Налоги это в макроэкономике это

Опубликовано: 05.05.2024

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Налоги и налоговая система

Как мы уже выяснили, главной статьей бюджетных доходов являются налоги. В развитых странах с рыночной экономикой налоговые поступления достигают 90% доходной части бюджета, в России – немногим больше 80%.

Налоги (сборы, пошлины) – это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.

Налоговая система – совокупность взимаемых государством налогов, сборов, пошлин, а также форм и методов их построения.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца’’.

Современные принципы налогообложения таковы:

1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его доходов;

2) налогообложение доходов должно носить однократный характер;

3) обязательность уплаты налогов;

4) система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;

5) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;

6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом экономической политики.

Каждый налог содержит характеристику следующих основныхэлементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.

Источник налога – доход, от которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения.

В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Все налоги в конечном итоге выплачиваются из дохода. Поэтому их вид зависит от соотношения между ставкой налога (его процентом) и доходом.

Прогрессивный налог – это налог, процентная ставка которого повышается в связи с ростом самого дохода.

Регрессивный налог предусматривает, что его средняя ставка понижается по мере роста дохода.

Пропорциональный налог предполагает, что, независимо от роста дохода, средняя налоговая ставка сохраняется в одном и том же виде.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов.

Налоговые санкции – наказание за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и др.) в виде штрафов или уголовной ответственности.

При всем многообразии форм и видов налогов они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачиваются непосредственно с доходов, капитала, недвижимости, земли (налоги на прибыль, имущество, транспортные средства и др.). Косвенные налоги перекладываются на конечных потребителей товаров и услуг как надбавка к цене (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и др.).

Налоговая система должна выполнять следующие функции:

фискальную, т.е. служить источником дохода госбюджета;

распределительную, т.е. перераспределять национальный доход от богатых к бедным, из одних отраслей в другие;

стимулирующую, т.е. через систему налоговых льгот и привилегий способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости населения;

регулирующую, т.е., изменяя условия налогообложения, правительство способствует решению важнейших социально-экономических задач, стоящих перед обществом.

Государство через налоговый механизм может воздействовать на хозяйственную конъюнктуру, поощряя или сокращая совокупный спрос или предложение. Например, снижение налогового бремени с производителей освободит часть прибыли от перечисления в бюджет. На эти деньги предприниматели смогут расширить производство, их доходы увеличатся, следовательно, возрастут и налоговые поступления в бюджет.

В начале 1990-х годов в России была проведена налогово-бюджетная реформа, которая была вызвана тем, что переход к рыночным отношениям потребовал разработки принципиально новой налоговой политики. Основы взаимоотношений юридических и физических лиц с государственным бюджетом были заложены Законом РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации” (1991 г.), который определил “общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов”. В дальнейшем было принято множество законов и подзаконных актов, определяющих налоговую систему нашей страны. Сложность, запутанность, часто противоречивость налогового законодательства вызвали необходимость разработки и принятия Налогового кодекса РФ, первая часть которого была принята в июле 1998 г., а вторая вступила в силу с 1 января 2001 г.

Налоговая система России включает:

· федеральные налоги, которые взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Основные их виды: налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы банков, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.;

· региональные налоги, которые могут вводиться законами субъектов Федерации на своей территории (налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог и др.). Основные принципы их формирования определяет Налоговый кодекс;

· местные налоги – устанавливаются и взимаются местными органами власти: налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, земельный налог и др.

Если все налоги в федеральный бюджет взять за 100%, то структура современной налоговой системы России в 2002 г. имела такой вид (табл. 5.3).

Удельный вес налогов в консолидированном бюджете РФ в 2002 г.

Основные направления современного этапа реформирования налоговой системы заключаются в следующем:

а) по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов добиться снижения уровня налоговых изъятий (ставка налога с доходов физических лиц снижена до 13%, а ставка налога на прибыль установлена на уровне 24%);

б) сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам;

в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм;

г) обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Достижение этих целей требует решения следующих проблем:

· сокращения количества налогов с более чем 100 до 28 (уже выполнено);

· ликвидации многочисленных налоговых льгот (в 2000 г. по данным Минфина РФ потери федерального бюджета по льготам составили 12-15 млрд. руб.), что обусловило отмену всех льгот по налогу на прибыль с 1 января 2002 г.;

· снижение задолженности предприятий по налогам;

· ликвидация “прорех’’ в законодательстве, позволяющих законным способом избежать налогов.

Налоговая система России практически не выполняет своей важнейшей функции – стимулирующей. Для экономики США периода Великой депрессии, послевоенной Японии, Южной Кореи, современногоКитая характерно использование налоговой системы для стимулирования экономического подъема и развития приоритетных отраслей, создания условий налогового протекционизма (защиты отечественных фирм от иностранной конкуренции). Российская налоговая система пока такими качествами в должной степени не обладает, и поэтому процесс ее реформирования будет продолжен.

МАКРОЭКОНОМИКА

Конспект лекций

Экономические отношения , возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств (иначе, финансовых ресурсов) в процессе перераспределения национального дохода называются финансовыми отношениями или финансами . Их место и роль в системе экономических отношений определяется тем, что они являются, во-первых , мощным инструментом влияния государства на хозяйственные процессы, и, во-вторых , средством согласования экономических интересов на различных уровнях - национальном, отраслевом, региональном, предприятий и отдельных граждан .

К финансовым отношениям относятся лишь те отношения, которые обслуживают процесс воспроизводства.

Финансы возникают при формировании прибыли, уплате налогов организациями и населением, уплате штрафов, при получении кредитов, внесении денег в банковские вклады, начислении пенсий, пособий и др.

Денежные отношения , которые обслуживают розничную торговлю, транспортные, зрелищные, бытовые и другие услуги в финансовые отношения не входят .

Совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств характеризует финансовую систему, в которой общепризнано выделяют два звена: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы - это система денежных фондов, находящихся в руках государства и предназначенная для финансового обеспечения присущих ему функций (управление национальной экономикой, поддержание национальной безопасности и т.д.).

Государственные финансы включают бюджетную систему, то есть совокупность всех бюджетов административно-территориальных единиц государства, и внебюджетные фонды денежных средств, то есть денежные средства государства, имеющие целевое назначение (например, государственный фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, государственный пенсионный фонд).

Децентрализованные финансы - это финансы предприятий, населения и общественных организаций. Задачей финансов предприятий является формирование денежных фондов и их использование для производственной и иной деятельности. Задачей финансов населения является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества и создание финансового портфеля.

В рыночной экономике государственные финансы формируются на основе принципа фискального федерализма , который предполагает, во-первых, обособленность и самостоятельность функционирования звеньев бюджетной системы на основе четкого разграничения между ними бюджетных прав, то есть доходов и бюджетных функций, или расходов .

Во-вторых, осуществление связей между местными, региональными и федеральными бюджетами в форме субсидий, субвенций и дотаций .

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения .

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы .

По целям расходы государства могут быть разделены на:

1) политические расходы идут на:

- обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.);

- содержание аппарата управления государством;

2) экономические расходы идут на:

- содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

- помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

3) социальные расходы идут на:

- социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий);

- образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды;

- выплату процентов по государственным облигациям, т.е. на обслуживание государственного долга , которые не входят в ВВП, так как являются результатом перераспределения национального дохода, а не его создания.

Доходы государственного бюджета характеризуют источники покрытия расходов и состоят из налоговых и неналоговых доходов .

К налоговым доходам относятся налоги с предприятий и населения, включая взносы на социальное страхование .

Неналоговые доходы включают прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.

Детальная структура расходов консолидированного бюджета России отражена в табл. 8.1.

Расходы консолидированного бюджета России

Расходы - всего

- на государственное управление и местное самоуправление

- на международную деятельность

- на национальную оборону

- на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

- на промышленность, энергетику и строительство

- на сельское хозяйство и рыболовство

- на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику

- на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию

- на социально-культурные мероприятия

- на обслуживание государственного и муниципального долга

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс.

Номер урока и название темы: урок №2 «Валовой внутренний продукт»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • валовой внутренний продукт;
  • компоненты, включаемые в состав ВВП;
  • как измерить ВВП;
  • номинальный ВВП;
  • реальный ВВП;
  • ВВП на душу населения;
  • валовой национальный продукт.

Глоссарий по теме: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки, чистый экспорт, номинальный ВВП, реальный ВВП, уровень благосостояния, ВВП на душу населения.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Экономика любой страны производит товары и услуги для своего населения, тем самым образуя определённое национальное богатство. Но как определить размер этого богатства? Количеством автомобилей или объёмом добытых ресурсов? Стоимость товаров и услуг, произведённых в стране за один год, образует важнейший макроэкономический показатель – валовой внутренний продукт или ВВП. Экономическую активность в стране также оценивают по валовому национальному продукту (ВНП). ВНП – это стоимость товаров и услуг, произведённых в стране отечественными производителями, без учета иностранных инвесторов. Но именно уровень ВВП показывает состояние экономики в целом – идёт она на спад, если ВВП снижается, или, наоборот, растёт, если ВВП увеличивается.

Огромное количество разнообразных экономических событий одновременно происходит в масштабах государства. Семья Васильевых покупает одежду в магазине, продукты – на рынке у частника, а мелкий ремонт приобретённого на вторичном рынке автомобиля глава семьи делает самостоятельно. Все ли эти события можно включить в ВВП?

Давайте вспомним схему экономического оборота: финансовые потоки идут навстречу материальным, то есть деньги обмениваются на товары и услуги. Именно товары и услуги включаются в состав ВВП. Но не каждый материальный продукт идёт в состав ВВП.

Семья Васильевых купила автомобиль на вторичном рынке – это значит, что его стоимость не может быть включена в ВВП этого года, её учли в том году, когда автомобиль был продан новым.

Приобретая одежду для школы, мама семьи Васильевых прекрасно понимает, что оплачивает только конечные продукты – сарафан для дочери и костюм для сына. Стоимость ткани, молний, пуговиц уже включена в стоимость товара – промежуточных продуктов для пошива одежды. Стоимость конечных товаров будет включена в ВВП, а промежуточных – нет, так как это приведёт к двойному счёту тех же товаров.

Сын Васильевых очень любит перекусывать в школе домашними булочками, а дочь покупает выпечку в столовой. В состав ВВП войдёт булочка из столовой, ведь она имеет рыночную стоимость, в отличие от домашней.

Васильев-старший мечтает о новом автомобиле – иномарке, произведённой в г. Калуге. Сборочная линия и комплектующие детали – иностранного производства, но стоимость такой иномарки обязательно войдет в ВВП, как и все иностранные товары, произведённые на территории нашей страны.

Подведём некоторые итоги. ВВП – это рыночная стоимость всех конечных продуктов, произведённых в стране за один год.


Рисунок 1 – Валовой внутренний продукт

Как измерить валовой внутренний продукт?

В экономике существует несколько способов:

  • по сумме добавленной стоимости, которая образуется при увеличении стоимости товара на определённом производственном этапе. Так, типография для печати учебника купила бумагу за 150 руб., готовый экземпляр продаёт в издательство за 300 руб., чтобы окупить затраты и оплатить труд авторов, издательство продает учебник книжному магазину за 400 руб., а магазин делает торговую наценку и продает учебник за 470 руб. Таким образом, из первоначальной стоимости в 150 руб. мы видим создание добавочной стоимости: 470 – 150 = 320 руб.;
  • по доходам – суммируя следующие доходы: от ренты, заработной платы, процента за капитал, дохода от собственности, прибыли фирм и налогов государства;
  • по расходам – суммируя расходы всех макроэкономических агентов. Обозначим их как:

С (consumption) – домашние хозяйства;

G (government) – государство;

I (investments) – инвестиции (расходы фирм);

Xn (X netto) – расходы иностранного сектора;

Xn = Ex – Im – разность между экспортом и импортом, может быть как положительной, так и отрицательной величиной. Если величина экспорта больше величины импорта, показатель чистого экспорта положительный. Если величина импорта больше величины экспорта, показатель чистого экспорта отрицательный.

На схеме представлены расходы всех макроэкономических агентов и формула расчёта ВВП по расходам.


Рисунок 2 – Расчёт ВВП

Например, если расходы макроэкономических агентов в стране N выглядят следующим образом:

личные потребительские расходы – 1500 млн. у.е.,

экспорт – 107 млн. у.е.,

импорт – 122 млн. у.е.,

инвестиции – 110 млн. у.е.,

гос. закупки товаров и услуг – 620 млн. у.е.,

то, подставив значения в формулу, мы получим:

ВВП = 1500 + 620 + 110 + (107 – 122) = 2230 – 15 = 2215 млн. у.е.

Номинальный и реальный ВВП

Необходимо понимать отличия номинального от реального ВВП.

Номинальный ВВП (НВВП) – это внутренний валовой продукт, рассчитанный в ценах текущего года. Это важно учитывать, поскольку уровень цен может вырасти из-за высокой инфляции, и сам по себе номинальный ВВП будет выглядеть весьма внушительно даже при уменьшении выпуска продукции и не отражать в должной мере ни экономический рост, ни уровень благосостояния населения в стране.

Реальный ВВП (РВВП) – это внутренний валовой продукт, измеренный в неизменных ценах базового года, отношение номинального ВВП к индексу цен. Реальный ВВП – объективный показатель, который можно использовать для анализа динамики экономической ситуации в стране.

где Р – индекс цен.

Допустим, что при неизменном уровне производства цены выросли на 10%. Тогда индекс цен = 1,1, а реальный ВВП мы выразим так:

При этом реальный ВВП будет меньше номинального.

Если при тех же условиях цены снизятся на 3%, то индекс цен = 0,97, а реальный ВВП будет равен:

РВВП = НВВП : 0,97.

Теперь реальный ВВП уже выше номинального.

Для понимания уровня благосостояния населения страны в экономике используется показатель ВВП на душу населения. Он равен сумме всех товаров и услуг, произведённых в стране, разделённой на численность населения этого государства.

Уровень благосостояния = ВВП / численность населения

Кроме уровня благосостояния, есть более широкое понятие – средний уровень жизни. Это понятие включает не только экономические показатели, но и социальные: уровень образования, здравоохранения, безопасности, гражданских свобод, социального капитала и экологии. По данным 2017 года, в список стран-лидеров по уровню жизни входят развитые страны Европы, Америки, Австралии.

Резюме теоретической части

Уровень развития экономики определяется показателем внутреннего валового продукта, который включает рыночную стоимость конечных товаров и услуг, созданных в стране за один год. Номинальный ВВП измеряется в текущих ценах, реальный ВВП измеряется в неизменных ценах и позволяет увидеть, как фактически изменяется ВВП. Душевой показатель ВВП отражает уровень благосостояния населения страны.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Найдите шесть слов, относящихся к теме урока.


Рисунок 3 – Пример задания практического модуля

Для выполнения задания необходимо найти ключевые слова внутри квадрата из букв:

Культура – одно из направлений финансирования государства.

Фирма – один из агрегированных субъектов макроэкономики.

Доходы – финансовые или материальные результаты экономической деятельности.

Расходы – затраты хозяйственной деятельности.

Реальный – один их видов валового внутреннего продукта.

Национальный – валовой продукт, созданный только отечественными производителями.

Ответ: на рисунке 4.


Рисунок 4 – Пример решения задания практического модуля

2. Выберите правильные ответы.

Из предложенного перечня выберите названия конечных продуктов:

Для выполнения задания необходимо вспомнить материал урока и определить, что нефть и сталь мы не можем использовать сразу, значит, они являются промежуточными товарами. Свеча и наушники – конечные товары, так как мы можем использовать их сразу после приобретения.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся об-щеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 100–108.
  2. Бойко М. Азы экономики / Мария Бойко – М. : Издатель «Книга по Требованию», 2015. – 470 с., ил. – С. 283–298.
  3. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / под ред. С. И. Иванова. – в 2-х книгах. – М. : Вита-Пресс, 2016. – Кн.2 – С. 3–35.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Лекции по экономической статистике. Основные макроэкономические показатели Системы Национальных Счетов и методы их расчета.

Система Национальных Счетов – это система обобщающих показателей, развития экономики на различных стадиях процесса производства. Счета, которые оценивают состояние макроэкономического показателя, относятся не к каждой экономической единице (операции), а к обобщающим числовым характеристикам соответствующих групп экономических операций.

Национальные счета – система взаимосвязывающих таблиц, имеющих вид балансовых построений.

По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам, т.е. имеют Т-образную форму.

Балансирующая статья счета, обеспечивающая баланс (равенство) его правой и левой частей, рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием.

Правая сторона каждого счета – «Ресурсы», левая – «Использование».

Все счета связаны между собой и балансируются конкретными показателями (статьями).

Наименование счёта

Балансирующая статья

Внутренний Валовой Продукт

2) Счёт образования доходов

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

3) Распределение первичных доходов

Внутренний Национальный Доход

4) Счёт вторичного распределения доходов

Валовой располагаемый доход

5) Счёт использования располагаемых доходов

Существует всего 7 текущих счетов, из них основных – 5.

Рассмотрим, например, счет производства ( № 1).

Использование

Ресурсы

2. Промежуточное потребление

3. ВДС или ВВП (3 = 1 – 2)

1. Валовой выпуск

Всего

Счета производства можно составить:

- для отдельных секоров экономики(секторальные счета),

- для экономики в целом (консолидированный счет).

Поэтому: для сектора – ВДС, для экономики – ВВП.

Границы производства в Системе Национальных Счетов определяются, как деятельность единиц резидентов национальной экономики по производству товаров и услуг.

Резиденты – институциональные единицы (предприятия, учреждения, домашние хозяйства), имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны в течение длительного периода.

Измеряемые на макроуровне экономические процессы характеризуются следующими показателями:

Основные макроэкономические показатели

1) Валовой выпуск товаров и услуг (ВВ) – с уммарная стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц резидентов экономики в отчетный период. Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах, т.е. без учета налогов на продукты (но включая субсидии на продукты. ( Валовой – т.к. не исключает расходы на ПОК,т.е. повторный счет)

2) Промежуточное потребление (ПП) – это стоимость товаров и услуг, которые трансформируется или полностью потребляются в отчетном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (ПОК) (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.

Отдельной позицией в состав промежуточного потребления включается потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества – ФП (имеются в виду банковские услуги).

3) Налоги на производство и импорт (НПИ ) – включают в себя налоги на продукты (НП) и другие налоги на производство (Др.НП).

Налоги на продукты напрямую зависят от стоимости произведенных товаров и оказанных услуг (НДС, акцизы).

Другие налоги на производство связаны с использованием факторов производства (земли, труда, капитала), а также платежи за лицензии и патенты.

4) Чистые налоги на производство (продукты?) и импорт (ЧНПИ)

Субсидии на продукты – текущие не компенсируемые выплаты из государственного бюджета предприятиям при условии производства определенных товаров или услуг.

5) Валовая Добавленная Стоимость (ВДС ) – в новь созданная стоимость в процессе производства товаров и услуг. Она определяется по отраслям экономики, как разница между стоимостью выпуска товаров и услуг и стоимостью промежуточного потребления.

В Системе Национальных Счетов показатель Валовой Добавленной Стоимости оценивается, как в (текущих) рыночных ценах (т.е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая наценки и налоги), которые фактически используются в операциях и включают транспортно-торговые наценки, налоги на производство и импорт, и не включают субсидии на производство и импорт, так в основных ценах, т.е. в ценах без налогов на продукты, но включающих субсидии на продукты.

6) Чистая Добавленная Стоимость (ЧДС)

7) Внутренний Валовой Продукт (ВВП)

Валовой Внутренний Продукт характеризует стоимость произведённых на экономической территории данной страны, в том числе и совместными предприятиями, товаров и услуг за тот или иной период, которые предназначены для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

8) ВНД = ВВП + сальдо первичных доходов , полученных резидентами данной страны из сектора «остального мира»

Внутренний Валовой Продукт может быть рассчитан тремя методами.

1) Производственный .

В этом случае Внутренний Валовой Продукт получается, как разница между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением или, как сумма валовых добавленных стоимостей по отраслям в основных ценах.

Примечание: при расчете ВДС нужно вычесть холдинговую прибыль, представляющую собой часть стоимости продукции, которая образовалась вследствие изменения цен на неё в период нахождения продукции на складе (в запасах), т.е. цена продукции учитывается на момент производства, а не на момент реализации товара.

2) Метод конечного использования или метод использования доходов.

В этом случае Внутренний Валовой Продукт рассчитывается, как сумма Расходов на Конечное Потребление (РКП) всех секторов экономики, Валовое Накопление (ВН), разницы между Экспортом и Импортом (Э – И) (чистый экспорт), плюс Статистическое Расхождение между произведенным и использованным ВВП.

Конечное потребление ( РКП) складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений, удовлетворяющих потребности домашних хозяйств и общества в целом, а также расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Валовое накопление ( ВН) складывается из валовых накоплений основных фондов, изменений стоимости и объема материальных запасов и оборотных средств и чистого приобретения ценностей.

Статистические Расхождение ( СР) – специфический показатель, который используется в Системе Национальных Счетов для оценки качества расчётов. В международной практике допустимый уровень до 5 %.

РКП = потребительские расходы (ПР) + госзакупки (ГЗ)

ВВП = ПР + ГЗ + ВН + (Э - И) - «тождество национальных счетов» или «макроэкономическое тождество».

3) Распределительный или по источникам доходов.

Этот метод не является самостоятельным, т.к. не все показатели рассчитываются методом прямого расчета, а часть из них исчисляется балансовым методом.

Стадии образования доходов в Системе Национальных Счетов характеризуется показателями:

4. Оплата Труда наемных работников (ОТ) определяется, как сумма вознаграждений, выплаченных в денежной и натуральной форме плюс оплата скрытой формой (то что не входит в зарплату, но за что предприятие несёт расходы, например – бесплатный обед);

5. Валовая Прибыль Экономики (ВПЭ) и Валовые Смешанные Доходы (ВСД) представляют собой ту часть добавления стоимости, которая остается у производителя после выплат по оплате труда, налогов на производство и импорт с учетом субсидий.

3. Номинальные и реальные показатели Системы Национальных Счетов. Индекс–дефлятор Валового Внутреннего Продукта.

Инфляция и дефляция усложняют расчет Валового Внутреннего Продукта, так как он представляет собой денежный временной и количественный показатель.

Показатель Валового Внутреннего Продукта, который отражает текущие цены, называют номинальный показатель (не скорректированный с учетом уровня цен).

Показатель Валового Внутреннего Продукта с учетом изменения цен (скорректированный на инфляцию и дефляцию) называется реальный.

Для корректировки Валового Внутреннего Продукта используется индекс цен, который называется дефлятором Валового Внутреннего Продукта.

Индекс-дефлятор Валового Внутреннего Продукта представляет собой отношение Валового Внутреннего Продукта исчисленного в текущих ценах к объему Валового Внутреннего Продукта, исчисленного в сопоставимых ценах предыдущего периода.

В отличие от индекса цен на товары и услуги индекс–дефлятор Внутреннего Валового Продукта, в том числе характеризует и изменение оплаты труда, и изменение прибыли, потребление основного капитала в результате изменения цен, а также номинальной массы чистых налогов.

С помощью показателя реального Валового Внутреннего Продукта измеряется стоимость производства в данной стране в разные года, при предположении о неизменном уровне цен, начиная с базисного периода и заканчивая текущим периодом.

Состояние экономики считается положительным, если темп роста ВВП > 4 %/год.

На практике часто рассчитывают:

- ВВП на душу населения;

- ВВП в пересчете по паритету покупательной способности (по ППС).

Читайте также: