Налог который должен был оплатить купец за право торговать в афинах называется

Опубликовано: 14.05.2024


А вы хорошо знаете историю? Слышали, что в древних Афинах только самые богатые люди платили прямые налоги, и они шли на финансирование самых важных национальных расходов города-государства: флота и почестей богам. Хотя сегодня это может показаться удивительным, большинство из этих крупнейших налогоплательщиков не только были полностью всем довольны, но и хвастались тем, сколько они заплатили.

Деньги были так же важны для древних афинян, как и для большинства людей сегодня, так что же объясняет эту восторженную реакцию на большой налоговый счет? Афинская финансовая элита чувствовала себя так, потому что заслужила общественное уважение со стороны других граждан своего полиса.


Современные потребности, современные финансы

Афины в пятом и четвертом веках до нашей эры имели население, состоявшее из свободных и порабощенных людей, превышающее 300 000 человек. Экономика в основном была сосредоточена на международной торговле, и Афинам приходилось тратить большие суммы денег, чтобы поддерживать порядок – от национальной обороны до бесчисленных общественных фонтанов, постоянно изливающих питьевую воду по всему городу.


Налогов на богатство не существовало

Большая часть этих доходов поступала от государственных сельскохозяйственных угодий и серебряных рудников, которые сдавались в аренду наиболее выгодным покупателям, но Афины также облагали налогами импорт и экспорт и взимали пошлины с иммигрантов и проституток, а также штрафы, налагаемые на проигравших во многих судебных делах. В общем, прямых налогов на доходы и богатство не существовало.

По мере того как Афины становились международной державой, строился большой и дорогостоящий флот, состоящий из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триремами (буквально это означает "трехрядные корабли"). Триремы стоили огромных денег, дорого их было построить, оборудовать и экипировать, и афинская финансовая элита оплачивала это.

Поддержка спасения Афин

Топ-1 % владельцев недвижимости мужского пола отвечали за безопасность Афин, а также поддерживали "сотерии" путем выполнения особого вида государственной службы, называемой "лейтургия", или литургия. Они брали на себя обязанности командира триремы или "триерарха", который лично финансировал эксплуатационные расходы в течение целого года и даже руководил экипажем во время миссий.

Эта общественная услуга была недешевой. Чтобы финансировать свою литургию в качестве триерарха, богатый налогоплательщик тратил то, что квалифицированный рабочий зарабатывал за 10-20 лет постоянной оплаты. Вместо того чтобы уклоняться от этой ответственности, большинство принимало ее.


Финансирование гражданской милиции

Управление военными кораблями было не единственной обязанностью богачей по отношению к национальной обороне. Когда Афины были в состоянии войны, а это было большую часть времени, богатые должны были платить взносы наличными, называемые "эйсфораи", чтобы финансировать гражданскую милицию. Эти взносы основывались на стоимости их собственности, а не на их доходах, что делало их в некотором смысле прямым налогом на богатство.

Служение богам

Для древних афинян физическая военная мощь была лишь частью уравнения. Они также верили, что спасение государства от внешних угроз зависит от менее ощутимого, но столь же важного и дорогостоящего источника защиты - милости богов.

Чтобы удержать на своей стороне этих могущественных, но непостоянных божественных покровителей, афиняне строили сложные храмы, совершали большие жертвоприношения и устраивали оживленные публичные религиозные праздники. Эти грандиозные зрелища включали в себя музыкальные феерии и театральные представления, которые посещали десятки тысяч людей, и были чрезвычайно дорогими для проведения.


Как и в случае с триремом, самые богатые афиняне платили за эти праздники исполнением праздничных литургий. Например, работа в качестве руководителя хора означала оплату обучения, костюмов и расходов на проживание для больших групп исполнителей в течение нескольких месяцев подряд.

Горжусь тем, что плачу

Никто из финансовой элиты древних Афин не гордился тем, что мошенничал с афинским эквивалентом налоговой службы. Как раз наоборот: они платили и даже хвастались публично, что часто платили больше, чем требовалось, когда служили триерархом или хормейстером.

Конечно, не каждый представитель сверхбогатых Афин вел себя как патриотический чемпион. Некоторые уклонисты пытались избежать своих богослужений, утверждая, что другие люди с большим имуществом должны нести расходы вместо них, но эта попытка уклониться от государственной службы никогда не становилась нормой.

Так что же стояло за этой гражданской, налоговой гордостью?

Древние афиняне открывали свои кошельки не только ради общего блага. Они рассчитывали получить высокий доход в общественном мнении от инвестиций в их общину, которые представляли собой их налоги.

Этот социальный капитал был так важен, потому что афинская культура высоко ценила гражданский долг. Если богатый афинянин копил свое богатство, его высмеивали и называли жадным человеком, который берет взаймы у гостей, живущих в его доме, и когда он продает вино другу, то продает его разбавленным!


Социальное, а не денежное богатство

Социальные выплаты, которые получали богатые, приносили им долгую жизнь. Литургист, финансировавший хор, получивший премию, мог построить себе впечатляющий монумент на видном месте в центре города, чтобы объявить о своем превосходстве всем желающим на все времена.

Прежде всего афинские богачи платили налоги, потому что они жаждали социального успеха, который исходил от их соотечественников, публично идентифицирующих их как граждан, которые хороши, потому что они полезны. Получение почетного звания полезного гражданина может показаться сегодня банальным.

Быть богатым налогоплательщиком, который был добр и полезен своим согражданам, значило даже больше, чем деньги в банке. И эта неоценимая государственная служба приносила пользу всем афинянам, поддерживая их демократию век за веком.

1. Военный союз приморских греческих государств, созданный Афинами для борьбы с персами, называют Афинским … союзом:
а) морским +
б) сухопутным
в) воздушным

2. Почётная обязанность богатейших граждан Афин:
а) приобретать дорогие товары
б) за свой счёт снарядить по боевому кораблю +
в) платить налог за право жить в Афинах

3. Сосуд из обожжённой глины, в котором греки хранили вино и масло:
а) горшок
б) вазон
в) амфора +

4. Что афиняне покупали в торговой гавани у заморских купцов:
а) слоновую кость +
б) мраморные статуи
в) сосуды из глины

5. Что афиняне покупали в торговой гавани у заморских купцов:
а) коз, овец
б) мраморные статуи
в) рабов +

6. На военных афинских кораблях служили:
а) отпущенные на свободу рабы
б) только афинские граждане +
в) наёмные воины

7. Из Афин на продажу в основном везли:
а) слоновую кость
б) золотые изделия
в) глиняные сосуды +

8. Из Афин на продажу в основном везли:
а) изделия из серебра +
б) говядину
в) драгоценные камни

9. Рабы в Афинах:
а) могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
б) использовались только в земледелии и ремесленных мастерских
в) не могли иметь семью +

10. Рабы в Афинах:
а) могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
б) не могли менять место жительства +
в) использовались только в земледелии и ремесленных мастерских

11. Афинскими гражданами по закону считались:
а) коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами Афин +
б) коренные афиняне, у которых хотя бы один родитель был гражданином Афин
в) все жители Афин

12. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) порох
б) папирус +
в) бумагу

13. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) рабов +
б) мясо
в) песок

14. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) хлопок
б) лен
в) зерно +

15. Рабы в Афинах:
а) не могли участвовать в выборах Совета пятисот +
б) использовались только в домашнем хозяйстве
в) участвовали в выборах в Народное собрание

16. Рабы в Афинах:
а) использовались только в домашнем хозяйстве
б) часто теряли имя +
в) участвовали в выборах в Народное собрание

17. Узкие немощеные улочки, спёртый воздух, глухие стены домов с запертыми калитками – это район Афин:
а) Акрополь
б) Эрехтейон
в) Керамик +

18. На Агоре находились(лся):
необходимо указать лишнее.
а) шумный рынок
б) гончарные мастерские +
в) круглое здание для дежурных Совета пятисот

19. Иногда афинские рабовладельцы отпускали своих рабов на свободу. Такие люди назывались:
а) вольными
б) вольноотпущенными
в) вольноотпущенниками +

20. Плата купца за право торговать в Афинах:
а) взнос
б) пошлина +
в) дань

21. Что продавали афиняне в торговой гавани заморским купцам:
а) вино +
б) апельсины
в) папирус

22. Что продавали афиняне в торговой гавани заморским купцам:
а) лимоны
б) оливковое масло +
в) зерно

23. Какой город являлся главным портом Афинского государства в V (5) веке до н.э.:
а) Херсонес
б) Ольвия
в) Пирей +

24. Как называлась глиняная бочка для хранения зерна:
а) кувшин
б) пифос +
в) амфора

25. Переселенцы должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве, так ли это:
а) иногда
б) нет
в) да +

26. Как назывался сосуд для хранения вина и масла:
а) гидрия
б) амфора
в) килик

27. Как назывались помещения, где рабочие чинили старые и строили новые корабли:
а) верфи +
б) мастерские
в) цеха

28. Что такое кариатиды:
а) дорогие украшения
б) стрелы
в) каменные фигуры юных девушек +

29. Что такое Эрехтейон:
а) храм, посвящённый Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею +
б) один из холмов Афин
в) здание, в котором располагался совет пятисот

30. Что такое портик:
а) фронтон здания
б) полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали колонны +
в) главный храм Зевса


А вы хорошо знаете историю? Слышали, что в древних Афинах только самые богатые люди платили прямые налоги, и они шли на финансирование самых важных национальных расходов города-государства: флота и почестей богам. Хотя сегодня это может показаться удивительным, большинство из этих крупнейших налогоплательщиков не только были полностью всем довольны, но и хвастались тем, сколько они заплатили.

Деньги были так же важны для древних афинян, как и для большинства людей сегодня, так что же объясняет эту восторженную реакцию на большой налоговый счет? Афинская финансовая элита чувствовала себя так, потому что заслужила общественное уважение со стороны других граждан своего полиса.


Современные потребности, современные финансы

Афины в пятом и четвертом веках до нашей эры имели население, состоявшее из свободных и порабощенных людей, превышающее 300 000 человек. Экономика в основном была сосредоточена на международной торговле, и Афинам приходилось тратить большие суммы денег, чтобы поддерживать порядок – от национальной обороны до бесчисленных общественных фонтанов, постоянно изливающих питьевую воду по всему городу.


Налогов на богатство не существовало

Большая часть этих доходов поступала от государственных сельскохозяйственных угодий и серебряных рудников, которые сдавались в аренду наиболее выгодным покупателям, но Афины также облагали налогами импорт и экспорт и взимали пошлины с иммигрантов и проституток, а также штрафы, налагаемые на проигравших во многих судебных делах. В общем, прямых налогов на доходы и богатство не существовало.

По мере того как Афины становились международной державой, строился большой и дорогостоящий флот, состоящий из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триремами (буквально это означает "трехрядные корабли"). Триремы стоили огромных денег, дорого их было построить, оборудовать и экипировать, и афинская финансовая элита оплачивала это.

Поддержка спасения Афин

Топ-1 % владельцев недвижимости мужского пола отвечали за безопасность Афин, а также поддерживали "сотерии" путем выполнения особого вида государственной службы, называемой "лейтургия", или литургия. Они брали на себя обязанности командира триремы или "триерарха", который лично финансировал эксплуатационные расходы в течение целого года и даже руководил экипажем во время миссий.

Эта общественная услуга была недешевой. Чтобы финансировать свою литургию в качестве триерарха, богатый налогоплательщик тратил то, что квалифицированный рабочий зарабатывал за 10-20 лет постоянной оплаты. Вместо того чтобы уклоняться от этой ответственности, большинство принимало ее.


Финансирование гражданской милиции

Управление военными кораблями было не единственной обязанностью богачей по отношению к национальной обороне. Когда Афины были в состоянии войны, а это было большую часть времени, богатые должны были платить взносы наличными, называемые "эйсфораи", чтобы финансировать гражданскую милицию. Эти взносы основывались на стоимости их собственности, а не на их доходах, что делало их в некотором смысле прямым налогом на богатство.

Служение богам

Для древних афинян физическая военная мощь была лишь частью уравнения. Они также верили, что спасение государства от внешних угроз зависит от менее ощутимого, но столь же важного и дорогостоящего источника защиты - милости богов.

Чтобы удержать на своей стороне этих могущественных, но непостоянных божественных покровителей, афиняне строили сложные храмы, совершали большие жертвоприношения и устраивали оживленные публичные религиозные праздники. Эти грандиозные зрелища включали в себя музыкальные феерии и театральные представления, которые посещали десятки тысяч людей, и были чрезвычайно дорогими для проведения.


Как и в случае с триремом, самые богатые афиняне платили за эти праздники исполнением праздничных литургий. Например, работа в качестве руководителя хора означала оплату обучения, костюмов и расходов на проживание для больших групп исполнителей в течение нескольких месяцев подряд.

Горжусь тем, что плачу

Никто из финансовой элиты древних Афин не гордился тем, что мошенничал с афинским эквивалентом налоговой службы. Как раз наоборот: они платили и даже хвастались публично, что часто платили больше, чем требовалось, когда служили триерархом или хормейстером.

Конечно, не каждый представитель сверхбогатых Афин вел себя как патриотический чемпион. Некоторые уклонисты пытались избежать своих богослужений, утверждая, что другие люди с большим имуществом должны нести расходы вместо них, но эта попытка уклониться от государственной службы никогда не становилась нормой.

Так что же стояло за этой гражданской, налоговой гордостью?

Древние афиняне открывали свои кошельки не только ради общего блага. Они рассчитывали получить высокий доход в общественном мнении от инвестиций в их общину, которые представляли собой их налоги.

Этот социальный капитал был так важен, потому что афинская культура высоко ценила гражданский долг. Если богатый афинянин копил свое богатство, его высмеивали и называли жадным человеком, который берет взаймы у гостей, живущих в его доме, и когда он продает вино другу, то продает его разбавленным!


Социальное, а не денежное богатство

Социальные выплаты, которые получали богатые, приносили им долгую жизнь. Литургист, финансировавший хор, получивший премию, мог построить себе впечатляющий монумент на видном месте в центре города, чтобы объявить о своем превосходстве всем желающим на все времена.

Прежде всего афинские богачи платили налоги, потому что они жаждали социального успеха, который исходил от их соотечественников, публично идентифицирующих их как граждан, которые хороши, потому что они полезны. Получение почетного звания полезного гражданина может показаться сегодня банальным.

Быть богатым налогоплательщиком, который был добр и полезен своим согражданам, значило даже больше, чем деньги в банке. И эта неоценимая государственная служба приносила пользу всем афинянам, поддерживая их демократию век за веком.

Кирьянова Ирина Сергеевна

ВложениеРазмер
02_02_5klass_v_gavanyah_afinskogo_porta_pirey.docx 52.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В гаванях афинского порта Пирей.

Цель урока: показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства;

Развивать у уч-ся умение работать с учебником и тетрадью, с историческими документами, умение выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитывать у уч-ся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие с элементами лабораторной работы.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», на доске – маршрут путешествия, карточки с новыми понятиями, документ (неск-ко экземпляров по количеству уч-ся)

Орг. момент: Приветствие, настрой к предстоящей работе, д/з -§ 36,

Оформление доски – маршрут путешествия

гавань


« В торговой гавани»

Группы населения Афин :

1) граждане; 2) переселенцы;

что привозили? 3) рабы.

что вывозили? стр. 164

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Афинский порт Пирей и передвигаться мы будем не совсем обычным образом – не на самолете, поезде, машине, а на триере по морю и колеснице по суше – единственных средствах передвижения в то время.

Наш транспорт отправляется по маршруту: «Рассказкино-Новознайкино». Промежуточные станции – «Картинкино-Читалкино», «Документалкино», «Изучалкино».

Целью нашего путешествия будет знакомство с жизнью населения главного афинского порта Пирей.

Итак, отправляемся в путь!

Мы в Древней Греции. Наши триеры прибыли на станцию Рассказкино.

Давайте вспомним, с чего мы начинаем знакомство со страной?

-Где же располагается страна, в которую мы попали?

- Какая область находится в Средней Греции? Какой самый крупный полис был в Аттике?

После побед под при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать от персов захваченные ими острова Эгейского моря и города Малой Азии.Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств. Этот союз называют Афинским морским союзом.

Афинский морской союз довел войну до победного конца.

В 5-м веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5— 6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились две военные и одна торговая гавань.

В военных гаванях.

Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. Размещенный в гаванях афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только афинские граждане.

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя — как отец, так и мать — были гражданами.

В гаванях можно было встретить как бедных граждан, так и зажиточных.

- Как вы думаете, зачем бедные граждане приходили в военную гавань? Зачем приходили богачи?

Бедные граждане приходили сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например землевладельца или купца. Он пришел, чтобы выполнить почетную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счет снарядить по боевому кораблю.

Наше путешествие продолжается и мы прибываем на станцию «Картинкино-Читалкино». Находится эта станция в торговой гавани. Эта станция позволит нам узнать чем торговали афиняне и с кем?

Торговая гавань самая обширная из гаваней Пирея, куда прибывало множество кораблей из разных стран и городов.

-Давайте внимательно рассмотрим картину и ответим на вопрос: Чем торговали в этой гавани?

-А теперь, чтобы убедиться в нашей правоте, давайте найдем подтверждение в учебнике, который мы захватили с собой в путешествие.

Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки — слоновую кость, из причерноморских колоний — зерно, соленую рыбу и рабов.

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевшись так же, как и остальные афиняне, поклонились тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

Отправляемся дальше. Следующая станция – «Документалкино». На этой станции нам как настоящим путешественникам предстоит поработать с историческим документом. Эта работа позволит нам узнать об еще одной категории населения, проживающей в Афинском полисе.

К сожалению в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом.

Давайте вспомним, откуда брались рабы в Афинском государстве? Могли ли афинские граждане попасть в рабство? (Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами.)

Где применялся труд рабов в Греции?

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскаленному металлу тяжелым молотом.

Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землей, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

А теперь приступаем к изучению документов.

За один день работы в 5-м веке до н. э. свободным афинянам платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3 — 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.

Цены на рабов в Афинах в 5-м веке до н. э.:

погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм;

…Во всех ремеслах… нужны бывают соответствующие для них инструменты…и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие – одушевленными… раб же является в известной степени одушевленной частью собственности….(Аристотель. Политика)

- Как обращались с рабами? Все ли граждане могли позволить себе иметь рабов?

Садимся в колнсницы и отправляемся на следующую станцию – «Изучалкино». На этой станции мы должны с вами сделать вывод на какие группы делилось население Афин?

  1. Граждане
  2. Переселенцы
  3. Рабы.

И снова в путь! Мы на последней станции – «Новознайкино». На этой станции мы не будем ничего изучать, мы будем делиться впечатлениями о путешествии и вспоминать все, о чем узнали.

_Что нового мы сегодня узнали? Какие новые слова появились в нашем словаре? Что больше всего понравилось, запомнилось?

На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь вам было интересно. А сейчас мы возвращаемся в класс, где наши самые активные путешественники получат вознаграждение в виде оценок.

Несмотря на высокое развитие торговой экономики, коммерческих связей в афинском обществе, политика демократии (возможно, именно потому, что стремилась удовлетворить социальный интерес большинства) пыталась сдержать развитие собственнических отношений, сохраняя высокую степень государственного регулирования. Это регулирование было одновременно и покровительством государства в отношении коммерческого оборота, и его регламентацией в интересах социальной стабильности. Но сама по себе стабильность была часто только сохранением социально-правовых пережитков догосударственного быта.

Торговое право Афин в наибольшей степени было обусловлено общими интересами полисной организации. Рынки и торговля находились под защитой государственной власти. Как общее правило, доступ на рынки имели все свободные жители, включая иностранцев; в качестве покупателей могли выступать и рабы. Но для граждан полиса предусматривалось право доступа на рынок, которого при определенных условиях они могли быть лишены властью (в отношении других категорий администрация, по-видимому, была вольна). Иностранцы пользовались в торговых делах помощью специальных администраторов-покровителей – проксенов . Исполнительные власти контролировали меры и вес, законность хождения и приема денег. Цены были фиксированными на определенный период. Предполагалось, что законом вправе быть установлены разного рода ограничения на ввоз и вывоз товаров: так, одним из постановлений Солона был запрещен вывоз из Афинского государства любых продуктов питания, кроме оливкового масла. Торговые сделки должны были заключаться только письменно (это не относилось к рыночной торговле); споры по торговым делам решались специальными судьями.

Основное место в афинской торговле занимала морская, при помощи кораблей. Такая торговля была практически невозможна (за редчайшими исключениями) для единоличных предпринимателей. Поэтому довольно рано возникли специфические формы правовой организации морской коммерции. Для ведения ее заключалось специальное корабельное товарищество сроком не более чем на год. Товарищество заключали купец как основной организатор торгового предприятия, владелец корабля-арматор (как правило, он же шкипер), а также другие товарищи-участники. Арматору в любом случае полагалось не менее 30% прибыли. Договор корабельного товарищества был очень своеобразным: он включал обязанности и по сохранности груза, и по его доставке, и даже элементы как бы страхования возможных потерь арматора в случае потери судна (возможные убытки других товарищей были безразличны) .

Вещное право также значительно сдерживалось в своих формах регулирующей ролью государства. Предполагалось, что не все вообще вещи могут быть в частном обладании: улицы, площади, гавани, общественные реки, священные вещи могли быть только в общегосударственном владении. Право собственности на землю было неразрывно с политическими правами: оно могло быть только у членов полиса; более мягкими были требования в отношении собственности на новых землях – в составе так называемых клерухий . Полис мог и лишить этого права. Отдельно от земельной собственности рассматривалось в праве владение садами и виноградниками – они могли принадлежать и негражданам Афин. Право на застройку земли в поселениях представляло предмет самостоятельного регулирования; и могло быть так, что земля принадлежала одному, а право использования поверхности фактически было у другого. Собственность вообще понималась преимущественно как право на доходы или продукты, приносимые вещью, и как возможность произвольно совершать с вещью сделки по усмотрению.

В афинском праве впервые оформился особый институт, связанный с закладом земли или другой недвижимости, – ипотека . Кредитор предоставлял владельцу земли заем под условием перехода к нему в дальнейшем, при невозврате займа, этой земли; при том, что до истечения срока обязательства земля оставалась в обладании и пользовании должника. Этот вид сделки был максимально распространен в Афинах и даже порождал социально-политические проблемы отношений богатых кредиторов и должников в общегосударственном масштабе. За кредитором оставались большие права: он мог без участия государственных органов при невозврате долга прямо вступить во владение заложенной землей. Эта сделка, как и большинство других, должна была оформляться письменно. В Афинах ранее многих других правовых систем сложилось требование составлять специальные документы о сделках, которые не просто свидетельствовали факт сделки, а были обязательной формой их заключения: расписки – синграфы и специальные записи в книгах – хеирографы . Сделка вообще считалась действительной с момента достижения ее участниками согласия об основных (не обязательно во всех деталях) положениях сделки, хотя бы никаких реальных действий стороны еще не произвели.

Читайте также: