Сведения о суммах налога уплачиваемого в соответствии с пунктом 7 статьи 227

Опубликовано: 16.05.2024


  • Ст. 227 НК РФ: официальный текст
  • Ст. 227 НК РФ: вопросы и ответы
  • О чем повествует статья 227 НК РФ?
  • Каковы особенности оформления 3-НДФЛ?
    • Пример
  • К чему приводит несвоевременная подача декларации 3-НДФЛ?
    • Пример

Ст. 227 НК РФ: официальный текст

Статья 227 НК РФ

Ст. 227 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 227 НК РФ устанавливает правила уплаты НДФЛ теми, кто занимается предпринимательством без образования юрлица. Вопросы и ответы, сформулированные в рамках нашей статьи, помогут ИП и частнопрактикующим специалистам разобраться в особенностях исчисления НДФЛ.

О чем повествует статья 227 НК РФ?

К физлицам, уплачивающим НДФЛ, согласно ст. 227 НК РФ, относятся:

  • индивидуальные предприниматели;
  • частнопрактикующие лица (нотариусы, адвокаты, охранники и другие).

Они должны самостоятельно установить сумму налога и произвести его оплату. При этом доходы они могут получать в денежной или вещевой форме. Обложению подлежат доходы, получаемые по результатам их деятельности.

Датой получения дохода для физлица является день:

  • зачисления денег на его банковский счет;
  • передачи вещей или оборудования в счет оплаты.

Для расчета налога по итогам года плательщик НДФЛ должен не позже 30 апреля сдать декларацию 3-НДФЛ. Ее заполняют с учетом тех вычетов, которые могут последовать по ст. 218–221 НК РФ.

Важно! Декларацию 3-НДФЛ не сдают ИП, использующие УСН, ЕНВД и ЕСХН, поскольку НДФЛ они не платят.

Для расчета ожидаемого дохода ИП не позднее 5 дней после окончания 1-го месяца получения им дохода сдает в ИФНС декларацию 4-НДФЛ. На ее основе ИФНС рассчитывает размер авансов по НДФЛ.

При изменении дохода на суммы, которые будут наполовину больше или меньше полученных значений, ИФНС производит пересчет авансов по налогу по вновь представленной декларации (ст. 227 НК РФ).

Каковы особенности оформления 3-НДФЛ?

Если декларацию заполняет ИП, деятельность которого облагается НДС, в ней нужно учитывать доходы без данного налога. При подсчете НДФЛ следует учитывать и понесенные ИП расходы.

О некоторых нестандартных доходах ИП см. в статье «С премии за объем закупок ИП платит НДФЛ».

Каждый ИП, частнопрактикующий нотариус, адвокат или другое лицо при заполнении декларации вправе учесть разные виды вычетов. К ним относят:

  1. Стандартный вычет (ст. 218 НК РФ) для лиц:
  • подвергшихся радиационному заражению;
  • имеющих детей.
  1. Социальный вычет (ст. 219 НК РФ) для расходов:
  • на благотворительность;
  • обучение себя и своих детей;
  • лечение и оплату стоимости купленных лекарств;
  • взносы в негосударственные пенсионные фонды.
  1. Инвестиционный вычет (ст. 219.1 НК РФ) при операциях по акциям и другим ценным бумагам.
  2. Имущественный вычет (ст. 220 НК РФ) при реализации недвижимости.
  3. Вычет по сделкам с акциями и другими ценными бумагами (ст. 220.1 НК РФ).
  4. Вычет по сделкам с инвестиционными товариществами (ст. 220.2 НК РФ).
  5. Профессиональный вычет (ст. 221 НК РФ).

При сдаче декларации 3-НДФЛ по результатам года нужно заранее определить состав прилагаемых документов согласно требованиям ФНС России. Это особенно актуально при указании в ней вычетов. По каждому из вычетов ФНС определен перечень документов, которые прикладываются к декларации в обязательном порядке. При использовании вычетов возможен возврат НДФЛ, поэтому правильность подтверждения затрат инспекторы тщательно проверяют (абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Пример

ИП сдает декларацию, в которой он заявляет профессиональный вычет. Документов, подтверждающих расходы, он не прилагает. При проверке декларации инспектор засчитывает к вычету только 20% от суммы доходов ИП (абз. 3 п. 1 ст. 221 НК РФ). При наличии документов результат был бы другой.

К чему приводит несвоевременная подача декларации 3-НДФЛ?

Пример

Декларация за 2015 год ИП на ОСН была подана 14.06.2016. Сумма начисленного налога составила 30 000 руб. Налог был оплачен в мае того же года.

Проанализировав условия примера, можно сказать следующее:

  1. Плательщику налога следовало сдать декларацию в ИФНС до 30 апреля (ст. 229 НК РФ) по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@.
  2. Перечисление налога нужно произвести не позже 15.07.2016.

Следовательно, налицо нарушение срока сдачи декларации, но налог оплачен вовремя. За это нарушение будет взыскан штраф, равный 5% от суммы налога, т. е. в данном случае 1 500 руб. за каждый месяц просрочки сдачи отчета (ст. 119 НК РФ). А суммарный штраф будет равен 3 000 руб.

О видах наказания за налоговые нарушения см. статью «Ст. 23 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

3. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

4. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

5. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

6. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

8. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

9. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

10. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Комментарий к ст. 227 НК РФ

Применяя правила п. 1 ст. 227, нужно иметь в виду следующее:

1) в них определен исчерпывающим образом круг налогоплательщиков, на которых распространяются все правила ст. 227: расширять этот перечень ни сами налогоплательщики, ни налоговые органы не вправе;

2) в соответствии с ними исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят только:

а) индивидуальные предприниматели. Речь идет о физических лицах, которые прошли (в порядке, предусмотренном ст. 23 ГК и Положением о регистрации пред.) процедуру государственной регистрации в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и получивших свидетельство о такой регистрации установленного образца (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части 1 ГК РФ (изд. 2). С. 51 - 59). Указанные индивидуальные предприниматели обязаны:

- исчислить сумму налога на доходы физических лиц по общим правилам, установленным в ст. 225 НК (см. комментарий к ней), но с обязательным учетом правил ст. 227 (см. об этом ниже);

- уплатить исчисленную таким образом сумму налога на доходы физических лиц в порядке и сроки, указанные в п. 6 - 10 ст. 227;

- исчислить и уплатить сумму налога на доходы физических лиц по правилам ст. 227 только в отношении доходов, полученных от их предпринимательской деятельности: остальные их доходы подлежат налогообложению в порядке, предусмотренном в ст. 225 - 226 НК;

б) частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой. При этом нужно иметь в виду, что:

- на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами законодательства о нотариате, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее 6 месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты (ст. 2 ОЗН);

- лицензия на право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии;

- порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции.

Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение 3 лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает (ст. 3 ОЗН).

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия, не противоречащие закону. Он пользуется услугами системы государственного социального страхования в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 8 ОЗН). В связи с этим, будучи работодателями (в отношении своих работников), нотариусы выполняют функции налоговых агентов, указанные в ст. 226 НК: вывод сделан на основ систематического толкования правил ст. 11, 226 НК, ст. 8 ОЗН;

в) к "другим лицам" осуществляющим частную практику, относятся, например, частные охранники, частные детективы (абз. 3 п. 1 ст. 11 НК). При этом они должны осуществлять свою деятельность в порядке, предусмотренном в ст. 1, 6, 7, 11, 12 и др. Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности РФ". Они подлежат постановке на налоговый учет в соответствии со ст. 83 - 85 НК;

г) исчисление и уплату сумм налога на доходы физических лиц по правилам ст. 227 упомянутые выше частные нотариусы и другие лица осуществляют только в отношении своих доходов, полученных ими от осуществления такой деятельности. Иные доходы частного нотариуса (других лиц), например от преподавательской деятельности (которую нотариус ведет в свободное от деятельности нотариуса время), облагаются в общеустановленном порядке, т.е. в соответствии со ст. 225, 226 НК.

Характеризуя правила п. 2 ст. 227, нужно учесть:

а) их императивный характер: ни организации и лица, которые выплачивают им доходы, ни сами индивидуальные предприниматели и приравненные к ним лица, ни налоговые органы не вправе устанавливать иные правила (например, о том, что исчисление и удержание сумм налога на доходы физических лиц из доходов, выплаченных им, осуществляют источники выплаты, как налоговые агенты);

б) они обязывают и индивидуальных предпринимателей, и частных нотариусов, и иных упомянутых в п. 1 ст. 227 лиц самостоятельно исчислять и уплачивать сумму налога на доходы физических лиц. При этом:


  • Ст. 227 НК РФ: официальный текст
  • Ст. 227 НК РФ: вопросы и ответы
  • О чем повествует статья 227 НК РФ?
  • Каковы особенности оформления 3-НДФЛ?
    • Пример
  • К чему приводит несвоевременная подача декларации 3-НДФЛ?
    • Пример

Ст. 227 НК РФ: официальный текст

Статья 227 НК РФ

Ст. 227 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 227 НК РФ устанавливает правила уплаты НДФЛ теми, кто занимается предпринимательством без образования юрлица. Вопросы и ответы, сформулированные в рамках нашей статьи, помогут ИП и частнопрактикующим специалистам разобраться в особенностях исчисления НДФЛ.

О чем повествует статья 227 НК РФ?

К физлицам, уплачивающим НДФЛ, согласно ст. 227 НК РФ, относятся:

  • индивидуальные предприниматели;
  • частнопрактикующие лица (нотариусы, адвокаты, охранники и другие).

Они должны самостоятельно установить сумму налога и произвести его оплату. При этом доходы они могут получать в денежной или вещевой форме. Обложению подлежат доходы, получаемые по результатам их деятельности.

Датой получения дохода для физлица является день:

  • зачисления денег на его банковский счет;
  • передачи вещей или оборудования в счет оплаты.

Для расчета налога по итогам года плательщик НДФЛ должен не позже 30 апреля сдать декларацию 3-НДФЛ. Ее заполняют с учетом тех вычетов, которые могут последовать по ст. 218–221 НК РФ.

Важно! Декларацию 3-НДФЛ не сдают ИП, использующие УСН, ЕНВД и ЕСХН, поскольку НДФЛ они не платят.

Для расчета ожидаемого дохода ИП не позднее 5 дней после окончания 1-го месяца получения им дохода сдает в ИФНС декларацию 4-НДФЛ. На ее основе ИФНС рассчитывает размер авансов по НДФЛ.

При изменении дохода на суммы, которые будут наполовину больше или меньше полученных значений, ИФНС производит пересчет авансов по налогу по вновь представленной декларации (ст. 227 НК РФ).

Каковы особенности оформления 3-НДФЛ?

Если декларацию заполняет ИП, деятельность которого облагается НДС, в ней нужно учитывать доходы без данного налога. При подсчете НДФЛ следует учитывать и понесенные ИП расходы.

О некоторых нестандартных доходах ИП см. в статье «С премии за объем закупок ИП платит НДФЛ».

Каждый ИП, частнопрактикующий нотариус, адвокат или другое лицо при заполнении декларации вправе учесть разные виды вычетов. К ним относят:

  1. Стандартный вычет (ст. 218 НК РФ) для лиц:
  • подвергшихся радиационному заражению;
  • имеющих детей.
  1. Социальный вычет (ст. 219 НК РФ) для расходов:
  • на благотворительность;
  • обучение себя и своих детей;
  • лечение и оплату стоимости купленных лекарств;
  • взносы в негосударственные пенсионные фонды.
  1. Инвестиционный вычет (ст. 219.1 НК РФ) при операциях по акциям и другим ценным бумагам.
  2. Имущественный вычет (ст. 220 НК РФ) при реализации недвижимости.
  3. Вычет по сделкам с акциями и другими ценными бумагами (ст. 220.1 НК РФ).
  4. Вычет по сделкам с инвестиционными товариществами (ст. 220.2 НК РФ).
  5. Профессиональный вычет (ст. 221 НК РФ).

При сдаче декларации 3-НДФЛ по результатам года нужно заранее определить состав прилагаемых документов согласно требованиям ФНС России. Это особенно актуально при указании в ней вычетов. По каждому из вычетов ФНС определен перечень документов, которые прикладываются к декларации в обязательном порядке. При использовании вычетов возможен возврат НДФЛ, поэтому правильность подтверждения затрат инспекторы тщательно проверяют (абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Пример

ИП сдает декларацию, в которой он заявляет профессиональный вычет. Документов, подтверждающих расходы, он не прилагает. При проверке декларации инспектор засчитывает к вычету только 20% от суммы доходов ИП (абз. 3 п. 1 ст. 221 НК РФ). При наличии документов результат был бы другой.

К чему приводит несвоевременная подача декларации 3-НДФЛ?

Пример

Декларация за 2015 год ИП на ОСН была подана 14.06.2016. Сумма начисленного налога составила 30 000 руб. Налог был оплачен в мае того же года.

Проанализировав условия примера, можно сказать следующее:

  1. Плательщику налога следовало сдать декларацию в ИФНС до 30 апреля (ст. 229 НК РФ) по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@.
  2. Перечисление налога нужно произвести не позже 15.07.2016.

Следовательно, налицо нарушение срока сдачи декларации, но налог оплачен вовремя. За это нарушение будет взыскан штраф, равный 5% от суммы налога, т. е. в данном случае 1 500 руб. за каждый месяц просрочки сдачи отчета (ст. 119 НК РФ). А суммарный штраф будет равен 3 000 руб.

О видах наказания за налоговые нарушения см. статью «Ст. 23 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

3. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

4. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

5. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

6. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если на момент уплаты налога в бюджет сумма налога, рассчитанная за налоговый период без учета уменьшений суммы налога, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, превышает 650 тысяч рублей, то часть суммы налога, превышающая 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, уплачивается отдельно от суммы налога в части, недостающей до 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы до 5 миллионов рублей включительно.

7. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

8. Авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

Если на момент уплаты авансового платежа в бюджет сумма авансового платежа, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превышает 650 тысяч рублей, то часть суммы авансового платежа, превышающая 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, уплачивается отдельно от суммы авансового платежа в части, недостающей до 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы до 5 миллионов рублей включительно.

9 - 10. Утратили силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

Комментарий к ст. 227 НК РФ

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также нотариусы, частные охранники и детективы. К числу частнопрактикующих лиц относятся еще и адвокаты, занимающиеся своей деятельностью в форме адвокатского кабинета.

Следует иметь в виду, что те, кто занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в обход закона в качестве индивидуальных предпринимателей, при исполнении возложенных на них Налоговым кодексом РФ обязанностей не вправе ссылаться на то, что они индивидуальные предприниматели.

В соответствии с комментируемой статьей исчисление и уплата налогов на доходы физических лиц возложены:

- на физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица - по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности;

- на частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Указанные налогоплательщики, руководствуясь статьей 225 Налогового кодекса РФ (см. комментарий к ней) самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате.

Объектом налогообложения в предпринимательской деятельности и частной практике являются доходы, полученные от этой деятельности, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, или же возникшее у налогоплательщика право распоряжаться ими.

Следует помнить, что в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса РФ, если из дохода налогоплательщика по его собственному распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания налоговую базу не уменьшают. Впрочем как и понесенные физическим лицом убытки прошлых лет.

Дата фактического получения дохода от предпринимательской деятельности и частной практики определяется как день:

- выплаты такого дохода налогоплательщику, в том числе перечисление такого дохода на его банковские счета, либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме;

- передачи налогоплательщику доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме.

Указанные плательщики обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если у указанных налогоплательщиков в течение года появятся доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности или частной практики, то они обязаны представить налоговую декларацию, указав сумму предполагаемого дохода от этой деятельности в текущем налоговом периоде. Сделать это необходимо в течение пяти дней по истечении месяца со дня получения таких доходов.

Исчислением суммы авансовых платежей на основании поданной налоговой декларации и прилагаемых к ней документов занимается налоговый орган. Он же рассчитывает сумму авансовых платежей на текущий налоговый период, опираясь на сумму предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или же на сумму фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 Налогового кодекса РФ.

Следует помнить, что если в налоговом периоде доход увеличился или же наоборот уменьшился более чем на 50 процентов, то налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию, указав суммы предполагаемого дохода от своей деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган не позднее пяти дней с момента получения декларации должен произвести перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.

Граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, а также лица, получающие доходы от частной практики, - нотариусы, адвокаты и частные охранники должны декларировать свои доходы в налоговой инспекции. Предприниматели уплачивают налог на доходы физических лиц с суммы полученных ими доходов, уменьшенной на величину понесенных расходов и налоговых вычетов.

Исключение составляют лишь предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход. Плательщиками налога на доходы физических лиц они не являются, поэтому сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ им не нужно.

Обратите внимание на такие важные моменты.

1. Все полученные предпринимателем доходы нужно указывать в декларации без налога на добавленную стоимость (если предприниматель является плательщиком НДС).

2. Чтобы рассчитать налог, в декларации необходимо показать и понесенные в течение года расходы. Доходы, полученные в течение года, можно уменьшить только на те расходы, которые подтверждены документами. При этом в расходы можно включать только те суммы, которые были оплачены. Поэтому к накладной или счету-фактуре всегда должен прикладываться документ, подтверждающий оплату, - платежное поручение, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру или бланк строгой отчетности.

По общему правилу, подлинники документов или их копии нужно приложить к декларации. Правда, в большинстве случаев это будет весьма внушительная по размерам папка, а то и не одна. Поэтому во многих налоговых инспекциях не требуют представлять сами документы, подтверждающие расходы, достаточно лишь составить их реестр. Таким образом, прежде чем подавать декларацию, предпринимателю лучше уточнить в своей инспекции, в какой форме представлять документы, подтверждающие расходы.

3. Если предприниматель является плательщиком НДС, то все расходы нужно показывать без "входного" налога, поскольку эти суммы должны быть приняты к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость. Если же предприниматель освобожден от НДС, то входной налог надо было включать в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг).

4. Даже если предприниматель не получал в отчетном году никаких других доходов, кроме как от предпринимательской деятельности, он (при выполнении необходимых для этого условий) имеет право на стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты. О том, как их получить и какие документы для этого оформить, читайте в соответствующих разделах книги.

Судебная практика по статье 227 НК РФ

Исчисление сумм и уплата налога производятся налоговыми агентами в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком (пункт 2 статьи 226 НК РФ).

Признавая решение инспекции законным в части доначисления НДФЛ, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 227, 247, 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса), разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о создании обществом с взаимозависимыми лицами формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств путем "дробления" бизнеса.

В связи с непредставлением Плуталовым Ю.И. в установленном законом порядке отчетности в налоговые органы заместителем начальника ИФНС России N 12 по Кемеровской области 16 декабря 2015 года было принято решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за период с 1 января 2012 года по 21 апреля 2015 года, по результатам которой составлен акт от 25 июля 2016 года N 8 и вынесено решение от 23 сентября 2016 года N 124-в о привлечении Плуталова Ю.И. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 226, 227, 174, 346.32, 122, 126, 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания:

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 38, 208, 209, 227, 249, 346.11, 346.15, 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 2, 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о законности оспариваемого решения инспекции.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 41, 208, 209, 210, 221, 227, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 N 305-КГ16-10399, исходили из доказанности инспекцией того обстоятельства, что полученные предпринимателем от обществ "ТехноПромАльянс", "Техальт", "ПромСнабРегион", "Техно-Альянс" и "СпецСервис" денежные средства в сумме 17 132 966 рублей не связны с реальной предпринимательской деятельностью в виде оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов, подлежащих налогообложению ЕНВД, а являются иным доходом, подлежащим обложению НДФЛ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 210, 221, 227, 252, 272, 273 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о законности оспоренных решений с учетом доказанности факта неправомерного учета предпринимателем при исчислении налоговой базы по НДФЛ за 2015 год в составе профессиональных налоговых вычетов расходов на приобретение каменного угля, который не был реализован или использован.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), пришли к выводу о правомерности оспариваемых действий налогового органа, поскольку законодательство о страховых взносах не содержит норм, позволяющих при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать полученные предпринимателем доходы на сумму понесенных им расходов.

Не согласившись с указанным требованием пенсионного фонда, предприниматель оспорил его в Арбитражный суд Республики Мордовия, ссылаясь на то, что размер страховых взносов неправомерно исчислен пенсионным фондом исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, на основании статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) без учета произведенных в связи с осуществлением этой деятельности расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 210, 221, 227 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконным решения инспекции в оспариваемой заявителем части.

Оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 227, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2011) (далее - Закон о банкротстве), учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики N 2 за 2015 год (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015), суды установили, что полученное арбитражным управляющим после 01.01.2011 вознаграждение за осуществление регулируемой Законом о банкротстве профессиональной деятельности не является доходом от предпринимательской деятельности и не может облагаться единым налогом в рамках упрощенной системы налогообложения.

Не согласившись с указанным требованием пенсионного фонда, предприниматель оспорил его в Арбитражный суд Республики Мордовия, ссылаясь на то, что размер страховых взносов неправомерно исчислен пенсионным фондом исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, на основании статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), без учета произведенных в связи с осуществлением этой деятельности расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) - последняя редакция. Статья 227 - Статья 227.1 Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты на

Статья 227. Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

3. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

4. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

5. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

6. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

7. В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

8. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

9. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

10. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Статья 227.1. Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации. Порядок уплаты налога

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 368-ФЗ)

1. В порядке, установленном настоящей статьей, исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее в настоящей статье - патент), следующими категориями иностранных граждан, осуществляющих такую деятельность:

1) иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Фиксированные авансовые платежи по налогу уплачиваются за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.

3. Размер фиксированных авансовых платежей, указанный в пункте 2 настоящей статьи, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда (далее в настоящей статье - региональный коэффициент), устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.

В случае, если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта Российской Федерации не установлен, его значение принимается равным 1.

4. Фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.

При этом в платежном документе налогоплательщиком указывается наименование платежа "Налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа".

5. Общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, исчисляется ими с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

6. Общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.

Налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Налоговый орган направляет указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.

7. В случае, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

8. Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, освобождаются от обязанности по представлению в налоговые органы налоговой декларации по налогу, за исключением случаев, если:

1) общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;

2) налогоплательщик выезжает за пределы территории Российской Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;

3) патент аннулирован в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Читайте также: