Налоги для лиц занимающихся частной практикой

Опубликовано: 28.04.2024

Вопрос: О постановке оценщика на учет в налоговых органах, уплате им страховых взносов на ОПС и ОМС, НДФЛ, в том числе при совмещении частной практики и предпринимательской деятельности, и о применении им УСН.

Ответ: Федеральная налоговая служба в связи с письмом от 23.07.2020 рассмотрела обращение по вопросу налогообложения при осуществлении оценочной деятельности и направляет справку по поставленным в указанном обращении вопросам.

По вопросу постановки на учет в налоговых органах

В соответствии с пунктом 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) постановка на учет в налоговых органах индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4.1 статьи 85 НК РФ, а не пункт 41.

Таким образом, постановка на учет физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве занимающегося частной практикой оценщика являются самостоятельными основаниями постановки на учет в налоговых органах, предусмотренными Кодексом.

По вопросу исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование

Статьей 419 Кодекса определено, что оценщики, занимающиеся частной практикой, являются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений части 1 статьи 430 Кодекса данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщиков, занимающихся частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой.

В соответствии с пунктом 7 статьи 430 Кодекса данные плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Следует отметить, что перечень случаев, в которых плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, является исчерпывающим.

В случае если оценщик совмещает частную практику и предпринимательскую деятельность (не работодатель), то такой плательщик как единый субъект правоотношений независимо от постановки его на учет в налоговом органе по одному или более основаниям однократно уплачивает фиксированные платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размерах, установленных пунктом 1 статьи 430 Кодекса, независимо от количества видов осуществляемой деятельности и доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0% с суммы совокупного дохода от всех видов осуществляемой деятельности, превышающей 300 000 руб. за расчетный период (но до определенной предельной величины, определяемой как восьмикратный фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленный абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса).

При этом если плательщик в течение расчетного периода снимается с учета в налоговом органе по одному из оснований и уплачивает в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 432 Кодекса страховые взносы в фиксированном размере по прекращенной деятельности, но продолжает осуществлять иную предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса деятельность, то сумма страховых взносов, подлежащая уплате по итогам расчетного периода в фиксированном размере, определяется как разница между суммой страховых взносов в фиксированном размере, установленной статьей 430 Кодекса за расчетный период, и суммой страховых взносов в фиксированном размере, уплаченной за период деятельности, прекращенной в расчетном периоде.

По вопросу исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Кодекса производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц следующие налогоплательщики:

- физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

- лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в отношении таких налогоплательщиков устанавливается в размере 13 процентов.

Пунктом 1 статьи 229 Кодекса на указанных налогоплательщиков возложена обязанность по представлению в установленный срок в налоговый орган по месту учета налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ).

Следует также отметить, что на основании статьи 221 Кодекса указанные налогоплательщики имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Кодекса.

В целях статьи 221 Кодекса к расходам налогоплательщика относятся также суммы налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах для видов деятельности, указанных в статье 221 Кодекса (за исключением налога на доходы физических лиц), начисленные либо уплаченные им за налоговый период в установленном законодательством о налогах и сборах порядке, а также суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, начисленные либо уплаченные им за соответствующий период в установленном порядке.

По вопросу применения упрощенной системы налогообложения

Пунктом 1 статьи 346.12 Кодекса установлено, что налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

Порядок и условия начала применения упрощенной системы налогообложения установлены статьей 346.13 Кодекса.

Пунктами 1 и 2 указанной статьи Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

В соответствии с пунктом 5.1.8 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет надзор за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

«1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности».

Положения данной статьи относятся к индивидуальным предпринимателям (физическим лицам, которые прошли государственную регистрацию в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), частным нотариусам и лицам, занимающимся частной практикой.

По вопросам, касающимся частных нотариусов, следует руководствоваться Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года №4462-1. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты и иметь лицензию на право нотариальной деятельности.

К «другим лицам» осуществляющим частную практику, относятся, например, частные охранники, частные детективы (пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)). При этом они должны осуществлять свою деятельность в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Исчисление и уплату сумм налога на доходы физических лиц по правилам статьи 227 НК РФ, упомянутые выше индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица осуществляют только в отношении своих доходов, полученных ими от осуществления такой деятельности.

«2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса».

Налогоплательщики должны самостоятельно определить сумму доходов, облагаемых по различным ставкам. К доходам, облагаемым по ставке 13% они вправе применить стандартные, социальные, имущественные, профессиональные вычеты, причем для того, чтобы применение таких вычетов было правомерным, налогоплательщик при подаче декларации о доходах должен подать в налоговый орган заявление о предоставлении вычетов с приложением подтверждающих документов.

Сумма налога на доходы физических лиц исчисляется ими по итогам налогового периода по доходам от такой деятельности, дата получения которых относится к данному налоговому периоду и перечисляется ими в соответствующий бюджет, а при уплате наличными - в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 45 и статьей 58 НК РФ.

«3. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

4. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу».

Если налогоплательщик кроме доходов от предпринимательской деятельности получал доходы, налог с которых был удержан и уплачен налоговыми агентами, то эти суммы налога уменьшают сумму налога, подлежащую к уплате.

Если общая сумма исчисленного налога меньше суммы налога, удержанного налоговыми агентами, и фактически уплаченных авансовых платежей, то в соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При исчислении сумм налога физическое лицо не вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков прошлых лет, то есть убытков, имевших место до наступления налогового периода и понесенным при осуществлении предпринимательской деятельности или занятии частной практикой.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уменьшения индивидуальными предпринимателями налоговой базы на сумму убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели имеют право на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом, как правильно указано в письме, состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 221 Кодекса, налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Кодекса «Налог на прибыль организаций».

Вместе с тем убытки, понесенные налогоплательщиком, указанные в статье 283 главы 25 Кодекса, не относятся к расходам, поскольку сами убытки в соответствии с пунктом 8 статьи 274 Кодекса определяются как отрицательная разница между доходами и расходами и, соответственно, порядок их учета у физических лиц - индивидуальных предпринимателей не может определяться положениями главы 25 Кодекса.

Особенности исчисления сумм налога индивидуальными предпринимателями установлены статьей 227 Кодекса, в соответствии с пунктом 4 которой убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Исходя из вышеизложенного индивидуальные предприниматели не могут уменьшать налоговую базу на сумму убытка, полученного в предыдущих налоговых периодах».

«5. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса».

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если индивидуальный предприниматель прекращает деятельность до окончания налогового периода, то он обязан в течение 5 дней со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о доходах, фактически полученных в течение налогового периода. Уплата налога в таком случае производится в течение 15 дней с момента подачи декларации. Если иностранный гражданин занимался предпринимательской деятельностью или частной практикой, то за месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации он обязан представить налоговую декларацию и в течение 15 дней уплатить налог.

«6. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом».

Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, и подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается налогоплательщиками через банк (наличными деньгами или безналичным путем) либо через государственную организацию связи или кассу органа местного самоуправления (в порядке и случаях, указанных в пункте 2 статьи 45, пункте 3 статьи 58 НК РФ) по месту налогового учета налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

«7. В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком».

Положения данного пункта применяются, если у индивидуального предпринимателя, частного нотариуса или других лиц, занимающихся частной практикой появляются доходы, полученные:

- от осуществления предпринимательской деятельности;

- от занятия деятельностью частного нотариуса или иной частной деятельностью, практикой. Появление иных доходов в данном пункте не имеется в виду.

В случае появления таких доходов, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого (определенного самим налогоплательщиком с учетом всех существующих обстоятельств) дохода от такой деятельности именно в текущем налоговом периоде. Налоговую декларацию представить нужно в срок не позднее 5 календарных дней по истечении месяца со дня появления таких доходов (календарный месяц считается со дня, следующего после дня появления упомянутых доходов).

«8. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса».

В данном пункте определен порядок исчисления авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц. Они подлежат уплате, если речь идет именно о категории налогоплательщиков, указанных в статье 227 НК РФ. Авансовые платежи исчисляются не налогоплательщиками, а налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете и рассчитываются на весь текущий налоговый период.

Авансовые платежи исчисляются на основании:

- либо сведений (указанных налогоплательщиками в налоговой декларации) о сумме предполагаемого дохода;

- либо суммы фактического дохода, полученного этими лицами (только от видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 227 НК РФ) в предшествующем налоговом периоде.

При определении суммы предполагаемого дохода, на основании фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период, налоговый орган на суммы стандартных и профессиональных налоговых вычетов уменьшает сумму предполагаемого дохода.

«9. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей».

Налоговые органы отправляют налогоплательщику письменное уведомление. На основании первого уведомления налогоплательщик уплачивает сумму авансового платежа за период с 1 января по 30 июня не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей. Во втором и третьем уведомлении налоговый орган предлагает уплатить (а налогоплательщик уплачивает) четверть годовой суммы авансовых платежей соответственно в сроки не позднее 15 октября текущего года и 15 января года, следующего за текущим.

«10. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации».

В случае, если у индивидуального предпринимателя, частного нотариуса или других приравненных к ним лиц произошло увеличение либо уменьшение дохода, причем более чем на 50%, в текущем налоговом периоде по сравнению с предполагаемым доходом от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 статьи 227 НК РФ, такие налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию (сроки подачи не установлены) с указанием новой уточненной суммы предполагаемого дохода на текущий год. В свою очередь налоговый орган в 5-дневный срок с момента получения новой налоговой декларации производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Более подробно с вопросами, касающимися исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на доходы физических лиц».

Физическое лицо имеет право вести предпринимательскую деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в следующих случаях (но при этом сохраняется обязанность по постановке на учет в налоговых органах с целью налогового контроля):

  1. Применение специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (Самозанятые)
  2. Деятельность нянь, сиделок, помощников по хозяйству, репетиторов, являющихся гражданами РФ, не имеющих наемных работников
  3. Нотариусы, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой

Внимание! В конце статьи важное примечание про страховые взносы

Подробности:

Граждане РФ имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Данное требование закреплено в статье 23 ГК РФ, пункт 1.

Вот текст этого пункта:

Гражданский Кодекс РФ Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако, обратите внимание, что вторым абзацем данного пункта предусмотрено исключение, которое заключается в том, что отдельные виды предпринимательской деятельности всё-таки можно вести без регистрации ИП, если это предусмотрено законом.
Давайте разберем, что это за законы:

№1 Применение специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (Самозанятые)

Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", статья 2, пункт 6:

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

№2 Деятельность нянь, сиделок, помощников по хозяйству, репетиторов, являющихся гражданами РФ, не имеющих наемных работников.

Налоговый Кодекс РФ, часть первая, статья 83 “Учет организаций и физических лиц” , пункт 7.3:

7.3. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 настоящего Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

№3 Нотариусы, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой

Налоговый Кодекс РФ, часть первая, статья 83 “Учет организаций и физических лиц” , пункт 6:

6. Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет медиатора осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту его пребывания - при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

!Примечание про страховые взносы:

Самозанятые
Не платят фиксированные страховые взносы "за себя"
Заказчик не платит страховые взносы в связи с выплатой в адрес физлица
Няни, сиделки и пр. (без регистрации ИП)
Не платят фиксированные страховые взносы "за себя" (т.к. не являются плательщиками по статье 430 НК РФ)
Заказчик ПЛАТИТ страховые взносы с выплат по договорам ГПХ (статья 419 НК РФ, в 2017-2019 гг действовало освобождение: статья 433, пункт 3, подпункт 3 , но с 2020 года оно отменено)
Нотариусы, адвокаты и пр.
Платят фиксированные страховые взносы "за себя" в соответствии со статьей 430 НК РФ

Четверг
20 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

КАКИЕ НАЛОГИ ПЛАТЯТ ЧАСТНЫЕ НОТАРИУСЫ И АДВОКАТЫ. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НДФЛ ЛИЦАМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ

"Финансовая газета", 2013, N 27

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой, самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет налог на доходы физических лиц исходя из сумм доходов, полученных от такой деятельности. Об особенностях исчисления и уплаты НДФЛ указанными лицами пойдет речь в настоящей статье.

Перед тем, как рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц лицами, занимающимися частной практикой, необходимо определить, кто входит в число указанных лиц. Ими являются частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, другие лица, имеющие право вести частную деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Нотариус, занимающийся частной практикой, согласно ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате), вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ). Адвокатский кабинет не является юридическим лицом (п. 3 ст. 21 Федерального закона N 63-ФЗ). Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет. Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом (п. 6 ст. 21 Федерального закона N 63-ФЗ).

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем (п. 1 ст. 25 Федерального закона N 63-ФЗ). Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (п. 2 ст. 25 Федерального закона N 63-ФЗ). Одним из существенных условий соглашения является выплата доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь либо указание на то, что юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Арбитражным управляющим согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий - субъект профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. В абз. 5 п. 1 ст. 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ закреплено право арбитражного управляющего на получение вознаграждения за период осуществления им своих полномочий. Пунктами 1, 3 ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ определено, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, при этом сумма вознаграждения состоит из фиксированной суммы и процентов от балансовой стоимости активов должника. Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 127-ФЗ (п. 2 ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ). В Письмах Минфина России от 06.04.2012 N 03-04-09/8-34, ФНС России от 26.03.2012 N ЕД-4-3/4964@ "О налогообложении доходов арбитражных управляющих с 01.01.2011" указано, что поскольку в соответствии со вступившей в действие с 1 января 2011 г. редакцией ст. 20 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражные управляющие признаются субъектами профессиональной деятельности, занимающимися частной практикой, то начиная с 2011 г. доходы арбитражных управляющих, полученные от частной практики, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, подлежат обложению НДФЛ согласно гл. 23 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина России от 26.08.2011 N 03-11-10/50, от 19.05.2011 N 03-04-05/8-359, ФНС России от 17.01.2012 N ЕД-3-3/80@, от 10.06.2011 N ЕД-4-3/9304@. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст. 23 Основ законодательства о нотариате).

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

При осуществлении нотариальной деятельности, для которой законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 22 Основ законодательства о нотариате). Размер нотариального тарифа устанавливается в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате.

Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий предусмотрены ст. 333.24 гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ (п. 2 ст. 227 НК РФ).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 227 НК РФ). При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (п. 4 ст. 227 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 227 НК РФ). Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)".

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227 НК РФ).

В случае появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 27.12.2010 N ММВ-7-3/768@ "Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)" с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде (п. 7 ст. 227 НК РФ). Таким образом, обязанность налогоплательщика представить декларацию по форме 4-НДФЛ связана с появлением у него в этот период доходов, полученных от осуществления деятельности. Следовательно, если налогоплательщик не получал доходов от своей деятельности, то представлять указанную декларацию в налоговые органы он не обязан. Аналогичный вывод сделан арбитрами в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2010 N А66-3075/2010, от 17.05.2006 N А26-9328/2005-28. Однако в Письме УФНС России по г. Москве от 02.09.2011 N 20-14/2/085308@ разъясняется, что НК РФ не предусматривает освобождения от представления налоговой декларации налогоплательщика, не осуществляющего предпринимательскую деятельность в соответствующем налоговом периоде.

Налоговая декларация представляется в 5-дневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма дохода, предполагаемого к получению, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218, 221 НК РФ (п. 8 ст. 227 НК РФ).

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений (п. 9 ст. 227 НК РФ):

- за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

- за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

- за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей. Форма налогового уведомления по уплате авансовых платежей по НДФЛ утверждена Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-04/440@ "О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц". В налоговом уведомлении должны быть указаны (п. 3 ст. 52 НК РФ):

- размер налога, подлежащего уплате;

- расчет налоговой базы;

- сроки уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ). Приказом ФНС России от 23.05.2011 N ММВ-7-11/324@ утверждены формат и Порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом

периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности на текущий год. При этом налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты (п. 10 ст. 227 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.04.2008 N 03-04-07-01/47).

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Обратите внимание! Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 58 НК РФ). В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ (Письма Минфина России от 18.03.2008 N 03-02-07/1-106, УФНС России по г. Москве от 08.04.2009 N 20-14/2/033346@). Поскольку размер годовой суммы авансовых платежей может быть определен только после окончания налогового периода, то и начислять пени налоговый орган начнет не раньше, чем посчитает НДФЛ за год. В случае прекращения деятельности до конца налогового периода согласно п. 3 ст. 229 НК РФ налогоплательщики обязаны в 5-дневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со ст. 227 НК РФ, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (п. 4 ст. 229 НК РФ).

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ.

В заключение отметим, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет за собой взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Какие налоги уплачивают нотариусы?

В соответствии с пп. 19) п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РК лицо, занимающееся частной практикой, - частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор.

В соответствии с пп. 1) ст. 336 Налогового кодекса РК к доходу лица, занимающегося частной практикой, относится доход частного нотариуса.

Согласно положениям ст. 365 Налогового кодекса РК облагаемый доход лица, занимающегося частной практикой, определяется в размере дохода лица, занимающегося частной практикой, определенного в соответствии со ст. 336 Налогового кодекса РК.

Сумма ИПН по доходам лиц, занимающихся частной практикой, исчисляется по доходам, полученным за месяц, по итогам каждого месяца путем применения ставки, установленной п. 1 ст. 320 Налогового кодекса РК, к сумме облагаемого дохода лица, занимающегося частной практикой.

Сумма исчисленного ИПН подлежит уплате ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за месяцем, по доходам за который исчислен налог.

Следовательно, частный нотариус обязан самостоятельно исчислять со своего дохода ИПН по ставке 10%.

В соответствии с пп. 2) п. 1 ст. 482 Налогового кодекса РК плательщиками социального налога являются лица, занимающиеся частной практикой.

Согласно положениями п. 1 ст. 484 Налогового кодекса РК объектом обложения социальным налогом для лиц, занимающихся частной практикой является численность работников, включая самих плательщиков.

Учитывая положения п. 2 ст. 485 Налогового кодекса РК лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют социальный налог за себя в 2-кратном размере МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты.

При этом, вышеуказанное положение не распространяется на лиц, которые не получали в отчетном налоговом периоде (месяце) доход.

Следовательно, частный нотариус обязан ежемесячно исчислять и уплачивать за себя социальный налог (если в отчетном месяце получен доход) в размере 2 МРП.

В соответствии с пп. 6) ст. 1 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» плательщик социальных отчислений – работодатель, индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор, а также крестьянские или фермерские хозяйства, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в ГФСС в порядке, определенном настоящим Законом.

Согласно ст. 8 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» обязательному социальному страхованию подлежат работники, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, крестьянские или фермерские хозяйства, а также иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории РК, за исключением лиц, достигших возраста, предусмотренного п. 1 ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК».

Учитывая положения п. 2 и 3 ст. 15 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» объектом исчисления социальных отчислений за себя для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов, а также индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств, в том числе применяющих специальный налоговый режим, является сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии Налоговым кодексом РК.

При этом, объект исчисления социальными отчисления должен быть:

В соответствии с положениями ст. 14 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» ставка социальных отчислений составляет 3,5% от объекта исчисления.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» социальные отчисления в Фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет Государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления.

Следовательно, частный нотариус обязан исчислять и уплачивать в свою пользу социальные отчисления.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 25 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» для адвокатов, частных судебных исполнителей, частных нотариусов, профессиональных медиаторов, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, ОПВ в свою пользу, подлежащие уплате в ЕНПФ, исчисляемые за каждый месяц, устанавливаются в размере 10% от получаемого дохода, но не менее 10% от 1 МЗП и не выше 10% от 75-кратного размера МЗП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Получаемым доходом является доход, определяемый самостоятельно адвокатом, частным судебным исполнителем, частным нотариусом, профессиональным медиатором, а также индивидуальным предпринимателем для исчисления ОПВ в ЕНПФ в свою пользу.

В случае отсутствия дохода адвокаты, частные судебные исполнители, частные нотариусы, профессиональные медиаторы, а также индивидуальные предприниматели вправе уплачивать ОПВ в ЕНПФ фонд в свою пользу из расчета 10% от 1 МЗП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Согласно положениям пп. 2) п. 7 ст. 24 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» ОПВ адвокатами в свою пользу уплачиваются не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Следовательно, частный нотариус обязан исчислять и уплачивать в свою пользу ОПВ.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» взносы на ОСМС индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов в свою пользу с 1 января 2020 года устанавливаются в размере 5% от объекта исчисления взносов.

В соответствии с пп. 6) п. 38 Закона РК от 25.12.2017 г. № 122-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения» в ст. 28 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» внесены изменения в части переноса уплаты взносов на ОСМС на 2020 год.

Т.е. согласно данной норме уплата взносов на ОСМС частными нотариусами в свою пользу в период 2018-2019 г.г. не производится.

Соответственно в этот период частному нотариусу не нужно в свою пользу производить исчисление и уплату взносов на ОСМС.

Читайте также: