Налоги финансовая грамотность 5 класс

Опубликовано: 16.05.2024

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Конспект урока по обществознанию и основам финансовой грамотности

Тема урока: «Налоги. Как работает налоговая система в России?»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Познавательная – познакомить с историей появления налогов в период истории Древнего мира, с их изменениями и современным состоянием.

Развивающая – развитие навыков для последующей информационной, исследовательской и научной деятельности.

Воспитательная - воспитывать интерес к явлениям, имеющим место быть на территории РФ.

Методы обучения: сопоставительный, исследовательский методы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методический комплект: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности» (учебное и методическое пособия и рабочая тетрадь), Л.Н. Боголюбов «Обществознание».

Оборудование:

Заготовки, необходимые для работы по расчету НДФЛ для обычных видов дохода;

Презентация к уроку;

Домашнее задание, которое ученики должны были подготовить к этому уроку: обсудить правила пенсионных накоплений (учебное пособие по основам финансовой грамотности, стр. 215 - 217), подготовить ответ на вопрос о том, почему важно начинать копить на пенсию как можно раньше.

Индивидуальное домашнее задание: подготовить сообщению о появлении налогов в эпоху Древнего мира

Взаимное приветствие с обучающимися, проверка готовности у последних к уроку.

Полная готовность класса, приготовление рабочего места к уроку.

Целеполагание и мотивация

Работа по теме прошлого урока. Проверка знания таких терминов, как, например «пенсия». Понимания направления работы НПФ РФ, ответ на вопросы и выполнение творческого задания.

Формулирование темы урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют полученные знания, определяют тему урока.

Что такое налоги?

Все граждане РФ обязаны платить налоги или

есть какие-то исключения?

Что государство финансирует за счет собранных

Какая ответственность наступает для человека,

который не платит налоги?

Отвечают на поставленные вопросы.

Приобретение новых знаний и их закрепление

1) Ознакомление с выступлением учащегося с сообщением по теме: «Налоговая система в Древнем Египте». При необходимости внесение исправлений и дополнений.

1) Выступление с индивидуальным сообщением по данной теме

2) Подведение итогов выустпления учащегося, велючающее в себя озвучивание информации, что налоговая система требует наличия четких правил, контроля и учета.

2) Учащиеся делают в тетрадях записи и задают (при необходимости) вопросы по данной теме

3) Задает вопрос: «Что можно облагать налогов в современном мире?», рассказывает про современные налоги с физических лиц (подоходные и имущественные). Объясняет отличие прямых налогов от косвенных. Рассказывает про косвенные налоги, которые взимаются с компаний. Озвучивание информации, что налоги (так или иначе) уплачивает потребитель

3) Учащиеся слушают информацию, принимают активное участие в обсуждении, записывают новые термины и делают заметки в своих рабочих тетрадях (при необходимости)

4)Напоминает обучающимся о таких абсурдных налогах, как, например, налог на бороду. Подчеркивает, что люди всегда хотят избежать выплату налогов. Особенно тогда, когда налоги завышены.

4) Учащиеся вспоминают о наличие в разное время в государстве подобных абсурдных налогов. Обсуждают то, зачем эти налоги вводились и какие последствия они имели?

5) Рассказывает про то, что такое НДФЛ, про прогрессивную шкалу НДФЛ, ее преимущества (перераспределение дохода) и недостатки (сложность расчета налогов и уклонение)

5) Учащиеся записывают новые термины и делают заметки в своих рабочих тетрадях (при необходимости). Пытаются дать ответ на вопрос о том, почему прогрессивная шкала налогов не работает в России.

6) Рассказ про правила расчета НДФЛ для обычных видов дохода, про расчет НДФЛ для нерезидентов и т.д.

6) Учащиеся записывают формулы в тетрадь, работают по заданиям (приложение №1)

Сравнение знаний по теме, которые уже имелись у учащихся в начале урока, сравнение их с новыми полученными знаниями. Что для учащихся показалось самым интересным и неожиданным?

Ученики отвечают на вопросы, сравнивают и демонстрируют полученные знания с имеющимися ранее знаниями.

Подготовить сообщение про плоскую шкалу НДФЛ, принятую в России в 2001 г.

Учащиеся записывают домашнее задание

Приложение №1

1. Работник организации, инвалид из числа военнослужащих III группы вследствие ранения, полученного при защите Российской Федерации, ежемесячно получает заработную плату в сумме 6000 руб. Определить доход работника и сумму удержанного налога за период с января по июнь.

2. Налогоплательщик, имеющий троих детей, в течение налогового периода получал доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера 7000 руб. ежемесячно в течение года. Стандартные вычеты налогоплательщику в течение года не предоставлялись. По окончании отчетного года физическим лицом подана налоговая декларация в налоговый орган по месту жительства и заявлены стандартные вычеты на налогоплательщика и каждого его ребенка. На основании декларации и документов, подтверждающих право на стандартные налоговые вычеты, налоговый орган производит перерасчет налоговой базы и налоговых обязательств налогоплательщика. Определите излишне уплаченную и возвращенную налогоплательщику сумму налога.

3. Рассчитать сумму удерживаемого в течение года налога с доходов физического лица, имеющего двоих детей в возрасте до 18 лет и одного ребенка – студента вуза дневной формы обучения, по каждому месту работы и сумму доплаты при подаче физическим лицом налоговой декларации по окончании года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с определением "налоги",статьи РК о налогах.Беседа.Задачи для детей по вычислению налога.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по финансовой грамотности "Налоги"»

«Жетім балалар мен ата - анасының қамқорлығынсыз қалған балаларға арналған Песчан №2 арнайы жалпы білім беру мектеп –интернаты» КММ


Занятие по финансовой грамотности на тему: «Налоги».

Провела воспитатель:Чайка А.В.

Дата проведения:11.04.2020г

Группа №1(мальчики)

Цель: сформировать у воспитанников понятие «налоги» и объяснить, что государство собирает налоги для выполнения определённых функций и социальной поддержки населения. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Понятия: налог, налогоплательщик, физические лица, юридические лица, налоговая инспекция, подоходный налог, пеня, налоговая ставка, налог на прибыль, налоговые льготы, налог на добавленную стоимость, акциз.

Задачи: Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье.

Ход занятия

На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с понятием бюджет семьи. Вспомните, что это – доходы и расходы семьи. Но мы живем в государстве, а государство – это большая семья. Значит, и у государства должен быть свой бюджет. И как будет взаимодействовать человек и государство, мы узнаем сегодня на уроке.

.Введение в новый материал

1.Что такое налоги

2.Кто платит налоги

4.Как государство расходует налоги

5.Ответственность за неуплату налогов

- На уроке будем использовать рабочие листы, которые вы вклеите в тетради, записали число и тему уроков, т. к. работать по этой теме будем два урока

Изучение новой темы

Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение: «Что такое налоги?»

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства

1) Налог — обязательный платёж в пользу государства из доходов людей и коммерчески

2) Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

3) Налог - установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц. (Словарь Ожегова)

4) Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (Энциклопедический словарь экономики и права)`

Индивидуальность Регулярность

Признаки налога Взимается

Обязательность Безвозмездность государством

- Кто же платит налоги государству?

Налогоплательщиками являются те, кто платит налоги. Ими бывают граждане, которые владеют каким-либо имуществом (квартирой, садовым участком, машиной). А еще налогоплательщики-предприятия и фирмы (Интернет-кафе)

- На какие 2-е группы мы можем разделить всех перечисленных налогоплательщиков?

- Граждане – это физические лица, фирмы, учреждения, организации – это юридические лица.

Индивидуальный подоходный налог

ИПН самый распространенный налог. Его платит каждый в качестве отчислений с заработной платы, дивидендов и прочих способов получения дохода. Стоит отметить, что некоторые организации умышлено занижают официальный оклад работника до предельного минимума, дабы сократить эти отчисления и отчисления в социальные фонды. Таким образом получка делится на два и, с одной стороны, вы получаете «белую» зарплату, с которой налоги отчисляются, и «черную» ее часть в конверте, с которой никаких налоговых отчислений нет.Серые заработные платы используют для экономии денег компании. Однако далеко не все работники осознают, что это пагубно сказывается на них самих. Из-за сокрытия части доходов государство недополучает деньги на выделение социальных выплат нуждающимся, благоустройства городов, улучшения качества жизни и тому подобного. Кроме того, гражданин наименьшие средства откладывают на свою старость и в результате ему полагаются не самая высокая пенсия по старости.Если говорить о том, какие именно доходы облагаются налогами, то смело можно сказать, что почти все. Так или иначе, налоговый кодекс Казахстана четко определяет, кто и сколько должен отчислять в бюджет с учетом всех нюансов. Об этом говорится в статьях 317, 320, 360 и 655 НК РК:

На сегодняшний день все жители РК должны платить в бюджет 10% от своего дохода

С дивидендов отчисляется лишь 5%

Нерезиденты должны передавать в бюджет 20% от заработной платы, но не от других выплат

Дивиденды и прочие выплаты нерезидентов облагаются ставкой налога в 15%

Примечательно, что к доходам относятся и выигрыши в лотерею или на ставках. С них также необходимо отчислять налоги. Подробнее об этом в нашем материале «Сколько в Казахстане составляет налог на выигрыш?».

Некоторые граждане могут быть практически освобождены от взыскания налоговых выплат. С 1 января 2019 года вступил в силу закон, согласно которому граждане, чей годовой доход не превышает 25 МРП платят лишь 1% от этой суммы в бюджет страны. Напомним, МРП в Казахстане с 2020 года составляет - 2 651 тенге.

Соцналог – это налог, который уплачивает ваш работодатель из своих средств в счет бюджета РК. Эти средства власти используют для социальных нужд населения страны, в частности:

содержание школ, детских садов, больниц, правоохранительных структур;

финансирование госпрограмм, субсидирование, предоставление дотаций и ссуд;

обеспечение безопасности государства, содержание армии;

содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим); строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;

пенсионное обеспечение (базовая и солидарная часть пенсий);

предоставление бесплатной помощи в медицинских учреждениях.

Важно понимать, что соцналог не имеет ничего общего с социальными отчислениями, которые также проводит компания, в которой вы трудитесь. Социальные отчисления поступают напрямую в фонд социального страхования. Эти средства используются для выплаты пособий, в частности, по потере работы, по уходу за ребенком до года, по рождению ребенка, по потере кормильца, по утрате трудоспособности.

Ставка социального налога в 2020 году составляет:

С юрлиц 9,5% от дохода работника

С ИП – за себя 2 МРП, за работника 1 МРП
Налог на автомобиль

Что касается налога на транспорт, то в связи с увеличением МРП в текущем году он несколько вырос. За старые или новые легковушки, объем двигателя которых не превышает 3 литров, составляет 1 - 117 МРП. В пересчете на реальные деньги он составит от 2 651 до 310 167 тенге. В прошлом году нижняя и верхняя планка были такими - от 2 525 до 295 425 тенге.

Деньги, которые власти получают с этих выплат будут направлены на возведение, улучшение и реставрацию инфраструктуры, а именно дорог, мостов и развязок, парковок и так далее. Часть средств будет направлено на благоустройство пешеходных маршрутов, выделение велосипедных дорожек и обустройства тротуаров. Интересно, что при недостатке средств, собранных таким образом власти регионов вынуждены покрывать за счет других статей бюджета, а переизбыток направляется на прочие нужды субъекта или города.

За землю, которую вы получили в пользование, тоже надо платить. Сам земельный налог в основном высчитывается по сложной формуле, в которой используются так называемыебаллы бонитета и специального коэффициента, а также места расположения, качества почвы и ряда других важных факторов. Тем не менее, ставки сегодня таковы:

На земли сельхозназначения, если меньше 0,5 га, то 20 тенге на 0,01 га, а если больше 0,5 га, то 100 тенге за 0,01 га.

Придомовые участки - для городов республиканского значения, столицы и городов областного значения при площади до 1000 м2 включительно - 0,20 тенге за 1 м2; на площадь, превышающую 1000 м2, - 6,00 тенге за 1 м2.
Налог на имущество

Данный вид налогообложения очень обширен. В данном случае мы рассмотрим именно недвижимое имущество. Налогообложение недвижимости требует очень сложных и скрупулёзных подсчетов. В рамках формулы используется базисная цена недвижимости, которая зависит от установленной стоимости квадратного метра по городу, количество квадратных метров, материал стен, дата ввода в эксплуатацию объекта, благоустройство жилища, вид отопительной системы и многое другое. Для всех этих вычислений люди в большинстве случаев приглашают специальных специалистов в этой области – оценщиков.

Стоимость актива

Размер ставки

0,05 процента от стоимости актива

от 2 млн тенге до 4 млн тенге

1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 млн тенге

от 4 млн тенге до 6 млн тенге

2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 млн тенге

от 6 млн тенге до 8 млн тенге

4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 млн тенге

от 8 млн тенге до 10 млн тенге

7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 млн тенге

от 10 млн тенге до 12 млн тенге

11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 млн тенге

от 12 млн тенге до 14 млн тенге

16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 млн тенге

от 14 млн тенге до 16 млн тенге

22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 млн тенге

от 16 млн тенге до 18 млн тенге

29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 млн тенге

от 18 млн тенге до 20 млн тенге

37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 млн тенге

от 20 млн тенге до 75 млн тенге

46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 млн тенге

от 75 млн тенге до 100 млн тенге

321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 млн тенге

от 100 млн тенге до 150 млн тенге

471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 млн тенге

от 150 млн тенге до 350 млн тенге

796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 млн тенге

от 350 млн тенге до 450 млн тенге

2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 млн тенге

от 450 млн тенге

2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 млн тенге

Источник: Комитет государственных доходов РК

Налог на добавленную стоимость

Данный вид налогообложения используется государством для сбора средств с производителей за вывод продукции на рынок. При этом данный налог начисляется на каждом этапе производства, начиная со стадии сырья до конечного покупателя готового продукта в магазине. Ставка этого налога сегодня составляет 12%. Не облагаются налогом товары на экспорт, горючее для самолетов и ряд других узкопрофильных товаров.

Остальные налоги практически никак не затрагивают простого обывателя. К таким относятся корпоративный подоходный налог, специальный налоговый режим и другие отчисления.

Задача. Представьте, что вы устроились на работу. В трудовом договоре у вас записана сумма зарплаты 25000тенге. Какую сумму составит налог на доходы физических лиц, а какую вы получите на руки? (10% -2500 т.)

Решите задачу. Сережины родители собираются купить автомобиль. Но они не могут выбрать какой именно- Lada Priora или Honda Civic Type R. Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 132 л/с, а второго- 201 л/с, из расчета, что они владели бы автомобилем 6 месяцев.

Транспортный налог на автомобили

Ставка транспортного налога меняется в зависимости от мощности автомобиля. Мощность измеряется в лошадиных силах (л/с). Чем больше мощность, тем больше сумма денег, которую владелец платит за каждую лошадиную силу.

Виды налогов:

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Акциз — косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления (табак, вино и так далее) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Вы познакомились с различными налогами и, конечно, поняли, что и физические и юридические лица выплачивают налоги согласно определенным правилам. В соответствии с Налоговым Кодексом нашего государства разработана система налогообложения.

Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Говорил о том что: Налоговая система должна быть: справедливой, понятной, удобной, недорогой.

И разработал основные принципы налогообложения:

Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу.

Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику.

Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

- Исходя из этих принципов мы можем говорить что,

Налоговая система - совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства.

- Как происходит уплата налогов?

*Налог с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель. При наличии других доходов необходимо заполнить налоговую декларацию.

*Что касается налога на имущество и налога на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением.

*Сегодня многие налоги можно оплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги»

Куда же поступают уплаченные нами налоги?

-Что будет, если налоги не будут оплачиваться?

Если налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога придётся уплатить пени за просрочку платежа.

Пе́ни — вид неустойки, штрафная санкция за невыполнение в срок или несвоевременное выполнение установленных законом или договором обязательств, начисляющаяся в процентах от оговорённой в договоре суммы за каждый просроченный день. Применяется при задержке оплаты поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, а также при просрочке уплаты налогов и других платежей, предусмотренных в договоре или законом. В спорных случаях, а также в случае злостного уклонения от выплаты пени вопросы решаются в судебном порядке.

Неуплата налогов влечёт административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

- Отдельным категориям налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы — возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

- Распространяется ли понятие «льготы» на уплату налогов?

Государство иногда предоставляет льготы по уплате налогов. Например, люди, продающие квартиру или дом через три и более лет, после их покупки, налог с дохода от такой продажи не платят в отличие от тех, кто продаёт, не прожив там и трёх лет

В разных странах ставки налога на доходы физических лиц разные. Так, в Швеции — 56,6%, в Великобритании — 50, в Португалии — 46,5, в Венгрии — 16, в России — 13, а в Омане, Катаре и Кувейте — 0%.

Примерный вывод: налоги – это благо для развития общества и государства, так как являются главным источником формирования казны государства, которая расходуется на решение важных государственных задач и социальных проблем общества.

1. Что такое налоги?

Выберите слова, которые характеризуют налог

- безвозмездный;

- обязательный;

На что государство тратит деньги, собранные в качестве налогов?

. Что делает государство, если граждане не платят налоги?

Сколько процентов в Казахстане составляет подоходный налог?

Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»).

1.Налог является обязательным платежом+

2.Налоги нужны государству для содержания государственных структур.+

3.Налогоплательщикам могут быть только фирмы.-

4.Юридические лица – это фирмы, учреждения и организации.+

5.Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного-


«Жетім балалар мен ата - анасының қамқорлығынсыз қалған балаларға арналған Песчан №2 арнайы жалпы білім беру мектеп –интернаты» КММ

Занятие по финансовой грамотности на тему: «Налоги».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 95 им. Н. Щукина»

название методической разработки : сценарий внеурочного занятия по теме «Налоги»

возрастная группа : обучающиеся 7-х классов

автор разработки : Дудник Ирина Владимировна, социальный педагог

676740,Амурская область, Архаринский район, пгт. Архара ул.Ленина, 109

сценариЙ Внеурочного занятия

по финансовой грамотности

Автор : Дудник Ирина Владимировна

Класс : 7 класс

Тема: «Налоги»

Форма занятия: интеллектуальный турнир

Время реализации занятия : 1 урок (45 минут)

Цель:

Предоставить обучающимся возможность в комплексе применить свои знания по теме «Налоги».

Задачи:

Образовательная : обобщить, повторить и закрепить знания учеников.

Развивающая: развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; развитие у них понятийного мышления.

Воспитательная: формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета.

Ход турнира

Ведущий 1 .Здравствуйте ребята-участники турнира! Наша встреча посвящена теме «Налоги».

Ведущий 2 .Современный мир не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги.

Ведущий 1 . В каждом государстве налоги составляют основную часть доходов государственного бюджета.

Ведущий 2. Налоги. Почему их нужно платить? Ответы на этот вопрос могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали себе этот вопрос, история может дать один ответ: в истории развития общества, ни одно государство не смогло обойтись без налогов, так как для выполнения своих функций по удовлетворению потребностей и нужд населения, ему требуются денежные средства.

Ведущий 1 . Следовательно, без сбора налогов является бессмысленным существование самого государства.

Ведущий 2 . Так пусть же, девизом нашего турнира станет выражение: «Налоги-это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе!»

Ведущий 2 . А еще позвольте представить наших экспертов:______________,________________,____________________. Они будут фиксировать ответы на вопросы и подсчитывать полученные вами баллы.

Ведущий 1 . Нам нужно провести жеребьевку и узнать команду, которая будет все конкурсы начинать первой.

Ведущий 2 . Приглашаем на сцену капитанов команд. Кому достанется красный жетон-начинает первым.

Ведущий 1 . Первый раунд нашего турнира: «Знакомство». Команды могут заработать до 5 балов.

Ведущий 2 . Давайте знакомиться! Приглашаем команду 7__ класса! (команда представляет себя-название, девиз и эмблема).

Ведущий 1 . Встречам команду 7__ класса ! (команда представляет себя-название, девиз и эмблема).

Ведущий 2 . Следующий раунд нашего турнира «Разминка». Вопросы задаются командам одновременно. Отвечает команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда, ответила не правильно, то право ответить на этот вопрос предоставляется другой команде. Время на обсуждение каждого вопроса 5 секунд. Готовы? Поехали!

1. Обязательный платеж в казну государства?( налог )

2. Сколько процентов в России составляет подоходный налог? ( 13% )

3.Как долго мы должны платить налоги? ( всю жизнь )

4.Федеральный налог, его плательщиком является физическое лицо, получившее доход? ( ндфл )

5.Этот налог устанавливается на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную сверхприбыль? ( акциз )

6. Закон, который устанавливает систему налогов и сборов? ( Налоговый кодекс )

7. Штраф за не вовремя выплаченный налог? ( пени )

8. На какие два основных вида делятся налоги? ( прямые и косвенные )

9. Назовите примеры прямых налогов ( НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный )

10.Назовите примеры косвенных налогов ( акцизы, НДС, таможенный сбор )

Ведущий 1 . Следующий раунд нашего турнира «Отгадай». Команды за 2 минуты должны найти наибольшее количество слов на тему «налоги». Каждое слово-1 балл. (приложение-1). Готовы? Время пошло.

Ведущий 2 . Задания турнира усложняются! Атмосфера в зале накаляется! Но наши игроки не сдаются, для них любые задачки по плечу. Мы переходим к следующему раунду «Посчитай». Команды получают листы с задачами по подсчету налогов и за 3 минуты должны решить как можно больше задач. (приложение-2) Каждая правильно решенная задача принесет в копилку команды 2 балла. Команды готовы? Поехали!

Ведущий 1 . Внимание! Следующий раунд! «Эти интересные налоги». Вопросы задаются командам одновременно. Отвечает команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ 2 балла. Если команда, ответила не правильно, то право ответить на этот вопрос предоставляется другой команде. Начали!

1.Этот налог был введен в 18 веке в Англии. Обоснование его введения выступило утверждение чиновников о том, что люди, пользующиеся этим предметом, портят дорожные покрытия. На что был введен налог? ( на трости )

2. Кем был введен на Руси налог на бани? ( Петр1 )

3.На что был введен налог в Венеции в 1993 году? ( налог на тень )

4.Какой налог был введен властями Австралийский Альп для любителей кататься на лыжах и сноуборде? ( налог на гипс )

5.Какой налог был введен Петром 1 в конце 17 века, когда он вернулся из Европы? Людям, заплативший этот налог выдавались специальные жетоны? ( налог на бороды )

6.С каким налогом связана знаменитая фраза Римского императора Веспассиана «деньги-не пахнут)? ( налог на посещение муниципальных туалетов )

7.Этот налог введен в Китае и связан с ограничением вырубки лесов. Как он называется? ( налог на одноразовые палочки )

8.Этот налог был введен в России в 1941 году и просуществовал до 1992 года. Он составлял 6% от заработной платы? ( налог на холостяков или бездетность )

Ведущий 2 . А сейчас, «Творческий» раунд нашего турнира. Командам за 5 минут нужно нарисовать плакат на тему: «Пять причин, почему необходимо платить налоги!» и представить его на суд экспертам и зрителям, обосновав нарисованное. Вы можете заработать до 5 баллов.

Ведущий 1 . Следующий раунд нашего турнира: «Битва капитанов!» Приглашаем на сцену капитанов команд. Капитанам поочередно будут заданы вопросы, на которые они должны дать ответ «Верно» или «Неверно». За каждый правильный ответ 1 балл. Капитаны, готовы? Вперед.

1. Налоги взимаются только с физических лиц ( неверно );

2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства ( верно );

3. Налоги идут на создание общественных благ ( верно )

4. Налоги – основной источник формирования государственного бюджета ( верно )

5. Налоги, взимаемые с конкретного гражданина, является косвенным налогом. ( неверно )

6. Налог на автомобиль является косвенным налогом. ( неверно )

7. Подоходный налог в Российской Федерации составляет 31% ( неверно )

8. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция (штраф) ( верно )

Ведущий 2 . И вот наступил завершающий раунд нашего турнира «Домашнее задание». Команды в любом жанре должны представить фразу «Налоги платить нельзя отказаться». Команды могут заработать до 5 баллов.

Ведущий 1 . Заплатите в казну все налоги

Да и спите спокойно, друзья!

Мы живём в век таких технологий,

Что без налогов, никак нам нельзя.

Ведущий 2 . Вот и подошел к концу наш турнир. Многие из вас проверили уровень знаний по данной теме и могут ими пользоваться в жизни, обязательно применять, некоторые определили сферу своего незнания, а значит, нужно ещё раз повторить материал.

Ведущий 1 . Мы предоставляем слово нашим экспертам, которые и назовут победителя нашего турнира.

Урок финансовой грамотности в 5 классе. Сформировать у обучающихся понятие «налоги» и объяснить, что государство собирает налоги для выполнения определённых функций и социальной поддержки населения . Виды налогов.

Тема: Налоги

Цель: сформировать у обучающихся понятие «налоги» и объяснить, что государство собирает налоги для выполнения определённых функций и социальной поддержки населения . Виды налогов. Организация сбора налогов.

Понятия: налог, налогоплательщик, физические лица, юридические лица, налоговая инспекция, подоходный налог, пеня, налоговая ставка, налог на прибыль, налоговые льготы, налог на добавленную стоимость, акциз.

З\У: Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

П: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Л: формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

Оборудование: презентация, дополнительный материал

1.Организационный момент

(Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок)

2.Мотивационно – целевой этап

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием бюджет семьи. Вспомните, что это – доходы и расходы семьи. Но мы живем в государстве, а государство – это большая семья. Значит, и у государства должен быть свой бюджет. И как будет взаимодействовать человек и государство, мы узнаем сегодня на уроке.

3.Введение в новый материал

Тему сегодняшнего урока я спрятала в пословицах. Для того, чтобы найти ее, вам необходимо выполнить задание: соедините пословицы

- Объясните смысл полученных пословиц

- Какое понятие их объединяет?

- Тема урока «Налоги»

- Какие цели и задачи поставим на урок?

1.Что такое налоги

2.Кто платит налоги

4.Как государство расходует налоги

5.Ответственность за неуплату налогов

- На уроке будем использовать рабочие листы, которые вы вклеите в тетради, записали число и тему уроков, т. к. работать по этой теме будем два урока

4.Изучение новой темы

Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение: «Что такое налоги?»

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

Задание 1 в рабочих листах

Вам даны 4 определения понятия «налог», взятые из разных источников. Найдите в определениях 5 признаков налогов и запишите в незаполненные поля предложенного кластера.

1) Налог — обязательный платёж в пользу государства из доходов людей и коммерческих организаций (учебник Финансовая грамотность стр.203)

2) Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. ( Статья 8 НК РФ. Понятие налога и сбора )

3) Налог - установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц. (Словарь Ожегова)

4) Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. ( Энциклопедический словарь экономики и права)`

Индивидуальность Регулярность

Признаки налога Взимается

Обязательность Безвозмездность государством

- Кто же платит налоги государству?

Задание 2. Найти в тексте понятие «налогоплательщик» и определить категории населения, которые платят налоги.

Однажды, случайно, услышав разговор родителей во время обеда, шестиклассник Сережа услышал много непонятных для него слов. И вечером решил расспросить об этом бабушку Елену Сергеевну.

— А что такое налог и почему мы должны его платить?

— Платить, Сережа, надо обязательно, так как по закону государство имеет право брать со всех налог, иначе говоря, забирать часть полученных людьми и компаниями доходов. А платить налоги тебе придётся всю жизнь, и никуда от этого не деться. И будешь ты называться налогоплательщиком. Государству нужны деньги. А откуда их ему взять? Вот оно и собирает на свои нужды часть доходов жителей страны в форме налогов.

- К какому мнению вы пришли? Кто платит налоги? Налогоплательщиками являются те, кто платит налоги. Ими бывают граждане, которые владеют каким-либо имуществом (квартирой, садовым участком, машиной). А еще налогоплательщики-предприятия и фирмы (Интернет-кафе)

- На какие 2-е группы мы можем разделить всех перечисленных налогоплательщиков?

- Граждане – это физические лица , фирмы, учреждения, организации – это юридические лица

Работая с текстом , определите, какие группы налогов выплачиваются.

— Вот ты начнёшь работать, — продолжила бабушка, — и государство с каждого рубля твоего заработка заберёт на свои нужды 13 копеек, и не платить ты не сможешь.

Например, я сдаю квартиру и получаю определенный доход. И с этого дохода как раз 13 % государство себе и заберёт.

-А, если я захочу открыть свое дело: например, Интернет – кафе, – спросил Сережа.

- Тогда это бизнес, и будешь ты платить государству много налогов, например, на прибыль или налог на добавленную стоимость (НДС), который составляет 18 %. Но в организациях начислением и уплатой налогов занимаются специально обученные люди — бухгалтеры. А, вот обычным гражданам налоговая инспекция каждый год присылает квитанции — сколько они должны налогов заплатить за принадлежащие им квартиры, садовые участки, машины и всякое такое…

- А, как этот налог называется?

- Он, внучек, называется налог на имущество, - назидательно ответила бабушка.

Изучив текст, определили, что налоги бывают разные. Мы выделили две группы налогов - с граждан и с предприятий. К первой группе мы отнесли подоходный налог, который взимается с доходов граждан, равен 13 %, налог на имущество (за квартиру, садовые участки, машину и т.д.). Ко второй группе относят налоги с предприятий. Это налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (18 %).

Подоходный налог Налог на прибыль

Налог на имущество Налог на добавленную стоимость (НДС)

Подоходный налог — основной вид прямых налогов . Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

При получении подарков человек сам должен задекларировать такой доход. Данная обязанность возникает в случае получения подарков в виде:

– акций, долей, паёв.

Задача. Представьте, что вы устроились на работу. В трудовом договоре у вас записана сумма зарплаты 9000 р. Какую сумму составит налог на доходы физических лиц, а какую вы получите на руки? (13% -1170 р., 9000-1170=7830 р.)

Налог на имущество. Таким налогом облагается имущество раз в год, а его величина рассчитывается в процентах от инвентаризационной стоимости имущества, которым человек владеет: квартиры, дома, дачи, садового участка или гаража. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Налог на транспортное средство. Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя.

Чем мощнее двигатель, тем выше налог.

Решите задачу. Сережины родители собираются купить автомобиль. Но они не могут выбрать какой именно- Lada Priora или Honda Civic Type R . Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 132 л/с, а второго- 201 л/с, из расчета, что они владели бы автомобилем 6 месяцев.

Транспортный налог на автомобили

Ставка транспортного налога меняется в зависимости от мощности автомобиля. Мощность измеряется в лошадиных силах (л/с). Чем больше мощность, тем больше сумма денег, которую владелец платит за каждую лошадиную силу.

Земельный налог. Плательщиками такого налога будут лица, владеющие земельными участками. Налог платится по месту нахождения земельного участка. Ставки налога различаются в зависимости от региона. Вспомните, о земельном налоге из истории Древнего мира. Назовите государство:

*«Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота (Египет)»

Нало́г на при́быль — прямой налог , взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок (однако она никогда не составляет менее 12,5%).

Виды налогов:

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог , форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Акциз — косвенный налог , налагаемый в момент производства на товары массового потребления ( табак , вино и так далее) внутри страны, в отличие от таможенных платежей , несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем . При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Вы познакомились с различными налогами и, конечно, поняли, что и физические и юридические лица выплачивают налоги согласно определенным правилам. В соответствии с Налоговым Кодексом нашего государства разработана система налогообложения.

Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Говорил о том что: Налоговая система должна быть: справедливой, понятной, удобной, недорогой.

И разработал основные принципы налогообложения:

Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу.

Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику.

Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

- Исходя из этих принципов мы можем говорить что,

Налоговая система - совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства.

В России существует трехуровневая система:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

- Как происходит уплата налогов?

*Налог с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель. При наличии других доходов необходимо заполнить налоговую декларацию.

*Что касается налога на имущество и налога на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением.

*Сегодня многие налоги можно оплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги»

*Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Действительно, 62,8% доходов Федерального бюджета России формируется за счет налоговых поступлений. Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Куда же поступают уплаченные нами налоги?

Ответить на этот вопрос нам поможет фильм про Фому.

После просмотра фильма, составляем кластер «На что расходуются налоги»

- обращаемся к врачу

- посещаем детские сады

- содержание детей в детских домах

- организация отдыха и спорта

- выплата заработной платы

- Вы не платите налоги? –

Это лично ваше дело.

Лучше вы на эти деньги

Особняк постройте модный

Или виллу – просто шик!

Но однажды в ночь глухую

Загорится ваша вилла…

К вам пожарные не едут –

Нет пожарных, нет машин!

-Что будет, если налоги не будут оплачиваться?

Если налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога придётся уплатить пени за просрочку платежа.

Пе́ни — вид неустойки , штрафная санкция за невыполнение в срок или несвоевременное выполнение установленных законом или договором обязательств, начисляющаяся в процентах от оговорённой в договоре суммы за каждый просроченный день. Применяется при задержке оплаты поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, а также при просрочке уплаты налогов и других платежей, предусмотренных в договоре или законом. В спорных случаях, а также в случае злостного уклонения от выплаты пени вопросы решаются в судебном порядке.

Неуплата налогов влечёт административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

- Отдельным категориям налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы — возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

- Распространяется ли понятие «льготы» на уплату налогов?

Государство иногда предоставляет льготы по уплате налогов. Например, люди, продающие квартиру или дом через три и более лет, после их покупки, налог с дохода от такой продажи не платят в отличие от тех, кто продаёт, не прожив там и трёх лет

- Правда ли, что налоги на доходы граждан самые большие в России?

Нет, во многих странах налоги на доходы граждан намного выше, чем в России.

В разных странах ставки налога на доходы физических лиц разные. Так, в Швеции — 56,6%, в Великобритании — 50, в Португалии — 46,5, в Венгрии — 16, в России — 13, в Казахстане — 10%, а в Омане, Катаре и Кувейте — 0%.

- Что такое налоговая недоимка? Как наказывают людей, за которыми числится налоговая недоимка?

Недоплаченный государству налог называется налоговой недоимкой. В старину на Руси тех, у кого была недоимка, били палками по ногам, а теперь налоговых должников не бьют, но могут посадить в тюрьму или забрать (конфисковать) у них имущество.

Примерный вывод: налоги – это благо для развития общества и государства, так как являются главным источником формирования казны государства, которая расходуется на решение важных государственных задач и социальных проблем общества.

1. Что такое налоги?

Выберите слова, которые характеризуют налог

- безвозмездный ;

- обязательный;

2. На что государство тратит деньги, собранные в качестве налогов?

3. Что делает государство, если граждане не платят налоги?

4. Сколько процентов в России составляет подоходный налог?

5. Что такое пеня?

6. Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»).

Налог является обязательным платежом+

Налоги нужны государству для содержания государственных структур.+

Налогоплательщикам могут быть только фирмы.-

Юридические лица – это фирмы, учреждения и организации.+

5.Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного-

6. Подведение итогов урока

7. Д\З: П.7 зад. 1 стр.136, творческое задание-плакат на тему «Плати налоги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Налоги" 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

в 5 классе по теме

Ермакова Татьяна Григорьевна

Конспект урока

Цель: сформировать у учащихся понятие «налоги» и объяснить, что государство собирает налоги для выполнения определённых функций и социальной поддержки населения.

Образовательные:

формировать определение понятия «налоги»;

формировать понимание финансовой связи семьи и государства;

Развивающие:

формировать умения работать с раздаточным материалом, рисунками, схемами;

формировать познавательный интерес в области финансовой грамотности;

формировать умения сравнивать и анализировать, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

воспитывать гражданскую позицию и ответственность.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: комбинированный урок с элементами проблемно-диалогической технологии (работа в группах).

Оборудование:

Учебник «Финансовая грамотность»

Флипчарт, рабочие листы для учащихся.

Раздаточный материал:

Карточки с названием организаций.

Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе Power Point.

Этапы урока:

Организационный момент - 1 мин.

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы - 7 мин.

Актуализация знаний - 3 мин.

Поиск решения проблемы - 27 мин.

Рефлексия - 5 мин.

Инструктаж по выполнению домашнего задания – 2 мин.

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок - 1 мин.

- Ребята, проверьте, пожалуйста, готовность к уроку!

- Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие.

-Желаю вам успехов!

Проверка готовности к уроку (самопроверка, самоконтроль).

Регулятивные (формирование целевых установок). Личностные (отношение к учебной деятельности)

II.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы и мотивация к изучению нового материала. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Учитель приглашает группу учащихся участвующих в сценке.

Создание проблемной ситуации.

- Вам понятно, о чем идет речь в данной ситуации?

(- О налогах – слайд №1).

- Зачем этой семье платить налог?

Инсценирование текста учебника с.121.

Возникновение проблемной ситуации

Коммуникативные (готовность слушать собеседника, участие в учебном диалоге)

Регулятивные (формирование целевых установок)

Ш.Актуализация знаний - 3 мин.

- Как вы понимаете значение слова «налог»?

Учитель собирает информацию, работа с презентацией (слайд №2)

Отвечают на вопросы (записывают в центре листа слово «НАЛОГ»), слушают мнение одноклассников («Мозговой штурм» - флипчарт №1).

Познавательные (овладение базовыми предметными понятиями)

Регулятивные (проявление творческой и познавательной инициативы)

IV.Поиск решения проблемы -

1.Кто платит налог? (слайд №2)

- К какому мнению ВЫ пришли? Кто платит налоги? (работа с флипчартом)

- На какие 2-е группы мы можем разделить всех перечисленных налогоплательщиков?

Граждане – это физические лица, а фирмы, учреждения, организации – это все юридические лица (слайд №2) .

2. «Кому?» физические и юридические лица платят налоги? (слайд №2)

3. «Зачем?» (слайд №2) - зачем семье необходимо платить налог?

Ответить на этот вопрос Вам поможет работа с карточками.

- На карточках представлены товары и услуги. Обсудите, по какому признаку их можно поделить на 2-е группы и разделите.

Выслушивание мнений, выбор верного признака.

– Государство обеспечивает нас такими товарами и услугами, которые невыгодно производить предпринимателям. Такие товары и услуги называются общественными. Их производит государство.

- А откуда государству взять на них средства?

- Зачем же нам платить налоги? (слайд №2)

- Что каждому из нас дают эти государственные структуры?

Вы не платите налоги? –

Это лично ваше дело.

Лучше вы на эти деньги

Особняк постройте модный

Или виллу – просто шик!

Но однажды в ночь глухую

Загорится ваша вилла…

К вам пожарные не едут –

Нет пожарных нет машин!

(А. Тимофеев, Нижегородская обл.)

-Значит для нас важно, чтобы это существовало и действовало? (слайд №2)

- Нужно платить налоги?

Обобщение полученных знаний по теме урока с использованием приёма моделирования – «налоговое дерево» (Слайд № 3- 4)

- Выберите слова, которые характеризуют налог (слайд № 5):

- безвозмездный;

- обязательный;

- Теперь, после проделанной работы, мы можем вывести определение налога.

Налог – это _____________, _____________ платеж в пользу___________, который выплачивают _____________ и _______________ лица.

- А теперь давайте вернемся к флипчарту №1 и определим, кто наиболее точно сформулировал определение налога.

Ученики работают в группах: в кластере они фиксируют слово «КТО?», ведут дискуссию в группах.

Высказывают свое мнение.

- Одно лицо или организация

Фиксируют ключевые понятия («Физические» и «юридические лица») в кластере

Фиксируют слово «Кому?»

- государству. Фиксируют ключевое понятие в кластер.

В кластере записывают слово «Зачем?»

Работа в группе.

Выбирают только общественные товары и услуги.

- от сбора налогов

Открытие нового знания:

- Для того, чтобы содержать государственные структуры. Фиксируют на кластере.

-обращаемся к врачу;

Учащиеся приходят к выводу, что необходимо платить налоги.

Обсуждение в группе, выбор слов.

Определяем победителя в группах

Коммуникативные (умение работать в группе, участие в учебном диалоге)

Регулятивные (формирование целевых установок)

Познавательные (умственные операции – анализ, классификация, отнесение к известным понятиям)

Коммуникативные (умение работать в группе, слушать собеседника, участвовать в учебном диалоге) Познавательные (умственные операции – анализ, классификация)

Коммуникативные (умение работать в группе, слушать собеседника, участвовать в учебном диалоге) Познавательные (формирование умений представлять информацию в виде схемы, овладение действиями установления причинно-следственных связей)

Познавательные УУД (овладение логическими действиями анализа)

Познавательные УУД (овладение логическими действиями анализа и синтеза)

Регулятивные УУД (оценка правильности выполнения действий)

V. Рефлексия и оценивание - 5 мин.

-Ребята, давайте посмотрим, как мы усвоили материал урока.

Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»).

Налог является обязательным платежом.

Налоги нужны государству для содержания государственных структур.

Налогоплательщикам могут быть только фирмы.

Юридические лица – это фирмы, учреждения и организации.

Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного.

Запись в тетради (+ + - + -)

Самопроверка по презентации (слайд №8)

Регулятивные УУД (самооценка правильности выполнения действий)

VI. Домашнее задание – 3 мин.

Инструктаж по выполнению домашнего задания - №1 с. 137 учебник.

Запись домашнего задания в дневник.

Ресурсный материал к уроку

Карточки со словами:

Презентация к уроку.

Текст из учебника для инсценировки (с. 121)

«В тот вечер, когда вся семья села ужинать, Елена Сергеевна вдруг строго сказала:

— Проблема есть, надо обсудить.

— А в чём дело? — спросил Антон, встревожившись.

— Я сегодня встретила Наталью Петровну с третьего этажа, и она рассказала, что участковый и сотрудник налоговой инспекции ходят по дому и выясняют, не сдаёт ли кто квартиру приезжим. Участковый, понятно, регистрацию проверяет, а налоговик ищет тех, кто квартиры сдает, и налоги на это не платит. Так ведь и меня поймать могут — квартиру-то я свою сдаю, а налог не плачу, сами знаете…»

Читайте также: