Налог на имущество доклад

Опубликовано: 16.05.2024

Виктория Ким, эксперт по налогообложению

Расчет налога на имущество всегда вызывает много вопросов у бухгалтеров, так как имеет массу нюансов. Какие объекты облагаются по среднегодовой стоимости, а какие подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, как рассчитать налог и отчитаться по нему? Все эти вопросы раскрыты в нашей статье.

Кто платит налог на имущество

НК РФ обязывает платить имущественный налог все организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). К таковым относятся российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие здесь имуществом.

Компании, которые работают на УСН тоже должны платить налог на имущество. Правда, не всегда. Речь идет только о тех ситуациях, когда компания-упрощенец обладает объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Что облагается налогом на имущество

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Сюда входит также имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

Какое имущество не подпадает под обложение имущественным налогом? В п. 4 ст. 374 НК РФ приведен исчерпывающий перечень льготных объектов:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ряду госучреждений;
  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры);
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов и другие объекты.

Исключение составляют объекты, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Кроме того, не включаются в базу по налогу на имущество объекты, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 были внесены поправки в Классификацию ОС, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Однако Минфин РФ в письме от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66701 разъяснил, что внесение данных корректив не является основанием для изменения срока полезного использования введенных в эксплуатацию основных средств, установленного в соответствии с Классификацией, действовавшей на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Расчет налога на имущество организаций

При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  1. определите объект налогообложения;
  2. проверьте наличие и возможность применения льгот по налогу на имущество;
  3. определите налоговую базу (определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Среднегодовая стоимость имущества — сумма, полученная в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года / на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу).

определите ставку налога;

  • рассчитайте сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
  • Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога используйте следующие (п. 1, 2 и 4 ст. 382 НК РФ).

    Авансовый платеж = Налоговая база х Ставка налога: 4

    Сумма налога за год = Налоговая база х Ставка налога — Сумма авансовых платежей

    Перечислить налог на имущество и авансовые платежи нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ).

    Что касается остаточной стоимости имущества — она должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.

    Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01. Единица учета основных средств — это инвентарный объект. Если у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

    Изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухучету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов.

    Следует отметить, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как ее кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НКРФ. К таким объектам относятся:

    • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
    • нежилые помещения, назначение, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
    • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ;
    • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

    НК РФ установлено, что региональными властями не позднее 1 числа года перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный перечень направляется в налоговый орган по субъекту и размещается на его официальном сайте или на официальном сайте региона. Таким образом, перечень, определенный на следующий налоговый период должен быть составлен не позднее 1 января календарного года соответствующего налогового периода.

    Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости. Причем даже если указанные помещения в перечне отсутствуют (письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).

    Если кадастровая стоимость здания определена, но в отношении конкретного помещения она не указана, то налоговая база в отношении помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, соответствующая площади помещения в общей площади здания.

    При этом если то или иное здание не включено в указанный перечень, то налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Это подтверждает Минфин РФ (письмо от 17.06.2015 № 03-05-05-01/35000).

    Следует отметить, что кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года. Дело в том, что в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости.

    Кроме того, основанием для пересмотра результатов кадастровой оценки является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

    Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ установлено, что в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости, их можно оспорить. Сделать это могут как компании, так и органы власти.

    С какого момента налогоплательщик должен применять измененную кадастровую стоимость объекта? Если указанная стоимость скорректирована из-за выявленной ошибки, то новую стоимость можно применять, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

    Если данный показатель был изменен в связи с принятием решения соответствующей комиссии или судебного акта, то обновленная кадастровая стоимость должна быть учтена, начиная с налогового периода, в котором подано было заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Сроки уплаты налога на имущество

    Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Хотя налог и является региональным, устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в НК, субъекты не вправе. Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями. При этом она не может превышать 2,2 процента.

    Сроки, когда организация должна уплачивать налог на имущество следующие:

    • до 30 апреля — I квартал;
    • до 30 июля — полугодие;
    • до 30 октября — 9 месяцев;
    • до 30 января — год.

    Отчетность по налогу на имущество

    Если у компании есть имущество, которое облагается налогом, то она обязана отчитываться по нему в ИФНС. Форма по КНД 1152026 — Налоговая декларация по налогу на имущество (Приказ ФНС от 5 ноября 2013 г. № ММВ-7-11/478@). Отчетность по налогу на имущество нужно сдавать, даже если самортизированы все основные средства ( письмо ФНС РФ от 08.02.2010 № 3-3-05/128 ). Исключение — нулевая декларация, ее подавать не нужно (письмо Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

    Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Ежеквартально компаниям положено предоставлять с инспекцию расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. Делать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

    При оформлении титульного листа отчетности в 2017 году необходимо обратить внимание на заполнения поля «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Порядок заполнения отчетности требует указывать в этой строке код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001. Однако этот классификатор утратил силу с 01.01.2017. Дело в том, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст введен в действие ОКВЭД2, который применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2017. Несмотря на это в порядок по заполнению налоговой отчетности по имуществу коррективы не внесены.

    Поэтому возникает вопрос: какие коды необходимо указывать при представлении в 2017 году уточненной налоговой отчетности за предшествующие отчетные (налоговые) периоды — согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 или ОКВЭД2?

    В письме ФНС РФ от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@ содержится ответ на этот вопрос: при сдаче уточненок за предыдущие периоды указывается тот же код по ОКВЭД, который был отражен в первичных налоговых декларациях.

    Проверить правильность заполнения отчетности по налогу на имущество помогут контрольные соотношении, которые приведены в письме ФНС РФ от 27.10.2015 № БС-4-11/18786.

    Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

    Налог на имущество организаций представляет собой один из видов региональных налогов, который вводится субъектами Российской Федерации путем принятия соответствующих законов. Правовая основа, определяющая принципы налогообложения рассматриваемым видом налога заложена в НК РФ. Рассмотрим, что представляет собой налог на имущество компаний, кто, как, и за что его уплачивает.

    Общая характеристика налога на имущество организаций

    Налог на имущество организаций представляет собой региональный сбор, который должны уплачивать как российские, так и зарубежные фирмы, ведущие деятельность и имеющие активы в России.

    Закрепляется данный вид сбора в НК РФ, а также законах, принимаемых на уровне регионов.

    НК РФ раскрывает общие вопросы, относящиеся к рассматриваемому сбору, такие как:

    • перечень юр. лиц, которые должны платить;
    • имущество, за которое необходимо заплатить налог;
    • база налога;
    • сроки уплаты;
    • максимальные размеры;
    • льготы;
    • порядок, в соответствии с которым сбор будет исчисляться.

    Законы регионов же, конкретизируя положения федерального законодательства, в силу п. 2 ст. 372 НК РФ, устанавливают:

    • конкретные суммы, которые должны уплачиваться (их пределы не должны быть шире, чем указано в ст. 380 НК РФ);
    • дополнительные льготы, основания для их применения, и список лиц, на которых они распространяются;
    • порядок и специфику определения налоговой базы для тех различных видов активов.

    Компании, которые находятся в различных регионах, должны учитывать не только положения федерального законодательства, т.е. НК РФ, но и региональных нормативных актов, регулирующих данные правоотношения.

    Кто является плательщиками налога (субъектами), и кто освобожден от его уплаты?

    Список юр. лиц, которые должны платить налог указан в ст. 373-374 НК РФ.

    К ним относятся:

    1. Компании, зарегистрированные в России.
    2. Зарубежные компании с представительствами в РФ.
    3. Зарубежные компании без представительств в РФ, но имеющие активы на территории страны.

    Ст. 346.1 НК РФ устанавливает перечень режимов налогообложения, при применении которых фирмы не должны платить. К таким режимам относятся:

    • ЕСХН;
    • УСН (в отношении вещей, по которым налогооблагаемая база определяется как средняя годовая стоимость активов, кроме недвижимости, по которой налоговая база считается как кадастровая стоимость);
    • ЕНВД (в отношении активов, которые используются для ведения фирмой деятельности, которая облагается единым налогом, кроме недвижимости, по которой налоговая база считается как кадастровая стоимость).

    Если ЕНВД применяется совместно с общей системой налогообложения, то учет имущества по разным видам деятельности должен вестись отдельно. Если это правило игнорируется, то фирма должна уплачивать налоги в полном объеме.

    Объекты налога на имущество

    В силу п. 1 ст. 38 НК РФ фирма должна платить рассматриваемый вид налога только тогда, когда владеет имуществом. Для российских фирм справедливо правило, что налогом облагается только имущество, учитываемое, как основные средства (в том числе движимое имущество, учтенное до 01.01.2013). Сбор придется уплатить и за активы, которые были переданы для пользования иным лицам.

    В п. 4 ст. 374 НК РФ внесены поправки (действуют с 01.01.2013). В соответствии с ними, движимое имущество, учтенное как основное средство – это не объект уплаты налога.

    Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

    Москва: +7 (499) 938-49-02

    Петербург: +7 (812) 467-39-58

    Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453

    Основные средства учитываются исходя из предъявляемых требований нормативных актов в области бухучета. Учет ведется согласно:

    • Положению ПБУ 6/01, утв. Минфином России 30.03.2001 года за № 26н
    • Указаниям, утв. Минфином 13.10.2003 за № 91н.

    Приведенные акты содержат основания, по которым имущество можно признать основным средством. Выделяется 4 основных критерия:

    1. Имущество должно предназначаться для производства ценностей, либо для нужд фирмы, или для сдачи в аренду. При этом, фактическое использование для этих нужд не обязательно, достаточно того, что активы предназначены для этого.
    2. Использование имущества будет осуществляться более 12 месяцев. Речь идет о планируемом сроке, а не о фактическом.
    3. Объекты не предназначаются для продажи.
    4. Имущество может приносить прибыль.

    Налоговая база

    Налоговая база — это среднегодовая цена вещей, которые учтены в фирме как основные средства.

    В обязанность компаний входит рассчитать базу, используя среднюю цену имущества за год. Для некоторых недвижимых объектов необходимо использовать кадастровую цену (их перечень содержит ст. 378.2 НК РФ). Учет производится по отдельности.

    Ранее, до 01.01.2014 база рассчитывалась только по среднегодовой стоимости.

    Необходимо отметить, что законом предусмотрено правило в отношении отдельных активов, по которым база рассчитывается отдельно:

    • если объекты обложения принадлежат обособленным подразделениям компании;
    • если активы расположены не в местности, где фирма зарегистрирована;
    • в случае, если ставки обложения для разных видов активов различны;
    • когда имущество находится на территории различных субъектов РФ;
    • если налог уплачивается по стоимости, определенной в кадастре.

    Сроки уплаты налога на имущество предприятий

    Период, за который уплачивается налог – год (п. 1 ст. 379 НК РФ). Когда период истекает, необходимо рассчитать сумму налога и уплатить ее. Информация отражается в декларации (п. 1 ст. 386 НК РФ).

    В некоторых субъектах налоговый период разделяется на отчетные. Возможность разделения зависит от положений конкретного регионального закона. В случае, когда разделение не применяется, налог уплачивается за весь год.

    Каким образом определяются периоды, зависит от того, из какой стоимости – среднегодовой или кадастровой, рассчитывается база по уплате налога.

    В силу п. 2 ст. 379 НК РФ:

    1. Для юр. лиц, которые платят налог по среднегодовой стоимости, отчетные периоды – квартал, 9 месяцев.
    2. Для юр. лиц, которые платят налог по кадастровой стоимости, отчетные периоды наступают по истечении каждого квартала

    После того, как период завершен, должны исчисляться и уплачиваться авансовые платежи (если иное не установлено законом конкретного региона). Кроме того, установлена обязанность предоставления в контролирующие органы расчета по авансовым платежам.

    Таким образом, компании, владеющие различными активами, в некоторых случаях должны платить налог на имущество, информация о котором представлена в статье.

    на тему: Региональные налоги.

    Налог на имущество организаций.

    Составные элементы налога на имущество организаций

    Порядок исчисления и сроки уплаты налога на имущество организаций

    Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

    При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

    Составные элементы налога на имущество организаций

    Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются:

    — иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    Объектом налогообложения для российских организаций, признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

    Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

    Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

    Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

    Не признаются объектами налогообложения:

    1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

    2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

    В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

    Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

    Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории Красноярского края Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

    Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

    Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

    Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

    Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Порядок исчисления и сроки уплаты налога на имущество организаций

    Налоговым периодом признается календарный год.

    Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

    Налоговая ставка.

    Законом Красноярского края Российской Федерации “О налоге на имущество организаций” была установлена ставка налога в размере 2,2 процента.

    Законом Красноярского края Российской Федерации “О налоге на имущество организаций” установить ставку налога на имущество организаций в размере 0,5 процента:

    1. в отношении имущества аптечных учреждений, осуществляющих фармацевтическую деятельность по изготовлению или льготному отпуску лекарственных средств либо осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ;

    2. в отношении транспортных средств, зачисленных в состав автомобильных колонн войскового типа.

    3. в отношении имущества организаций, осуществляющих розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от осуществления указанного вида деятельности составляет не менее 70 процентов.

    4. в отношении воздушных судов, авиадвигателей и наземной авиационной техники (тягачи и транспортировщики, погрузочные платформы, машины и оборудование для уборки, мойки и удаления обледенения самолетов, противообледенительная техника, уборочные и снегоочистительные машины), приобретаемых по договорам лизинга или договорам купли-продажи и принятых к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после 31 декабря 2004 года организациями, осуществляющими деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.

    Установить ставку налога в размере 0,1 процента в отношении имущества, используемого для организации общественного питания учащихся общеобразовательных учреждений.

    Освободить от уплаты налога на имущество организаций:

    1. органы законодательной, исполнительной власти края, органы местного самоуправления, Избирательную комиссию Красноярского края, Счетную палату Красноярского края, Уставный суд Красноярского края, уполномоченного по правам человека в Красноярском крае;

    2. организации народных художественных промыслов, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенных ими изделий народных художественных промыслов составляет не менее 50 процентов;

    3. организации — в отношении краевых и муниципальных автомобильных дорог общего пользования, а также в отношении мостов, путепроводов, эстакад, труб, тоннелей и иных дорожных сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных дорог;

    4. религиозные организации;

    5. бюджетные учреждения, финансируемые из краевого бюджета, — в отношении имущества, используемого для осуществления следующих видов деятельности:

    — государственной противопожарной службы;

    — содержания автомобильных дорог;

    6. организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства, которые перешли с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения в порядке, установленном пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии, что сумма доходов организаций, за исключением доходов, за налоговый период не превысила 50 млн. рублей и начисленная заработная плата по итогам налогового периода превысила начисленную заработную плату за предыдущий налоговый период не менее чем в 1,2 раза;

    7. организации — в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

    8. некоммерческие организации, финансируемые из краевого и (или) местного бюджетов, в отношении объектов, используемых для предоставления населению услуг культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения.

    Установить ставки налога на имущество для организаций, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов по производству и розливу пива в металлическую банку, в следующих размерах: в первый год реализации проекта — 0,5 процента, во второй год реализации проекта — 0,1 процента, в последующие пять лет реализации проекта освободить от налогообложения.

    Указанные дифференцированные ставки налога применяются организациями при одновременном соблюдении следующих условий:

    — доля дохода от реализации пива составляет не менее 70 процентов общего дохода от реализации товаров (работ, услуг);

    — освоение средств в рамках реализации инвестиционного проекта в течение первого года реализации проекта составляет не менее 10 млн. рублей;

    — представление организациями документов о направлении инвестиций на создание, приобретение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

    Организации, применяющие указанные дифференцированные ставки налога, не позднее 24 месяцев с начала действия льготы обязаны представить в налоговые органы документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию основных средств, предусмотренных инвестиционным проектом. В случае непредставления документов в указанный срок сумма налога пересчитывается с даты предоставления льготы по ставке.

    В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу по итогам каждого отчетного периода.

    Сумма, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

    Уплата авансовых платежей по налогу производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления налогового расчета по авансовым платежам по налогу. Уплата налога по итогам налогового периода производится в десятидневный срок со дня, установленного для представления налоговой декларации по итогам налогового периода.

    Налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по итогам налогового периода по налогу на имущество организаций представляются по формам, утвержденным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

    Налоговая декларация — это документ налогоплательщика, в котором указываются полученные доходы, произведенные расходы, источники доходов, налоговые льготы, исчисленные суммы налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

    Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

    Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Список литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Российской Федерации 19 июля 2000 года (в редакции Федеральных Законов с последними изменениями от 18.12.2006 № 232 – ФЗ, от 29.12.2006 № 257 – ФЗ, от 23.03.2007 № 38 — ФЗ).

    2. Закон Красноярского края “О налоге на имущество организаций” (в редакции ФЗ Красноярского края от 29.11.2005 № 16 – 4075, от 25.04.2006 № 18 — 4694).

    Как рассчитать и заплатить

    Этот материал обновлен 15.03.2021.

    Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

    Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

    Плательщики налога на имущество организаций

    Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

    Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

    Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

    Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

    УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

    К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

    ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

    Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

    Объекты налогообложения

    Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

    1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
    2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

    Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

    1. Передала в доверительное управление.
    2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
    3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

    Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

    Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

    Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

    Что еще не признается объектом налогообложения:

    1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
    2. Памятники истории и культуры федерального значения.
    3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

    Также не облагается налогом на имущество:

    1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
    2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

    Налоговая база

    По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

    Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

    Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

    Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

    Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

    Остаточная стоимость считается по формуле:

    Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

    Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

    При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

    Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

    Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

    Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

    С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

    Налоговый и отчетные периоды

    Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

    Отчетными периодами признаются:

    • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
    • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

    Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

    Налоговая ставка

    Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

    Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

    Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

    Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

    Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

    Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

    Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

    С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

    Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

    Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

    Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

    Например, суды не признавали объектами прав:

    • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
    • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
    • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
    • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
    • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

    Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

    На заметку

    Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

    Споры о строениях, которые можно перемещать

    Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

    Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

    Например, споры возникали по поводу квалификации:

    • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
    • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
    • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

    Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

    Споры о квалификации линейных объектов

    Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

    С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

    • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
    • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

    В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

    Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

    Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

    Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

    • оборудование линии по производству древесных гранул,
    • поперечный транспортер подачи щепы,
    • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
    • поперечный транспортер подачи коры,
    • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

    Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

    Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

    Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

    Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

    Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

    В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

    • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
    • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

    • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
    • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
    • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
    • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

    Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

    Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

    Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

    • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
    • трансформаторы.

    Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

    Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

    • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
    • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

    Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

    Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

    Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

    • Изменить практику применения действующей нормы.

    Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

    • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

    В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

    • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

    В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

    Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

    Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

    Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

    Читайте также: