из прямых и косвенных налогов. На рабочую деятельность любого предприятия или организации в стране назначаются прямые налоги. Сюда относятся подоходный налог, прибыльный налог и т.д. Косвенные налоги составляют практически 70% всего дохода государственного бюджета. Именно этот вид налогов влияет на образование цены на тот или иной товар или услугу, и его дальнейшее использование. Такими налогами являются налог на добавочную стоимость, различные транспортные сборы, государственные пошлины.

Неналоговые

Неналоговые доходы представляют собой платежи административного характера, имущественный доход от государственных строений, штрафы.

Иные доходы

К иным доходам относятся займы государства, которые реализуются при помощи использования акций, облигаций и других ценностей.

Также существуют еще федеральные, региональные и местные налоги, которые назначаются в субъектах страны.

Расходы госбюджета

Под расходами госбюджета понимается величина денег, которая имеет направленность финансового покрытия реализуемых задач и запросов местных и государственных законодательных организаций. Расходы бывают:

  • военной направленности. Они реализуются на увеличение оборонной мощности страны, содержание военных городков и армии в целом;
  • экономической направленности. Данный вид расходов осуществляется посредством спонсорской помощи программам и мероприятиям от государства, инвестирование принятых государственных проектов и сокращение экономического долгового обязательства страны;
  • общественной направленности. Это расходы, которые направлены на социальные выплаты, пенсионные начисления и на эффективную работу государственных организаций;
  • внешнеполитической направленности. Подобные расходы обеспечивают и осуществляют договора между иными государствами и помогают выплачивать пошлины в международные предприятия;
  • поддержание управленческого уровня государства. Данный вид расходов используется для поддержания и эффективной работы законодательных собраний представителей органов судебной власти.

Для классификации системы доходов и расходов применяется группировка бюджета РФ, которая применяется для внедрения госбюджета и соблюдения необходимых отчетов.

Данная систематизация помогает правильно сопоставить основные показательные величины государственного бюджета и сформировать устав наблюдения за потоком денежных средств из государственной казны. Использование подобной системы помогает значительно облегчить интеграцию государственной документации. Она предлагает оформить на каждую организацию собственный индивидуальный кодовый номер, для последующего упрощения отслеживания денежных поступлений.

Система бюджетного учета

Для эффективности упорядочения сбора и регистрации информационных данных о поступлении денежных средств (или иных материальных благ) в государственную казну предусмотрена система бюджетного учета. Данная система применяется на территории всех страны: регионы, субъекты, области.


Бюджетный учет реализуется при помощи плана принятых счетов, которые включают в себя группировку госбюджета РФ.

Величина доходов и расходов страны постоянно учитывается по определенным критериям. Уравновешенным государственный бюджет является в том случае, когда сумма доходов равняется сумме расходов. Данная ситуация госбюджета называется «сбалансирование госбюджета». Но, к сожалению, в реальности достичь подобных величин практически нереально – образуется дефицит государственных средств или их профицит.

Профицит

Профицитом государственного бюджета называется ситуация, в которой доходная часть бюджета превышает расходную. Такое положение является хорошей динамикой для роста экономики страны, но встречается достаточно редко. По большей части страны сталкиваются с дефицитом государственного бюджета – обратной стороной профицита, когда расходы превышают доходы государственного бюджета. Ни одно из существующих ныне государств не смогло исключить у себя существование дефицита средств бюджета. Существует установленный допустимый уровень для дефицита, по которому величина расходов не должна быть больше величины доходов, чем на пять процентов.

Дефицит

Превышение установленного показателя способно привести к экономическому падению и даже к несостоятельности страны. Исходя из этого, правительственные органы постоянно создают условия для недопущения данной ситуации. Сегодня приняты три главных решения для недопущения банкротства:

  • необходимо сократить расходы государственного бюджета;
  • выпуск дополнительных денег;
  • принятие денег посредством долгового обязательства от других государств.

Самым действенным, но непопулярным способом предотвращения дефицита государственного бюджета является уменьшение расходов внутри страны. Это потому, что сокращение финансовой части отразится на малообеспеченных гражданах, которые живут в большей степени на государственные социальные пособия. Государственный аппарат, который примет решение в пользу данного способа исключения дефицита, в будущем не найдет поддержки у собственных граждан.

Выпуск дополнительных денег – такой способ является самым легким и несет после себя наименьшее количество потерь для населения, но для государственной валюты он выступает в роли палача, т.к. происходит ее обесценивание. Данный способ борьбы с дефицитом госбюджета следует использовать нечасто, чтобы не допустить повышение инфляции.



Если государство берет деньги в долг, то вскоре сможет с лихвой покрыть превышенные расходы и привести бюджет в порядок. Денежные средства подлежат к немедленному использованию, но следует отметить, что выплачивать этот долг необходимо на протяжении длительного времени. Поэтому это бремя ляжет на последующих представителей государства.

Долг государства бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой заем, который был взят у зарубежных стран, а внутренний долг – это заем, который был взят внутри своего государства (например, у крупного предприятия). Наиболее часто внутренний заем предстает в виде использования ценных облигаций, принадлежащих государственному аппарату.

Финансовая коррупция

Самой главной опасностью для сохранности госбюджета является финансовая коррупция. Эта проблема преследует многие страны с момента их формирования и становления. Нечистые на руку чиновники хотят обогатиться за счет государственных денег, выделенных на нужды государства, и вместо выполнения своих прямых обязанностей по реализации этих средств на существующие проблемы (например, плохие дороги, нехватка оборудования или медикаментов) оформляют эти деньги на личные счета в зарубежных банках при помощи черной бухгалтерии.


Самая плодородная почва для роста коррупции образуется при становлении государственного бюджета страны. Скрытность информационных данных, слабая система контроля доходов и расходов, отсутствие должного наказания за уличение в коррупции – все это сильно влияет на ее рост и развитие внутри государства.

Коррупция способна развиваться также на уровне контролирования и системы надзора за внешними факторами, влияющими на доходность государственного бюджета, при условии, если политические представители оказываются вовлеченными в мошеннические перипетии, а расследование по данному вопросу идет слабо и не имеет результатов.

Главная задача государственного бюджета является эффективное распределение денежных средств между всеми субъектами страны с целью последующего улучшения жизнедеятельности граждан. Государственный аппарат должен суметь распределить деньги таким образом, чтобы эта манипуляция была выгодной и для государства и для народа. Необходимо вести постоянный контроль за реализацией финансирования подобного плана и надзор за использованием денежных средств государственного бюджета.

Государственный бюджет – это план государства по формированию доходов и расходов страны на будущий год.

Формирование бюджета происходит за счет средств, поступающих от представителей реального сектора, домашних хозяйств. Пополнение бюджета может осуществляться за счет внешних займов, выпуска государственных долговых обязательств, получения выплат процентов по займам, предоставленным страной ранее и так далее. Расходы бюджета составляют следующие статьи:

  1. Обеспечение обороны страны.
  2. Оплата работы государственного аппарата управления.
  3. Реализация социальных программ.
  4. Доступность общественных товаров и услуг.

С помощью бюджета государство может влиять на экономику страны, стимулировать отдельные ее отрасли, поддерживать приемлемый уровень жизни населения, внедрять инновации, обеспечивать развитие науки и техники. Кроме того, средства бюджета идут на поддержку тех отраслей народного хозяйства, которые не приносят коммерческого дохода.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги в государственный бюджет. Государственный долг 450 руб.
  • Реферат Налоги в государственный бюджет. Государственный долг 240 руб.
  • Контрольная работа Налоги в государственный бюджет. Государственный долг 210 руб.

Процесс разработки и исполнения бюджета, а также осуществления контроля над целесообразностью и рациональностью применения его средств осуществляется государственными органами власти, уполномоченными проводить бюджетный процесс. Созданный план имеет силу закона, и утверждается законодательными органами страны. В России бюджет имеет трехуровневую систему. Наполнение каждого из уровней бюджета осуществляется за счет соответствующих налогов, а также субсидии из бюджетов других уровней.

Бюджет составляется по принципу баланса доходов и расходов. Однако, такого их равновесия можно достичь только теоретически. На практике в зависимости от преобладания расходов или доходов бюджет может быть дефицитным или профицитным.

В первом случае государством принимаются меры по сокращению расходов, во втором – средства переходят на следующий календарный год или используются для целевых программ.

Налоги как вид доходов бюджета государства

Доходная часть бюджета формируется из налоговых и неналоговых поступлений. Под налогами понимаются обязательные платежи, осуществляемые субъектами экономики в пользу государства на безвозмездной основе. Это форма отчуждения имущества, принадлежащего предприятиям или частным лицам в виде собственности, имущества, денежных средств, финансовых обязательств и так далее. Налоговые ставки, сроки их уплаты регулируются соответствующим законодательством страны. С целью повышения доходов бюджета государство может увеличивать налоговое бремя на краткосрочный период. В долгосрочном периоде такие меры могут привести к спаду в производстве, уменьшению национального дохода и другим негативным тенденциям в обществе.

Налоговые поступления включают в себя следующие платежи:

  1. Выплаты налога на доходы домашних хозяйств.
  2. Обязательные отчисления во внебюджетные фонды социального страхования.
  3. Налоги на собственность.
  4. Различные виды косвенных налогов, уплачиваемых при реализации товаров и услуг.
  5. Налоги, уплачиваемые импортерами и экспортерами.
  6. Различные налоговые платежи регионального и местного уровней.

В России более 80% дохода бюджета федерального уровня составляют налоговые отчисления. Неналоговые доходы составляют около 7%, а доходы, приходящиеся на целевые внебюджетные фонды, – около 8%. Таким образом, средства, поступающие от налогоплательщиков, являются основой функционирования бюджета государства.

Особенности государственного долга

Дефицит бюджета является системным явлением. Разработка методов его преодоления является одной из приоритетных задач государственной власти. В случае, если государство покрывает дефицит с помощью заимствований формируется государственный долг. Он рассчитывается как сумма дефицитов, сложившихся за прошлые периоды за вычетом излишков бюджета.

Государственный долг рассматривается без встречных требований самого государства к его должникам. Сюда не относят обязательства по социальным и пенсионным выплатам.

Измерение долга может осуществляться как в национальной, так и в иностранной валюте. Чаще всего, он рассматривается в качестве процентной доли от общего валового продукта. В российском По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Образование в России подробнее законодательстве долг государства определяется как задолженность перед субъектами экономики, иностранными государствами и иными иностранными экономическими агентами.

По своей природе долг может быть:

  • Внешним. Он представлен в виде задолженностей перед иными государствами и международными организациями. Формой задолженности может быть долг по ценным бумагам, кредитам, гарантиям по кредитам, долги по внешнеторговым операциям.
  • Внутренним. Как и внешний, складывается в качестве долга по государственным долговым обязательствам, гарантиям по ним, кредитам государству и банкам, невыплаченным компенсациям и так далее.

Накопление государственного долга увеличивает нагрузку на будущие поколения в тех случаях, когда рост ВВП не догоняет стоимости обслуживания долга. В части пользования облигациями происходит перераспределение долга между населением. Те, кто пользуется долговыми обязательствами получают проценты. Та часть населения, которая не может воспользоваться этим видом доходов, только производит выплаты в виде налогов. Вследствие выпуска государственных ценных бумаг происходит сокращение частных инвестиций. Снижается общая устойчивость экономики к внешнему и внутреннему негативному воздействию.

В России максимальный показатель государственного долга был отмечен в 1998 году. Объемы долга закрепляются в бюджете страны на следующий год. В рамках бюджета устанавливается программ заимствований, а также утверждается решение о выпуске государственных долговых обязательств. Для управления долгом применяются различные методы. Например, несколько займов могут объединяться в одни долгосрочный. Этот прием называется консолидацией. При изменении изначальных условий займа осуществляется конверсия. Если происходит замена первоначального условия, то этот метод управления называется новацией.

Читайте также: