Налог за пользование воздушным пространством

Опубликовано: 27.04.2024

Транспортный налог взимается не только с автомобилей и прочей техники, передвигающейся по дорогам общего пользования. Платить в казну нужно и тем, кто приобрел летательные аппараты, в том числе беспилотные.

Объекты налогообложения

Принципиальной разницы между исчислением транспортного налога на наземный и воздушный транспорт нет. Используется аналогичная формула и схожий принцип расчета ставки.

Оплачивать транспортный налог необходимо на технику, поставленную на учет гражданином или организацией в соответствии с действующими процедурами.

Разберемся с тем, что же считается воздушным судном, подлежащим регистрации. Эта информация зафиксирована в Воздушном Кодексе РФ. Согласно данному своду законов, воздушным судном следует называть аппарат, приводимый в движение благодаря взаимодействию с воздухом, но не отраженным от поверхности воды или земли. Получается, фактически подлежит регистрации все, что обладает крыльями.

Однако это не так. Перечень летательных аппаратов, подлежащих регистрации, определяется ст. 33 Воздушного кодекса:

  1. Беспилотные воздушные суда массой более 30 кг.
  2. Пилотируемые воздушные суда массой более 115 кг.

Если воздушное судно не подлежит регистрации в соответствии с указанной статьей, налог за него платить не нужно. Несмотря на необходимость передачи сведений контролирующим органам для надлежащего учета.

Частые вопросы о налогообложении воздушных судов

Один из наиболее популярных вопросов в сфере налогообложения летательных аппаратов связан с расчетом суммы оплаты для техники, не оснащенной двигателями. В этом случае расчет происходит не от мощности, а от количества машин во владении. Базовая ставка — 200 рублей за единицу.

Для самолетов с реактивными двигателями ставка в НК РФ установлена на уровне 20 рублей за 1 л.с., для остальных моделей с силовыми агрегатами — 25 рублей за 1 л.с. Поскольку транспортный налог является региональным, субъекты государства имеют право устанавливать собственные ставки. Указанные выше цифры могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем десятикратно.

Подавать в налоговую инспекцию информацию о приобретении объекта налогообложения не нужно. ФНС получит сведения из Государственного реестра гражданских воздушных судов.

Ставка, применяемая в конкретном случае, определяется на основании местонахождения ТС. В отношении воздушных судов таким местом считается место приписки или место регистрации. Однако в принятых на государственном уровне актах понятие «место приписки» используется только для водного транспорта, а место государственной регистрации не определено. В связи с этим оплата производится исходя из норм, действующих в регионе проживания собственника.

Всем ли нужно платить налог

Перечень категорий граждан и юридических лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога на самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты, утверждается региональным законодательством.

Однако существует ряд категорий владельцев воздушных судов, которым можно не беспокоиться о платежах в соответствии со ст. 358 НК РФ. Так, п. 4 указанной статьи освобождает от налогов владельцев воздушных судов, если грузоперевозки или доставка пассажиров являются основной деятельностью лица, эксплуатирующего транспорт. Кроме того, не облагаются налогом ТС, принадлежащие санавиации и медслужбе.

Не являются объектами налогообложения находящиеся в розыске транспортные средства, а также не поставленные на регистрационный учет суда.

Если у гражданина есть право на получение льгот по оплате налогов на принадлежащую ему технику, необходимо уведомить об этом ФНС путем подачи заявления. Также можно сообщить в налоговую службу о применении льгот через личный кабинет налогоплательщика.

Как оплатить транспортный налог на воздушное судно

Для физических лиц процедура оплаты максимально упрощена. Необходимо дождаться уведомления от налогового органа, в котором гражданин стоит на учете. В письме будет вся необходимая информация:

  • отчетный период;
  • срок владения ТС в отчетном периоде;
  • сумма к оплате;
  • реквизиты для оплаты;
  • квитанция.

Произвести оплату можно любым удобным способом, включая сервисы «Госуслуги» и Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России.

Если гражданин не получил уведомление, он обязан оплатить транспортный налог самостоятельно, воспользовавшись формулой:

Сумма = Налоговая ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период владения

Период владения рассчитывается как количество месяцев, в которых ТС принадлежало плательщику, к 12 месяцам. Например, если срок владения составлял 6 месяцев, в формулу выше нужно подставить 0,5.

Полным считается месяц, в котором собственник владел ТС более 50% дней.

ООО "ИЦ Консультант" г.Краснодар, ул. Гимназическая 49/1 телефон / факс: (861) 2-555-111


  • КонсультантПлюс
    • о Сети
    • некоммерческие проекты
  • О компании
    • О Компании
  • Как нас найти
  • Полезные ссылки
  • Партнеры

Плата за воздух: россиянам придумали новый налог

Подробности --> 03.04.2019

Минфин предлагает узаконить курортный сбор, введенный в экспериментальном порядке два года назад. Эксперимент признан удачным — с туристов собрали за прошлый сезон 300 млн рублей. Новый налог будет называться гостиничным. Причем размер его вырастет до 100 рублей в сутки c человека.

Минфин РФ предлагает заменить курортный сбор, введенный в экспериментальном порядке в ряде регионов, гостиничным сбором. Проект соответствующих поправок в Налоговый кодекс опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Речь фактически идет о новом налоге — на туристов. Хотя Минфин упорно называет его сбором, поскольку президент Владимир Путин рекомендовал, а правительство обязалось не вводить новые налоги.

Тем не менее в июле 2017 года был принят закон о курортном сборе, который в 2018-2022 годах взимается в порядке эксперимента с туристов за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях. Решение по Крыму тоже имеется, но пока отложено.

Согласно инициативе Минфина, с 2023 года вместо курортного сбора может быть введен гостиничный налог.

Плательщиками нового налога признаются организации и физические лица, которые осуществляют «деятельность по предоставлению гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания физических лиц в гостиницах и иных средствах размещения».

Гостеприимство бесплатным не бывает

Граждане отдыхающие заплатят за приведение в порядок местной индустрии гостеприимства.

«Такой подход обусловлен необходимостью создания дополнительных доходных источников местных бюджетов за счет обложения гостиниц и иных средств размещения, которые расположены не только в курортных, но и в других местностях», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Ставку налога, согласно замыслу Минфина, будут определять местные органы законодательной власти.

Ставка налога не может превышать 100 рублей в день за одного человека, проживающего в гостинице, предлагает Минфин.

Налог на воздух станет налогом на скамейки

В июле 2017 года в России был принят закон о введении курортного сбора. Документ предусматривает введение в экспериментальном порядке в 2018-2022 годах сбора с туристов за пользование местной инфраструктурой в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях и в Крыму. С 1 мая эксперимент стартовал в Алтайском и Ставропольском краях, с 16 июля — в Краснодарском крае.

Кубань, кстати, является одним из основных туристических регионов России. В 2017 году край посетили около 16 млн туристов, в 2018 году турпоток составил 16,2 млн человек.

В Крыму действие эксперимента еще только начнется — с 1 мая этого года. Оператор — Министерство РФ по делам Северного Кавказа.

Объем собранных средств в пилотных регионах — Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях — в 2018 году составил порядка 330 млн рублей.

Об этом на «правительственном часе» в Совете Федерации ранее сообщал министр РФ по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев. Чиновник также пояснял, как расходуются собранные средства. «Эти деньги остаются в муниципалитетах и идут на строительство парков, дорожек, скамеек. Когда я ездил с проверками, мы договорились с местными органами власти, чтобы были таблички, чтобы люди знали, что это построено на средства курортного сбора», — пояснял он.

Впрочем, не везде туристы добровольно платили экспериментальную подать. А некоторые отельеры скрывали отчетность. По этой причине парламентарии Краснодарского края приняли изменения в краевое законодательство, согласно которым операторов курортных сборов в регионе будут штрафовать за нарушения отчетности. Об этом в феврале сообщал глава законодательного собрания региона Юрий Бурлачко.

Размер штрафа для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей составит от 5 до 10 тыс. рублей.

«Наша курортная отрасль сейчас находится на подъеме. После запуска Крымского моста Кубань и Крым превращаются в один крупный курортно-туристский мегакластер. Поэтому мы не можем рисковать и допускать какие-либо ошибки с процедурой взимания курортного сбора», — цитировал ТАСС спикера краевого парламента.

Он отметил, что эта мера наказания не жестокая, но в бюджете отдельного оператора достаточно весомая, «чтобы заставить его ответственно и аккуратно вести дела».

По данным Минкавказа, отказов уплачивать курортный сбор было всего 3%.

Курортный сбор существовал в СССР. Квартиросдатчики имели «Книжки временной регистрации отдыхающих» и платили по ним курортный сбор, предварительно собрав его с туристов. Или же те, кто сдавал квартиры, не регистрировали своих гостей.

Сами отдыхающие называли курортный сбор «налогом на воздух». Теперь в народе он, видимо, будет называться налогом на скамейки и парковые дорожки.

При этом курортные сборы введены во многих европейских странах.

Всего Минфин обнародовал для обсуждения законопроект о включении в Налоговый кодекс пяти новаций — об экологическом налоге, утилизационном сборе, сборе с пользователей автодорог, налоге с операторов связи и о гостиничном сборе. Пока они считаются неналоговыми платежами, но теперь их переносят в Налоговый кодекс.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 ноября 2019 г. N 03-07-11/89061 О применении НДС в отношении оказываемых в аэропортах РФ при внутренних воздушных перевозках услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от платы за такие услуги, а также включении сумм НДС в субсидии, предоставляемые из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления данных услуг

Вопрос: В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, Росавиация осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на реализацию возложенных на Агентство функций.

Росавиация осуществляет предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1665 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил размер субсидии определяется суммой недополученных доходов от предоставления услуг, под которыми понимаются доходы организации от предоставления услуг, которые она могла бы получить в случае отсутствия освобождения от платы за эти услуги пользователей воздушного пространства.

До настоящего времени в рамках данной субсидии Росавиация не возмещала суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисленные на услуги, указанные в Правилах, так как большинство услуг были освобождены от уплаты НДС в соответствии с пунктом 22 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2018 N 588.

В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 25.12.2018 N 493-ФЗ, и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2019 N 749, с 01.10.2019 все услуги, оказываемые при внутренних воздушных перевозках в аэропортах Российской Федерации, облагаются НДС по ставке 20%.

Просим разъяснить, возможно ли включение в субсидию, предоставляемую в соответствии с Правилами, суммы НДС на соответствующие услуги, либо разъяснить порядок получения вышеуказанными налогоплательщиками налогового вычета.

Ответ: В связи с указанным письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении оказываемых в аэропортах Российской Федерации при внутренних воздушных перевозках услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, а также включения сумм НДС в субсидии, предоставляемые из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления данных услуг, Департамент налоговой и таможенной политики по согласованию с Департаментом бюджетной политики в отраслях экономики сообщает.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и абзацев шестого и седьмого подпункта "а" пункта 1 статьи 2 и пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" оказываемые в аэропортах Российской Федерации при внутренних воздушных перевозках услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, подлежат налогообложению НДС с 1 октября 2019 года.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по НДС при оказании услуг признается наиболее ранняя из дат: день оказания услуг либо день их оплаты (частичной оплаты).

В связи с этим налоговая база по НДС в отношении услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, определяется на наиболее раннюю из дат: дату получения предварительной оплаты (частичной оплаты) либо дату оказания данных услуг.

На основании пунктов 1 и 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. N 1665 (далее - Правила), субсидии из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, предоставляются организациям, оказавшим данные услуги в предшествующем текущему финансовому году, и соответствующим на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидии, требованиям, предусмотренным пунктом 4 Правил.

Пунктом 5 Правил установлено, что размер субсидии определяется суммой недополученных доходов от предоставления данных услуг, под которыми понимаются доходы организации от предоставления услуг, которые она могла бы получить в случае отсутствия освобождения от платы за эти услуги пользователей воздушного пространства, указанных в приложении N 1 к Правилам.

Принимая во внимание, что услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, подлежат налогообложению НДС с 1 октября 2019 года, и согласно пункту 5 Правил субсидии предоставляются организациям на оплату данных услуг, при определении размера этих субсидий следует учитывать сумму НДС.

Что касается вычетов по НДС, то согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг, имущественных прав), либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, налогоплательщики, оказывающие с 1 октября 2019 года облагаемые НДС услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным для данных услуг, принимают к вычету в порядке, установленном статьей 172 Кодекса.

Директор Департамента А.В. Сазанов

Обзор документа

Налоговая база по НДС в отношении услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных от платы за такие услуги, определяется на наиболее раннюю из дат: дату получения предоплаты либо дату оказания услуг.

Учитывая, что услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей, освобожденных от платы за такие услуги, облагаются НДС с 1 октября 2019 г. и организациям на оплату данных услуг предоставляются субсидии, при определении размера этих субсидий следует учитывать сумму НДС.

Налогоплательщики, оказывающие с 1 октября 2019 г. облагаемые НДС услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей, освобожденных от платы, суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным для данных услуг, принимают к вычету.


Воздушный кодекс РФ (далее - ВозК РФ) определяет воздушное судно как летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ч. 1 ст. 32). Разновидностей таких летательных аппаратов, помимо традиционных самолетов и вертолетов, множество - беспилотные воздушные суда, аэростаты (воздушные шары) (о них писал Василь Шайхразиев в своем блоге https://zakon.ru/blog/2021/01/15/vozdushnyj_shar_kak_obekt_prava_87572), планеры, дирижабли, автожиры (гиропланы), дельталеты, паралеты, метеорологические шары и пр. Под определение воздушного судна подпадают даже воздушные змеи.

Означает ли это, что права на все перечисленные летательные аппараты, да и сами аппараты, должны быть зарегистрированы, как вещи недвижимые, породив тем самым обязанность их собственников заплатить транспортный налог?

ГК РФ говорит о том, что к недвижимым вещам относятся лишь подлежащие регистрации воздушные суда (Абз. 2 п. 1 ст. 130). Соответственно, не подлежащие государственной регистрации воздушные суда – вещи движимые, их не требуется регистрировать и за них не нужно платить соответствующие налоги.

Остается определиться с тем, что понимается действующим законодательством под «подлежащими государственной регистрации воздушными судами».

При первом приближении замешательство может вызвать то, что в России для воздушных судов одновременно существует система государственной регистрации прав на воздушные суда, несколько систем государственной регистрации воздушных судов (государственных, гражданских, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов общего назначения[1]), а также системы государственного учета воздушных судов (экспериментальных воздушных судов и беспилотных гражданских воздушных судов с массой до 30 кг). В связи с чем, в частности, параллельно функционируют Единый государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ними (далее – ЕГРПвс) и Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее – ГР ГВС). Эти реестры часто путают, в том числе суды при разрешении налоговых споров, во многом из-за того, что оба реестра содержат описание воздушного судна и информацию о его собственнике. ВозК РФ предписывает также включать в ГР ГВС сведения о залоге воздушного судна (п. 10 ст. 33), в то же время данные об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на судно отражаются в ЕГРПвс.

Ведение этих реестров регулируется разными нормативными актами, порядок регистрации не совпадает. В отношении регистрации прав действуют Федеральный закон от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», Правила ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 958, Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, утв. приказом Минтранса России от 06.05.2013 № 170; в отношении регистрации гражданских воздушных судов - ст. 21 Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944), ст. 33 ВозК РФ, Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утв. приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457.

Параллельное существование как минимум двух, ведущихся по разным правилам регистрационных систем, сведения которых отчасти дублируют друг друга, рождает много вопросов. Первым из которых становится вопрос о том, совпадают ли нормативные требования к воздушным судам, права на которые подлежат государственной регистрации с требованиями к государственно регистрируемым воздушным судам.

Положения статьи 130 ГК РФ о подлежащих государственной регистрации воздушных судах как вещах недвижимых развивает Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (далее – ФЗ № 31), в ч. 2 ст. 1 которого указано, что регистрация прав в соответствии с данным законом осуществляется на подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВозК РФ гражданские воздушные суда. В свою очередь в п. 1 ст. 33 ВозК РФ определено, что регистрации подлежат предназначенные для полетов следующие воздушные суда (далее указаны отдельные категории).

Следовательно, под подлежащими регистрации воздушными судами понимается одна и та же общая категория воздушных судов – предназначенные для полетов. В этом плане противоречий между ЕГРПвс и ГР ГВС не наблюдается. Кроме того, регистрация в обоих реестрах носит заявительный характер, в ходе нее летная пригодность воздушного судна не проверяется. Получается, что назначение воздушного судна определяет его собственник. Понимая, что воздушное судно, пусть по техническим характеристикам и способно подняться в воздух, но фактически не будет использоваться для полетов (морально устарело, представляет больший интерес как научный экспонат, либо принесет больше пользы, если будет служить в качестве передвижного кафе или продовольственного ларька) он вправе его не регистрировать, либо исключить из реестров (на основании списания – п. 5 ст. 33 ВозК РФ).

После внесения сведений о судне и его собственнике в ЕГРПвс и ГР ГВС регистратор в обязательном порядке направляет их в налоговую инспекцию (см. Приказ ФНС России от 18 декабря 2012 года № ММВ-7-11/973@ «Об утверждении формы и формата представления сведений о воздушных судах и об их владельцах, порядка заполнения формы, а также о внесении изменений в приложение 8 к приказу Федеральной налоговой службы от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@»). Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса (п. 1 ст. 357 НК РФ), т.е. с учетом положений ст. 131 ГК РФ, ст. 33 ВозК РФ - лица, обладающие вещными правами (правами собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения) на воздушные суда. Так было далеко не всегда, до введения системы регистрации прав на воздушные суда, налогоплательщиком транспортного налога признавался эксплуатант[2] воздушного судна - лицо, использующее для полетов воздушные суда на законных основаниях, сведения о которых содержались в ГР ГВС (см. Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», утв. Приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177 утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 28 марта 2018 года № ММВ-7-21/176@). Изменение законодательного подхода к плательщику транспортного налога вызвало споры об экономической обоснованности взимания данного налога с собственника судна, не использующего его для полетов. На наш взгляд, сомнения в этой части могут быть сняты посредством раскрытия понятия «подлежащего регистрации воздушного судна»: нет возможности использовать воздушное судно для полетов – не регистрируй / исключай из реестров – не плати транспортный налог.

Выражаю благодарность за предоставленные при подготовке этого материала консультации начальнику отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Цвелевой Галине Ивановне и директору Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (РАОПА) Иванову Андрею Дмитриевичу.

[1] Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ (п. 3 ст. 21 ВозК РФ).

[2]Согласно п. 3 и 4 ст. 61 ВозК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и, как правило, имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

- Какой налог на воздух? Вася, ты в своем уме?!

- В своем. У меня даже справка имеется. А налог на воздух в России есть. Просто до сих пор его не собирали. Теперь будут.

Нет, в Налоговом кодексе вы не найдете такого. Депутаты ведь не дураки, чтобы своими словами все называть. Да и в Правительстве, уверен, все со справками. Поэтому с налогом на воздух они заморочились.

Кстати, вот музыка для настроения:

Если вы предприниматель, и у вас в здании есть вытяжка, то моя заметка будет не только интересной, но и полезной.

Не могу сказать, что эта новость на прошлой неделе наделала много шума. Страна в основном следила за допингом на олимпиаде, Джигарханяном и считала внебрачных детей Серова и Мишулина.

Но стоило обратить внимание и на разъяснение Росприроднадзора от 14.02.2018 N РН-04-03-27/2839 "О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет". Бумага, на самом деле, занятная у них получилась.

Росприроднадзор в своем разъяснении указал:

Перевожу на русский язык:

Причем тут налог на воздух, ведь речь идет о негативном воздействии на окружающую среду? Из вентиляционной трубы идет дым, вредные выбросы, все правильно.

Ни разу не правильно. Можно назвать это налогом на воздух, можно назвать налогом на ничто.

Какие вредные вещества выделяет вытяжная вентиляция?

Труба с вентилятором никаких вредных выбросов не производит. Вытяжка просто перекачивает воздух из помещения на улицу.

В офисе люди дышат (не только ртом), на кухне ресторана дым от приготовления пищи, в гаражах и подземных парковках автомобили портят воздух своими выхлопами. Вытяжка просто собирает испорченный ими воздух и удаляет его на улицу.

Получается, что источником выбросов является не то, что эти выбросы производит, а устройство которое эти выбросы выводит на улицу.

Возьму, для примера, те же крытые гаражи и подземные парковки.

Согласно письму Минприроды России от 18.09.2015 N 12-44/22962 "О нормировании выбросов", открытые автостоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов, так как там нет оборудования, которое выделяет в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

А вот закрытые автостоянки, согласно письму Росприроднадзора, источниками выбросов являются, потому что там есть оборудование, выделяющее вредные вещества в атмосферный воздух.

Мне сложно понять логику этих двух разъяснений. Выбросы в обоих случаях одинаковые. В обоих случаях дышат люди и дымят автомобили. И дышат и дымят они одним и тем же, в одних и тех же количествах.

Но чиновникам виднее. Пока я в институте учил Логику, они чем-то другим занимались.

Поэтому теперь все организации, у которых имеется вытяжная вентиляция обязаны поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на государственный учет, разработать нормативы ПДВ и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

К тому же в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ

Все организации, у которых имеется вытяжная вентиляция, означает все организации с вытяжками. Дело не ограничивается только подземными парковками и ресторанами.

У нас в доме есть вытяжная вентиляция и есть ТСЖ, которое между прочим является юридическим лицом. Нужно будет порадовать председателя ТСЖ. Ему теперь эту вытяжку на учет ставить и разрешение на выброс получать.

Почему Росприроднадзор вдруг решил признать источниками выбросов все вытяжки страны и обложить предпринимателей налогом на воздух?

Все очень просто.

В 2018 году стартовала "мусорная реформа", которая переложила обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с предпринимателей на региональных операторов по обращению с ТКО.

В тарифы региональных операторов заложили плату за НВОС. Но смириться с тем, что предприниматели теперь могут не отчитываться, не согласовывать лимиты и не платить, Росприроднадзору очень сложно. Прямо невыносимо.

Вот и решили: НВОС с мусора организации теперь не платят, но есть ведь НВОС за воздух. Дышат ведь они - предприниматели эти. А пока они дышат, можно их доить.

Поэтому за негативное воздействие на окружающую среду организациям теперь придется платить дважды: за мусор эта плата заложена в тариф регионального оператора, а за воздух - я вам только что рассказал.

Смысл этого разъяснения очень прост: хотите в офисе дышать свежим воздухом - ставьте вытяжку и платите, не хотите платить - дышите тем, что надышали.

Впрочем, я в институте логику учил. Экологам виднее. Они то лучше знают, что источником вредных выбросов является не автомобиль, а труба с вентилятором.

Дожились до налога на воздух!

Вопросы и пожелания пишите на почту: myzen@inbox.ru

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме: Не нуди

Читайте также: