Налоги это какая наука

Опубликовано: 15.05.2024

02.03.2013

Предметом явл-ся налоги и сборы.

Изучает наука закономерности и тенденции формирования эконом-их отношений на опред-ых этапах развития общество м/у гос-ом, хозяйствующим субъектом и каждым членом общества.

Метод науки о налогах - совокупность приемов и способов исследования, раскрывающих сущность налоговых отношений; связанных с движением денежных рес-ов от их собственников в пользу гос-ва для выполнения его ф-ций.

Налог как осн форма доходов гос-ва присущ всем гос-ым системам, как рыночным, так и нерыночным.

Этапы развития налогооблажения

Этап Период Основные характеристики
I Древний мир и средние века - периодичная организованность и случайный хар-р налогооблажения (налоги взимаются в период войн или с побежденных районов) - имущественно-натуральная формы налогов (дань, подать, церковная десятина, пошлина) - налоги не явл-ся осн источником городов гос-ва
II 17 - конец 18 вв - становление системы налогооблажения - налоги - осн источник бюджета многих гос-в - разрабатываются проблемы теории и практики НО (Смит, Рекарда) "Лучший налог - наим налог" - золот правило Рикардо
III 18 - 80е годы 20 вв - Становление научно-технич воззрений на природу НО - проведение налоговых реформ
VI 80е г 20 - Н.В. - глубокое теоритич исследование проблем НО - признание бюджетной концепции ( формир. бюдж на основе налогов) - проведение налоговых реформ, направленных на совершенствование систем применяемых налогов, стимулирование развития предприн деятельности

Категория налога развивается вместе в развитием гос-ва и определяется 3 факторами:

1) Экономический строй общества

2) Социальная политика гос-ва

3) Конкретные цели, стратегия развития гос-ва

Развитие НО в РФ

Система налоговых сборов и платежей в РФ до 1990г. развилась под преобладающим влиянием гос. монополизма в сфере распределения отношений.

Главной целью налоговой системы (НС) советского периода было привлечение в бюджет в запланированных объемах фин. поступлений в виде отчислений от доходов гос- ых, обществ организаций и населения.

При плановой эк-ке вжималась след виды налогов:

налог с холостяков и малоимущественных граждан;

налог с оборота;

подоходный налог с кооперативных и общественных организаций;

платежи из прибыли;

таможенные и гос пошлины.

К началу 90х г: основной задачей советской НСбыла реализация исключительно фискальной функции. Регулирающая, стимулирующая и социальная ф-ции были замечены механизмом центрального планирования, гос снабжения и гос социального обеспечения. Налоги имели форму плановых отчислений. Вся НС не обеспечивала запланированных объемов фин поступлений на гос расходы.

Преобразования в политической и экономической жизни в РФ на ружебе 80-90х гг, интеграция пост-социалистической системы в единый мировой хоз комплекс потребовало создание новой НС.

Основы существующей системы заложены в конец 1991г. И основы вались более чем на 20-ти законодательных актов.

21 ноября 1992 г- указом президента в РФ была организованна Российская налоговая служба (РНС) как отдел субъект, на кот были возложены осн ф-ции по разработке и реализации налоговой политике в стране.

НС 1992 г включала 3 группы налогов:

1- общегосударственные (определились законами РФ);

2- республиканские ( законы республик в составе РФ и одминистративными образованиями);

3- местные (устанавливаются местными органам гос власти в соотв-ии с законами РФ и республик, входящих в состав РФ).

Состав налогов и сборов периодически менялся.

В 1997г существовало и действовало более 40 видов налогов и сборов, в т.ч 16/3/22( напр: налог на имущество ФЛ, налог на рекламу, налог на выгул собак, налог на перепродажу авто и прочие.)

Практика ф-ния НС того периода делала невозможным планирования бизнеса даже на краткосрочную перспективу. Техника уплаты налогов и налоговое администрирования оставляло много возможностей для уклонения от налогов. В рез-те налоги платили только добросовестные налогоплательщики. Для них налоговое бремя оказалось чрезмерно высоким, в результате они либо уходили с рынка, либо уклонились от ответственности.

С 1999гначался этап совершенствования системы НО в РФ. Была введена в действие первая часть налогового кодекса.

С 2000-2004 гправительство провело реформирование НС, при этом решились следующие задачи:

- снижение избыточной налоговой нагрузки, союз дающей стимулы к уклонению от уплаты налогов;

- ослабление фискальных интересов гос-ва в пользу стимулирующих ф-ций;

- снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки;

- сокращение кол-ва и изменение направленности налоговых льгот.

С 1 января 2001 гбыли введены во вторую часть 4 главы налогового кодекса:

Глава 22 - акциз;

Глава 23 - налог на доходы ФЛ;

Глава 24 - единый соц налог (ЕСН)

Также были введены остальные главы второй части:

- налог на имущество;

- налог на игорный бизнес;

- налог на прибыль;

- спец. налоговые режимы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

1. Наука налогового права является составной частью науки фи­нансового права. В то же время болылийством авторов отмеча­ется особая роль налогового права в свете продолжающихся в России экономических преобразований.
Наука налогового права - это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляю­щих ее предмет, и представляет собой определенную совокуп­ность структурированных и материально закрещенных знании, теоретических положений и выводов о содержании, роли, значе­нии, а также о развитии налогового права как составной части российского права.
Наука налогового права изучает:
нормы налогового права и их развитие;
пути совершенствования законодательства;
общественные отношения, складывающиеся в процессе функ­ционирования и развития налоговой системы России;
общественные отношения, формирующиеся в процессе уста­новления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также защиты прав и законных интересов участ­ников налоговых правоотношений. Наука налогового права - это выстроенная в определенную сис­тему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права, которые излагаются в научных стать­ях, монографиях, справочных и энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по налоговому праву.

2Предметом науки налогового права являются общественные от­ношения, которые возникают в процессе налогообложения, в т. ч. в процессе функционирования и развития налоговой системы Рос­сии, установления, введения и взимания налогов и сборов, налого­вого контроля, а также защиты прав и законных интересов уча­стников налоговых правоотношений.
Наука налогового права исследует закономерности и тенден­ции развития налогового права как составной части россий­ского права (подотрасли финансового права).
В науке налогового права выделяют следующие составляющие
(части):
налогово-правовые категории;
нормы налогового права (причем как действующие, так и от­мененные);
принципы налогового права;
методы налогового права;
источники налогового права;
анализ правоприменительной и правотворческой (законода­тельной) практики;
история развития налогообложения в России и его норматив­но-правового регулирования;

вопросы унификации, например, налогового И гражданского, налогового и банковскою, налогового и бюджетного законода­тельства;
понятийный аппарат, раскрывающий специальную термино­логию, используемую в налоговом праве;
• научные практические рекомендации, направленные на совер­шенствование налогово-правовых норм, правоприменительной практики и используемых научных категорий.
3. Нормативную основу науки налогового права составляют акты законодательства РФ о налогах и сборах (налоговое законода­тельство), а также правоприменительная и судебная практика в этой сфере.
Теоретическую основу науки налогового права составляют фи­лософские, общесоциологические науки, положения теории государства, теории финансов и экономической теории.
Методологической основой науки налогового права выступают, в частности, следующие методы исследования:
• специально-юридический метод заключается в описании и анализе норм и правоотношений, их объяснении, толковании и классификации;
^ сравнительно-правовой метод основывается на сопоставлении правовых институтов, принадлежащих правовым системам раз­личных стран;
^ конкретно-социологический метод включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью налоговых органов, проведение социологических исследований;
исторический метод, который предполагает ретроспективное исследование, направленное на выявление правовых проблем, закономерностей эволюции тех или иных правовых институ­тов, органов, видов налогов;
метод живого познания предполагает личное участие исследо­

вателя в интересующих его правоотношениях. Кроме того, наука налогового права использует также систем­ный и статистический методы.
4. Наука налогового права, так же как и науки финансового права в целом, выполняет следующие функции:
общетеоретическую;
аналитическую;
критическую;
конструктивную;
воспитательную.

5. Наука налогового права развивается в рамках единой системы юридических наук и активно использует передовые научные достижения следующих наук:
теории права и государства;
банковского права;
административного права;
бюджетного права;
конституционного права;
гражданского права;
• предпринимательского права и др.
В свою очередь, налогово-правовые исследования способству­ют развитию наук:
финансового права;
конституционного права;
банковского права и др. Налоги и налогообложение являются дуалистическими, эконо­мико-правовыми явлениями, поэтому наука налогового права

тесно взаимодействует с экономической и финансовой наукой
и, в частности, с налоговедением.
Предметная область исследования налогового права и налого­
ведения пересекаются. Налоговедение - это наука о природе, принципах и правовой практике организации и функционирования системы налоговых отношений (налоговой системы страны)1.
Налоговое право также изучает налогообложение как сложный процесс установления, введения и уплаты налогов и сборов, а также налогового контроля, защиты прав и законных интере­сов субъектов налогообложения (защиты прав налогоплатель­щиков и бюджетных (имущественных) интересов государства), но под юридическим, а не экономическим углом зрения.

Вопрос 1. Предмет и метод науки о налогах. Понятие налога и налогообложения

Наука о налогах относится к числу общественных наук. Она изучает закономерности и тенденции формирования и изменения экономических отношений на определённых этапах развития цивилизации, распределения финансовых ресурсов между государством, хозяйствующими субъектами и каждым членом общества в целях удовлетворения коллективных потребностей.

Объектом исследования налогообложения является генезис, функционирование налоговой системы на каждом этапе её развития. Теория налогов выступает методологическим фундаментом сложного комплекса разделов.

Предметом науки о налогах являются денежные отношения, складывающиеся между государством, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения части валового внутреннего продукта для мобилизации денежных средств в бюджет страны, определение функции, роли и влияния налогов на социально-экономическое развитие общества.

Метод науки о налогах – это совокупность приемов и способов исследования, раскрывающих сущность налоговых отношений, связанных с движением денежных ресурсов от их собственника в пользу государства для выполнения его функций. Основной метод – формальная логика, включающий следующие приёмы познания: единство исторического и логического, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогию, гипотезы, доказательства, абстрактное и конкретное, общее и частное. Общим методом изучения исследования является диалектический, показывающий переход количественных изменений в качественные. В современной практике используется позитивный и нормативный анализ.

Позитивный дает возможность увидеть систему налогообложения такой, какая она есть, а нормативный – какой она должна быть.

Общая теория налогообложения – совокупность взглядов, идей, представлений, знаний, накопленных многими поколениями политиков, экономистов о налогах, налоговой системе.

Налоги – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных учреждений.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организации и физ. лица, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными юр. лицами значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешения.

Пошлина – платеж налогового типа, устанавливаемый за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий или за оказание административных услуг органом гос. власти, при котором плательщик получает определённую выгоду (ввоз, вывоз товара, выдача и регистрация документов).

Вопрос 2. Налог как экономическая, финансовая и социальная категория

императивность (категоричность, решительность)

абстрактность (Налоги – это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения)

уплата в целях финансового обеспечения государства.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Социальные аспекты налогообложения учитываются главным образом в форме либо налоговых вычетов из налоговой базы, либо налоговых льгот.

Налоговые вычеты бывают стандартные, социальные, профессиональные и имущественные. Стандартные налоговые вычеты обычно предоставляются работодателями своим работникам по основному месту работы. Социальные налоговые вычеты – это вычеты на обучение и лечение, а также на расходы, произведенные на благотворительные цели. Профессиональные вычеты предназначены для физических лиц – предпринимателей. Имущественные вычеты дают право получить вычет при продаже квартир и машин, при покупке или строительстве нового жилья (дома, квартиры, комнаты и доли в них). Право на имущественный налоговый вычет не имеют пенсионеры и студенты без постоянного заработка.

Вопрос 3. Основные функции налогов и их реализация

Фискальная функция – изъятие средств налогоплательщика в бюджет. Основная функция.

Регулирующая функция – направлена на достижение определенных целей посредством налогового механизма (стимулирующая подфункция – направлена на развитие определенных экономических процессов за счет налоговых льгот; дестимулирующая – сознательное увеличение налогового бремени для препятствия развития социально-экономического процесса).

Распределительная функция – перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан, обеспечивает гарантию социальной стабильности общества.

Контрольная функция – направлена на проведение контроля со стороны государственных органов за правильностью исчисления, за соблюдением налогового законодательства.

Вопрос 5. Современные системы налогообложения их характеристики и элементы

Современные системы налогообложения их характеристики

налоговая система-это совокупность предусмотренных налогов, приниципов, форм и методов их установления мер по обеспечению их уплаты, осуществление налогового контроля.

· Взаимосвязанная совокупность налогов и сборов, обеспечивающих первостепенные потребности государства для выполнения возложенных на него функций

· Законы, устанавливающие порядок установления, отмены, исключения и уплаты налогов, соблюдение налогового законодательства

· Гос.органы.уполномоченные заниматься налоговым администрированием.

Англосаксонская- напрвлена на прямые налоги с физ лиц,доля косвенных мала.

Евроконтинентальная- отчисляется большая доля на соц страхование,а также значительных долей косвенных налогов

Латиноамериканская-рассчитана на сбор в условиях инфляционной экоомики.

Смешанная –сочетает черты др систем, выбирается государством для изменения структуры доходов и избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налога

Вопрос 17.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли пред-приятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.\В законодательном порядке по налогам могут устанавливаться определен-ные льготы, к числу которых относятся:\- необлагаемый минимум объекта налога

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков

- понижение налоговых ставок

- вычет из налогового платежа за расчетный период

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты отсрочку взима-ния налогов

- прочие налоговые льготы. Первый уровень — федеральные налоги России. Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Третий уровень — местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т. д. В 1994-1996 годах были отменены ограничения на сбор 4 налогов субъектами РФ , но на местах власти переусердствовали — попытки заткнуть все прорехи региональных и местных бюджетов привели к появлению весьма экзотических налогов — в некоторых местностях, например, вводились налог на ввоз товаров, налог на вывоз товаров, налог на снижение объемов производства, налог с продаж, местные акцизы, налог на содержание футбольной команды и т. д. Особенный вред наносили внутренние таможенные пошлины, взимаемые на границах некоторых областей. Особенный вред наносили внутренние таможенные пошлины, взимаемые на границах некоторых областей. В данной ситуации существовала и другая опасность. Множественность налогообложения не могла не сказаться отрицательно на состоянии налоговой базы, на финансовом положении предприятий. Позже эти изменения были отменены.

Вопрос 23. «План финансов» М. М. Сперанского, его характеристика и влияние на российскую науку о налогах

Сын священника, заканчивает духовную семинарию. Преподаватель в университете, уходит на гос службу. Становится статским советником, получает чин потомственного дворянина и все самые высокие награды того времени. В то время, когда Сперанский был приближен к царю, Александр I даёт ему задание рассмотреть устройство Российского государства и предложить такие преобразования, которые позволили бы из плохо управляемой монархии сделать современное государство с чёткой административной властью. В 1809 году М. М. Сперанский заканчивает проект: «План финансов». Основные его положения: 1)Сократить государственные расходы 2) Прекратить выпуск бумажных денег (признать их гос. долгом и выплачивать их) 3)Создать государственное казначейство, которое будет управлять гос. деньгами. 4) заменить подушный налог поземельным и подоходным. 5) ввести налог с доходов помещичьих имений 6) продать с торгов часть гос. неиспользованной собственности 7) создать таможенную систему, которая ограничила бы ввоз товаров в страну, что стимулировало бы развитие нац. промышленности (протекционизм) 8) пересмотреть сборы с купцов, что бы стимулировать торговлю.

Вопрос 1. Предмет и метод науки о налогах. Понятие налога и налогообложения

Наука о налогах относится к числу общественных наук. Она изучает закономерности и тенденции формирования и изменения экономических отношений на определённых этапах развития цивилизации, распределения финансовых ресурсов между государством, хозяйствующими субъектами и каждым членом общества в целях удовлетворения коллективных потребностей.

Объектом исследования налогообложения является генезис, функционирование налоговой системы на каждом этапе её развития. Теория налогов выступает методологическим фундаментом сложного комплекса разделов.

Предметом науки о налогах являются денежные отношения, складывающиеся между государством, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения части валового внутреннего продукта для мобилизации денежных средств в бюджет страны, определение функции, роли и влияния налогов на социально-экономическое развитие общества.

Метод науки о налогах – это совокупность приемов и способов исследования, раскрывающих сущность налоговых отношений, связанных с движением денежных ресурсов от их собственника в пользу государства для выполнения его функций. Основной метод – формальная логика, включающий следующие приёмы познания: единство исторического и логического, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогию, гипотезы, доказательства, абстрактное и конкретное, общее и частное. Общим методом изучения исследования является диалектический, показывающий переход количественных изменений в качественные. В современной практике используется позитивный и нормативный анализ.

Позитивный дает возможность увидеть систему налогообложения такой, какая она есть, а нормативный – какой она должна быть.

Общая теория налогообложения – совокупность взглядов, идей, представлений, знаний, накопленных многими поколениями политиков, экономистов о налогах, налоговой системе.

Налоги – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных учреждений.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организации и физ. лица, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными юр. лицами значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешения.

Пошлина – платеж налогового типа, устанавливаемый за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий или за оказание административных услуг органом гос. власти, при котором плательщик получает определённую выгоду (ввоз, вывоз товара, выдача и регистрация документов).

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Читайте также: